Права детей на примере сказок (на примере сказочных произведений)

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Права детей на примере сказок (на примере сказочных произведений)

Рыбалкин Ю.О. 1Рыбалкина Р.О. 1
1МБОУ "СОШ № 97"
Панченкова О.Е. 1
1МБОУ "СОШ № 97"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые: педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети, не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами.

Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специальные интернаты…»

Актуальность темы. Детям важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Но, так же, необходимо помнить, что есть, не только права, но и обязанности и ребенок несет ответственность за свои действия и поступки.

Обычно в сказках мы привыкли верить в чудо, ждать своего счастья и не забывать, что ты кому-то нужен, но за этими прекрасными историями со счастливым концом скрывается страшная правда жизни. Герои подвержены тирании, издевательствам, отбирании имущества и разным другим нарушениям со стороны прав человека. И мы решили выяснить, является ли это неопровержимым фактом или русский фольклор так выражает своё творческое направление.

Цель: формирование у детей знаний о правах человека через изучение прав человека на примере сказок.

Задачи:

  1. Дать определение понятию «права человека»

  2. Провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний по данному вопросу.

  3. Изучить в каких документах говорится о правах ребенка.

  4. Проанализировать взаимоотношения сказочных героев с юридической точки зрения.

  5. Провести интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Кемеровской области – Кузбассе, прокурором и сотрудниками Следственного комитета.

  6. Провести для учащихся класса классный час на тему «Права ребенка – это наши права».

Глава 1. Основная часть

    1. Понятие «право» в словаре.

Мы взяли в школьной библиотеке «Толковый словарь» Сергея Ожегова с целью знакомства с новым для нас понятием «право». Однако вместе с этим понятием неразрывно связано еще одно понятие – «обязанность».

В словаре дано следующее понятие: право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Право может быть конституционным, гражданским, избирательным, трудовым, семейным, уголовным. Есть еще одно понятие права в словаре С. Ожегова – это возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

Также мы познакомились с понятием «обязанность». Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Обязанности могут быть служебными, есть обязанность служить в армии и – воинская (рис.1).

Вывод: мы прочитали статьи в словаре и поняли, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности.

1.2. Анкетирование учащихся начальной школы по теме «Твои права и обязанности».

Следующим этапом нашего исследования стало анкетирование среди учащихся 2, 3 и 4 классов. Целью анкетирования было выяснение вопросов, а знают ли ученики начальной школы, что такое права и каковы их обязанности? Смогут ли они назвать права и обязанности ребенка? В анкетировании приняли участие 102 ученика. Из 3 класса Г-29 человек, 3 класса Б-14 человек, 4 класса Б-30, 4 класса В-29 человек.

На первый вопрос анкеты «Что такое право человека?»

34 человека ответили примерно одинаково: «это, что может делать человек»;

«что можно делать»; «это его возможности»;

42 человека не смогли ответить на вопрос, но перечислили несколько прав: «ходить в школу»; «право на жизнь»; «право на образование»;

26 человек путают права и обязанности: «что должен делать человек»;

16 человек совсем не смогли ответить на данный вопрос.

На второй вопрос в анкеты «Какие права ребенка ты знаешь?» самыми популярными ответами были: «бесплатно получать образование в школе» - 88 человек; «право на медицину» - 34 человека; «иметь имя и фамилию» - 26 человек; «право на неприкосновенность» - 17 человек; 14 человек оставили пустым ответ на этот вопрос. Встречались единичные ответы: «дружить с друзьями»; «одевать, то, что хочется»; «не быть как все»; «право на деньги»; «право на ошибку»;

12 человек вместо прав описали обязанности ребенка: «мыть посуду»; «делать уроки»; «делать дома уборку».

На третий вопрос анкеты «Нарушают ли твои права? Если хочешь, опиши ситуацию…» 58 учащихся ответили, что их права не нарушают; 32 ученика написали, что нарушают их права: «когда обзывают»; «обижают»; 12 человек написали, что права нарушают, но не описали в какой ситуации.

На четвертый вопрос анкеты «Знаешь ли ты, куда можно обратиться, если нарушают твои права?» большинство ответили: «к родителям» - 56 человек; «в полицию» - 45 человек; «к учителю» - 48 человек; «в службу 112» - 23 человека; 14 человек ничего не ответили на данный вопрос (Приложение № 2).

Вывод: Учащиеся начальной школы не осведомлены в вопросах «Права ребенка». Ребята не могут сказать, что такое право человека, путают права и обязанности. Не знают права ребенка. Поэтому мы решили поработать над этой темой, познакомиться с правами ребенка и познакомить своих одноклассников с результатами нашего исследования по данной теме.

    1. Права в нормативно-правовых актах, а также органы по защите прав детей.

Ребёнок, как и взрослый, должен получать так же полноценную и достоверную информацию о своих правах. А для этого ребенок, как и взрослый должен знать, кто стоит на его защите кроме родителей?

Изучив документы о правах ребенка, мы выяснили, что на защите детей стоит государство. От имени государства защиту прав детей осуществляют различные органы.

Так одним из указанных органов являются органы опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства,

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних, которая образуется Губернатором Кемеровской области для осуществления функций рекомендательного характера в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка. Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении всех несовершеннолетних, в том числе и тех у которых отсутствуют родители или у которых родители не выполняют свои обязанности по воспитанию и развитию детей.

Самый главный документ, в котором записаны права и обязанности детей – это Конвенция прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Эта организация защищает права всех детей во всем мире независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители.

Сколько прав есть у ребенка? В Конвенции о правах ребенка (рис.5) прописаны 54 статьи, в которых говорится о 38 правах, которыми обладает ребенок с рождения. Многие, конечно, знают часть прав, но вряд ли смогут назвать все. 

Защита прав ребенка - одна из приоритетных и важнейших задач нашего государства.

Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.

В нашей стране начиная с 1993 года принято более 200 разных кодексов и законов (свод правил), которые касаются семьи и детей. Все эти документы приняты для их защиты. Особенно важное значение имеют следующие документы:

  • Конституция РФ (основной закон нашей страны) (рис.2),

  • Семейный кодекс РФ (рис.3),

  • Гражданский кодекс РФ (рис.4),

  • Уголовный кодекс РФ,

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",

  • Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

  • Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" и другие.

Вывод: таким образом, на основании международных и российских документов мы выделили несколько основных прав детей, которые регулируют их положение в современном обществе:

  • Право на жизнь

  • Право ребёнка жить и воспитываться в семье

  • Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками

  • Право ребёнка на защиту

  • Право ребёнка выражать свое мнение

  • Право ребенка на имя

  • Имущественные права ребенка (рис.6)

    1. Права в сказках

Сказки всегда были очень почитаемы и важны, как раньше, так и в современном обществе. В каждой истории скрывались свои поучительные моменты и сюжеты со счастливым концом. Но многие начали замечать, что очень часто можно встретить в подобных историях некие нарушения, в которых героев принуждают работать или обсмеивают их индивидуальность. Тем самым обходя закон, прикрываясь родственными связями или более обязывающими факторами. Недаром говорится «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Мы прочитали несколько сказок и проанализировали в них нарушение прав сказочных героев, сопоставив эти нарушения с правами ребенка в обычной жизни.

Право на жизнь. Является основным правом не только ребенка, а и любого человека. Данное право закреплено в статье 6 Конвенции, а также в статье 20 Конституции Российской Федерации. Человек – часть природы. И самое ценное, что он имеет, – это, конечно же, жизнь. Человек появился на Земле, когда природа уже жила по своим многовековым законам. Мы не можем нарушать и менять эти законы, а также не имеем права лишать кого-либо жизни.

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Смертная казнь и пожизненное заключение в отношении детей не применяются.

А теперь рассмотрим право на жизнь на примере сказок.

Так, герой сказки «Колобок», не имея достаточной физической подготовки, убежав от своих родных, возомнил себя бегуном на длинные дистанции, отправился в путь по беговой дорожке с препятствиями.

Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему дойти почти до самого финиша. Но финал был трагичен: проявив легкомысленную самонадеянность и нарушив правила техники безопасности, тем самым позволив преступнице лишить себя самого главного права – права на жизнь, герой погибает (рис.7, рис.8, рис.9).

Таким образом, в русской народной сказке «Колобок» лиса, съев колобка нарушила его право на жизнь.

Право на проживание в семье закреплено встатье 7 Конвенции, статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым  каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет. Но при этом место жительства ребенка определяется исходя из его интересов.

Рассмотрим в каких сказках нарушено право детей на проживание в семье.

В сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди, злые языки - тётки Ткачиха и Повариха, лишили князя Гвидона права на проживание в семье, права на достойный уровень жизни, ответственности семьи за ребёнка. Однако, самостоятельная жизнь пошла князю Гвидону на пользу и он воспользовался своим правом на жилище (рис.11).

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия. Данное право закреплено встатьях 11, 19 Конвенции – каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. В законодательстве нашей страны это право закреплено во многих законодательных актах.

Так, в частности, государство своими законами осуществляет защиту детей от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, защиту от жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников.

Также защищает детей от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Дисциплина и порядок в учреждениях образования поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В нашей стране открыта горячая линия «Ребенок в опасности». По телефону 123 можно позвонить и сообщить о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию. Работа телефонной линии «Ребенок в опасности» осуществляется дежурной службой следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в круглосуточном режиме.

Проанализируем сказки. Так, в сказках про Кощея, Бабу Ягу, Иван Царевича, не соблюдается свобода личности. Вспомним здесь же сказку "Летучий корабль". Девушку насильно хотят выдать замуж за нелюбимого, не спрашивая ее согласия (рис.12, рис.14, рис.15, рис.16)

Ярким примером вмешательства в личную жизнь является Иван – Царевич, из сказки «Царевна-Лягушка», узнав, что Царевна – Лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг её кожу, нарушив тем самым ее право на свою личную жизнь и на свою тайну (рис.13).

Право на защиту ребёнком своих прав и интересов. Указанное право закреплено встатьях 12, 16 Конвенции, а также в ст.56 Семейного кодекса Российской Федерации.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

В качестве законного представителя несовершеннолетнего может выступить прокурор.

Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать все необходимые правовые меры к их восстановлению.

Рассмотрим вопросы защиты ребенком прав и своих законных интересов на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Недетские вопросы подняты в детской сказке. А сколько правонарушений! 

Равноправие детей, право на достойный уровень жизни – персонажи сказки дочка, и мачеха грубо говорят с падчерицей, ставят перед ней неразрешимую задачу – принести подснежники зимой. Братья-месяцы помогли в этом девочке, а затем восстановили справедливость, поступив с дочкой и мачехой так, как они хотели поступить с падчерицей – они замерзли в лесу.

Также в сказке рассмотрено право на получение, хранение и распространение информации, а также свободное выражение мысли. Когда девочка вернулась домой, то рассказала мачехе и ее дочке историю о том, что с ней произошло в лесу, тогда мачеха и говорит своей дочке: «Ты тоже иди в лес, найди двенадцать месяцев, и не будь такой же глупой, как она. Попроси у них груши и клубнику, а мы их потом продадим по дороже» (рис.17).

Право на образование. Данное право закреплено встатье 28 Конвенции, а также в статье 43 Конституции РФ каждый ребенок имеет право на получение образования.

С шести лет ребенок имеет право на поступление в школу и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцелярских принадлежностей или продуктов).

Детям гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в государственных учреждениях образования.

Государство поощряет развитие таланта и повышение уровня образования.

Рассмотрим право на образование на примере сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», в которой Буратино, обменял свою азбуку на билет в кукольный театр и отказался обучаться у Мальвины, тем самым, не воспользовавшись правом на бесплатное образование (рис.18).

Право на охрану и укрепление здоровья. Указанное право закреплено встатье 24 Конвенции, а также в статье 41 Конституции Российской Федерации - каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья, на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение.

Например, доктор Айболит, в сказке К.И. Чуковского «Айболит», помогал всем животным осуществлять право на бесплатную медицинскую помощь (рис.19).

Равноправие  детей – закреплено встатье 30 Конвенции, а также в статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которым  все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребёнка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рождённые в браке и вне брака.

Рассмотрим принцип равноправия на примере сказки Дж. Родари «Чиполлино». Эта сказка о борьбе за справедливость. В сказке происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит (означ. – изводить, угнетать, унижать). Те плоды, которые растут на деревьях, Апельсин, Лимон, Вишня, Мандарин считают себя выше других. Честных людей притесняют такие, как синьор Помидор, принц Лимон, графини Вишни.

Но есть добрый парнишка - лучок Чиполлино, который не даст в обиду своих друзей. Чиполлино находит верных и преданных друзей – девочку Редиску и богатого мальчика графа Вишенку. Они и помогают ему освободить всех узников тюрьмы. А на их место посадить своих тиранов – принца Лимона, синьора Помидора, графинь Вишенок. А замок у графинь отбирают и превращают его в Дворец для детей. Теперь детям есть, где и учиться, и играть. Тем самым Чиполлино восстановил справедливость и равноправие всех в своем сказочном мире (рис.20).

Право на достойный уровень жизни закреплено встатье 27 Конвенции, а также в статье 7 Конституции Российской Федерации – каждый ребёнок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Рассмотрим на примере русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка». Это история про милую девушку, которая много трудилась, потому что находилась у чужих людей, которые не щадили: старуха заставляла делать работу, а три ее дочери ленились. Крошечка Хаврошечка – девушка, добрая и милая, отзывчивая, просит помощи у коровы, высказывает, как тяжко живется. Рыжая коровушка Хаврошечки – сказочное существо, которое пытается обеспечить девушке достойный уровень ее жизни (рис.21).

Право на труд (защита от эксплуатации). Указанное право закреплено в статье 32 Конвенции, а также в ч.2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, согласно которым – каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством России.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Детей младше 14 лет можно привлекать без ущерба для здоровья в съемках фильмов, например, для съемок в «Ералаше».

Правом на труд воспользовался Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу (рис.23).

А вот в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино", наоборот, нарушаются права детей: практически все куклы, которые жили у Карабаса-Барабаса вынуждены были работать, а вместо оплаты получали одни тумаки (рис.24).

Право на жилище закреплено встатье 16 Конвенции, а также в статье 25 Конституции Российской Федерации – каждый ребёнок имеет право на жилище. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

К праву на жилище можно добавитьобщее право – право на имущество, закрепленное встатье 35 Конституции Российской Федерации, согласно которомукаждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

В сказке «Три поросёнка», волк нарушает права трех малышей - поросят, спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяевами, тем самым нарушая их права на имущество в целом, и в том числе на жилище (рис.25).

Право на имя закреплено встатье 7 Конвенции, а также в статье 58 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перемена имени возможна до достижения 18 – летнего возраста с согласия родителей, а в последствии самостоятельно.

В сказке Х.К.Андерсена «Дюймовочка» бездетная женщина, ставшая фактически матерью для маленькой девочки, назвала ее именем Дюймовочка (рис.28).

Право на отдых предусмотрено статьей 31 Конвенции, а также статьей 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями.

На примере сказки «Золушка» можно увидеть, как мачеха нарушила право Золушки на отдых и досуг (рис.29)

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли предусмотреностатьями 12, 13, 14 Конвенции, а также статьей 29 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в строго определенном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Так, например, в сказке Х.К. Андерсена «Новое платье короля» право ребёнка свободно выражать свое мнение нарушено не было. Ребенок свободно выразил свои взгляды. А вот подчиненные короля этого сделать не могли (рис.30).

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотренастатьей 20 Конвенции, главами 19 – 22 Семейного кодекса Российской Федерации. В соответствии сФедеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные Российским законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Великолепная и поучительная сказка Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» рассказывает о том, что важно и нужно в первую очередь любить свою семью и своих родственников, независимо от того, насколько они богаты. Кошка, сперва не проявила сочувствия к бедным голодным племянникам, которые позднее дали ей приют (рис.31).

В сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мама – утка сознательно бросила больного ребенка – маленькую уточку со сломанным крылышком, погибать, улетев с другими утятами в теплые края (рис.32).

    1. Интервью.

О правах детей и о тех, кто занимается защитой прав ребенка в своем интервью рассказала нам Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области – Кузбассе: «Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать. Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых. По мере взросления вы словно поднимаетесь вверх по лестнице: получаете новые возможности, набираете опыт, а значит, - приобретаете новые права, обязанности и ответственность. При этом меняется твой правовой статус – это ваше положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью» (рис.33).

Наша мама работает в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу. Находясь у нее на работе, мы произвели опрос сотрудников, которые пояснили нам, что «…одним из важных направлений в работе следователя является не только привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, но и воспитание у молодого поколения таких норм и правил поведения, которые помогут им не нарушать законы, то есть соблюдать свои права и права других лиц». Для этого сотрудники следственного управления проводят с учащимися школ различные мероприятия, на которых в игровой форме узнают правовые понятия (рис.34, рис.35).

Начальник отдела прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса о защите прав детей нам пояснил, что личные права и свободы ребенка принадлежат каждому с момента рождения, являются неотчуждаемыми и естественными, связанными с индивидуальной, частной жизнью каждого человека независимо от наличия либо отсутствия гражданства. За посягательство на права ребенка виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (рис.36).

    1. Проведение классного часа для учащихся 4 класса Г

С нашими одноклассниками мы провели классный час «Права ребенка – это наши права». С ребятами мы выяснили, что ребенком является человек, не достигший возраста 18 лет. Права у человека возникают с момента рождения. А затем мы посмотрели мультфильм, герои которого рассказали нам о наших правах и тех, кто стоит на их защите (рис.37, рис.38, рис.39, рис.40).

В результате мы пришли к выводу, что мы имеем право требовать уважения собственных прав, однако при этом также должны уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

Заключение

На примере сказочных героев мы познакомились с основными нашими правами и обязанностями. Сказки – прекрасный учебник жизни. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.

Сказка – учит взаимоотношению людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

Необходимо помнить, что положение человека в обществе определяется не только его правами, но и его обязанностями и ответственностью. Реализовать свои права можно только, исполняя обязанности и неся ответственность.

Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права (Конституцию России и законы) и нормы морали (мы обязаны уважать права других людей, а их обязанность — уважать наши права).

Если в сказках наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту их прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники.

Так Коза спасла своих козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Иван-царевич сам исправил свою ошибку и вернул царевну - лягушку, Золушке помогла тетушка Фея и т.д. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите прав детей стоят родители и государство.

Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

Проведя исследование (изучение) материалов, мы пришли к выводу, что кроме прав у каждого есть и обязанности, которые мы все обязаны выполнять. Это нужно для того, чтобы в мире было все правильно, в равноденствии, без хауса. Ведь каждый человек должен не только пользоваться своими правами, но и отвечать за все свои поступки и дела. Должен считаться с другими людьми, ведь и у них есть свои права. Так, например:

1.У нас есть право свободно выражать свое мнение. Но ведь такое, же право имеют и другие люди, следовательно, мы можем высказать свою точку зрения. Но также, нужно уметь прислушиваться и к мнению других.

2.Допустим право на бесплатное образование. Но мы в свою очередь обязаны хорошо учиться, выполнять все домашние и школьные задания, которые нам задают. Уважать и слушаться учителей и родителей.

3.Право на свою тайну. Если у кого-то - из нас есть тайна, то никто не вправе эту тайну раскрывать другим. Но и мы не имеем право, если нам кто–нибудь, доверил свой секрет, рассказывать о нем еще кому бы, то, ни было.

4.Если мы любим в свое свободное время громко слушать музыку, то конечно имеем на это право. Но и здесь мы обязаны учитывать права других людей. И громко слушать музыку мы можем только до определенного законом времени. Потому что в позднее время другие люди имеют право на тихий отдых, даже если мы еще полны сил и готовы веселиться. Мы усвоили для себя полезный урок. Пользуясь своими правами, нельзя нарушать права других!

Права ребенка надо знать, не только знать, но соблюдать. Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить.

Список источников и литературы

Источники

1. Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Кемеровской области – Кузбассе, январь 2022 года.

2. Интервью с начальником отдела прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса, декабрь 2022 года.

3. Опрос сотрудников следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу, октябрь – декабрь 2022 года

4. Анкетирование учащихся МБОУ СОШ № 97, декабрь 2022 года

Литература

5. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПС КонсультантПлюс.

6. «Конституция Российской Федерации» с последними изменениями на 2022 год. Москва: «Эксмо», 2022. – 32 с.

7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)// СПС КонсультантПлюс.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации// СПС КонсультантПлюс.

9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СПС КонсультантПлюс.

11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС КонсультантПлюс.

12. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»// СПС КонсультантПлюс.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.

14. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. – Москва: «Азь», 1994. – 750 с.

15. Русские народные сказки. – Москва: «ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 448 с.: вл.

16. Гримм Якоб и Вильгельм. Волк и семеро козлят. – Москва: «Нигма», 2018. – 24 с.

17. А.С. Пушкин. Сказки. – Москва: «Росмэн». – 2017. – 425 с.

18. Х. К. Андерсен. Сказки (Перевод с датского А. Ганзен). – Петрозаводск: «Барс». – 1992. – 252 с.

19. С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев. – Москва: «АСТ», 2015. – 20 с.

20. А.Н. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино. – Москва: «УМка». – 2020. – 142 с.

21. К.И. Чуковский. Сказки. – Москва: «РООССА». – 2013. – 141 с.

22. Дж. Родари. Приключения Чиполлино. – Москва: «Эксмодетство». – 2020. – 140 с.

23. С. Михалков. Три поросенка. Сказки. – Москва: «Малыш». – 2020. – 126с.

24. Шарль Перро. Сказки. – Москва: «Эксмо», 2019. – 152 с.

25. С.Я. Маршак. Кошкин дом и другие сказки. – Москва: «АСТ», 2014. – 220 с.

26. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Рассказы и сказки. – Москва: «Махаон». – 2020. – 112с.

Приложения

Приложение № 1

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Рис.1

Приложение № 2

Первый вопрос: «Что такое право человека?»

34 человека - «это то, что может делать человек»; «что можно делать»; «это его возможности»;

42 человека не смогли ответить на вопрос

26 человек путают права и обязанности: «что должен делать человек»;

16 человек не смогли ответить на данный вопрос.

Второй вопрос в анкеты «Какие права ребенка ты знаешь?»

88 человек ответили «бесплатно получать образование в школе»;

34 человека - «право на медицину»;

26 человек - «иметь имя и фамилию»;

17 человек - «право на неприкосновенность»;

14 человек оставили пустым ответ на этот вопрос.

12 человек вместо прав описали обязанности ребенка: «мыть посуду»; «делать уроки»; «делать дома уборку».

Третий вопрос анкеты «Нарушают ли твои права? Если хочешь, опиши ситуацию…»

58 учащихся ответили, что их права не нарушают;

32 ученика написали, что нарушают их права: «когда обзывают»; «обижают»;

12 человек написали, что права нарушают, но не описали в какой ситуации.

Четвертый вопрос анкеты «Знаешь ли ты, куда можно обратиться, если нарушают твои права?»

«к родителям» - 56 человек;

«в полицию» - 45 человек;

«к учителю» - 48 человек;

«в службу 112» - 23 человека;

14 человек ничего не ответили на данный вопрос.

Приложение № 3

Конституция Российской Федерации – основной закон страны

Семейный кодекс Российской Федерации. Рис. № 2

Семейный кодекс Российской Федерации. Рис. № 3

Гражданский кодекс Российской Федерации. Рис. № 4

Конвенция о правах ребенка. Рис.5

Права детей. Рис.6

Приложение № 4

Право на жизнь.

Русская народная сказка «Колобок». Рис.7

Братья Гримм. Волк и семеро козлят. В сказке «Волк и семеро козлят», волк, имеющий дурную репутацию, под маской милой, обаятельной личности совершил покушение на жизнь семерых несовершеннолетних потерпевших, но вовремя был разоблачен и жестоко наказан. В результате в сказке» Волк и семеро козлят» еще и нарушено право ребенка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми, то есть – козлята должны были находиться в детском саду. Никто не должен оставлять детей одних дома. Тем более маленьких. Тем более семерых сразу. Рис. № 8

Русская народная сказка «Морозко». В сказке "Морозко" – старик, уступив требованиям своей зловредной жены, отвёз родную дочь в лес, обрекая ее на гибель, также нарушив самое главное право современного человека - право на жизнь

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия, в сказке «Морозко». Мачеха, в этой сказке, обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. Кроме этого права, в данной сказке также нарушается право на жизнь, так как оставшись одна в лесу в лютый мороз, Настенька чуть не погибла. Рис.9

Право на проживание в семье

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди». Так, в сказке «Гуси-Лебеди» Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли его в лес, разлучив Иванушку со своими родителями, нарушив его права. Рис.10

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Рис.11

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Русская народная сказка «Летучий корабль». Рис.12

Русская народная сказка «Царевна – Лягушка». В сказке «Царевна-Лягушка» происходит похищение Кощеем Василисы Премудрой, тем самым нарушается свобода личности – незаконное удержание человека против его воли. Рис.13

Русская народная сказка «Морозко». Рис.14

Х.К. Андерсен. Гадкий утенок. В сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» ярко выражено право на защиту чести и достоинства. Честь и достоинство личности охраняются государством. Ничто не может быть основанием для их умаления (то есть ограничения или уменьшения всего права). Издевательства над Гадким утенком со стороны жителей двора, незаконны. Рис.15

Х.К. Андерсен. Снежная королева Снежная Королева похитив Кая и держа его в плену нарушила право на свободу. Рис.16

Право на защиту ребёнком своих прав и интересов.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев. Рис.17

Право на образование

А.Н. Толстой. Золотой

ключик или приключения Буратино. Рис.18

Право на охрану и укрепление здоровья.

К.И. Чуковский. Айболит. Рис.19

Равноправие детей

Дж. Родари. Приключения Чиполлино. Рис.20

Право на достойный уровень жизни

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка». Рис.21

Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Еще одним наглядным примером послужила сказка «Лиса и Журавль». Лиса, пригласив в гости Журавля, и подав ему еду так, что Журавль не смог кушать и остался голодным, нарушила его право на достойный уровень жизни. Рис.22

Право на труд

А.С. Пушкин. Сказка о попе и работнике его Балде. Рис.23

А.Н. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино. Рис.24

Право на имущество, в том числе на жилище

С. Михалков. Три поросенка. Рис.25

Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Героиня сказки «Лиса, заяц и петух» или «Заюшкина избушка», лиса, облачённая в дорогую шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилось чужое жилище. К кому только не обращался несчастный хозяин за помощью о выселении гостьи! В конце концов, её действия были квалифицированы как незаконный захват жилья, и петушок помог хозяину выгнать нарушительницу из чужого жилья. Рис.26

А.Н. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино. Кот Базилио и лиса Алиса в сказке «Приключения Буратино» лишили Буратино его имущества, украв у него монетки, нарушив его право на имущество. Рис.27

Право на имя

Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Рис.28

Право на отдых

Шарль Перро. Золушка. Рис.29

Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Х.К. Андерсен. Новое платье короля. Рис.30

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С.Я Маршак.Кошкин дом. Рис.31

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Рис.32

Приложение № 5

Интервью Уполномоченного по правам ребенка в

Кемеровской области – Кузбассе

Что такое «право» человека(ребенка)?

С рождения у ребенка возникает право на жизнь.

У каждого ребенка есть право на имя, это значит, что все другие должны обращаться к нему по имени, не использовать обидные клички и прозвища! Родители должны дать малышу имя, чтобы к нему можно было обращаться, общаться с ним.

Малыш имеет право на заботу, помощь и специальный уход за ним со стороны родителей, братьев и сестер и других родственников, а если нужно, то и других специалистов (докторов). А самое главное, когда малыш родился, он имеет право на любовь к нему.

Ребенок имеет право на развитие и обучение, имеет право заниматься творчеством, право на игры и развлечения соответствующие возрасту.

Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

Запрещается держать детей в рабстве, продавать их, поручать им тяжелую работу.

Ребенок имеет право на жилье, имеет право жить в своей семье и общаться со своими родителями и другими родственниками, имеет право на медицинское обслуживание, на свободное передвижение, но только вместе с родителями или с их согласия.

Когда ребенок подрастает, он имеет право бесплатно обучаться в школе, а потом и в других учебных заведениях (колледжах и институтах) по своему выбору.

Дети имеют право на свободный труд с 14 лет.

Каждый ребенок как любой человек имеет право на личную тайну и тайну переписки, поэтому нельзя читать чужие письма, или записки, или смс и тем более разглашать их содержание и обсуждать это с друзьями.

Получение школьного образования является обязанностью ребенка.

Дети, не достигшие 14-летнего возраста являются малолетними и ответственность за их поступки несут родители.

В возрасте от 6 до 14 лет дети вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, сходить самостоятельно в магазин за продуктами, т.к. сделка должна быть на незначительную сумму и являться обычной, бытовой, каждодневной.

Ребенок имеет право на полученные им доходы, подарки (например, компьютер, велосипед, собака и т.д.), а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

С достижением 10-летнего возраста ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Мнение ребенка также учитывается в ходе любого судебного или административного разбирательства. То есть, с 10 лет учет мнения ребенка обязательно, например, при изменении имени и фамилии, восстановлении в родительских правах, согласии на усыновление, лишении родительских прав и определении места жительства ребенка с одним из родителей в случае их раздельного проживания, определении порядка общения ребенка с близкими родственниками.

С наступлением 14-летнего возраста ребенок получает целый «букет» самых различных прав. Самое первое – это получение паспорта гражданина Российской Федерации, проживание без которого является административным правонарушением.

С этого возраста ребенок имеет право давать письменное согласие для выхода из гражданства Российской Федерации вместе с родителями, выбирать себе место жительства, с согласия родителей. С письменного согласия родителей вправе совершать любые сделки, требовать отмены усыновления.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам, вступать в молодежные общественные объединения.

С 14 лет с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства ребенок в свободное от учебы время по трудовому договору может выполнять легкий труд и работать не более 24 часов в неделю.

Также до достижения 14-летнего возраста возможна работа в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях. Трудовой договор в таком случае подписывается от имени несовершеннолетнего его родителем.

Ребенка в возрасте от 14 до 18 лет называют несовершеннолетним. В это время дети совершают сделки с письменного согласия своих родителей, самостоятельно несовершеннолетние вправе совершать сделки по распоряжению своими заработком, стипендией и иными доходами (например, от занятия предпринимательской деятельностью, использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, дивиденды по акциям и др.).

Также несовершеннолетние в этом возрасте вправе самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, осуществлять свои авторские права.

При нарушении прав ребенка, он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.

В каких документах говорится о правах детей?

Основные международные акты:

• Декларация прав ребенка 1959 г .;

• Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

• Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила)

Основные нормативные правовые акты РФ:

• Конституция РФ,

• Семейный кодекс РФ,

• Гражданский кодекс РФ,

• Уголовный кодекс РФ,

• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",

• Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",

• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

• Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Кто следит за тем, чтобы не нарушались права ребенка? Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

• орган опеки и попечительства;

• комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

• прокуратура;

• органы внутренних дел;

• Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ и в каждом регионе;

• суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

• предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;

• обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;

• в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;

• иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

• подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;

• предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;

• присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

• надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;

• пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;

• другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

А если так случилось, что права ребенка нарушены, куда ребенок обратиться?

• в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;

• на сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

• на сайт Уполномоченного по правам ребенка в Кузбассе

• на номер 8-800-2000-122 – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей, действует круглосуточно. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы телефона доверия.

• на телефон горячей линии 8 (800) 555-89-81 (бесплатно консультируют специалисты Центра защиты прав и интересов детей, который является подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации)

А как Вы считаете, дети кроме прав, должны иметь обязанности?

Что такое обязанности?

Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Права и обязанности идут рука об руку.

Ты имеешь право на образование, однако в то же время у тебя есть обязанность посещать школу. Ты имеешь право требовать уважения собственных прав, однако при этом ты также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

У всех детей есть свои обязанности: например, помогать родителям и другим родственникам, которым нужна помощь, проявлять заботу и уважение к старшим, не обижать малышей, ходить в школу и старательно учиться, не нарушать права других людей. Например, не нужно забывать, что у мамы тоже есть право на отдых, и поэтому, чтобы она могла отдохнуть после работы, мы можем помочь ей и сделать какую-то несложную домашнюю работу.

Другие обязанности:

- уважать права и культурную самобытность других;

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

- получать основное общее образование;

- соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;

- юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.

Ваши главные школьные обязанности:

1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг другу.

2. Каждый ученик - это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому другие ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

7. Школа – твой дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь.

8. Веди активный образ жизни, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

9. Ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

10. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

11. Если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Рис.33

Опросы сотрудников следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу

Одним из важных направлений в работе следователя является не только привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, но и воспитание у молодого поколения таких норм и правил поведения, которые помогут им не нарушать законы. Так, в Международный день борьбы с коррупцией заместитель руководителя территориального следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области – Кузбассу Марина Крюкова

совместно с работником библиотеки имени В.М. Мазаева провели для учеников 6 класса образовательной школы № 69 города Кемерово познавательную викторину «Чистые ладошки». В игровой форме дети узнали, что обозначают такие правовые понятия, как коррупция, взятка и другие, связанные с данной тематикой понятия. Отвечая на вопросы, которые задавала представитель следствия, ученики сделали выводы, что должны быть законопослушными и не нарушать нормы, правила поведения,

чтобы быть честными и порядочными людьми. В завершении мероприятия дети на листах белой бумаги обвели свои ладошки и написали на них честные поступки, которые они совершали на своем еще маленьком жизненном пути.

Викторина, посвященная серьезной и достаточно сложной тематике, прошла в легкой и непринужденной обстановке. Дети получили новые знания и много позитивных эмоций.

Рис.34

Сотрудники территориальных следственных отделов следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области – Кузбассу продолжают посещать образовательные учреждения области. Так, заместитель руководителя следственного отдела по Кировскому району города Кемерово Иван Уханов рассказал девятиклассникам общеобразовательной школы № 74 города Кемерово про их права и обязанности, ответственность

несовершеннолетних за совершение преступлений и возраст, с какого она наступает.

После чего Иван Уханов удели особое внимание вопросам, связанным с понятием экстремизм. Он поинтересовался у школьников, знают ли они значение этого слова. Ребята честно признались, что часто слышали его, но не знают, что оно обозначает. В простой, доступной форме, с яркими примерами из следственной практики представитель

следствия объяснил учащимся, какие действия признаются экстремистские и какое наказание можно понести за совершение этих действий. При этом подростки согласились, что каждый человек должен поддерживать принципы взаимного уважения в обществе и выступать в защиту жертв дискриминации.

Встреча оказалась для ребят полезной и насыщенной новой для них информацией.

Рис.35

Интервью начальника отдела прокуратуры

Кемеровской области – Кузбасса

Что такое право человека (ребенка)? Закрепленные в законах правила, гарантированная государством возможность иметь определенные свободы и блага любого человека, в том числе ребенка, пользоваться ими, требовать их соблюдения от властных органов

В каких документах говорится о правах детей? Конституция РФ, Семейный, Трудовой кодексы, законах об опеке и попечительстве, об образовании, многих других.

Часто ли нарушаются права детей у нас в России, области? К сожалению, часто нарушаются права детей.

А кто нарушает права детей? Нарушения прав детей допускаются в области образования, здравоохранения, в системе торговли, не всегда надлежаще защищают права детей органы опеки и попечительства, часто просто физические лица совершают противоправные действия в отношении детей.

Кто следит за тем, чтобы не нарушались права ребенка? За тем, чтобы не нарушались права детей следят прокуратура, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства.

А если так случилось, что права ребенка нарушены, куда ребенок может обратиться? Если права ребенка нарушены можно обращаться в прокуратуру, Следственный комитет, полицию.

А как Вы считаете, дети кроме прав, должны иметь обязанности? Да, с определенного возраста должны иметь обязанности, например, учиться и соблюдать правила учебы, установленные в учебных заведениях, слушаться родителей.

Рис.36

Приложение № 6

Классный час на тему «Права ребенка – это наши права»

Рис.37 Рис.38

Рис.39

Рис.40

Просмотров работы: 6523