Художественная функция образа архитектурного ансамбля в произведениях русской и зарубежной литературы Образ Собора и его связь с героями в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Художественная функция образа архитектурного ансамбля в произведениях русской и зарубежной литературы Образ Собора и его связь с героями в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Бугаева Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №5"
Сухова З.Н. 1
1МБОУ "СОШ №5"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Трагедии Эсхила и драмы Островского, поэзия Гомера и Пушкина, музыка Бетховена и Чайковского, скульптуры Микеланджело и живопись Репина, архитектурные ансамбли соборов и спектакли - эти все бесчисленные творения художественного гения человека объединяются в единое понятие - «мировая художественная культура».

Может ли образ архитектурного ансамбля являться полноправным героем художественного произведения? В попытке ответить на этот вопрос обратимся к примеру Собора Парижской Богоматери, на протяжении многих веков волнующего умы и воображение людей.

Архитектуру иногда называют «застывшей музыкой». На первый взгляд это может показаться странным! Что общего между звуками и камнем, мелодией и кирпичной стеной? Да, архитектура «говорит» языком объемных фигур. Но подобно музыке, может вызывать большие человеческие чувства: торжество, величие, радость, скорбь. Задачей данной работы стал показ образотворческих возможностей различных видов искусства (архитектуры, литературы, музыки, балета) в подходе к одной теме.

Существует немало произведений, посвященных Собору Парижской Богоматери. Среди них и одноименный роман Виктора Гюго, вдохнувшего новую жизнь в архитектурное сооружение, а также многие другие произведения, созданные под их впечатлением. Так, французские художники Фрэнк М.Боггс и Альбер Марке воплотили образ Собора в своих картинах («Собор Парижской Богоматери» (1898г.), «Дождливый день в Париже. Нотр - Дам» (1910г.), а роман В.Гюго вдохновил русского композитора А.Даргомыжского на написание оперы «Эсмеральда» (1839г.).

Цель данной работы:

Представить многоликий и собирательный образ Собора, а также проследить жизнь рожденных им образов на страницах романа.

Объект исследования :

Произведение художественной литературы

Предмет исследования:

Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Задачи:

  1. изучить литературу по теме, а именно роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;

  2. собрать материал об образе Собора в романе;

  3. проанализировать полученные в ходе работы результаты;

  4. сделать выводы о значении образа собора в романе;

Методы исследования:

Анализ художественной литературы, а именно романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Актуальность :

В наши дни тема добра и зла играет большое значение, так как сегодня люди хотят стереть грани этих чувств и поменять их местами. В романе Гюго эта тема является одной из основных.

Тенденции романтизма в произведении В. Гюго

В этом романе Гюго обращается к XV веку. Сам выбор эпохи важен для раскрытия основной идеи . Пятнадцатый век во Франции – эпоха перемен и перехода от средних веков к эпохе Возрождения. Гюго ищет нечто вечное, в чем все эпохи объединяются. Так, на первый план выдвигается образ Собора, создававшегося веками. Он главный символ романа, несущий в себе комплекс основных идей (любовь, наука, милосердие, искусство, тайна мира и души человеческой), и его композиционный стержень: все события  так или иначе связанны с ним и происходят около него. Но начать стоит с того, что произведение Гюго является примером романтического произведения. Следовательно у каждого героя будет свой исключительный характер, причем автор будет превозносить в нём мятеж и героические поступки. Нельзя не отметить, что Гюго принадлежит утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба между добром и злом, что и будет являться основной темой романа, сквозь которую будет проходить тот самый образ Собора.

Образ Собора в романе

«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно»-так отзывается о Соборе Парижской Богоматери Виктор Гюго-создатель одноимённого романа. Автор верно называет Собор «каменной симфонией».

Являясь центром произведения Собор как симфония состоит из нескольких частей, так и образ собора состоит из связи с ним трёх главных героев: звонаря Квазимодо ,архидьякона Клода Фролло и танцовщицы Эсмеральды.

Связь Собора с Квазимодо

Названный народом Дьяволом, Квазимодо имеет с собором какую-то особую таинственную связь. Виктор Гюго подмечает: «С течением времени крепкие узы связали звонаря с собором. Навек отрешенный от мира, тяготевшего над ним двойным несчастьем — темным происхождением и физическим уродством, замкнутый с детства в этот двойной непреодолимый круг, бедняга привык не замечать ничего, что лежало по ту сторону священных стен, приютивших его под своей сенью. В то время как он рос и развивался, Собор Богоматери служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то Родиной, то, наконец, вселенной.» Тем самым, автор хочет сказать, что в Соборе Квазимодо находит то, что не получает от отвергнувшего его общества. Вот ещё одно доказательство этому: «Лишь с крайней неохотой обращал он свой взор на людей. Ему вполне достаточно было собора, населенного мраморными статуями королей, святых, епископов, которые по крайней мере не смеялись ему в лицо и смотрели на него спокойным и благожелательным взором. Статуи чудовищ и демонов тоже не питали к нему ненависти - он был слишком похож на них... Святые были его друзьями и охраняли его; чудовища также были его друзьями и охраняли его. Он подолгу изливал перед ними свою душу. Сидя на корточках перед какой-то статуей, он часами беседовал с ней. Если в это время кто-нибудь входил в храм, Квазимодо убегал, как любовник, застигнутый за серенадой.» Так и прошла бы жизнь горбуна в окружении стен собора, пока не произошло событие, полностью перевернувшее его жизнь. Горбун полюбил девушку по имени Эсмеральда.

Связь Собора с Эсмеральдой

«Она была невысока ростом, но казалась высокой – так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, – так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией» -так говорил Виктор Гюго о Эсмеральде-танцовщице с трагической судьбой.

Автор наделил её самыми лучшими качествами, которые только могут быть у человека. Но, к несчастью, действие романа происходит в то время, когда доброта, красота не ценятся, а наоборот могут служить угрозой для жизни. Эсмеральда укрывается в Соборе от казни, но даже это не помогает ей избежать своей участи. Девушка погибает. Злая воля народа оказывается сильнее, чем стены Собора.

Связь Собора с Клодом Фролло

«Среди множества лиц, озарённых багровым пламенем костра, выделялось

лицо человека, казалось, более других поглощенного созерцанием плясуньи. Это было суровое, замкнутое, мрачное лицо мужчины. Человеку этому, одежду которого заслоняла теснившаяся вокруг него толпа, на вид можно было дать не более тридцати пяти лет; между тем он был уже лыс, и лишь кое-где на висках ещё уцелело несколько прядей редких седеющих волос; его широкий и высокий лоб бороздили морщины, но в глубоко запавших глазах сверкал необычайный юношеский пыл, жажда жизни и  затаённая страсть. Он, не отрываясь, глядел на цыганку, и пока шестнадцатилетняя беззаботная девушка, возбуждая восторг толпы, плясала и порхала, его лицо становилось все мрачнее. Временами улыбка у него сменяла вздох, но в улыбке было ещё больше скорби, чем в самом  вздохе» - так говорит Виктор Гюго о архидьяконе собора Клоде Фролло, для которого Собор – основная часть его жизни. В нём он служит, занимается алхимией, живет. Вот, что ещё говорит об этом Гюго: «Наконец, достоверно известно также и то, что архидьякон облюбовал в той башне собора, которая обращена к Гревской площади, крошечную потайную келью, непосредственно примыкавшую к колокольной клетке, куда никто, даже сам епископ, как гласила молва, не смел проникнуть без его дозволения. Эта келья, находившаяся почти на самом верху башни, среди вороньих гнезд, была когда-то устроена епископом Безансонским Гюго, который занимался там колдовством. Никто не знал, что таила в себе эта келья; но нередко по ночам с противоположного берега Сены видели, как в слуховом окошечке с задней стороны башни то вспыхивал, то потухал через короткие и равномерные промежутки, словно от прерывистого дыхания кузнечного меха, неровный, багровый, странный свет, скорее походивший на отсвет очага, нежели светильника. Во мраке и на такой высоте этот огонь производил странное впечатление, и кумушки говорили: «Опять архидьякон орудует мехами! Там полыхает сама преисподняя». Собор же, являясь как бы составляющей частью жизни Клода Фролло, тут выступает в роли полноправного участника действия романа: с его галерей архидьякон наблюдает за цыганкой, в келье собора он проводит часы и дни в занятиях алхимией. Чёрствая душа Фролло, лишенная жалости и сострадания, приводит его к смерти. Оказавшись в последние минуты своей жизни наедине со стенами Собора, Клод не получает того сострадания, которое не оказывал никому в своей жизни.

Из всего вышеперечисленного можно понять, что главных героев романа можно считать воплощёнными образами средневековья, и, естественно, Собора. Клод Фролло, Квазимодо и Собор попадают под влияние времени, событий и людей. Их увечат как угодно – и снаружи, и изнутри. Вместе с восхищением человеческим гением, который создал живущий своей жизнью величественный памятник истории, каким

представляется Собор, автор выражает гнев и скорбь из-за того, что столь прекрасное сооружение не сохраняется и не оберегается людьми.

Заключение

В ходе проведённого исследования установлено, что архитектурный ансамбль, в данном случае Собор Парижской Богоматери является полноправным участником романа, находящим своё отражение во внутреннем мире каждого из главных героев.

Список используемой литературы:

Виктор Гюго(1802-1885) роман «Собор Парижской Богоматери» 1831/книга четвёртая глава третья :«Immanis pecoris custos,immanior ipse»/книга вторая третья глава : «Besos para golpes»/книга четвёртая пятая глава : «Продолжение главы о Клоде Фролло»;пер. с фр. Н.А.Коган;Дет.лит.,2018

Просмотров работы: 232