7
Научно-исследовательская работа
Предмет: русский язык
Тема работы
Языковой портрет города Тюмени в названиях магазинов
Выполнила:
Шумихина Анастасия Георгиевна
Обучающаяся 4Г класса
МАОУ «СОШ№22» г. Тюмени
Руководитель:
Извина Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ№22» г. Тюмени
Тюмень – 2023
Введение
И завораживает город
Цветущих яблонь полыньи…
Леонид Иванов
Город Тюмень…Это мой город. В нем – аромат цветущих яблонь, неторопливость купеческой старины – и модерновый, стильный, в стекле и бетоне современный мегаполис.
Особенность Тюмени в ее богатой истории, культуре, в наличии огромных природных ресурсов, в высоком качестве жизни горожан.
Мой город динамично развивается. В настоящее время формируется его своеобразный культурный код, его бренд. Разовая акция, проведенная в 2009 году «Покупаем Тюменское», переросла в крупномасштабный проект. Тюменцы, жители других регионов с удовольствием посещают традиционные ярмарки «Тюменская весна», «Тюменская осень». Во дворе моего дома огромный магазин немецкой обуви сменил своего хозяина, вывеску и продаваемые товары. Теперь здесь обосновался торговый центр «Ямская слобода», под его крышей –строительные материалы собственного производства, которые всегда производились и продавались в Затюменской части города: строительные деревянные материалы, чугунные печи для бань, теплицы, деревянные двери и т.д.
Актуальность: Тема нашего исследования актуальна, так как развитие культуры, языка напрямую связано с изменениями в жизни общества. Что происходит сейчас? Меняется отношение россиян, тюменцев к судьбе своей страны, своей малой родине - происходят изменения и в языковой культуре. Этот процесс имеет огромное значение в воспитании гражданина и патриота.
Проблема: Готовы ли горожане вместо уже привычных нейтральных или иностранных названий магазинов принять обновление в пользу традиционно русских, сибирских названий, в пользу имен известных земляков, исторических событий, прославивших наш город?
Цель: Зафиксироватьи проанализироватьявление быстро меняющейся «языковой одежды города».
Задачи: 1) Найти вновь появившиеся названия торговых центров и магазинов за последние два года. 2) Рассмотреть названия в разрезе истории, культуры, географического положения Тюмени..3) Продемонстрировать связь образования названий магазинов с правилами русского языка. 4) Составить Практические рекомендации представителям торгового бизнеса по приоритетности выбора названий.
Объект: магазины города Тюмени Предмет: названия магазинов города Тюмени.
Гипотеза: названия магазинов, связанные с историей, культурой, природными особенностями региона, позволяют лучше узнать свой край, найти свое место в его развитии.
Методы исследования: Теоретический анализ информации, социологический опрос, наблюдение, языковой анализ, описательный метод исследования, ретроспективный (обращение к истории вопроса), метод исследования, этимологический (выявление мотивации наименования) метод исследования, сравнение, обобщение.
Ход работы исследования. Теоретическая часть. Изучен теоретический материал благодаря научным трудам Земской Е.А., ее классификации способов словообразования в русском языке, в том числе метонимического, метафорического переноса. Научно- исследовательские статьи Китайгородской М.Б., Розановой Н.Н., Шакировой Т.В. помогли определить особенности тюменских названий, связанные с социокультурным пространством.
Определен перечень основных терминов: языковой портрет, эмоциональная насыщенность, социально-культурное пространство, аутентичные названия, метонимический, метафорический переносы, мотивирующее слово, импортозамещение, внутренний туризм.
Новые названия магазинов найдены и систематизированы при изучении сайтов администраций города Тюмени и Тюменской области, журналов продаж «Выбирай», «Я покупаю», «Из рук в руки», наблюдении во время пеших прогулок.
Проведен социологический опрос учеников и родителей школы №22 города Тюмени об отношении к иностранным названиям, появлению новых, исконно русских. Произведен анализ лексических значений традиционных сибирских названий. Выявлены основные формы образования новых названий магазинов.
Выводы: 1) Причинами активного образования новых названий в Тюмени стал возрастающий интерес к истории родного края; импортозамещение, позволяющее активно производить и продавать новые товары; развитие внутреннего туризма, интерес к местной сувенирной продукции. 2) Продемонстрирована взаимосвязь названий торговых центров с правилами русского языка. 3) Разработаны рекомендации для торгового бизнеса по приоритетным названиям магазинов.
Практическая значимость: Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка, истории, географии, во внеурочной деятельности.
1.Теоретическая часть исследования
Терминология. Наше исследование тесно связано с такими терминами, как ономастика (от греческого слова «искусство давать имена) Ономастика имеет тесные связи с историей, культурологией, краеведением, филологией, археологией и лингвистикой), топонимика (раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие), эргонимика (раздел ономастики, изучающий названия предприятий или организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах жизни общества).
Эргоним является онимом. Собственное имя (оним)- от греческого слова onoma –имя, название – слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого обьекта из ряда подобных (Суперанская 1973). Официально термин эргоним был заявлен в первом издании «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В.Подольской (1979г.). Наука, изучаеющая эргонимы, их образование, развитие, называется эргонимией. В рамках данного исследования рассматриваются лишь имена собственные – названия магазинов и торговых центров, то есть нами используются термины эргонимика, эргоним.
Из истории изучения данного вопроса. История исследования эргонимов началась во конце девяностых годов. Н.Н.Подольская отмечает, что в конце девяностых годов прошлого столетия был «онимический взрыв», связанный с ростом предприятий торговли. Многие ученые заинтересовались этой темой. Вот примеры изучения эргонимов в последнее десятилетие:
И.Н.Кайгородова и М.Г. Курбатова изучают функции эргонимов и их воздействие (эмоциональное, магическое, игровое) на покупателей. Рассматривают городские названия названия как рекламу, выполняющую свою задачу – продажу товара.
М.Г.Курбатова в статье «Скрытое и явное в эргонимах российского города» (2013)рассматривает создание эргонимов при помощи метафоры как самого популярного способа образования названия.
И.А.Тортунова исследует такое явление, как нейминг (термин в современных словарях не зафиксирован). Это приемы создания нового оригинального названия торгового предприятия. Все авторы отмечают активизацию появления эргонимов в последнее время. Одним из неразработанных аспектов изучения эргонимов является социолингвистический. О.В. Врублевская в статье «Языковая мода в эргонимии как социолингвистическая проблема» (2014) отмечает: «Быть современным, значит быть в единстве со своим временем. Модные тенденции – это простота, обращение к родной истории, родному языку» (стр. 14). Наше исследование и посвящено последней проблеме, интересующей ученых, - изучение современных названий торговых предприятий в свете современных тенденций.
Глава 2.1. Причины появления новых аутентичных названий магазинов и их лексический анализ.
Наименования тюменских торговых предприятий содержат информацию о регионе: его национальном составе, географических особенностях, истории заселения данной местности, о знаменитых людях и событиях. Это повсеместная тенденция, характерная для русского менталитета, утверждают ученые-лингвисты Китайгородская М.Б., Розанова Н.Н.
В Тюмени всегда уделяли особое внимание увековечиванию памяти героических земляков, великих событий. Эта тенденция не просто сохранилась, она стала приоритетной в связи с последними событиями на Украине. Ведущим принципом наименований в русском языке является меморативный принцип (от слова «мемориал»). На улице имени Василия Гольцова появился магазин «На Гольцова», в других новых микрорайонах есть торговые точки «На Артамонова», «На Карнацевича». Тюменцы знают, что Василий Спиридонович Гольцов и Прокопий Семенович Артамонов – наши земляки, Герои социалистического труда, председатель и бригадир колхоза. Станислав Карнацевич – знаменитый тюменский доктор - педиатр.
В связи с экономическими санкциями против России остро встал вопрос с импортозамещением, что способствовало развитию собственного производства. Пользуется огромным спросом обновленная продукция тюменских моторостроителей. Выставка-продажа под названием «Тюменские моторы» стала международной. Компания « СибирьСтрой» проводит свои выставки под тем же названием для продажи железобетонных изделий, кирпича, облицовочной плитки. Топливная компания «Сибнефтехимтрейд» реализует продукцию газо- и нефтепереработки.
Развивается внутренний туризм, который также способствует обновлению ассортимента сувенирной продукции, торговли ею. В 2022 году открыта пешеходная улица Дзержинского (бывшая Подаруевская), где размещены более 20 магазинчиков сувениров и тюменских товаров: эко-магазин «Жу-Жу» торгует продуктами пчеловодства; выставка-магазин-дегустационная «Сибирская рыба» предлагает попробовать нельму, муксуна; торговая точка «Кедровые орешки» - известна не только орехами, но и продукцией из них – маслом, мюсли, косметикой; магазины «Ягода-Тюмень», «Морошка» известны своими дикоросами и продуктами из них; магазин «Кисы-Кисики» предлагает туристам теплые сапоги на оленьем меху.
Стало модным называть магазины по местоположению объекта, его географией: магазины мяса «Ишимский», «Ялуторовский», «Заводоуковский», «Горьковский», «Ямальский», «Боровской»; мебельный магазин «Заречье», магазины продуктов возле дома «Рощинский», «На Червяке», «На Лесобазе», «На Трактовой».
Некоторые наименования города Тюмени отражают такой факт, как многонациональный состав населения нашего региона. Например, названия кафе и находящихся при них торговые точки национальной кухни: «Абшерон», «Чайхана Киш Миш», «Халва», «Амиран», «Мимино», «Тамрико», «Тигран», «У Карена»; рестораны украинской кухни «Шинок «Телега», «Шинок», «Вечера на хуторе»; рестораны китайской кухни «Китай», «Шаньдун». Все названия написаны на русском языке.
Есть ли необходимость заменять исконно русские слова в названиях иностранными? Тюменцам близко выражение русского писателя и философа В.Г.Белинского: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Было проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов школы № 22 города Тюмени (всего 112 респондентов). По итогам анкетирования сделаны следующие выводы: 88 процентов опрошенных не знают значения иностранных слов в названии магазинов. 70 процентов респондентов раздражены этим обстоятельством и не хотели бы заходить в такой магазин. 95 процентов - больше доверяют названиям на русском языке.
Еще 200 лет тому назад об использовании иностранных слов в родной речи высказался Эммануил Кант: «Нет большего вреда для нации, чем отход от национальной культуры и своеобразия своего языка».
Глава 2.2.Языковые модели создания названий магазинов и торговых точек
Лексико-словообразовательные особенности наименований тюменских магазинов типичны, соответствуют правилам словообразования в русском языке. На это обращают внимание в своем исследовании ученые-лингвисты Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. (Современная городская коммуникация: Тенденции развития), Земская Е.А. (Современный русский язык: словообразование). В городе Тюмени структура эргонимов довольно распространенная. Самыми популярными в нашем регионе являются следующие:
1.Образование имен собственных в форме метонимического или метафорического переноса названия.
Метонимический перенос связан чаще с обозначением местоположения магазина: «На Ямской», «На Минской», «Воронинские горки», «Широтный», «Восточный»; метафорический — с ассоциациями романтического, чувственного характера: магазины «Северянка», «Сибирячка». Данные названия апеллируют к национальному самосознанию представителей основной национальной группы населения Тюмени — русских.
2. Важным в словообразовательном анализе является вопрос о мотивирующем слове. Так, тюменское названия «Турана» (торговый центр), можно рассматривать как производное от названия реки Тура, образованное суффиксальным способом и способом присоединения слова. С другой стороны, слово Тура можно рассматривать как мотив названия.
3.Не менее популярно присвоение объекту индивидуального имени собственного: книжный магазин «Ремезов», одноименный торговый центр в новом жилищном комплексе «Машаров».
4. Использование различных графических средств в наименовании: «Купеческий домЪ», «Банковский клубЪ: используется элемент кириллического алфавита «Ъ».
5. Некоторые наименования содержат исключительно цифровой компонент, используется имя числительное: магазин «777», кафе «3452». Такие названия являются нетипичными. Например, в основе названия «777» лежит символ удачи; «111» – символ первенства; «585» – проба золота; «3452» – телефонный код города Тюмени. Материал об использовании числительных в названиях представлен в работе Шакировой Т. В. «Лингвистические особенности тюменского эргономического пространства».
6. Используется такая форма словообразования, как аббревиатура- усечение слов, входящих в исходное словосочетание, образование названия из начальных букв.
7. Акроним- образование слова начальными звуками.
8. Аналогия: использование в качестве наименования известного слова или понятия: НИКЕ, ПУМА
9.Аллюзия: использование в названии намека на некий общеизвестный политический, исторический, литературный факт: книжный магазин Конек-Горбунок.
10.Аллитерация: повторение одинаковых или созвучных слов: торговая точка по продаже меда Жу-Жу.
11. Замена слов по смежности: Империя Морошки, Мамонт-бургер.
12.Оксюморон: сочетание слов с противоположным значением: магазин пряностей Снежный пожар.
Глава 3. Практические рекомендации по выбору названия торговой точки или торгового центра
В помощь тюменским бизнесменам, занимающимся торговлей, разработаны Практические рекомендации по выбору названия торговой точки или торгового центра. Рекомендации предназначены для тех, кто собирается торговать для туристов. В первой части рекомендаций содержится информационный материал для бизнесменов о том, чем славится Тюменский регион. Материал может быть использован для туристических буклетов, для поиска названий для магазинов сувенирной продукции: «…Тюмень известна ковроткачеством, косторезными мастерскими и другими народными промыслами. Безусловной гордостью и особенностью Тюмени является уникальная деревянная резьба». Материал об особенностях Тюменского края взят из интернет-газеты Тюмень онлайн (72.ru), из Журнала путешествий (Travel.jandex.ru).
Рекомендации содержат также правила оформления торгового бренда, который должен быть официально зарегистрирован в государственной организации Роспатент.
В третьей части рекомендаций – конкретные названия магазинов и торговых точек от молодежи Тюмени. Например, в Тюмени особое отношение к кошкам за оказание помощи жителям блокадного Ленинграда. В городе есть замечательный сквер кошек – любимое место горожан. Открываются новые торговые точки и ветеринарные клиники для этих животных. Рекомендуемое название компании –«Тюменский кот», торговая марка «Лапки в порядке».
Заключение.
Подводя итоги нашего исследования, отмечаем, гипотеза исследования полностью подтвердилась: названия магазинов, связанные с историей, культурой, природными особенностями региона, позволяют лучше узнать свой край, найти свое место в его развитии.
Поставленные цели и задачи достигнуты: Выявлены причины современных названий магазинов: Названия торговых точек и торговых центров претерпевают серьезные изменения в связи с развитием экономики нашего региона, развития интереса к ее истории, культуре. Мотивирует рождение новых названий, в том числе, импортозамещение, благодаря которому производится и успешно продается новая местная продукция. Развивается внутренний туризм, процветает сувенирная торговля. Становится модным называть торговые точки именами, близкими и дорогими для тюменцев.
Продемонстрирована взаимосвязь названий торговых центров и магазинов с правилами русского языка и классификацией их с целью дальнейшего изучения на уроках русского языка: названия магазинных вывесок имеют интересное лексическое значение, их можно использовать в ходе изучения новых тем и закрепления пройденного материала.
Разработаны Практические рекомендации по разработке дизайна названия и вывески торгового центра или магазина с целью сделать магазин более заметным для посетителей.
Тема исследования перспективна: в дальнейшем мы планируем составить Атлас названий магазинов и торговых центров с фотографиями и подробным описанием происхождения названия магазина.
Список литературы.
Земская Е.А. Современный русский язык: словообразование. М., 1974.-304с. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Современная городская коммуникация: Тенденции развития //Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995) -2-е изд. - М.: «Языки русской культуры», 2000. С.162-235.
Шакирова, Т. В. Лингвистические особенности тюменского эргономического пространства / Т. В. Шакирова. // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56).
Электронные носители:
Vestnik.utm.ru.> Вестник Тюменского государственного университета, 2015, № 3,4
72.ru Тюмень онлайн(интернет-газета)
Travel.jandex.ru Журнал путешествий
Алиева Г.Н. Эргонимы современного русского языка в лексикографическом аспекте//Научное мнение. -2011.-№3.-С.7-11
Врублевская О.В. Языковая мода в эргонимии как социолингвистическая проблема //Филологические науки. Вопросы теории и практики.-2014.-№5-2(35)-С. 45-49.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии// М., Наука, 1978.- 199с.
Приложения
Приложение 1.
Результаты анкетирования «Есть ли необходимость заменять в названиях магазинов исконно русские слова иностранными?»
Респонденты – ученики и родители МАОУ «СОШ № 22 г. Тюмени»
Количество респондентов – 112
Вопрос 1: Знакомы ли вам иностранные слова в названиях магазинов? |
Да 12% |
Нет 88% |
Вопрос 2: Раздражает ли вас это обстоятельство? |
Да 70% |
Нет 30% |
Вопрос 3: Доверяете ли вы иностранным названиям? |
Да 5% |
Нет 95% |
Приложение 2
Практические рекомендации
по выбору названия торговой точки или торгового центра
Уважаемые бизнесмены!
Рекомендации предназначены для тех, кто собирается торговать для туристов, потому что наш город вошел в десятку лучших туристических объектов для внутреннего туризма.
1.Тюмень является неофициальной нефтегазовой столицей России. Уже несколько лет по разным показателям Тюмень занимает первые места в рейтингах привлекательности городов России. Здесь родились Юрий Гуляев, Владислав Крапивин, современные ученые с мировым именем Юрий Суховей, Владимир Мельников.
Популярны термальные источники Тюмени. Здесь находится самый большой в мире скелет мамонта, построен самый большой в России драматический театр, функционирует самая крупная в России птицефабрика.
Именно сюда во время Великой отечественной войны было эвакуировано из Москвы тело В.И.Ленина.
Тюмень известна ковроткачеством, косторезными мастерскими и другими народными промыслами. Безусловной гордостью и особенностью Тюмени является уникальная деревянная резьба.
Вот какой город вам предстоит узнать, полюбить и представить миру!
Данный информационный материал может быть использован для туристических буклетов, для поиска названий для магазинов сувенирной продукции
2. Правила оформления торгового бренда, который, возможно, вы создадите в нашем городе.
Структура торгового бренда состоит из названия, подстрочника (пояснения) и слогана. Название отвечает за узнавание бренда. Подстрочник (статусная строка) в нескольких словах описывает суть торговой марки. Слоган привносит эмоциональную составляющую.
Торговое название должно быть официально зарегистрировано в соответствующем классе товарных знаков в государственной организации Роспатент.
3. Предлагаем вашему вниманию пример названия торговой компании и торговой марки, предложенный молодежью нашего города:
В Тюмени особое отношение к кошкам за оказание помощи жителям блокадного Ленинграда. В городе есть замечательный сквер кошек – любимое место отдыха горожан. Открываются новые торговые точки и ветеринарные клиники для этих животных. Рекомендуемое название компании – «Тюменский кот», торговая марка «Лапки в порядке».
Желаем успеха!
Приложение 3