1.Введение
Тема исследовательского проекта: «Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии».
Основополагающий вопрос: Кто из русских писателей стал лауреатами Нобелевской премии в области литературы?
Проблемный вопрос: Каковы достижения русских писателей в области литературы, послужившие основанием для вручения им Нобелевской премии?
Актуальность темы исследования: Международные Нобелевские премии в настоящее время являются самыми престижными премиями мира. Их премиальный фонд не менее одного миллиона долларов. Много областей науки не охвачены Нобелевской премией. Но, несмотря на имеющие место ограничения, значение этой премии переоценить трудно. Нобелевские премии позволяют проследить развитие науки за несколько десятилетий. Это сделало Нобелевскую премию самой почетной в мире, в том числе и в области литературы.
Умственный потенциал любого народа косвенно определяется по количеству Нобелевских лауреатов. А так как мы все - читатели, то знание имен известных русских писателей, наших соотечественников, в разные годы удостоенных этой высокой награды, изучение их творчества укрепит наши патриотические чувства, гордость за наш народ. Поэтому данная работа посвящена изучению истории присуждения Нобелевской премии русским писателям и их заслугам перед русской и мировой читательской аудиторией.
Работа будет интересна, прежде всего, ученическому сообществу, впервые знакомившемуся с творчеством русских писателей, лауреатов Нобелевской премии.
Объект исследования: Нобелевская премия в области литературы.
Предмет исследования: Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии.
Цель: формирование в подрастающем поколении чувства гордости за свою страну и литературу, чувство социальной ответственности.
Задачи: Выявить наиболее существенные особенности творчества писателей -лауреатов Нобелевской премии, показать уникальность отдельных произведений писателей. Создать видеоролик, знакомящий с результатами проделанной работы.
Гипотеза: Российские писатели, лауреаты Нобелевские премии, внесли весомый вклад в историю русской и мировой литературы.
Методы: изучение и обобщение, анализ и синтез.
2. Основная часть
Глава I. Учреждение и вручение Нобелевской премии
1.1. Краткая биография Альфреда Нобеля
Альфред Нобель родился в Стокгольме 21 октября 1833 года в семье Эммануэля Нобеля-младшего, изобретателя и инженера, и Андриетты Нобель. Он был третьим сыном, всего в семье было восемь детей. Семья была обедневшей, и выжили, помимо Альфреда, лишь Роберт, Людвиг и Эмиль.
В 1837 году семья Нобелей поселилась в России, жила в Петербурге. Отец Альфреда создал крупный механический завод, изобретал подводные мины. Отец и его сын Людвиг создали знаменитую нефтяную компанию «Бранобель» («Товарищество братьев Нобель»), благодаря которой Россия стала одним из ведущих экспортеров нефти.
В 17 лет Альфред, интересовавшийся английской литературой, химией и физикой, свободно изъяснявшийся на шведском, русском, французском, английском и немецком языках, по настоянию отца отправился за границу, где в Швеции, Франции, Германии и Соединенных Штатах углублял знания по химии. По возвращении в 1852 году в Россию занимался заводами, организованными отцом и братом, а в 1863 году снова уезжает в Швецию и занимается разработкой взрывчатых веществ. В ходе его экспериментов был изобретен динамит, применявшийся и в строительстве, и в военном деле. Впрочем, одной взрывчаткой интересы Нобеля не ограничивались. К концу жизни у него уже было 355 патентов на изобретения! Среди них - такие далекие от войны химические вещества и приборы, как синтетическая гуттаперча, искусственные шелк и кожа, газовый двигатель, фотографический телеметр и многое другое. В 1873 году Нобель обосновался в Париже, но в 1891 году обстоятельства вынудили Нобеля переехать из любимого им Парижа в Италию, где он и скончался в 1896 году.
1.2. Завещание Альфреда Нобеля
В своем знаменитом завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 г., он сформулировал: «Всё мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или важное открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть- лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие конгрессов миролюбивых сил. Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются (Шведской) академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из пяти членов, выбираемых норвежским парламентом. Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».
Последняя воля А. Нобеля была исполнена: Нобелевский фонд был основан 29 июня 1900 года. Премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе, а также Премия мира вручаются в равных долях лауреатам.
1.3. Присуждение Нобелевской премии
Нобелевские премии присуждаются с 1901 года. Помимо денежного чека, лауреату вручают диплом и золотую медаль. Текст дипломов неизменный, а художественное оформление с течением времени меняется, т. к. его разрабатывают разные художники. На лицевой стороне (аверсе) медалей всех премий изображен портрет Альфреда Нобеля (на медалях премий мира и экономики есть некоторые отличия в оформлении портрета). Рисунок на оборотной стороне (реверсе) медали каждой премии индивидуальный. Медали изготавливаются из 18-каратного золота вручную на монетных дворах Швеции и Норвегии. Как правило, премиями по медицине, физике, химии отмечаются учеными за открытия, сделанные много лет назад. Литераторов также чаще всего награждают не за конкретное произведение последнего года, а за совокупность работ. Премию мира, по решению Альфреда Нобеля, присуждает Норвежский нобелевский комитет, состоящий из пяти членов, назначаемых парламентом из числа общественных и политических деятелей. Каждая премия не может быть присуждена более чем трем лицам.
Вручение премий лауреатам происходит 10 декабря (день смерти Альфреда Нобеля; в рамках декабрьской Нобелевской недели) в Стокгольме и Осло. Премию мира вручает в Осло председатель Норвежского нобелевского комитета в присутствии короля Норвегии. Остальные премии вручает в Стокгольме король Швеции. С 1926 года торжественная церемония проходит в Концертном зале Стокгольма. Накануне вручения премий выступают лауреаты. В 1900-е годы выступления были краткими, впоследствии правила изменились, и сегодня речь представляет собой лекцию с изложением научных, художественных и идейных принципов ученого.
1.4. Первые лауреаты Нобелевской премии
Первыми лауреатами премии стали:
- Вильгельм Конрад Рентген (физик). Немецкий ученый прославился открытием икс-излучения, которые были названы его именем.
- Якоб Хендрик Вант-Гофф (химик). Голландский ученый получил премию «В знак признания огромной важности открытия законов химической динамики и осмотического давления в растворах».
- Эмиль Адольф фон Беринг (медик). Немецкий врач, прославившийся созданием противодифтерийной сыворотки. В XIX веке дифтерия была неизлечимой болезнью. Первые уколы от дифтерии были сделаны больным детям в 1891 году, но всех больных спасти не удалось. Лекарство было усовершенствовано только к 1894 году.
Первый лауреат премии мира - Анри Дюнан. Швейцарский предприниматель, основатель Международного комитета Красного Креста и создатель Женевской конвенции 1864 года (об улучшении участи раненых в сухопутной войне). Благодаря его стараниям была открыта гуманитарная медицинская организация «Красный крест». Автомобиль "Красного креста" в годы первой мировой войны. Нобелевскую премию Анри Дюнан получил "За вклад в мирное сотрудничество народов".
- Сюлли-Прюдом (литератор). Французский поэт получил премию: «За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги».
В течение 20 века лауреатами Нобелевской премии стали 5 русских писателей: И .А. Бунин (1933), Б. Пастернак (1958), М. Шолохов (1965), А. Солженицын (1970), И. Бродский (1986).
Глава II. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии по литературе
2.1. Иван Алексеевич Бунин
"Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и ...Жуковский", - со спокойной уверенностью утверждал на склоне лет И. А. Бунин. Оказавшись в зрелые годы на чужбине, он стал в глазах первого поколения русской эмиграции олицетворением верности лучшим традициям отечественной литературы. Вместе с тем ещё при жизни Бунина заговорили о нём как о блестящем мастере не только российского, но и мирового уровня. Многие известные писатели: Т. Манн, Р.-М. Рильке, Р. Роллан, А. Жид - дали его творчеству высокую оценку.
В основе бунинского повествования почти всегда - поток памяти в виде прапамяти как чувства собственной неразрывной связи со "Всебытием", с предками, как припоминание своих прежних жизней. Отсюда недоверие Бунина к рационализму - главным в человеческом восприятии оказывается интуиция. Его излюбленные герои - люди не разума и логики, а те, что носят в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности. Невозможно одновременно оценить и понять переживаемый момент. Жизнь как она есть - лишь материал, из которого душа человека с помощью памяти вырабатывает нечто эстетически ценное.
Одной из эмоциональных основ художественного мира Бунина является чувство одиночествакак неизбежного и непреодолимого состояния человеческой души. Непознаваемая тайна мира рождает в душе писателя одновременно "сладкие и горестные чувства": к чувству радости и упоенности жизнью неизменно примешивается томящее чувство тоски. Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой. Вот почему любовь и смерть у него всегда идут рука об руку, неожиданно соединяясь с творчеством ( И первый стих, и первая любовь/Пришли ко мне с могилой и весною.) Мотивы любви, смерти и преображающей силы искусства - главные в творчестве Бунина.
В 1927 - 1933 годах Бунин работал над романом "Жизнь Арсеньева". Темой романа стала история души писателя, становление его характера и таланта, творческие поиски одарённого юноши, в образе которого отразились не только воспоминания, но и духовный и эмоциональный опыт Бунина. Это произведение нового, нетрадиционного, уникального жанра. Как писал К. Паустовский, "в этой удивительной книге поэзия и проза слились воедино, слились органически, неразрывно". Ей свойственны черты художественной биографии, мемуаров, лирико-философской прозы, последняя же её часть - это повесть о любви. Духовно Алексей Арсеньев, несомненно, близок автору, что отчасти делает роман автобиографическим. Но в то же время мы не найдем в нем биографии Бунина, в нем даже отсутствует хронологическая последовательность рассказа о жизни Алексея. Круг общения героя, его взаимосвязей с внешним миром постоянно расширяется: от родного поместья до дальних странствий, прерываемых иногда возвращением в родовое гнездо. Описания детства Алексея наполнены лиризмом, поэзией: здесь и мотивы одиночества, элегических раздумий и красоты, гармонии внешнего мира с миром юной души героя: "...Рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание..." Для Бунина важны черты творческой личности героя, впитывающего все впечатления об окружающем мире с юношеской жаждой новизны и романтики, поэтому он "подарил" главному герою свою влюблённость в природу, свои раздумья над философскими проблемами бытия, свои переживания первой любви и волнения юного автора, впервые увидевшего на страницах журнала свои стихи.
В "Жизни Арсеньева" звучат мотивы, характерные для более ранней прозы и лирики Бунина: мотивы запустения, увядания дворянских гнёзд, знакомые по повести "Суходол" и другим произведениям. Ностальгия о прошлом и психологическое состояние Алексея, недавно расставшегося с возлюбленной, соединяются в этом описании в особый тип лиризма, со щемящей тоской передающего боль утраты, прощание с надеждами молодости, вступление в новый этап жизни.
Появление первых четырех книг «Жизни Арсеньева” сыграло немалую роль в выдвижении кандидатуры Бунина на Нобелевскую премию. В 1933 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Бунину "за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер".
2.2. Борис Леонидович Пастернак
"В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал большего всего стихи. Стихотворение относительно прозы - это то же, что этюд относительно картины. Поэзия мне представляется большим литературным этюдником", - признавался Б. Пастернак.
Не только поэзия оказалась для Пастернака своего рода этюдником к прекрасной картине - роману "Доктор Живаго", но и вся его творческая биография, в которой работа над стихотворной формой переплеталась с работой над прозой, похожа скорее на подготовку к чему-то более прекрасному, совершенному, чем стал для писателя этот роман.
Осенью 1945 года Нина Табидзе подарила другу большой запас прекрасной гербовой бумаги, оставшейся у неё после ареста мужа; на этих листах были переписаны набело первые главы будущего романа "Доктор Живаго". Можно сказать, что Пастернак всю свою творческую жизнь шёл к этому произведению. Словно губка, замысел романа вбирал в себя образы, сюжетные ходы, мысли, интонации всего предыдущего творчества поэта.
В феврале 1946 появилась первая редакция стихотворения "Гамлет", открывающего книгу стихов Юрия Живаго. В июне этого же года Пастернак читает первую главу романа. В августе готова вторая глава - "Девочки из другого круга". И пока еще писатель далёк от разрыва с официальной литературой: ему нужно заботиться о жене и детях. Пастернак стремится усилить революционный дух эпохи и переделывает вторую главу. Это один из тяжелейших периодов творчества писателя: возобновляются преследования, затихшие былой зимой. Скорее всего, поводом к этому послужила разлетевшаяся повсюду новость о выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию. В романе отразилось все, что окружало писателя в это время: Блок (с рассуждения о его поэзии начинается в романе литературная работы Юрия Живаго), советская действительность (голод и разруха времён гражданской войны, единение и свобода времён Отечественной, гонения, аресты, клевета послевоенных лет и т. п.), музыка и живопись (Скрябин, Л. Пастернак), Достоевский (присутствие Петербурга в каждой строчке его произведений) и к концу работы - Л. Толстой. Книга была издана в Милане в 1957 г. , а к концу 1958 г. переведена на 18 языков. За этот роман в 1958 году Пастернаку всё же присудили Нобелевскую премию, от которой ему пришлось отказаться: "В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ". Это решение было принято под мощным давлением, но автор не противопоставлял себя своему народу, не мыслил жизни вдали от родины.
2.3. Михаил Александрович Шолохов
Роман-эпопея "Тихий Дон" - великое произведение и великая загадка 20 века. В центре романа - история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из ее членов Шолохов передает настроения донского казачества в разные исторические периоды.
В этой книге М. А. Шолохов в полную силу показал трагическое в революции и в гражданской войне. В романе изображено, как в ходе гражданской войны формировалось новое сознание людей, как выглядела гражданская война изнутри контрреволюционного лагеря. «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», - писал Шолохов.
Массовые сцены, множество второстепенных и эпизодических персонажей, исторические и военно-политические отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц. Тщательно выписанные образы Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Кошевого выдвинуты на первый план; ведущие характеры помогают осмыслению всей сложности и противоречивости исторического развития и поразительно емки по содержанию. Исторический процесс предстает в эпопее Шолохова в живом движении масс, в накале жестокой борьбы. Драматические картины революционных битв соседствуют с семейными, любовными, бытовыми сценами, рассказом о полевых работах, описаниями природы. Революция захватила все стороны народной жизни - от общественных до семейно-бытовых, личных. Шолохов показывает народ и в борьбе, и в личной жизни. Эти два плана повествования проникают друг в друга.
Героями романа стали простые крестьяне-труженики. Сила их характеров, бурная жизнь чувств, неистощимое богатство человеческого духа проявляются в трудовой жизни. В своем произведении автор поднимает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, которые определяют трагические конфликты. Поэтический мир Шолохова - мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты своей жизни, общества, истории. Частная жизнь эпического героя и есть сама история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно - отнюдь не частный факт биографии Григория Мелехова. Его жизнь представляет интерес как раз тем, что он повторяет метания донского казачества, являясь частью живой, творимой истории. Даже сугубо личное - любовь к замужней Аксинье - выражает своеволие, исконную черту казака, вступающую в конфликт с устоями той же казацкой морали. Если среди других эпических героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает в себе родовые черты казачества.
«Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе» - две основные добродетели, создающие одновременно воина и земледельца. Ими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, - своеволие, независимость в поступках и поисках истины. Ему присуще чувство неудовлетворенности собой. Воюя, он не ищет личных выгод и боится лишь одного - погрешить против правды. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени. Общенародное и - «свое», казачье; правда, существующая для всех, или - у каждого «своя правда, своя борозда» - вот вопросы, которые мучительно, неотступно встают перед героем романа. Его бегство с Аксиньей - последняя попытка найти свое жизненное счастье. Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире. Смерть Аксиньи - высшая точка страданий Григория. Трагическая тема романа достигает здесь небывалой высоты. Образ Григория Мелехова - открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объемность психологического анализа - одна из характерных сторон художественного мастерства Шолохова.
Человек, общество, природа для писателя проявления вечнотворящего движения жизни. Картина жизни неполна, если исключается хоть один из этих элементов. Тончайший поэт, улавливающий самое затаенное движение мысли, чувства, мгновенную смену их, Шолохов всегда стремился к пониманию и объяснению судьбы человеческой.
В 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» М. А. Шолохову вручают Нобелевскую премию за роман-эпопею «Тихий Дон».
2.4. Александр Исаевич Солженицын
А.И.Солженицын - выдающийся, всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии (1970). Писателя рассматривают как фигуру уникальную для своего времени. Его называют писателем-пророком, занявшим традиционную для классической русской литературы учительную позицию. А. Солженицын - крупнейший мыслитель, властитель дум интеллигенции последней четверти XX века. Произведения его автобиографичны, прототипы писатель мастерски претворил в художественные образы. Творческое наследие А. Солженицына богато и разнообразно в жанровом отношении, писателю подвластна как большая, так и малая форма. Произведения автора содержат резкую критику тоталитарной советской системы, коммунистического режима, в них глубоко раскрыта природа советского тоталитаризма, христианский взгляд на мир и человека. Писатель во многом негативно, пессимистически настроен по отношению к современной западной цивилизации и будущему человечества. Солженицын - писатель-проповедник, ему близок взгляд на писателя как на учителя жизни: «Если же художник воображает богом самого себя, если искусство совершается как свободная забава художника, или даже выход его раздражению и ненависти, - такое искусство, на Востоке или Западе, опасно для его потребителей...» («Выступление в Итоноском колледже, 1983).
Замысел описать в мельчайших подробностях один день из жизни заключенного возник у писателя в 1950 г., когда он отбывал лагерной срок. Но только в 1959 г. А. Солженицын смог осуществить его. По свидетельству самого автора, рассказ был написан за сорок дней. Первоначальное заглавие «Щ-854. Один день одного зэка» было изменено, по рекомендации А. Т. Твардовского. Так появилась повесть «Один день Ивана Денисовича». Как заметил А. Солженицын, «если бы не было Твардовского как главного редактора журнала», «повесть эта не была бы напечатана».
Повесть оказала огромное влияние на общественное сознание целого поколения советских людей. Прочитав повесть еще до ее публикации, в машинописи, А. Ахматова, описавшая в «Реквиеме» горе «стомильонного народа» по всю сторону тюремных затворов, сказала: «Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть - каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза». Солженицын - мастер создания интересных и психологически убедительных образов. Главная тема повести - судьба России. Главный герой Иван Денисович Шухов - образ собирательный - русский крестьянин, носитель лучших черт и нравственных начал русской нации.
Имя Солженицына стало символом гражданского неповиновения. Документальное исследование о сталинских лагерях «Архипелаг ГУЛАГ» стало в СССР как бы эталоном «запрещенной книги». Слово «гулаг» сделалось нарицательным и даже перешло в некоторые европейские языки как политический термин. За эту книгу Солженицын был удостоен Нобелевской премии.
В Нобелевской лекции, прочитанной с высокой трибуны, А.И. Солженицын так определил задачи своего творчества: «На эту кафедру,<...> предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие - может быть, с большим даром, сильнее меня - погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе<…> Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая с биркой на пальце ноги<...> И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?»
В начале произведения Солженицын написал: «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, Что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался». В 1990 году по поводу «Архипелага ГУЛАГа» Солженицын сообщит следующее: «В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. <…>Я не выражаю им здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым».
Солженицын - автор остросоциальных романов «В круге первом» и «Раковый корпус», в которых продолжаются традиции русского реализма и последовательно отрицается идеологическая доктрина «социалистического реализма».
А. Солженицын - продолжатель толстовской традиции в русской реалистической литературе XX века. В центре внимания писателя судьбы России и ее народа в результате Первой мировой войны и революций 1917 года. Широкая панорама истории сочетается в его произведениях с психологически сложными характерами людей из самых различных социальных слоев русского общества. Нравственный максимализм и приверженность живому русскому языку придают произведениям писателя неповторимый колорит.
2.5. Иосиф Александрович Бродский
Биография Бродского тесно связана с Ленинградом, где 24 мая 1940 года родился будущий поэт. Образ послевоенного Ленинграда сохранился в памяти поэта и оказал влияние на его творчество. По его собственному утверждению, он написал свое первое произведение в 18 лет. Первая публикация увидела свет в 1962 году. Бродский много читал и учился. Своими кумирами и настоящими литературными гениями он считал М. Цветаеву, Б. Пастернака, О. Мандельштама.
С 1972 года Бродский работал в Мичиганском университете, активно писал и публиковался, принял американское гражданство и начал преподавать в других учебных заведениях ( более 24 лет).
Даже в раннем творчестве ощутимо тяготение Бродского к проблемам философского плана: бытие - пространство - время - человек. По словам самого поэта, его более всего интересует время и тот эффект, какой оно оказывает на человека, как оно его «меняет, как обтачивает...». Поэзия Бродского отличается удивительной чуткостью к окружающему бытию. Подобно Ахматовой и Мандельштаму, чьи традиции Бродский наследует, его поэзии присуща цитатность, наличие аллюзий, ассоциаций, намеков на предшественников (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Пастернак, Хлебников и др.).
Структура стихотворений Бродского достаточно открыта, однако художник чутко ощущает форму, и композиционно его стихи нередко организованы по принципу симметрии, параболы или кольца. «Оглядываясь назад, я могу с большей или меньшей достоверностью утверждать, что в первые 10-15 лет своей <...> карьеры я пользовался размерами более точными, более точными метрами, т.е. пятистопным ямбом, что свидетельствовало о некоторых моих иллюзиях, о способности или желании подчинить свою речь определенному контролю. На сегодняшний день в том, что я сочиняю, гораздо больший процент дольника, интонационного стиха, когда речь, как мне кажется, приобретает некоторую нейтральность. Я склоняюсь к нейтральности тона». Поэзия Иосифа Бродского сложна и отличается высокой культурой. Неблагоприятная обстановка в стране предопределила переход автора от «тоски по мировой культуре» к «свободному слову».
Поэт глубоко субъективен, но в то же время является продолжателем традиций классической поэзии XIX в. Большую роль в поэзии Бродского играет прием контраста. Поэт сравнивает самые конкретные явления с явлениями общими. Лирический герой стихотворений Бродского - это гигант, обозревающий с высоты птичьего полета то, что происходит внизу. Он находится между небом и землей, и все, что происходит «внизу», важна только вечность, так как она существует всегда.
Бродский смог соединить высокое и низкое, смешал иронию и лиризм, придал поэзии информативную насыщенность и событийность. Врожденное понимание специфики родного языка и мировой культуры позволило Бродскому органично соединить в своей поэзии глубокий лиризм и философичность русской традиции с монументализмом (искусство, создаваемое в органичной взаимосвязи с предметно-пространственной, в первую очередь, архитектурной, средой) и событийной масштабностью западноевропейской и американской традиции, сделало его поэзию «явлением формообразующим, дающим перспективу нашей литературе».
Бродский - поэт уникальный. Вклад его в русскую литературу, культуру неоценим. Он изменил течение и тональность русского стиха, придав ему другое звучание. В 1987 Бродскому присуждена Нобелевская премия в области литературы «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
3.Заключение
В ходе работы над проектом в сети Интернет и библиотечных фондах был найден и подобран необходимый для написания материал; собрана информация о жизни и творчестве нобелевских лауреатов, русских писателей; частично проанализированы произведения, ставшие основанием для вручения писателям Нобелевской премии. Через творчество русских писателей раскрыты особенности изображения ими в своих произведениях русского характера, России и ее истории.
При рассмотрении материала об известных наших соотечественниках, в разные годы удостоенных высокой мировой награды, изучении творчества лауреатов Нобелевской премии, реализована задача повышения чувства патриотизма среди подрастающего поколения. Читатели работы проникаются чувством гордости за нашу страну, за наш народ, за нашу русскую литературу.
В результате работы над проектом сделаны следующие выводы: Писатели, ставшие лауреатами Нобелевской премии, являлись крупнейшими художниками слова XX века, размышлявшими над сложными вопросами человеческого бытия, истории, философии. Каждый из них по-своему художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом XX веке, отразив историю России в ее драматических и героических моментах, задумывался над сложными вопросами современности. Продолжая и развивая традиции своих предшественников, являясь достойными продолжателями традиций великой русской литературы, эти писатели создали свой уникальный художественный мир. Это одни из лучших представителей великой русской литературы. Они, как и многие наши писатели и поэты, составляют гордость нашей страны.
Работа Нобелевских комитетов идет круглогодично, в ней участвуют интеллектуалы из всех стран мира. Это ориентирует ученых, писателей и общественных деятелей на работу в интересах развития общества, которая предшествует присуждению премий за «вклад в общечеловеческий прогресс». Я уверена, что наши ученые и писатели еще не раз продолжат список нобелевских лауреатов, ведь великая страна рождает великие таланты. А научные достижения и литература являются достоянием всего человечества.
4.Список использованных источников и литературы
Бахнов Л. В. «С разных точек зрения» М.,1991
Кожинов В. «Судьба России», М., 1997
Литература. Справочник школьника. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1995.
Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2002.
Мусский С. А. «100 великих нобелевских лауреатов» М. , «Вече», 2008
Шикман А. Л. «Деятели отечественной истории». Биографический справочник. М., 1997
Энциклопедический дневник «Лауреаты Нобелевской премии 1901 – 2001». Киев, 2001
Интернет-ресурсы:
https://lenoblinform.ru/municipalnye-obrazovaniya/sovetskij/proekt-nobel/istoriya-semi-nobel-v-rossii/
https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/kak-za-chto-i-gde-vruchaetsya-nobelevskaya-premiya 73.html#:~:text=Канонических%20Нобелевских%20премий%20пять%3A%20в,именуемая%20Нобелевской%20премией%20по%20экономике
https://tass.ru/info/5622060
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нобелевская_премия
https://ru.sweden.se/ljudi/nobelevskaya-premiya-vysshaya-iz-vseh-nagrad/
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/413784-individualnyj-proekt-russkie-pisateli-laureat