ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВА НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файзутдинова Д.Н. 1
1МБОУ "Чарлинская средняя школа"
Староверова Н.Н. 1
1МБОУ "Чарлинская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Детство-это самое счастливое время во всей нашей жизни, время без забот и проблем. Детство у всех людей бывает разным. Детские впечатления влияют на нашу жизнь и могут изменить её как в лучшую, так и в худшую сторону. В детстве формируются такие чувства, как любовь, сострадание, доброта и многие другое.

«Детство — время золотое», — гласит русская пословица, желая передать невероятную прелесть детства. Это самая лучшая пора жизни, беззаботная, интересная, счастливая. Это время, когда ребёнок учится жить, познаёт мир, закладывает фундамент для будущей жизни.

Одним из главных мотивов всех произведений о детях выступает процесс приобщения молодого поколения к общечеловеческим ценностям, овладение ими необходимыми знаниями, нормами и ценностями духовной культуры общества. В произведениях писателей создаются различные образы детей, по-разному переживающих и процесс взросления.

Детство, а затем взросление – это определенные этапы в жизни каждого человека, когда он, получая определенный жизненный опыт, становится мудрее, приобретает особые моральные качества, выстраивает для себя ряд ценностей.

«Жить да взрослеть, а еще и умнеть», — говорил русский народ. Он считал, что жить – это не только взрослеть, но и набираться ума, мудрости, жизненного опыта.

К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались всемирно известные писатели, такие как: М. Горький, «Детство», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Марк Твен «Приключение Тома Сойера», Л.Н. Толстой «Детство», Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба и многие другие. Но больше всего мне понравились такие произведения, как роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман И.А. Гончарова «Обломов», рассказ В. Распутина «Уроки французского». В них писатели отражают детскую жизнь героев, и мы видим, как она влияет на формирование их характеров, привычек, образа жизни в дальнейшем.

Сегодня тема, выбранная мной, достаточно актуальна. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, эта тема всегда интересовала писателей, во-вторых, прочитав их, мы можем понять, как детство влияет на жизнь не только героев из художественной литературы, но и на нашу жизнь. И что, как не литература, привлечет внимание, предупредит людей: «Осторожно, дети!» Тема детства в литературе слишком объёмная, поэтому представляется логичным сделать небольшое обобщение и конкретизировать это направление и поэтому теме детства в литературе будет посвящена данная работа. Было много тем, которые мне предложил учитель, но я остановила свой выбор на теме «Влияние детства на дальнейшую жизнь человека (по произведениям художественной литературы)», так как давно интересовалась этой проблематикой.

Детство. Каждый из писателей по-своему освещает эту тему, потому что их детские годы связаны с той эпохой, в которой они жили. В детские годы у них было разное окружение, разная социальная среда, условия жизни. И я захотела определить для себя, как детство влияет на дальнейшую жизнь человека.

Степень разработанности темы обеспечивается за счёт использования различных источников

Писатели довольно часто обращаются в своём творчестве к теме детства в произведениях, которые имеют автобиографический характер: «Детство» М. Горького, «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, « Детство Никиты» А. Н. Толстого. Ребёнок в этих произведениях выступает центральным персонажем. Но и могут отразить детство и на примере других героев. Например, В. Короленко «Дети подземелья», Валентин Катаев «Цветик – семицветик», Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком».

Тема детства раскрывается по-разному в различных эпохах. Конец девятнадцатого - начала двадцатого века пронизаны темой социального неравенства, так как в это время поднимаются актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдание и плохую жизнь народа. В начале двадцать первого века был написан сборник рассказов Л. Улицкой «Детство сорок девять». Здесь автор показывает нелёгкую послевоенную жизнь детей и позволяет читателю окунуться в ее атмосферу.

Целью данной работы является узнать, как влияет детство на будущее человека (по произведениям художественной литературы)

Задачи обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:

1)Прочитать и проанализировать произведения, подробно изучить детские годы героев, события, которые происходили с героями в детстве, влияние родителей и окружающих их людей на формирование характеров.

2) Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

3)Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

4)Роман И.А. Гончарова «Обломов»

5) Рассказ В. Распутина «Уроки французского»

6)Установить, как детские годы повлияли на будущую жизнь героев данных произведений.

Объект исследования - процесс влияния детства на дальнейшую жизнь человека (по произведениям художественной литературы)

Предмет исследования - детство, взросление, жизнь человека (в произведениях русской литературы)

Практическая значимость исследования. Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы, на научных конференциях, связанных с данной темой, при подготовке к семинарам и сочинению.

Методологическая база исследования.

В данной работе были использованы различные методы познания.

Анализ литературных источников. Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию. Изучение интернет ресурсов. Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред.

Посещение библиотеки. Библиотека может предоставить любую информацию, в том числе материалы из свежих, недавно опубликованных источников, которые не успели появиться в информационном пространстве интернета.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, из глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, В КОТОРЫХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ДЕТЯХ

1.1. Автобиографические произведения о детях

Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни.

К данному жанру могут быть причислены произведения, в которых автор в большей степени опирался на воспоминания и события своей собственной жизни, не исключая возможно, долю художественного вымысла.

Многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»; повесть Тургенева «Первая любовь»; романы-хроники «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман «Жизнь Арсеньева»; рассказы М. Горького из сборника «По Руси» и его трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; - Михайловский «Детство Темы»; «Лето Господне»; «Детство Никиты»; «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

В автобиографических произведениях главным всегда является сам автор, и все описываемые события передаются непосредственно через его восприятие. И все же эти книги – прежде всего художественные произведения, и приведенные в них сведения нельзя воспринимать как реальную историю жизни автора.

Все писатели своими произведениями утверждают, что основа жизни ребенка – любовь, которая ему нужна от других и которую он готов щедро дарить людям, в том числе и близким.

Уроки детства осмысляются героями всю жизнь. Они остаются с ним как ориентиры, которые живут в их совести.

Сюжет и композиция произведений основываются на жизнеутверждающем мировосприятии авторов, которое они передают своим героям.

Все произведения обладают огромной нравственной силой, которая необходима сегодня растущему человеку как противоядие против без духовности, насилия, жестокости, захлестнувших наше общество.

Изображенное в произведениях видится как бы одновременно и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, оценивающего все с позиций большого жизненного опыта.

В произведениях , и - Михайловского авторы рассказывают не только о детстве героев, но и о том, как складывается их самостоятельная жизнь.

Горьковское произведение отличается от других повестей автобиографического характера тем, что ребенок находится в другой социальной среде. Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Художественной задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» всего того социального слоя, к которому он принадлежал. С одной стороны, писателю было важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных. С другой стороны, - рассказать об огромном влиянии на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».

Автор говорит об общности судьбы ребенка с народом, показывает, какие богатые возможности таятся в душе русского человека, какой одаренностью и талантливостью может он обладать. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

В повести «Мои университеты» сильно публицистическое начало, что помогает читателю глубже понять личность Горького, его мысли, чувства. Главным уроком этой повести является мысль писателя о том, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Детство персонажей других писателей согрето лаской и любовью родных. Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются авторами произведений.

Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас.

«Детство» и «Отрочество» - повествование о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены писателем с полным и искренним сочувствием.

Николенька Иртеньев, герой произведения , – мальчик с чуткой душой. Он жаждет согласия между всеми людьми и стремится им помочь. Он более остро воспринимает события жизни, видит то, чего не замечают другие. Не о себе ребенок думает, страдает, видя людскую несправедливость. Сложнейшие жизненные вопросы ставит мальчик перед собой. Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание, и можно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье (и несчастье)? Что есть смерть? Что такое Бог? И в итоге: что есть жизнь, для чего жить?

Отличительной чертой характера Николеньки является стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков. Он винит, казнит себя не только за недостойные поступки, но даже слова и мысли. А ведь это – муки чуткой детской совести.

Иная картина в повествовании о юности героя. В нем сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройдя через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей – не аристократов.1«Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля, раскрывая «диалектику души» героя.

Тёма Карташов («Детство Тёмы») живет в семье, где отец отставной генерал, дает вполне определенное направление воспитанию детей. Поступки Тёмы, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «угаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний.

Недобрая память об экзекуциях за проступки сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

– Михайловский проводит своего героя, доброго, впечатлительного, горячего мальчика, через все горнила жизни. Не раз его герой попадает, как Жучка, «в вонючий колодец». (Образ Жучки и колодца неоднократно повторяется в тетралогии как символ тупикового состояния героев.) Однако герой способен возрождаться. Сюжет и композиция семейной хроники построены как поиски выхода из кризисов.

«Мой компас – моя честь. Двум вещам поклоняться можно – гению и доброте»,- говорит Карташев своему другу. Точкой опоры в жизни для героя станет работа, в которой раскроются таланты, духовные и физические силы героя.2В «Детских годах Багрова - внука» нет происшествий. Это история мирного, бес событийного детства, удивляющего только необыкновенной чувствительностью ребёнка, которой способствует необыкновенно сочувственное воспитание. Особая сила книги заключается в изображении прекрасной семьи: «Семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе... ограничивая в человеке животное», - писал А. Платонов. Он также подчеркивал, что семья в изображении Аксакова воспитывает чувство родины и патриотизм.

У Сережи Багрова было нормальное детство, овеянное родительской любовью, нежностью и заботой. Однако он замечал подчас отсутствие гармонии между отцом и матерью из-за того, «что с одной стороны, была требовательность, а с другой - неспособность удовлетворить тонкой требовательности». Сережа с удивлением отмечал, что его горячо любимая мать равнодушна к природе, высокомерна к крестьянам. Все это омрачило жизнь мальчика, который понимал, что доля вины лежит и на ней.

В основе повести И. Шмелева «Лето Господне» лежат впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия – все это дано через детское восприятие.

В сюжете мальчику отведено срединное положение, некий центр между отцом, кипящим в делах и заботах, и спокойным, уравновешенным Горкиным, которого богомольцы принимают за батюшку. А новизна каждой главы – в открывающемся взору ребенка мире Красоты.

Образ Красоты в повести многолик. Это, конечно, картины природы. Свет, радость – этот мотив в восприятии природы мальчиком звучит постоянно. Пейзаж - словно царство света. Природа одухотворяет жизнь ребенка, связывает её незримыми нитями с вечным и прекрасным.

С образом Неба входит в повествование и мысль о Боге. Самыми поэтическими страницами повести являются страницы, рисующие православные праздники и религиозные обряды. В них показана красота духовного общения: «Все были связаны со мной, и я был со всеми связан», - радостно думает мальчик.

Вся повесть словно сыновний поклон и памятник отцу, сотворенный в слове. Очень занятый, отец всегда находит время для сына, для дома, для людей.

Один из современников пишет о нем: «…Велика власть таланта, но еще сильнее, глубже и неотразимей трагизм и правда потрясенной и страстно любящей души… Никому больше не дано такого дара слышать и угадывать чужое страдание, как ему».

В. Астафьев "Белый конь с розовой гривой". Рассказ повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают "в жадности".

Главный смысл рассказа «Белый конь с розовой гривой» состоит в том, что обманывать – это плохо. Особенно нельзя обманывать и подводить близких людей.

«Детство Никиты». В отличие от других произведений, в повести Толстого каждая глава представляет законченный рассказ о каком-то событии из жизни Никиты и даже имеет свое название.

С детских лет А. Толстой полюбил волшебную русскую природу, узнал богатую, образную народную речь, уважительно относился к народу и всеми этими качествами наделил и Никиту.

Поэзия разлита во всем, что окружает этого мальчика – нежного, наблюдательного и очень серьезного. В самых обыкновенных событиях жизни Никиты автор находит неизъяснимую прелесть. Он стремится опоэтизировать окружающий мир и заражает этим стремлением других.

В этом произведении, рассказанном с шутливой улыбкой, раскрыт большой мир и глубокие чувства взрослых и детей.

Как видно из анализа произведений, жизнь одних героев складывается безмятежно и спокойно в счастливой семье (Сережа Багров, Никита).

Другие персонажи шалят, мучаются, влюбляются, страдают, теряют родителей, борются, ставят перед собой трудные философские вопросы, над которыми с рождения и до смерти бьется мыслящий человек.

1.2. Произведения, где героями являются дети

Детство для многих людей - самая счастливая и беззаботная пора, в которую иногда очень хочется вернуться, но увы...

Все мы были когда-то детьми. Все так или иначе сталкиваются с детьми, будучи уже взрослыми (по работе и в собственной семье). Неудивительно, что героями огромного количества литературных произведений являются именно дети. Детям и о детях писали и пишут как наши отечественные авторы, так и зарубежные.

Давайте вместе вспомним эти произведения:

К.И. Чуковский "Мойдодыр". Повествование идет от лица мальчика, который наотрез отказывался умываться, и в один день от него стали разбегаться вещи и предметы. На помощь поспешил умывальник по имени Мойдодыр, пристыдивший неряху: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок!», и призвавший мыло и щетку скорее отмыть главного героя. Однако, мальчик бросился наутек, пока не встретил Крокодила, пригрозившего проглотить грязнулю, после чего возвратился домой и умылся с удовольствием.

Главная мысль сказки Чуковского "Мойдодыр" очень простая - гигиена и санитария наши лучшие друзья

Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот". Книга - очень добрая и веселая. В ней рассказывается о мальчике, которого зовут Дядя Фёдор. Такое необычное имя у него, потому что он серьезный не по годам :). Мальчик знакомится с необычным котом Матроскиным, но родители оказываются против животного дома, тогда мальчик вместе с Матроскиным уезжают жить в деревню, где находят еще одного друга - Шарика и начинают обустраивать свой быт.

Главными мысль книги "Дядя Федор, пес и кот" заключается в том, что в жизни большое значение имеет сила дружбы. Без друзей очень сложно жить, ведь их поддержка неоценима. Произведение учит дружбе, взаимовыручке, а так же показывает на примере отношений дяди Федора и родителей, как важно взаимопонимание.

В. Катаев "Цветик-семицветик" Женя возвращается из булочной домой с баранками. Пока она рассматривает витрины, она не замечает, что всю выпечку съедает собака. Девочка в отчаянии гонится за ней и оказывается в незнакомом месте.Женю успокаивает необычная старушка. Она вручает девочке волшебный цветок и рассказывает, как воспользоваться семицветиком. С помощью магии лепестков Женя возвращается домой с баранками, делает вазу целой, отправляется на Северный полюс и заполучает всех кукол мира. У девочки остается последний лепесток. Она решает, что лучше всего потратить желание не для себя. Женя загадывает, чтобы Витя исцелился от хромоты. Когда это происходит, Витя играет с довольной девочкой.

Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел.

Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон". Однажды к Малышу в комнату залетел толстенький дяденька, который представился Карлсоном. Поскольку мальчик был грустный, то Карлсон спросил его о причине. Малыш рассказал необычному гостю о том, что он мечтает о собаке, а родители ему не разрешают её держать. А также мальчик пожаловался, что у него нет друзей. Вот тогда Карлсон и предложил ему дружить и стал регулярно прилетать к Малышу в гости. Мне очень понравился Карлсон, ведь он хотя и чуть-чуть эгоистичный, но веселый и добрый. Он всегда придумывал веселые игры и поднимал Малышу настроение. Больше мальчик не скучал, ведь у него появился настоящий друг. Фантазер Карлсон сделал жизнь Малыша наполненной и интересной, хотя за проделки мальчик иногда получал выговоры от родителей. В сказке есть несколько моментов, которые нежелательно повторять. Малыш гуляет с Карлсоном по крыше, а однажды в доме мальчика чуть не случился пожар, а все из-за того, что друзья играли с денатуратом. Это опасные игры, которые могут привести к тяжелым последствиям. Эта сказка учит дружбе - одинокий Малыш к концу книги обзавелся большим количество друзей. А еще эта книга заставляет поверить в чудо.

1.3. Произведения о взрослых, в которых рассказывается о детских годах героев

Во многих произведениях русской литературы рассказывается о детстве героев. Например, в произведении Фонвизина «Недоросль» показано детство Митрофанушки. Герою никогда ни в чем не отказывали. Его избалованное детство развило в нем леность и пассивность. У него нет жизненных целей, для Митрофана главное — это поесть и отдохнуть. Митрофан-злой, подлый человек с мелкой душой. Об этом свидетельствует его обращение к своей кормилице.

Также в «Капитанской дочке» Пушкина описывается детство главного героя. Гринёв, рос любознательным, активным и неравнодушным к миру ребенком. До 16 лет Петруша не задумывался о смысле жизни, не ставил себе никакой цели, жил, плывя по течению. Но с началом службы в Белгородской крепости его взгляды на жизнь поменялись, многое он перенял от своих родителей. Он стал самосовершенствоваться, стал более ответственным. Защита Родины, встреча с Пугачёвым и любовь к Маше помогли понять ему его предназначение в жизни.

Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза». Счастливое детство, наполненное вниманием и заботой родителей, благотворно влияет на развитие личности. Именно первые впечатления формируют наше мировоззрение. Подтверждение мы находим в русской литературе. В повести описывается детство Лизы, которое прошло в любви. Отец был защитой и опорой семьи, баловал супругу и любимую дочь. Однако после скоропостижной смерти отца детство Лизы кануло в прошлое. Юная девушка столкнулась с жестокой правдой взрослой жизни. Ещё не повзрослев, она стала самостоятельно обеспечивать себя и семью. Лиза была благодарна родителям за все, что они сделали, поэтому опекала мать, так и не оправившуюся после смерти мужа. Ради нее героиня вставала засветло и много работала. Скромность, трудолюбие, доброта, упорство — вот качества, которые Лиза приобрела благодаря счастливому детству. Даже ее принципиальность и чувствительность стали следствием той атмосферы, которая создалась в доме любящих родителей. Узнав о предательстве любимого человека, героиня предпочла смерть и покончила с собой. Однако перед роковым шагом она позаботилась о том, чтобы ее матери были доставлены деньги на жизнь. Таким образом, автор отметил исключительную роль детства в жизни человека: Лиза стала такой доброй и самоотверженной именно потому, что ее первые годы жизни были наполнены любовью и лаской.

Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба». Именно в детстве человек усваивает пример или антипример своих родителей, и его отношение к нему определяет мировоззрение и дальнейшую судьбу. Пример, доказывающий это, мы встречаем в повести, где описывается обстановка, в которой росли и воспитывались казаки Остап и Андрий. С раннего детства отец строго воспитывал сыновей, прививал им верность, мужественность, смелость и патриотизм. Однако чрезмерная суровость, а иногда и жестокость, сделали одного из его сыновей предателем Родины. В порыве гнева Тарас жестоко бил, унижал и оскорблял жену, мать своих детей. На подсознательном уровне Андрий понял, что не хочет оставаться в обществе с устаревшими патриархальными правилами, и перешел на сторону врагов, где нравы были совсем другими. Он хотел любить и носить на руках свою женщину, а не бить и унижать ее, отдавая все свое время боям и пирам. Предательство Андрия — это протест на уровне ментальности. Он восстал против своего безотрадного детства, против отцовской модели семьи. Так, читатель видит, какую роль играет атмосфера детства в дальнейшем процессе роста личности ребенка.

Таким образом, многие авторы пишут о детстве героев, чтобы раскрыть внутренний мир героя, ведь основные черты характера закладываются в детстве, и родители играют огромную роль в формировании личности. Детство — это истоки сложившегося поведения героя.

Глава II Влияние детства на дальнейшую жизнь человека

2.1.Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

.. чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить ... ревновать ... казаться мрачным, изнывать...».Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Евгений Онегин один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей...

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры.Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог…

Мир Онегина - это мир светских приемов, подстриженных парков, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина.

Пушкин показывает, как просыпается город:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик ...

Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели.

Забав и роскоши дитя,

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра ...

На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом.

Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев.

Неужели ему это не надоело? Надоело!

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил свет и шум.

Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: «Труд упорный ему был тошен». Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа. Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже "давно зевал средь модных и старинных зал"

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой».

Онегин не находит себе места в жизни. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, «чтоб только время проводить». Онегину надоедает жизнь городского франта, наскучивает эта роль и он едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку.

Таким образом, на примере Евгения Онегина можно ясно судить о влиянии детства на формирование личности. Какой бы потенциал не таил в себе ум Евгения, герой не способен к упорному труду над собой; его основная идея не находит воплощения в сфере искусств или в чем бы то ни было еще. Это кардинальным образом сказывается на существовании Онегина: оно превращается в бессмысленную волокиту. Воспитание и образование Онегина носило поверхностный характер, оно не подготовило его к труду, к реальной жизни.

2.2. В. Распутина «Уроки французского»

Главный герой-одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому. Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия. Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему. Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души. В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну. Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Рассказ В. Г. Распутина "Уроки французского" заканчивается, но читатель сам должен додумать конец, решить судьбу мальчика. Очень хочется верить, что парень дойдёт до своей цели и получит образование. Ведь столько сил, сколько тратит ежедневно он, сможет потратить не каждый из нас.

Главный герой является примером подражания и восхищения. Таких людей очень мало. В столь юном возрасте он рассчитывает только на себя и свои силы, и при огромном желании достичь своей цели, он не готов сделать кому-то пакость или дойти до цели незаконным путём. Многому нам стоит поучиться у него.

Благодаря своей стойкости и доброте учительницы французского языка, главному герою удалось сохранить лучшие качества и стать достойным человеком. Трудное детство закалило его характер и позволило добиться в жизни высоких целей.

Биография самого автора похожа на этот рассказ. Григорий Ефимович Распутин родился в 1969 году в простой крестьянской семье. Он был не первым ребенком для своих родителей, но в отличие от старших братьев и сестер ему единственному удалось выжить.

Детство мальчика проходило в селе Покровское одной из бывших губерний Российской империи. Имя Григорий переводится как «бодрствующий», что возможно помогло окрепнуть здоровью болезненного малыша. Физическая слабость Распутина препятствовала полноценному общению со сверстниками и домашней работе. Чтобы избежать насмешек, он предпочитал уединение.

В 1903 году Григорий Распутин переезжает в Петербург. В начале своего приезда ему приходится искать средства для собственного существования. Один из духовных наставников помог Распутину занять уважаемое положение в обществе. Мистические способности Григория вызывали неподдельный интерес у петербургской верхушки.

Он постоянно размышлял о своей жизни, стремился получать новые знания и с интересом анализировал новую информацию. Распутин не обучался в школе, но вырос весьма образованным человеком.

2.3.Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя.

Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит именно в диагностике и изучении общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов.

Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали замалчивать. Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного применения для своих сил. Он умен и видит, что за стоящую инициативу (декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую. Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал разъедающий душу цинизм.

Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.

Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.

Судьба Печорина весьма трагична. Он не смог приспособиться в обществе и решил обвинить его во всех смертных грехах, потому что это снимает ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Свои недостатки он прикрывал несовершенством других людей. Он погибает, так и не осознав, что является сам хозяином своей судьбы и сам может нести свет в жизнь и показать, как нужно любить и помогать людям. Вместо этого он выбрал мрак.

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Сам Печорин отзывается о себе как о несчастном человеке, который не может уйти от скуки. У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

Печорин винит своем поведении неправильное воспитание в детстве, непризнание его истинных добродетельных начал.

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

Печорин эгоистичен - его желания для него на первом месте, он может сделать что угодно, чтобы получить то, что хочет, несмотря на последствия.

2.4.Роман И.А.Гончарова «Обломов»

Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова в романе "Обломов" Гончарова. Лень и апатия зародились в Обломове именно в детстве, определив его судьбу. Обломов провел детство в деревне Обломовка, в имении своих родителей. Для него Обломовка стала воплощением райской жизни на земле. В эпизоде «Сон Обломова» становится многое понятно о становлении личности главного героя. Именно с раннего детства порядки Обломовки сформировали безвольный, слабый характер Ильи Ильича.

Илюша был единственным ребёнком в семье. Изначально он был резвым, весёлым и любознательным мальчиком, который не любил сидеть на месте. Ему хотелось исследовать всю Обломовку, но чрезмерная опека и постоянные запреты становились на пути у любой активности. Они знали, что в восьмидесяти верстах от них была «губерния», то есть губернский город, но редкие езжали туда; потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак – и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю.

Подробнее на livelib.ru:

Любая попытка действовать пресекалась. Со временем Илья начинает привыкать к безделью, ему внушают, что работать должны только слуги. И вот он уже стал частью спокойной и размеренной жизни, текущей в Обломовке. Каждый день в их доме был похож на предыдущий, ничто не нарушало покой хозяев.Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. В результате у Ильи Обломова еще в детстве появилась привычка много и вкусно поесть. Из-за изобилия вкусной еды маленький Обломов рос полным мальчиком. В семье Обломова было принято спать днем, обломовцы никогда не пропускали послеобеденный сон. Илья Обломов также перенял эту привычку спать днем. Илюша быстро подчинился местным порядкам и стал делать то же самое, что и его родители. Обломов во всем брал пример со своих родителей. Он перенял у них множество отрицательных и положительных качеств. У них, как и у всех людей, были и заботы и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови. В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.

А если кто от старости или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю.

Именно постоянный надзор и запреты положили начало в формировании инертной личности главного героя. С ним рядом постоянно находилась няня, которая при малейшей угрозе изменения распорядка дня уводила мальчика в дом. Илья Ильич привык к тому, что за него всё решают другие, поэтому повзрослев, не имел никаких целей и стремлений. Он стал тем, кем его хотели видеть его родители. С раннего детства ему твердили, что труд – это наказание, поэтому Обломов бросил службу и проводил всё своё время так, как было положено в его семье. Он часто предавался мечтам, переносясь в волшебный мир няниных сказок. Избалованный мальчик превратился в безвольного мужчину, который перестал отличать реальность от вымысла.

Обломов ведет очень монотонную жизнь. Каждый новый день в его жизни похож на предыдущий: "...монотонные дни маленького домика..."

Заключение

У каждого человека своё детство. Это особенная история, полная радостей и печалей, удивительных открытий и первых лишений, закаляющих наш характер. Человеческое мировоззрение формируется именно в эту пору и во многом зависит от окружающей ребёнка обстановки.

Детство без сомнений влияет на всю дальнейшую жизнь человека. У многих оно ассоциируется с приятными воспоминаниями, играми, верой в чудо. Однако есть такие истории, которые заставляют сердце сжаться от жалости. Ведь некоторым детям не посчастливилось иметь беззаботное детство, окружённое лаской и заботой.

Детство оказывает решающее влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Именно в эти годы формируется характер, закладываются нравственные ценности, и образуется картина виденья мира. Для того чтобы понять человека лучше, необходимо узнать о его детстве. Именно в детстве ребёнок проявляет свою индивидуальность и выбирает определённый путь, от которого напрямую зависит его будущее.

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей. У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела. Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.Детство – это время, в которое человек, как карточный домик, выстраивается посредством разных влияний на него. Родители, друзья, школа, ну и конечно, самопознание мира – это всё запечатляется в памяти ребенка на долгие, долгие годы, возможно навсегда. И как важно, чтобы ребёнок запомнил счастливые, не обременённые тяготами взрослой жизни моменты, ведь иначе детство отложит неизгладимый, очень тёмный и страшный отпечаток на жизнь человека. Если ребёнок переживает много отрицательных моментов, если со всех сторон на него идёт лишь негативное влияние, а из детских воспоминаний лишь боль и унижения, это всё нарастёт как снежный ком, и станет идеальной почвой для развития в человеке психологических заболеваний, из которых вытекут ужасающие последствия.

чрезвычайно важно вынести из своего детства именно радостные, добрые воспоминания. Воспоминания о близких, родных. Воспоминания о том, какой всё-таки это прекрасный период-детство!

Все что происходило в детстве, так или иначе, оказывает влияние на нашу жизнь.Счастливые мгновения, радостные впечатления, детства запоминаются на подсознании, дают силы,вдохновения и помогают творческому раскрытию личности. Негативные воспоминания, детские переживания проносятся в течение колоссального промежутка времени и могут развить неуверенность, комплексы, агрессию и скрытность. Именно впечатления детства формируют характер человека. Поэтому чрезвычайно важно вынести из своего детства радостные и добрые воспоминания, воспоминания о том, какой все-таки это прекрасный период -детство!

Детство влияет на нас сильнее, чем кажется. Сотни исследований говорят об этом. Истоки того, как мы ведём себя во взрослой жизни, чаще всего кроются именно в нашем детстве. Если сегодня вы страдаете от ожирения, или повзрослев, стали очень скрытным человеком, то оглянувшись назад, можно узнать, когда это началось.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕТ- ИСТОЧНИКОВ

ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, В КОТОРЫХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ДЕТЯХ

1.1Электронные книги жанра биографический. (Электронный ресурс).URL:

https://librebook.me/list/genre/autobiographic

1.1Автобиографические произведения русской литературыhttps://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/16/avtobiograficheskie-proizvedeniya-russkoy-literatury-chto-v

1.2В каких книгах главными героями являются дети? (Электронный ресурс).URL:http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2184084-v-kakih-knigah-glavnymi-gerojami-javljajutsja-deti.html

1.3 В каких произведениях русской литературы рассказывается о детстве героев(Электронныйресурс).URL:https://www.kritika24.ru/page.php?id=131632

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Глава II Влияние детства на дальнейшую жизнь человека

2.1Евгений Онегин.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-240 с.-(Библиотека отечественной классической художественной литературы).

2.2В. Распутина «Уроки французского» (Электронный ресурс). URL:https://skazki.rustih.ru/valentin-rasputin-uroki-francuzskogo/

2.2Биография В.Распутина(Электронный ресурс).URL:https://heaclub.ru/kto-takoj-grigorij-rasputin-gody-zhizni-kratkaya-biografiya-deyatelnost-predskazaniya

2.3 Герой нашего времени: Роман / Предисл. К. Ломунова; Рис. Д. Шмаринова. Грав. В. Лопялло.-М.: Дет. лит., 1985.-190 с. (Школьная б-ка для нерусских школ)

2.4 Гончаров Иван Александрович ОБЛОМОВ Роман Изд. лиц. ЛР № 061622 от 07.10.98.

1Автобиографические произведения русской литературы (Электронный ресурс).URL:

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/16/avtobiograficheskie-proizvedeniya-russkoy-literatury-chto-v

2Автобиографические произведения русской литературы (Электронный ресурс).URL:

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/16/avtobiograficheskie-proizvedeniya-russkoy-literatury-chto-v

Просмотров работы: 2298