Особенности отражения эпохи Петра I в романе А. Н. Толстого "Пётр Первый"

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности отражения эпохи Петра I в романе А. Н. Толстого "Пётр Первый"

Боков К.М. 1
1МБОУ СОШ № 11 ИГОСК
Березуева О.А. 1
1МБОУ СОШ № 11 ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

История и литература… Два этих понятия связаны самым неразрывным образом. Они идут рядом, мощно взаимодействуя между собой. Часто история даёт литературе факт, пищу для размышлений, литература нередко предсказывает историческое развитие общества, государства. Не случайно писателя иногда называют прорицателем, пророком, предвестником. История развивается по своим законам, литература — по своим, хотя законы эти взаимосвязаны. Художественное слово сохраняет связь поколений, «помогая увидеть в прошедшем – современное, в современном – вечное».

Многие писатели обращались к тесной связи литературы и истории при написании своих произведений, но каждый подходил к раскрытию этой темы по-своему. Говоря об исторических сюжетах в художественной литературе, следует обратиться к особому жанру, в полной мере отражающему принцип историзма – исторической прозе, основоположником которой справедливо считать В. Скотта (романы «Айвенго», «Уэверли, или Шестьдесят лет назад»). Исторический роман же в русской литературе встречался в творчестве Н. М. Карамзина («Наталья, боярская дочь»), А. С. Пушкина («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»), Л.Н. Толстого («Война и мир»). На страницах этих произведений явственно чувствуется наследие богатой русской истории, её подлинно живительной силы для каждого из нас. Анализируемый в этой работе роман «Пётр Первый» А.Н. Толстого является ярким примером роли исторических фактов в написании произведения.

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в нынешнее время крайне важно сохранять достоверность при отражении любой исторической эпохи. Большинство современных писателей, изображая в своих произведениях какой-либо исторический период, искажают факты, пренебрегая принципом историзма, а это недопустимо.

Гипотеза: В романе «Пётр Первый» А. Н. Толстой наиболее достоверно отразил сущность эпохи правления Петра I.

Цель работы: на примере романа «Пётр Первый» обосновать необходимость синтеза исторических фактов и художественного вымысла при написании исторической прозы.

Задачи: 1. Охарактеризовать Толстого как писателя-историка;

2. Проанализировать особенности исторического романа как жанра;

3. Подвергнуть анализу историю создания романа и эпоху правления Петра I;

4. Проанализировать хронотопы романа;

5. Классифицировать героев романа на вымышленных и реальных;

6. Внести данные в сопоставительные таблицы;

7. Сделать вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведённый анализ романа может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях.

Анализ источников: примечательно, что творчество А. Н. Толстого стало предметом исследования многих отечественных филологов. Так, например, в работах А. В. Алпатова(2) и А.С. Акимовой(1) оно открывается нам совсем с другой стороны: всесторонний анализ стиля писателя, классификация его произведений – таковы основные направления анализа этих учёных. Британский историк М. Андерсон(3)в своей монографии «Пётр Великий» также обращается к роману Толстого для того, чтобы в полной мере раскрыть характер первого русского императора.

Вывод: творчество А.Н. Толстого достаточно хорошо исследовано, но мы попытаемся рассмотреть эту тему с точки зрения фактологии и историзма.

Глава1. Толстой как писатель-историк.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.) – замечательный русский писатель, антидекадент, в душе которого историческая наука всегда занимала особое место. Его произведения, посвященные истории России, были исполнены колоритом описываемой эпохи и в то же время, не противореча историческим фактам, дополняли их. Передавать сущность, отбрасывая все случайное — в этом заключался художественный метод Толстого при изображении исторической эпохи. Писатель использует разные по жанру произведения (исторические баллады, роман, драматическая трилогия), дабы сделать это наиболее глубоко и всесторонне.

Интерес к истории России — один из основных в жизни и настоящее, отыскивая в нем последствия страшных изломов исторической судьбы России. Более того, Толстой как писатель-историк ставит перед собой задачу: «выявить двигающие силы эпохи, разрешить проблему народа», что делает его в высшей степени новатором в своём жанре.

Обращения Толстого к истории в подавляющем большинстве вызваны желанием найти в прошлом подтверждение и обоснование своим идейным и духовным устремлениям. История предоставляла ему более широкие возможности. Углубляясь в своем творчестве — а это и исторические баллады, и поэмы, и роман «Князь Серебряный», и драматическая трилогия — вглубь веков, он пытался осознать и отобразить нравственное содержание, дух исследуемой эпохи, найти общие закономерности развития русской нации, исследовать причины обнищания русского духа. Углубляясь в прошлое, он анализировал объясняется неоднократное возвращение поэта, с одной стороны, к концу XVI - началу XVII века, а с другой – к Московской Руси. Алексей Николаевич писал о себе и об истории, пытаясь осознать собственное «я» в исторической жизни развивающегося общества. Он своим духовным опытом, воплотившимся в его литературном наследии, дарит богатый материал для осмысления исторического прошлого и будущего России.

Вывод: из вышесказанного мы приходим к совершенно логичному выводу, что природное любопытство Толстого к отечественной истории стало основополагающим фактором его становления как писателя-историка.

Глава2. Особенности исторического романа как жанра.

Жанр исторического романа, возникший в XIX веке, вызвал массу споров среди критиков и с самих писателей. Исследователи отечественной исторической литературы XIX века уже вначале становления этого жанра вели многочисленную полемику: одни были убеждены, что появление исторического романа есть явление новаторское, оригинальное, другие – что «исторический роман – сплошная ложь, тем более опасная, что автор выдаёт свои выдумки за подлинную историю романистики (С.М. Петров, А.И. Паутин, И.П. Варфоломеев). Сегодняшние филологи придерживаются иной точки зрения, считая, что исторический роман является полностью сформировавшимся жанром художественной литературы: И. П. Варфоломеев(5), например, обосновывает специфику исторической романистики на типологии главного героя, на многофункциональности художественного вымысла и его присутствии во всех компонентах произведения. Литературовед выдвигает положение о том, что авторский вымысел в историческом романе служит отображению художественной правды, если в основе вымысла лежат всесторонне изученные и заслуживающие доверия материалы об изображаемых событиях; В. И. Новиков полагает, что доминантная черта жанра исторического романа проявляется в воплощении принципа историзма, заключающего в себе временную отдаленность писателя и изображаемых событий, сохранение достоверности при изображении явлений и лиц прошлого «с использованием документов и определением границ вымысла, его характера, с воссозданием колорита эпохи, языка, обычаев».

Проведя подробный анализ, мы убеждаемся, что основными жанрообразующими признаками исторического романа выступают: 1) временная отдаленность автора и описываемых им событий, завершенность процесса, позволяющая писателю взглянуть на целостную картину прошлого с учетом исторической перспективы; 2) повествование о значимых исторических событиях, основанное на достоверных документальных материалах; 3) изображение выдающихся исторических лиц, реально существовавших людей и вымышленных персонажей, при этом центральное место в произведении может занимать любой из этих типов героя; 4) использование принципа историзма, позволяющего достоверно изобразить характерные особенности эпохи, ее реалии, местный колорит, традиции и язык; 5) синтез исторических фактов и художественного вымысла, при котором авторский вымысел не противоречит фактам, а дополняет их, то есть писатель посредством имеющихся документальных фактов домысливает потенциальные пути развития событий или своеобразные черты характеров изображаемой эпохи.

Вывод: так, для создания исторического романа автору необходимо точно соблюдать принцип историзма, объединив исторические факты и художественный вымысел.

Глава 3. История создания романа.

Работая над этим романом в течение шестнадцати лет, Алексей Николаевич Толстой более десяти лет посвятил анализу архивных документов целой эпохи. Сам Толстой, работая над первой книгой эпопеи «Пётр Первый», подчёркивал злободневность своего исторического повествования: «…Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной». Следует также сказать и о влиянии на написание романа исторической школы М.Н. Покровского, утверждавшей, будто вся внешняя и внутренняя политика Петра служила укреплению «торговой буржуазии», и в итоге сам монарх представал в роли купеческого царя, воюющего против «термидора бояр»

Воссоздать время, представляющее важнейший «узел русской жизни» - такую цель ставит в своём историческом романе А. Толстой. Приступив к работе над романом в 1929 году, писатель продолжал этот труд до последних дней своей жизни. Роман публиковался в журнале «Новый мир» с перерывами с 1929 по 1945 годы.

Весьма обширный исторический материал, исследованный писателем, лёг в основу романа: подлинные документы петровской эпохи, труды историков, мемуары современников Петра I – русских и иностранцев, - дневники, письма, дипломатические донесения и судебные отчёты. Значительную роль в процессе работы над романом сыграло изучение таких исторических источников, как архитектура, костюмы, портреты, гравюры, интерьеры, карты, планы конца XVII – начала XVIII века. Они, несомненно, помогали Алексею Толстому зрительно воссоздать обстановку далёкой исторической эпохи. Широко использовал писатель и разнообразный фольклорный материал: исторические песни, отражавшие народное представление о петровском царствовании, анекдоты и байки. Несомненный отпечаток наложило устное народное творчество и на общий склад повествования, необычайно близкий к народной речи.

Исследуя исторические материалы, писатель выделяет наиболее типичные для языка XVII-XVIII веков слова, выражения и старается выбрать прежде всего те обороты речи, которые бы несли колорит страны, но одновременно были близки и понятны современному читателю. Например, в первом томе (книга первая) мы можем прочесть следующее предложение, соответствующее нормам литературного русского языка допетровской эпохи: «На кольчуги денег нехватило, одел их в тигелеи, хотя и робел, — как бы на смотру не стали его срамить и ругать: не по верстке-де оружие показываешь, заворовался…

Анализируя историю создания каждого литературного произведения (а в особенности – исторического романа), необходимо особенно подробно описать документальные источники, на которые опирался автор. Известно, что А. Н. Толстой при написании романа «Петр I» широко использовал труды отечественных историков, посвященные концу XVII – начала XVIII веков. Одним из таких трудов является «Слово и дело государевы» Н. Я. Новомбергского - известного профессора Томского университета по истории русского права и медицины, экономиста и политика. В этой двухтомной работе им были подобраны и представлены акты памятников деловой письменности до Уложения царя Алексея Михайловича (1649 г.). В первом томе помещены судопроизводительные дела, связанные с обвинениями царя и его приближенных, а также сведения о системе правопорядка на Руси XVII - XVI В нём даны описания «доносов», «показаний», «ложных слов», «указов», «объявлений», «изветов», «сысков» и.т.п. В приложении ко второму тому «Колдовство в Московской Руси XVII столетия» даются интересные и живые описания жизни русского народа того времени. Это произведение дало возможность А. Н. Толстому на основании исторических фактов характеризовать саму сущность русского народа допетровской России, удалось передать национальный характер этих людей. Как не вспомнить эпизод первой части романа (том первый), иллюстрирующий самобытность того самого народа, передающий оттенок повседневной жизни в Российском Царстве: «Мимо шёл посадский в заячьей шапке, пухлый мужик с маленькими глазами. На животе у него, в лотке под ветошью, дымились подовые пироги…»

Однако необходимо заметить, что в процессе написания романа А. Н. Толстой анализировал и обрабатывал не только «Слово и дело государевы» Н. Я. Новомбергского, но и другие письменные источники. Ими являлись «Письма и бумаги императора Петра Великого», «Письма Петра I к царице Наталье Кирилловне и сестре Наталье Алексеевне», «Переписка Петра I с Екатериною Алексеевной», «Письма царицы Софьи к князю Василию Голицыну» и другие. Этот материал, хранящийся в архивах, помог писателю лучше узнать эпоху и личность Петра, его нравы и характер, его помыслы, отношение к близким и окружающим его людям.

Вывод: из вышенаписанного мы подходим к умозаключению, что Толстой, работая над созданием романа, изучил все возможные исторические источники, посетил немалое количество архивов, не изменяя принципу верности историзму. Умело соединяя свои писательские способности и талант исследователя конкретной исторической эпохи, он сумел по-новому подойти к написанию литературного произведения.

3.1.Характеристика Петра I и эпохи его правления.

Нет сомнения, что в основе любого исторического романа лежит какая-то значимая эпоха или личность, оказавшее большое влияние на прошлое человечества. Совершенно ясно, что в анализируемом нами произведении личность Петра I и эпоха его правления является главными объектами анализа. Так какая же она, славная петровская эпоха?

До наших дней не утихают споры вокруг личности и деятельности первого всероссийского императора. Но даже ярые противники его реформ не могут отрицать того, что Петру удалось создать могущественное абсолютистское государство и добиться признания России как международной державы. Его титул «Великий», полученный им от потомков, совершенно справедлив, ведь за время его правления Россия обрела выход к морю, появился военный и торговый флот, регулярная армия; металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные предприятия; экспорт товаров впервые превысил импорт. Изменения, проведённые Петром, затронули все социальные слои, а также потребовали реформы образования. Были созданы школы – от начальных, обучающих грамоте, до специальных – Навигацкой, Медицинской и прочих. Страна претерпела столь масштабные изменения, что даже беглый рассказ о них неизменно потребует продолжения.

Оценивая значение петровских преобразований, историки высказывают самые различные, порой противоположные мнения. Одни считают его выдающимся реформатором, другие полагают, что реформы, поспешно ломая устоявшийся порядок, не достигали поставленных целей.

С одной стороны, утверждают, что Пётр создал новую Россию. С другой – возражают, что его преобразования явились продолжением давно созревавших предпосылок. Жестокость и беспощадность, с которыми он действовал, по мнению многих, нарушали естественный рост новых сил в стране и даже затормозили её развитие. Славянофилы и западники – само это разделение уже является следствием петровского периода – по сей день спорят о том, насколько самобытным должен быть путь России и стоит ли ей ориентироваться на западные достижения.

Актуальность продолжающихся по сей день дискуссий свидетельствует о том, что перелом, произошедший в ходе петровских преобразований, был коренным и затронул глубинные движущие силы России. Пётр I был истинным сыном своей страны и эпохи, и так или иначе это дало ему выбор осуществить то, что он сделал, и именно тем путём, которым он смог пройти. «Великая держава, одна из самых могущественных на море и безусловно самая могущественная на суше, - вот чем было Русское государство в системе других стран к моменту смерти Петра», - писал Е. В. Тарле в своей работе «Русский флот и внешняя политика Петра I». Таково-то значение петровской эпохи в истории нашего Отечества, на события которой и опирался А. Н. Толстой, работая над своим историческим романом.

Однако нам также необходимо дать и развёрнутую характеристику столь неординарной личности, её интересов, мировоззрений, жизни. Несомненно, с личностью Петра I связано укрепление Российского государства. Оно, как уж упоминалось выше, преодолело отсталость от передовых страны Западной Европы и заметно продвинулась вперёд по пути экономического и культурного развития. Царь (а с 1721 года – «Император Всероссийский») предано служил Отечеству. Ставя превыше всего идею «государственного интереса». Он внёс огромный личный вклад в управление Россией, привлекая к участию в делах одарённых и талантливых людей. Своим неустанным трудом и самопожертвованием во имя блага державы Пётр Великий снискал благодарность потомков.

Нужно заметить однако, что столь неутомимый нрав Петра Алексеевича являлся прямым следствием его характера. Природа щедро наградила будущего царя и императора живостью, любознательностью, умением ориентироваться в любых обстоятельствах. Пётр был деятелен и стремился больше узнать об окружающем его мире, овладеть полезными ремёслами, постичь разные науки. Его пытливый ум не знал пределов. Есть исторический факт, в полной мере подтверждающий это суждение. Боярин, князь Яков Фёдорович Долгоруков в 1687 году перед отъездом в посольство во Францию поведал Петру, что для измерения расстояния до определённого места, не приближаясь к нему, существует особый прибор – астролябия. Царь заинтересовался диковиной и попросил князя купить астролябию в Париже. Год спустя она была вручена государю. Но никто из окружения Петра не знал, как ею пользоваться. Специалист нашёлся в Немецкой слободе. Им оказался голландец Франц Тиммерман, который объяснил Петру устройство прибора и показал, как оно работает. Пётр был счастлив полезным знакомством и позже стал брать у Тиммермана уроки математики и фортификации. Этот факт явственно иллюстрирует пытливость ума юного царя и его необыкновенную работоспособность.

Необходимо сказать и о том, что с ранних лет Пётр увлекался военным делом. Его «потешный» арсенал был перевезён в село Преображенское. Постепенно на смену игрушкам пришло боевое оружие. В государеву вотчину из Москвы прибывали возы с пищалями, шпагами, протазанами, свинцом и порохом. Когда Петру исполнилось 14 лет, эти сборы стали отнюдь не детскими играми. Он набрал из сверстников знатного и «подлого» происхождения два «потешных» полка, названных по местам расквартирования в подмосковных сёлах – Преображенским и Семёновским. Со временем юных солдат, по приказу Петра, одевали в иноземное платье, снабдили настоящими ружьями и пушками и поставили под начало офицеров-иностранцев, проживавших неподалёку, в Немецкой слободе. В окрестностях Преображенского был возведён военный городок, обнесённый деревянными стенами, имевший казармы для «потешных» солдат и арсенал для хранения оружия.

Вскоре у Петра появилась ещё одна страсть – флот. В 1688 году прогуливаясь с Францем Тиммерманом по государеву селу Измайлову, он набрёл на полузаброшенный Льняной двор. Там в одном из сараев среди рухляди он обнаружил бот – небольшое судно, построенное по указу государя Алексея Михайловича голландскими мастерами, так и оставшееся лежать на суше «в неупотреблении». Тиммерман изъяснил Петру, что одномачтовый бот может ходить под прусом не только по ветру, но и против него. Тотчас же в его душе вспыхнуло любопытство ко всему кораблестроению, и было решено обучать царя мореходному делу на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. Это увлечение заставило Петра заняться не только математикой, но и соответствующими прикладными дисциплинами. Шотландец генерал Гордон, прослуживший немало лет в России, обучал его тактике. Думный дьяк Андреас Виниус, фриз по национальности, преподавал ему латинский и голландский языки. Одновременно Пётр изучал токарное дело, активно занимался фехтованием и верховой ездой, а также осваивал пиротехнику. А через несколько десятков лет в 1697-1698 годах Пётр под именем «Петра Михайлова» отправится в «Великое посольство» - неофициальный вояж по западноевропейским государствам с целью перенять их технический и естественнонаучный опыт, который позднее станет основой для будущих реформ уже в своём Отечестве.

Вывод: так, благодаря отменным чертам характера, любви к труду и ясно поставленной перед собой задачей, Петру удалось совершить те великие, судьбоносные изменения, которые сделали Россию подлинно великим государством, а эпоха его правления стала синонимом величия и славы.

Глава 4. Хронотопы в романе.

Глубоко убеждён, что прежде чем мы перейдём к описанию примеров хронотопов в романе, необходимо дать полное и ясное толкование этого термина. «Хронтоп (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии». Необходимо отметить, что хронотоп и художественный образ являются ключевыми понятиями литературоведения. Как и художественный образ, хронотопы выполняют в художественном тексте следующие функции: структурирование и организация мира произведения, обеспечение художественного единства произведения, объективация художественных и культурных смыслов литературного произведения. Основные виды хронотопов в диахроническом аспекте были выделены М. М. Бахтиным, выдающимся русским философом и литературоведом: фольклорный, авантюрный, авантюрно-бытовой, автобиографический, идиллический, исторический. Особое внимание в этой работе необходимо уделить историческому хронотопу: он характеризуется местом и временем события или основными историческими фактами. Основа данного хронотопа – подлинность, так как исторические факты доминируют над художественным вымыслом: объект или фон изображения – историческая действительность. Так, в рассматриваемом нами романе «Пётр Первый» реализован хронотоп, «пропитанный» духом времени. Однако следует заметить и то, что исторический хронтоп является также и способом изображения художественного мира произведения, из-за чего не может не происходить искажение реальности независимо от жанра. Тенденция подобного характера наблюдается в романах «Петербург» А.Белого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Таковы теоретические положения хронотопов.

После того, как нами было дано теоретическое определение термина «хронотоп», уместно было бы привести их примеры из романа:

1.Смерть царя Фёдора Алексеевича. Время – 27 апреля (7 мая) 1682 года. Место действия – Грановитая палата, Москва.

Этот хронотоп крайне важен для понимания исторической составляющей романа, ведь после смерти Фёдор Алексеевича, который не оставил прямых наследников, на российский престол были выдвинуты сразу две кандидатуры: 10-летний царевич Пётр (сын Натальи Кирилловны Нарышкиной) и 16-летний Иван (сын Марии Ильиничны Милославской). Больно переживали смерть своего государя бояре и народ. Об этой искренней скорби свидетельствует сцена из первой главы (книга первая) романа: «… - теснясь, пихаясь в дверях, бояре спешили к умершему, падали на колени, ударялись лбом о ковёр и, приподнявшись, целовали уже сложенные его восковые руки.» Наконец атмосферу в царских покоях в тот день автор характеризует как «сумрачную и безжизненную».

2.Восстание стрельцов («Хованщина»). Время – 15 мая 1682 года. Место действия – Москва.

Далее в романе иллюстрируется ещё одно историческое событие – восстание стрельцов, подстрекаемое сторонником царевны Софьи – Иваном Хованским. Причиной этого бунта стал конфликт между двумя боярскими кланами: Нарышкиными и Милославскими. Велико и ужасно было это восстание: погибло более 2000 московских жителей. А. Н. Толстой в своём произведении так описывает окончание этого подлинно кровавого выступления: «Пошумели стрельцы. Истребили бояр…» Результатом этого события стало венчание на царство одновременно двух царей — малолетних братьев Фёдора — Ивана и Петра, при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны. В романе это описано так: «В Москве стало два царя – Иван и Пётр, и выше их – правительница, царевна Софья… Время остановилось. Ждать нечего.» Читая роман, явственно чувствуется страх и тревога писателя за своих героев в тот момент, когда совершается это ужасное событие.

3.Знакомство Алёшки Бровкина и Алексашки Меншикова с юным Петром на рыбалке. Время – не ранее 1685 года. Место действия – берег реки Яузы.

Следующий хронтоп представляет собой соединение исторических фактов и художественного вымысла. Многие историки твёрдо убеждены, что первая встреча «удалого» Сашки Меншикова (будущий светлейший князь А. Д. Меншиков) и юного Петра произошла именно тогда, когда ему уже исполнилось 14 лет: не по возрасту смышленый и крепкий юноша приглянулся будущему императору, и тот сделал его своим денщиком. А.Н. Толстой же, описывая эту встречу, использует художественный вымысел и одновременно не пренебрегает принципом историзма: «У ворот и по лугу бегали женщины, крича кого-то, — должно быть, искали мальчика. Но он, сердито сидя за лопухами, и ухом не вел…— Ты кто, чей? Мальчик... — А вот велю тебе голову отрубить, — проговорил мальчик глуховатым голосом, — тогда узнаешь. Сейчас же Алешка шепнул Алексашке: — Что ты, ведь это царь, — и бросил удилище, чтобы бежать без оглядки.» Несомненно, этот хронотоп является ярким подтверждением того, что автор произведения хорошо знаком с историческими источниками.

4.Свадьба Петра и Евдокии Лопухиной. Время – 6 февраля 1689 года. Место действия – село Преображенское.

Иллюстрируя это крайне важное событие в жизни главного героя произведения, автор ставит перед собой задачу перенести на бумагу суть той традиции, которой издревле на Руси предавали большое значение - свадьбы. Однако постоянно увлечённый делом и жадный до знаний Пётр вёл очень насыщенную жизнь, сначала постигая самые различные умения, а впоследствии находясь в центре государственных проблем, крайне мало времени проводил с женой, да и никакого сердечного влечения к ней не испытывал. Толстой же в своём романе так описывает это событие: «Так вступили в Кремлёвскую палату. Невесту посадили под образа. Миску с хмелем, мехами и деньгами, блюда с караваями поставили на стол, где уже расставлены были солонки, перечницы и уксусницы. Сели по чину…»В конце концов, после осознания того, что Евдокия была избрана царю в невесты не по воле сердца, Пётр отправил свою жену вместе с малолетним сыном Алексеем «в Суздаль, в монастырь, навечно — слезы лить», а ее место заняла Анна Монс – одна из самых красивых девиц Немецкой слободы, куда молодой царь наносил весьма частые визиты, дабы взглянуть собственными глазами на повседневную жизнь европейцев.

5.Осада и взятие Нарвы русскими войсками. Время- 26 апреля – 20 августа 1704 года. Место действия – Принаровье.

Этот хронотоп также является отражением значимого исторического события. К устью Нарвы подошли шведские корабли. Петр бросил все свои силы туда, и русские «войска обложили Нарву подковой, упираясь в реку выше и ниже города». Защитник крепости генерал Горн не желал сдавать ее, и жители очень страдали от этого. По совету Меншикова царь применил военную хитрость. Четыре полка переоделись в шведское платье и выкрасили пушки в цвет шведского флага. Маневр удался и в ходе «машкерадного боя» была взята Нарва. Петр назначил губернатором города верного Меншикова и дал ему ровно «час остановить кровопролитие и грабеж». Упрямца Горна он велел увести в тюрьму «через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих». Таким образом, автор как бы подводит итог первым преобразованием молодого царя.

Вывод: подвергнув глубокому анализу эту часть работы, мы заключаем, что хронотоп является ключевым понятием в литературоведении, а также помогает обеспечить художественное единство произведения.

Глава 5. Герои романа.

Переходя к повествованию о главных героях романа, крайне важно дать характеристику историческим и вымышленным действующим лицам. Совершенно очевидно, что постановка вопроса подобного характера требует большого внимания к ним, ведь они составляют основу любого литературного произведения. Однако в исторических романах героями зачастую выступают не только реальные исторические деятели, но и вымышленные персонажи. В чём же заключалась их необходимость для Толстого? Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, необходимо сначала проанализировать и реальных, и вымышленных персонажей в романе, а затем сопоставить эти умозаключения с представлениями автора.

5.1. Исторические лица в романе.

1.Пётр I Алексеевич(рис.1) (1672-1725 гг.) – Государь, Царь и Великий князь Всея Руси (1682-1721) и Император Всероссийский (1721-1725 гг.). Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли. Примечательно, что французский философ Анри де Сен-Симон дал такую характеристику первому императору России: «Всё в нём показывает широту его познаний и нечто неизменно последовательное. Он соединил в себе совершенно удивительным образом величие самое большое, самое гордое, самое мягкое, самое постоянное и вместе с тем ничуть не стесняющее, после того как он утвердил со всей уверенностью, с вежливостью, в которой чувствуется это величие всегда и со всеми.» Трудно найти человека, который бы не согласился с этой характеристикой подлинно великой личности, совершившей грандиозные преобразования в «закостенелой стране московитов».

2.Софья Алексеевна(рис.6) (1657-1704 гг.) - правительница-регент Российского царства (1682-1689 гг.). А. Н. Толстой характеризует Софью как властолюбивую женщину, имеющую, однако, острый ум. Она представляется нам коренастой, ширококостной, с большой головой, некрасивой женщиной. Эта властная, хищная, способная на коварство и преступление женщина самозабвенно увлечена борьбой за власть. Втянутая в дворцовые интриги, она стала средоточием всего того старого, варварского, с чем повел свою борьбу впоследствии Петр. В момент решительной схватки с братом она проигрывает. А. Толстой, противопоставляя образ Софьи образу Петра, дает возможность лучше почувствовать его величие. В период своего правления Софья стремилась навести порядок в стране, законодательно боролась со староверами, но наибольшее внимание честолюбивая царевна стремилась уделять внешней политике: в 1686 году подписала выгодный для России «вечный мир» с Речью Посполитой, а в 1689 году был заключён Нерчинский договор между Россией и Китаем. Примечательно также, что в историю она вошла и как покровительница наук: в 1687 году в Москве открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

3.Меншиков Александр Данилович(рис.5) (1673-1729 гг.) – Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703-1724) – ближайший соратник Петра. С детства Меншикова отличают ловкость и изворотливость. Алексей Бровкин, увидев его впервые, думает: «Ох, должно быть, бойкий мальчуган…». Меншиков мастер на все руки. В доме посадского «в руках у него все так и горело, и все — с шуточками». Толстой иллюстрирует его как любопытного, артистичного, жадного до знаний юношу. Будучи сыном конюха, в детские годы торговал пирогами. Смышлёного мальчика с приятной внешностью взял к себе в услужение Ф. Лефорт, швейцарец на русской службе. С 1686 года – он уже денщик Петра, который затем становится бомбардиром Преображенского полка. Он постоянно находился рядом с Петром, участвовал в Азовских походах 1695-1696 гг., в Великом посольстве 1697-1698 гг., чем заслужил искренне признание первого русского императора.

4.Лефорт Франц Яковлевич(рис.4) (1656-1699 гг.) - ближайший помощник и советник царя Петра I. С угла зрения писателя, Лефорт предстаёт перед взором читателя как проводник молодого царя в лоно западноевропейской культуры. Именно он способствовал тому, что молодой Пётр всё более и более отходил от старых русских порядков и обычаев. Юный царь даже заказал себе немецкое платье и шпагу, правда, появлялся в таком наряде только в немецкой слободе. Один из современников так отзывался о Лефорте: «Он наделён от рождения счастливейшими дарами и талантами, как тела, так и ума и души. Он был отличный ездок и в совершенстве владел оружием… Что касается его чувств и образа мыслей, то…он имел возвышенную и благородную душу. Он был и враг лести и тщеславия». Смерть своего самого близкого соратника в марте 1699 года вследствие горячки Пётр I воспринял крайне болезненно. Узнав о его смерти, он воскликнул: «Я потерял самого лучшего друга моего, в то время, когда он мне наиболее нужен…»

5.Катерина(рис.2) (Марта Скавронская, будущ. Императрица Екатерина I) (1684-1727 гг.) – спутница, а впоследствии и супруга Петра Великого. Писатель характеризует её как добродушную, нетребовательную и терпеливую женщину, способную произвести самое положительное впечатление на мужчин. Вопросы о происхождении Марты не стихают между историками до сих пор: была ли она шведкой или родилась в латышской крестьянской семье - неизвестно. В России она оказалась после осады крепости Мариенбург во время Северной войны (1700-1721 гг.) в качестве пленной. Позже её заметил государев фаворит Александр Меншиков и забрал прекрасную пленницу в свой обоз. У Меншикова Петр Алексеевич и встретился с Мартой, которую увидел среди слуг и затребовал к себе. Она покорила сердце Петра не только красотой, но и добрым нравом, ласковым обращением и бескорыстием. Знаменательно, что лишь она могла совладать с царём в припадках гнева, умела лаской умерить приступы судорожной головной боли Петра, тревожащую императора в последние годы жизни. Несомненно, что даже литературный образ Екатерины вызывает восхищение читателя.

6. Карл XII(рис.3) (1682-1718 гг.) – король Швеции с 1697 года, одарённый полководческим талантом. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывая об интересах своего государства на внешнеполитической арене. С угла зрения же исторической науки, Карл являлся олицетворением могущественного монарха великой державы. На это указывает и тот факт, что он получил прекрасное по меркам того времени образование (говорил на трёх языках, изучал фортификацию, военное дело, архитектуру и др.), а после смерти отца - Карла XI – принимал самое активное участие в работе регентского правительства, его компетенция в политических делах способствовала необычайно раннему провозглашению Карла совершеннолетним. Имея подлинно великий талант полководца, он управлял лучшей армией во всей Европе, считавшейся «непобедимой». Вступив в Северную войну (1700-1721 гг.), он разбил датский флот и высадился в Зеландии в 1700 г., но потерпел сокрушительное поражение под Полтавой через девять лет. Страдая манией величия, на что Толстой также обращал внимание, он, тем не менее, остался в памяти потомков королём-воином, национальным символом Швеции.

5.2. Вымышленные герои романа.

1. Бровкин Алексей Иванович, Алёшка — герой романа А.Н. Толстого «Петр Первый», сын крестьянина, крепостной помещика Василия Волкова, он же барабанщик потешного полка в Преображенском. С детства отличался основательностью в делах, совестливостью, терпением. От отца переходит к нему убеждение: «дело мужицкое, надо терпеть». Алёшка Бровкин играет немаловажную роль в романе. Именно этот герой олицетворяет душу русского крестьянского юноши на рубеже XVII – XVIII веков, когда нерушимая сословно-представительская система средневековой Руси меняется на принцип «знатность по годности считать». Впервые встретившись с царевичем в с. Преображенском близ реки Яузы, он приводит в восторг будущего первого русского императора бесподобной игрой на барабане. Вот что пишет Толстой по этому поводу: «Петр кинулся к нему, схватил за уши, удивясь, глядел в глаза; несколько раз поцеловал». Так решается судьба Алешки. Он становится барабанщиком первой роты в потешных войсках Петра. Через несколько лет он уже денщик самого государя, а затем – участник первых сражений в Северной войне. Таким образом, Алёшка является, по сути дела, олицетворением русского народа в эпоху его коренных перемен, народа, которого ведёт к величию Император и Самодержец Всероссийский.

2. Бровкина (Волкова) Александра Ивановна, Сашка –героиня романа А.Н. Толстого «Пётр Первый», дочь крепостного крестьянина, а затем и купца Ивана Бровкина. Яркий образ Саньки Бровкиной Толстой изображает в развитии, то есть в романе показано, как из деревенской девчонки Санька превращается в Александру Ивановну Волкову. После того как дворянин Волков взял ее в жены (сватом был сам Пётр), она стала обучаться иностранным языкам, перенимать светские манеры. Автор с иронией воспроизводит в речах своих персонажей смешение иностранных языков с русским, переплетение «французского с нижегородским». Описывая новый быт, неумело пересаженную на неготовую почву культуру, нелепо сидящую иногда одежду на женщинах, автор с некоторой долей иронии говорит о стремлении многих женщин оказаться первооткрывательницами этого дивного, прежде невиданного мира. А. Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоев петровского общества. Именно благодаря разнообразию женских образов мы глубже чувствуем в произведении далекую петровскую эпоху, колорит описываемых событий в России в начале XVIII века.

Вывод: Таким образом, подвергнув глубокому анализу исторических и вымышленных героев романа, мы приходим к совершенно объективному выводу, что Толстой вводит вымышленных героев в роман для того, чтобы с их помощью проиллюстрировать жизнь русского народа, связь поколений на рубеже эпох. Каждый вымышленный герой – это отражение национального характера, самобытности русского народа, перемены в жизни которого открывают для него совершенно неизведанный путь приобщения к культурным ценностям Европы.

Глава 6. Сопоставительные таблицы.

6.1. Таблица «Хронтоп – Исторический факт»

Хронотоп

Документ (исторический факт)

1.Смерть царя Фёдора Алексеевича.

«Государь Федор Алексеевич, бедный отрок, мало отведавший радостей семейной жизни, духом стремившийся к высоте, но удрученный болезнями сверх меры, скончался 27 апреля 1682 года — вскоре после того, как тусклое солнце московской весны перевалило зенит…По всей видимости, причиной смерти стало давнее его нездоровье. Скорее всего, царь отошел мирно — не убит открытой силой и не погублен тайным злодейством. В худшем случае, можно предполагать дурное влияние бунтовских настроений в Москве на государево душевное спокойствие, а значит, и на здоровье.»

Д. М. Володихин, «Царь Фёдор Алексеевич».

2.Восстание стрельцов («Хованщина»).

«…Руководители стрельцов попытались, используя всеобщее недовольство, поставить в качестве главы Российского государства начальника Стрелецкого приказа князя И. А. Хованского. Софье вовремя удалось пресечь выступление стрельцов. И. А. Хованский был обманом вызван к Софье, схвачен и казнён (1682). Стрельцы пришли вповиновение. Власть перешла к царевне Софье…»

Учебник «История России. Изд. МГУ».

3.Знакомство Алёшки Бровкина и Алексашки Меньшикова с юным Петром на рыбалке.

Данные отсутствуют. Сцена является художественным вымыслом.

4.Свадьба Петра и Евдокии Лопухиной.

«Общеизвестным является факт женитьбы русского царя Петра I (1682-1725) на Евдокии Фёдоровне Лопухиной (1669-1731) в январе 1689 года. Венчание состоялось в церкви Преображенского дворца Петра и Павла… Видимо, любовь между молодыми супругами – а Евдокия была на три года старше своего мужа – продолжалась лишь первые годы брака. Виной тому были несложившиеся отношения Евдокии и матери Петра.., и, возможно, сложный характер самой Евдокии…»

И. С. Седов, «Первый брак Петра I».

5.Осада и взятие Нарвы русскими войсками.

«…Этот выход к морю, такой желанный и завоёванный такой дорогой ценой, Пётр никогда не собирался отдавать. Следующие три года принесли новые большие территориальные приобретения. Летом 1704 года Дерпт и Нарва пали под натиском российской армии, пронеся славу русского оружия над всем балтийским побережьем…»

М. Андерсон, «Пётр Великий».

Вывод:настоящая таблица помогла нам ещё раз твёрдо убедиться в важности хронотопа как понятия литературоведения и позволила нам осознать тесную связь исторических процессов с композицией литературного произведения.

6.2. Таблица «Герой – Реальная личность».

Герой

Реальная личность

1.Царь Пётр I Алексеевич

Пётр I Алексеевич (1672-1725 гг.) – Государь, Царь и Великий князь Всея Руси (1682-1721) и Император Всероссийский (1721-1725 гг.).

2.Царевна Софья

Софья Алексеевна (1657-1704 гг.) - правительница-регент Российского царства (1682-1689 гг.)

3.Алексашка Меншиков

Меншиков Александр Данилович (1673-1729 гг.) – Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703-1724) – ближайший соратник Петра I

4.Франц Лефорт

Лефорт Франц Яковлевич (1656-1699 гг.) - ближайший помощник и советник царя Петра I.

5.Катерина

Марта Скавронская, будущая Императрица Екатерина I) (1684-1727 гг.) – спутница, а впоследствии и супруга Петра Великого

6.Карл XII

Карл XII (1682-1718 гг.) – король Швеции с 1697 года, последний европейский монарх, погибший на поле боя

7.Алёшка Бровкин

Не имеет исторического прототипа. Вымышленный персонаж.

8.Сашка Бровкина

Не имеет исторического прототипа. Вымышленный персонаж.

9.Князь Ромодановский

Ромодановский Фёдор Юрьевич (1640-1717 гг.) – ближайший советник царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича, князь-кесарь Русского царства (1697-1698 гг.), начальник Преображенского приказа розыскных дел (1686 -1717 гг.). сыграл решающую роль в подавлении Стрелецкого бунта (1698) в отсутствии в стране Петра

10.Анна Монс

Монс Анна Ивановна (1672-1714 гг.) – фаворитка Петра I.

Вывод: проанализировав героев романа, мы приходим к выводу, что в произведении преобладают исторические персонажи. На основе этих умозаключений мы имеем право говорить о первостепенной важности для Толстого этих героев, поскольку их описание и введение в повествовательный процесс составляют основу принципа историзма, которому писатель был верен на протяжении всего написания романа.

Глава 7. Заключение.

А. Н. Толстой долгие годы интересовался личностью Петра Первого и собирал данные, которые позволили ему с точностью до деталей восстановить картину петровской эпохи. Нет сомнения, что роман «Петр Первый» - вершина творчества А. Н. Толстого. И Алексей Николаевич блестяще справился с поставленной задачей: перенести на бумагу самые достоверные факты эпохи правления Петра Великого, соединив их с художественными средствами выразительности, реальными и вымышленными героями, хронотопами и др.

Проводя наше исследование, мы охарактеризовали Толстого как писателя-историка, проанализировали особенности исторического романа как жанра, подвергнули глубокому анализу историю создания романа и эпоху правления Петра I, проанализировали хронотопы романа, классифицировали героев романа на реальных и вымышленных, внесли данные в сопоставительные таблицы. Наша гипотеза нашла своё подтверждение: в романе «Пётр Первый» А. Н. Толстой наиболее достоверно отразил сущность эпохи правления Петра I.

«Что привело меня к эпопее «Пётр Первый»? Наверное, меня увлекало ощущение полноты «непричёсанной» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер»,- говорил А. Н. Толстой о причине выбора столь обширной и вместе с тем увлекательной темы для написания романа, который и по сей день остаётся эталоном русской исторической прозы.

Список использованной литературы.

  1. Акимова А. С. Исправленный «Пётр Первый»: К истории текста романа А. Н. Толстого Studia Litterarum. — 2016. — Т. 1, № 3—4.

  2. Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. — М.: Учпедгиз, 1956 г.

  3. М. Андерсон. «Пётр Великий». Ростов-на-Дону 1997 г. — Изд. «Феникс».

  4. Беспятых Ю. Н. Александр Данилович Меншиков: Мифы и реальность. — СПб.: Историческая иллюстрация, 2005.

  5. Володихин Д.М. «Царь Фёдор Алексеевич». – М.: Молодая гвардия,2013.

  6. Варфоломеев И. П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. — Ташкент: Укитувчи, 1984

  7. Григорьев Б. Н. Карл XII, или Пять пуль для короля. — М.: Молодая гвардия, 2006.

  8. Журнал «Князья, цари и императоры России. Пётр 1. Великий реформатор. № 2.» - М.: Де Агостини,2015г.

  9. Журнал «Князья, цари и императоры России. Пётр 1. Первый император. №22» - М.: Де Агостини, 2015г.

  10. Новомбергский Н. Я. 2004. Слово и дело государевы. Процессы до издания Уложения Алексея Михайловича 1649 года. Т.1, Москва: Языки славянской культуры.

  11. Новомбергский Н. Я. 2004. Слово и дело государевы. Материалы. Приложение: колдовство в Московской Руси. Т.2, Москва: Языки славянской культуры.

  12. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2022.

  13. Павленко Н. И. Лефорт. — М.: Молодая гвардия, 2009.

  14. Пушкарев Л. Н. 1975. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. Москва: Наука.

  15. Стрелецкий бунт 1682 года – участники, причины и итоги: https://rusistori.ru/russkoe-tsarstvo/streletskiy-bunt-1682/?ysclid=lhm18qnyb9994225969.

  16. Приложения.

Рис.1.Жан — Марк Натье. Рис.2.Жан — Марк Натье.

Портрет Петра Первого.(1717 г.) Портрет императрицы Екатерины I. (1717 г.)

Рис.3.Майкл Даль. Рис.4. Михаль ван Мюссер. Рис.5.Неизвестный художник

Портрет Карла XII.(1710-1717 гг.) Портрет Франца Лефорта.(1698 г.) Князь А. Д. Меншиков.(1720)

6.И. Е. Репин Царевна Софья (1879 г.)

Просмотров работы: 832