Стилистический повтор в лирике Лермонтова

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стилистический повтор в лирике Лермонтова

Мухин К.Е. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Нижний Ломов имени Героя Советского Союза Тархова Сергея Федоровича
Родникова Ю.Р. 1
1Пензенская область, город Нижний Ломов, МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Ломов имени Тархова С.Ф.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Важнейшую роль в системе языковых средств играет слово. Это значит, что слово является основной стилистической единицей. Вместе со словом к человеку приходят знания о мире, развивается мышление, познается литературное творчество, а также обеспечивается общение с коллективом.

В литературных произведениях отмечается использование разнообразной лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. В связи с этим, самостоятельную ценность представляет проведенное исследование в плане изучения стилистического повтора в творчестве М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов – один из великих поэтов и писателей русской литературы. Его произведения привлекают многих читателей своей тематикой. В них можно найти то, что больше всего нас, читателей, волнует.

Лермонтовский стих отличается своеобразным и весьма характерным подбором и приемами употребления речевых средств, с помощью которых достигаются предельная выразительность, яркость и образность его поэзии. Для раскрытия замысла стихотворения автор использует различные средства, например, стилистический (лексический) повтор.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что стилистический повтор в поэзии Лермонтова недостаточно исследован по сравнению с творчеством других поэтов, поэтому изучение и анализ лирики М. Ю. Лермонтова помогут понять стилистические и художественные особенности его языка, что и определило актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются тексты поэтических произведений М. Ю. Лермонтова.

Предмет исследования – стилистические особенности текстов поэтических произведений, входящих в сборник стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Целью исследования является выявление и анализ стилистических повторов в текстах поэтических произведений М. Ю. Лермонтова.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические понятия (повтор, стилистический повтор, анадиплосис, анафора, эпифора, симплока) в организации текстов;

  2. раскрыть суть использования стилистического повтора в поэтических текстах;

  3. учиться исследовать поэтический текст;

  4. исследовать особенности использования стилистического повтора в лирике М. Ю. Лермонтова;

  5. проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова с использованием стилистического повтора.

Гипотеза: мы предполагаем, что Лермонтов использует стилистический повтор с целью передать оценочно-характеристичное отношение к изображаемым им событиям (явлениям, поступкам, лицам), придать выразительность речи, а также глубже раскрыть замысел текста.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ, синтез), эмпирические (наблюдение, систематизация информации) и практический метод (анализ стихотворения)

Научная новизна работы во многом определяется самим материалом, который впервые был детально проанализирован.

Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и результаты могут быть использованы в школьной практике при изучении творчества М. Ю. Лермонтова.

Часть 1. Теоретическая база исследования

1.1. Определение стилистического повтора

Рассмотрим понятие стилистического (лексического) повтора. Стилистический повтор (лексический повтор) – это повторение слов, синтаксических конструкций в предложении, тексте; употребляется в литературе для придания желанной экспрессии [3].

Прием повтора автору нужен, чтобы читатель представил более образно описываемую картину. С помощью повтора элементов текста достигается эмоциональность и выразительность произведения, а также повтор можно использовать для речевой характеристики персонажа (героя).

Обратимся к строкам Евгения Шварца: «И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать». В данном фрагменте мы видим повтор числительного «три» с целью выделения ключевого понятия.

Рассмотрим другой пример – фрагмент из творчества М. Ю. Лермонтова: «Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем, / Клянусь позором преступленья / И вечной правды торжеством». В приведенном примере мы видим повтор слова «клянусь» в начале каждой строки. Повтор нужен поэту для повышенной эмоциональности стихотворения.

Приведем еще один пример фрагмента стихотворения К. Д. Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени, / Уходящие тени погасшего дня». Мы видим, что поэт использовал повтор синтаксической конструкции «уходящие тени» в конце первой строки и в начале второй строки для выражения своего эмоционального настроя.

В следующем примере мы увидим повтор слова «урок» в каждом предложении. В. Песков использует его с целью подчеркнуть важность (с точки зрения автора) смысла, который он хочет донести до читателя: «Есть урок, который идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле вашего дома, и бабушка, и вы сами».

1.2. Виды стилистического повтора

Выделяют следующие виды стилистического (лексического) повтора: анадиплосис, анафора, эпифора, симплока.

Рассмотрим первый вид – анадиплосис. Это понятие заимствовано из греческого языка и в переводе означает «удвоение, сдвоенность». Анадиплосис (иначе стык, подхват) относится к фигурам речи и представляет собой повторение последнего слова (последней фразы) или выражения одного отрезка речи (предложения, стиха и т. д.) в начале или середине другой части[9].

Пример анадиплосиса – «…откуда придет помощь моя. / Помощь моя от Господа…».

Свойство этой разновидности стилистического (лексического) повтора заключается в том, что элементы текста соединяются в единое целое.

Пример этого явления мы можем увидеть в проникновенном стихотворении К. Д. Бальмонта: «Она пришла ко мне молчащая как Ночь, / Глядящая как Ночь фиалками-очами,… / Она пришла ко мне такая же точь-в точь, / Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь». С помощью повторения фразы «как ночь» автор сравнивает женщину с прекрасной ночью.

Рассмотрим фрагмент поэтического текста Н. А. Некрасова, в котором мы увидим, что с помощью повторения слова «могилы» в конце одной строки и в начале другой автор хочет обратить наше внимание на значительном символе – могиле – к которой может привести лирического героя одиночество: «Пиши – прошу я одного… / Мне эти письма будут милы / И святы, как цветы с могилы, – / С могилы сердца моего!»

Следующий вид стилистического (лексического) повтора – анафора. Анафора (или единоначалие) – повтор группы слов в начале каждого параллельного ряда, повторение начальных частей (слов, двух и более): «Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза» (С. Есенин)

Анафора (от др.- греч. «восхождение») − стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи [1].

Нас интересует анафора как прием, с помощью которого повторяются слова.

Рассмотрим пример употребления анафоры в стихотворении А. А. Фета: «Это утро, радость эта, / Эта мощь и дня и света, / Этот синий свод, / Этот крик и вереницы, / Эти стаи, эти птицы, / Этот говор вод…». С помощью повтора слов «это», «эта», «этот» поэт показывает чувственное отношение к весенней поре. Лирический герой словно начинает жизнь заново после наступления весны.

Приведем еще один пример из поэтического текста, в котором употребляется анафора: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, / Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера. / Жди, когда из дальних мест / Писем не придет, / Жди, когда уж надоест / Всем, кто вместе ждет…».

Стихотворение К. Симонова «Жди меня» построено на анафоре. В первой строфе в начале каждой строки повторяется слово «жди». Повтор использован с целью передачи любви женщины, которая помогает возлюбленному выдержать тяготы войны. Анафора «жди» дает надежду, что солдат вернется домой, где его любят.

Еще один вид стилистического (лексического) повтора – эпифора. Эпифора – повторение конца фразы или одинаковых слов, словосочетаний: «На место их фестончики. / – Ах, это не хорошо, фестончики!»; «Вот на берег вышли гости, / Царь Салтан зовет их в гости…» (А. С. Пушкин)

Приведем пример из творчества М. Ю. Лермонтова стихотворение «Кавказ». В этом произведении автор вспоминает любимое место – Кавказ. Перебирая в душе детские годы, поэт говорит про горы. В конце каждой строфы Лермонтов повторяет фразу «Люблю я Кавказ!», чтобы передать свои чувства, которые его переполняют, вспоминая те годы, то место.

Рассмотрим стихотворение А. А. Блока с использованием эпифоры: «Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня». Повтор фразы «в тихом доме» в смежных строках нужен поэту для того, чтобы передать душевное состояние лирического героя.

Последний вид стилистического повтора – симплока. Симплока (от греч. «сплетение») – анафора + эпифора; это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста.[5]

Особенность этой разновидности повтора заключается в том, что повторяются начальные и конечные слова в смежных стихотворных строках или фразах. Этот вид повтора используется автором с целью усиления эмоционального влияния на читателя, а также акцентирования внимания на важном моменте.

В литературных текстах симплока встречается гораздо реже, чем остальные разновидности стилистического (лексического) повтора.

Приведем пример: «Ну, положим, Бахчеев не сочинил астрономии, да ведь и я не сочинил астрономии, да ведь и ты не сочинил астрономии» (Ф. М. Достоевский).Писатель обращает внимание читателя на важный момент своего произведения с помощью трехразового повтора синтаксической конструкции «не сочинил астрономии».

Выводы по первой части

Мы рассмотрели понятия стилистический повтор, анадиплосис, анафора, симплока, эпифора. Повтор и его разновидности очень активно используются в речи, а также в текстах поэтических произведений.

Таким образом, прием повтора позволяет читателю представить более образно картину, которую описывает автор, а также достигается желанная экспрессия и выразительность речи. Реже стилистический повтор используется для речевой характеристики персонажа и для выделения ключевого понятия.

Анадиплосис заключается в повторе синтаксической конструкции первой строки в других частях фразы. Анафора представляет собой повторение слова или фразы в начале каждой строки. Эпифора заключается в повторении фразы в конце предложения.

Часть 2. Особенности употребления стилистического повтора в лирике М. Ю. Лермонтова

2.1. Употребление стилистического повтора в лирике М. Ю. Лермонтова

Язык поэзии, безусловно, тесно связано с авторским замыслом и тематической направленностью произведения. Эмоциональность и выразительность речи М. Ю. Лермонтов достигает не только подбором подходящих слов, но и использованием фигур речи. В построении строф Лермонтов проявил себя большим новатором. Инструментовка его стихов очень разнообразна.

Рассмотрим использование анафоры в творчестве Лермонтова. С помощью этой разновидности повтора поэт пытается обратить внимание читателя на особо важные моменты в своем произведении.

Обратимся к фрагменту стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный», 1829 г.). Это произведение представляет собой искреннюю попытку поговорить с Богом на равных без покаяния: «Не обвиняй меня, Всесильный, / И не карай меня, молю, / За то, что мрак земли могильный / С ее страстями я люблю; / За то, что редко в душу входит / Живых речей твоих струя, / За то, что в заблужденье бродит / Мой ум далеко от тебя; / За то, что лава вдохновенья / Клокочет на груди моей; / За то, что дикие волненья / Мрачат стекло моих очей; / За то, что мир земной мне тесен…».

Лирический герой просит «Всесильного» не налагать наказание. Мы видим, что в данном фрагменте в смежных строках повторяется синтаксическая конструкция «за то, что». С помощью анафоры автор перечисляет список прегрешений, которые оборачиваются перечислением качеств характера молящего.

Следующий пример анафоры мы увидели во второй и третей строфах стихотворения «Наполеон» (Дума), 1830г: «Там Франция! – там край ее родной / И славы след, быть может скрытый мглой; / Там, средь войны, ее неслися дни…». Мыслью стихотворения является описание Наполеона, его величие. Поэт изображает императора французов одиноким, но не сочувствует ему. Лермонтов использует повтор слова «там» для того, чтобы читатель смог представить место, которое является родным для Наполеона.

Во второй строфе этого стихотворения мы видим анафору «где», которая помогает понять истинное отношение автора к изображаемому им лицу (Наполеону): «Где сгнил его и червем съеден прах, / Где он страдал, покинут от друзей, / Презрев судьбу с гордыней прежних дней, / Где стаивал он на брегу морском…». С помощью повтора мы понимаем позицию поэта: он иронизирует по французскому правителю.

Следующий пример использования анафоры Лермонтовым – фрагмент стихотворения «1831-го января»: «…Чтоб бытия земного звуки / Не замешались в песнь мою, / Чтоб лучшей жизни на краю / Не вспомнил я людей и муки, / Чтоб я не вспомнил этот свет, / Где носит всё печать проклятья, / Где полны ядом все объятья, / Где счастья без обмана нет».

В стихотворении говорится о земном бытии, которое приносит лишь разочарование, а также о противопоставлении жизни и вечности. Во второй строфе, мы видим несколько использованных анафор: «чтоб», «не вспомнил», «где», с помощью которых нагнетается ситуация. Лирический герой не решается разорвать отношения со светом, но такой выход дается ему тяжело.

В стихотворении «Небо и звезды» (1831г.) Лермонтов размышляет о небе, звездах и людях. Все мысли направлены на их сравнение. Автор говорит о том, что во Вселенной у каждого человека и предмета есть свое место: «Чисто вечернее небо, / Ясны далекие звезды, / Ясны как счастье ребенка…». С помощью анафоры «ясны» читатель может вообразить себе эти самые звезды, прочувствовать отношение автора к небесным телам.

Говоря о мечте лирического героя оказаться среди неба и звезд, поэт использует анафору «только»: «…Только завидую звездам прекрасным, / Только их место занять бы желал». С помощью повтора Лермонтов показывает внутреннее состояние своего персонажа на фоне красоты Вселенной.

Еще один пример использования анафоры мы видим в стихотворении «Желанье» («Отворите мне темницу…»). Тема – свобода.

Свобода провозглашается ценной целью. Лирический герой желает свободы и гармонии, действий, самопознания. Для того чтобы передать читателю эту мысль, автор использует анафору «дайте»: «…Дайте мне сиянье дня, / Черноглазую девицу, / Черногривого коня. / Дайте раз по синю полю / Проскакать на том коне; / Дайте раз на жизнь и волю, /…/ Дайте мне челнок дощатый…/…/ Дайте мне дворец высокой / И кругом зеленый сад, / Чтоб в тени его широкой / Зрел янтарный виноград; / Чтоб фонтан не умолкая / В зале мраморном журчал…».

Мы видим использование нескольких анафор: «дайте», «чтоб» для передачи основной мысли. Лирический герой просит у судьбы любовь, мечту, счастье, вызов – по этим словам мы понимаем, что он стремится достичь свободы.

Рассмотрим еще один пример, в котором обнаружили анафору – произведение «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837г.). Автор затрагивает проблему – невозможность существования человека без связи с природой. Мир природы – своеобразная дорога к духовному взрослению, к пониманию Бога: «Когда волнуется желтеющая нива, /…/ Когда росой обрызганный душистой, /… / Когда студеный ключ играет по оврагу / … / Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе…».

Мы видим применение повторов «когда», «тогда», с помощью которых автор передает мысль лирического героя о возможных условиях сосуществования человека с природой и Богом. Они ведут к итогу, что герой признается в том, что же происходит у него в душе.

Следующий вид стилистического повтора, который использует М. Ю. Лермонтов в лирике – анадиплосис. Его поэт употребляет гораздо реже. В немногих стихотворениях прослеживается этот вид повтора. Он применяется, чтобы читатель образнее представил описываемые события.

Обратимся к фрагменту стихотворения «Бородино» (1837г.). С. Наровчатов писал, что «строки ‟Бородина” стали однозвучными с горько-горделивыми словами людей, сызнова защищавших Москву»: «…И молвил он, сверкнув очами: / «Ребята! Не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» / И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».

Здесь мы выделили анадиплосис «Москва/Москвой», «умирали/умереть». Повтор использован с целью подчеркнуть важность происходящий событий – солдаты сражались с французами; для них было главным не сдать город, стоять на смерть за Родину. Лирический герой призывает к победе солдат – это передается при помощи анадиплосиса.

Другой пример. Во фрагменте стихотворения «Три пальмы» автор использует анадиплосис «коня/конь», чтобы образнее передать происходящие события: «Араб горячил вороного коня. / И конь на дыбы подымался порой…».

А в строках стихотворения «Небо и звезды» М. Ю. Лермонтов сравнивает вселенную с человеком: «Добрые люди, что звезды и небо / Звезды и небо! – а я человек!...». Лирический герой, размышляя о небесных телах, утверждает, что человек похож на звезды, только небесные светила лучше людей тем, что не устраивают против друг друга различные заговоры.

Еще в одном фрагменте стихотворения «К* (Я не унижусь пред тобою…») прослеживается употребление анадиплосиса.

Лермонтов пишет о разочаровании в любви. Его лирический герой надеялся на взаимность чувств, но этому не суждено сбыться: «Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть». Видим, что в строках использован повтор синтаксической конструкции «друг друга». Разочаровавшись в любви, персонаж все равно не может позабыть свою возлюбленную.

Лермонтов использует в своей лирике и эпифору. Примером применения в стихотворных строках послужит «Казачья колыбельная песня». В «песне» прослеживается воспоминание о Кавказе – любовь к природе и культуре народов, проживающих там. Стихотворение представляет собой пересказ колыбельной, которую напевает мать сыну. Текст пропитан тоской и горем – долгое время не прекращается война на Кавказе. И мать понимает, что воспитывает будущего солдата. В конце каждой строфы повторяются строки «Баюшки-баю».

Самый часто встречающийся вид повтора в стихотворных строках М. Ю. Лермонтова – симплока (соединение анафоры и эпифоры).

Первый пример – строки из стихотворения «Бородино»: «Два дня мы были в перестрелке. / Что толку в этакой безделке? / Мы ждали третий день». Слова «дня», «день» употребляется в начале одной строки и в конце другой с целью показать события, которые длились несколько дней, но ничего не решилось за этот срок. Лирический герой, вместе с остальными солдатами, ждет третий, решающий день. Поэт говорит о днях боевых сражений.

«Тогда считать мы стали раны, / Товарищей считать». Мы видим повтор слова «считать» в начале первой строки и в конце второй. Симплока помогает автору обратить внимание читателей на важный момент в развитии событий, а также показать ужасающие результаты сражений.

Еще одно стихотворение – «Тучи» − послужит примером применения симплоки. Рассмотрим последние строки этого стихотворения, в которых повторяется одно и то же слово в начале и в конце фразы: «Чужды вам страсти и чужды страдания; / Вечно холодные, вечно свободные, / Нет у вас родины, нет вам изгнания». В приведенном фрагменте поэт характеризует тучи. Но образ тучи символизирует образ самого автора.

Лермонтов, описывая тучи, говорит о свободе. Повторы слов «чужды», «вечно», «нет» говорят о том, что лирический герой в образе туч вынужден доживать свой век в одиночестве, без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности.

Несколько фраз, в которых представлена симплока, мы встретили в стихотворении «Сон»: «И солнце жгло их желтые вершины / И жгло меня – но спал я мертвым сном /…/ Шел разговор веселый обо мне. / Но в разговор веселый не вступая, / Сидела там задумчиво одна…».

В стихотворении идет речь о смерти. Лермонтов точно описывает свою смерть в форме сна. Автор считал, что смерть неизбежна, и своими строками он словно предсказывал гибель. Повторы «жгло», «разговор веселый» помогают раскрыть суть стихотворного произведения – приснившегося сна о собственной смерти.

Таким образом, стилистические повторы помогают автору образнее и выразительнее передать замысел стихотворения.

2.2. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова с использованием стилистического повтора

Объектом нашего внимания выступает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», которое появилось в свет в 1831 году. Относится к ранней пейзажной лирике. В стихотворных строках автор соединяет красоту природы и мысли о горьком будущем страны. Мы видим, что в стихотворении прослеживается мысль о Родине, которая выражается с помощью образа природы. В ней автор искал и находил вдохновение.

В стихотворении М. Ю. Лермонтов использует разнообразные изобразительно-выразительные средства, но не отличается изобилием.

С самого начала, с первых строк поэт прибегает к олицетворению: «Прекрасны вы, поля земли родной…» − автор обращается к полям, изображая их как живое существо. Еще один пример олицетворения: «Туман здесь одевает неба своды! / И степь раскинулась лиловой пеленой,…/ Но этот снег, летучий, серебристый… / Не веселит мне сердца никогда». С помощью этого приема вся природа кажется живой, как самостоятельно существующая. С помощью эпитетов – «лиловой пеленой», «снег летучий», «одеждой хладной, неизменной», «могильная гряда», «прах бесценный» − создается лирическая атмосфера стихотворения. Встретилась нам и инверсия – «одеждой хладной, неизменной», которая задает особое звучание строк. Это нужно, чтобы читатель прочувствовал грустные эмоции во время чтения. Метафора – «неба своды» − использована автором с целью передачи красоты природы.

Это стихотворение представляет для нас интерес с точки зрения употребления стилистического повтора. Обратимся к строкам: «Но эта степь любви моей чужда; / Но этот снег, летучий, серебристый…». Невооруженным глазом видна анафора «но эта/этот». Такая разновидность повтора нужна поэту, чтобы повысить эмоциональность стихотворения.

Видим еще один повтор в строчках: «Прекрасны вы, поля земли родной, / Еще прекрасней ваши непогоды…». Автор, описывая красоту природы, употребляет повтор формы слова «прекрасны».

В следующей строчке мы обнаружили применение такой разновидности повтора, как симплока: «И так она свежа, и так родня с душой…». Лермонтов использует ее с целью усиления эмоционального влияния на читателя, передавая красоту природы.

Рассмотрим еще несколько строк из этого же стихотворения: «И позабытый прах, но мне, / но мне бесценный». Видим, что в смежных строках проявляется анадиплосис. С помощью него М. Ю. Лермонтов заостряет внимание на важном моменте поэтического произведения – упоминание своего отца.

Таким образом, чтобы передать красоту природы, показать печальное будущее страны, поэт применяет средства выразительности.

Выводы по второй главе: рассмотрев особенности употребления стилистического повтора в лирике Лермонтова, мы отметим, что наиболее употребительными видами повтора являются анафора и симплока. С помощью них достигается образность речи, а также раскрывается замысел стихотворения.

Заключение

В ходе исследования нами были решены основные задачи:

  1. рассмотрели теоретические понятия (повтор, стилистический повтор, анадиплосис, анафора, эпифора, симплока) в организации текстов;

  2. раскрыли суть использования стилистического повтора в поэтических текстах;

  3. научились исследовать поэтический текст;

  4. исследовали особенности использования стилистического повтора в лирике М. Ю. Лермонтова;

  5. проанализировали стихотворение М. Ю. Лермонтова с использованием стилистического повтора.

Выводы по теме: в рассмотренных стихотворениях М. Ю. Лермонтова мы обнаружили обилие стилистического повтора. Виды повторов, о которых мы говорили в первой главе, были найдены в поэтических строчках великого поэта.

Стилистический повтор в лирике Лермонтова применяется с разной целью: 1) выделить важное (с точки зрения автора) слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей эмоциональности и выразительности; 2) акцентировать внимание читателя на особо важных моментах сюжета; 3) создать определенный ритм строки.

Как мы и предполагали: в поэтическом тексте Лермонтова стилистический повтор функционирует как средство передачи отношения автора к изображаемым событиям, создания выразительности речи, а также актуальности значимого смысла, который выражается подтекстно.

Нами был выполнен анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», который может способствовать повышению интереса к изучаемой теме. Анализ направлен на развитие умений грамотно выстраивать письменную и устную речь, производить анализ текста.

Список использованной литературы

  1. Анафора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анафора (Дата обращения: 19.02.2023)

  2. Андроников И. М. Ю. Лермонтов. Парус. Стихи. – М.: Детская литература, 1989. – 64 с.

  3. Бушко. О. Школьный словарь литературных терминов. – Калуга, 1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/rechevaya-izbytochnost-tavtologiya.html (Дата обращения: 18.02.2023)

  4. Вырыпаев П. А. Лермонтов с нами. – С.: Приволжское книжное издательство, 1966. – 104 с.

  5. Горланов Г. Е.. «Люблю отчизну я…». − П., 2012. – 368 с.

  6. Лексический повтор [Электронный ресурс] Режим доступа: https://b1.cooksy.ru/articles/stilisticheskiy-i-leksicheskiy-povtor/ (Дата обращения: 18.02.2023)

  7. Лермонтов М. Ю. Сборник сочинений в 4-х томах, т. 1-4. – М., Художественная литература, 1984.

  8. Ломунов К. Н. М. Ю. Лермонтов: Очерки жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1989. – 176 с.

  9. Наровчатов С. Лирика Лермонтова. Заметки поэта. Издание 2-е. – М., 1970. – с. 5.

  10. Справочник для учащихся и начинающих авторов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pishi-stihi.ru/anadiplosis.html (Дата обращения: 18.02.2023)

Просмотров работы: 223