Она. Про литературу

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Она. Про литературу

Коростелева В.Э. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Колмогорцева Н.Н. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Анализ ситуации Актуальность

Людей, которые создают красивый текст – много, и на каждого найдётся свой читатель. Мне хочется делиться своими работами с обществом, которое заинтересовано в этом, вдохновлять их своим творчеством, высказывать своё мнение, дарить собственные мысли и преображать их внутренний мир в красивые картины. Произведения собственного сочинения имеют огромную значимость для автора, его окружения и будущих поколений. Они помогают выражать идеи, развивать навыки письма и вдохновлять людей на принятие изменений в своей жизни. В современных реалиях люди чаще берут в руки телефон, нежели книгу, поэтому создание платформы в популярном мессенджере будет удобным для потенциальных читателей.

Целевая группа

Ученики 9-11 классов

География проекта

Россия

Цель

Создание и развитие телеграм канала с творческими работами собственного сочинения.

Задачи

  1. Создать и оформить платформу для публикаций и хранения текстов собственного сочинения

  2. Прорекламировать блог с помощью других социальных сетей

  3. Продумать интересные проекты и темы для постов

Методы реализации

  1. Теоретический анализ

  2. Информирование

Ожидаемые результаты

Количественные

Общее число публикаций – 50

Общее число подписчиков – 150

Качественные

Привлечение внимания общества к литературным работам

Собственные письменных работ

Жизнеспособность проекта

Книга собственного сочинения

Сроки реализации

2022-2024 г.

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Автор пишет на доступном языке

  2. Обсуждение проблем, актуальных для целевой аудитории

  3. Использование различные стили и жанры письма

  1. Недостаточная разработка тг-канала

  2. Отсутствие вдохновения у автора канала

Возможности

Угроза

  1. Продвижение себя, как автора

  2. Начать зарабатывать

  1. Низкий интерес учащихся

  2. Конкуренция

I. Теоретическая часть

Изучение жанров литературы

Написание хороших произведений невозможно без знания теории жанров. Следовательно, задачей этого раздела является сбор литературоведческих терминов, необходимых при создании творческого проекта.

«Копилка литературоведческих терминов»

Рассказ – прозаическое произведение малого объёма с динамическим развитием сюжета; небольшое по объёму повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б. Томашевский).

Тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чём повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображённому; вариант решения главной проблемы.

Основные особенности рассказа:

  • Фабула предельно простая: изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий, логически связанных между собой (ни одно из них нельзя мысленно «устранить», не нарушив причинно-следственную связь).

  • Действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени.

  • Большое значение придаётся концовке (она должна быть «ударной»), которая является своего рода выводом из рассказанного (в прямой или образной форме).

  • Одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

Сюжетная линия - это последовательная логическая связь эпизодов, часто формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, одного конфликта.

Сюжет – это система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Экспозиция составная часть сюжета, логически предшествующая завязке. Намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

Завязка – это то основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора. Может присутствовать в виде одного эпизода, а может растянуться на несколько сцен.

Развитие действия структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу развития действия конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

Кульминация момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию. Нередко сюжетное развитие предполагает несколько кульминационных точек.

Развязка – финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта, даётся указание на возможные пути его решения или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

  • тоническая;

  • силлабическая;

  • силлабо-тоническая.

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Наличие лирического сюжета. Лирический сюжет необязательно сводится к цепи событий, действий: это может быть анализ ощущений и вывод, либо метафора, которые за этим следуют.

Присутствие авторской модальности (авторского видения, авторской личности). Даже если текст написан не от первого лица, стихотворение содержит оценку происходящего. Иногда способ создания образа, угол художественного зрения дают представление о своём создателе. Так, например, ахматовская строка «я на левую руку надела перчатку с правой руки» выдаёт в авторе а) женщину; б) аристократку; в) рассеянную аристократку.

Смысловая законченность. Стихотворение обычно описывает человека, животное, предмет, событие или ощущение. Казалось бы, любая из этих тем неисчерпаема. Но для создания целостного образа важно вовремя остановиться.

ОЧЕРК

Очерк – это малый литературно-публицистический жанр эпического вида литературы. По сути, очерком называют разновидность рассказа, в котором, в отличие от новеллы, нет острого и быстро разрешающегося конфликта. Зато в этом жанре больше развито описательное изображение.

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла, квартальный отчёт или рассказ:

  • установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);

  • наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;

  • чёткая структура;

  • единый сюжет;

  • объективность изложения материала;

  • яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Очерк не только повествует о событии или человеке, но и, как правило, затрагивает острые социальные, политические, нравственные и другие актуальные проблемы. Но на первом месте всё же история человека или описание события.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Магический реализм — это особый художественный и литературный метод, в котором реальность переплетается с нереальностью, чудом. Авторы, работающие в этом жанре, уходят в двоемирие.

Двоемирие — это концепция взаимного проникновения и сосуществования двух миров: настоящего и выдуманного. В отличие от действительности, воображаемый мир для художника идеальный и совершенный, а правила этого мира могут меняться в зависимости от его желаний.

Признаки магического реализма:

  • Искажается течение времени. Например, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами, герои часто видят сны, подменяющие реальность, входят в состояние транса. Время воспринимается как условность, поэтому может замедляться и ускоряться, дробиться и искажаться.

  • Есть фольклорные элементы, мотивы легенд и сказаний. Миф в магическом реализме — это не только отсылка и создание колоритных образов, но ещё и способ познания существующей реальности. Через миф, легенды и верования писатели пытаются осмыслить мир, в котором мы живём сейчас.

  • Темы одиночества, неприкаянности и переосмысления существующей реальности. Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.

  • Открытый финал. Такой финал не уникален сам по себе, но в магическом реализме всегда остаётся больше вопросов, чем ответов. Нарочито открытая концовка заставляет читателя самому подвести итог и сделать вывод из прочитанного.

Проектная часть

Календарный план меропиятий

Тема

Сроки

Ожидаемый результат

1.

Создание перспективного плана ведения телеграм канала

02.10

Перспективный план ведения телеграм канала

2.

Создание рекламной брошюры и её распространение

15.10

Рекламная брошюра

3.

Краткая аннотация книги собственного сочинения

28.10

Краткая аннотация книги

4.

Создание и оформление телеграм канала

04.11

телеграм канала

5.

Публикация работ из архива

10.11

Рассказ, стихотворения, заметка, главы из книги

6.

Написание и экранизация стихотворения

16.11

Экранизация стихотворения

7.

Публикация главы из собственной книги

02.03

Глава из книги

8.

Публикация текста в стиле магический реализм

09.04

Текст в стиле магический реализм

9.

Иллюстрирование главы из книги

01.05

Две иллюстрации

10.

Публикация главы из собственной книги

20.05

Глава из книги

11.

Публикация истории - квиза

Май – июнь

Готовая история - квиз

12.

Сбор проектной папки

Сентябрь 2023

Проектная папка

13.

Завершение

Сентябрь 2023

Готовый продукт

14.

Оформление проекта

Сентябрь 2023

Готовый проект

15.

Защита проекта

Сентябрь 2023

Защищённый проект

16.

Рефлексия

Сентябрь 2023

Анализ ошибок и возможностей телеграм канала

Перспективный план

Месяц

Публикация/Тема публикаций

Сентябрь - ноябрь

Публикация работ с октября 2021 по май 2022

Ноябрь

Значение человека в обществе. Экранизация стихотворения «Спички»

Февраль

Личные достижения. Поездка в МДЦ «Артек». Публикация в городской газете. Дипломы.

Март

Тема любви и взаимоотношений: публикация главы из книги

Апрель

Новые знания на практике

Май

Скоро лето: глава из книги

Июнь

Важность выбора: история - квиз

Реклама телеграм канала

Для быстрого роста подписчиков я решила начать рекламировать свой телеграм канал. Сначала отправила ссылку – приглашение родственникам, друзьям и одноклассникам. После публикации первых работ, более серьёзно подошла к вопросу продвижения своего творчества в массы: в приложении Canva создала брошюру для публикации её в социальные сети. При публикации брошюры прикрепляю QR-код, при сканировании которого, пользователь автоматически попадает в телеграм канал.

Оформление брошюры заняло у меня четыре часа, так как я старалась избегать шаблонных узоров. Для привлечения внимания решила немного заинтриговать читателя, и вверху расположила фрагмент из главы книги собственного сочинения. Через вопросно – ответную форму, выделенную неоновым розовым цветом, написала, что это фрагмент из авторской книги, которую в скором времени можно будет увидеть в моём телеграм канале.

Краткая аннотация авторской книги

Куда приведёт людей отзывчивость и внимание к деталям? Что будет, если каждый начнёт делать комплименты прохожим? Сумасшествие? А может быть, так и появляется позитивное общество? Радость начинается с одного человека, а не с огромной толпы. Пора становиться тем самым «первым».

Книга, над которой я работаю, посвящена, в первую очередь любви к людям. Образ главной героини – образ слушателя и наблюдателя, а все гости пекарни – люди с собственными историями, переживаниями и радостями. Многие из них общаются главной героиней, открывая ей собственный внутренний мир. Она всё выслушивает, поддерживает каждого, кто приходит за помощью, искренне радуется за тех, у кого происходит что – то хорошее, стараясь отдаваться каждому гостю. Но у всех есть и своя жизнь. Как главная героиня будет совмещать проблемы окружающих и собственные переживания? Подпустит ли она кого – то близко к себе? Чего она добьётся на работе?

История создания

На протяжении последних двух лет я работаю над созданием собственной книги, практикую свои навыки письма в разных жанрах, пишу стихи, интересуюсь литературой и мечтаю связать свою жизнь именно с этим увлечением. Главной мечтой становится выпуск сборника с работами собственного сочинения, а позже книги «Пекарня с тёплым хлебом». Выпуск сборника из издательства требует больших финансов, поэтому, на данном этапе моего творческого развития, мною было принято решение развиваться в интернете, посредством собственного телеграм канала.

Телеграм канал «она» был создан 27 сентября 2022 года. Первым делом, я решила опубликовать уже готовые работы, написанные в период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года. Опубликовано было лишь три работы, так как остальные уже перестали казаться достаточно качественными.

Затем, в голову пришла идея переписать стихотворение «Спички», написанный в марте 2022 года. За девять месяцев многое поменялось и в моём творчестве, и в жизни, поэтому используя новые знания и эмоции, я получила абсолютно новое стихотворение, с другим сюжетным поворотом и сутью. В первоначальном варианте речь идет о попытках человека понять свое предназначение, принять себя и найти различия между собой и обществом. Через второе стихотворение я постаралась донести собственные умозаключения, говоря о своем явном отличии от общественности, как об особенности.

Проведя некоторую аналитику, я поняла, что хочу заняться экранизацией нового стихотворения. Навыки в съёмке и монтировании видео у меня уже есть, поэтому оставалось прописать сценарий ролика, сделать раскадровку и найти актёров. На всю работу ушла ровно неделя: два дня на продумывание и совершенствование идеи, поиска места для съёмки и решения других организационных вопросов и трудностей, три дня ушло на съёмки, два дня на монтаж. Публикуя видео, у меня было много опасений насчет критики и общественного мнения в целом, так как такого рода работу я проводила впервые. Подписчики канала, число которых на тот момент было приблизительно равно 40 людям, хорошо приняли работу. Некоторые публиковали видео в свои телеграм каналы, с указанием моего авторства, из – за чего, прирост подписчиков был равен 30 людям.

После экранизации я столкнулась с большой проблемой – нежелание писать что – либо. Не хотелось писать даже для себя, обходилась лишь небольшими заготовками в блокноте, которые в последующем дорабатывала до гармоничного текста. Не хотелось, но иногда приходилось писать хотя бы что – то. Одним из таких «творений» стало сочинение, которое я отправила на конкурс «Россия – страна возможностей». Спустя время, мне пришел результат моего труда: я стала одной из победителей этого конкурса, получив путевку в МДЦ «Артек». Именно там я смогла заново зарядиться желанием творить, писать, работать и развиваться в этой сфере с каждым днем больше и больше. По приезде я закончила работу над интервью с организатором «Мозгобойни» в Шадринске – Дмитрием Кондрашечкиным. Позже эта работа была опубликована в газете «Шадринский Курьер».

Всё время, что я работаю над книгой, оставляю заметки в блокноте, замечая интересные ситуации на улице или в других общественных местах, чтобы позже использовать их для написания книги. Одной из таких ситуаций стала ссора молодой пары. Я использовала этот случай для самого большого опубликованного мною отрывка из книги.

Для увеличения багажа знаний и улучшения навыков письма я решила поучаствовать в «III Весенней филологической школе УрФу». На одной из лекций по работе с авторскими текстами, нас ознакомили с таким непопулярным стилем литературы, как магический реализм. Нам рассказали историю создания, особенности и предложили самостоятельно создать текст в этом стиле, усложнив задачу тем, что мы должны были вытянуть по две бумажки со словами, которые обязательно должны присутствовать в получившемся тексте. Итоговую работу, я захотела выложить в телеграм канал, так как это было что – то новое для меня.

История - квиз

Чтобы подписчикам было интересно следить за моим творчеством, я решила написать историю – квиз. Основной идеей являлась возможность выбора продолжения действий. Я пишу придуманный фрагмент, публикую его, а следом публикую опрос, где предоставляю несколько вариантов развития событий. Вместе с аудиторией мы выбираем исход событий, я пишу продолжение. Цепочка этих действий будет продолжаться до момента логического заключения истории.

Я изначально продумала сюжет, не загоняя его в какие – то рамки, не разбавляя его деталями. Суть истории такова: маленькая девочка живет с мыслью, что все двери автоматические. На самом деле двери людям в мире открывают вежливые существа, преследующее каждого человека. В свой шестнадцатый День Рождения она знакомится со своим существом. Оно приглашает её в библиотеку ненаписанных книг, где, сам того не подозревая, даёт важный совет, изменивший жизнь своей подопечной.

Заключение

Проведенная работа по созданию электронного сборника работ собственного сочинения, посредством телеграм канала, позволила проанализировать такие жанры литературы, как стихотворение, очерк, магический реализм и поработать над созданием текстов в этих жанрах.

Список используемых источников

  1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3‑е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

  2. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под редакцией проф. А.П. Горкина — М.: Росмэн, 2006.

  3. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

  4. Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М.: Мысль, 1969. — 399 с.

  5. История русской журналистики XVIII-XIX веков / В. Г. Березина, А. Г. Дементьев, Б. И. Есин и др.; Под ред. проф. А. В. Западова. — 2‑е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1966. — С. 56—65. — 544, Библиогр.: с. 539—542 с.

  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;

  7. Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун‑т. — РГБ — Шифры: д11872–05. — СПб., 2004.

  8. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.

  9. Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

Приложение 1

Приложение 2

октябрь 2021
В.Э.Коростелева

«Заблуждение»

потерять тебя равно было смерти
что ж, видимо я умерла.
здесь нет никакой романтической ветви
я просто молча ушла.
я молчала не чтобы тебя разозлить или вывести,
молчала не чтобы сказать что-то после.
важно лишь было твоё «подожди, успокойся, мы выясним»
но я его не услышала.
мой хороший, увы, теперь поздно.
мне уже не нужны твои речи
о страстной любви и заботе,
о том, что подставишь ко мне свои плечи,
в момент, когда буду тонуть в болоте.
мне неважно где ты и с кем ты.
почему ты пропал? ничего не сказал?
не волнуйся, я больше не встану к стенке,
я больше не устрою скандал.
выяснять и говорить мы больше не будем о «нас»
тебе это стало нужно?
давай, в другой раз?
когда и мне хватит смелости полной
понять, что «нас» больше нет.
принять этот факт, безусловно,
важней будет всяких бед.
как же мне без тебя живётся?
недурно, но бывает что сердце рвётся
то ль к тебе, то ль ещё к кому-то,
но уже я больше не в силах
совладать с этой страшной мукой;
и если слова любви мне
ещё хоть раз станут разлукой -
я прекращу говорить со всеми.
замолчу и вряд ли скажу что-то вновь.
представь, даже так бывает,
когда любовь даёт по лбу; в кровь раскоцанные коленки
не от каких-то людских утех.
колени в крови от боли,
от твоих ежедневных потех.


колени бились об пол, об кровать,
об стул и книжную полку,
не зная, что даже в этом
теперь нет никакого толку.
увы, теперь не поможет
ни полка, ни стул, ни кровать.
колени не для того были созданы.
их не нужно куда-то ронять.
их нужно ласкать и гладить,
любить, иногда целовать.
ценить даже маленький шрамик
и стойко за них стоять.
ласкать их должны чьи-то руки,
не абы чьи, а твои.
твои руки должны были как-то, доказать что все те не смогли.
и если однажды кто-то
мне сможет все объяснить,
сказав, что мои колени - это рай,
что я не мясник.
пожалуй, понятный выбор сделаю я тогда.
не спрашивай «что? куда ты? а как же наша мечта?»
мечта, проживая месяц,
уж вряд ли дойдёт до конца.
до конца моей жизни темной
без твоего лица.

март 2022
В.Э.Коростелева

«Все люди – спички горящие…»

все люди - спички горящие, но почему тогда я фитиль?
холодный и замерзающий,
иногда замирающий, а порой бываю сжигающий.
отчего тогда я фитиль?
отчего же все люди в мире,
с кем знаком я когда-то был,
зовут меня ярким пламенем,
а не тусклым куском мерцания
по имени фитиль?
наверное «зажигающий» - это лишь мой псевдоним.
а на самом деле, товарищи, я сжигающий, поджигающий, и сгорающий фитиль.
сгорающий до последней нитки,
но не скажу, что мне что-то не нравится
здесь тепло и вполне уютно.
иногда вижусь со спичками -
это мои подруги.
они все такие живые и настоящие,
такие яркие и горящие.
а я что? я просто фитиль.
без меня бы не было света,
ведь спичка недолго горит,
она прогорает и в урну, а
я ещё долго буду людей вокруг греть.
но зажечь меня надо.
той спичкой специальной - волшебной,
какую не сыщешь нигде.
она в моем прошлом осталась,
в огромном, далёком бревне.

ноябрь 2022
В.Э.Коростелева

«Спички»

все люди - спички горящие.
но почему только я фитиль?
они, надо мною царящие,
пытаются сжечь меня в пыль.
они же, всепонимающие,
всезнающие про меня -
не больше, чем знает спичка,
погибшая от огня.
возможно, что они правы:
мне нужно больше хотеть,
зря на ветру не гаснуть
только лишь ярче гореть,
и смело, как переправу,
невзгоды преодолеть.
но если я начинаю,
как книги Брэддбери тлеть?
мне не нужны пожары -
я хочу близких греть.
для радости и для забавы
весёлые песни петь.
знаю, что так еще будет,
меня снова кто-то зажжёт.
но, где и когда - жизнь покажет,
а сердце в предчувствии ждёт.
благодарна я спичкам и свечкам.
благодарна огню и тому,
кто смог мне помочь загореться,
когда я думала, что умру.

январь - февраль 2023
В. Э. Коростелева

«Ты меня не любишь, и я тебя любить не обязана»
(отрывок из книги «Пекарня с тёплым хлебом»)
На улице было пасмурно. Настроения не было с самого утра ни у меня, ни у посетителей пекарни. Зато «Согревающий латте» сегодня брали в несколько раз больше. Не люблю дождь, все хмурые, молчаливые и грубые. Не приходит Персик (рыжий бездомный кот, которого подкармливает почти весь район), видимо греется где – то. Из постоянных посетителей только Юрий Александрович вместе с Никитой Алексеевичем – два взрослых мужчины, лет сорока пяти, приходят каждые два дня, работают неподалёку. Они всегда на позитиве, даже в такие противные дни.
Время близилось к вечеру, как вдруг к нам в пекарню зашла молодая пара. Парень открыл дверь перед девушкой, помог снять пальто и шарф, отодвинул стул, сказал что – то и подошёл ко мне, чтобы оформить заказ. Он попросил лишь две кружки черного чая с кардамоном. Был нервным и будто торопился. Оплатил и ушёл к девушке. Они сидели напротив кассы, друг перед другом. Долго молчали, как вдруг парень начал что – то говорить.
Обычно, я не слышу, что обсуждают люди, сидящие за тем столом, но сегодня было чересчур тихо. Я слышала лишь обрывки фраз, но понимала, что разговор у них не из приятных. Девушка строго смотрела на него и слушала не особо заинтересовано, с какой – то пустотой в глазах. Это продолжалось на протяжении минут пяти – десяти. Он упорно доказывал что – то, что, видимо, уже не нуждалось в доказательствах. Девушка была невозмутима.
Пришла тётя Таня, как обычно в отличном настроении. У неё, мне кажется, энергии хватит на всех, такая весёлая и энергичная старушка, даже я иногда завидую. Мы поболтали о погоде, она, как и всегда, нахвалила выпечку Оси, нашего кондитера, и рассказала о книге, которую вчера почти вырвала из рук другой, такой же активной старушки в книжном магазине.
Ее перебил громкий мужской голос, раздавшийся с таким грохотом, будто гром. Это был тот самый парень. Он, почти в слезах, кричал в лицо девушке, которая сидела с таким же невозмутимым, разочарованным лицом:
- Прекрати. Прекрати портить всё вокруг себя. Ты делаешь всем хуже. Ты мне хуже делаешь, может поймёшь это? Ты меня убиваешь своей агрессией. Меня! Не себя, а меня!
- «Всё» - это ты? – равнодушно ответила она.
- То есть я перестал быть для тебя всем? Ты всегда бегала за мной, всегда помогала и поддерживала меня, ты была рядом, когда от меня отворачивались, и когда я был в отчаянии, только ты была рядом.
- Я была рядом, - сказала она, делая явный акцент на второе слово.
- И ты не можешь меня покинуть! Слышишь! Ты не имеешь никакого права оставлять меня! Ты клялась мне в вечной любви! Обещала, что всегда будешь рядом, несмотря на всё, что говорят другие.
- Я делала все это от чистого сердца, пока ты был со мной настоящим. Ты стал самым дорогим для меня, пока не начал творить слишком странные вещи. Ты видишь проблему во мне, но вспомни: негатив в мою сторону без причины, измена, отказ от меня, если я что – то делаю не так, как тебе нужно. Ты разве этого не замечаешь?
- Прекрати. Это была не измена, я просто пытался тебя заменить, ты же знаешь, понимаешь, что я не мог по – другому... Ты всегда понимала, пойми и сейчас. мне было тяжело, это твоя вина, ты меня оставила, я ничего не мог сделать.
- Закрой свой рот. Просто, замолчи. Ты не увидишь ту меня. Либо привыкай, либо проваливай. Та, которую ты любишь или любил… Она ушла. Осталась я другая и новая для тебя. Ту версию ты больше не заслуживаешь. Я устала от тебя и всего, что ты мне вечно говоришь. Либо делай, либо уйди. И последнее: если ты думаешь, что без тебя я умру и ничего не добьюсь – ты ошибаешься. Мне будет тяжело, но опускать руки или накладывать их на себя, я не собираюсь. Ты меня не любишь, и я тебя любить не обязана. Имею на это полное право.

Он замолчал. За тот разговор он больше не проронил ни слова. Попытался извиниться, но чувство гордости встало комом в горле. Ощущалось, что он был обескуражен и удивлён её грубости. Я не знаю, что конкретно у них произошло, но, по её словам, было ясно, что он не хочет признавать своих ошибок, а ошибки, судя по всему, были большими. Мы с тётей Таней переглянулись, та улыбнулась и продолжила свой рассказ о книге.
Девушка ушла с гордо поднятой головой, сама надела пальто, задвинула стул и открыла дверь. А парень молча смотрел в окно минут двадцать после её ухода. Потом и он ушёл.
Я была уверена, что они больше не вернутся, но уже через пару дней этот же парень пришёл с другой девушкой. Так же мило ухаживал, улыбался, держал за руку, смотрел в глаза и что – то рассказывал. Казалось, будто он счастлив. Заказал он торт с клубничной начинкой и чай в чайничке.
Я ничего не понимала. Два дня назад он рыдал и просил прощения у одной, а сейчас мило беседует с другой. Эта девушка не была похожа на прежнюю – улыбалась, громко смеялась, гладила его руку и фотографировала почти каждое его действие. Если бы не события минувших дней, я бы думала, что у них всё хорошо, все счастливы.
Мне стало интересно, где прежняя девушка. Наверное, ей очень тяжело, уверена, она знает про этот роман, ведь в том диалоге было что – то сказано про измену. Впервые за долгое время волновалась за незнакомого человека.
Прошёл месяц. Парень продолжал приводить девушек в пекарню, каждую неделю новая, но все были счастливы рядом с ним. Это стало как – то обыденно, он заказывал всегда одно и тоже, я уже могла не спрашивать: «Что будете заказывать?».
В один из дней пришла она. Та самая девушка, которая так равнодушно относилась ко всем его просьбам простить. Она сразу подошла ко мне, мило улыбнулась, заказала чашку двойного эспрессо и села за столик около розетки. Достала ноутбук и начала что – то печатать. Я проходила мимо пару раз, там были какие – то программы, таблицы, графики. Она работала, что – то редактировала, меняла. Было видно, что она счастлива. Вместо тех пустых глаз я увидела заинтересованные и увлечённые работой зелёные глаза. Она вся сияла изнутри, в ней был виден яркий свет. Через время к ней присоединилась подруга. Они болтали, громко смеялись, пили кофе, заказывали десерты, до самого закрытия пекарни. Поблагодарили меня за хороший день и оставили неплохие чаевые.
Так странно бывает наблюдать за людьми. Одни показывают на своём примере «истинное счастье», а другие лишь играют свою роль «счастливчика», будто стоят на огромной сцене театра или снимаются в голливудском фильме. Теперь вместо «маленькой девочки» в пекарню заходила самодостаточная девушка, а вместо «принца на белом коне» приходил лишь наивный парнишка, поведение которого было настолько предсказуемо, что можно было заранее готовить пирожное и натирать до блеска чайничек.
Это история не с грустным концом, по крайней мере для неё. Перед ней открыты все двери, и она может идти дальше, развиваться и добиваться чего – то нового, но что же стало с ним? Он продолжал водить девушек в нашу пекарню. Со временем изменилось одно – он стал заказывать двойной эспрессо себе и всё тот же черный чай в чайничке для спутниц.

апрель 2023
В. Э. Коростелева 

Текст в стиле магический реализм

дело было в городе Медлено. люди как обычно ходили с минимальной скоростью, стараясь сэкономить энергию для более интересных занятий.
старец, дела и занятия которого закончились уже лет 20 назад, как обычно доказывал кому-то из мальчишек другого города, Быстрово, что фраза «времени нет» в Медлено имела другой смысл, отличный от соседнего города. «времени нет» здесь не значит, что все заняты чем-то важным и не могут потратить ни секунды своего драгоценного времени на какую-то ерунду вроде кино или похода в театр. «нет времени» - означает, что понятия «время» просто не существует. при этом все дела и обязанности остались.
кто-то сеял пшеницу, чтобы через пару лет она все таки взросла на поле, а ещё через месяца три, может быть, работники элеватора сделают из нее хлеб. долгие годы жители Медлено создавали самый вкусный хлеб во всей стране. хлеб в Быстрово был отвратительный, с какими-то послевкусием и неприятным запахом, поэтому, жителям Быстрово приходилось ждать поставок по два - три года. это было невыгодно, но выбора не было совсем.
Быстровчане, в свою очередь, создавали самые крепкие кирпичи, из которых и строились дома в Медлено. за один день в Быстрово создавалось несколько тон кирпичей и строилось по 23 дома. поставки в Медлено были каждый день.
тысячелетиями тянулась эта проблема непонимания жителей. они будто говорили на разных языках. сколько бы старец из Медлено не рассказывал мальчишкам из Быстрово о теориях заговора и прочих ситуациях мира, его никто не понимал, считая что в его словах нет никакой правды

май – июнь 2023

В. Э. Коростелева

История - квиз

Лия никогда не понимала сцены фильмов, в которых людям приходилось самостоятельно открывать двери, ведь дотрагиваться до ручки двери, тянуть на себя или ложиться на неё всем телом, чтобы просто пройти в нужное помещение – глупо! А главное, зачем усложнять себе жизнь, если все двери автоматические? Хотя, может быть, это действие необходимо, чтобы изобретение дверных ручек не казалось бессмысленным?
Девочка ни разу не видела в своем городе человека, который самостоятельно открывал себе двери. Каждая дверь открывалась перед людьми за пару шагов до момента, когда нужно поднять руку, чтобы схватиться за ручку двери. Это было всегда, в каждой семье, у каждого человека. Даже перед кошками, которые по непонятным причинам просятся в одну комнату, а потом норовят из неё выйти, двери всегда открывались, как по волшебству.
Но, на самом деле, никакого волшебства здесь нет! Дело в том, что за каждым человеком закреплено вежливое существо, открывающее дверь. Чаще всего, его жизнь хранится в огромном секрете. Хотя нет никакой тайны, и, казалось бы, никто не против, чтобы люди узнали о своих «помощниках», но самим жителям комфортно жить, сохраняя некоторую секретность. Да и существа, как особенно интеллигентные люди, не пытаются навязывать свое общение, уважая личные границы.

Лия жила в семье, в которой о жизни существ знали, но не упоминали. Её родители считали, что ничего интересного эти существа не сделают, да и плюсом ко всему, кто знает, может их дочь испугается, или наоборот решит заговорить с ним.

Существа, как я указала выше, в большинстве своём, были скромны, сосредоточены на собственной работе, наблюдательны и заинтересованы в жизни своего обладателя. Но Лилии повезло в меньшей степени. Её «помощник» оказался слишком болтливым.

Все годы он ходил за Лией по пятам, открывая и закрывая каждую дверцу. Он видел, как она знакомиться с новыми людьми, общается со своими друзьями. Он должен был всегда быть рядом с ней: кто знает, когда она решит куда – то пойти. Он видел, как девочка росла, развивалась, социализировалась и становилась активнее с каждым днем. У неё постоянно появлялись новые знакомства, у него, соответственно, тоже. Другие существа называли его Люсимус. Но для мамы и бабушки он всегда был просто Люсей.

Люсимус любил общаться с другими существами. Ему нравилась идея общения – делишься своими мыслями, если точки зрения схожи – дружите, а если разные – то и вы разные. Люся любил обсуждать виды дверей, какие, как лучше открывать, любил рассказывать истории из жизни своей подопечной и очень любил её. Речь идёт не о романтических чувствах, а об ощущении родства. Он знал все привычки Лии, манеру общения, знал все её секреты и вообще хотел стать для неё лучшим другом, но не понимал, как это сделать. Люди почти никогда не слышат своих существ. Это и хорошо. Если бы все «джентльмены» были такие болтливые, как Люся, то никакой тайны об их существовании не было.
Прошло много лет с появления Лилии на свет. Если быть точной, прошло 16 лет. Люся долго думал, как поздравить девочку, решив начать появляться в её жизни через домашних животных. Кошка Лии знала Люсимуса и не очень сильно реагировала на него. Но нужно было что – то придумать, чтобы она указала хозяйке на ещё одного жителя их квартиры.

Люсимус побеседовал со своими товарищами, они подсказали, что можно сходить в библиотеку ненаписанных книг, скорее всего там есть какой – то человеко – кошачий переводчик. Но что делать с Лией? Её нельзя оставлять без присмотра. Может попытаться сначала как – то разозлить кошку, а потом, через время сходить с Лилей в эту библиотеку, взять пособие по кошачьему языку и извиниться перед кошкой? Неплохая идея. Осталось только разозлить кошку.

Люся никогда её не пытался потрогать. Он сам её боялся, на самом деле, но решил, что общение с Лией ему важнее всяких страхов. Люся был предусмотрительным. Он не умел писать, но немного умел рисовать. Заранее он нарисовал себя рядом с кошкой, положил этот листок на видное место и подошёл к кошке. Начал трогать нос, гладить против шерсти, играть с её хвостом. Кошка была в шоке и долго терпела. Но, когда Люся начал трогать её живот, она не выдержала и начала рычать, шипеть и фырчать. На шум прибежала хозяйка, вместе с родителями. Они долго не понимали, что происходит, но позже мама обратила внимание на рисунок. Она сразу поняла, что к чему. Ей пришлось рассказать о жизни существ.

Лилия была уверена, что мама шутит. Но, когда она заметила кивание папы на каждое слово мамы, девочка поняла, что это не шутки. Единственное, что никто не знал: как Лие начать слышать Люсю? Люся тоже не знал этого, надеясь прочитать ответ в какой – нибудь книге из библиотеки.

Да, существа не умеют писать. А читать они умеют с рождения. Как иначе им узнавать, в какую сторону открывать двери? Рисовать умеют не все, Люся был особенным! Этому его научила бабушка. Мудрая женщина, к слову. Именно она подсказала, как им начать общаться с Лилей. Но для этого опять же нужно было идти в библиотеку!

Девочка, между прочим, не напугалась существа. Она начала иногда спрашивать мнение Люси, рассказывать ему что – то. Она это делала не с той целью, чтобы узнать ответ. Ей просто было приятно осознавать, что за ней кто – то так долго заботился. Она пообещала никому ничего не рассказывать. А Люся начал частенько рисовать ей послания. Лиля даже начала специально оставлять ему листы и карандаши на ночь, чтобы ему было не скучно.

В одну из ночей Люся нарисовал библиотеку неизданных книг, Лию и себя. Он всё ещё чувствовал вину перед кошкой, хотел побыстрее извиниться. И поговорить с Лилей тоже очень хотел. Девочка поняла, что это за место, но боялась идти неизвестно куда, ни с кем, по факту. Вдруг на неё кто – то нападёт? Люся не сможет помочь. Сидеть долгое время в помещении так, чтобы ей не пришлось открывать и закрывать двери, она тоже не могла.

Она решила отправиться с ним в библиотеку неизданных книг. Гении литературы, психологии и философии со всего мира отправляли в это место свои работы, которые по каким – то причинам не были показаны обществу. Некоторые книги каким – то образом сами отправлялись в библиотеку, будто документ в компьютере. Поговаривают, что здесь можно найти даже сожжённые работы Гоголя. Но Люсе это было не очень интересно.

Спустя два с половиной часа долгой дороги Лия со своим спутником оказалась в библиотеке. Большое каменное здание, с огромной дверью и панорамными окнами, в которых была видна целая аллея стендов с книгами выстроенных в лабиринт. Даже с улицы было ясно, что внутри находятся миллионы работ. При входе в помещение посетителей встречал миловидный мужчина, который мог провести экскурсию по каждому блоку в библиотеке. Но девочка интересовалась исключительно зарубежной классикой, поэтому, пользуясь указателями, побежала к стенду с работами любимых писателей. Миловидный и спокойный, на первый взгляд, мужчина вмиг стал злым и громкоголосым. Он понимал, что ему выпишут огромное количество штрафов за несоблюдение техники безопасности. Несмотря на громкость голоса мужчины, Лия будто ничего не слышала. Девочка будто бы летела на крыльях литературной любви, в предвкушении наслаждения творчеством Ремарка, Джека Лондона или Фрэнсиса Скотта. Люся тоже начал звать Лию, пытаясь догнать. Когда скорость его шага стала практически равна скорости бега, девочка обернулась. Она обернулась и увидела того самого героя многих рисунков Люси, правда, в жизни он был гораздо милее. Лия удивилась, что спустя столь долгое время услышала голос своего помощника. Сказать, что Люся удивился – ничего не сказать. Он начал объяснять Лилии, что её действия были неправильными, что бегать по библиотеке нельзя. Но вдруг он увидел удивлённый взгляд девочки, направленный немного за Люсю. Он обернулся и увидел рыжего котёнка. Что он здесь делает? Он явно был напуган, поэтому Лия решила попробовать успокоить его. Когда она подошла к малышу, тот начал мяукать, сам залез к девочке на руки, мурчал, когда она его гладила.
Но вопрос остаётся открытым. Откуда в библиотеке котёнок? Люся предложил взять его с собой и пройти в зал для чтения книг. Обсудить все проблемы насущные, просто поговорить, ведь вопросов за все эти годы накопилось очень много.
Лия посчитала это хорошей идеей. Все вместе они прошли в читальный зал. Девочка оставила котёнка вместе с Люсей, а сама, всё таки, решила сходить до полочек с работами зарубежных классиков. Девочка оставалась в поле зрения Люси, поэтому сопровождать её не было необходимым. Котёнок оказался игривым. Люсе было достаточно лишь стучать пальцами по скамейке, чтобы его новый друг начал резвиться и баловаться. Люся уже начал рассказывать ему что-то о своей жизни, о Лилии, об их быте и повседневной жизни. Котёнку было всё равно, но на все эти разговоры пришла Лия. Она пришла лишь с одной книгой, молча села и продолжила внимательно слушать.
— Самое сложное в нашей жизни: открывать двери, которые больше тебя в несколько раз. Нужно приложить все усилия, чтобы потянуть на себя такую громадину. А ещё важно правильно понять в какую сторону открывается дверь! Часто таблички «от себя/на себя» попросту нет. Это возмутительно. И вот стоишь ты и гадаешь куда направить свои силы. Попытка, по сути, одна. Времени пока человек не окажется от двери на должном расстоянии так мало! Понять, что делать с этой огромной преградой за считанные секунды - титанический труд! А знаете, бывают ситуации, когда вы доходите до двери и она не сразу открывается? Будто бы помещение закрыто. Это означает, что ваше существо не обладает везением или большими интеллектуальными способностями. Но ничего в этом постыдного нет, все мы не без греха, как говорится.
Лия была шокирована тем, как слова Люси отражаются и в её жизни. Она тоже не понимала, куда направить свои силы. В её случае «от себя» — это учеба, злосчастная химия и физика, которую ни она, ни её друзья не понимали. «На себя» — это любимое дело, на которое критически не хватало времени из-за тщетных попыток разобраться во всех естественных науках. И да, она понимала слова Люси про титанический труд: если ошибёшься в этом выборе можешь сильно пострадать, либо оценки будут страдать, либо твоё моральное состояние.
Лия хотела продолжить рассказ, как вдруг будто бы извне появился тот самый «миловидный» работник библиотеки.
Он попросил прощения за свое агрессивное поведение, объяснил, что беспокоился за состояние книг, за грозящие ему штрафы и выговоры. Он увидел котёнка и сказал, что это его «дружок Рыжик». Ребята удивились, хотели было возмутиться, мол, почему содержать животное в библиотеке можно, а бегать здесь нельзя? Котёнок игривый, может навредить книгам. Но они не стали ничего говорить, увидев, как Рыжик побежал к своему хозяину. Котёнок был действительно рад их встрече, поэтому Люсе и Лие ничего не оставалось делать, как просто умиляться.
Когда девочка с существом остались наедине. Лия спросила у Люси:
— А в какую сторону легче открывать двери?
— «От себя» всегда легче. Нужно лишь лечь на неё, представить будто плывешь по течению. Если дверь открывается «на себя», приходится рассчитывать собственные силы и куда больше затрачивать их.
Лия уловила теорию Люси. Она думала совсем не о дверях. Девочка осознала, что пора сделать этот выбор в работе «от себя/на себя».

Она выбрала любимое дело. Никакая похвала за хорошие оценки не сможет заменить то удовольствие, которое ты получишь после времени, уделённого важному для тебя делу. Будь это танцы, спорт, рисование, музыка, хоть вышивание крестиком. Если это приносит вам чувство истинного счастья — нужно уделять этому больше времени.
Люся и Лия ещё долго разговаривали про все моменты, произошедшие в их жизнях. После этого разговора стало ясно, кто они такие на самом деле: Люсимус - доброе, ласковое, порой невнимательное, но крайне заботливое существо, мастерски открывающее двери в нужном направлении, а Лилия - обычная девочка - подросток, жизнь которой изменилась с появлением, а точнее сказать, с проявлением, в ней Люси. Как оказалось позже, за приделами библиотеки Люся вновь становился невидимым, поэтому, для девочки это стало поводом почаще заглядывать в библиотеку.
Лия с головой отдалась любимому делу, а её новый верный друг поддерживал все её начинания, помогая в периоды неудач. Кто знает, быть может через пару лет она прославится и станет по-настоящему счастлива? Кого тогда она станет благодарить? Волю случая или Люсимуса? Об этом мы уже никогда не узнаем, это навсегда останется для нас огромной тайной.

Приложение 3

«Заблуждение»

Публикация в газете «Шадринский курьер»

Публикация стихотворения «Спички»

Экранизация стихотворения «Спички»

Отзывы

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 62