Фантастика и фэнтези. Причины популярности

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фантастика и фэнтези. Причины популярности

Лекомцева А.А. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный Челябинской области
Лекомцева Т.А. 1
1МБОУ «СОШ №112», г. Трехгорный Челябинской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Книги влияют на формирование нравов, мировоззрение, мировосприятие, индивидуальное мнение читателя и его кругозор, а также на становление личности в целом, которое имеет наибольшее значение именно в подростковом возрасте.

Я увлекаюсь чтением книг в жанрах фантастики и фэнтези, из опроса, который я провела у обучающихся 7-х, 9-х и 10-11-х классов (Приложение I), я узнала, что 58 учащихся из 102 опрошенных, так же, как и я увлекаются чтением этих жанров и мне стало интересно почему они так популярны, именно поэтому я выбрала тему «Фантастика и Фэнтези. Причины популярности».

Цель моего проекта: изучение причин популярности фэнтези и фантастики для создания лэпбука.

Я выдвинула гипотезу: Возможно, что причины популярности фантастики и фэнтези скрыты (заключаются) в содержании книг.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы мне необходимо решить следующие задачи:

  • Познакомиться с определениями и видами этих жанров;

  • Узнать историю возникновения;

  • Выявить сходства и отличия этих жанров;

  • Выявить причины популярности этих жанров;

  • Создать лэпбук.

Объект исследования: жанр фантастика и фэнтези

Предмет исследования: причины популярности этих жанров

В своей работе я использовала следующие методы: опроса, анализа.

Конечным продуктом моего проекта будет лэпбук. Данный лэпбук можно будет использовать на уроках литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начать свою работу я решила со знакомства с определениями жанров «фантастика» и «фэнтези». Я обратилась к электронному ресурсу «Википедия». Кроме того, в опросе я попросила учащихся дать определения этим жанрам. 56 человек смогли дать определение жанру «фантастика» и 47 человек дали определение жанру «фэнтези», а 9 человек считают, что это одно и то же. Результаты анализа интернет источника и опроса я представила в таблице №1.

Таблица № 1. Определения жанров

 

Фантастика

Фэнтези

википедия

жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного» нарушением границ реальности, принятых условностей.

Фэ́нтези - жанр современного искусства, разновидность фантастики.

Обучающиеся

7-х классов

жанр книг, в которых происходит невозможное.

Это жанр с более вымышленными персонажами и действиями

Обучающиеся

9-х классов

это сверхъестественные технологии, герои.

Это жанр, в котором описываются фантастические, вымышленные события, которые не могут произойти в реальном времени

Обучающиеся

10-11-х классов

это жанр, в котором нарушаются границы реальности.

Это фантастические элементы в реальном мире

Из этих сведений я могу сама дать определения жанрам «Фантастика» и «Фэнтези». Я считаю, что фантастика - это жанр литературы и других форм искусства, характеризуемый использованием необычного сюжета, существ. А Фэнтези – это разновидность фантастики, только с более вымышленными существами и событиями.

После знакомства с определениями я нашла виды, особенности и авторов, которые писали в этих жанрах. В таблицу №2 я вынесла виды фантастики.

Таблица № 2 Виды и особенности фантастики

Виды фантастики

Особенности

Представители

Социальная фантастика

произведения, в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей.

Герберт Уэллс, братья Стругацкие

Киберпанк

жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным.

Брюс Бетке

Хронофантастика

жанр, рассказывающий о путешествиях во времени.

Герберт Уэллс

Научная фантастика

Удовлетворяет потребность в знании, побуждает к научно-техническому творчеству.

Александр Беляев, Жюль Верн

Затем я ознакомилась с видами и особенностями фэнтези. Найденную информацию занесла в таблицу №3.

Таблица №3 Виды и особенности фэнтези

Виды фэнтези

Особенности

Представители

Историческое

Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.

Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе

Мифологическое

самый многочисленный по составу авторов поджанр.

Г. Л. Олди (псевдоним писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского)

Романтическое

подробный показ психологии и взаимоотношений героев.

«Женщина с берега» Маргит Сандему, «Баллада.Осенние пляски фей» Мегги Стивотер

Детское

Создано для детей

Джоан Роллинг с книгами о Гарри Поттере

Эпическое

большой масштаб сюжетных событий,

продолжительная борьба героев с могущественным врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами.

характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов.

Центральной нитью сюжета обычно является миссия главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении многих томов.

«Властелин Колец» Толкина

Из таблиц я могу сделать следующий вывод: жанры «фэнтези» и «фантастика» имеют много видов и все они интересны для чтения, поэтому каждый найдёт что-то для себя.

После этого я приступила к изучению истории возникновения этих жанров, которая представлена в таблице № 4.

Таблица №4. История возникновения жанров.

Временной период

Что происходит с жанрами

Древняя Греция

Начало развития жанра, «Одиссея» Гомера

Период раннего Средневековья

утрачивается интерес к фантастике среди простого населения из-за роста религиозности.

Эпоха Возрождения

Фантастика получает развитие в таких произведениях как: «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, которое является авантюрным романом с пародией на фантастические похождения рыцаря.

конец 17 века

распространяется стиль барокко, для которого фантастика становится постоянным фоном.

18 век

фантастика привлекается в сатирических целях

19 век

Вершиной фантастики становятся произведения Артура Конан Дойля о фантастических приключениях профессора Челленджера.

Жюль Верн является одним из основоположников научно-фантастического жанра. В его романах читатели находили восторженное описание техники, фантастических путешествий.

20 век

Сформировался новый жанр – фэнтези

Роберт Говард - («Конан» 1932год),

Джон Толкин - («Хоббит»1937год, «Властелин Колец»1955год),

Клайв Льюис - («Хроники Нарнии»1956год).

Проанализировав историю развития этих двух жанров, я могу сделать следующий вывод, что фэнтези можно считать, как отдельным литературным жанром, так и поджанром фантастики.

Исходя из этого, я выявила сходства и отличия этих жанров. А пятый и шестой вопросы моей анкеты помогли мне это сделать. 32 человека нашли отличия, 61 человек - сходства, 42 человека не смогли найти отличия, 51 человек не назвали сходства этих жанров, а 9 человек считают, что жанры не имеют отличий и сходств. Я провела анализ литературы и интернет источников и сравнила полученную информацию с результатами опроса. Полученная информация представлена в таблице № 5.

Таблица №5. Сходство и отличия жанров.

 

Сходства

Отличия

Из опроса обучающихся

магия и фольклорные персонажи

В отличие от фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, а просто моделирует его.

Из литературы и интернет источников

авантюрный сюжет, наличие потустороннего мира и его проявлений

В жанре фэнтези более вымышленные герои и события

Из литературы и интернет источников

скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего

В жанре фэнтези весь мир вымышленный, а в фантастике мир реальный с элементами волшебства

Из литературы и интернет источников

противостояние добра и зла как основной сюжет

полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.

Проанализировав найденную информацию, я могу поставить под сомнение утверждение, что фэнтези является поджанром фантастики. Так как они сильно отличаются между собой. Свобода автора является основным признаком фэнтези, в фантастике автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден дать объяснение невероятному.

Для подтверждения моей гипотезы я провела анализ содержания прочитанных мною книг и выявила проблемы, которые скрыты в их сюжетах. Данные анализа представлены в таблице № 6.

Таблица №6. Анализ содержания прочитанных книг

Автор

Название книги

Проблемы

Дж. К. Роулинг

Серия книг о Гарри Поттере (7 книг + 3 книги с доп. материалами)

  • Взаимоотношение детей и взрослых,

  • несправедливость мира,

  • неприятие себя и мира, таким каким он есть

Соня Фрейм

Улей

  • Взаимоотношение подростков и взрослых,

  • самолюбование,

  • описывается синдром Бога

Джейкоб Грей

Бестии Блэкстоуна

  • Взаимоотношение подростков и взрослых,

  • проблемы с коммуникацией,

  • большой груз ответственности

Медина Мирай

Серия книг Синтонимы (5 книг)

  • Непринятие себя,

  • буллинг

Уильям Риттер

Джекаби (2 книги)

  • Недоверие к людям,

  • непринятие себя

После изучения всей информации об этих жанрах и анализа прочитанных мою книг, я приступила к выявлению причин их популярности. В последнем вопросе моей анкеты я попросила обучающихся назвать причины популярности этих жанров. 50% опрошенных дали следующий ответ:

  • Люди читают книги в этих жанрах, чтобы расслабиться, забыть ненадолго о многочисленных проблемах, не думать ни о чем.

После изучения мнения обучающихся, я обратилась к интернет-источникам. Из которых я выявила следующие причины:

  • Людям надоела обыденность, надоела серость и однообразность жизни.

  • Читают, чтобы убить время, когда едут в автобусе или в метро на работу.

  • Нравятся необычные сказочные создания.

  • Чувства и эмоции, которые испытывают герои этих книги, сходны с теми, что свойственны подросткам.

Также, помимо перечисленных обобщенных причин, у каждого человека есть и индивидуальные, обусловленные модой, влиянием семьи или среды причины читать эти жанры. Я сравнила найденные причины с проблемами, которые скрыты в книгах. В результате сравнения я поняла, что они совпадают. Таким образом, гипотеза, которую я выдвинула в начале работы, подтвердилась.

Практическая часть

Изучив и проанализировав найденную информацию, я решила изготовить лэпбук по этой теме.

 Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.

Для изготовления лэпбука мне понадобятся следующие материалы:

  • Картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

  • Бумага;

  • Принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

  • Обычные и фигурные ножницы;

  • Клей;

  • Декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

  • Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно. Но я для своего лэпбука буду делать шаблоны в программе Power Point.

После того, как я определилась с необходимыми материалами, мне предстояло составить план своего лэпбука. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому мне надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

На следующем этапе работы мне надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самых простых, до самых сложных, такие так игры и развивающие задания. И все это нужно разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

После знакомства с правилами создания лэпбука я приступила к его изготовлению. Я составила план, в моём лэпбуке будут представлены следующие пункты:

  • Определения жанров (шаблон «флэпбук»);

  • История возникновения жанров (шаблон «дерево»);

  • Виды и особенности жанров (шаблон «многоуровневая книжка»);

  • Авторы и их произведения (шаблон «конверт»);

  • Причины популярности (шаблон «вращающееся облако»).

Кроме макета (Приложение II) мне необходимо подобрать картинки для создания шаблонов и оформления лэпбука.

Все шаблоны я буду выполнять в программе «Power Point». Для этого мне нужно сначала поменять ориентацию листа с альбомного на книжный. Как это можно сделать показано в приложении III.

Этапы выполнения лэпбука представлены в таблице №7.

Таблица №7. Этапы выполнения лэпбука

Этап

Действия

Фото лэпбука

Этап 1

  • нашла виды русского алфавита;

  • распечатала, вырезала нужные мне буквы;

  • наклеила их;

  • добавила картинки.

Обложка лэпбука готова.

 

Этап 2

  • создала обложку шаблона «флэпбук» с изображениями ученого и колдуньи;

  • создала внутреннюю часть шаблона с определениями жанров.

 

Этап 3

  • создала шаблон «многоуровневая книжка»;

  • добавила виды и особенности каждого из жанров.

 

Этап 4

  • нашла картинку котла;

  • с помощью автофигур сделала облака;

  • вставила в них текст.

 

Этап 5

  • создала шаблон «флэпбук» с 4 створками;

  • создала внутреннюю часть шаблона со сходствами и отличиями жанров.

 

Этап 6

  • создала шаблон «бродилки»;

  • нашла изображения обложек книг в этих жанрах;

  • добавила краткое содержание каждой книги.

 

Все шаблоны я делала по следующей схеме:

  • выбирала «Вставка» - «Фигуры»;

  • добавляла изображение или текст с помощью «Вставка» - «Надпись»;

  • нажимала правую кнопку мыши «Группировать».

В ходе работы я объединила историю возникновения жанров с авторами и их произведениями. Таким образом, у меня получился шаблон «бродилка», который я разместила на оборотной стороне своего лэпбука. Из-за этого мне пришлось отказаться от шаблона «Вращающееся облако», его я заменила просто на шаблоны «облака» и «волшебный котёл».

Заключение

В ходе своей работы я:

  • провела опрос среди обучающихся 7-х, 9-х, 10-11-х классов МБОУ «СОШ №112»;

  • ознакомилась с жанрами фантастика и фэнтези, с их историей, видами и особенностями, а также с авторами, которые пишут в этих жанрах;

  • выявила сходства и отличия этих жанров;

  • проанализировала прочитанные книги и выявила проблемы, описанные в них;

  • Выявила причины их популярности;

  • научилась создавать шаблоны в программе «Power Point»;

  • создала тематический лэпбук.

Моя гипотеза, возможно, что причины популярности фантастики и фэнтези скрыты (заключаются) в содержании книг,подтвердилась. Мне удалось достигнуть поставленной цели.

Список интернет – источников

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0, (12.01.2022)

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8, (12.01.2022)

  3. https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/fantastika-i-fentezi-razlichie-i-shodstvo-janrov-5d716ac14e057700ad6de8ee, (18.01.2022)

  4. http://ruslita.ru/13-glavnaya/607-pochemu-podrostki-chitayut-fantasticheskuyu-literaturu, (19.01.2022)

  5. https://school-of-inspiration.ru/prichiny-populyarnosti-fentezi, (28.01.2022)

  6. https://demiart.ru/forum/uploads15/post-1746252-1412779670.jpg, (03.03.2022)

Приложение I

  1. Любите ли вы читать книги в жанре фантастика? (да/нет)

  1. Любите ли читать книги в жанре фэнтези? (да/нет)

  1. Можете ли вы дать определение жанру фантастика?

  1. Можете ли вы дать определение жанру фэнтези?

  1. Назовите отличия этих двух жанров.

  1. Назовите сходство этих двух жанров.

  1. Назовите причины популярности этих жанров (количество не важно).

Приложение II

Приложение III

  1. Выбираем «Дизайн» - «Размер слайда» - «Настроить размер слайда».

  1. В выплывающем окне выбираем «Книжная», «Лист А4»

  1. Появляется новое окно, нажимаем кнопку «Развернуть»

Просмотров работы: 70