Подросток как герой нашего времени в произведении Э. Веркина “Друг-Апрель”

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подросток как герой нашего времени в произведении Э. Веркина “Друг-Апрель”

Кондрушин М.В. 1
1МБОУ сош №6 г. Красный Сулин Ростовская область
Мельник С.М. 1
1МБОУ сош №6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2012 году повесть Эдуарда Веркина вошла в список выдающихся книг мира. Это новаторское подростковое произведение из серии провинциальной прозы Веркина задается классическими философскими вопросами, главный из которых - определяет ли среда человека? Только задает этот вопрос Э. Веркин подростку, Ивану Аксентьеву, оригинальному типу героя современной юношеской литературы. Исследование кризиса взросления и идентичности, убедительный, вдохновляющий и живой образ Ивана Аксентьева, а также новый подход к осознанию себя и окружающего мира обусловили исследование нами данного произведения Э.Н. Веркина.

Новизна работы заключается в том, что впервые повесть Э. Н. Веркина стала предметом отдельного исследования.

Актуальность работы состоит в важности популяризация чтения среди подростков с помощью современной социально-критической литературы, а также в исследовании образа подростка нашего времени как героя, способного оказать положительное воздействие на юного читателя, помочь ему пережить кризис взросления.

Цель данной работы: выявить черты и особенности героя современного поколения в новаторском образе главного героя повести Э.Н. Веркина «Друг-Апрель».

При написании работы были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить особенности изображения подростков в литературе XX-XXI веков;

  • Изучить жизнь и творчество Э. Веркина;

  • Изучить историю создания повести «Друг-Апрель»;

  • Исследовать образ главного героя Ивана Аксентьева.

Объект исследования: повесть Э. Н. Веркина «Друг-Апрель».

Глава 1. Образ подростка в отечественной литературе XX-XXI веков.

    1. Определение понятия «подросток».

Подростковый возраст – период в жизни человека от детства к взрослому состоянию. Начинается он в 11-12 лет, а заканчивается в 14-15 лет. В этот короткий период подросток проходит большой путь в своем развитии: от конфликта с самим собой и другими людьми до самостоятельной личности.

Подростковый возраст протекает очень бурно. Происходит приобретение новой социальной позиции и смена интересов. Это период выхода из детского образа жизни. Основное противоречие данного возраста – желание подростка быть взрослым. Именно поэтому у подростка появляется потребность вести себя как взрослый, стать независимым от контроля [8, с.201].

Таким образом, подростковый возраст считается достаточно трудным и опасным. Подростки по-другому воспринимают мир, думают по-другому, не хотят выполнять указания взрослых, часто настойчивы. Подростки – это уже не дети, но еще не взрослые. Они живут в тяжелом мире, который отличается от того, в котором жили их родители в таком же возрасте.

Кризис подросткового возраста, или кризис идентичности, достаточно часто оказывался в фокусе внимания писателей как XX, так и XXI века. Именно от того, кто и в какой степени повлияет на подростка и зависит будущее целого поколения. Однако образ подростка в советской и современной русской литературе представлен неоднозначно, что, на наш взгляд, обусловлено контекстом и культурными требованиями того или иного времени.

    1. Герой-подросток в советской литературе.

Для подростковых произведений 1940-1950-х годов характерны темы трудовых и военных подвигов. Такая литература стремилась воспитать трудолюбивого и отважного человека, достойного гражданина. Типичный герой произведений данного периода – идеальный подросток, с большой физической и моральной силой, верный своему отечеству (Н. Кальма «Тетрадь Андрея Сазонова», М. Слуцкис «Добрый дом»). С течением времени в послевоенной литературе жертвенно-героический образ подростка сменяется образом школьника-обывателя. В создании данного типа героя особое участие принял писатель Н. Носов («Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Незнайка на Луне»), создавший образ подростка-организатора и фантазера.

В 1960-е годы подростковая литература обращается к серьезным проблемам. Ее герои взрослеют гораздо быстрее своих предшественников, а их мировоззрение, особенности поведения не соответствуют возрасту. Представители юношеской литературы этого периода обращаются к проблемам становления личности.

В 1970-1980-е годы в детскую литературу проникают проблемы «взрослой» литературы, что вновь приводит к эволюции образа подростка. Герои произведений В. Крапивина («Тень Каравеллы», «Бронзовый мальчик») и В. Железникова («Чучело») обладают твердым духовным началом, они сильны характером и не теряют своего человеческого достоинства. Преодолевая сопротивление сверстников, не сгибаясь под тяжелыми обстоятельствами, герои остаются верны себе, так как они имеют свои идеалы и являются настоящей личностью.

    1. «Строгий юноша» XXI века.

Конец XX и начало XXI века – ключевой период в развитии подростковой литературы и ее героев. Во-первых, писатели дали взрослеющему герою все больше возможности выразить свое мнение.

Во-вторых, современные подростковые тексты обратились к табуированным темам: темам насилия и жестокости, алкоголя, детей с ограниченными возможностями и т.д. Поднимая такие «сложные» вопросы, отечественные авторы учат подростка жить в настоящем мире, принимать реальность такой, какая она есть. В литературе XXI века автор отказывается от дидактики и заставляет читателя осмысливать текст и делать выводы самостоятельно.

По мнению филолога И.Н. Арзамасцевой , нравственная перестройка в начале XXI века способствовала возрождению латинского типа героя средневековой литературы – «строгого юноши», или «безупречного юноши». Данный тип героя представляет собой ответственного подростка, идеального гражданина, чья жизнь состоит из борьбы и побед [1, с. 172]. Главное достоинство «строгого юноши» XXI века – умение признавать противоречие жизни, в отличие от взрослых (В. Крапивин «Бронзовый юноша», В. Воскобойников «Все будет в порядке», М. Мартиросова «Фотографии на память», С. Лукьяненко «Школьный надзор»). Этот герой живет в несовершенном обществе, переживает несправедливость, «его духовное существо все в язвах и шрамах» [1, с.173], однако он преодолевает обстоятельства, судьбу и умеет просто жизнь в том мире, в котором он родился: «Может быть, этот тип героя есть лучшее, что может предложить юному поколению наша культура…» [1, с.176].

Образ «строго юноши» выразительно и новаторски изобразил современный отечественный писатель Э. Веркин (род. в 1975 г.) в романе «Друг-Апрель» (2010 г.). Именно Э. Веркину удалось создать крупный и достоверный портрет юного героя нашего времени [1, с.173].

Глава 2. Жизнь и творчество Э. Н. Веркина (род. в 1975 г.).

Эдуард Николаевич Веркин родился 13 мая 1975 года в Воркуте. Учился писатель в обычной средней школе. Поступить в Сыктывкарский государственный университет будущему литератору удалось только спустя год после окончания школы, в 1993 году. Но поступил Веркин сразу на два факультета: юридический и исторический. Именно в университете Веркин начинает заниматься литературой и позже поступает на Высшие литературные курсы в Литературный институт им. А. М. Горького. В 2003 году по окончании курсов он создает свои первые произведения.

Широкому читателю Веркин стал известен после выхода его рассказов в журналах «Север», «Белый бор» и «Урал» он был принят в «Союз писателей республики Коми». В 2004 году выходит фантастический роман Эдуарда Веркина «Пятно кровавой луны», а также серия детских приключенческих произведений – «Большая книга приключений», «Челюсти – гроза округи. Секреты настоящей рыбалки». В 2006 году вышла в свет книга «Место снов» - начало фантастической серии «Хроника Страны Мечты». В рамках этой же серии писатель создает популярный роман «Кошки ходят поперек».

Несмотря на увлечение фэнтези, Эдуард Веркин работает в разных жанрах – детективы, приключения, путешествия. Писатель создал ряд замечательных произведений, поднимающих острые социальные и современные темы («Герда», «Мертвец», «Осеннее солнце», «Кусатель ворон»). Реалистическая проза Эдуарда Веркина – лидер престижных литературных конкурсов и премий.

В 2010 году Э. Веркин создает повесть «Друг-Апрель», ставшую ключевым подростковым произведением XXI века. Новый взгляд на период взросления и новаторский тип героя-подростка были по достоинству оценены как критиками, так и читателями. Произведение вошло в список выдающихся книг мира «Белые вороны-2012», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой, а также стало победителем конкурса им. С. Михалкова на лучшее произведение для подростков.

Еще одно выдающееся и оригинальное подростковое произведение «Облачный полк» вышла в свет в 2012 году. Юные читатели путем голосования присудили данной повести первое место на Всероссийском конкурсе лучших литературных произведений для детей и юношества «Книгуру». А в 2018 году «Облачный полк» вошел в список 100 главных книг современной России.

Всего Э. Веркиным написано более 90 повестей, романов и рассказов для детей и подростков. Увлечение детской и юношеской литературой обусловлено убеждением Веркина, что детство и взросление – это самая важная пора в жизни, когда человек по-особенному тонко ощущает окружающий мир.

Глава 3. Иван Аксентьев - герой нашего времени.

    1. История создания повести «Друг-Апрель».

Повесть «Друг-Апрель» (2010 г.) - второе произведение из «провинциальной трилогии» Эдуарда Веркина («Мертвец», «Кусатель ворон»). Существование маленького города, жизнь и взросление подростка в этой среде – основные объекты внимания писателя.

История создания повести «Друг-Апрель» развернулась из эпизода и образов, которые удалось случайным образом запечатлеть Э. Веркину. В начале 2000-х годов писатель оказался свидетелем бытовой сцены провинциального города Галич (Костромская область): двое мальчиков грузили в поезд свою нетрезвую мать. Детям помогали милиционер, помощник машиниста и пассажиры. Веркина настолько впечатлила эта страшная и в то же время комичная ситуация, что он стал фантазировать о том, что было и что будет с этими мальчиками. Создавая образ Ивана Аксентьева, Веркин также обратился к воспоминаниям о своем друге детства, который целый год ждал, когда его единственный товарищ приедет на летние каникулы, и боялся наступления учебного года.

Работая с подростковыми комплексами и проблемами, Веркину удалось создать убедительный образ подростка XXI века. Писатель, принимая юношеский вызов изменить реальность, вместе со своими героями исправляет жизнь без нарочитой трансляции педагогических идеи и откровенных воспитательных монологов героев.

    1. Образ главного героя – Ивана Аксентьева.

В повести «Друг-Апрель» переплетены две сюжетные линии, которые связаны центральным образом Ивана Аксентьева. Иван - житель заброшенного костромского разъезда Ломы, ироничный, в какой-то степени циничный, эрудированный и по-своему правильный подросток.

Среда обитания героя наполнена «свинцовыми мерзостями жизни»: пьющая мать, старший брат-вор Чугун, хитрый философ и аферист дядя Гиляй и младший брат Тюлька. Игнорирование автором настоящих имен героев говорит о постепенном стирании их личностей из жизни. Аксентьевы называют свою мать Веркой, так как в их глазах женщина давно утратила любое представление, связанное с матерью: «Ведь Верка уже не очень-то мать, уже совсем перевернулась» [5, с.100]. Вспыльчивый и хвастливый Чугун, как и его мать, давно потерял нравственный облик, оттого и прозвище у него пустое, словно чугунный горшок, и такое же безжизненное, как железо. Стоит отметить, что наряду с географическими названиями и именами тема свинца в повести представлена довольно разнообразно. Например, Тюлька и дядя Гиляй часто разливали свинец по формам, занимаясь домашней металлургией: «Аксен тоже хмыкнул, обнаружив на доске несколько свинцовых деревьев. А в конце тусклыми жуками сидели свинцовые автомобильчики и тяжелела мрачная свинцовая бабочка» [5, с.167]. В целом можно заключить, что вся жизнь Аксентьевых и заброшенных Ломов переплавляется, как свинец.

Небезнадежны в этой семье только Аксен и Тюлька, получивший такое прозвище за то, что однажды съел целую партию консервированной рыбы. Аксен читает старые журналы, выброшенные на полустанке, ходит в походы вместе с Тюлькой, фантазирует, выдумывая для брата страшные истории или легенды. Только Иван держится за жизнь, поддерживает веру в себе и в младшем брате, так как эти герои брошены на произвол судьбы и лишены мудрого руководства: «Это как солнце – в детстве человек должен жить в солнечном свете» [5, с.100]. Герой давно сбежал бы из этого мира: «…Аксен подумал, что неплохо было бы завести шлем <…> Закрыться и сидеть» [5, с.189]. Но его обязанности – защищать и ждать. Защищать Тюльку, ждать – Ульяну.

«Свинцовые» будни с крысой Марусей в комнате, вместе обоев обклеенной лентами для кардиограмм, пустым холодильником и игры в нищих на вокзале по выходным– это только вынужденное существование Аксена. Настоящая жизнь героя разворачивается в воспоминаниях об Ульяне Семиволковой – о первой и, как верится Аксену, единственной любви. Начиная с детского сада Аксен методично, нарушая законы возрастной психологии, выстраивал и отвоевывал у всех свой правильный мир, в котором будут только «он, она и воздух между ними» [5, с. 30]. Иван защищал Ульяну от любых, даже потенциальных обидчиков или желающих воспрепятствовать ее комфорту и желаниям: «Он отделил три стула – один для себя, один для нее, третий для игрушек и вообще про запас. И объявил, что подходить ближе, чем на два метра не рекомендует никому» [5, с.20]. Так, уже в детском саду Иван получил прозвище «Психоз»: «Постепенно вокруг них образовался круг отчуждения, мальчики не играли с ней, опасаясь Психоза, а девочки считали, что могут тоже попасть под его покровительство и заболеть психически» [5, с.21]. В школе Иван не переставал «воевать» за свою Прекрасную Даму, терроризируя не только одноклассников, но и учителей: «…дети должны ныть, безобразничать… А он только воюет» [5, с.50].

Со временем Аксен стал бороться не только за Ульяну, но и с ней, с ее привычками и манерами, а она – боролась с ним в ответ: «Мелочи, он не стал их выкорчевывать, чтобы было с чем бороться. Потому что даже идеал должен быть с недостатками, по-другому ведь неинтересно» [5, с.56]. Но идеальный мир героев по мере взросления требовал от Аксена морального подвига – признания в любви. Признаться так и не получилось, Иван сдался: и перед одноклассниками Ульяны, и перед ней в момент признания, и позже перед ее молодым человеком, и в момент расставания на вокзале: «…речь была заготовлена и запомнена. Но так и не решился» [5, с.61]. Герой не смог написать и письмо Ульяне: «Чувствовать чувствуется, а как написать…» [5, с.146]. Сдалась сама Ульяна, не дождавшись чего-то более взрослого и менее воинственного от своего защитника: «Она тогда была уже не она» [5, с. 300]. Сначала она перестала ходить с Иваном в школу, стыдилась дружить с ним, а затем попросила ее не провожать. А теперь Семиволковы уехали, и Ивану верится, что вернутся они в апреле: «…Аксен повесил на стену календарь так, чтобы при просыпании видеть: сколько» [5, с.23], «Точно, она приедет в апреле. Наверняка уже. И тогда он ей скажет» [5, с.64], «Апрель – лучший месяц. Он звучит лучше всего - АПРЕЛЬ…<…> Апрель – это самое начало ожидания, все самое хорошее происходит в апреле» [5, с.248]. Веркин выхватывает из потока сознания Ивана фрагменты воспоминаний об Ульяне и органично «вплетает» их в основное, «свинцовое» повествование. Ведь Прекрасная Дама, несмотря на длительную разлуку, до сих пор живет в сердце рыцаря из костромского разъезда Ломы, тревожит его настоящее, спасает от тяжелых будней: «Но она стоила того, чтобы ждать» [5, с.65].

Бессмысленное существование без Ульяны Аксен восполняет чтением познавательных выброшенных журналов, многокилометровыми походами вдоль железной дороги, наблюдением за поездами и ежедневным поиском к окружающем мире хороших или плохих знаков: «Деревья стоят. Послышалось. Послышалось, а все знак, сомнения никакого, как только Улька смеялась. Приедет. Через день-другой» [5, с.24]. Примечательно, что при кажущейся внешней статичности сюжета, «подводное течение» повести в лице Аксена преодолевает едва ли не сотни километров. Только это непрерывное движение поддерживает в герое-подростке силу сопротивления. Иван сам формирует систему ценностей, строит соотношение добра и зла. Веркин наделяет Аксентьева невероятной интуицией, которая ведет подростка в правильном направлении к свету. Писатель с оптимизмом смотрит на Аксена, позитивно оценивает его сильную личность [3, с.138]. Чуткость по отношению к жизни и удивительная сила сопротивления отличает Ивана Аксентьева от своих литературных подростков-предшественников.

Аксену, по замыслу Веркина, необходимо поймать свой вагон и убежать от этой «свинцовой» жизни. Образ железной дороги в повести, как и во всей русской литературе, несет символику жизненного пути человека, его нравственной трансформации, границы между прошлым и будущим. Однако Иван Аксентьев не является пассажиром поезда, мчащегося по длинному железнодорожному полотну. Его функция до определенного момента повести пассивна. Наблюдая за проносящимися товарными и пассажирскими вагонами, Иван не принимает никаких действий по отношению к своей жизни, ведь пока в ней нет Ульяны – нет и Аксена, которому остается только гулять вдоль рельсов и считать шаги.

По мере развития сюжета Иван по-настоящему взрослеет, об этом свидетельствует непрерывная рефлексия своего поведения в прошлом. Герой, наконец, понимает, что по отношению к Ульяне поступил неправильно: «Не стоило тогда уходить, подумал Аксен. <…> Надо было войти и поставить все на свои места. <…> сделать так, чтобы она осталась рядом…», «Все должно было быть не так» [5, с. 300]. Но Семиволковы не приезжают в апреле, двери и окна их дома остаются заколоченными, и Иван перестает ждать.

Под давлением «мрачной» философии дяди Гиляя Аксен сдается и смиряется со своей «свинцовой» жизнью. Мрак и отчаяние преследуют Аксена с первого дня приезда дяди Гиляя, в сонном полубреду рассказывавшем «что-то про ночь, про дождь и ветер, про одиночество, про залетевшего в дом ворона – вестника мрака» [5, с.39]. Ворон и мрак, поселившиеся в душе Аксена с той самой ночи, являются ключевыми образами мистической поэты Эдгара Аллана По «Ворон» (1845 г.). Ворон, будучи зловещим духом и предвестником смерти, предвещает лирическому герою поэмы трагедию. Герой измучен, обессилен, боится кончины и не в силах пережить постигшее его несчастье. Эти строки и повторяет в ночном лесу отчаявшийся Аксен, повстречавший своего ворона: «И душа моя из тени в мир, где скорбь живет всегда, / Не восстанет, не восстанет, не восстанет никогда» [5, с.319].

Но Веркин не позволяет Аксентьеву сдаться еще раз, чем принципиально и отличается повесть «Друг-Апрель» от других подростковых произведений. Аксен, все еще контролируя мир вокруг себя, опровергает философию дяди Гиляя. В подростке снова проснулся воин, готовый сражаться за будущее до конца. На примере образа Аксена писатель доказывает, что человек сам строит свою жизнь, и никакая среда, даже самая «свинцовая» неспособна сломить сильную личность. Иван Аксентьев оставил костромской разъезд Ломы, спас Тюльку, определив его в приют, рассказал милиции о преступлениях Чугуна. Герой достойно пережил кризис взросления и смело шагнул в будущее. В прошлом Аксен оставил первая любовь, Ульяну Семиволкову, так и не вернувшуюся в Ломы. В эпилоге Иван, встретив Ульяну спустя много лет, произнесет поразительные по своей силе духа слова: «Так бывает» [5, с. 325]. Слова дяди Гиляя о закономерной несчастной первой любви подтвердились, как бы этом ни хотел верить Аксен. Однако принципиальность образа Ивана Аксентьева как раз и состоит в признании этой закономерности - действительно, так бывает.

Заключение

Иван Аксентьев – ярчайший и новаторский образ в современной юношеской литературе. Аксентьев, вопреки канонам подростковых произведений, борется не за справедливость, а за жизнь. Эта борьба, упертая и жестокая, проявляется даже в любви.

Веркин не винит судьбу в моральном уродстве человека, доказывая, что провинциальный мальчик из неблагополучной семьи, благодаря силе характера и правильной системе ценностей, способен побороть «свинцовую» среду обитания.

Повесть «Друг-Апрель» по своей тематике и проблематике сложное произведение: это повествование о жестокой и убогой провинциальной, маргинальной жизни и грустная история о первой любви. Но в первую очередь повесть «Друг-Апрель» - поэма о подростковой стойкости, «кующей победу из совершенно негодного материала» [5, с.330].

Э. Веркину удалось создать достоверный портрет юного героя нашего времени. Иван Аксентьев – это тот самый «строгий» юноша, чья жизнь неидеальна, но чьи поступки по своей осознанности гораздо взрослее, чем поведение всех взрослых в повести. Аксентьев своей поистине античной фигурой сломал канонический образ подростка, откровенно заявив юному читателю – нужно бороться во что бы то ни стало.Образ Ивана Аксентьева – действительно лучшее, что может предложить подростку сегодня современная культура.

Список источников

  1. Арзамасцева И. Возвращение строгого юноши. // Октябрь. – 2014. - №11.

  2. Бондарева А. Суровое детство Аксёна.: [рецензия на повесть Э. Веркина «Друг-Апрель», 2011] // Читаем вместе.-2011.-№7.

  3. Борода Е. Курс выживания для подростков. Эдуард Веркин
    // Вопросы литературы. – 2017.- №1.

  4. Валиев С. Друг-Апрель: [о повести Э. Веркина «Друг-Апрель», 2011] // Путеводная звезда.- 2013. - №10/11.

  5. Веркин Э. Друг-Апрель. // Москва: Волчок. – 2022. (Избранные сочинения Эдуарда Веркина).

  6. Мальцева Е. Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре России: концепты «путь», «дорога№. // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2022. – Т.13.

  7. Молчанова М. Подросткам посвящается: [рецензия на повесть Э. Веркина «Друг-Апрель», 2011]// Книжное обозрение.-2011.-№9.

  8. Фоменко Н. Подростковый возраст как наиболее сложный этап в развитии ребенка. // Вестник ТГПИ. – 2014. - №2.

  9. Хомич Э. Подросток в литературе нового типа// Литература в школе.-2016.-№7.

Просмотров работы: 186