Экология речи

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология речи

Гарифуллина Э.Р. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Лицей №7" им. А.А. Лагуткина
Молочкова А.В. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение " Лицей №7" им. А.А. Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Русский язык переживает далеко не лучшие свои времена, так как на протяжении длительного времени отмечается снижение качества речи, увеличение количества используемых языковых элементов, «загрязняющих» нашу речь. Самой уязвимой, на наш взгляд, является молодёжная речь, так как она в большей степени подвержена влиянию различных внешних факторов. Это несёт в себе угрозу качеству вербальной коммуникации в целом, т.к. именно с детства закладываются языковые нормы, отражающиеся на качестве речи. У каждого человека должно быть сформировано представление о литературном языке, который и должен преимущественно использоваться при общении. Отсюда и вытекает актуальность данного проекта, который заключается в необходимости постоянно анализировать состояние речи и повышать её качество. Нужно выявлять наиболее частотные "загрязнения" и разрабатывать меры по устранению или снижению частотности тех или иных языковых элементов, нарушающих "чистоту" речи.

Мы используем в своей работе выражение "экология речи", т.к., на наш взгляд, оно очень точно отражает отношение человека к языковым нормам. Это отношение сказывается на качестве речи, которая под влиянием различных внешних факторов претерпевает изменения, как положительные, так и негативные.

О речи и её качественных характеристиках задумывались многие учёные, начиная с античных времён. Известные ораторы и мыслители Древней Греции и Древнего Рима уделяли большое внимание изучению речи, т.к. это мощное средство воздействия. В российской лингвистике можно отметить работы, относящиеся к разному времени, например: работы Б.Н. Головина "О качествах хорошей речи", В.И. Чернышова "Правильность и чистота русской речи", М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва", К. И. Чуковский «Живой как жизнь» и многие другие.

Несмотря на то, что многие вопросы уже рассмотрены, но язык развивается, речь меняется под влиянием различных факторов, поэтому вопросы речевого взаимодействия будут актуальны всегда. Грамотная, выразительная, яркая речь сегодня востребована как никогда. Мною взят для рассмотрения один из аспектов изучения речи.

Я задалась целью изучить, какие языковые элементы негативно влияют на речь и разработать меры по их устранению.

Задачи проекта:

1. Исследовать, что является условиями сохранения чистоты речи.

2. Выявить и изучить языковые элементы, нарушающие чистоту речи.

3. Раскрыть понятие "литературный язык".

3. С помощью анкетирования проанализировать речь одноклассников на предмет её чистоты.

4. Выработать меры по улучшению экологии речи одноклассников.

Гипотеза - для повышения чистоты речи необходимо целенаправленно разрабатывать и применять меры для профилактики и устранения загрязняющих языковых элементов.

Объект – языковые элементы, загрязняющие речь.

Предмет – негативные языковые элементы в молодёжной речи.

Методы :

1. Поиск и анализ информации по теме проекта

2. Наблюдение

3. Описание

4. Обобщение

5. Анкетирование

Структура работы. Наша работа состоит из двух глав. Первая глава – теоретическая. В ней мы рассматриваем языковые средства, «засоряющие» речь, изучаем понятие чистоты речи и раскрываем понятие литературного языка.

Во второй главе мы исследуем речь одноклассников, анализируем результаты анкетирования и обосновываем меры, которые, на наш взгляд, эффективно скажутся на чистоте речи одноклассников.

Глава 1. Чистота речи как коммуникативное качество

1.1 Что такое чистота речи?

В данном параграфе я рассмотрю понятие «чистота речи» и постараюсь разобраться, для чего нужно это коммуникативное качество.

Чистоту речи можно трактовать по-разному. В узком понимании чистоту речи характеризуют как качество, отличающееся отсутствием в речевом общении элементов, чуждых литературному языку. В широком смысле чистота речи требует, чтобы в ней отсутствовали не только отвергаемые литературным языком элементы, но и массовые речевые ошибки, и всякого рода заполнители пауз, и такое явление, как пустословие, и немотивированное включение в речь иноязычных слов и др.

Что же следует понимать под чуждыми литературному языку элементами? Такими элементами надо назвать внелитературные средства, функционирующие в других вариантах национального языка – просторечии, жаргонах, диалектах – и немотивированно применяющиеся за пределами своей системы. Безусловно, к чуждым языковым и речевым элементам необходимо отнести такие, которые противоречат нравственным и эстетическим речевым нормам, унижают чувство человеческого достоинства собеседника(-ов). Это вульгаризмы, арготизмы, бранные (нецензурные) слова и выражения, вульгарная и грубая интонация и др.

Для соблюдения языковой и речевой чистоты требуется, как и для многих других коммуникативных качеств, умение ясно мыслить и ясно, незатруднённо доносить свои мысли до собеседников. Последнее означает, что тот, кто говорит или пишет (особенно первый), должен, если не в совершенстве, то достаточно хорошо знать свой язык, чтобы свободно оперировать его средствами для построения речевых высказываний. Слабое знание языка и некачественное владение им приводит – особенно в тех условиях, которые требуют оперативного извлечения из глубин языкового сознания нужного языкового средства и нужной синтаксической конструкции для оформления мысли – к нарушению как норм языковых, так и норм коммуникативных, в том числе и к нарушению требований чистоты речи. В таких случаях в спонтанной речи говорящий стремится «уснащать» свою речь разного рода включениями, ничего не значащими элементами, заполнителями ничем не обусловленных возникающих пауз, самоперебивами и т.д.

Таким образом, чистота речи, как и другие коммуникативные качества, характеризуется экстралингвистическими и собственно лингвистическими условиями. К первым относятся наличие ясного сознания и умения мыслить, позволяющих на основе знания фактического материала речи незатруднённо и незагрязнённо вести речь на заданную тему.

Ко вторым условиям, собственно языковым, относятся хорошее знание языка, системы его единиц и «язык в действии», т.е. речевые способности человека. Отсутствие перечисленных качеств и способностей в мыслительном и рече-языковом арсенале человека ведёт к различным коммуникативным сбоям и коммуникативным ошибкам, в том числе и ошибкам, связанным с нарушением чистоты речи.

Таким образом, чистая речь позволяет не только точнее передать мысли автора, но и воспитывать вкус и любовь к русской речи, показывая красоту и богатство родного языка. Поэтому очень важно следить за своей речью, делать её чистой и выразительной.

1.2 Языковые элементы, засоряющие речь

В данном параграфе я рассмотрю разные элементы языка, негативно влияющие на экологию речи.

В этой своеобразной системе возможно выделить следующие "загрязнители" речи: речевые ошибки, просторечные слова и выражения, жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы, иноязычные (заимствованные) слова, канцеляризмы, ангофразические средства.

1. Речевые ошибки. Речь загрязняют не отдельные недочёты и ошибки, а многочисленные нарушения норм литературного языка. Если в речи говорящий допускает немного отклонений от норм языка, то вряд ли такую речь можно оценивать как загрязнённую. Но если же речевых ошибок большое количество и ими испещрена чуть ли не вся речь, то, безусловно, она лингвистически нечистая, грязная. Такое отклонение от чистоты речи недопустимо в речи официальной, деловой, научной, публичной, где весьма высока степень внимания к чужим речам, обострён слух аудитории и где речи выступающих подвергаются жёсткой оценке.

2. Просторечные слова и выражения, свойственные речи неграмотных или малограмотных людей, не владеющих литературным языком. Данная группа загрязнителей речи подразделяется на подгруппы в зависимости от степени сниженности стилистической окраски:

а) собственно просторечные средства – нелитературные слова и выражения, используемые в устной речи, не имеющие пошлого, грубого характера и не обладающие ярко выраженной сниженной стилистической окраской (ейный, ихний, задарма, кочевряжиться, ни бельмеса, хоть тресни, покамест, башковитый);

б) грубо-просторечные слова и выражения – нелитературные средства пошлого, грубого характера, обладающие ярко выраженной сниженной экспрессией. Употребление этих уничижительных средств запрещено либо должно быть чрезвычайно осторожным в силу того, что они оскорбляют чувство человеческого достоинства собеседника (хамло, халда, пузан, пузатый, вали отсюда, окочуриться, мордатый; тощий, как скелет; сволочной, рожа, зенки выпучить, переться).

в) в особую группу выделяют так называемые крайние вульгаризмы, то, что иначе называют неприличными словами и выражениями («матерные», нецензурные, бранные, чёрные и т.д.), отвергаемыми нормами человеческой морали и нравственности, т.к. они унижают человеческое достоинство адресата, оскорбляют его нравственное чувство;

г) от приведённых групп просторечных элементов отличаются такие, которые перешли в разряд просторечных из обычного общеупотребительного языка, но получили здесь особое смысловое наполнение (употребляются в переносном, метафорическом смысле) и воспринимаются как средства сниженного характера (треснуть – "ударить", тряпка – "безвольный человек", так и режет – "бойко говорит"). Сюда же включаются общеупотребительные слова, получающие в просторечии иное произношение и ударение (щас, чё, тубаретка вм. табуретка, магáзин, докмент).Для них возможно употребить название общепросторечные средства.

3. Жаргонизмы (жаргонные средства) – слова и обороты, употребляемые за пределами речи относительно открытых социальных и профессиональных групп носителей языка, объединённых общими интересами, занятиями, положением в обществе. Такие средства функционируют в жаргонах – социальных разновидностях общенародного языка, отличающихся от него специфическими лексическим составом и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств. Например: замётано – ‘решено’, ‘сделано’, стопудово – ‘вернее некуда’, тусняк – то же, что ‘тусовка’и др.

4. Арготизмы (арготические средства) – слова и выражения из речи относительно замкнутых – в отличие от жаргонов – социальных групп и сообществ, основным предназначением которых является быть средством обособления, отделения от остальной части общества. Ср.: ученический жаргон и ученическое арго, студенческий жаргон и студенческое арго, армейский жаргон и армейское арго и т.п. «В строго терминологическом смысле арго – это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров и мошенников, картёжных шулерoв и т.п. (ср. возникшие в этой среде арготизмы блат, блатная музыка, феня)» [3].

5. Диалектизмы (диалектные средства; от греч. dialektos – говор, наречие) – разнообразные элементы (слова, формы слов, синтаксические обороты, фонетические и акцентологические варианты), характерные для каких-либо территориальных диалектов и широко используемые за их пределами. Включённые в литературную речь без особого стилистического задания, диалектизмы являются oтступлениями от языковых норм. Использование их с различными стилистическими целями характеризует говорящего или пишущего как знатока своего языка и мастера слова: На нём была довольно опрятная суконная чуйка, вдетая на один рукав (И. С. Тургенев).

6. Иноязычные (заимствованные) слова. Проблема заимствований и их применение в чужой для них речи интересовала не только учёных, но и писателей, общественных деятелей и просто знатоков и любителей русского языка. Засоряют речь не сами по себе заимствованные слова, а их неумеренное и неумелое употребление. Ошибки в использовании иноязычных слов чаще всего связаны с незнанием точного их значения, неумением вводить их в контекст употребления и т.д.

7. Канцеляризмы (от лат. cancellaria – канцелярия) – единицы разных уровней языковой системы – слова, словоформы, устойчивые словосочетания и синтаксические клише, представляющие собой готовые формулы для применения в определённом случае, предназначенные для использования в официально-деловом стиле речи [2].

8. Ангофразические средства (от греч. angere – букв. ‘душить’ и phrasis – ‘выражение’, ‘оборот речи’; букв. ‘душить говорение’) – немотивированные включения в звучащую речь элементов внесистемного характера, делающие её прерывистой, неблагозвучной, неэстетичной. Различают два типа таких средств: парафонетизмы (парафонетические средства) и паралексемы (паралексические средства).

Парафонетизмы (греч. para – окoло, рядом, возле и phōnē – звук; букв. околозвуки)– явные недочёты в звуковой организации речи, проявляющиеся в разного рода вставках в речь звуков внесистемного характера, звуковых помех и шумов, отрицательно сказывающихся на её восприятии и отвлекающих внимание от содержания говоримого. Такими включениями в звучащую речь могут стать «эканье», «аканье», «гмыканье» («хмыканье»), «эмканье», продление гласных, «чмоканье», шумные вздохи, назализация и др. Например: Я э-э-э, так сказать, не согласен с мнением предыдущего э-э-э оратора. Дело, видите ли, э-э-э в том, что он извращает общепринятую концепцию развития истории человечества по спирали. Достаточно полный перечень таких явлений и подробную их характеристику дал Ж. В. Ганиев в книге «Русский язык: Фонетика и орфоэпия» [1].

б) Паралексемы (греч. para и lexis – слово, выражение; букв. околослова, околовыражения), которые в литературе по культуре речи получили многие меткие характеризующие названия: слова-паразиты, упаковочные словечки, полуслова, полумеждометия, словесный мусори др. Паралексическими средствами называются ничем не оправданные с содержательной точки зрения включения в речь лишних, ничего не значащих в данном контексте и для данного контекста слов типа ну, вот, как бы, короче, значит, как его, это самое, в принципе и др.

Глава 2. Анализ речи одноклассников

2.1 Изучение результатов анкетирования

Для практического изучения поставленной проблемы я выбрала свой класс, т.к. есть возможность постоянного наблюдения за устной и письменной речью одноклассников.

В результате наблюдений я отметила, что речь моих одноклассников "засорена" в большей степени молодёжным и школьным жаргоном. Жаргон — это своего рода язык в языке. Если обратиться к определению, то жаргон — это разновидность речи определённой группы людей, объединенных единой профессией, родом занятий или, в данном случае, возрастом. По мнению молодёжи, жаргонная лексика существенно отличается от скучной речи взрослых. В ситуации разговорной речи сленг не является грубым нарушением, но всё-таки качество речи снижено, т.к. речь, содержащая жаргонные выражения, становится грубее и примитивнее.

В качестве примера можно привести следующие слова: красава – молодец,училка - учительница, трояк - тройка, шпора - шпаргалка, математичка, русичка, историчка и т.д. - учителя по математике, русскому языку, истории, контроша - контрольная работа, домашка - домашнее задание, класснуха – классная руководительница, замётано – решено, стопудово – вернее некуда.

Мои одноклассники очень часто используют звуки- и слова-паразиты, например: как бы, короче, типа, в общем, это самое, блин, да ладно, типа того, походу, прикинь, э-э-э, а-а-а и др. Слова-паразиты чаще всего встречаются в устной речи в момент раздумья, когда человек не может быстро сформулировать то, что хочет сказать, и делает паузу. Слова-паразиты расцениваются как «заглушки» в момент неловкого молчания. Они не несут смысловой нагрузки, являются лишними и замусоривают речь.

В речи своих одноклассников также встречаются просторечия: халява, задаром, ихний, умаяться, белиберда, ляпнуть, башковитый.

Иногда проскальзывает в разговорах и нецензурная лексика. Но в общении, которое происходит в школе её услышишь нечасто, т.к. всё-таки в этой ситуации это недопустимая лексика, которую говорящие воспринимают как отталкивающую, непристойную. Такой язык находится вне нормального стиля общения.

Кроме наблюдения я использовала в качестве исследовательского метода анкетирование, которое показывает конкретные результаты по заданным вопросам. На первый вопрос анкеты "Как ты думаешь, нужно ли следить за чистотой речи" большинство ответили утвердительно, поэтому можно сказать, что для большинства чистота является немаловажным качеством их речи. С этой частью опрошенных будет работать легче, т.к. они заинтересованы контролировать употребление нежелательных языковых элементов. С той частью респондентов, которые пока не понимают важность такого коммуникативного качества, как чистота, предстоит разъяснительная работа. Такое отношение скорее всего от недостатка информации или незнания последствий использования негативных языковых элементов . Затем ребятам нужно было выбрать, что из перечисленного, на их взгляд, они чаще всего используют. На первом месте оказалось использование так называемых паралексем, или слов-паразитов. Как мы говорили выше, частотность употребления этих языковых элементов обусловлена чаще всего недостаточным словарным запасом.

На втором месте оказалось использование нецензурной лексики, которая, делает речь ребят недопустимо грубой и требует постоянного самоконтроля. Данная проблема очень распространена среди молодёжи. Почти на одном уровне жаргонная и просторечная лексика, которая также характерна для непосредственного, живого общения (см. Приложение 2).

Третий вопрос был посвящён употреблению нецензурной лексики. Радует, что половина ребят ответили, что не употребляют эти бранные слова. Но треть опрошенных всё же обращается к ненормативной лексики. Причины, на мой взгляд, могут быть различны: речевая привычка, недостаток воспитания, заполнение пауз, недостаточный словарный запас, агрессия и т.д. Употребление таких слов нужно держать под жёстким контролем (см. Приложение 3).

Интересными, на мой взгляд, оказались ответы на четвёртый вопрос: "Волнует ли тебя проблема чистоты речи?". Ответы распределились почти равномерно между предложенными вариантами. Результаты подтверждают ранее выявленную проблему - недостаточное информирование о последствиях равнодушного отношения к своей речи. Это наблюдение помогло мне подобрать способ информирования одноклассников (см. Приложение 4).

Ответ на следующий вопрос содержал в себе предполагаемую причину использования нецензурной лексики. Ответы распределились почти поровну, что говорит о том, что каждая из причин может повлиять на использование данной лексики (см. Приложение 5).

Следующий вопрос дал возможность респондентам объяснить такую распространённость нецензурной лексики среди молодёжи. Мне было интересно узнать, что же думают по этому поводу одноклассники. Итак, ответы опять распределились почти поровну: преимущество за дефицитом слов и стремлением самоутвердиться. Чуть меньшее количество ответили "по-другому меня не поймут". Я думаю, одноклассникам было полезно задуматься, зачем используется нецензурная лексика. В анализе причин и кроется первый шаг к избавлению "ругательной" лексики (см. Приложение 6).

На следующий вопрос большинство одноклассников ответили пессимистично: что бороться с нецензурной лексикой бесполезно. Я всё-таки буду стараться объяснять им, что данный пласт лексики значительно снижает качество речи, делая её недопустимо грубой и агрессивной (см. Приложение 7).

Анализируя всё вышесказанное, нужно сказать, что работу по сохранению чистоты речи необходимо активизировать. Ситуация с использованием языковых элементов, загрязняющих нашу речь, очень непростая. Распространённость сниженной лексики и слов-сорняков принимает угрожающие масштабы. Далее мы рассмотрим, какими средствами нужно бороться с "речевыми нечистотами".

2.2 Разработка информационного буклета

Как известно, в школе проводится работа по борьбе за чистоту речи. В основном, это происходит на гуманитарных предметах. Но учебные формы не всегда являются эффективными, т.к. традиционные способы постепенно теряют свою силу воздействия. Но всё же они остаются ведущими. Мы хотели бы предложить дополнительные формы визуального воздействия. На мой взгляд, привлечь внимание к снижению качества речи можно привлекательными для молодёжи средствами: запоминающимися изображениями и чёткими инструкциями, а ещё несложными заданиями, с которыми можно успешно справиться. Всё это способно вызвать усиленное внимание и сформировать отношение.

Мы предлагаем выпустить серию тематических буклетов, посвящённых разных языковым элементам, засоряющим речь. Почему же именно буклет? Преимущества буклета состоят в том, что он кратко и лаконично представляет ту или иную информацию, содержит в себе только необходимые сведения, обладает небольшими размерами, компактно складывается, выглядит стильно. Более того, буклет хорошо воспринимается читателями в любой обстановке.

Первый мой буклет посвящён словам-паразитам (см. Приложение 8). Название буклета привлекает к себе внимание за счёт языковой игры. Смешение смыслов вызывает положительный эффект и заставляет прочитать основное содержание буклета. Основную часть информации занимают способы избавления своей речи от слов-паразитов. Инструкции изложены в краткой и доступной форме, которая будет хорошо восприниматься ребятами с разной степенью подготовленности. Центральный блок информации включает в себя визуальные образы, а также занимательное задание, которое содержит известный для школьников текст, требующий несложной правки.

Одна полоса буклета включает в себя высказывания известных писателей о необходимости бережного отношения к русскому языку, о его величии и могущественности. Далее идёт перечисление причин использования слов-сорняков в речи.

В целом буклет носит информационный характер, но о проблеме паралексем в речи сказано доступным языком с привлечением наглядности. Я думаю, что буклет будет эффективен в борьбе за чистоту речи. Планирую сначала распространить его среди одноклассников, а потом и в других классах.

Следующие выпуски тематических буклетов будут посвящены другим загрязняющим языковым элементам, таким как: нецензурная и просторечная лексика, избыточная иноязычная лексика, канцеляризмы, жаргонные слова.

Мои буклеты можно разместить на видном месте в классных уголках, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с их содержанием.

2.3. Обоснование плакатов

Кроме буклетов можно использовать такой визуально привлекательный формат, как плакаты (см. Приложение 9). Их тоже можно размещать в классах и периодически менять. Можно сделать тематическую выставку, посвящённую чистоте речи. Плакаты, я думаю, эффективно будут воздействовать на сверстников, т.к. молодёжи свойственно считывать именно визуальные образы, способные формировать то или иное представление о разных сторонах жизни человека. По такому принципу работает реклама, когда картинка воздействует на сознание адресата и программирует дальнейшие его действия.

Как показало анкетирование, не все одноклассники обращают внимания на свою речь и не хотят задумываться о ней. Именно с целью привлечь внимание неактивной части своего класса я создала пять макетов плакатов, посвящённых проблеме чистоты речи. Я придумала сюжеты и образы для своих иллюстраций. Постаралась сделать их максимально яркими, привлекающими внимание и содержащими запоминающиеся визуальные образы.

Плакат №1. На первом плакате изображёны женщина и мужчина. "Длинный язык" мужчины изображён в прямом смысле, но может воспринимается и как фразеологическое сочетание, указывающее на то, что мужчина говорит много лишнего, а возможно его речь содержит грубую или сниженную лексику, которая выходит за рамки литературного языка. Заботливая жена чистит мужу язык от «грязных» слов, говоря, что нужно следить за речью.

Плакат №2. На втором плакате изображён земной шар с выделенной ярким цветом Россией. По ней идёт увеличенный дворник и подметает смятые бумаги, на которых написаны слова и выражения, засоряющие речь. Этот плакат показывает, что в нашей стране очень много слов загрязняющих нашу речь и с ними нужно бороться.

Плакат №3. На третьем плакате человек говорит непонятные, но модные иностранные слова, употребляет слова-паразиты и др., а вокруг изображены люди, которые его не понимают. Плакат учит тому, что нужно разговаривать языком, понятным для других, а не засорять речь избыточными языковыми элементами.

Плакат 4. На четвёртом плакате показаны двое мужчин, и один из них говорит нецензурные слова и выражения, а второму неприятно их слушать, и он, морщась, закрывает свои уши. Здесь показана этическая стороны использования речи. Прежде чем употреблять грубую лексику, нужно задуматься о том, какое воздействие она окажет на собеседника.

Плакат 5. На последнем плакате два рисунка. На первом мужчина говорит как будто грязью, ведь слова, которые он употребляет в своей речи, являются грубыми, неприятными, оскорбительными. Плакат говорит о том, что нужно не допускать употребление сниженной лексики.

А на второй иллюстрации у мужчины вместо рта молния на замке, потому что он кроме слов и выражений, «загрязняющих», речь ничего не знает, и поэтому говорить не может. Нужно брать за основу литературный язык, а не изъясняться словами, загрязняющими речь. И вторая интерпретация: если нечего сказать, то лучше не вступать в диалог, помолчать.

Я думаю, мои плакаты вызовут у ребят желание обратить на свою речь и помогут понять, насколько важно следить за своей речью.

Заключение

Я заинтересовалась проблемой экологии речи неслучайно, т.к. многие мои сверстники совсем не следят за своей речью: используют слова-сорняки, нецензурную речь, жаргонные слова. И в какой-то момент я начала поняла, что как будто разговариваю с ними на разных языках. И мне стало страшно за то, какоё будет наша речь через некоторое время. Речь изменчива, т.к. на неё влияет много внешних факторов. Но речь необязательно может деградировать, могут происходить и положительные перемены. Тогда я поняла, что и я чем-то могу способствовать "очищению" речи вокруг себя.

Я поставила цель предпринять попытки по исправлению речи своих одноклассников. Результаты моих исследований выявили ожидаемую общую тенденцию по снижению уровня качества речи. Но самое печальное это то, что моих одноклассников не очень интересует то, как они говорят. Поэтому я решила изменить их точку зрения на вопрос совершенствования речи, ведь речь - это важнейший инструмент достижения целей в современном мире. Речь является визитной карточкой человека. Она демонстрирует общий уровень культуры человека. Ответственное отношение к речи говорит о том, что вы серьёзно относитесь и к другим важным навыкам и умениям.

Я решила создать комплекс визуально воздействующих разработок, чтобы привлечь внимание одноклассников к проблеме экологии речи. Я составила памятку, которая в простой и наглядной форме рассказывает об этой проблеме. А также мне кажется эффективной серия плакатов соответствующей тематике. Визуальные образы, я думаю, способны вызвать желания у сверстников обратить внимание на свою речь и постепенно осознать важность задуматься, а насколько "чисто" я говорю.

Поставленная в данном проекте проблема требует дальнейшей проработки. В последующем я планирую создать комиксы по данной проблеме и придумать игровые формы для разных возрастов, которые будут способствовать искоренению нежелательных языковых элементов в нашей речи.

Список литературы

1. Ганиев Ж.В.Русский язык : Фонетика и орфоэпия : [Учеб. пособие по рус. яз. для ин-тов и фак. иностр. яз.] / Ж. В. Ганиев. - М.: Высш. шк., 1990.

2. Культура русской речи : Энцикл. слов.-справ. / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Под общ. рук. Л.Ю. Иванова [и др.]. - Москва : Флинта : Наука, 2003

3. Русский язык : Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова Рос. акад. наук; Гл. ред., [авт. предисл.] Ю. Н. Караулов. - М.: Изд. дом "Дрофа",1997. - 703 с.

Электронные ресурсы

1. https://studfile.net/preview/1633360/page:32/

2.https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/11/10/nauchno-issledovatelskiy-proekt-chistota-russkoy

3. https://studopedia.ru/3_100225_istoriya-razvitiya-nauki-o-kulture-rechi.html

4. http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_764

5. https://culture.wikireading.ru/44279

6. https://nsportal.ru/vuz/meditsinskie-nauki/library/2017/11/21/metodicheskie-rekomendatsii-po-vypolneniyu-samostoyatelnoy

Приложение 1. Диаграмма 1

Приложение2. Диаграмма 2

Приложение3. Диаграмма 3

Приложение4. Диаграмма 4

Приложение5. Диаграмма 5

Приложение6. Диаграмма 6

Приложение7. Диаграмма 7

Приложение 8. Буклет

Приложение 9. Плакаты

Просмотров работы: 110