Введение
Причина, по которой я выбрал эту тему, заключается в том, что мне иногда (во время моей болезни) приходится обращаться к моим одноклассникам за записями по изученным темам в их тетрадях. И неоднократно я с трудом понимаю почерк моих друзей. Поэтому мне стало интересно выяснить, является ли красивый почерк признаком высоких умственных способностей, а также выяснить уровень своих способностей по почерку.
Тема: «Красивый почерк - показатель интеллекта?»
Гипотеза: Красивый почерк - показатель интеллекта.
Цель: Изучение связи почерка с интеллектом человека.
Объект исследования: почерк учащихся 7 «А» класса
Предмет исследования: влияние почерка на интеллект человека
Задачи:
Изучить литературу, собрать, обработать информацию по проекту.
Провести исследование почерка одноклассников и оценить их уровень интеллекта по моим наблюдениям.
Собрать информацию о почерке знаменитых людей, людей разных профессий.
Найти информацию об исследованиях учёных о взаимосвязи почерка и интеллекта человека.
Сравнить мои наблюдения по почерку и уровню интеллекта одноклассников с выводами учёных.
Методы работы:
Изучение литературы и других источников информации.
Анкетирование.
Анализ каллиграфического письма одноклассников.
Основная часть
«Почерк – оковы ума»
Платон
«Нет ни тени сомнения, что почерк имеет
отношение к характеру и уму человека
и что он может, по меньшей мере,
дать понятие об его чувствах и действиях»
Гёте
Теоретическая часть
Красивый почерк в представлении большинства людей вполне ожидаемо может ассоциироваться с развитыми интеллектуальными способностями. Такая характеристика письма словно говорит о прилежности человека, его вовлеченности в процессы обучения и, конечно, указывает на богатый умственный потенциал. Соответственно, некрасивый почерк вызывает противоположные ассоциации и выводы о деятельности мозга. Но справедливы ли эти суждения с точки зрения науки? Специалисты Университета штата Иллинойс в США полагают, что некрасивый почерк может быть признаком ума. (https://fb.ru/post/science/2021/4/30/305471)
Американские ученые провели исследование для выяснения, как почерк может быть связан с работой мозга.
К удивлению многих, они пришли к выводу, что некрасивый почерк скорее будет говорить о быстром мыслительном процессе. Если человек пишет с высокой скоростью и не успевает точно выводить каждую букву, значит, он с большей вероятностью так же быстро думает. Более того, ученые выявляли у таких людей и специфическую манеру написания определенных слов, что обусловливалось желанием сократить их для придания емкости тексту.
Ряд исследований показал, что у многих известных личностей, которых можно причислить к группе гениев, почерк представлял собой уродливые каракули.
Наполеон Бонапарт — почерк французского правителя менялся несколько раз, и в итоге стал совсем неразборчивым. Пришлось приложить много усилий, чтоб расшифровать написанный им роман.
Бетховен имел настолько плохой почерк, что его 9-я симфония была напечатана только через 2 года после того, как была создана. Столько времени ушло на расшифровку.
Почерк Альберта Эйнштейна был очень плохим, и при этом он не отличался аккуратностью, так как записи его все в пятнах.
Почерк Льва Толстого могла разобрать только его жена, а Карл Маркс не ставил пробелы между словами в своих произведениях. (https://comandir.com/2021/01/17/379307)
Но не все выдающиеся личности имели плохой почерк. Посмотрим на примерах фото – рукописей знаменитостей. (см. Приложение №1).
На своеобразность почерка может накладывать отпечаток профессия человека (например, врача). Зачастую из-за дефицита времени и большого объема письма почерк может меняться в худшую сторону.
Непонятный почерк может быть из-за психологического неблагополучия или профессионального выгорания.
Что же такое почерк? И как проявляются признаки ума в почерке?
Почерк — это внешнее проявление индивидуальных черт характера и ума.
Подобно отпечаткам пальцев, почерк каждого человека индивидуален и отражает особенности личности.
Прикладная наука, изучающая связь между почерком и психологическими особенностями личности – графология.
Графологический анализ может определить:
· Темперамент;
· Характер;
· Уровень интеллекта;
· Тип и особенности мышления;
· Обучаемость;
· Уровень личностной зрелости;
· Особенности эмоционально-волевой регуляции;
· Коммуникативные навыки и особенности общения с окружающими;
· Особенности самооценки;
· Уровень психологического благополучия, особенности адаптации;
· Благонадежность;
· Профориентацию, соответствие той или иной профессиональной деятельности, слабые и сильные стороны в работе;
Определение уровня развития, гармоничности и интеллектуальных способностей человека. Графологи используют быстрый и простой метод исследования почерка по 4 факторам (см. таблицу).
4 фактора почерка |
Оценка в баллах |
|
Скорость |
Динамичный, беглый, аккуратный или небрежный, медленный, буквы «угловатые» или «округлые». Динамичный, аккуратный и понятный почерк оценивается максимально высоко. Быстрота в целом «округляет» почерк, медлительность в целом создает «угловатость» почерка, либо надломленность букв. |
От 1 до 5 |
Читаемость |
Читается ли , узнаваема каждая буква; полная или частичная читабельность. |
От 1 до 5 |
Оригинальность |
Самобытный, уникальный почерк, личный стиль написания. Необычные простые, но продуктивные элементы письма или заурядное небрежное письмо . |
От 1 до 5 |
Организация |
Расположение написанного на листе, разделен ли текст на абзацы, является ли логичным и продуктивным использование площади листа. |
От 1 до 5 |
Чем больше таких параметров можно заметить в почерке исследуемой личности, чем выше графолог оценит каждый из них, тем более выдающимися являются интеллектуальные способности человека и уровень его развития в целом. То же справедливо и для обратного: чем ниже показатели по данным параметрам, тем более заурядной является личность исследуемого.
Принципиальное значение при анализе почерка по формуле имеет скорость написания букв. Если почерк медленный, то это обстоятельство автоматически занижает общую оценку, а другие параметры существенно теряют в «весе». Суть таких выводов исходит из того, что при наличии достаточного времени человек будет писать более понятным почерком, т.е. будет проявлять организованность. Если в медленном почерке присутствуют такие моменты, т.е. он демонстрирует ясность, понятность и известную организацию, то высоких баллов по формуле такой образец не заслуживает. Напротив, если организация видна в беглом и достаточно быстром почерке, то такую личность нужно оценить по максимуму, не опасаясь переоценить ее.
Как оценивается формула?
Всем 4-м параметрам можно дать оценку от 1-го до 5-ти баллов – от очень низкого до очень высокого уровня.
Все баллы по всем параметрам суммируются, и из них выводится среднее арифметическое, т.е. вычисляется средний балл. Этот балл и будет означать уровень развития, присущий исследуемой личности:
Самый низкий уровень развития означает, что исследуемый – человек примитивный, степень его развитости минимальна.
При низком уровне развития коэффициент интеллекта – ниже среднего.
Средний уровень показывает, что личность – посредственна, обыкновенна, а ее интеллект – среднестатистический. Это люди «массы», едва различимые в ней.
При высоком уровне личность развита хорошо, ее интеллект высок – намного выше среднего.
Наконец, очень высокий уровень, определенный по среднему баллу (набраны максимальные баллы по всем 4-м параметрам) показывает, что оцениваемая личность – выдающаяся, исключительная, ее интеллект имеет крайне высокие показатели. ( https://profailer.com/grafologiya/Kakopredeliturovenrazvitiyachelovekapopocherku/; http://www.mainjob.ru/publications/?view=8293)
Практическая часть
Анализ почерка одноклассников по 4 факторам письма. Образцы почерков одноклассников (см. Приложение №2).
Код ученика – 01 Рожкова Аксинья |
|||
Факторы письма |
Характеристика почерка |
Оценка в баллах |
Средний балл |
Скорость |
письмо беглое, динамичное, аккуратное и понятное. Это признак сообразительности, инициативности и предприимчивости |
5 |
|
Читаемость |
буквы различимы, буквы то соединены между собой, то нет, текст читабелен |
5 |
|
Оригинальность |
стиль написания букв простой, продуктивный, оригинальный |
5 |
|
Организация |
стиль написания букв простой, продуктивный, оригинальный |
5 |
|
5 – высокий уровень интеллекта. |
|||
Код ученика – 02 Туктаров Тимур |
|||
Скорость |
почерк аккуратный, понятный, беглый. Буквы крупные – стремится к лидерским позициям. |
5 |
|
Читаемость |
все буквы чётко читаются, буквы то связаны между собой, то нет. |
5 |
|
Оригинальность |
почерк заурядный, не оригинальный, формы букв банальны, но аккуратный. |
4 |
|
Организация |
строки написаны прямо, отделены друг от друга, использование площади листа продуктивно и логично |
5 |
|
4,75 – уровень интеллекта выше среднего. Интеллектульные способности хорошо развиты. |
|||
Код ученика – 03 Сырцев Макар |
|||
Скорость |
почерк аккуратный, понятный, беглый |
5 |
|
Читаемость |
все буквы хорошо читаются, буквы в словах написаны слитно – человек обладает хорошо развитым логическим мышлением, умеет анализировать, рассуждать |
5 |
|
Оригинальность |
стиль написания букв простой, продуктивный, оригинальный |
5 |
|
Организация |
Нерационально использована площадь листа. |
4 |
|
4,75 б. – уровень интеллекта выше среднего. Интеллектульные способности хорошо развиты. |
|||
Код ученика – 04 Шондин Даниил |
|||
Скорость |
почерк небрежный, неаккуратный, медленный (буквы «угловатые»). |
3 |
|
Читаемость |
не все буквы читаются, читабельность частичная |
3 |
|
Оригинальность |
почерк заурядный, формы букв небрежные |
3 |
|
Организация |
сложно дать объективную оценку, так как ученик разлиновал чистый лист бумаги. Использование в общей площади листа продуктивно и логично. |
4 |
|
3,25 б. – среднестатистический уровень интеллекта. |
|||
Код ученика – 05 Дрынкин Максим |
|||
Скорость |
снижена скорость письма – буквы «угловатые» |
3 |
|
Читаемость |
буквы не все хорошо читаются, читабельность частичная |
3 |
|
Оригинальность |
нет хорошей индивидуальной формы букв, письмо заурядное, небрежное |
3 |
|
Организация |
использование площади листа рациональное, строки отделены друг от друга |
5 |
|
3,5 б. – среднестатистический уровень интеллекта. |
|||
Код ученика – 06 Кузнецов Иван |
|||
Скорость |
буквы «округлые», почерк небрежный, но беглый |
4 |
|
Читаемость |
не все буквы хорошо читаются, элементы букв не дописаны, читабельность частичная |
3 |
|
Оригинальность |
Форма букв оригинальная, но скорее небрежное написание |
3 |
|
Организация |
использование площади листа рациональное, строки отделены друг от друга |
5 |
|
3,75 б. – среднестатистический уровень интеллекта. |
Вывод
Для исследования были отобраны несколько работ (написанные тексты) шести одноклассников из числа успевающих на «3», «4», «5». Исходя из моего анализа их почерка уровень умственных способностей одноклассников совпадает с результатами оценивания их знаний учителями школы. Однако считаю, что оценки по школьным предметам не являются абсолютным показателем уровня интеллекта. Так как урок может быть вызубрен (выучен). И это говорит о прилежании ученика. А также делая выводы о разном (и красивом, и нет) почерке знаменитых людей, можно резюмировать, что высказывание «Красивый почерк – показатель интеллекта» - неверно.
У знаменитых людей некрасивый почерк может быть признаком бурной фантазии, порой граничащей с психическими расстройствами. А у школьников некрасивый почерк – это их неаккуратность, небрежность и большой объём письма в ограниченное время.
Считаю, каллиграфически аккуратное и понятное письмо для учащихся школы – это своего рода признак уважения к тому, кто читает твоё письмо (учителю, например). А также каллиграфически правильное письмо формирует у учащегося дисциплинированность, усидчивость, терпение, работоспособность, развивает мелкую моторику и как следствие, развивает интеллект.
«Как нет людей одинаково говорящих,
так и нет людей одинаково пишущих»
Аристотель.
Список используемой литературы
Интернет ресурсы:
https://fb.ru/post/science/2021/4/30/305471
https://comandir.com/2021/01/17/379307
https://profailer.com/grafologiya/Kakopredeliturovenrazvitiyachelovekapopocherku/;
http://www.mainjob.ru/publications/?view=8293
https://www.inspire-writing.com/handwritings/
Приложение I
Почерк знаменитых людей, людей разных профессий(фото)
Петр Первый
Наполеон Бонапарт
Н. В. Гоголь
А.С. Пушкин
Л. Н. Толстой
С.А. Есенин
Льюис Кэролл
Эдгар По
Гете
Джейн Остин
Приложение II
Образцы почерков одноклассников
Сырцев Макар