Введение
Изучая на уроках литературы художественные произведения XVIII- нач. XX веков, знакомясь с бытом русского народа на уроках истории, нам часто приходится встречаться с профессиями и родом занятий героев, о которых мы ничего не слышали. Поэтому у нас возникла идея – исследовать исчезнувшие и исчезающие профессии, которые встречаются на страницах художественных произведений и создать для детей альбом с иллюстрациями и подробным описанием таких профессий.
Наше общество постоянно развивается, меняется. Научный прогресс меняет нашу жизнь в лучшую сторону, приводит, тем самым, к определённым изменениям в самом обществе: образе жизни, способе общения и взаимодействия, занятиях людей. То, что ранее казалось фантазией, сказкой, сегодня вполне обычная реальность. Новые открытия, делают жизнь проще, физический труд заменяют машины и приспособления. Вопрос изучения исчезновения многих профессий, связанных с ручным трудом, в современном обществе очень актуален, ведь с каждым годом новые открытия и изобретения заменяют труд многих людей, оставляя их безработными. Так технический прогресс приводит к забвению многих профессий. Люди не знают некоторые факты развития и становления общества. И только лишь художественная литература смогла сохранить знания о старинных родах занятий людей и донести до нас хоть какие-то сведения об исчезнувших из нашей современной жизни профессиях.
Нам стало очень интересно, а какие именно профессии исчезли совсем, и по какой причине? Мы захотели расширить свои знания о профессиях, которые существовали раньше, а сейчас исчезли совсем по каким-либо причинам. Это и определило цель нашего исследования: расширение знаний об исчезнувших профессиях, сохранившихся на страницах художественной литературы.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
найти информацию об исчезнувших профессиях;
установить причины исчезновения профессий;
найти старинные профессии в художественной литературе;
создать сборник-альбом «Профессии прошлого».
Объект исследования: профессии.
Предмет исследования: исчезнувшие профессии на страницах художественной литературы.
Гипотеза: если мы изучим исчезнувшие профессии на страницах художественной литературы, то школьникам станет понятно содержание литературного текста, связанного с родом занятий героев.
Методы:
1) поисковый (изучение источников по теме исследования);
2) анализ (отбор интересной и важной информации);
3) творческий (создание презентации и сборника-альбома)
Новизной нашей работы является представление полученной информации в форме сборника-альбома для всеобщего обозрения и ознакомления.
Наше исследование имеет практическую значимость: результаты проведенного исследования могут использовать при проведении уроков литературы при анализе художественных произведений, внеклассных мероприятий по знакомству с профессиями, а также изучению профессий прошлого. Полученные данные можно использовать в работе краеведческого музея в школе, краеведения и истории, для лицейской газеты, конференции.
Тем самым, мы станем активными участниками в распространении знаний об исчезнувших профессиях и знакомство подрастающего поколения с частью истории общества.
I. Профессия
1.1. История возникновения профессий
Профессия — это род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования — это труд, за который человек получает доход.
Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.
Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации у людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и Интернет. Массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников: программистов, учёных, инженеров.
1.2. Причины исчезновения профессий
Мир не стоит на месте – постоянный прогресс создаёт все новые технологии и более сложные умные механизмы. Развитие приводит не только к появлению новых специальностей, но и к постепенному вымиранию или полному исчезновению старых.
Множество занятий устарели – они перестали соответствовать нуждам народа, теперь о них можно узнать лишь со страниц исторических и художественных книг. Основная причина исчезновения специальностей – это научные и технические изобретения, которые упрощают труд людей. Величайшие прорывы технологического прогресса – создание двигателя внутреннего сгорания и открытие электроэнергии. Эти изобретения стали началом большой цепочки событий – во всём мире началось производство и применение автомобилей, самолётов, электровозов, поездов, электрических станков, ламп, промышленной, бытовой и электронной техники.
В ближайшее время нашу реальность заполнят новые технологии: машины с автопилотом, раскроет свой потенциал 3D печать, благодаря солнечным панелям снизится стоимость на электроэнергию, а новые экономные батареи позволят создавать более экологически чистые автомобили. В будущем все эти события приведут к тому, что 50–60% существующих в данный момент профессий устареют (в течение 15–20 лет).
Всё это пока лишь предположения, но, взглянув на исторические факты, вы убедитесь: такие заявления имеют под собой весомые аргументы. В прошлом веке существовали занятия, которые для современного человека покажутся странными и никому не нужными. В то время существовал ручной труд, который был востребован и высоко ценился, – никто и подумать не мог, что, спустя несколько десятилетий, многие специальности уйдут в прошлое.
Итак, проанализировав литературу и другие источники, мы нашли несколько конкретных причин исчезновения профессий:
1.Пропали многие предметы обихода: дровяные печи, телеги и повозки, дисковые телефонные аппараты, паровые утюги. Значит, ненужными становятся услуги всех тех, кто обслуживал или изготовлял все эти предметы (печники, каретники, телефонистки, кузнецы и лудильщики).
2. Житейские удобства (отопление, водоснабжение, уличное освещение) доступны каждому. Отпала необходимость в водовозах, фонарщиках, трубочистах, молочниках и бродячих торговцах.
3. Некоторые машины и приспособления полностью заменили человека. Раньше сложными расчетами по научным проектам занимались вычислители, а сейчас с этим легко справляются компьютеры и программируемые микрокалькуляторы.
Список специальностей, которые исчезли и совсем устарели, довольно длинный, кроме того, он постоянно пополняется новыми наименованиями. Рассмотрим подробнее некоторые старые профессии конкретно в художественных произведениях, которые были раньше на пике востребованности, но сейчас полностью вытеснены прогрессом.
1.3. Исчезнувшие профессии
Развитие технологий из года в год ведет к изменениям на рынке труда. С каждым новым достижением в науке или технике появляются исчезнувшие профессии, которые теряют свою актуальность. На место им приходят новые специальности, отвечающие запросам современности. Каких работников уже нет?
Человек-будильник. В 18-19 вв. в Великобритании и Ирландии появились люди, основное занятие которых заключалось в том, чтобы будить рабочих. Их называли knocker upper, или будильщиками. В то время рабочие на фабриках не могли себе позволить приобрести часы, но опаздывать на работу им не разрешалось. Поэтому они платили представителям данной профессии за то, чтобы те будили их в точное время. Для этого использовались разные инструменты: Длинные палки. Делались из бамбука. Ими можно было дотянуться до окон вторых этажей и постучать по стеклу. Трещётки. От характерного громкого звука было сложно не проснуться. Трубки для выплёвывания мелких камней. Так можно было безопасно достать до окон, не разбив стекла. Мягкие молотки. Использовались для создания стука, но не были опасны для стекла. Будильщики работали до середины 20 в. На смену им пришли будильники и электричество.
Тапёр в кинотеатре. В период немого кино особую востребованность имела профессия тапёра. Этот человек должен был сделать просмотр кинофильма как можно более интересным. Для этого он играл на музыкальных инструментах, сопровождая сцены ритмичными или неожиданно громкими звуками. В большинстве случаев он играл на пианино. Отсюда и название специальности — taper. Он энергично стучал по клавишам, порой, не попадая в ноты, но производя впечатление на зрителей. Исчезновение данной должности приходится на начало 20 в. В это время стали выпускаться кинофильмы с наложенным звуком.
Водонос. Профессия, которая была распространена в разных странах и просуществовала вплоть до возникновения водопровода. Основная задача водоноса состояла в доставке питьевой воды жильцам домов от источника. Для этого использовались деревянные ведра. Работа была тяжелой и требовала физической выносливости, поэтому на ней в основном были заняты мужчины. Профессия водоноса существовала вплоть до начала XX века.
Машинистка. Машинистками становились девушки из разных семей. Это была самая распространенная профессия в начале 20 в. Для получения данной работы необходимо было пройти обучение и иметь высокую скорость печати. Услугами машинисток пользовались: ученые; врачи; политические деятели. После развития информационных технологий и появления компьютеров данная должность потеряла свою актуальность. Средняя скорость печати машинистки составляла 350-400 знаков в минуту.
Фонарщик. Современные люди не задумываются о том, когда и как включаются фонари. Электричество изменило жизнь и вынудило уйти в прошлое такую профессию, как фонарщик. Но в то время, когда не было электрификации, с наступлением вечера на улицах появлялись люди, которые зажигали фонари. Сначала освещение обеспечивали фонари, заправленные маслом. Профессиональный фонарщик должен был уметь быстро выполнять свою работу, двигаясь по улице с необходимой скоростью. Если фонарь не работал, его следовало починить. В 19 в. масляные фонари постепенно стали заменяться на газовые, а затем и на электрические. Поэтому вместо фонарщиков появились электрики. Фонарщики освещали улицы до нач. 19 в.
Извозчик. До появления автомобилей извозчик был востребованной профессией. Его услугами пользовались все. В его обязанности входили: управление повозкой; запряженной лошадьми; уход и содержание экипажа в рабочем состоянии. В 18 веке, чтобы стать извозчиком, нужно было сдать экзамен и получить «извозную книжку».
Телефонистка. В последние десятилетия 20 в. профессия исчезла. Но до этого была распространенной среди девушек. Их работа состояла в том, чтобы за максимально короткое время соединить разные телефонные линии. Она требовала точных навыков и высокой стрессоустойчивости.
Лектор на фабрике. Фабричное производства во многих случаях использовало ручной труд, который был однообразным и скучным. Для повышения производительности нанимались специальные люди — чтецы или лекторы. Они должны были развлекать рабочих, читая им свежие газетные новости или рассказы. В начале 19 в. лекторы занимались пропагандой политических идей среди рабочего класса, что вызывало недовольство руководства предприятий. Поэтому после появления радио данная должность быстро исчезла.
Развозчик льда. До появления холодильных камер без развозчика льда невозможно было прожить. Профессия была сопряжена с большим риском и заключалась в добыче ледяных глыб на замерзших водоемах. Лед использовался для создания напитков, мороженого, а также для хранения продуктов. Развозчик льда — одна из самых опасных профессий своего времени.
Человек-компьютер. Представители данной профессии использовались для произведения вычислительных действий. В основном это были девушки, т.к. работа предполагала монотонный труд и требовала усидчивости. С развитием компьютерных технологий должность ушла в прошлое и была заменена программистами.
Сборщик пиявок. Пиявки использовались в средние века для лечения многих болезней. Поэтому появились их сборщики. Они ежедневно отправлялись на водоемы с целью добыть партию свежих пиявок и принести их нуждающимся в лечении. Работа была не самой приятной, но приносила немалый доход.
Вот, сравнительно, небольшой список исчезнувших профессий по определённым причинам. Но мы рассмотрим подробно те профессии, которые остались жить на страницах художественной литературы.
II. Профессия в литературе
2.1. Исчезающие профессии художественной литературы
В художественных произведениях, написанных 100–200 лет назад, часто упоминаются исчезнувшие профессии: офеня, бурлак, водовоз, шорник. Со временем необходимость в необычных специалистах пропала, а объяснить, чем занимались эти мастера, может только историк. Нашему современнику они покажутся странными, непонятными и никому не нужными. Но много лет назад без них невозможно было представить жизнь города или села.
Далее мы начали исследование. Так о каких специальностях можно узнать только из книг? Читая русскую классику, мы сохраняем память о них на многие века. Например, до изобретения двигателя внутреннего сгорания для поездок и перевозки грузов использовали лошадей. На телегах и повозках ездили в городах и селах, коней использовали в сельском хозяйстве и промышленности. К появлению автомобиля большинство отнеслось скептически, но за несколько десятилетий лошади пропали с городских улиц. Их почти перестали использовать и на селе: гораздо дешевле приобрести трактор или другую технику для обработки земли. Исчезли и профессии, связанные с лошадьми, а еще сто лет назад их было не менее десятка.
ИЗВОЗЧИК, КУЧЕР. Извозчик с повозкой долгое время полностью заменял общественный транспорт в городе. Зимой он пересаживался на сани и продолжал заниматься своим делом: перевозить пассажиров и грузы внутри городской черты и в пригородах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Кучер работал по найму у одного хозяина и отвечал за содержание лошадей, упряжи и коляски. После широкого распространения автомашин нужда в извозчиках отпала. Их заменили шоферы и водители такси.
«Купцы средних лет подлюбливают таких лошадей: побежка их напоминает ухарскую походку бойкого полового; они хороши в одиночку, для гулянья после обеда: выступая фертом и скрутив шею, усердно везут они аляповатые дрожки, нагруженные наевшимся до онеменья кучером, придавленным купцом, страдающим изжогой, и рыхлой купчихой в голубом шелковом салопе и лиловом платочке на голове».
Тургенев И. С., Записки охотника
ЯМЩИК. Старинная профессия, которая была особенно востребована до постройки железных дорог на территории Российской империи (до середины 19 века). Ямщики занимались междугородними перевозками, причем существовали сезонные ограничения на их работу. В период весеннего и осеннего бездорожья транспортное сообщение между отдаленными населенными пунктами почти прекращалось. С появлением железнодорожного транспорта ямские станции упразднили, а ямщики остались без работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
«Так они и в Тулу прикатили, — тоже пролетели сначала сто скачков дальше Московской заставы, а потом казак сдействовал над ямщиком нагайкою в обратную сторону, и стали у крыльца новых коней запрягать. Платов же из коляски не вышел, а только велел свистовому как можно скорее привести к себе мастеровых, которым блоху оставил». ( Лесков Н. С., Левша).
КАРЕТНИК. Занимался изготовлением и починкой повозок, дрожек, карет, телег, колясок — любых транспортных средств, в которые запрягали лошадей. Долгое время это было весьма прибыльным занятием и в городе, и в деревне. Отдельно выделяли колесников — мастеров по ремонту и изготовлению колес. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
««Да как вы там будете ходить — качает?» — спрашивали люди, которые находят, что если заказать карету не у такого-то каретника, так уж в ней качает». ( Гончаров И. А., Фрегат «Паллада»).
ШОРНИК. Для того, чтобы запрячь лошадь, требовались:
детали упряжи; сбруя; хомут; оглобли; дуга; седло; шоры.
Все эти предметы были крайне востребованными, а мастера-шорники, которые занимались их изготовлением, неплохо зарабатывали. Постоянной работой были обеспечены и кузнецы: лошадей приходилось постоянно подковывать, шорники заказывали металлические части упряжи (удила и мундштуки), каретникам требовались металлические рессоры и оси для колес. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
После того, как автомобили вытеснили гужевой транспорт, почти все профессии, связанные с лошадьми, исчезли.
«Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник…» ( Тургенев И. С., Муму).
Следующая группа исчезнувших профессий связана с содержанием жилья и привычными для нас удобствами, которые еще 100 лет назад были доступны совсем немногим.
ВОДОВОЗ. До начала 20 века в городах не существовало централизованного водопровода. Воды для ведения хозяйства требовалось много, и за ней приходилось отправляться к ближайшему колодцу или (в Москве) в специальные открытые бассейны. Их устраивали на площадях, и все жители пользовались ими бесплатно. Но воду приходилось нести, иногда довольно далеко. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
И тут на помощь жителям приходили водовозы. Они привозили воду в огромных бочках «с доставкой на дом» и продавали ее по довольно высокой цене. В деревнях такого бизнеса не существовало: в каждом дворе был колодец, и проблем с водоснабжением не было. После появления водонапорных башен и сетей водоснабжения надобность в водовозах отпала.
«В завешенное окно пробивался синеватый свет начинающегося дня, и на дворе уже застучал железным черпаком зазябший водовоз». (Андреев Л. Н., Ангелочек).
МОЛОЧНИК. Каждое утро развозил свежие молочные продукты заказчикам. Еще 50–70 лет назад молоко хранилось не более двух дней, поэтому фермеры и привозили свою продукциию клиентам ежедневно. После изобретения холодильников и специальных упаковочных материалов молочные продукты стали производить промышленным способом, профессия молочника очень быстро исчезла из обихода. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
«Я даже совсем не сожалел одного господина, который ошибкою, не расслышав, купил мельхиоровый молочник вместо серебряного, вместо двух рублей за пять; даже очень мне весело стало». ( Достоевский Ф. М., Подросток).
ТРУБОЧИСТ. Дома (в том числе и многоэтажные) отапливали дровами или углем. Печи приходилось постоянно белить и поддерживать в исправном состоянии, ну, а печные трубы и дымоходы время от времени нуждались в прочистке. Для этого приглашали трубочистов, которые и удаляли из труб сажу, золу и мусор. Работа была не только грязной, но и довольно опасной: трубочисты страдали от болезней легких и часто получали отравления угарным газом и дымом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 )
Ремесло трубочиста исчезло вместе с появлением центрального отопления в многоэтажных домах в ХХ веке. В современном мире для чистки труб используются компьютерные технологии, вакуумные установки, приборы для контроля уровня вредных выбросов.
«Пришла Аленушка на бережок, стала спрашивать веселого трубочиста Яшу, что случилось, и тоже смеялась». ( Мамин-Сибиряк Д. Н., Алёнушкины сказки).
ФОНАРЩИК. Отвечал за освещение городских улиц и площадей. Каждый вечер фонарщики заправляли уличные фонари горючим материалом (маслом или керосином), зажигали их, а утром гасили. Они же производили мелкий ремонт и отвечали за бесперебойную работу фонарей в течение всей ночи. После появления газовых ламп и электрического уличного освещения профессия фонарщика исчезла. Еще одна группа профессий исчезла благодаря развитию техники и появлению всевозможных умных устройств. В результате с работой, которую раньше выполнял человек, сейчас отлично справляются машины и приспособления. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
«Зажигает фонарщик из города Тамбова». (Есенин С. А., Пугачёв)
БУРЛАК. Бурлацкие артели нанимали для того, чтобы с помощью самых примитивных технических приспособлений (бечевы и креплений) передвигать тяжело нагруженные суда против течения. Работа была тяжелой, изнурительной и не слишком хорошо оплачивалась. Бурлаками становились разорившиеся крестьяне, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию и бывшие каторжники. Только они соглашались на невыносимые условия труда и ночевки под открытым небом. После появления пароходов бурлаков постепенно перестали нанимать на работу, а в 1929 году бурлацкую тягу в РСФСР запретили законом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
«Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, будто Герасим, сидя на кровати и приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни». (Тургенев И. С., Муму).
ЛАБАЗНИК — купец, владелец лабаза, а также продавец в лабазе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Некрасов Н. А., Железная дорога («Славная осень! Здоровый, ядреный // Воздух усталые силы бодрит...»), 1864
КРУЖЕВНИЦА.Квалифицированная работница в ткацком производстве, плетёт кружева в соответствии с заданным рисунком с применением различных материалов: золотых и серебряных нитей, бисера, блесток. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
«— «Я ведь тоже сиротой росла, матушка моя бобылка была, увечный человек; еще в девушках ее барин напугал. Она ночью со страха выкинулась из окна, да бок себе и перебила, плечо ушибла тоже, с того у нее рука правая, самонужная, отсохла, а была она, матушка, знатная кружевница», — рассказывает о своем детстве бабушка главного героя трилогии М. Горького (М. Горький. «Детство»).
ПЛУГАРЬ — пахарь за плугом, работающим живой тяговой силой.
Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Самое, наверное, полезное в хозяйстве животное — лошадь — люди использовали в хозяйстве с древнейших времен. Именно поэтому существовало так много профессий, связанных с использованием этого животного. Эксплуатировать лошадей для перевозок перестали в первых десятилетиях XX века, но конный спорт, а также использование лошадей в сельском хозяйстве — актуально и сегодня. Рассмотрим некоторые профессии, подразумевавшие работу с лошадью. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
— «Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы! Полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)
— «Большинство стариков охотой пошли в бригады садильщиками, плугатарями, бороновальщиками». (М. В. Шолохов, «Поднятая целина»)
ЛОМОВОЙ — кучер наемного экипажа, предназначенного для перевозки тяжестей.
— «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», — рассказывает о своем детстве главный герой «Капитанской дочки» Петр Гринев. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
СТРЕМЯННЫЙ — конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью, а также придворный, находившийся у царского стремени при торжественных выездах царя.
— «Я конэсер. — Что-о-о тако-о-е? — Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования». (Н. С. Лесков. «Очарованный странник»)
РЕМОНТЁР — должностное лицо военного ведомства, производящее ремонт (замену) лошадей для войск.
«После обеда, которого описывать я не берусь (уже Эней знал, как неприятно припоминать минувшее горе), отправился я в так называемую кофейную, куда каждый вечер собирались ремонтеры, заводчики и другие приезжие». ( Тургенев И. С., Записки охотник).
Машины сегодня используются не только в логистике. Автоматизация производства — реальность, которая вытеснила или модернизировала как профессии, так и их названия. Например.
БОЧАР— мастер по изготовлению бочек и другой деревянной посуды.
«— «Зашел наш бочар Вавила». (И. С. Тургенев. «Записки охотника»).
(ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
БУДОЧНИК — полицейский, городовой, который нЁс сторожевую контрольную службу в будке. (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
«— «Из русских чиновников был один будочник, чухонец Фурко…».
А. С. Пушкин. «Повести Белкина..
«— «За ужином они угощают её водкой, меня — арбузами, дыней; это делается скрытно: на пароходе едет человек, который запрещает есть фрукты, отнимает их и выбрасывает в реку. Он одет похоже на будочника — с медными пуговицами — и всегда пьяный; люди прячутся от него». М. Горький. «Детство»
Интересно было узнать, что у нас на Урале тоже были свои профессии, связанные с горным делом. В нашем городе Берёзовском тоже была такая специальность - это стенбухарь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
СТЕНБУХАРЬ— рабочий у толчеи, где дробилась пестами руда.
«— Ты что при немцах делал?
— Стенбухарем, — отвечает, — был.
— Это по-нашему что же будет?
— По-нашему, около пестов ходил, — руду толчи да сеять.
— Это, — говорит мастер, — дело малое — в сетенку бухать».
П. П. Бажов. «Две ящерки»
С развитием общества меняется общественное устройство. История России пережила несколько крупных смен власти, которые привели к смене должностей. Интересно, что некоторые из них сначала упразднялись, а потом восстанавливались. Например, должность губернатора существовала в царской России до 1917 года, и затем снова была введена Борисом Ельциным в 1991 году. Или, например, староста. (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
Изучив многие исчезнувшие профессии в литературе, мы приступили к практической части, в которой решили создать наглядное пособие для уроков.
III. Практическая часть
3.1. Создание альбома старинных профессий
Создание альбома исчезнувших профессий помогло нам сплотиться в команде. Каждый искал информацию: 1. Что это за профессия. 2. В каких художественных произведениях встречается. Все вместе искали фотографии в качестве иллюстрации к профессии.
Сначала был создан эскиз альбома. Потом он был отправлен в Первый печатный центр для профессионального и эстетичного оформления.
Созданный сборник-альбом состоит из отдельных статей о каждой профессии. Они раскрывают полностью суть профессии, историю её возникновения, особенности и содержат пример из художественного произведения. Получилось хорошее иллюстрированное пособие для различных занятий в школе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 17)
Заключение
Таким образом, нам удалось достигнуть цели нашей исследовательской работы, решить все задачи, доказать гипотезу.
Мы рассмотрели историю и причину исчезновения разных профессий, которые находятся не только в художественной литературе, но и на просторах Интернета. Удивило то, что и у нас на Урале были свои профессии, исчезнувшие за ненадобностью.
В практической части удалось создать сборник-альбом «Исчезнувшие профессии».
В перспективе наша работа будет продолжена. Мы хотим изучить исчезнувшие профессии родного края и создать уже большой альбом для лицейского краеведческого музея.
Исследовательская работа принесла массу впечатлений от новой информации и сплотила нашу команду.
Список литературы
1. Варламова Дарья, Судаков Дмитрий, «Атлас новых профессий 3.0», издательство «Альпина Паблишер», 2020,
2. Горбунова М.В., Орешкина А. П., Кирилюк Е. 100 профессий. В. Редактор: Осташов С.
Издательство: Феникс, 2011 г.Серия: Справочники
3. Цыферов Геннадий Михайлович. Старинные профессии. Художник: Волохонская Мария, Издательство: Нигма, 2015 г.
Интернет-ресурсы
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/229691/
https://razvivashka.online/poznavatelnoe/ischezayuschie-professii
https://academkin.ru/articles/view/ischeznuvshie_i_ischezayushchie_professii_
https://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/statistika-i-reytingi/ischeznuvshie-professii
http://metallurgu.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st023.shtml
https://nauka.boltai.com/topics/13-ischeznuvshih-professij/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кучер
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ямщик
Приложение 3
Каретник
Приложение 4
Шорник
Приложение 5
Водовоз
Приложение 6
Молочник
Приложение 7
Трубочист
Приложение 8
Фонарщик
Приложение 9
Бурлаки
Приложение 10
Лобазник
П риложение 11
Кружевница
Приложение 12
Плугарь
Ломовой
Стремянной
Приложение 13
Бочар
Приложение 14
Будочник
Приложение 15
Стенбухарь
Приложение 16
Староста
Приложение 17
Сборник-альбом