Герой и его время (по книге Е. Ильной "Четвертая высота")

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герой и его время (по книге Е. Ильной "Четвертая высота")

Тетерина М.О. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Иванова С.Л. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Продолжительность работы над проектом: октябрь 2022г. – март 2023г

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности – творческий;

  • по предметно – содержательной области – предметный (литература, изобразительное искусство);

  • по характеру контактов – индивидуальный;

  • по продолжительности – среднесрочный (6 месяцев).

Цель исследовательской работы:

Провести анализ категории времени в книге Е.Ильиной «Четвертая высота», проанализировать его влияние на становление личности героя.

Задачи исследовательской работы:

  1. Проанализировать литературные источники, посвященные теме исследования;

  2. Провести анализ основных эпизодов произведения;

  3. Оформить презентацию и представить результат работы;

  4. Сделать анализ проделанной работы в рамках проекта.

  5. Выполнить практическую работу (сделать свои иллюстрации к произведению).

Методы исследования:

  1. Изучение литературы и других источников информации;

  2. Чтение произведений по теме проекта

  3. Проведение анализа произведения

  4. Оформление презентации и доклада на заданную тему

  5. Выполнение иллюстраций

Актуальность проекта:

Актуальность исследовательской работы обусловлена интересом к категории времени и его влиянию на человека. Мы живем в конкретное время, проявляем свои индивидуальные качества в определенном времени, но ВРЕМЯ в широком значении не менее интересно человеку. Всем известно изречение: без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Значит, время прошлого необходимо изучать, так как в прошлом берут начала события, происходящие сегодня, это важно современнику, чтобы понимать причины происходящего. Многие сегодняшние качества людей, кажущиеся кому-то его личными, на самом деле сформировались в семьях, передавались по наследству от предыдущих поколений к последующим. Какова же эта связь – времени и человека? Насколько она тесна, ярко выражена или незаметна на первый взгляд? Эти вопросы актуальны будут всегда.

Интерес проектанта к любимой книге тоже повлиял на выбор темы проекта.

Этапы работы над проектом:

Этапы деятельности

Содержание работы

Дата

 

Постановка проблемы

Формулировка совместно с учителем темы работы, обоснование выбора темы проекта.

Октябрь

2022г.

 

Планирование деятельности по реализации проекта.

Составление развернутого плана работы, этапов реализации проекта.

Октябрь

2022г.

 

Сбор информации. Структурирование информации.

Работа по анализу и систематизации материалов по проекту. Систематизация теоретического материала по теме. Подготовка сообщений.

Ноябрь-декабрь

2022г.

 

Изготовление продукта. Оформление продукта.

Проведение анализа по теме проекта. Чтение литературы. Подготовка продукта.

Декабрь-январь

2022-2023 г.

 

Выбор формы презентации.

Подготовка презентации.

Февраль

2023г.

 

Защита проекта.

Представление продуктов проекта.

Март

2023г.

 

Самооценка и самоанализ.

Обсуждение итогов.

Март

2023г.

Продукт исследовательской работы: создание анализа произведения по теме «Герой и его время на примере книги «Четвертая высота» Е. Ильиной». Создание собственных иллюстраций к книге.

Поиск информации: поиск информации осуществлялся проектантом посредством печатных изданий и сети Интернет

Объект проекта: текст книги «Четвертая высота» Е. Ильиной. Краски (акварель, гуашь). Бумага для акварели (формат А4), бумага для гуаши (формат А3)

Предмет проекта: сюжет книги, композиция, герои произведения, изучение времени, в котором жил главный герой, анализ книги по теме проекта.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать литературные источники, посвященные теме исследования;

  2. Изучить историю создания произведения;

  1. Выполнить анализ произведения по теме проекта, сделать иллюстрации к нему.

  1. Оформить презентацию и представить результат работы;

  1. Сделать анализ проделанной работы в рамках проекта.

Структура работы: введение, основная часть, выводы, заключение, практическая часть, список литературы, приложения.

Основная часть. «Герой и его время на примере книги «Четвертая высота» Е. Ильиной»

Глава 1.

1.1. Биографический комментарий

Автор книги Елена Ильина (Лия Яковлевна Маршак) родилась 29 (16) июня 1901 года в городе Острогожске Воронежской области. Она была сестрой писателей С. Я. Маршака и М. Ильина. Окончила словесное отделение Ленинградского института истории искусств в 1926 году. Другом и учителем по литературному мастерству для Елены был ее старший брат Самуил Маршак. Самуил Яковлевич посчитал, что «в литературе должен быть только один Маршак». Так у брата и сестры появились псевдонимы. [7]

Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста, которые составили сборники и книги «Лёшка беспризорный», «Два детдома» (1928), «Сорока ворона» (1930), «Наш поезд» (1930), «Был у Кати день рожденья» (1963), «Шум и шумок», «Пушистый гость» (две версии 1937 г. и 1959 г.), «Топ-топ». Занималась также переводами произведений иностранной литературы на русский язык. Перевела книгу стихов башкирских поэтов «С отвагой в сердце». Многие произведения Елены Ильиной ныне являются библиографической редкостью. [10]

В 1945 году была написана главная книга Елены Ильиной – повесть «Четвёртая высота» – о подвиге героини Великой Отечественной войны Гули Королёвой.

Писательница была лично знакома с героиней в детстве. При работе над книгой Е. Ильина использовала рассказы родителей Гули, в первую очередь – матери, её учителей и друзей. Также в основу книги легли фронтовые письма Гули Королёвой и воспоминания бойцов.

Вот что пишет автор в начале книги в обращении к читателям:

«История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала еще тогда, когда она была ребенком, знала ее также школьницей-пионеркой, комсомолкой. Мне приходилось встречать Гулю Королёву и в дни Отечественной войны. А то в ее жизни, чего мне не удалось увидеть самой, восполнили рассказы ее родителей, учителей, подруг, вожатых. О ее жизни на фронте рассказали мне ее боевые товарищи.

Мне посчастливилось также читать ее письма, начиная с самых ранних – на линованных страницах школьной тетрадки – и кончая последними, написанными наскоро на листках блокнота в перерывах между боями.

Все это помогло мне узнать, как бы увидеть своими глазами всю Гулину яркую и напряженную жизнь, представить себе не только то, что она говорила и делала, но также и то, что она думала и чувствовала.

Я буду рада, если для тех, кто узнает Гулю Королёву по страницам этой книги, она станет – хотя бы отчасти – такой же близкой, какой она была для тех, кто узнал и полюбил ее в жизни». [3]

    1. Герой и его время.

Они видели многое.

Они совершали подвиги.

Жизнь их была полна приключений.

Джек Лондон

В предисловии к своей книге «Мальчики с бантиками» Валентин Пикуль пишет: «Эта книга посвящается юности – нелёгкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать. Тогда было суровое время жертв, и мы были готовы жертвовать.»

Королёва Марионелла Владимировна (настоящее имя Гули Королёвой) родилась в 1922 году. В год образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

В Советском Союзе, практически, с момента его образования в 1922 году начали работу коммунистические организации. Они сопровождали советских граждан с юных лет и до самой старости.

После поступления в школу ребят в семь лет принимали в ОКТЯБРЯТА и вручали им октябрятскую рубиновую звёздочку с портретом Ленина в детстве.

У октябрят было два главных закона:

1. Помогать пионерам, комсомольцам, коммунистам.

2. Стремиться стать пионерами.

Октябрята объединялись в небольшие группы «звёздочки». У каждого в звёздочке была своя обязанность: командир, цветовод, санитар, библиотекарь и физкультурник.

В 9-10 лет октябрят принимали в пионеры и повязывали им на шею красный галстук – главный символ принадлежности к пионерской организации. Пионеры занимались общественно полезной работой: сажали деревья, собирали макулатуру и металлолом, помогали убирать урожай. В годы Великой Отечественной войны пионеры сражались на фронте (несколько ребят-героев посмертно были награждены званием Героя Советского Союза) и трудились в тылу: на заводах, в колхозах, в госпиталях.

И сегодня многие помнят пионерский девиз: «К борьбе за рабочее дело будь готов!» - «Всегда готов!».

В 14 лет пионеры становились комсомольцами. Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (сокращённо ВЛКСМ, или комсомол) объединял миллионы юношей и девушек от 14 до 28 лет. Комсомольцы принимали участие в масштабных проектах (послевоенное восстановление городов и народного хозяйства СССР, освоение целинных земель, большие всесоюзные стройки).

Готовность к труду на благо страны находила отражение во многих комсомольских песнях, стихах, книгах и лозунгах, самым известным из которых стал «Партия сказала; «Надо!», комсомол ответил: «Есть!».

Главной идеологической организацией в стране была, конечно, КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (КПСС). Ей подчинялась вся государственная и общественная жизнь.

Нашей стране пришлось многое пережить в начале 20 века.

В ночь с 24 на 25 октября 1917 года в Петрограде вспыхнуло вооружённое восстание. На следующий день выстрел крейсера «Аврора» дал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство. Его участники были арестованы, а власть перешла ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ СОВЕТОВ.

25 октября 1917 года (7 ноября по новому стилю) – день Великой Октябрьской социалистической революции – стал главной праздничной датой нового государства.

Революция – это коренное, радикальное преобразование государства и общества, стремительный скачок в будущее и полный разрыв с прошлым. Так произошло в России в 1917 году. Советское государство начало создавать человека абсолютно нового типа.

После того как в октябре 1917 года большевики свергли Временное правительство, страна разделилась на сторонников и противников советской власти. Это противостояние, охватившее всю страну, вошло в историю России как Гражданская война – время, когда множество самых разных военных и политических сил пытались воспользоваться хаосом в России и прийти к власти. В это же время по-прежнему шла Первая мировая война, и это усугубляло ситуацию. Грабежи, разбой и мародёрство охватили всю страну. Это противостояние всех против всех продолжалось до 1922 года, когда советская власть была установлена на всей территории России.

Гражданская война принесла огромные потери – и материальные, и человеческие. Практически полностью было уничтожено хозяйство страны.

В 1928 году руководство СССР объявило курс на индустриализацию и коллективизацию, и был дан старт первой пятилетке – реализации пятилетнего плана развития народного хозяйства.

В ходе первой и второй пятилеток были построены стратегически важные объекты, удалось добиться скачка в промышленном производстве и научно-технической сфере. К концу третьей пятилетки СССР из аграрной страны превратилась в индустриальную державу. И именно это во многом способствовало победе Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне.

Индустриализацию было невозможно провести без качественных изменений в науке и обучении граждан. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, в городах семилетнее.

Советская система образования не без оснований считалась одной из лучших в мире. И особенно удивительно, какими небывалыми темпами был достигнут такой уровень. Только за первые 20 лет существования Советского Союза число грамотных людей в стране выросло почти в три раза и достигло уровня 90%.

С первого класса ребят приучали к дисциплине и порядку. Это касалось и школьной формы – тёмное платье и белый фартук у девочек, тёмно-синие куртка и брюки с белой рубашкой у мальчиков. Нужно было выглядеть опрятно, что для детей всегда нелегко.

Но жизнь в школе не утихала и после уроков. Работали многочисленные кружки и секции: фотографии, авиамоделирования, театральный и другие. Ребята устраивали соревнования по сбору металлолома и макулатуры.

Тем, кому учёба давалась с трудом, всегда старались прийти на подмогу, назначить помощника из числа отличников – чтобы разъяснить непонятный материал. А уж хулиганам и лоботрясам доставалось от школьного коллектива. И на собрании отряда во главе с пионервожатым непременно обсудят неподобающее поведение, и потом ещё в стенгазету попадёшь в неприглядном свете.

В 1922 году в СССР появилась пионерская организация, а вместе с ней и пионерские лагеря: ребята выезжали из городов в сельскую местность, трудились там, а заодно привлекали в ряды пионеров местных детей. Но уже через пару лет лагеря стали оздоровительными: пионеров туда отправляли отдыхать.

Самым первым и знаменитым пионерским лагерем был «Артек». Его открыли в 1925 году на южном побережье Крыма в местечке Гурзуф для лечения детей, болеющих туберкулёзом. Сначала лагерь состоял всего из четырёх брезентовых палаток и мог принять за смену только 80 пионеров.

Что можно было сделать, оказавшись в «Артеке»? Искупаться в Чёрном море, особенно в День Нептуна! Первыми разыскать в лесу красное знамя и победить. Попеть песни под гитару у костра или послушать страшные истории после отбоя. [6]

Довоенное, относительно спокойное и счастливое время, оборвалось для всех 22 июня 1941 года. Уже в первые дни войны была создана песня «Священная война», ставшая для переживших войну её символом, объединивших всех – взрослых и детей. Стихи этой песни написал В.И. Лебедев-Кумач, музыку - А. Александров.

В поэме Константина Симонова «Сын артиллериста» создан собирательный образ юноши, сына артиллериста, который наследовал смелость отца и его жизненный девиз: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла».

В стихотворении К. Симонова «Родина», в образе Родины слились близкие и детям воспоминания автора:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать. [8]

Именно таким было время, в которое суждено было родиться и жить Гуле Королёвой, главной героине книги «Четвёртая высота».

    1. Теория литературы.

      1. Категория времени в художественном произведении.

В предыдущей главе время было оценено в основном из исторических источников. Есть очень интересная современная книга, написанная О. Колпаковой «Суперсилы по наследству: мои советские дедушки». Эта книга - семейный портрет на фоне эпохи, который построен на реальных событиях. В книге есть исторические комментарии Ивана Владимировича Привалова - кандидата филологических наук, научного редактора проекта "Россия - Моя история".

Небольшие экскурсы в историю, проведённые Иваном Приваловым, помогают лучше понять время, в котором довелось жить советским людям.

Что же такое время? В различных словарях определения такого понятия, как время, могут отличаться друг от друга.

Например, Советский энциклопедический словарь даёт такое определение слову «время»:

«Время (методы измерения) - измерение времени основано на наблюдении или осуществлении периодически повторяющихся процессов одинаковой длительности

Время (филос.), необратимая, неповторимая последовательность, характеризующаяся длительностью и актуально переживаемая как непрестанно становящееся «теперь» (настоящее), единстве моментов «ещё не» (будущее) и «уже не» (прошлое). В этом смысле время противополагалось вечности и рассматривалось в теистических религиях как характеристика сотворённого Богом мира, в истории философии – как «подвижный образ вечности» (Платон), как «число (мера) движения по отношению к более раннему и более позднему» (Аристотель) и т.д.» [1]

Вот так трактует «время» Владимир Даль:

«ВРЕМЯ ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время, сила в своих развитиях; пространство, в ее сочетаниях, Хомяков. Время летит. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время на дудку не идет. Время года, весна, лето, осень или зима. Время дня, утро, полдень, вечер, полночь. Пора, година, срок, спопутный или противный чему случай. Придет время. будет и пора. Знай время и место. Не во время гость, хуже татарина. Погода, состояние воздуха. Каково время? ясно, дождь, снег. Счастье, земное благоденствие, благосостояние. Будешь во времени, и нас помяни. Время красит, безвремянье старит (чернит). Время на время не приходит (не находит). Было времячко, ела кума семечко; а ныне, и толкут, да не дают. Всякой вещи время. Пению время, а молитве час. Придет время, будет и нам черед (и наш черед). Поминай отца, как время придет. Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь. Во времени пождать: у Бога есть что подать. Не человек гонит, а время. Бедный времени не ищет. Время разум дает. Невпору, невпрок; а ко времени, спорее. То было время, а ныне пора. Дурак времени не знает. Дураку, что ни время, то и пора. Не время дорого, пора. Был бы друг, а время будет. Был бы друг, будет и досуг. Не гребень холит, а холит время. Сила во времени. Временем бранись, а в пору мирись. Временем вкрасне, порою вчерне. Временем в горку, временем в норку. Деньги, време́м хлопоты. Время времени не работает (не работник). Доля во времени живет, бездолье в безвремянье. Времени (погоды) дома не выберешь. У меня нет времени, некогда, недосужно. Время не споро, не удобно к делу. Вовремя, в свое время, впору, кстати.

Времяисчисление ср. счет годам, счисление времени по событиям; хронология. Наше времяисчисление ведется от Рождества Христова.» [2]

С.И. Ожегов «Словарь русского языка». Определение слова «время»:

Время 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.

8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. [4]

Википедия:

Вре́мя — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мерило длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах и самих процессов, изменения и развития, а также одна из координат единого пространства-времени, представления о котором развиваются в теории относительности.

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее).

Время — это философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности. [9]

В 1922 году, когда родилась Гуля Королёва, начался новый период в российской истории, определивший коренные преобразования в области образования и воспитания детей. Советская власть взяла курс на воспитание «нового человека», и перед педагогами вставали вопросы: как относиться к культурному наследию, какой должна быть школа, какие книги нужны и полезны детям.

Постепенно развивалась проза для детей. Писатели стремились к социальному исследованию жизни, раскрытию социальных конфликтов. Книги многих, тогда начинающих авторов (Ю. Олеши, А. Гайдара, В. Бианки, М. Пришвина, С Маршака) вошли в золотой фонд нашей литературы и оказали влияние на её развитие.

30-е годы стали новым этапом в развитии литературы, призванной формировать мировоззрение юных граждан СССР. Детская литература отражала преимущественно светлые, созидательные стороны жизни взрослых и детей.

Писатели создавали книги о достижениях советской власти и знакомили детей с планами строительства социализма. В прозе 30-х годов формируется образ нового героя, воспитанного уже в условиях противопоставления старого (дореволюционного) и нового времени.

Лучшими из книг на социальные темы можно назвать «Время, вперёд!» В. Катаева, «Судьба барабанщика», «Дальние страны», «Военная тайна», «Чук и Гек» А. Гайдара, «Рассказ о великом плане» М. Ильина.

Многие книги имели документальную основу и реальных прототипов. Для читателей своего времени эти герои воплощали лучшие черты советского человека – готовность подчинить свои жизненные планы интересам общества.

Комсомолец Павел Корчагин – герой романа Н. Островского «Как заклялась сталь (1934) не щадил здоровья и рисковал жизнью, участвуя в сражениях гражданской войны и в трудные 20-е годы. В тридцать лет он стал инвалидом, но не жалеет о том, что его жизнь отдана «борьбе за освобождение человечества».

Жизненные идеалы подростков формировали книги о вожде революции В.И. Ленине и биографические повести о революции и гражданской войне. Героями исторических повестей были славные сыны России – полководцы, писатели, художники, ученые.

      1. Герой в художественном произведении.

Советский энциклопедический словарь даёт такое определение слову «героизм»:

Героизм – мужество, способность к совершению подвига, решительность и самопожертвование в критической обстановке. [1]

В словаре С.И. Ожегова я не встретила слова «герой». Но автор трактует слово «подвиг» как поступок героя: [4]

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. (совершить воинский подвиг, трудовой подвиг, подвиг во славу Родины)

Герой в определении В. Даля:

Герой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, 1-ое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям: | о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги; | прикидываться героем, принимать вид храбреца. Геройствование ср. действие это. Героикомический, о сочинении, поэме: содержащий в себе смесь героического и комического, доблестного и шуточного, высокого и смешного. [2]

Словарь иностранных слов:

Герой (греч. Héros – «герой») – 1) человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2) – главное действующее лицо литературного произведения; 3) – человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды; 4) – человек, который привлек к себе внимание, чем-то отличившийся. [5]

Вот что я нашла в интернете:

Геро́й — человек исключительной смелости и доблести, либо одно из главных действующих лиц литературного (литературный герой) или иного произведения культуры (кинематографический, игровой герой).

Герой перед лицом опасности сражается с невзгодами, проявляя изобретательность, мужество или силу. Как и другие термины, которые раньше были исключительно гендерными (например, актер), герой часто используется для обозначения любого пола, хотя героиня относится только к женщинам. Первоначальный герой классического эпоса поступал так во имя славы и чести. С другой стороны, постклассические и современные герои совершают великие дела или самоотверженные поступки для общего блага вместо классической цели богатства, гордости и славы.

В классической литературе герой является главным или почитаемым персонажем героического эпоса, воспеваемый в древних легендах народа, часто стремящегося к военным завоеваниям и живущего в соответствии со своим постоянно ошибочным кодексом личной чести. Определение героя со временем менялось. Например, есть определение героя как «человека, которым восхищаются за его великие, смелые поступки или прекрасные качества». [10]

В философском понимании герой — это человек, который жертвует собой ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, который трактует героя как воплощение национального духа.

Именно таким героем и была Гуля Королёва, которая жила в своё время и не задумываясь отдала свою жизнь за Родину.

Глава 2. Становление характера героя и его проявление. Влияние времени на формирование личности героя.

Произведение повествует о жизни Гули Королёвой — молодой советской актрисы, которая начала свою карьеру в кино в 4 года. На протяжении своей жизни она прошла через ряд эпизодов, сформировавших её личность. Первой высотой для Гули стало преодоление её страхов, когда на съёмках фильма "Дочь партизана" она верхом на коне выполнила сложный трюк.

Из-за съёмок в фильмах Гуля пропускала учебные дни в школе и оказалась отстающей ученицей. Взяв волю в кулак, она сконцентрировалась на учёбе и догнала одноклассников — тем самым взяв вторую высоту.

Третью высоту Гуля взяла, прыгнув в бассейн с восьмиметровой вышки.

С началом Великой Отечественной войны Гуля в возрасте 19 лет добровольно пошла на фронт; четвёртой высотой для неё стала высота 56,8 под Сталинградом, при взятии которой она погибла.

Среди многих книг о героях Великой Отечественной войны биографическая повесть «Четвёртая высота» - о Гуле Королёвой, участнице Отечественной войны, погибшей под Сталинградом, - занимает особое место. Что же привлекало автора к этому характеру? Мужество. Упорство в достижении поставленной цели. Умение бороться. Правдивость, принципиальность, требовательность к себе и другим. Вера в своё дело и большая жизнерадостность.

Может быть, Гуля родилась такой? Нет, это было совсем не так. В детстве Гуля была упрямой и своевольной. Как же она стала другой? Гуля воспитывала в себе твёрдую волю и характер. Гуле нелегко это досталось, потому что бороться ей приходилось больше всего со своими собственными недостатками. И прежде чем стать настоящим человеком, бойцом, она не раз ошибалась, хотя и переживала свои ошибки всякий раз как тяжёлую душевную драму.

Книгу можно условно разделить на 2 части. Первая часть – это детство и юность Гули (Марионеллы) Королёвой, обычной советской школьницы, которой посчастливилось несколько раз в детстве сняться в кино. Эта часть преимущественно веселая, читаешь и улыбаешься, глядя на веселые проделки смышленой девочки. Так, например, будучи в лагере она потратила все деньги, которые ей оставляли на обратный путь... Но вместе с тем это и очень поучительная часть. Учась в старших классах, Гуля начинает работать над своим характером, силой волей, самодисциплиной, и у нее это получается. Она становится одной из лучших учениц и спортсменкой. Вторая часть - военные будни Гули, вначале в эвакуации, затем на фронте. Вот эту часть читать по-настоящему тяжело. Автору удалось простыми словами рассказать об ужасах войны, показать горе народа и каждого отдельного человека. Ведь победа по большому счету ковалась именно такими простыми людьми.

Снова вспомним четыре «главные» высоты в жизни Гули, которые оказали большое влияние на формирование характера девочки.

Первая высота – съёмки кинокартины «дочь партизана». Гуле нужно было взять барьер на красноармейском коне по кличке Сивко. Ласковый и послушный конь на деле оказался злым и очень упрямым, он не хотел слушать Гулю. Девочке предлагали отложить то дело, заняться им в другой раз, пойти отдохнуть. Но юная Гуля была целеустремлённой и упрямой. И в планы девочки не входило бросить дело, не доделав его до конца. Поэтому, она «…стиснув зубы, сжавшись, словно пружина, погнала она коня галопом. Доскакав до барьера, она дала шенкеля, конь, не успев опомниться, сделал прыжок, и Гуля, точно на крыльях, взлетела куда-то вверх. Секунда – и конь снова плавно бежал по дорожке. Барьер был взят. Так двенадцатилетняя Гуля взяла первую высоту в своей жизни». [3]

Таким образом, не отступив от своей цели, наездница продолжала пытаться взять барьер. И в итоге у Гули это получилось.

Это событие положило начало формированию сильного, храброго, мужественного, целеустремлённого характера Гули Королёвой.

Вторая высота – сдача экзамена по географии. «…Подошли экзамены. Балконная дверь и окна открыты настежь, и в комнату доносится медовый запах лип и акаций. Совсем близко, за поворотом тихой улицы, гремит и движется море. Не так-то легко усидеть в такой чудесный деньдома, особенно когда тебе тринадцать лет и на берегу тебя ждёт лодка. Но Гуля разложила на столе книги, на стене развесила географическую карту и вместе с подругами готовится к экзамену…».[3]

Так описана подготовка к экзамену в книге. Действительно, очень много соблазнов пойти погулять или искупаться, оставив подготовку на потом, особенно для тринадцатилетнего подростка. Но Гуля сидит дома за столом с книгами и учит уроки. В этом эпизоде из жизни Гули, мы видим продолжение процесса становления характера девочки, и появление нового качества – ответственность.

Очень правильные и позитивные слова говорит Гуля подругам незадолго до экзамена:

– Ой, девочки, – сказала она, – как хорошо, как интересно жить на свете!

– Да, было бы хорошо, – вздохнула Лина, – если бы только экзаменов не было. Гуля на минуту задумалась.

– А я люблю экзамены, – сказала она медленно. – Хоть и страшновато бывает, а хорошо.

– Гулька, ты врёшь!

– Нет, честное слово, не вру. Знаете, девочки, у меня перед экзаменом такое чувство бывает, как перед прыжком в воду. И холодно, и страшно, а прыгнешь – и сразу станет жарко и весело.

Лёля пожала плечами:

– Ну, кому весело, а кому и не очень.

– А это от тебя зависит, чтобы было очень. [3]

Казалось бы, это всего лишь экзамен, но это событие для Гули стало очень важным. Настоящая высота! И много противоречивых эмоций после взятия этой высоты:

… «Домой она влетела, как буря.

– Мама! «Отлично»! – крикнула она ещё с порога.

И вдруг, словно пораженная какой-то неожиданной мыслью, Гуля замолкла и села у стола, опустив голову на руки.

– О чём ты, Гуленька? – спросила мама.

– Не знаю, как тебе сказать, – ответила Гуля задумчиво. – Грустно немножко.

– Грустно? – удивилась мама. – Отчего же? Ведь ты сегодня победительница.

– Да нет, не грустно. Я не так сказала. Пусто как-то. Вот понимаешь, столько дней я спешила, гнала, боялась не успеть. А теперь будто с поезда на ходу спрыгнула. Приехали! Некуда дальше.

Мама покачала головой.

– Что ты, Гуля! Какое там приехала – твоя дорога только начинается. Разве ты сама не чувствуешь?..» [3]

Третья высота – прыжок с восьмиметровой вышки в бассейн. Гуля уже сформированная личность, со своим характером и своими моральными ценностями.

Этот прыжок был, как напоминание и подтверждение для Гули (и для читателей), что она храбрая и прыгнуть в воду, это точно не проблема для этой юной, но очень смелой девушки.

«…Ух, как высоко! – подумала Гуля. – Убьюсь!» Сердце у неё замерло, когда она взглянула с восьмиметровой вышки вниз. Ей казалось, что она стоит на крыше трёхэтажного дома. «Восемь метров, – соображала Гуля, – да еще глубина бассейна четыре, всего – двенадцать метров!» Сквозь прозрачную толщу воды светилось дно бассейна. «Нет, не могу, – подумала Гуля, – страшно…»

Но снизу уже послышалась команда Олеси:

– Прыгай!

– Олеся! – крикнула Гуля не своим, дрогнувшим голосом. – Я не могу!

Снизу раздалось ещё повелительней:

– Прыгай!

Гуля стиснула зубы. «Я сказала им в райкоме, что постараюсь совершить смелый поступок, – мелькнуло у неё в голове, – а теперь „не могу“… Нет, стыдно. Не боюсь!» И, зажмурив глаза, она опять разбежалась по площадке, подпрыгнула и снова полетела, как птица, с распростёртыми, будто крылья, руками. Она летела всего несколько секунд, но эти секунды показались ей бесконечно длинными…».[3]

…А потом началась война. Простившись с друзьями и родными, Гуля отправляется добровольцем на фронт. Испытания на прочность характера продолжаются – боевые задания и разведка, и, конечно, новая высота, но уже фронтовая: Гулю отправили на задание; находясь в засаде, она ждала с бойцами подкрепление, чтобы взять высоту 56,8. Начался штурм. Атака за атакой. Свистели пули. Убит командир батальона. Немцы не сдаются. Подкрепления нет. Бойцы притихли, тогда Гуля, раненная, превозмогая боль, выполняет последний приказ: «Ни шагу назад!»

Вот так описываются в книге последние минуты Гули дома и прощание с мамой и маленьким сыном:

«…Пришла весна, бурная, солнечная башкирская весна. На улицах стоял шум от бегущих вниз потоков. Был день Первого мая. Первый военный май… Гуля прибежала домой. Она была одета по-военному, в длинной шинели, подпоясанной ремнём. Она давно уже работала в штабе дивизии, и мать не удивилась, когда увидела её в военной форме.

– Что так рано? – спросила она.

– Мама, – сказала Гуля чуть дрогнувшим голосом, – я пришла попрощаться. Я еду на фронт.

– Неужели тебя мобилизовали? Ведь у тебя ребёнок…

– Я еду добровольно, мама. Я не могу иначе. О Ёжике ты позаботишься лучше меня. Прости, что я оставляю тебе эту заботу.

Мать молча смотрела на Гулю, словно не понимая её слов. Потом спросила тихо, даже не пытаясь спорить:

– Когда же ты едешь?

– Эшелон отправляется через полтора часа. Но в штабе нужно быть ещё раньше.

И, стараясь говорить как можно веселее, она прибавила:

– Испеки, мне, мамочка, на дорогу оладушек! Потом она подошла к плетёной кроватке. Ёжик уже не спал, а стоял во весь рост, держась за спинку кровати, и топтал одной ногой подушку.

– Мама! – сказал он баском и весь потянулся к Гуле.

Всего только третий или четвёртый раз в своей жизни произнёс он это слово «мама». Гуля почувствовала, что ещё немного, и слёзы потекут у неё из глаз. Молча взяла она Ёжика на руки и села с ним к окну. Пока мать собирала её в дорогу, она держала Ёжика на коленях и долго смотрела на него. Ёжик хмурил белые брови, трогал звездочку на маминой пилотке и что-то говорил на своём собственном, непонятном языке. А Гуля старалась получше запомнить его ручки с крохотными ноготками, круглый выпуклый лобик, затылочек со светлыми нежными волосиками. Вот они, последние минуты дома…»[3]

Судьба Гули была совсем непростой. В самом начале войны погиб ее муж. Но мысли, чтобы уйти на фронт не покидали ее. Она окончила курсы и стала медсестрой. Работа в госпитале была не лёгкой, но Гуля стремилась попасть на фронт. А как же сын? Оставив сына бабушке, Гуля ушла на войну. Там жизнь Гули оборвалась... Четвертая высота ею была взята. Она погибла, чтобы на земле бы мир, а люди жили счастливо.

«…А немцы уже двигались снова. Подходили всё ближе, ближе.

Оставив раненого на месте, Гуля бросилась опять к пулемёту. Меткой очередью остановила она тех, что подбирались с её стороны. Немцы залегли. Но вот пулемётный диск кончился. Она пошарила вокруг себя и поняла: стрелять нечем. Вся надежда на гранаты. Гуля вырвала гранату из-за пояса. Крепко сжала её в руке и приготовилась… А ну, подойдите, подойдите! И в этот миг она почувствовала, что левая рука у неё стала немая, тяжёлая, словно не своя, и рукав наполнился чем-то горячим и липким. Закружилась голова: «Только бы не упасть!» Гуля стиснула зубы, ещё крепче зажала ручку гранаты и, подпустив немцев поближе, метнула её. Хорошо!.. Точно!.. Гуля вытащила вторую гранату, последнюю. Эту уже нельзя было бросать – её нужно было оставить для себя, чтобы не сдаться врагу живой…»

«…– Прощай, Гуленька… – сказал Троянов и, обернувшись, крикнул: – Товарищи! Наша Гуля убита. Отомстим за неё! И все, кто был вокруг, ринулись на врага. Бой за высоту разгорелся с новой силой. Дружным, единым натиском высота 56,8 была вновь взята, отвоёвана, оплачена кровью – последняя высота в Гулиной жизни…» [3]

Вывод.

Четвёртая высота - удивительная книга. С одной стороны, она написана по-детски легко и ненавязчиво, с другой, в ней затронуты не совсем детские темы. Путь, пройденный главной героиней, полный поражений и побед, слёз и радостей, научит и ребёнка, и взрослого силе духа, упорству, отваге.

В повествовании акценты расставлены на четырёх высотах в жизни Гули Королёвой. Главная из них - четвёртая. Начиная с детских лет, мы следим за тем, как девочка встречается с миром. Кажется, мир не очень приветлив - раз за разом предлагает Гуле преграды, которые она стойко преодолевает. Через события автор раскрывает характер героини, несгибаемой и упорной.

На сколько человек зависим от времени? Весь наш путь от рождения до смерти – это дорога времени, по которой можно идти только вперед, не сворачивая и не возвращаясь назад. Мы лишь пассажиры в этом временном потоке. Перед временем все равны, это не возобновляемый ресурс и машину времени еще не изобрели. Остается только подчиниться временным законам, обдумывать важные решения, такие как выбор профессии, и ценить каждую минуту своей жизни.

В работе мы говорим о категории времени как определенном промежутке времени, в котором героиня взрослеет, протекает ее жизнь от прошлого в будущее. Здесь же мы говорим о философской сущности этой категории: в книге она предстает в образе времени – становление советской власти, изменение всех сторон жизни страны и общества, задача формирования нового человека. Это не могло не оказать влияния на характеры и мировоззрение людей этой непростой, драматической эпохи.

Герой художественного произведения (реалистического) – это типический представитель общества, имеющий как индивидуальные особенности, характерные только ему как личности, так и черты, характерные людям эпохи.

Безусловно, в истории время является важным фактором, определяющим развитие и становление личности. Но несмотря на это я считаю, что от самого человека зависит очень многое. Ведь именно от его мыслей, решений и действий зависит его личность и его дальнейшая судьба. Очень показательны мысли Гули в Артеке: «За что нам столько счастья? Чем мы его заслужили? Такой месяц в Артеке, да ещё теперь – поездка в Москву, в Кремль! Ах, милый наш Артек, милая, родная наша страна! Всё сделаю для тебя, ничего для тебя не пожалею!». [3]

Так и случилось.

Заключение.

Книга «Четвёртая высота» была написана сестрой знаменитого советского поэта Самуила Яковлевича Маршака Лией Яковлевной Маршак под псевдонимом Елена Ильина. Книга вышла впервые в 1946 году и стала любимой многими поколениями советских детей. Очень рада, что мои мама и бабушка посоветовали мне её прочитать. Автор рассказывает о жизни Марионеллы Королевой, которая для многих была Гулей. Гуля Королева - светлый, добрый человек, отважная и целеустремленная. Ей все интересно. И нет той высоты, которую она бы не хотела побороть, и не испытать себя. Взятие барьера на коне, экзамен по географии, прыжки в воду, война… С раннего детства в ней уживались детская непосредственность и сила духа. Она показывает своими поступками, что нельзя сдаваться, нужно менять отношение к ситуации. Елена Ильина показывает жизнь реального человека. Было интересно читать о жизни девочки, а затем девушки Гули Королевой. Очень достоверно передана атмосфера того времени, довоенного, как люди жили, чем занимались. Поездка в лагерь Артек, общение Гули с друзьями. Жизнь в Одессе и в Москве. Главная героиня полна желания жить, и многое увидеть. Каждая глава - отдельный эпизод, событие из жизни девочки, и ее друзей. На примере жизни Гули показана жизнь всей страны, и время мирное и военное. Для смелой, преданной делу, девушки не стояло вопроса, идти воевать или нет. Она чувствовала необходимость быть нужной. Такие книги как «Четвертая высота» сейчас нужны. Эта книга не просто о военном времени, она о горячем сердце отважной девушки, о детях, что умеют дружить, об отношении родителей и детей.

Практическая часть.

Книга «Четвёртая высота» существует в нескольких изданиях. У меня дома сохранилась старая книга с настоящими фотографиями Гули Королёвой.

Почему же в СССР эта книга никогда не издавалась с иллюстрациями, но всегда - с фото? Ведь хороших иллюстраторов хватало...

Думаю, потому что это - мемуары, хоть и от третьего лица. О жизни светлой и трагичной.

Современные издания содержат иллюстрации. Мне стало интересно самой выполнить иллюстрации к любимой книге, тем более, что они повышают интерес к произведению, а также сами по себе являются способом более глубокого анализа произведения. В процессе работы мне было важно, чтобы мои иллюстрации соответствовали духу произведения, а также времени, в которое оно было написано. Например: чтобы написать картину, где Гуля сдаёт экзамен, я искала информацию о том, как выглядит карта Советского Союза, как выглядели школьные кабинеты в то время и т.д. А чтобы понять, как выглядел внутри советский бассейн – нашла в интернете различные плакаты с мотивирующими лозунгами о занятиях спортом.

Иллюстра́ция (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Художника, выполняющего иллюстрации к тексту, называют иллюстра́тором.

Иллюстрации служат передаче эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация). Их используют для уточнения сложных понятий или предметов, которые трудно описать с помощью текста, что является причиной большого количества иллюстраций в детских книгах, также могут использоваться в рекламе, поздравительных открытках, плакатах, книгах, графических романах, раскадровках, журналах, газетах. [12]

Иллюстрация находится на границе изобразительного искусства и графического дизайна, так как, используя средства и методы искусства, подчиняется замыслу проекта. Если изначально иллюстрация широко применялась и до сих пор применяется в книжном, журнальном, рекламном деле, то в современном мире, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, значение и применение иллюстрации возрастает.

Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры, а для создания иллюстрации зачастую не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться особой техники.

Иллюстратор может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разные материалы, (бумагу, пластилин, засушенные растения и другое), создавать иллюстрации при помощи аппликации или оригами.

Для своих работ я выбрала свои любимые стиль, технику и материалы: соответственно это - исторический реализм, акварельная и гуашевая живопись и проиллюстрировала главные четыре высоты в жизни Гули.

Список литературы

  1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1633 с., ил.

  2. Даль Владимир.

Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. - Т. 1. А - З. – 2000. – 699с., 1 портр.

  1. Ильина Е.Я.

Четвертая высота : [повесть] Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР Москва 1960. – 272 с.

  1. Ожегов С.И.

Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Докт. филол. Наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

  1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2002. – 960с.

  2. Колпакова, Ольга

Суперсилы по наследству: мои советские дедушки: [для сред. и ст. шк. возраста; 12+]/ Ольга Колпакова; ил. Светланы Кучер, [ист. коммент. Павла Привалова]. М.: Пять четвертей, 2022. – 272с.: ил.

  1. Исарова Л. Т. Ильина Е. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Стб. 101—102.

  2. Симонов К. М.

Стихотворения. Поэмы. – М.: Правда, 1982. 448 с.,ил.

  1. Время: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Время

  1. Герой: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Герой

  1. Елена Ильина: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Ильина

  1. Иллюстрация: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюстрация

  1. Ляхов, В. Н.

Искусство книги. / В. Н. Ляхов. — М., 1978.

Приложение.

(Ссылки на литературные и интернет-источники.)

[1] Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1633 с., ил.

[2] Даль Владимир.

Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. - Т. 1. А - З. – 2000. – 699с., 1 портр.

[3] Ильина Е.Я.

Четвертая высота : [повесть] Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР Москва 1960. – 272 с.

[4] Ожегов С.И.

Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Докт. филол. Наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

[5] Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2002. – 960с.

[6] Колпакова, Ольга

Суперсилы по наследству: мои советские дедушки: [для сред. и ст. шк. возраста; 12+]/ Ольга Колпакова; ил. Светланы Кучер, [ист. коммент. Павла Привалова]. М.: Пять четвертей, 2022. – 272с.: ил.

[7] Исарова Л. Т. Ильина Е. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Стб. 101—102.

[8] Симонов К. М.

Стихотворения. Поэмы. – М.: Правда, 1982. 448 с.,ил.

[9] Время: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Время

[10] Герой: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Герой

[11] Елена Ильина: Википедия. [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Ильина

[13] Ляхов, В. Н.

Искусство книги. / В. Н. Ляхов. — М., 1978.

Просмотров работы: 184