ВВЕДЕНИЕ
Чтение занимает важное место в жизни человека. Читающий человек всегда будет интересен, так как обладает широким кругозором, богатым словарным запасом, умением работать с информацией и т. д.
Проблема увеличения скорости чтения актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что в современном мире уровень усвоения информации напрямую зависит от скорости ее обработки.
Способность читать с хорошей скоростью особенно необходима школьникам, которые ежедневно сталкиваются с большими объемами литературы, которую необходимо не только быстро прочесть, но и хорошо усвоить.
До недавнего времени специалисты в области речи отмечали недостаточную скорость чтения у многих учащихся. Одна из главных причин заключается в том, что наши современники мало читают. Согласно статистике, доля систематически читающих молодых людей снизилась в России с 48 % (1991 г.) до 28 % (2005 г.). Если в 1991 году 79 % жителей страны прочитывали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта доля составила 63 %. В 1991 году 61 % россиян ежедневно читали газеты, а в 2005 году - только 24 % [4].
Последние данные показывают, что постепенно интерес к чтению возрождается. В сети Интернет можно найти огромное количество курсов по скорочтению. В основном они платные. Цена колеблется от 490 рублей до 16.900 рублей [1].
Гипотеза: возможно, с помощью специальных упражнений, можно самостоятельно увеличить скорость чтения.
Цель: увеличение скорости чтения.
Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) создать «Тренажер по скорочтению»; 3) научиться определять скорость чтения; 4) провести эксперимент; 5) сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети Интернет; количественный анализ; эксперимент.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Что такое чтение?
В толковом словаре С. И. Ожегова «читать» – это воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя [9].
Цель чтения - осмысление представленной информации, которая воспринимается нами зрительно [5].
Софья Кирилловна Фоломкина выделила следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое [7].
В учебнике русского языка для 9 класса дается подробная характеристика каждому виду:
– поисковое чтение – быстрое нахождение в тексте конкретных слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т. д.;
– просмотровое – получение самого общего представления о содержании текста;
– ознакомительное – извлечение основной информации из письменного текста, определение его темы, основной мысли, отделение существенной информации от несущественной;
– изучающее – максимально полное, точное и адекватное понимание содержащейся в письменном тексте информации, критическое ее осмысление, запоминание основных и второстепенных фактов [8].
Каждый раз, прежде чем начинать читать текст или книгу, нужно выбрать один из видов чтения в соответствии со своими задачами, а также количеством времени.
Скоростное чтение
Скоростное чтение (быстрое чтение) – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами [2].
Первые методики скоростного чтения появились в начале XX века, это было связано с тем, что традиционные методики чтения перестали успевать за быстро меняющимся потоком информации и её объемом. Появилась необходимость ускорить навыки чтения.
В конце 50-х годов XX века американский педагог Эвелин Вуд разработала основы для скорочтения, позже создав систему, которая получила название «Динамичное чтение». Каждый желающий мог обучаться по этой системе. Первые курсы по скорочтению были открыты в Гарвардском университете и в университете Юты. Система «Динамическое чтение» стала очень популярной. Скоро курсы по скорочтению начали открываться и в других странах [2].
В России скорочтение упоминалось в научных изданиях даже раньше, чем в Америке, однако потребность в таком виде чтения возникла лишь в 1960 г., когда технический прогресс начал активно развиваться.
Многие наши соотечественники обладали талантом быстрого чтения: В. И. Ленин, А. М. Горький, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, И. В. Сталин и др.
Максим Горький мог прочитать целый журнал за несколько минут. По воспоминаниям его современников, писатель скользил взглядом по странице журнала сверху вниз, как по ступенькам, просмотрев его до конца откладывал и принимался за следующий. Однажды, он удивил всех присутствующих тем, что не только помнил все прочитанное, но и с легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения, образы, которые встречались в произведениях, помещенных в журнале [2].
Самым быстрым чтецом в мире в 1990 был признан Говард Берг, который заявил о результате 25000 слов в минуту, но в достоверности этого рекорда возникли сомнения. Более правдивые данные были получены Рональдом Карвером – профессором университета Миссури. В 1980-х годах он исследовал быстрое чтение. Для эксперимента были приглашены люди, которые умеют работать с текстом (победители профильных конкурсов, редакторы газет и журналов). В результате, никто из участников при понимании текста хотя бы на 75%, не смог преодолеть барьер в 600 слов в минуту [6].
Самыми известными исследователями в области быстрого чтения в России стали О. А. Андреев, О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромов - их книги и сегодня пользуются популярностью и лежат в основе многих современных школ скорочтения [6].
Что считать быстрым чтением?
В школе, при проверке техники чтения, оценивается и такой показатель как скорость чтения.
Первоклассник к концу учебного года должен читать со скоростью от 25 до 40 слов в минуту.
К концу четвертого класса обучающийся должен читать от 90 до 120 слов в минуту и более.
В средних и старших классах технику чтения не проверяют, но считается, что подросток и взрослый человек в среднем читают со скоростью около 180 слов в минуту.
Специалисты считают высоким показателем скорости чтения от 400 слов в минуту [6].
Причины, замедляющие процесс скоростного чтения
Артикуляция. С детства ребенка учат читать вслух, повзрослев, мы продолжаем проговаривать слова при чтении, но уже беззвучно («про себя»). Если присмотреться, то можно заметить, что взрослые люди при чтении едва шевелят губами. Проговаривание, даже беззвучное, значительно замедляет чтение, приводит к быстрой утомляемости. Поэтому, при скоростном чтении работу речедвигательного аппарата (РДА) необходимо устранять [5].
Регрессии.Часто при чтении распространены возвратные движения глаз (регрессии), т.е. перечитывание. Исследователями доказано, что при медленном чтении количество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Это значительно снижает скорость чтения и уровень усвоения прочитанного[2] .
Малое поле зрения является одной из причин медленного чтения. Поле зрения – это отрезок текста, воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При обычном чтении глаза улавливают максимум несколько слов (2-3 слова), и этого очень мало [3].
Обычно, наш взгляд читает с фиксацией, делая остановки для перехода к следующему слову (или малой группе слов). Если поле зрения расширить, то за одну фиксацию взгляда можно охватить больше информации и остановок станет значительно меньше. Это и способствует повышению скорости чтения. Люди, владеющие техникой скоростного чтения, за одну фиксацию взгляда могут охватить единовременно всю строку, предложение, а иногда и целый абзац. Более того, если мы в состоянии прочитать целиком фразу или предложение, то понимание прочитанного становится правильнее и легче [5] .
Если поле зрения способно охватить всю строку, то взгляд при чтении начинает скользить не горизонтально слева направо, а по странице сверху вниз. Поле зрения можно расширить с помощью тренировочных упражнений [5].
Уровень организации внимания. Часто при чтении книги читатель думает о совершенно посторонних вещах, поэтому, приходится перечитывать пропущенный отрывок заново. Для быстрого чтения это неприемлемо. Необходимо научиться управлять своим вниманием, чтобы не прочитывать фрагменты текста механически и не возвращаться к ним еще раз [3].
Внимание тесно связано с памятью. Если внимание несет ответственность за способность получать информацию, то память нацелена на то, чтобы максимально долго сохранять полученные данные, чтобы ими воспользоваться впоследствии [5].
Создание «Тренажера по скорочтению»
Используя специальную литературу [3, 5, 10], мы составили «Тренажер по скорочтению». Тренажер рассчитан на 14 занятий и включает специальные упражнения для развития внимания, памяти, образного мышления; расширения поля зрения; активизации работы левого и правого полушария головного мозга.
Упражнения для развития внимания и памяти (Приложение 1.)
«Лабиринт». Необходимо найти выход из лабиринта при помощи глаз, не помогая себе пальцем или указкой. Лабиринты можно проходить как в прямом, так и в обратном порядке.
«Большие и малые числа». Это таблица, где числа написаны разным шрифтом, разного размера, не по порядку. Необходимо найти как можно быстрее цифры заданного диапазона (например, от 1 до 15, от 30 до 15 и т.д.).
«Разноцветные числа». Это таблица, где числа написаны двумя разными цветами. Необходимо найти числа по порядку, но чередуя цвет. Например, 1 белое, 1 цветное; 2 белое, 2 цветное и т.д.
«Анаграммы». Нужно составить слово, поменяв буквы местами.
«Струп-тест». Нужно прочитать про себя слова, обозначающие цвет. А вслух назвать цвет, которым они написаны.
«Корректурная проба». Это текст или бланк с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Необходимо просмотреть текст или бланк ряд за рядом и вычеркнуть определенные буквы или знаки.
Упражнения для расширения поля зрения(Приложение 2).
«Таблица Шульте».Это квадратная таблица 3х3, 4х4, 5х5 и др., в ячейках которой размещены числа, например, от 1 до 25.Нужно, концентрируя взгляд в центральной точке, быстро и последовательно находить числа в таблице.
«Клиновидные таблицы». Необходимо, глядя на центральную линию, пытаться увидеть цифры, буквы, слоги по краям.
«Чтение перевернутого текста». Необходимо читать текст, перевернутый на 90 или 180 градусов.
Упражнения для развития и активизации левого и правого полушария (Приложение 3).
«Рисование двумя руками». Необходимо нарисовать или обвести рисунок одновременно обеими руками.
«Алфавит Джона Гриндера». Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние - обозначают слова: П - «правая», Л - «левая», В - «вместе». Нужно читать алфавит в естественном порядке, вслух произнося его буквы, и одновременно с произношением, поднимать правую, левую или обе руки вместе, в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой буквой.
Упражнения на развитие образного мышления (Приложение 4).
«Чтение с линейкой». Прикрыть линейкой одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Необходимо прочитать текст, видя только верхушки букв.
«Чтение с решеткой». Необходимо прочитать «зашумленный» текст.
«Текст с пропуском». Необходимо прочитать текст с пропущенными буквами. Пропуски отмечаются пробелами или точками.
«Каллиграммы».Это графический рисунок из переплетенных букв и слов. Рисунок складывается в изображение какого-либо предмета или фигуры. Необходимо увидеть и прочитать, что написано на картинке.
Определение начальной скорости чтения
Скорость чтения – это количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного [2].
Для проверки начальной скорости чтения мы использовали рассказ В. Бианки «Лесные домишки» (Приложение 5).
Скорость чтения вычисляли по формуле, которую разработали специалисты в области скоростного чтения: V=Q/TxK, где:
V - скорость чтения (количество слов в минуту);
Q - число слов в тексте;
Т - время, затраченное на чтение текста;
K - коэффициент понимания прочитанного.
Коэффициент понимания определяется анализом ответов на вопросы по содержанию прочитанного. Например, если получены 4 правильных ответа на 4 вопроса, то К=1 (делим количество правильных ответов на 4, т.е. 4:4 = 1).
В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты проверки начальной скорости чтения: у участника 1 – 150 слов в минуту, а у участника 2 – 136 слова в минуту.
Таблица 1. Скорость чтения на начальном этапе
Участники эксперимента |
Q |
Т |
K |
V |
Участник 1 |
196 слов |
1, 3 мин |
1 |
150 слов/мин |
Участник 2 |
232 слова |
1, 7 мин |
1 |
136 слов/мин |
Рисунок 1. Начальная скорость чтения
Эксперимент
Цель эксперимента: выяснить возможность самостоятельно, с помощью специальных упражнений увеличить скорость чтения.
Ход работы:
В эксперименте принимали участие 2 человека в возрасте 12 лет.
Учитывая рекомендации специалистов [2, 3, 5], практическая работа по увеличению скорости чтения проводилась по следующим направлениям:
устранение регрессий;
блокировка речедвигательного аппарата (РДА);
выполнение специальных упражнений.
Работа выполнялась участниками самостоятельно, в домашних условиях, в течение 14 дней.
Для устранения регрессий мы выполняли чтение текста при помощи указки (пальца или карандаша). Специалисты утверждают, что это может помочь сконцентрировать внимание именно на тексте, а скорость указки (пальца) поможет увеличить скорость чтения в 1,5-2 раза. Эту технику рекомендуется применять ежедневно, читая по 5-10 минут. Взгляд должен привыкнуть не возвращаться к уже прочитанному тексту [5].
Для блокировки РДА использовали механическую задержку артикуляции. Для этого необходимо удерживать во рту какой-нибудь предмет (деревянную палочку медицинский шпатель, палочку для мороженого и т. д.) [5].
Также, для блокировки РДА применяли метод центральных речевых помех (ритмичное постукивание), ритмическое чтение. Смысл метода: во время чтения выстукивать ладонью ритм (карандашом или ногой) [5].
Для выполнения специальных упражнений мы использовали, составленный ранее «Тренажер по скорочтению». Занятия проводились ежедневно по 30-40 минут. Каждое занятие состояло из 10 отдельных упражнений. Примерный перечень упражнений для ежедневного выполнения в Приложении 6.
По окончании проведения эксперимента была проведена повторная проверка скорости чтения. Для чтения мы использовали рассказ К. Д. Ушинского «История одной яблоньки» (Приложение 5). Результаты проверки представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2. Скорость чтения в конце эксперимента
Участники эксперимента |
Q |
Т |
K |
V |
Участник 1 |
162 |
0, 9 мин |
1 |
180 слов/мин |
Участник 2 |
164 |
0, 7 мин |
1 |
234 слов/мин |
Рисунок 2. Скорость чтения в конце эксперимента
Мы сравнили скорость чтения на начальном этапе и в конце эксперимента. Данные занесли в сводную таблицу (Таблица 3).
Таблица 3. Сравнение скорости чтения
Участники эксперимента |
Скорость чтения в начале эксперимента |
Скорость чтения в конце эксперимента |
Увеличение скорости чтения |
Участник 1 |
150 сл./мин |
180 сл./мин |
На 30 сл./мин (на 20 %) |
Участник 2 |
136 сл./мин |
234 сл./ мин |
На 98 сл./мин (на 72 %) |
Результаты эксперимента представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты эксперимента
Результаты эксперимента: в ходе эксперимента мы выяснили, что скорость чтения увеличилась у первого участника на 30 слов/мин (на 20%), а у второго на 98 слов/мин (на 72%).
Вывод: самостоятельно, с помощью специальных упражнений можно значительно увеличить скорость чтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель исследовательской работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась: с помощью специальных упражнений, можно самостоятельно увеличить скорость чтения. Причем добиться результатов можно без финансовых затрат, занимаясь дома, не посещая специальные курсы по скорочтению.
Выполнять упражнения необходимо ежедневно, контролируя артикуляцию и читать без регрессий.
В ходе исследовательской работы мы узнали много интересного о процессе чтения.
Познакомились с историей развития скорочтения.
Выяснили, что причинами, замедляющими процесс чтения, являются: артикуляция, регрессии, малое поле зрения и низкий уровень организации внимания.
Создали «Тренажер по скорочтению».
Поняли, как определять скорость чтения.
Конечно, за такое короткое время, мы не смогли полностью сформировать навык скорочтения. Для этого, по мнению специалистов, требуется 5-6 месяцев упорных ежедневных тренировок [2]. Но, в ходе эксперимента научились быстрее читать, лучше понимать тексты, запоминать больше информации.
Надеемся, что полученные навыки, позволят нам тратить меньше времени на выполнение домашних заданий, подготовку к экзаменам, поиск информации для докладов и рефератов.
Данный материал можно использовать на уроках литературы и во внеклассной работе со школьниками.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
10+ лучших онлайн-курсов скорочтения для взрослых и детей.URL:https://levelself.ru/gramotnost/kursy/kursy-skorochteniya.html (Дата обращения 10.06.2023)
Андреев О. А. Учитесь быстро читать / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов.- М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
Быстров Г. Скорочтение / Г. Быстров. - АВ Паблишинг, 2013. URL: https://profnaviki.ru/images/uchebniki/scorochtenie/Скорочтение.pdf (Дата обращения 0.06.03)
Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема / А. В. Воронцов. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/vorontsov_chtenie2009.pdf (Дата обращения 01.06.2023)
Дополнительная профессиональная программа. Скоростное чтение. URL: https://infourok.ru/kursy/skorostnoe-chtenie-913(Дата обращения 17.06.2023)
Как быстро читать: все техники, методики и упражнения по скорочтению. URL: skysmart.ru (Дата обращения 10.06.2023)
Короткова Н.В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка / Н. В. Короткова // Apriori.- 2003. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-obucheniyu-chteniyu-na-urokah-russkogo-yazyka/viewer (Дата обращения 14.06.2023)
Львова С. И. Русский язык 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012. - 336 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.
Пособие для обучающихся 10-12 лет с интеллектуальными нарушениями. Тренинг по скорочтению. URL: https://infourok.ru/posobie-dlya-obuchayushihsya-10-12-let-s-intellektualnymi-narusheniyami-trening-po-skorochteniyu-6371938.html (Дата обращения 16.06.2023)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения для развития внимания и памяти
Лабиринт
Большие и малые числа
Разноцветные числа
Анаграммы
Струп – тест
Корректурная проба
В данном задании необходимо найти и посчитать, сколько изображено каждого предмета:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения для расширения поля зрения
Таблица Шульте 4х4
Клиновидные таблицы
Чтение перевернутого текста
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения для развития и активизации левого и правого полушария
Рисование двумя руками
Алфавит Джона Гриндера
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Упражнения на развитие образного мышления
Чтение с решеткой
Текст с пропущенными буквами
Каллиграммы
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тексты для проверки скорости чтения
Лесные домишки
Виталий Бианки
Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки- береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки. Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная: никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается. Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают. (58)
Вдруг откуда ни возьмись — Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят. Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, — мигом разлетелась вся стая. А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро! Очень уж страшная пятнашка Чеглок-Сокол. (102)
Летела, летела Береговушка — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то.
Испугалась Береговушка. Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха? А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть? Жутко стало маленькой Береговушке. (162)
Вопросы:
1.Чем были заняты молодые ласточки?
2.Как называли ласточек?
3.Какой была маленькая Береговушка?
4. Кто напал на них (ласточек)?
История одной яблоньки
По К. Ушинскому
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко. (85)
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится». Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», - и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.(164)
Вопросы:
1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
2. Как стало прорастать весной зернышко?
3. Как оказалась дикая яблонька в саду?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Упражнения к занятию № 4
1.Таблица « Шульте» 4х4.
2. Алфавит Гриндера.
3. Чтение с указкой.
4. Струп-тест.
5. Чтение перевернутого текста.
6. Анаграммы.
7. Чтение перевернутого текста.
8. Лабиринт.
9. Рисование двумя руками .
10.Чтение с линейкой.