Введение
— Пока ты дышишь — ты всего лишь дышишь,
А вот пока ты любишь — ты живешь
Э. А. Асадов
Любовь – это тайна человеческих отношений. В жизни каждого человека любовь играет важную роль. Во все времена она интересовала поэтов, которые воспевали ее. Эдуард Асадов «считался певцом любви с Советском союзе» [5, с. 3]. Образ любви в творчестве Эдуарда Асадова значим. Елена Станиславовна Скляр в своей статье указывает, что 245 стихотворений поэта посвящено разным проявлениям чувства любви [6, с. 156].
Цель исследования – рассмотрение образа любви в лирике Эдуарда Аркадьевича Асадова во взаимосвязи с его поэтическими и мировоззренческими особенностями.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить теоретический и биографический материал;
- проанализировать и выявить особенности и способы создания образа любви в лирике Э. А. Асадова.
Объект исследования – стихотворения Э. А. Асадова, в которых говорится о любви.
Предмет исследования – образ любви в лирике Э. А. Асадова.
Гипотеза. Если проследить исторические события, повлиявшие на судьбу Эдуарда Асадова, учесть его сердечные треволнения, то будет понятно мировосприятие поэтом окружающего мира посредством многозначного образа любви, использованного им в лирике.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей создания образа любви в поэзии Э. А. Асадова для понимания его мировосприятия.
Работа включает в себя введение, основную часть и заключение. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются биографические факты из жизни Э. А. Асадова. Во второй главе раскрываются особенности создания образа любви в лирике Э. А. Асадова. Также представлены список литературы и приложение, дополняющие работу с практической точки зрения.
Основополагающим материалом работы являются стихотворения Э. А. Асадова [1, 2, 3], где присутствует образ любви, ставший объектом исследования.
При изучении биографии были использованы следующие источники: «Русские писатели 20 век: Биографии» М. Г. Ваняшовой, «Здесь и теперь» Л. Козлова, «Судьбы поэтов серебряного века» И. Семибратова, «Люди, годы, жизнь» И. Эренбурга [1, 3, 7, 10].
Для раскрытия образа любви в лирике Э. А. Асадова были рассмотрена статья Елены Станиславовны Скляр «Концепт "любовь" как фрагмент эмоциональной картины мира в лирике А. А. Фета и Э. А. Асадова»[].
Основной метод – изучение предмета через анализ текста. Также использовались такие методы, каканализ и синтез литературы по теме исследования,Интернет-поиск, сравнительный анализ данных.
Практическую значимость данной работы видим в использовании при подготовке к ЕГЭ и олимпиаде по литературе.
Любовь в жизни и творчестве Эдуарда Асадова
Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) – выдающийся стихотворец и прозаик. «Будущий великий поэт Эдуард Асадов родился в 1923 году в интеллигентной учительской семье» [3]. Он с полным основанием считался «певцом любви в Советском Союзе». Известен, любим, почитаем миллионами любителями поэзии в мире.
Асадов родился в интеллигентной учительской семье. Его отец умер, когда поэту было 6 лет. Лидия Ивановна, его мама, сумела воспитать в сыне не только пристрастие к творчеству, но и уважение к таким качествам, как искренность, преданность, чувственность. Большинство стихотворений, посвященных Лидии Ивановне, написаны им на фронте.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет! [3, с. 198]
Патриотизм, целеустремлённость, ответственность сумел воспитать в будущем поэте его дед. После школы Эдуард Асадов хотел поступать в ВУЗ, только не знал, в какой. Он выбирал между литературным и театральным институтами. Но выбор за него сделала война. Эдуард Асадов добровольцем уходит на фронт. Большинство своих стихотворений об отчизне Асадов написал, вспоминая войну.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима! [3, с.15]
Любовь к родине раскрывается во многих стихотворения и поэмах Асадова: «О славе Родины», «Родине», «Рассказ о войне», «О том, сто терять нельзя» и др. «Говорят, что жизнь поэта в той или иной степени отражена в его произведениях. Но бывает так, что судьба художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к ней возникает особый читательский интерес. Жизнь Асадова – пример такой судьбы» [5, с. 3].
Первую возлюбленную Эдуард повстречал в госпитале, на войне, после битвы под Севастополем. Врачи двадцать шесть суток сражались за то, чтобы сберечь ему жизнь. К сожалению, зрение спасти не удалось. Помогли ему справиться с непростой ситуацией шесть девушек, которые периодически посещали молодого героя в госпитале. Одна из них, артистка детского театра Ирина Викторова, стала его первой супругой. Эдуард и Ирина имели сына. Но семейная жизнь не заладилась. Довольно быстро обнаружилось, что любовь Ирины к Эдуарду Асадову была скорее увлечением, нежели подлинным чувством. А потому она оказалась не согласна отдать свою жизнь незрячему поэту. Эдуард Асадов в письме приятелю признается, что связал свою жизнь не с тем человеком. Будет серьезный развод и разбитые взаимоотношения с сыном. Позже Асадов признавался, что одно из самых знаменитых его стихотворений «Они студентами были» пережито на собственном опыте:
После собранья, в субботу,
Вернувшись домой с работы,
Жену он застал однажды целующейся с другим [2, с. 101].
Со второй супругой Эдуард познакомился на одной из литературных встреч. Он невероятно боялся вновь ошибиться, но артистка «Москонцерта» Галина Разумовская стала для него не только женой, но и его глазами, чувствами, настоящей любовью. Свой «Сердечный сонет» он адресует именно ей:
Я тебе посвящаю столько стихов,
Что вокруг тебя вечно смеется лето [3, с. 327]
С тех пор она постоянно принимала участие в его творческих вечерах, читала его стихи, сопровождала всюду. Так Галина Разумовская, которую Эдуард никогда не видел, стала его любовью жизни на 36 лет. К сожалению, Галина ушла из жизни в 1997 году. Поэт помнил данный промежуток жизни, как один из самых трудных. Ведь он остался абсолютно один. И снова писал ей, своей любимой жене, но уже неземной («Мне кажется, что ты ещё придёшь /
И тихо-тихо постучишься в дверь» [3, с. 387]).
В союзе с Галиной детей не было. Несмотря на это, Эдуард написал настолько задушевных стихотворениях о детях, что остается поражаться, откуда ему знакомы такие отцовские чувства. Свою любовь и расположение к детям поэт показал в стихотворении «Берегите своих детей».
Таким образом, лирика Эдуарда Асадова автобиографична. Многие стихи отправляются от какого-то реального факта, от действительно пережитого чувства любви. А объект любви различен. Казалось бы, война, предательство первой жены, потеря зрения – трудные и горькие испытания для человека, но Эдуард Асадов, несмотря на все драматические ситуации в своей жизни, никогда не опускал рук, показывая всей своей биографией самую настоящую любовь к жизни.
2. Образ любви в лирике Э. А. Асадова
Лирика Асадова – это предельно искренние стихотворения. Любовь в самом широком смысле этого слова: любовь к родине, к матери, к женщине, к ребенку, к целому миру.
Как мы можем заметить, образ любви в лирике Асадов интерпретирует по-разному. В каких-то произведениях образ любви обычен, а в каких-то неожиданен.
Елена Станиславовна Скляр в статье «Концепт "любовь" как фрагмент эмоциональной картины мира в лирике А. А. Фета и Э. А. Асадова» замечает, что лирика Эдуарда Аркадьевича «пронизано любовью, и каждый его образ неповторим». Слово любовь в поэтических текстах Асадова встречается в 254 стихотворениях. «Поэт употребляет группу родственных слов с корнем люб – 9 слов: влюбленность, любовь; влюбиться, влюбленный, любить, отлюбить, полюбить; любимый; влюбленно» [6, стр.156].
Безусловно, мы не претендуем на всестороннее изучение 254 поэтических текстов. Но попытаемся рассмотреть некоторые стороны неповторимого образа любви, особенности его проявления.
Например, в стихотворении «Баллада о ненависти и любви» понятие «любовь» подменяется лирической героиней «ненавистью», чтобы заставить бороться за жизнь своего мужа, который во время мощного бурана терпит крушение и оказывается отсечённым от мира. Единственное средство связи – рация. Женщина умоляет мужа собраться с силами, дождаться помощи, не прекращать бороться. На ее уговоры он отвечает отказом.
Отыскать выход из сложнейшей ситуации, фактически достать мужа с того света женщине помогает отличное знание тонкостей характера возлюбленного. Сознавшись в вымышленном предательстве, жена инициирует мужа на последующую битву за жизнь: «Я вот уже год тебе неверна /
И вот уже год, как люблю другого!» [1, с. 99]
Для лирического героя это слишком большой удар: измена жены, предательство друга. А сын? «Они совсем затиранят мальца / И будут усердствовать до конца, / Чтоб вбить ему в голову имя другого / И вырвать из памяти имя отца! [1, с. 101]. И летчик собирает волю в кулак и решает выжить во что бы то ни стало. Душевная боль пересиливает физическую. А когда прилетает вертолет, то первой в снег бросается жена. Возлюбленная встречает, «смеясь и плача», признается, что специально солгала: «Я знала, я знала характер твой! /Все рушилось, гибло… хоть вой, хоть реви! /
И нужен был шанс, последний, любой!» [1, с.103] В финале лирический герой –
«счастливейший на планете». «Ненависть, как ни сильна порой, /
Не самая сильная вещь на свете!» [1, стр.103].
В этом стихотворении во благо лирическому герою возлюбленная вызывает ненависть к себе, чтобы тот выжил. Такая яркая антитеза – любовь и ненависть – показывает возрождение сил у человека, спасая, жизнь, семью, любовь. Благодаря живой интонации, разговорной и просторечной лексике («дрянная» «подыхать», «как дура»), градации («до боли знакомый, до жути близкий») не просто понимаешь роль любви в жизни каждого человека, а чувствуешь то горечь и боль, то безудержное счастье.
В стихотворении «Сатана» слово любовь подменяется словом ненависть. В начале стиха повествуется о ненависти между мальчиком и девочкой, причины которой никто понять не мог. Растут герои – меняются клички и придирки друг к другу: «Он звал ее «бомбою» и весной / Обстреливал снегом талым. / Она в ответ его – «сатаной», «Скелетом» и «Зубоскалом».» [5, с.107]
Можно заметить, что лирическая героиня твердит, что ненавидит Сатану. Все изменилось одним вечером, когда Сатана со студенческой вечеринки провожает незнакомку. Лирическая героиня не сдержалась и вместе со слезами вылила всю свою «нелюбовь»: «Даже не спрашивай почему! – / Сердито шагнула ближе / И вдруг, заплакав, прижалась к нему: / – Мой! Не отдам, не отдам никому! Как я тебя ненавижу!» [5, с.109]
Поэт оставляет историю недосказанной. В тексте автор применил несколько метафор: «... глянет на крышу... где туманов кружит волна»; «тот же холод на их этаже»» «она же гневом своим полна». Притягивают внимание просторечья, которые еще больше приближают читателя к олицетворяемой ненависти: «хохотал, когда она верещала», «диких не корчил рож». Проанализируем последнею фразу: «Как я тебя ненавижу. Под словом ненависть подразумевается слово люблю!
В лирике Асадова образ любви многогранен (Приложение).
Так, тема верной любви рассматривается в таких произведениях: «Я могу тебя очень долго ждать», «Вторая любовь», «Только в юности играют», «Одна».
Автобиографичное стихотворение «Я могу тебя очень долго ждать…» адресовано Галине Разумовской, первой жене Эдуарда Асадова. Стихотворение построено на личных переживаниях поэта, который вынужден был месяцами находиться в разлуке с любимой. Галина Разумовская очень часто гастролировала. Естественно, что Эдуард Асадов опасался за семью, считая, что регулярные расставания однажды могут привести к разрыву отношений. Но в себе лирический герой уверен: «Я могу тебя очень ждать, / Долго-долго и верно-верно, / И ночами могу не спать / Год, и два, и всю жизнь, наверно!» [5, с.78]
Автор дает развернутую картину образного выражения последовать за любимой хоть на край света, через любые затруднения и преграды. Он хочет быть уверен лишь в том, что возлюбленная также скучает и очень ждет встречи:
«Только знать бы, что все не зря, / Что люблю тебя не напрасно» [5, стр.78].
Благодаря гиперболам: «год, и два, и всю жизнь, наверное!», «и ночами могу не спать», «даря целый мир», – создается образ бесконечной, вечной любви.
В стихотворении «Вторая любовь» Эдуард Асадов описал ностальгические чувства «самой первой, чистой и смешной» любви. Почему же это стихотворение можно отнести в тему верной любви? Все потому как бы мы не старались забыть прошлое, будучи в новых отношениях, душа и сердце человека всегда будет помнить о самых светлых моментах этого жизненного периода: «И, как ни хороша порой вторая, / Все ж берегите первую любовь!» [5, с. 346]
Лексический повтор («остро-остро»), эпитеты («трепетное слово», «кулинарным чудом»), сравнение («как во сне»), гипербола («целый век»), метафора (какой-то частью остаемся, тень на сердце) создают образ первой, трогательной, неповторимой любви.
Образ любви не обходится в творчестве Асадова без предательства, которое описывается в таких стихотворениях: «Худшая измена», «Они студентами были», «Обидная любовь». В стихотворении «Худшая измена» лирическая героиня представляет на месте молодого человека то генерала, то актера, но не его самого! Это мысленное предательство. Скорее всего, о ее размышлениях никто и не узнает, но в голове у девушки происходит самый настоящий переворот, который и является изменой своему партнеру. Само название вызывает нагнетание отрицательных эмоций к порочным посредством плеоназма «худшая из измен» – «худший плохой поступок».
В творчестве Эдуарда Асадова встречается тема дружбы, которая переросла в любовь. Так, в стихотворении «Мы решили с тобой дружить» поэт повествует о девушке с молодым человеком, которые сначала дружат, а потом женятся, но продолжая называть свои отношения дружескими: «Все влюбленности — ерунда. / Вот серьезная дружба — да! / Я по опыту это знаю…»
Образ любви к матери раскрывается в стихотворениях: «Моей маме», «Письмо с фронта», «Слово о матери». В них создается нежный образ матери, самой родной и любимой. Некоторые тропы наивны, ведь только рядом с матерью, в письмах к ней мужчина может снова почувствовать себя ребенком.
Объектом любви у авторов становятся не только мать, женщина, но и природа, и родина (глагол любить в данных контекстах реализует значение ‘чувствовать глубокую привязанность к кому-нибудь, чему-либо, быть преданным кому-нибудь, чему-либо). В стихотворении «Судьба страны», например, гипербола «любить Россию до самозабвенья» создает всеобъемлющий образ любви обожания родной станы.
Тема любви к родине рассматривается в стихотворениях «Россия начинается не с меча», «Лесная река», «Всегда в бою», «Дума о Севастополе» В них подчеркивается патриотизм посредством торжественного настроения, гордостью за Россию, за ее историю. Так, в стихотворении «Россия начинается не с меча» трепетное, заботливое отношение к малой теме Родине перерастает в веру в прекрасное будущее русского народа, Отчизны:
«Россия начиналась не с меча, / И потому она непобедима!» [2, с. 16]. А инверсия «на родине моей» подчеркивает сопричастность лирического героя с судьбой родной страны.
Образ любви к природе чаще всего в поэтических произведениях Асадова представлен через доброе отношение к животным. Тема четвероногих – одна из самых трогательных в творчестве поэта, хотя не самая обширная. Особенно Эдуард Аркадьевич любил собак, держал их в доме, что отображено в произведениях: «Стихи о рыжей дворняге», «Покинутая собака», «Люблю я собаку за верный нрав».
В стихотворении «Стихи о рыжей дворняге» речь идет о предательстве людей. Красота человека, по убеждению поэта, заключена в сердце, поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за наружностью доброе и преданное сердце.
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы! [2, с. 97]
Слово любовь наделяется разными качественными характеристиками. Э.А. Асадов, избегает определений с «отрицательными» морфемами, зато использует эпитеты большая, великая, истинная, искренняя, молчаливая, платоническая. Отметим, что только у Э. А. Асадова в качестве определения выступает одиночное приложение: Какой же любви она ждет, какой? Ей хочется крикнуть: «Любви-звездопада! Красивой-красивой! Большой-большой! А если я в жизни не встречу такой, тогда мне совсем никакой не надо!».
В стихотворениях Э. Асадова любовь способна вызывать и другие состояния: Если к цели упрямо стремился ты, И сумел, и достиг, одолев ненастья, Встать в лучах на вершине своей мечты, Задыхаясь от солнца и высоты, От любви и почти сумасшедшего счастья; Любовью нам надо всегда гордиться, Ибо – редчайшая ценность! ; И вот за любовь и за все житье, За стойкость, за свет, за терпенье твое Поклон до земли тебе и спасибо!
А в стихотворениях Э. Асадова особую ценность приобретает дружба: Пусть все будет мериться новой мерой, Новые встречи, любовь, друзья…
В лирике Э.А. Асадова слово любимый употребляется для наименования дорогого, близкого человека: Если ты с любимою в ссоре, а тоска по ней горяча, Это тоже еще не горе, Не спеши, не руби сплеча; Прости же за горечь, любимый мой; Пока один с любимою встречается, Другой идет сдавать его зачет… Значение ‘предпочитаемый всем остальным реализовано лишь в одном контексте: Хозяин радушен: он поднял бокал И весело смотрит на нас. Он горд, ведь сегодня он в тысячный раз В любимом спектакле сыграл. В стихотворениях поэта это «ласкательное обращение» выступает и в роли чистого обращения: Или вдруг тебе, отбросив прятки, крикнуть мне: – Любимый, помоги! Мы – близки! По-прежнему близки! Прости за горечь, любимый мой!
Асадов воспринимает любовь как светлое чувство, оценивая его положительно
Заключение
Скляр замечает, что вся лирика Асадова «пронизано любовью, и каждый его образ неповторим». Для Эдуарда Асадова жить – значит любить!
Список литературы
Асадов Э.А. Не проходите мимо любви. Поэзия и проза. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.
Асадов Эдуард Аркадьевич. Избранное. – Смоленск: Русич, 2000. – 624 с.
Полная биография Эдуарда Асадова [электронный ресурс]:
http://asadove.ru/biografija_asadova/
Любовь с широко открытыми сердцами Эдуарда Асадова и Галины Разумовской [электронный ресурс] https://nashizvyozdy.mirtesen.ru/blog/43194774579/Lyubov-s-shiroko-otkryityimi-serdtsami-Eduarda-Asadova-i-Galinyi
Кучерова Т. Эдуард Асадов, жизнь-легенда. / Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.
Скляр Е. С. Концепт "любовь" как фрагмент эмоциональной картины мира в лирике А. А. Фета и Э. А. Асадова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1. С. 155-159.
Приложение
Образ любви в стихотворениях Эдуарда Асадова
Название стихотворения |
Строки из стихотворения |
Смысловое значение образа любви |
«Сатана» |
– Мой! Не отдам, не отдам никому! Как я тебя ненавижу! |
Любовь подменяется ненавистью |
«Баллада о ненависти и любви» |
А ненависть может гореть порой Ненависть, как ни сильна порой, |
Иногда ненависть придает больше сил, чем любовь Любовь побеждает всё |
«Я могу тебя очень ждать…» |
Я могу тебя очень ждать, |
Верная любовь |
«Они студентами были» |
Вернувшись домой с работы, |
Предательская любовь |
«Слово о любви» |
Любить — это прежде всего отдавать. реку, |
Любовь – это отдача больших, щедрых чувств |
«Обидная любовь» |
В ответ — ни возражения, ни вздоха. |
Слепая, безответная любовь |
«Одна» |
И было непонятно никому, |
Любовь сильнее смерти |
«Мы решили с тобой дружить…» |
Все влюбленности — ерунда. |
Дружба, которая переросла в любовь |
«Вторая любовь» |
И целый век себе не признаемся, и смешной! |
Первая любовь несравнима |
«Только в юности играют» |
Да, все вянет ежечасно: |
Вечная любовь |
«Телефонный звонок» |
Все упрямей телефон звонил, |
Любовь проходит, убивается |
«Под дождем» |
Сверху потоки льются, |
Для влюбленных не важна погода |
«Мне уже не 16, мама» |
Я знаю, уж так повелось на свете, |
Для матерей их дети всегда остаются детьми |
«Баллада о ненависти и любви» |
Они совсем затиранят мальца И будут усердствовать до конца, Чтоб вбить ему в голову имя другого И вырвать из памяти имя отца! |
Любовь к ребенку |
«Письмо с фронта» |
И пусть между нами сейчас километры – |
Любовь к матери |
«Доброта» |
В жизни всякое может случиться, |
Нужно учиться прощать любимого человека |
«Дорожите счастьем, дорожите» |
Если это чудо пропустить, |
Счастье в простых вещах. Любовь к жизни |
«Россия начинается не с меча» |
Встает заря, светла и горяча. |
Любовь к Родине |
«Лесная река» |
И вечно с тобой я в любой напасти – мгле, |
Любовь к Родине |
«Стихи о рыжей дворняге» |
Ведь может быть тело дворняги, |
Любовь к собаке |
«Покинутая собака» |
Глаза покинутой собаки |
Любовь к собаке |
«Люблю я собаку за верный нрав» |
Люблю я собаку за верный нрав, За то, что, всю душу тебе отдав, В голоде, в холоде или разлуке Не лижет собака чужие руки. |
Любовь к собаке |
«Любовь» |
Известно все: любовь не шутка, Любовь - весенний стук сердец, А жить, как ты, одним рассудком, Нелепо, глупо наконец! Бросай сомнения свои! Люби и верь. Чего же проще? |
Любовь – серьезные отношения Нужно верить в любовь |
«Любовь и трусость» |
Ведь храбрость, пожалуй, в любви нужна Не меньше, чем в космосе иль в бою! |
В любви важна честность |
«Любовь, измена и колдун» |
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры, Я сплавлю вас вместе на все времена!
Схватил он Любовь колдовскою рукой, Схватил он Измену рукою другой И бросил в кувшин их, зеленый, как море, А следом туда же -- и радость, и горе, И верность, и злость, доброту, и дурман, И чистую правду, и подлый обман. |
В любви все переплетено: и хорошее и плохо начала, а венец творения – женщина |
«Магнетизм» |
О, Господи! Что же творит любовь?! Все планы практически рассыпаются: То руки мгновенно опять смыкаются, То губы встречаются вновь и вновь... |
Магнетизм любви можно преодолеть, поженившись, то есть быть всегда рядом |
«Маэстро» |
Ее любовь, ее счастливый взгляд, Да, это праздник радости, и все же На свете столько всяческих преград, Ведь оболгут, опошлят, заедят, К тому ж он старше, а она моложе. |
У любви условностей нет – они в наших головах и в обществе |
«Моя любовь» |
Когда радуюсь или грущу я И когда обиды терплю, И в веселье тебя люблю я, И в несчастье тебя люблю. Даже если крепчайше сплю, Все равно я тебя люблю! Смерть, конечно, сильней меня, Но любви моей не сильней. |
Всеобъемлющая любовь Всесилие любви |
«На крыле» |
Однако счастье слишком быстротечно, И нет, увы, рецепта против зла. И как бы ни любили мы сердечно, Но птица нас когда-нибудь беспечно Возьмет и сбросит все-таки с крыла… И что б со мною в мире ни стряслось, Я так сказал бы птице быстролетной: Ну что же, сбрось нас где и как угодно, Не только вместе. Вместе, а не врозь. |
Рядом с любимым человеком можно преодолеть все |
«На осеннем пороге» |
Давай же вместе вместо вьюг и зим Мы вечный май любовью создадим! |
С любимым человеком все возможно |
«Надежное плечо» |
И пусть невзгоды лупят вновь и вновь, Я говорю уверенно и круто: Не признаю ни дружбу, ни любовь, Что удирают в трудную минуту! |
Не приемлемы трусость, предательство в любви |
16