Введение
В современном мире информационное пространство регулярно расширяется. Чаще всего информационное пространство быстро отвечает на события, которые происходят в мире, на «злобу дня».
Если анализировать медиапространство сегодняшнего дня, то можно отметить, что оно представлено разными видами информации: аудио, видео, текст, рисунок, фото и т.д. Особое место занимает креолизованный текст – текст, состоящий из разнородных частей, ярким примером которого является плакат.
Плакат с давних времен представлял собой информацию, свидетельствующее о событии, которое имело большое значение в жизни общества.
С момента начала специальной военной операции РФ по защите Донбасса и денацификации, демилитаризации Украины, Минобороны РФ публикует постеры. Одними из таких постеров являются плакаты серии «Герои Z».
Какие идеи и смыслы отражают плакаты серии «Герои Z»? Каковы особенности плакатов, посвященных СВО? Являются ли плакаты, посвященные СВО, источником, запечатлевшим свершившиеся события? Данные вопросы определили проблему исследования.
Объект исследования: плакаты, посвященные специальной военной операции, от МО РФ - «Герои Z».
Предмет исследования: особенности дизайна, языковые особенности плакатов, посвященных специальной военной операции, от МО РФ - «Герои Z».
Гипотеза: плакаты СВО являются историческим источником - документом материальной культуры, непосредственно отразившим исторический процесс и запечатлевшим отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.
Цель: определить особенности дизайна, языковые особенности плакатов, посвященных специальной военной операции от МО РФ - «Герои Z».
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты создания плаката: понятие, виды, функции, принципы.
2. Провести визуальный анализ плакатов «Герои Z».
3. Провести лингвистический анализ плакатов «Герои Z».
4. Определить ключевые смыслы плакатов, посвященных СВО.
Краткий обзор используемой литературы и источников:
Теоретические аспекты создания плаката рассмотрены в работах Тарабуко Н. И. [8], Мойдиновой Б. [3].
В рамках исследования рассмотрена работа Куценко М.В. [2], который обзорно фрагментарно разбирает плакаты СВО. Куценко Максим Викторович актуализирует изучение плакатов, посвященных специальной военной операции: «Важно выработать те визуальные формы и принципы, которые бы служили ориентиром для граждан нашей страны, объединяя и мобилизуя их перед лицом общей угрозы, а также проработать те образы, которые бы позиционировали Российскую Федерацию в информационном пространстве» [2].
Данная исследовательская работа – попытка в решении вопроса определить маркеры текстов плакатов и те образы, которые посредством них создаются. Стоит отметить, что представленная тема, ввиду своей современности, практически не изучена. Информационное пространство растет каждый день, появляются новые продукты медиапространства, посвященные СВО - плакаты, баннеры, постеры, что определяет перспективы изучения и разработки данной темы.
Раздел 1. Понятие и сущность плаката
1.1. Понятие, виды и функции плаката
Слово «плакат» в русский язык пришло из немецкого в конце XVII — начале XVIII века. А сам немецкий термин plakat образовался от французского рlасаrd, что переводится как «объявление» или «афиша» [5].
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение понятию плакат:
Плакат - настенный лист крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом [4].
Плакатом называют как вид графического искусства, так и само произведение. Чаще всего это изображение крупного формата с надписями, которое объявляет или рекламирует что-либо.
Главная и основная идея плаката – быстро и точно передать информацию читателю. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-й половины XIX века. До этого плакатом называли агитационные гравюры крупного размера. Весь прошлый век плакат жил и обслуживал все информационные потребности общества, рекламирую идеи, что в основном происходило в Советском Союзе [5].
Плакат — быстрое, энергичное, знаковое сообщение, вместе со своими производными (билборд, банер, рекламная листовка) — стал неотъемлемой частью новейшего визуального пространства. Он активно формирует зрительные стереотипы в рекламе, городской среде, социальной сфере. Свидетельством того, что плакат развивается и востребован, есть многочисленные международные выставки: их темы охватывают практически весь спектр социальных, экологических, культурных и нравственных проблем общества, что делает актуальной тему исследования [1].
На сегодняшний день нет единой классификации плакатов, расходятся и мнения исследователей в выделении функций плакатов.
Был выделен ряд функций плакатов:
1. Демонстрация важных для общества ценностей, моделей поведения.
2. Донесение актуальной информации для широкой аудитории.
3. Создание стиля жизни или некой определенной идеальной модели, к которой необходимо стремиться гражданам.
4. Проблематизация общества, привлечение внимания к значимым проблемам общества.
5. Формирование общественного мнения.
6. Реклама продукции и услуг.
Плакаты бывают нескольких видов: политический, агитационный, социальный, рекламный и киноплакат или афиша. В зависимости от цели, которую хочет достичь автор плаката, он может стать коммерческим, информационным или психологическим инструментом [3].
Таким образом, плакаты не только несут какую-либо информацию, но и воздействуют на зрителя, формируя те или иные образы.
1.2. Принципы создания плаката. Значение текста в плакатах
Любой плакат подчинен нескольким принципам:
1. Однозначность — для усиления выразительности, плакатный образ должен исключать множественность толкования. Данный принцип помогает людям сразу понять суть плаката.
2. Лаконичность — темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких фраз, которые «цепляют» внимание зрителя.
3. Синхронность — использование в плакате современной по отношению к адресату эстетической системы [3].
Плакат представляет собой изображение (рисунок, фото) и текст. Тексту отводится особое место в плакате. Текст в плакатах - это не просто информационный блок или надпись, а главный аспект, который позволяет добиться новых смыслов и образов. Текст является действующим лицом в плакате. В связи с чем уделяется особое внимание использованию языковых средств, способных сделать текст информативным, воздействующим, создать образ.
Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку содержательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации.
Важнейшими требованиями, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность.
Доходчивость достигается посредством использования простых лексико-синтаксических конструкций, смысловой точности употребляемых слов и выражений, связи текста и изображения в выражении идеи плаката.
Выразительность плакатного текста обеспечивается эмоциональностью его окраски и активным употреблением изобразительно-выразительных средств языка (эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, инверсия, параллелизм).
Авторы плакатов постоянно стремиться к поиску таких языковых средств, которые обеспечат доходчивость и выразительность его текста.
Раздел 2. Лингвистический и визуальный анализ плакатов, посвященных специальной военной операции, от МО РФ - «Герои Z»
2.1. Особенности дизайна плакатов «Герои Z»
При проведении визуального анализа плакатов «Герои Z» было рассмотрено 120 изображений – постеров, посвященных специальной военной операции от Министерства обороны России. Под визуальным анализом подразумевается анализ образов изображения, дизайна плаката – визуальных эффектов, различных шрифтов и красок, обыгрывания текста и фотографий.
Критериями визуального анализа плакатов стали:
1. цветовая гамма,
2. образы,
3. детали,
4. шрифт, расположение текста.
Рис.1. Ключевые образы плакатов «Герои Z»
Основным изображением на плакатах являются российские военнослужащие, военная техника. Большинство плакатов – это реальные фотографии военнослужащих, их лица преимущественно закрыты (в целях безопасности), хорошо видно глаза – взгляд уверенный, пронзительный. Военнослужащие сфотографированы с оружием в руках, в экипировке. Военная техника представлена в действии, в огне. На плакатах появляются образы военных 40-х годов, принесших Победу в Великой отечественной войне. Подобная параллель демонстрирует идеалы, на которые стоит равняться, верность идеям предков.
Особое внимание уделено деталям - на участниках СВО есть знаки: георгиевские ленты, знамя Победы, флаг РФ.
Появляется образ космического пространства, образ бескрайнего голубого неба.
Цветовая гамма плакатов сине-серая, есть яркие элементы – огонь (желтый), небо (ярко-голубой), георгиевская лента (ярко-оранжевый).
Рис.2. Цветовая гамма плакатов «Герои Z»
Особое место на плакатах занимают символы СВО – Z, V. Латинская буква Z означает «За победу», а V — «Сила V правде» и «Задача будет выполнена».
Буква Z изображена по-разному: в огне, в белом цвете, в виде георгиевской ленты.
Шрифт текста на плакатах преимущественно белый, есть оранжевые буквы и черные, но в основном, это белый цвет. Шрифт ровный, все буквы прописные, текст занимает 1/3 пространства плаката, расположен либо снизу, либо с краю, но всегда не закрывает лицо военнослужащего.
Таким образом, можно отметить, что дизайн плакатов прост, преимущественно – это один фотоснимок, на котором изображены либо военнослужащие, либо военная техника; наличие символов СВО; емкого текста, несущего смысловую нагрузку.
2.2. Языковые особенности текста в плакатах «Герои Z»
Лингвистический анализ плакатов, посвященных специальной военной операции, от МО РФ - «Герои Z», представляет выявление особенностей текста через анализ языковых элементов, относящихся к лингвистике: словарного состава, оборотов речи, средств выразительности, фигур речи, особенностей лексики, синтаксиса.
В ходе анализа важным было раскрыть значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста.
Большое внимание было уделено семантическому анализу слов, так как слова создают смысловую основу текста, в них заложены образно-чувственные, эмоционально-оценочные и стилистические значения.
В результате анализа были выделены следующие языковые особенности текста в плакатах «Герои Z»:
1. Текст на плакатах лаконичный. Основную часть пространства занимает изображение, вербальный компонент может располагаться одновременно в нескольких секторах постера.
По структуре надписи просты, лаконичны, по синтаксическим характеристикам превалируют простые предложения (встречаются односоставные, неполные) либо словосочетания. Развернутые синтаксические конструкции представлены только при цитировании. В составе плакатов в основном отсутствует открытое выраженное обращение, поскольку адресат предельно ясен: жители России.
2. Часть плакатов отражает цель и задачи специальной военной операции на Украине. Появляются слова – цель, задача: «задача будет выполнена». Среди таких задач: «ликвидация угрозы», «против геноцида Донбасса» - освобождение Донбасса и других оккупированных территорий в ряде новых регионов РФ. На плакатах отражено понимание того, за что сражается российская армия – «мы знаем за что сражаемся».
Рис.3. Плакаты, отражающие задачи СВО.
3. Ключевые слова: победа, Родина, зов. В тексте плакатах в разных контекстах появляется ключевое слово «победа»: «за победу», «вперед к победе!», «снова победим», «воля к победе». И речь идет не только о «победе» как успехе в сражении, бою, поражении войск соперника, а гораздо шире: обращение к победе 1945 года в Великой отечественной войне, что подчеркивают контексты: «снова победим», «во славу предкам». Данное обращение неслучайно, в 1945 году удалось победить фашизм. СВО на Украине в 2022 – 2023 году направлена на борьбу с неонацизмом. Прослеживается связь времен: «Теперь уже внуки и правнуки тех, кто сражался под Москвой, отстаивал Ленинград, прошел через ужасы Сталинграда и освобождал Европу от немецко-фашистских захватчиков, идут в бой и выполняют свой исторический долг по защите людей от неонацистских формирований» [6].
Рис.4. Ключевое слово «победа».
В текстах плакатов также часто фигурируют слова «Родина» и «зов»: «Родина превыше всего», «на защиту Родины! По зову сердца», «Родина позвала». Речь идет о защите Родине, что подчеркивает смысл СВО – существующую опасность не только для Украины, но и всей нашей страны. Важным становится появление словоформ, однокоренных слов лексемы «зов»: «по зову», «позвала». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова у слова «зов» выделено три значение: первое отсылает нас к слову звать – «см. звать», второе – «призыв, клич», третье – «призыв о помощи». В плакатах представлены все три значения: и зов по внутренним убеждениям – по зову сердца, и зов со стороны жителей Украины, испытывающих угнетения нацистов. И здесь можно подчеркнуть неравнодушную позицию нашей страны к чужой беде. Поэт Расул Гамзатов писал:
Нет, я не счастлив и счастлив не буду,
Пока – пусть на том, на чужом берегу –
Умирают от голода эти люди
И я их никак спасти не могу.
Невозможно быть счастливым, когда где-то люди страдают и нуждаются в помощи. И эта позиция прослеживается и в плакатах, которые отражают реалии нашего времени. СВО как неравнодушная позиция к людям, испытывающим горе.
Рис.5. Ключевые слова «Родина», «зов»
И снова появляется историческая параллель. Фраза на плакате «Родина позвала» отсылает нас к известному всем плакату времён Великой отечественной войны, созданному художником Ираклием Тоидзе в 1941 году, «Родина-мать зовет». Родина призывает на помощь своих сыновей – защитников.
4. Тексты плакатов как отражение основной ценности – единство народа. Когда началась специальная военная операция на Украине, жители страны не остались равнодушными. Мы, школьники, начали писать письма в поддержку наших солдат, снимать флеш-мобы. Было создано много пунктов сбора гуманитарной помощи. Народ проявил свое неравнодушие, появилось много лозунгов в поддержку СВО, что нашло отражение в хештегах. Подобные хештеги, отражающие идеи единства, объединения, есть и на плакатах из серии «Герои Z»: «#вместесильнее». Идеи единства, братства прослеживаются в ряде плакатов, посвященных СВО: «станешь нам братом. Займи свое место в строю!», «наша сила в нерушимом братстве», «боевое братство», «народ и армия едины». Так, речь идет о боевом братстве, народном братстве, сплоченности многонационального народа.
Рис.6. «Единство народа — наша высшая непреходящая ценность»
Реалии жизни отражает и текст на плакатах: «напишите письмецо, нет его дороже для бойцов». Что отражает значимость поддержки, особенно моральной, которую оказывают жители страны участникам СВО.
Плакаты с текстом о единстве, сплоченности носят призывной характер: «займи», «напишите». Это актуализирует проблему единства, подчеркивает, как важно быть вместе, сплоченным народом в борьбе с нацизмом.
5. На плакатах создается образ современного защитника Отечества.
Рис.7. Образ современного защитника Отечества – участника СВО
Лингвистический анализ текстов плакатов позволил выделить качества современного защитника Отечества - участника СВО: мужество - «мужество закаляется в огне», «мужество – важнейшее качество воина»; верность, преданность – «верность и преданность – не просто слова», «верны долгу и Отечеству»»; доблесть, воля – «доблесть и воля»; решимость - «взгляд- решимость, сердце – огонь»; стойкость – «стойкость и уважение». Участник СВО – это «защитник». При создании образа участника СВО появляются такие слова, как «огонь» («мужество закаляется в огне», «взгляд-решимость, сердце – огонь»), «космос» («просто космос»). «Просто космос», «огонь» - выражения, которые пошли из Интернета и стали своеобразным мемом для того, чтобы выразить свои эмоции. Просто космос, огонь - значит, супер, классный, крутой, красивый - так выражается оценка предмета, явления или человека, восхищение им. В данном контексте выражено восхищение участниками СВО, их нравственными качествами.
6. Цитаты и реминисценции в текстах плакатов, посвященных СВО.
На большой части плакатов используются цитаты советского военачальника Константина Рокоссовского, русского полководца, основоположника русской военной теории Александра Суворова, писателя Александра Пушкина, императора Петра Великого. Что подчеркивает память предков, преемственность поколений.
Рис.8. Цитаты в текстах плакатов, посвященных СВО
В ходе лингвистического анализа были выявлены реминисценции в текстах плакатов. Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое.
Реминисценция «Не перевелись еще богатыри на земле русской» отсылает нас к песне «Богатырская наша сила - сила духа и сила воли», популярно это выражение также стало благодаря мультфильму «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» 2006 г.
Выражение «Нет уз святее товарищества» на плакате написано без кавычек и является реминисценцией, так как отсылает нас к Речи Тараса Бульбы о товариществе из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Реминисценция «Кто, если не мы» - слова из Гимна молодежи 2009 г.
Реминисценция «Сила в правде» - русский афоризм, получивший распространение с начала XXI века. Восходит к фразе Данилы Багрова (в исполнении Сергея Бодрова-младшего), героя фильма «Брат 2», вышедшего в 2000 году.
Реминисценция «Выше нас только звезды» - девиз военной разведки.
Фраза «Пока мы помним прошлое – у нас есть будущее» отсылает к нескольким цитатам. Михаил Ломоносов, когда писал историю славян, произнес речь, в которой также сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» — утверждал историк В.О. Ключевский. «Люди забывшие свое прошлое, не имеют право на будущее» - запись Платона.
Рис.9. Реминисценции в текстах плакатов, посвященных СВО
Таким образом цитаты и реминисценции демонстрируют связь с прошлым, преемственность идей, принципов, мудрость времен. Ряд реминисценций представлен из 2000х, они знакомы современному поколению, создают положительный настрой, находят отклик в душе молодежи.
7. Выразительность текста создается посредством использования перефраза, метафор, прилагательных и причастий.
Использование перефраза в наименовании технических средств. Перефраз - непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.
Вместо вертолет – «вертокрылые братья пехоты», вместо танк – «громовержцы отчизны». В данном контексте перефраз, как описательная номинация, не только описывать объект номинации, но и выражать эмоционально-оценочное отношение автора к нему.
Рис.10. Перефраз в текстах плакатов, посвященных СВО
8. Военно-патриотический смысл текстов плакатов, посвященных СВО. Тексты плакатов отражают идеи СВО, непростое время в жизни нашей страны, несут патриотический смысл.
Рис.11. Патриотический смысл плакатов
Патриотический смысл — это способность видеть в культуре и истории своей страны ценное и возвышающее. Он отражает глубокое чувство привязанности к своей Родине и готовность отстаивать ее интересы и ценности на международной арене. Влияние патриотического смысла на формирование национальной идентичности проявляется в том, что люди находят в нем поддержку и уверенность в своих традициях и культурных ценностях. Фраза «Россия – моя история, мой герой, моя душа, моя страна, мой путь» как нельзя более отражает патриотический смысл плакатов, посвященных СВО.
Заключение
При проведении анализа плакатов серии «Герои Z» было рассмотрено 120 изображений – постеров, посвященных специальной военной операции, от Министерства обороны России.
Дизайн плакатов прост, преимущественно – это один фотоснимок, на котором изображены либо военнослужащие, либо военная техника; прослеживается наличие символов СВО, в том числе, которые обращают нас к прошлому – Великой отечественной войне. Текст лаконичный, емкий, выразительный, несет большую смысловую нагрузку.
В ходе анализа были выделены ключевые слова: «Родина», «зов», «победа». Лингвистический анализ текстов плакатов также позволил выделить качества современного защитника Отечества - участника СВО: мужество, верность, доблесть, воля, решимость, стойкость. Участник СВО – это «защитник».
Идеи единства, братства заложены в плакатах, посвященных СВО. Речь идет о боевом братстве, народном братстве, сплоченности многонационального народа.
На большой части плакатов используются цитаты советского военачальника Константина Рокоссовского, русского полководца, основоположника русской военной теории Александра Суворова, писателя Александра Пушкина, императора Петра Великого. Что подчеркивает память предков, преемственность поколений, ценностное отношение к историческому прошлому страны.
Реминисценции, цитаты с плакатов способны вызвать отклик у аудитории, а факт того, что каждый плакат создаётся при непосредственном взаимодействиями с их героями и связан с определённым событием в их жизни, действительно позволяет увековечить подвиг конкретных людей.
Историческая параллель неоднократно проводится и со временами Великой отечественной войны. Данное обращение неслучайно, в 1945 году удалось победить фашизм. Специальная военная операция на Украине направлена на борьбу с неонацизмом.
Тексты плакатов отражают идеи СВО, непростое время в жизни нашей страны, несут патриотический смысл - способность видеть в культуре и истории своей страны ценное и возвышающее. Нет прямой агитации и призывов, плакаты отражают то, что ценно, что важно для страны в нелегкое время.
На плакатах изображено бесстрашие и мужество российского солдата, любовь к Родине и Отечеству, сила армейского братства, превосходство российской техники, а также бесценное чувство справедливости и ответственности за окружающих людей.
Сегодня плакаты, посвященные специальной военной операции, от МО РФ - «Герои Z», это уже часть истории, которая пишется в наше время. Рассмотренные плакаты отражают реалии жизни и несут патриотический смысл, который строится на вечных ценностях: толерантность, человеколюбие, взаимопомощь, неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг, к чужой беде.
Плакаты СВО являются историческим источником, так как несут информацию об эпохе, отражают реалии времени.
Список использованных источников и литературы
Гладун О.Д. Язык современного плаката: тенденции развития // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-sovremennogo-plakata-tendentsii-razvitiya
Куценко М.В. Исторические предпосылки и перспективы социального плаката как инструмента формирования патриотизма и национальной идентичности // Обзор.НЦПТИ. 2023. №1 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-i-perspektivy-sotsialnogo-plakata-kak-instrumenta-formirovaniya-patriotizma-i-natsionalnoy-identichnosti
Мойдинова Б. Роль плаката в современном мире / Бехруза Мойдинова, О. С. Касымов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88647/
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
«Плакат» — происхождение и значение слова (culture.ru) — URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/plakat/?ysclid=lk56ok8b1u557902591
По стопам дедов: как военнослужащие СВО повторяют подвиг Сталинградской битвы | Москва | ФедералПресс (fedpress.ru) — URL: https://fedpress.ru/article/3192978
СВО: постеры Z от Министерства Обороны России — URL: https://lifeonphoto.com/2023/03/svo-postery-z-ot-ministerstva-oborony-rossii/?ysclid=ljb8pkp3o7863157480
Тарабуко Н. И. Плакат : конспект лекций / сост. Н. И. Тарабуко. – Витебск : УО «ВГТУ», 2020. – 60 с.