Снижение читательской активности школьников

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Снижение читательской активности школьников

Борисова М.В. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №2 имени М. С. Вишнякова
Гилясова Т.М. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №2 имени М. С. Вишнякова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Советский Союз называли "самой читающей страной в мире". Однако, как дела с чтением обстоят сейчас? По данным, полученным Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA, по грамотности чтения наши подростки занимают 28-е место среди учащихся из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании. В то же время стоит отметить, что такая картина с уровнем чтения была не всегда – это тенденция последних десятилетий. В 2006 году по результатам Международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS, Россия заняла 1 место и логично было бы предположить, что и через пять лет, дети, которые показали высокий результат в 2006 сохранят лидирующие позиции. Однако в 2012 году по результатам PISA Россия переместилась на 34 место. Такой разницы по прошествии всего лишь пяти лет и такой разницы между результатами исследованиями PIRLS и PISA, как у России нет ни у кого.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы выяснить причины снижения читательской активности школьников с помощью социологического опроса.

Проблемы современного общества, а именно: безграмотность, малообразованность, бескультурье - уходят своими корнями в низкий читательский интерес, отсутствие литературных предпочтений, а следствием является смутное представлений о мире, истории, общественном устройстве, социальном развитии и т.д. Я полагаю, что от начитанности, то есть образованности общества, зависит, какие ценности будут преобладать в нашей стране, а значит инаше будущее: как будут учить наших детей, кто будет нас лечить, строить дома, развивать науку, руководить страной, ведь молодежь – это завтрашний день каждой страны. Таким образом тема моего исследования актуальна и требует разработки.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

  • Познакомиться с историей книги;

  • Рассмотреть развитие культуры чтения;

  • Установить роль чтения книг в жизни человека;

  • Определить роль семьи, государства и школы в формировании культуры чтения;

  • Провести социологический опрос и проанализировать его результаты;

  • Выяснить причины снижения читательской активности школьников в наше время;

  • Предложить пути решения проблемы снижения читательского интереса у школьников;

  • Снять видеофильм;

  • Сделать буклет

Объектом исследования является читательская активность школьников.

Предметом исследования выступают причины снижения читательской активности школьников.

При написании работы были использованы следующие методы исследования:

  • изучение литературы по теме исследования;

  • анкетирование;

  • математические методы обработки результатов исследований;

  • анализ полученных результатов

Проблемой исследования является снижение читательской активности школьников, продуктом – видеофильм, буклет «Причины снижения читательской активности школьников».

Назначение продукта заключается в том, чтобы обратить внимание людей на проблему снижения читательской активности школьников.

Исследованием был охвачен 51 респондент в возрасте 10-16 лет, учащиеся 4, 5 и 9 классов.

Глава 1

    1. Эволюция книги

За период своей истории книги прошли длинный путь: от наскальных рисунков, глиняных табличек Вавилона и египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и привычные нам бумажные книги до современных электронных книг. Давайте же пройдемся по этому пути в более 5 тысяч лет вместе.

В далекой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных людей, найденные на стенах пещер, датируются 45000 годом до нашей эры. Позже, на скалах, каменных плитках и столбах острым инструментом высекали законы, имена царей, памятные события. Это была нелегкая работа и таким способом много было не написать, поэтому позднее появились более удобные книги из глиняных плиток.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине острой трехгранной палочкой выдавливали клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга, порой состоящая из десятка, а то и сотни таких страниц. Её достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей — своеобразный титульный листТакие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии. Но и глиняные книги не были удобны. Под мышкой такую книгу не унести! Так, появились книги на папирусе – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Отдельные листы папируса, для удобства хранения, склеивались в свитки, получавшиеся длиной обычно около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима. Дошедшие до нас египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Папирусом люди пользовались много веков. Но время неумолимо идет, прогресс не стоит на месте - на смену папирусу пришел новый писчий материал – пергамент. 

В древнем Пергамском государстве его выделывали из телячьей, козьей и бараньей кожи. Кожа очищалась и белилась. Получались тонкие белые листы, по виду напоминающие бумагу. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. Книга писалась от руки несколько лет. Удовольствие это было не дешевое. Стоили книги из пергамента очень дорого, ведь для изготовления одной большой книги требовалась кожа целого стада скота! Книги могли себе позволить только состоятельные люди.

Сделать книги доступными для всех помогла бумага, изобретенная во 2 веке нашей эры китайским сановником по имени Цай Лунь, однако европейцы впервые увидели бумагу лишь во время своих крестовых походов, у арабов, к которым она попала от китайских купцов.  Цай Лунь нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели годились практически любое растительное сырье и отходы: побеги бамбука, солома, трава, мох, водоросли, пакля, конопляные очесы и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.
В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

В XV веке в книжном деле состоялась величайшая революция: талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга. Суть изобретения состояла в том, что Гутенберг предложил использовать для набора текста отдельные металлические буквы — литеры, которые располагали в нужном порядке в специальных ячейках. Литеры вручную покрывали краской, а затем прижимали к листу бумаги в станке. В итоге получается оттиск страницы книги. На станке, созданном Гутенбергом, можно было изготовить 100 оттисков одного листа за час. Первыми печатными книгами стали Библия и Псалтырь, изданные на латинском языке. Так появилось книгопечатание.

Сейчас, с появлением Интернета книги переживают уже новый этап развития – появились книги в электронном формате. История электронных книг началась в далёком 1971 г. Тогда не существовало ни интернета, ни персональных компьютеров, а мобильные телефоны были размером с чемодан. Но большие ЭВМ уже были, и к одной удалось получить практически неограниченный доступ студенту Иллинойского университета Майклу Харту. Он верил, что в недалёком будущем компьютеры будут доступны каждому, и решил совершить что-то полезное. Юноша задался целью перевести в электронный формат 10 тысяч наиболее известных произведений мировой литературы, причём уложиться до конца века. Первым электронным текстом стала американская «Декларация независимости», которую Харт носил в рюкзаке. Студент назвал свою инициативу «Проект Гутенберг» в честь знаменитого первопечатника. Постепенно проект расширялся, к нему присоединялись другие участники. До 1989 г. все тексты набирались вручную. Затем стали использоваться сканеры и программы распознавания текстов. «Проект Гутенберг» существует и по сей день в виде некоммерческой организации. На конец прошлого года в его библиотеке было более 32 тысяч е-книг. План давно перевыполнен. В нашей стране тоже появился подобный энтузиаст. Правда, гораздо позже: в 1994 г. программист Максим Мошков создал интернет-библиотеку lib.ru. Она пополняется, главным образом, усилиями пользователей. Цифра в 30 тысяч книг, по данным Мошкова, была превышена ещё в 2006 г. Библиотека продолжает расти и сохраняет популярность, несмотря на то (а может быть, даже благодаря тому), что её дизайн не менялся с первого дня существования — таково решение её владельца.

Многие специалисты предсказывают, что скоро печатные книги полностью исчезнут. Постигнет ли бумажные книги участь глиняных табличек, свитков и напечатанных на машинке листов? Будут ли они выставлены в витринах коллекционеров наряду с другими диковинками прошлого? Ответ на эти вопросы покажет только время.

    1. Развитие культуры чтения

1.2.1 Этапы развития культуры чтения В России

Истоки понятии «культура чтения» в русской культуре появились в эпоху образования Древнерусского государства. Ввиду того, что формирование этого понятия происходило на протяжении нескольких столетий, оно впитало в себя многие смыслы, которые в него вкладывались в зависимости от понимания функции чтения в обществе.

Выделяют несколько этапов развития культуры чтения.

  • первый этап - утверждение христианства, образование Древнерусского государства;

  • второй этап - 15 век, эпоха консолидации русской культуры;

  • третий этап - с начала реформ Петра | до конца 18 века;

  • четвертый этап - 19 век;

  • пятый этап - начало 20 век;

  • шестой этап - 50-80-е годы 20 века;

  • седьмой этап - 1980-е годы - настоящее время

1.2.2 Развитие понятия «культура чтения» до 19 века

На первом этапе основной функцией чтения была эзотерическая, а культура чтения воспринималась как культура общения с Божественным Словом.

На втором этапе чтение постепенно становится «мирским» занятием, доступным всем слоям населения. В этот период формируется познавательная функция чтения.

На третьем этапе возникает качественно новое отношение к чтению. Оно уже воспринимается как средство получения знаний. На данном этапе формируется утилитарная функция чтения. В статьях известных ученых 18 в. (Х. А. Чеботарева, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова) появляются рекомендации и советы читателю для формирования так называемого «качественного чтения». Эти советы можно считать первыми рекомендациями по формированию «культуры чтения». Общество постепенно приобретает новые знания, а просветительская и издательская деятельность формирует читательские вкусы - культуру чтения той эпохи. Уже к концу 18 века сформировалась разница между просто умением читать и быть читателем.

Таким образом, основы понятия «культура чтения» в истории русской культуры были заложены в 10-18 вв. Главными элементами «культуры чтении» стали: выбор книги, умение понимать текст, соотнесение книги и цели чтения, умение закреплять прочитанное.

19 век - четвертый этап в развитии культуры чтения. В этот период чтение приобретает самообразовательную функцию.

В 1858 году Акционерное общество распространения чтения в России определяет задачу приучения широких слоев народа к чтению и формирования культуры чтения. С этой целью создаются кабинеты для чтения в книжных магазинах, основываются библиотеки. В это время проблема культуры чтения связывается с проблемой поиска необходимой книги и умением ее использовать для самообразования.

Понятие «культура чтения» обогащается такими элементами, как «методы чтения», «любовь к чтению», «приемы чтения».

1.2.3 Культура чтения в 20 веке

С изменениями в обществе в начале 20 века связан пятый этап развития понятия «культура чтения». В этот период появились работы, посвященные психологическим аспектам чтения. Но основное обращение к вопросу культуры чтения было обусловлено преобразованием общества после революции 1917 года, формированием «нового человека», которому предстояло освоить все накопленные достижения в сфере культуры, науки, техники. В связи с этим на первое место вышла такая характеристика чтения, как темп.

В первые годы советской власти культура чтения была подчинена идеологическим, политическим целям партии. Такой подход «вульгаризировал» проблему культуры чтения, выдвигал на первое место прагматические аспекты чтения, отодвигая аспекты, делающие чтение «душеразвивающим занятием».

В послевоенные годы предпринимаются попытки классификации способов чтения в зависимости от содержания книг и целей чтения. В этот период в понятие культуры чтения вошли умение вести записи, конспектировать прочитанное, а также появилось такое понятие, как гигиена чтения.

Шестой этап связан с возникновением понятия библиотечно-библиографической грамотности. Термин «культура чтения» в этот период уходит на второй план. Это связано с тем, что культура чтения представлялась как система знаний, навыков, умений, необходимых читателю для работы с книгой. На данном этапе особый интерес вызывает такой аспект культуры чтения, как «быстрочтение», рациональное чтение.

1.2.4 Информационное общество и культура чтения

Седьмой этап связан с вступлением общества в информационный век. Появление понятия «информационное общество» связано с превращением информации в важный ресурс цивилизации. Вместе с тем появляется целый ряд терминов, отражающих умение человека работать с информацией в новых условиях: «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная культура». В свою очередь, информационная культура становится важнейшей частью общей культуры современного человека.

Термин «культура чтения» в настоящее время особо выделяется среди остальных терминов, отражающих квалификацию читателя. Получение информации «с экрана», в электронной среде, происходит также посредством чтения. Чтение можно рассматривать как важнейшую универсальную технику.

Культура чтения, в отличие от информационной культуры и информационно-библиографической грамотности включает не только умение ориентироваться в мире информации, но и такие понятия, как интерес к чтению, любовь к книге, творческое чтение, восприятие, понимание почитанного, диалог с героем и автором и т. д.

    1. Роль чтения книг в жизни человека

«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький.

Попробуем разобраться вместе, какую роль в жизни человека играет чтение книг.

Во-первых, очень важна образовательная роль чтения. Чтение – неотъемлемая часть учебы, ведь материал, изложенный на бумаге, легко запоминается, и его можно перечитывать несколько раз. Книги являются хранителями исторических фактов, научных открытий.

Еще одна роль чтения для человека – роль духовной пищи. В этой ситуации чтение становится не обязанностью, а возможностью. Литературное произведение может стать мудрым другом, к которому можно всегда прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: иногда – заметить в жизни прежде неразличимые нюансы и оттенки, иногда – увидеть в событиях более глубокий смысл, а порой – ответить на вопрос “что со мной происходит?”. Мы ищем в книгах то, чего нам не хватает в жизни. Или смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе и в нашей биографии. Настоящую литературу читать сложно. Она требует от читателя работы: осмысления, переживания, поиска. Однако, чем большую внутреннюю работу проделывает читатель, чем больший путь навстречу тексту он проходит, тем больше он получает от произведения. С помощью книги он воспитывает самого себя, узнает о поступках людей в той или иной ситуации, может сравнивать свое поведение с поведением литературных героев. Человек ищет примеры и идеалы из книг, чтобы потом воплотить или постараться воплотить их в жизнь через себя. Вопросы “кто есть я?”, “зачем я живу?”, “как устроен мир?” не имеют окончательных ответов, которые можно было бы выразить словами. Но, задавая их, погружаясь в них, человек начинает понимать себя, других людей и весь мир на более глубоком уровне. Это лучшее, что может дать литература.

Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы – ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества.

Чтение - это не только расшифровка письменного текста и осмысление написанного, но и форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов. Информация, заключённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чтение является неотъемлемой частью творчества.

Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему “свою душу”. Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение – это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.

Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.

Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

Чтение расширяет кругозор, развивает воображение, обогащает наш внутренний мир. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Чтение улучшает концентрацию, увеличивает словарный запас, развивает память.

Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто “пожирая” всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее – Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение – вот лучшее учение».

Книга всегда ценилась на вес золота. А как мы знаем из истории книги, и в прямом смысле тоже.

    1. Роль семьи, государства и школы в формировании культуры чтения

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье родители и дети связанны духовной общностью. Осуществляя социальную функцию, она формирует личность ребенка. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники — родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения. Совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному (пусть пока это всего лишь сопереживание бабушке и дедушке, от которых укатился Колобок). Ребенок учится сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Соучастие взрослого – обязательный воспитательный элемент чтения с детьми раннего возраста (от года до трех лет) и с дошкольниками (от трех до семи лет). Не снижается роль совместного чтения и в период обучения ребенка в начальной школе. Поэтому так важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.

Как правило, дети копируют поведение своих родителей, формируя незаметно для себя определенные привычки и вкусы. Если ребенок с раннего возраста привыкает к тому, что в доме можно найти множество книг, видит читающих взрослых, можно с уверенностью сказать, что чтение станет для него неотъемлемой частью жизни. Невозможно привить любовь к книге через принуждение, сделать это можно только окунувшись самому в мир сказок и фантазий. Увлекшись общим примером, ребенок с удовольствием ему, последует.

Школа может оказать квалифицированное содействия семейному чтению - деятельность учителя должна способствовать развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. Педагог, формируя читательскую культуру учеников в ходе учебно-воспитательного процесса, должен решать две основополагающие задачи:

  • развитие потребности в чтении;

  • развитие читательской компетентности

Большую роль в становлении творческой личности читателя играют и школьные библиотеки. Именно они прививают ребёнку любовь к книге, воспитывают бережное отношение к ней, развивают литературно-творческие способности, благодаря им у учащихся формируется читательский интерес. Именно библиотеки позволяют эффективно реализовывать связь информационной теории с практикой поиска, отбора, обработки, использования письменно зафиксированной информации. С этой точки зрения библиотека школы позволяют наглядно представить результаты работы преподавателей и школьников, связанной с приобщением к чтению, выявить проблемы, возникающие у них при реальной работе с письменной информацией, определить конкретные пути решения этих проблем. Их функцией также становится вовлечение обучающихся в процесс самостоятельного овладения знаниями. Школьные библиотеки должны становиться важной составляющей образовательного процесса, источником информационных ресурсов, местом, где обучающиеся и преподаватели совместно работают с литературой, где можно получить необходимые консультации по работе с информацией. Библиотека в общеобразовательной школе — это не просто пункт выдачи учебников, она является культурным центром, вызывающим у детей интерес к чтению. Немало важную роль в формировании культуры чтения играет и библиотекарь. Библиотекарь помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть высоко образованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные детские и недетские вопросы; доброжелательным и коммуникабельным, что поможет найти общий язык с любым учеником; обладать солидным запасом терпения, так как читатели бывают разные: придирчивые, вредные, непонятливые, упертые, несговорчивые; уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека ‒ это не только формуляры и карточки, это и еще солидный набор электронных ресурсов.

В настоящее время наше государство оказывает огромную поддержку и способствует развитию читательской культуры, создавая различные программы федерального масштаба.

Для привлечения всеобщего внимания к чтению в России 2015 год был объявлен Годом литературы. В этот год произошло немало ярких событий в литературной сфере: был образован Комитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения; приняты федеральные документы и целевые программы для развития культуры чтения; были установлены памятники писателям; проведены массовые мероприятия, связанные с популяризацией культуры чтения. Самым запоминающимся событием стал книжный фестиваль «Книги России» на Красной площади. В рамках фестиваля было проведено 400 различных мероприятий, которые посетили 200 тысяч человек, было продано более 500 тысяч книг. Но главное, фестиваль "Книги России" выполнил одну из важнейших задач Года литературы — привлечение внимания и массового интереса к чтению.

Год литературы прошел, но работа по развитию чтения продолжается по сей день. Государство, все также работает над привлечением читательского интереса и воспитанием нового читающего поколения. Для этого были приняты следующие федеральные документы:

  • Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" //Собрание законодательства Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 23 ст. 3309;

  • Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации" от 01.02.2017г. №20 СФ//Собрание законодательства РФ от 06.02.2017г. №6 ст.883. «Согласно данному документу Органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2017г. №1155-р об утверждении «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». «Согласно данной программе, чтение имеет первостепенное значение:

  • для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности;

  • для повышения уровня образованности, культурной и профессиональной компетентности всех членов общества, в том числе принимающих решения на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;

  • для формирования общекультурного потенциала страны;

  • для повышения качества жизни».

«Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров»;

Таким образом, достигнуть эффективных результатов в формировании культуры чтения возможно только в тесном сотрудничестве государства, школы и семьи. 

Глава 2

2.1 Анкетирование

В чем причина снижения читательской активности школьников? Я провела анкетирование в 4-ых, 5-ых и 9-ых классах чтобы узнать ответ на этот вопрос. Самыми читающими оказались 5-е классы. 82% опрошенных пятиклассников ответили, что они читают. В 4-ых классах читают около 71% опрошенных, а меньше всего, читают девятиклассники – около 60%.

Вы читаете?

На вопрос что именно читают учащиеся 46% опрошенных четвероклассников ответили, что читают книги, 15% - читают журналы, а оставшиеся 38% - комиксы и мангу. Манга – это японские комиксы, нарисованные в известной по аниме стилистике (большие глаза, маленькие носики, длинные стройные ноги). В пятых классах книги читают около 60% опрошенных, журналы – около 7%, а комиксы и мангу – 33% респондентов. Среди читающих девятиклассников, книги читают лишь около 29% опрошенных. Большая часть девятиклассников читает комиксы и мангу (47%), 6% - читают журналы, а 18% - фанфики. Фанфики – это любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, фильмов, аниме, комиксов, компьютерных игр и т. д. Никто среди всех опрошенных не читает газеты.

Что вы читаете?

Получается, что именно книги, читают около 20% всех девятиклассников, 53% пятиклассников и 36% четвероклассников.

Цифры неутешительные. Почему же книги читают так мало людей? Я спросила у не читающих книги респондентов почему они не читают книги. 18% четвероклассников ответили, что им не хватает времени, 27% сказали, что это долго, а 45% признались, что предпочитают чтению телевизор, видеоигры и телефон. Большинство пятиклассников - 46% - ответили, что им не хватает на чтение времени, 23% - что это не интересно, 8% респондентов ответило, что это долго, другие 8% - что лучше они проведут время в телефоне, 9% спросило, зачем читать книги, если можно прочесть их краткое содержание, а оставшиеся 7% признались, что им трудно читать. В девятом классе нехватка времени, как и в пятых классах, стала наиболее популярной причиной, почему учащиеся не читают книги (так ответило 60%). Остальные ответили, что это долго (7%) и не интересно (8%), и лишь 6% ответило, что им сложно читать. К счастью, никто из респондентов не ответил, что не читает книг потому что их друзья и родители этого не делают.

В моей анкете я задала респондентам и другие вопросы. Результаты вы можете увидеть ниже, представленные в виде диаграмм (см. приложение).

2.2 Причины снижение читательской активности школьников

Таким образом, проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что же является причинами снижения читательской активности у учащихся моей школы:

  • нехватка времени в связи с большой нагрузкой в школе;

  • преобладание «делового чтения», то есть чтения, в рамках школьной программы;

  • возможность получить нужную информацию легче и быстрее с помощью Интернета;

  • школьники предпочитают чтению общение в социальных сетях, компьютерные игры, живое общение с друзьями, телевизор и другие досуговые занятия;

  • снижение «качества», уровня культуры чтения: школьники предпочитают современную литературу, чаще всего широко рекламируемые издания, далеко не всегда обладающие художественной ценностью; чтение приняло развлекательный характер, наибольшей популярностью пользуются такие жанры как фэнтези, приключения, ужасы, а также фанфики, комиксы и манга;

  • отсутствие культуры чтения в семье;

  • многие школьники испытывают трудности с чтением: читают они медленно, чтобы вникнуть в смысл прочитанного им приходиться по нескольку раз перечитывать текст. Имеют место быть и проблемы с концентрацией

2.3 Пути повышения читательской активности школьников

Снижение интереса к чтению — это общемировая негативная тенденция, опасность которой заключается в постепенной утрате подрастающими поколениями духовных основ своей жизни.

Во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО» отмечена «необходимость развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение жизни».

На базе учебных заведений следует осуществлять мероприятия, способствующие формированию читательской среды. Работники библиотек, учителя могут проводить литературные викторины; книжные марафоны, консультации по организации чтения и подбору литературы; поощрять обмен между обучающимися прочитанными книгами из личных библиотек. Преподаватели и обучающиеся в ходе такого рода мероприятий могут стать пропагандистами литературы – учебной, научно-популярной, научной, художественной, – включенной в образовательные программы в качестве обязательной, дополнительной, рекомендуемой. Возможно проведение таких мероприятий, как опросы общественного мнения, посвященные чтению и книгам; литературные игры, туристические маршруты; беседы в школах, колледжах и техникумах на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»; литературные карты районов; информирование на стендах в библиотеках «Что читать современному подростку?»; распространение списков произведений, позволяющий привить интерес подросткам к чтению классической и зарубежной литературы в виде листовок и буклетов; проведение различных конкурсов на городском и региональном уровне (конкурс чтецов, конкурс на лучшего читателя художественного произведения, книжных акций, литературных вечеров).

Преподаватели и обучающиеся могут принять участие в организации неформальных читательских объединений (клубов, литературных гостиных) с участием преподавателей гуманитарных дисциплин, конференций, семинаров-тренингов. Школа должна стать инициатором приобщения к чтению, формирования социально необходимого уровня читательской компетентности.

Однако повысить уровень читательской активности школьников можно лишь если школа и родители объединят усилия. Родители должны показывать пример своим детям, ведь прежде чем думать об их воспитании, следует подумать о воспитании собственном. «Сперва укрась самого себя» - как говорили об этом мудрецы. Ребенку важны жизненные ориентиры. В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Если родители вечерами смотрят телевизор или пропадают в социальных сетях, то они не смогут объяснить детям, почему так важно читать книги. Родители не должны насильно заставлять детей читать. Нельзя превращать чтение в наказание. Насилие рождает агрессию. Не стоит говорить: «Ты наказан — иди и читай 30 страниц вместо 10». Важно привить интерес к процессу, а не демонстрировать, кто главный. Заведите дома большую библиотеку. Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.

Конечно, в решении проблемы повышения читательского интереса важна поддержка со стороны государства, т.е. принятие и реализация государственных программ, проведение политики стимулирования интеллектуально развитых, начитанных юных граждан.

Большое подспорье в этом деле могут внести средства массовой информации, теле- и киноиндустрия, так как подчас пренебрежение нормами богатейшего родного языка, культурой общения школьник видит с экрана телевизора.

Среди новых способов повышения читательского интереса хочется отметить создание буктрейлеров, которое уже стало отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет. Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Его основная задача - заинтересовать, заинтриговать читателя; это анонс на книгу, включающий в себя самые яркие ее моменты. В этом жанре заложена масса возможностей, и в первую очередь - привлечение интереса юных читателей к чтению. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Такие ролики можно создавать как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Новым оригинальным способом обратить внимание подростков на проблему чтения также является литературный флеш-моб, в рамках которого можно спланировать и провести яркие, интересные акции, направленные на популяризацию книги. Перспективным в этом направлении являются и   конкурсы социального плаката, пропагандирующего чтение. Примером может послужить конкурс от издательства «Эксмо», проходивший под девизом «Читать не вредно. Вредно не читать».

Итак, необходимо сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона. Надо добиться того, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество.

Мы рассмотрели с вами некоторые пути повышения читательской активности школьников. Однако, я задумалась над тем, что могу сделать лично я для привлечения внимания школьников к чтению книг? Моим решением стало снять видеофильм (https://www.youtube.com/watch?v=zbUOcFB40UE) и сделать буклет:

Видеофильм я выложила в Интернет, а также поделилась им и буклетом со своими одноклассниками и их родителями, таким образом обратив внимание некоторого числа людей на проблему снижения читательской активности школьников.

 

Заключение

Последнее десятилетие в России ознаменовалось снижением читательской активности населения, особенно молодежи. Книга перестала быть повседневным атрибутом образа жизни людей. Проблема стала настолько серьезна, что о ней заговорили и на самом высоком уровне власти. Президент Российской Федерации В.В. Путин во время своего участия в Российском литературном собрании констатировал факт: «Наша страна больше не является самой читающей в мире». В доказательство он сослался на статистические данные: «По статистике, российские граждане – наверное, вы и на круглых столах уже об этом говорили – отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причём отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут». 

Снизилось и «качество» чтения: школьники предпочитают комиксы, мангу, любительские сочинения – фанфики; тяготеют к таким жанрам как фэнтези, приключения, фантастика. Таким образом, досуговое чтение молодёжи носит развлекательный характер.

Проведя социологический опрос, я выяснила причины снижения читательского интереса школьников: нехватка времени в связи с большой нагрузкой в школе, преобладание "делового чтения", то есть чтение в рамках школьной программы, возможность получить нужную информацию легче и быстрее с помощью Интернета, снижение "качества" чтения, отсутствие культуры чтения в семье, школьники предпочитают чтению общение в социальных сетях, компьютерные игры, живое общение с друзьями, телевизор и другие досуговые занятия.

Роль чтения книг непереоценима. Необходимо сделать всё возможное, чтобы чтение книг вновь стало неотъемлемой частью жизни современной молодежи.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Байдан Е. Что читают дети / Е. Байдан. - Библиотека, 2004. - № 1. - С. 21–23.

  2. Варганова В. Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. / В. Г. Варданова. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 230 с.

  3. Голубева Е. И. Что происходит в детском чтении? / Н.И. Голубева. // Книжное дело, 2004. - № 1. - С. 68-82.

  4. Самохина М. М. Зеркало социальных перемен /М.М. Самохина. // Читающая Россия: мифы и реальность. - М.: Либерея, 1997. - С. 56-58.

  5. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. / Э. А. Орлова. - Москва: МЦБС, 2014. - с. 72-77.

  6. Чубарьян О. С. Человек и книга. / О. С. Чубарьян - М.: Наука, 1978. - 107 с.

  7. PISA — международное педагогическое исследование оценивания знаний учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fioco.ru/pisa. Дата обращения: 01.03.2023

Приложение

Анкета

Чем вы любите заниматься в свободное время?

  • Своим хобби

  • Смотреть телевизор

  • Играть в видеоигры

  • Сидеть в социальных сетях

  • Читать

  • Проводить время с друзьями

Вы читаете?

  • Да

  • Нет

Что вы читаете?

  • Книги

  • Газеты

  • Журналы

  • Фанфики

  • Комиксы/Манга

Слушаете ли вы аудиокниги?

  • Да

  • Нет

Как часто вы читаете книги?

  • Каждый день

  • Часто

  • Редко

  • Никогда

  • Когда есть свободное время

  • Когда это домашнее задание

В каком формате вы читаете книги?

  • Бумажные книги

  • В электронном формате

Какой жанр литературы вы предпочитаете?

  • Романы

  • Детективы

  • Фантастика

  • Ужасы

  • Приключения

  • Поэзия

  • Научная литература

Какую литературу вы предпочитаете?

  • Классическую

  • Современную

Посещаете ли вы школьную библиотеку?

  • Да

  • Нет

Ваши родители читают книги?

  • Да

  • Нет

Есть ли у вас домашняя библиотека?

  • Да

  • Нет

С какой целью вы читаете?

  • Для души

  • С учебной целью

  • Заставляют родители

  • Для расширения кругозора, самообразования

Если вы не читаете книги, то почему?

  • Не хватает времени

  • Это долго

  • Это не интересно

  • Лучше посижу в телефоне, поиграю в видеоигры, посмотрю телевизор… и т. д.

  • Зачем читать книги, если я могу прочитать их краткое содержание?

  • Мои друзья/родители не читают, и я не буду

  • Мне тяжело читать

Как вы думаете, книги могут исчезнуть?

  • Да

  • Нет

Результаты анкетирования

Чем вы любите заниматься в свободное время?

Слушаете ли вы аудиокниги?

Как часто вы читаете книги?

В каком формате вы читаете книги?

Какой жанр литературы вы предпочитаете?

Какую литературу вы предпочитаете?

Посещаете ли вы школьную библиотеку?

Читают ли книги ваши родители?

Есть ли у вас домашняя библиотека?

Как вы думаете, книги могут исчезнуть?

С какой целью вы читаете?

Просмотров работы: 133