МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ. О ЧЁМ ГОВОРИТ МОЛОДЁЖЬ?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ. О ЧЁМ ГОВОРИТ МОЛОДЁЖЬ?

Ряховская В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Петровская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области "
Кротова Е.Н. 1
1МБОУ "Петровская СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Введение

“Великий, могучий русский язык” - так писал Иван Сергеевич Тургенев. Неужели сейчас такого нельзя сказать о нашем родном языке? В современном мире технологии шагнули вперёд, новшества присутствуют во всех сферах нашей жизни, и человек сумел к этому приспособиться. Интернет помогает узнавать много новой и полезной информации. Но значит ли это, что люди стали более грамотные? Появление общедоступных способов общения сформировало новые слова и выражения, так называемые сленговые слова. Послушав речь нынешней молодёжи, можно услышать множество непонятных слов. Конечно, появления новых слов увеличивает словарный запас, разнообразие речи и способности выразить эмоции полностью. Да и многие заимствованные слова уже настолько сильно вжились в наш язык, что люди и не замечают этого. Русский язык сильно пополняется в последние годы, но не все слова можно употреблять в своей печи. Зачастую и сами дети не понимают, о чём они говорят. Чтобы не было таких проблем, нужно приучать молодых людей к использованию и осознанию сленга в их общении.

Цель данного проекта: изучить молодёжный сленг, привлечь внимание молодёжи и более старшего поколения к проблеме использования сленга в речи.

В соответствии с поставленной целью были выведены следующие задачи:

определить содержание понятия “молодёжный сленг”, выяснить причины употребления сленга в речи молодых людей;

раскрыть лексический потенциал современного молодёжного сленга, указав пути формирования и источники пополнения;

провести опрос на базе МБОУ Петровской СШ по количеству учеников, которые пользуются сленгом, в возрастной категории 8-10 классы, организовать ознакомительный классный час;

создать словарь слов и выражений методом наблюдения, опроса, ресурсов интернета.

Гипотеза: Молодые люди в недостаточной мере имеют представление о такой проблеме, как использование сленга, и как решить эту проблему.

Объект исследования - речь современной молодёжи.

Предмет исследования - употребление сленга

Основные этапы работы:

определение научной сферы, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы;

начало сбора информации, обработка и анализ информации, описание теоретической

части проекта;

формирование общего текста работы в соответствии со структурой, создание

оглавления, опрос учеников, сдача текста работы научному руководителю;

Подготовка к защите, финальное корректирование, предзащита проекта.

Методы исследования: изучение научной литературы и источников интернет, анонимный опрос учеников.

Научная новизна исследования: в связи со стремительным развитием общества появляются изменения в различных сферах и видах деятельности. Несомненно, это относится и к появлению новых слов в речи людей, но существуют и такие слова, называемые “жаргонизмами”, значение которых не до конца понятно. Такие слова всё чаще встречаются в речи нынешней молодёжи.

Теоретическая значимость: осуществление исследования понятия “молодёжный сленг” позволит задуматься над качеством и полным пониманием сказанного молодыми людьми.

Практическая значимость заключается в следующем: полученные результаты исследования позволят создать словарь, помогающий понять значение сленговых слов, а также более старшему поколению понять современную молодёжь.

Глава 1. Неология как наука

1.1 Молодёжный сленг как объект изучения неологии

Неология – раздел языковедения, занимающийся выявлением и описанием новых слов (сфер их употребления, способов образования, типов значений, и т.п.), сравнением неологизмов в разных языках, установлением тенденций языкового развития и пр.

Наиболее раннее упоминание о неологии в российской научной литературе относится к 1804 г. Автор первого русского словаря иностранных слов Н.М. Яновский истолковал это понятие ("неология") как "науку составлять новые слова [1].

Обширное поле для неологических исследований представляет собой языковой материал современности, в котором разграничивают различные сферы функционирования новых слов: узус и речь; литературный язык и внелитературные субстраты; речь представителей разных возрастных, социальных, этнических групп и пр. Наиболее распространен анализ новообразований в языке художественной литературы, ее отдельных родов (О.А. Габинская, В .П. Изотов, А.Г. Лыков, Р.Ю.Намитокова и др.). Активно изучаются неологизмы в различных функциональных стилях – обиходно-литературном, газетно-политическом, производственно-техническом, официально-деловом, научном (Л.М.Алексеева, Е.А. Земская, Н.Г. Иванова, Л.Н. Чехова, Н.А. Янко-Триницкая и др.) [2].

Сленг (англ. slang) — набор слов или новых значений существующих слов, употребляемых в различных группах. Молодёжный сленг – это специальные слова, которыми выражаются подростки. Как правило их язык не понятен окружающим взрослым людям. Что оказывает влияние на молодёжный сленг? Развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.

Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы – это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь. Новые сленговые слова являются как бы упрощённым вариантом официальных названий и точных наименований мировых компаний и тенденций на русский манер.

Одно из увлечений молодёжи – музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка – смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов. Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей ( дарк - тяжелая музыка, свежак - свежая, новая музыка, плэйлист – список музыкальных композиций).

Уголовная лексика. Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе. В лексике, связанной с криминальной сферой, представлены названия лиц (арап – аферист, мусор - полицейский), действий (замочить - убить, стучать – докладывать), мест (ментовка – полицейский участок).

Компьютерные игры, видео, мультфильмы. Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны в использовании, ими пользуются, в основном, молодые люди, для которых игры – хобби. Многие слова – заимствования с английского языка. Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.

1.2. Понятие и классификация жаргонизмов

Жаргон - социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Изучая литературу по данной теме, выяснили, что в разные периоды истории, возникали сообщества людей, объединенных общим делом, интересами, которые изобретали свои способы общения. Именно так и возникает, например, жаргонная лексика. В ХХ веке произошла техническая революция, заметно ускорился темп жизни, увеличился словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарный запас жаргона, добавились тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия. Жаргон бросает вызов "правильной" жизни, он стремится увеличить темп речи, для этого применяются сокращения, сокращённые слова, аббревиатуры и т.п. Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, метафоризации, переоформления, звукового усечения и т. п., а также активного усвоения иноязычных слов и морфем.

Жаргон отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Часть жаргонной лексики - принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго — «скрывать добычу», потом — «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне — «говорить неясно, увиливать от ответа». Основная функция жаргона состоит в выражении принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция выхода жаргона за рамки породивших его профессиональных или социальных групп. Первоначальным назначением жаргона было сохранение в тайне передаваемой информации, своеобразная кодировка и распознавание «своих» и «чужих». Социальный жаргон впервые возник в XVIII веке у дворян («салонный» жаргон; пример: «плезир» — удовольствие). [3].

Различают несколько видов жаргона:молодежный (жаргон школьников, студентов, панков, байкеров и пр.);профессиональный (врачей, водителей, летчиков и пр.);лагерный или арго.

Единой классификации жаргонизмов нет. Условно их можно поделить на: профессиональный, молодежный и криминальный говор. Самыми распространенными являются: профессиональный, военный, журналистский, компьютерный, молодежный и криминальный говор.

Профессиональные жаргонизмы представлены сокращёнными словами для обозначения специализированных терминов в той или иной сфере деятельности. Появились они потому, что львиная доля технических значений сложно произносится или их вообще нет в официальном языке. Многие профессиональные термины достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании, что порождает желание сократить и упростить слова. Жаргонизмы есть в большинстве профессиональных объединений, а носят они важную функцию для комфортной

коммуникации.

Молодежные жаргонизмы, как и любые другие, представляют собой только лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Молодежный сленг в сравнении с другими видами жаргона очень живой, в нем постоянно появляются новые слова, он популярен и широко распространен. Главные лица, использующие сленг, - учащиеся (школьники, студенты) и представители разных направлений и движений (панки, хиппи, байкеры и т.п.). Большая часть элементов молодёжного сленга представляет собой различные сокращения и производные от них. Мощным источником новых слов также послужило повальное увлечение молодежью компьютерными играми в последнее время. Очень много слов появилось в результате сокращения фраз, причем это фразы на английском языке. Иностранные заимствования в русском молодежном сленге существуют в двух группах:

1) калька (полное заимствование). Этот способ образования включает в себя заимствования грамматически не освоенные русским языком. При этом слово заимствуется целиком со своим произношением, написанием и значением. Примеры: Account - аккаунт (учетная запись, хранимая в компьютерной системе. Совокупность данных о пользователе). Device - девайс (техническое устройство).

2) полукалька (заимствование основы). Слова, которые при грамматическом освоении подчиняется правилам русской грамматики (прибавляются суффиксы). Примеры: To click - кликать (нажимать на клавиши мыши).

Для эмоционального общения разработчики интернет сетей придумали смайлики. Но нам все равно не хватает их, чтобы выразить наши эмоции в переписке. Стали появляться различные сокращения, например LOL — (англ. laughing out loud) — громко смеюсь. Но и этого было мало, так появился целый язык интернет сети, его называют «аффтарский». Этот язык приветствует написание слов сокращенных, с орфографическими ошибками.

Профессиональные жаргонизмы представлены сокращёнными словами для обозначения специализированных терминов в той или иной сфере деятельности. Появились они потому, что львиная доля технических значений сложно произносится или их вообще нет в официальном языке. Многие профессиональные термины достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании, что порождает желание сократить и упростить слова. Жаргонизмы есть в большинстве профессиональных объединений, а носят они важную функцию для комфортной коммуникации.

Криминальный говор - это специфические вербальные и невербальные средства, которые обеспечивают общение криминальных элементов общества, являющихся в то же время естественными носителями какого-либо официального языка (русского, английского и т. п.). Уголовный жаргон - представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально идентифицировать участников преступного сообщества как обособленную часть социума, противопоставляющую себя законопослушному обществу.

По стилю жаргонизмы делятся на: военный жаргон (прапор); журналистский жаргон; компьютерный сленг (клава, глюк); игровой жаргон (читер, тиммейт); сетевой жаргон (прив, спс); жаргон подонков; молодёжный сленг; сленг наркоманов (дышать, курнуть); уголовный жаргон (канать паровозом, карась).

Итак, выяснилось, что существует множество видов жаргонизмов, один из видов - молодёжный сленг. Изучив литературу, возможно отличать его от других жаргонизмов.

1.3 Формирование сленга в России.

Толковый словарь Ефремовой характеризует сленг как «совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т. п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка». В других источниках сленг — это набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Итак, сленг — слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. То есть, сленг — это разновидность нелитературной речи, которой чаще всего пользуются подростки и молодые люди [2]. Молодежный сленг - это особые слова и выражения, свойственные подросткам. Свой язык, понятный не всем слоям общества. Нестандартная лексика, используемая в непринуждённом общении.

Первая волна появления сленга в России датируется 20-ми годами XX века, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь, которая не была отдалена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством «блатных» словечек. В нашей стране в результате Октябрьской революции 1917 года произошла своего рода перестановка языка. Поскольку во власть пришли представители средних и низших слоев, разговорным языком нового правящего слоя оказался нелитературный язык. В литературе после войны происходило раскрепощение языка. Ценились произведения о народе и для народа, поэтому язык можно было назвать «язык народных низов». Интеллигенция (под страхом смерти, лагерей) стремилась слиться с народом, поэтому овладевала "русским матерным", который не соответствует ее культурному уровню и социальному статусу.Второй волной являются 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Они также внесли свой лексикон в речь населения.

Третья волна протекала во времена 70-80-х годов. Когда советскую власть охватил кризис, который выражался в виде стабильности во всех сферах жизни, молодые люди создали свой сленг как языковое противостояние и непринятие идеологии. Опираясь на вышесказанные факты, можно с лёгкостью сказать, что образовалась весьма динамическая система. Такое понятие, как сленг появилось еще в XX веке, и менялось в соответствие с тенденциями, интересами, новыми и востребованными профессиями.

В начале 21 века наблюдается значительное снижение уголовно-криминального арго. Большинство слов современного сленга имеет несколько особенностей: в основном это сокращённые и заимствованные слова. Повышенное внимание молодых людей к иностранным материалам связано, в первую очередь, с социально-психологическими особенностями. Пользователи молодежного сленга считают, что иностранное слово более престижное, чем его русский аналог. Кроме этого, сама западная культура оказывает значительное воздействие на разговорную речь молодежи. Сленг сегодня можно встретить повсюду: рекламщики привлекают молодежь, используя интернет словечки, дикторы радио и телевидения пользуются сленговым языком, наши «селебрити» употребляют сленг в своей речи. Например, певцы, используют разные интернет-фразы в своём инстаграмм (Инстаграм - соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) и других соцсетях. А молодежь слепо подражает своим кумирам. Так, благодаря рэперу Face, в речи подростков появилась фраза «Чо пацаны, аниме?». И употребляют ее без разбора все, порой даже не вникая в смысл. Коверкая слова, изобретая свой так называемый интернет язык, молодежь испытывает свободу. Другой причиной появления сленга в молодежной речи является потребность в самовыражении и встречном понимании. Он помогает самоутвердиться, почувствовать свое единство с остальными, становится способом противопоставления себя старшему поколению, помогает подчеркнуть собственную современность, продвинутость.

В любой молодежной субкультуре сленг — это один из способов самовыражения. Все проходят через тот возраст, когда лексикон забивается разными «словечками». Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, а говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей, объясняя это тем, что они «не в теме». Современного школьника нельзя представить без сленга. Его главные достоинства — выразительность и краткость. Таким образом, сленг является неотъемлемой частью речи. Многие преподаватели, филологи, деятели культуры считают, что характерными чертами сленга являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры. Поэтому все больше и больше людей, в особенности более старшее поколение считают, что электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли. Причина использования сленга — стремление к независимости. Подросткам нравится использовать интернет-сленг. Им приносят радость сообщения, написанные таким же языком. Подобное общение раскрепощает, позволяет свободно обсуждать любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно. Обычно в чатах, в приложениях, переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания очень важна. Такой язык делает общение более доступным. Однако, из-за увлечения интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни. Наша культура речи становится убогой. У молодежи скудный словарный запас, мы не можем четко выразить свои мысли, правильно построить предложение. Раньше приветствовалась грамотность, а сейчас в моде сленг. Подростки сейчас трудные слова пишут так, как считают нужным. Свою неграмотность возводят в ранг достоинства. Наряду с жаргонизмами встречаются в речи учащихся и грубые, циничные выражения, нецензурная брань. Между тем, специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение.

Глава 2. Исследование употребление сленга

2.1. Классный час как форма работы над культурой речи у школьников.

Данная работа рассматривает проблему неполного осознания молодёжью тех сленговых слов и выражений, которые они используют в своей речи. Для того, чтобы изучить на практике отношение к сленгу, частоту его использования в повседневной жизни, понимания сленговых слов среди подростков Петровской школы, решено провести анкетирование (приложение 1). В анкетировании были задействованы следующие классы: 5, 8 и 10, всего в опросе приняли участие 59 человек. Такая возрастная категория выбрана не случайно. Учащиеся пятых классов в своей школьной программе ещё не сталкивались с такими определениями как “сленг”, “жаргонизмы” и т.д., однако, в их речи присутствует уже множество нелитературных слов и выражений. Восьмые классы имеют более чёткое представление о сленге и замечается активное его использование, так же они сейчас находятся в переходном возрасте, когда отвергаются общие нормы поведения и хочется показать свою индивидуальность и продвинутость. Предполагается, что ученики десятых классов сейчас хорошо определяют границу нелитературной лексики, но сленг не обходит и эту возрастную категорию. Проведение исследования помогло собрать количественные, первичные данные об использовании сленга в кругах учеников нашей школы. Составив анкету, стало возможным собрать нужные результаты для анализа степени использования и осознания сленговых слов и выражений в речи молодёжи. Анкета составлена из собственных знаний данной темы и наблюдений из повседневной жизни. Опрос проводился лично в школе. В тестовой части анкеты допускался только один вариант ответа, по времени анкетирование заняло всего 15 минут.

Так как пятиклассники наименее осознано используют сленговые слова в речи, решено в пятых классах провести классный час “Сленг. Употребление нелитературных слов” (приложение 2), подкреплённый презентацией. Целью классного часа являлось повышение информированности данной возрастной категории на предмет употребления сленговых слов. На нём ребята узнали что такое “сленг”, историю происхождения сленга, развития его в нашей стране, и к чему приводит необдуманное использование сленга в повседневной жизни.

Началось мероприятие со сценки “Разговор мальчика и взрослого”, в которой наглядно показано, что взрослые не всегда понимают о чём говорят дети. В течении классного часа ученикам было предложено несколько заданий в игровой форме, в которых дети активно принимали участие. Первым заданием являлся перевод на литературный язык таких фраз, которых русский человек не знал ещё сто лет назад: 1) я торчу от этой песни; 2) ловлю кайф; 3) понтово; 4) выделываться; 5) прикол; 6) отпад; 7) тащиться. Также было предложено вспомнить сленговые слова, связанные со школой. С этими заданиями пятиклассники справились успешно. Вторым заданием являлось сравнение двух текстов, один был написан красивым литературным языком, второй был написан при помощи жаргонизмов и сленговых выражений. Здесь мнения учащихся разделились: кто-то посчитал первый текст более понятным, красивым и аккуратным, другие сказали, что второй текст для них понятнее, круче и веселее. В третьем задании, игра “Скажи иначе”, необходимо было дать определения двадцати популярным сленговым словам. Некоторые слова вызывали у учеников затруднение, однако большинство с лёгкостью давали верное толкование (приложение 3). До конца классного часа учащиеся заинтересованно принимали участие в предложенных играх. Всего сорок минут урока прошли с большой пользой для пятого класса. Каждый обучающийся выделил для себя какую-то полезную информацию из того, что они узнали. Также, во время классного часа, было проведено анкетирование (приложение 4).

Очень важно с детства приучать детей к тому, что не все слова можно использовать в отдельных группах общества, а тем более в разговоре со старшими. Нужно прививать молодому поколению культуру разговорной речи, к сожалению, сейчас этому вопросу не уделяется должное внимание.

2.2. Анализ результатов.

Для выяснения знаний школьников о проблеме понимания сленга, ученикам было предложено пройти анкетирование (приложение 1). Полученные результаты оказались невпечатляющие. Каждая возрастная группа анализировалась отдельно. Итак, в возрастной категории пятых классов анкетирование прошли 17 человек. На вопрос: “как вы понимаете значение слова сленг?” лишь 5 человек дали верное определение. Это является подтверждением того, что дети не понимают, что же такое “сленг”. Из второго вопроса выяснилось, что причина употребления сленга более, чем половиной учащихся, это более лёгкий способ выразить мысли. Однако, 35% не так часто используют сленг и большинство могут общаться, не употребляя сленговые слова и выражения. Половина пятиклассников ответили, что использование сленга упрощает речь, но они не считают, что это влияет на мнение людей о них. Также почти половина ребят не считают, что сленг приводит к каким-либо проблемам. Главной причиной для большинства стала простота общения с помощью сленговых слов и выражений. Десятым пунктом было необходимо написать 3-5 сленговых слов и выражений и то, как дети их понимают. Эти сведения будут использованы для составления продукта проекта - словаря сленговых выражений.

Результаты анкетирования восьмых классов были получены от 26 человек, как и ожидалось, они отличаются от пятых классов. Ровно 50% людей не понимают значение слова “сленг”, верное определение дали лишь 38,5%. Для 10 человек причиной является простота в выражении мыслей, другие 10 человек не так часто используют сленг, оставшиеся 6 человек считают, что использование сленга - это круто, ведь все его используют. Большинство могут общаться со сверстниками без сленговых слов и выражений. Так же 46% опрошенных всё равно, что люди думают о них, когда слышат сленговые выражения в речи. Пятнадцать человек узнают сленговые слова из сети Интернет. Дети данной возрастной категории считают, что использование жаргонизмов приводит к упрощению речи и неумению излагать свои мысли. Это уже хорошо, ведь подростки понимают, что использование нелитературной лексики приводит к проблемам.

Из учащихся 10 класса, в опросе поучаствовали 16 человек, 56% неправильно определяют понятие слова “сленг”. Главной причиной использования молодёжного сленга, как и у других возрастных групп, является простота в выражении мыслей. Большинство ответили, что пробовали и могут общаться со сверстниками, не используя сленг. В речи десятиклассников сленговые слова появляются преимущественно из-за влияния окружающих. На вопрос: “к каким проблемам может привести использование сленга?” наиболее популярной проблемой посчитали снижение интереса к чтению, грамотности. Ученики понимают, что употребление сленга приводит к проблемам и могут общаться, не используя его, однако применяют сленговые выражения для простоты говорения и понимания.

Сопоставление всех результатов (приложение 5), позволяет сделать вывод, что наиболее точно слово сленг понимают ученики 10 класса, не смотря на такое большое расхождение в процентах. Многие дети, могут общаться, не используя сленговые слова и выражения. Однако, пользуются они нелитературными словами для простоты общения и выражения своих мыслей. В связи с употреблением жаргонизмов возникают различные проблемы, учащиеся 8 и 10 классов это понимают, и это здорово. Но вот пятиклассники, у которых сейчас должна формироваться красивая и правильная речь, не осознают, что чрезмерное употребление сленга вредит их культурному развитию. Большое влияние на молодёжь оказывают окружающие и всемирная паутина Интернет. Самое важное, это больше говорить с ребятами, на протяжении всего курса школы, о важности сохранения чистоты и правильности их речи.

Заключение.

В начале исследования были определены цели, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза. Поставленная цель достигнута полностью. В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи: подобрана и изучена соответствующая литература; определены содержание понятия “молодёжный сленг”; выяснены причины употребления сленга в речи современной молодых людей; проведено исследование на предмет употребления сленга в МБОУ Петровской СШ. В начале работы выдвинута гипотеза о том, что молодые люди в недостаточной мере осознано употребляют сленг, не понимают, что его употребление обедняет родной язык, понижает языковую культуру. Проведённые исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Об этом говорят следующие результаты:

Среди учащихся пятого классов лишь 29% понимают значение слова сленг.

В-восьмых классах 38% осознают полное значение слова сленг.

44% обучающихся десятого класса полностью понимают значение сленга.

Из всего числа опрошенных (59 человек), 76% тех, кто считает, что сленговые слова и выражения упрощают речь.

В ходе работы проведён классный час у учащихся 5 класса, который показал, что такая форма работы с данным возрастом уместна, так как помогает осознать ребятам богатство и ценность родного языка и отрицательное влияние снега на культуру речи. Итоги анкетирования в пятом классе оказались не столь плохими, как могло быть. Главное, чтобы после проведения классного часа, дети усвоили важность сохранения чистоты родного русского языка, правильного понимания сленга и его употребления.

Составлен “Словарь сленга”, который можно использовать на уроках русского языка и литературы, классных часах и в повседневной жизни, людям почётного возраста, не имеющих представления о языке современной молодёжи.

Сделан общий вывод, что наш язык развивается, как и любой другой, и появление различных терминов, пополнение молодёжного сленга и прочее неизбежно. Безусловно, нельзя запретить ученикам использовать сленг за пределами школы и в переписке, но нужно приучать ребят к тому, что в приличном обществе лучше такие слова не употреблять. Хочется, чтобы подрастающее поколение росло и развивалось в нормальном, живом, красивом, правильном, культурном общении. Главным результатом этого исследовательского проекта должно стать то, что дети начали бы задумываться над своей речью, захотели анализировать её, формировать приличное и грамотное общение не только в пределах школы, но и между друг другом, в переписке.

Список используемых источников.

1. Молодёжный сленг или о чём говорит молодёжь [Электронный ресурс]

https://school-science.ru/16/10/51562 (дата обращения: 08.09.2022),

2. Голованова, Д. С. Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной молодежи / Д. С. Голованова, И. Н. Якименкова. непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3 (23). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1409/ (дата обращения: 19.12.2022).

3. Понятие жаргонизмов [Электронный ресурс]

https://studfile.net/preview/4584178/page:2/#6 (дата обращения: 01.01.2023)

Приложение 1

Анкета на тему: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛОДЁЖНОГО СЛЕНГА”

1. как вы понимаете значение слова “сленг”?

а) прикольные слова, которые использует молодёжь

б) слова, употребляемые в различных группах общества

в) слова, которые мы используем в переписке

2. по каким причинам вы используете сленг?

а) все его используют, это круто

б) так мне легче выразить мысли

в) я не так часто использую сленг

3. вы можете общаться со сверстниками без сленговых слов и выражений?

а) да

б) нет

в) не всегда

4. пробовали общаться, не используя сленг?

а) да

б) нет

в) а зачем?

5. считаете ли вы, что использование сленга упрощает речь?

а) да

б) нет

в) частично

6. как вы считаете, влияет ли использование сленга на мнение людей о вас?

а) думаю, да

б) не думаю, что сильно влияет

в) мне всё равно

7. откуда в вашей речи появляются сленговые выражения?

а) из сети Интернет

б) слышу в школе

в) влияние окружающих

8. к каким проблемам, на ваш взгляд, может привести использование сленга?

а) упрощение речи и неумение излагать свои мысли

б) снижение интереса к чтению, грамотности

в) не думаю, что сленг приводит к проблемам

9. какова, по вашему мнению, главная причина использования сленга?

а) это модно, нравится подросткам

б) так проще общаться

в) так молодёжь выражает продвинутость

10. напишите 3-5 сленговых слов или выражений, которыми вы чаще всего пользуетесь, и как вы их понимаете.

Приложение 2

Классный час в 5 классе

«СЛЕНГ. УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНЫХ СЛОВ».

Цели и задачи:

ознакомить учащихся с понятием «сленг», с историей слова «сленг»;

привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его популярности;

узнать с помощью тестирования, насколько часто используют дети сленг;

развитие речи учащихся, умений доказывать свою точку зрения;

воспитание бережного отношения к русскому языку.

Ход мероприятия

(Слайд 1) - Сегодня у нас разговор пойдет о речи подростков и молодёжи. Когда взрослые слышат беседу между подростками, им иногда сложно понять, о чем идёт речь.

Интермедия «Поговорим» (Мальчик и взрослый)

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не слетела, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай все сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чем подкатил, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

(Слайд 2)

- Что же такое сленг? Молодежный сленг – это слова и выражения, которые употребляют в своей речи молодые люди в возрасте от 11 до 25 лет. Эти слова отличаются разговорной, а иногда и грубой окраской. Учёные называют сленгом слова, которые не совпадают с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

(Слайд 3)

-А как же возник сленг? Давным-давно, в незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники. Их тогда называли – офени. Торговали в городах и селеньях разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них часто нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. Простым людям очень понравился этот язык, и они также стали его применять. Именно от него, считают современные лингвисты, и берут свое начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор - например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно - «отлично», «здорово». Сейчас мы тоже используем в своей речи это слово.

(Слайд 4)

- А сейчас попробуйте перевести на литературный язык такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад.

(Слайд 5)

- Проверим, как вы справились.

- Теперь вспомните сленговые слова, связанные со школой (дети вспоминают).

Проводим анкетирование

- Чтобы подвести итог нашей беседе, давайте сравним два текста.

(Слайд 6)

- Какой из текстов красивее, понятнее?

- Что же нужно делать, чтобы наша речь была чистой, понятной и красивой?

(Слайд 7)

- Закончить наше мероприятие я хочу словами Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И, конечно, нужно помнить слова А. А. Ахматовой: «…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Приложение 3

Рис.1. Проведение игры “Скажи иначе”

Приложение 4

Рис.2. Проведение анкетирования в пятом классе

     
Просмотров работы: 56