Мой первый словарик - музей трудных слов

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой первый словарик - музей трудных слов

Резакова Д.Е. 1
1МБОУ "СОШ № 106" г. Трехгорного
Якимова М.М. 1
1МБОУ "СОШ № 106" г. Трехгорного
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Уже в первом классе на уроках обучения грамоте и письма мы узнаем, что в русском языке есть особенные слова, при написании которых нельзя применить правила. Эти слова называются словарными. И чтобы писать их правильно, без ошибок, нужно учить эти слова наизусть. Мне очень трудно давалось это запоминание, ведь слова были абсолютно разные. Я задумалась над тем, а что же придумать, чтобы запомнить такие трудные слова? В книжном магазине я увидела книгу Л. Маврина «Учим словарные слова для начальной школы», где были собраны разные игры по запоминанию словарных слов.

Мне пришла идея – создать такой способ запоминая слов, который будет увлекательным и полезным.

Актуальность. Учить наизусть, просто повторяя слово – это скучно и трудно, особенно для ребенка, который только недавно из детского сада попал в школу. А заучивание словарных слов обязательно и является основой для будущей грамотности школьника. Поэтому перед нами возникает проблема, можно ли разработать такие задания, чтобы процесс запоминания был увлекательным и интересным, а, главное, устойчивым?

Из проблемы мы сформулировали гипотезу: если разработать специальные задания для запоминания словарных слов, то можно создать словарик с карточками с целью повышения грамотности обучающихся.

Поэтому целью моего проекта является разработка словарика с заданиями для первоклассников с целью запоминания словарных слов.

Объект исследования. Словарные слова.

Предмет исследования. Словарь с карточками для запоминания словарных слов.

Для выполнения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить информацию о словарях;

- проанализировать эффективность усвоения словарных слова из прописи и учебника русского языка за первый класс;

- провести опрос среди учеников 1 «А» класса и их родителей с помощью анкетирования;

- разработать «Мой первый словарик»;

- сделать выводы об эффективности запоминания словарных слов с помощью «словарика».

В работе мы использовали следующие методы исследования:

1.Изучение литературы.

2.Анализ и обобщение изученной информации.

3.Анкетирование и диагностика.

4.Обобщение.

Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что результаты нашей работы и созданный словарик с заданиями в виде карточек может использоваться учителями разных школ, родителями и учениками с 1 по 4 класс.

Новизна проекта: мы предлагаем свою разработанную форму работы со словарными словами для их запоминания.

I. Теоретическая часть

1.1. Значение словарей и история их происхождения

Что такое словари родного языка и зачем они нужны, многим не ясно.

Словарь – это книга или какой-либо источник, в котором информация разделена на небольшие статьи, отсортированные по тематике или названию. Как же появились словари?

На Руси все книги переписывались от руки разными монахами. Если переписчик видел, что какое-либо слово ему не знакомо, он его выписывал. Позже, в новой рукописи, он мог между полями написать объяснение слова, которое может быть не знакомо другим. По мере развития языка, появления новых слов, на страницах книг появлялось все больше и больше сносок, что значительно усложняло процесс чтения.

В 13 веке были предприняты первые попытки систематизировать незнакомые слова в одну рукопись, которая сопровождала переписанную книгу. Считается, что родиной словаря был Китай. На Руси же в 1282 году появился первый Азбуковник, содержащий чуть более 170 слов. Таким образом, и появился на Руси первый словарь. [9] Сегодня наиболее известными толковыми словарями считаются С.И. Ожегова и В. Даля, на основе которых в дальнейшем появились многие словари, например, синонимов.

В настоящее время существует наука лексикография. Специалисты этой науки и занимаются изучением написания слов и составлением словарей в соответствии с существующими в данный момент языковыми нормами. Составление словаря — это очень длительная и кропотливая работа. Но она оправдана целью. Словари необходимы:

- они помогают определить правильное написание слов;

- разъясняют их значение;

- по ним легко подобрать синоним или нужный фразеологизм;

- постоянная сверка со словарём повышает грамотность и увеличивает словарный запас.

Главное назначение словарей — они являются хранителями языка. Пока есть словари, можно не опасаться, что какое-то слово забудется, потеряется, исказится его смысл и значение. Словари берегут литературный язык и его нормы, и можно надеяться, что и через десяток лет человек останется человеком, а не превратится в «чела». [7]

1.2. Разновидности словарей

Все существующие словари можно разделить на три большие группы:

- разговорники — с переводом слов с одного языка на другой;

- энциклопедические или тематические — в них собраны слова из разных областей науки или сфер жизни. Например, словарь психологических терминов, философский словарь, словарь иностранных слов и т. д.;

- лингвистические (филологические) словари.

Среди лингвистических словарей выделяют:

Толковый словарь. В нём не только фиксируются нормы написания, произношения и употребления слов, но и разъясняется их значение, семантика и фразеология. Самые известные и признанные толковые словари:

- «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (более 200 тысяч слов).

- «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора. Д. Н. Ушакова 1935–1940 гг. (85 тысяч слов). Определения в этом словаре иллюстрируются цитатами из произведений классической литературы.

- «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, вышедший в 1949 году. (53 тысячи слов). В

70-х годах работу над словарём продолжил член-корреспондент Российской академии наук Н. Ю. Шведов. Объём словаря увеличился до 70 тысяч слов, и к 1990 году он выдержал 14 изданий.

Орфографический словарь имеет прикладной характер, указывая нормы написания слов. Объединяя орфографию, он обеспечивает взаимопонимание людей и стабильность русского литературного языка. Один из самых главных — «Орфографический словарь» Д. H. Ушакова, вышедший в середине 30-х годов ХХ века, с тех пор неоднократно дополнялся и издавался в новой версии.

Фразеологический словарь — в нём собраны фразеологизмы, которые являются устойчивыми выражениями, и искажение их считается ошибкой. Но в этом словаре даётся и объяснение, и происхождение фразеологизмов. Его даже просто почитать интересно.

Этимологический словарь объясняет значение и происхождение слов, а также изменения их с глубокой древности. Самые известные этимологические словари: М. Р. Фасмера и Н. М. Шанского.

Словарь синонимов — очень полезная вещь для всех, кто работает со словом – писателей, журналистов, блогеров. Он помогает избегать повторов в тексте. Один из наиболее полных — «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой.[10]

Это самые основные виды словарей. Есть ещё те, что содержат научные термины по определённой дисциплине, орфоэпические словари, отражающие правила литературного произношения, словари ударений, школьные словари и т. д.

Так как наш проект посвящен словарным словам, то в поисках их правильного написания поможет нам орфографический словарь. Данный словарь включает в себя список исключительных слов, написание которых нельзя проверить. Орфографический словарь нам подскажет, как правильно пишется слово. Но постоянно в него заглядывать – это неудобно. Взрослому приходится перелистывать страницу за страницей в поисках нужного слова, а что делать ребенку, который только – только научился читать и ему трудно воспринимать информацию словаря. То есть словари рассчитаны на взрослых людей, а не на детей. Да есть маленькие словарики с набором слов, которые изучаются в начальной школе. Но чтобы ими пользоваться, надо иметь определенные навыки в чтении и умении искать нужную информацию.

1.3. Теоретическая разработанность.

Проблемой запоминания словарных слов занимаются уже давно учителя русского языка, филологи, так как механическое запоминание не приносит ощутимых результатов. Даже разработаны разные методики запоминания этих трудных, «вредных» слов, которые не так просто поддаются. Есть авторы, которые предлагают оригинальные приемы запоминания, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание слов в увлекательное занятие. Например, «Как запоминать словарные слова» Матюгин И.Ю., «Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций» Погодина А.А., Лариса Маврина «Учим словарные слова для начальной школы». [5, 8]

У нас возникла идея совместно с детьми создать словарь, используя имеющиеся методики. Но это будет не просто набор слов в алфавитном порядке. Для каждого слова будут подобраны различные задания, которые позволят с интересом запоминать словарные слова. Создание «моего первого словарика» - это творческий процесс, который помогает раскрыться ребенку в разных направлениях. Это приобретение навыков в поисках нужной информации, чтение, рисование и создание своих новых образов.

II. Практическая часть

2.1. Анализ учебника русского языка и прописей за первый класс

Анализируя учебник русского языка за первый класс и прописи, мы пришли к выводу, что материал, который касается словарных слов, преподнесен очень расплывчато. Нет акцента на запоминание этих слов. Они упоминаются вскользь. Поэтому, навряд ли, ребенок запомнит написание словарных слов, которые встречаются в учебнике и прописи. Список словарных слов, предложенных для запоминания ученикам в первом классе, можно посмотреть в Приложении 1.

2.2. Опрос – анкетирование: «Как Вы учите словарные слова?»

Разрабатывая словарик, мы решили провести опрос, чтобы узнать, знают ли дети, что такое словарные слова и насколько им нравятся предложенные нами задания для их запоминания. Проведя анкетирование и сведя полученные данные, получили следующие результаты.

К окончанию второй четверти практически все мои одноклассники знали, что относится к словарным словам. Предложенные карточки со словарными словами понравились большинству ребят. Больше половины детей тоже хотят придумать свои карточки для пополнения «Моего первого словарика».

Большинству ребят понравилось рисовать при заполнении карточек со словарными словами, а так же вставлять пропущенные буквы. Задания, в которых требовалось прописывать слово несколько раз, понравилось детям в меньшей степени. Трое ребят выделили, что им понравилось разгадывать ребусы.

Из диаграммы видно, что больше половины детей, лучше запоминают словарные слова, заполняя «Мой первый словарик». Но так же есть ребята, которым нравится просто заучивать слова. Анкеты «Как Вы учите словарные слова?», заполненные детьми, размещены в Приложении 2.

Проанализировав полученные данные, мы решили, что предложенный нами словарик понравился ребятам, понравились задания, которые помогают запоминать словарные слова. Поэтому решили предложить детям самим попробовать составить карточку со словарным словом для пополнения «Моего первого словарика». Хотелось бы отметить, что в создании карточек для словарика захотели участвовать и те, кто в анкете указал, что не хочет этого делать. Это значит, что такая работа увлекла моих одноклассников. Многие из них пожелали, чтобы и по их карточке была проведена работа для запоминания слов. Причем, ребята сами выбирали себе слова, по которым они хотели бы создать карточку. О том, кто разработал карточку, мы можем увидеть внизу страницы.

2.3. Создание карточек для работы над словом.

В нашу карточку мы решили включить несколько заданий, имеющих разную направленность.

1.Обязательно прописанное изучаемое слово, которое дети должны раскрасить. Запоминаемая буква, если она гласная раскрашивается в красный цвет, а если согласная – в зеленый. Остальные буквы в слове раскрашиваются либо синими оттенками, либо сиреневыми.

2 . Картинка к изучаемому слову, которую нужно раскрасить. Так как дети 7 – 8 лет, то им проще ориентироваться на картинку.

3. Задание, в котором нужно переписать слово, проставляя ударение и подчеркивая орфограмму, разделить его на слоги или для переноса. Это помогает механически запомнить написание слова и практиковать навык деления слова по слогам, для переноса слова с одной строки на другую, постановки ударения в нем.

4. Далее предлагается поставить пропущенную букву в слове. Ребенку приходиться прочитывать предложенные предложения, маленькие стихи, в которых использовано запоминаемое слово с пропущенной запоминаемой орфограммой. Нарабатывается чтение. Происходит механическое запоминание правильного написания слова.

5. Следующее задание усложняется. Пропускается не просто буква в словарном слове, а целое слово. Детям необходимо прописать слово, пропущенное в предложении.

6. Шестое задание может быть разнообразным. Это и ребусы, и кроссворды, и задания на смекалку. В этих заданиях обязательно прописывается запоминаемое слово или предыдущие изучаемые слова.

7. В последнем задании детям предлагается придумать свое задание к запоминаемому слову. Чаще это нарисовать картинку, которая ассоциируется с изучаемым словом и непроверяемой буквой в нем.

8. Для удобства работы со словами мы решили карточки со словами пронумеровать.

Для того чтобы проверить, на сколько эффективна работа с карточками в «Моем первом словарике», мы разработали карточку – «Проверь себя». После изучения 10 слов ребятам будет предлагаться проверить свои знания и успехи в изучении словарных слов. Карточка состоит из двух частей.

В первой части дети должны написать слова, которые они запомнили, посчитать их количество. Сверяясь со словариком, проверить правильность написания этих слов. Посчитать количество слов, написанных без ошибок. Сделать работу над ошибками, если это необходимо.

Вторая часть – это диктант. После написания надо будет отметить способ проверки: самопроверка, взаимопроверка или проверка учителем. Так же будет указываться количество написанных слов, слов написанных правильно. Но и при необходимости должна быть сделана работа над ошибками.

Пример страниц словарика можно посмотреть в Приложении 3.

2.4. Проведение диагностики по запоминанию изученных словарных слов.

Для данной диагностики мы провели диктант по изученным словарным словам. Получили следующие результаты, которые наглядно представлены на диаграмме «Количество учеников, написавших диктант».

Из полученных данных видно, что 52 % учеников написали словарный диктант без ошибок, 37% детей допусти 1 – 2 ошибки и 11% - от 3 до 5 ошибок. Более 5 ошибок не допустил никто.

А какие слова оказались самыми сложными для запоминания, можно увидеть на диаграмме «Количество детей, допустивших ошибку в словах»:

Самым трудным словом для запоминания первоклассников стало слово Россия: с маленькой буквы его написали 33% детей (9 человек из 27). Причем удвоенную согласную написали все дети. Один ученик вместо буквы «О» написал «А». В слове работа 11% учеников (3 чел.) допустили ошибку, такое же количество детей написали слово автобус с буквы «О». В словах сорока и мороз по 2 человека (7%) допусти ошибку. В словах воробей, яблоко, девочка, тетрадь по 1 ученику (4%) допустили ошибку.

Всеми учениками правильно были написаны слова заяц и язык.

Поскольку мы учили словарные слова, учась писать и читать по азбуке и прописям, то не можем сравнить эти результаты. Но мы обратились к учителю, чтобы узнать в целом, как пишут словарные диктанты ребята, просто заучивая слова наизусть. Мы выяснили, что правильно пишут такие слова в среднем 40 - 45% детей.

Вывод. Такая работа действительно повышает грамотность учеников. Они лучше запоминаю слова.

III. Выводы и заключение.

Изучив различную информацию о словарях, мы узнали историю их появления, какие словари бывают и для чего они нужны. Познакомились с орфографическим словарем, узнали, что в нем живут «трудные слова», написание которых нужно запомнить.

Возникшая идея по созданию своего словарика для запоминания «трудных» слов – «Мой первый словарик», была реализована. В «Моем первом словарике» не просто прописаны слова, а к каждому слову придуманы задания, которые помогают запоминать особенности словарного слова, порисовать его, пофантазировать.

Этот словарик был предложен для заполнения моим одноклассникам. После изучения нескольких слов был проведен опрос в форме анкетирования «Как вы учите словарные слова?». Проанализировав заполненные анкеты, мы узнали, что многим ребятам понравилось работать с «Моим первым словариком», понравились предложенные задания. Ребята так же хотели бы поучаствовать в его создании.

По окончании заполнения словарика был проведен диктант, заполнена карточка «Проверь себя», по итогам которых можно сказать, что поставленная цель, а именно разработка словарика с заданиями для первоклассников с целью запоминания словарных слов, была достигнута.

И предложенная гипотеза, что если разработать специальные задания для запоминания словарных слов, то грамотность учащихся в написании словарных слов повысится, подтвердилась. Дети не только запоминают правильное написание слов, но у них при этом развивается творческое воображение, мышление, читательские навыки.

Можно сделать вывод о том, что изучение словарных слов должно быть разнообразным, интересным. Дети легче запоминают «трудные» слова не механическим заучиванием, а когда им предлагается разносторонний подход к изучению такого слова. Процесс запоминания становится еще интереснее, когда ребенку доверяют самому придумывать, разработать учебный материал.

Русский язык такой богатый, красивый, поэтому, хочется, чтобы вся его красота не терялась и не исчезала, и у детей был стимул к его изучению:

«Язык и стар, и вечно нов -

И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -

Купайся ежечасно!»[11]

Источники информации

1. Дополнительный иллюстрированный том толкового словаря живого великорусского языка / В. Даль. – М.: «Белый город», 2004.

2. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1971

3. Русский язык. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.

4. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.; Азбуковник, 1997.

5. Учим словарные слова для начальной школы / Л.В. Маврина. – М.: ООО «Издательство «Стрекоза», 2022.

6. Чудо-пропись. 1 класс. Учебное пособие в 4 частях. / В.А. Илюхина

7. https://dzen.ru/ Зачем нужны словари?

8. https://moluch.ru/archive/ К вопросу о методах работы со словарными словами в современной начальной школе.

9. http://parnasse.ru/stati/nauka-i-tehnika/ Что такое словарь: история появления, как пользоваться

10 .https://www.prostudenta.ru/ Различные виды словарей русского языка, их назначение, характеристика

11. https://solnet.ee/ детский портал «Солнышко»

Приложение 1.

Орфографический словарь

В

в есело

в оробей

ворона

Р

р абота

ребята

Д

д евочка

д ежурный

деревня

С

собака

сорока

З

З аяц

Т

тетрадь

К

карандаш

к ласс

корова

У

ученик

ученица

учитель

учительница

М

м альчик

машина

м едведь

молоко

Х

хорошо

П

п альто

п енал

петух

Я

язык

Приложение 2.

Анкета

Уважаемые ученики! Вам предлагается заполнить анкету для создания проектной работы на тему «Мой первый словарик – музей трудных слов». Обведите кружочком тот вариант ответа, который подходит тебе.

1. Знаешь ли ты, какие слова называются словарными?

а) Да.

б)Нет.

2. На уроках обучения грамоте и письма вы начали заполнять «Мой первый словарик». Тебе понравилось это делать?

а) Да, понравилось.

б) Нет, не понравилось.

3. Какие задания большего всего тебе понравилось выполнять? Можно выбрать несколько ответов.

а) Вставлять пропущенные буквы.

б) Рисовать картинки к словарному слову.

в) Писать словарное слово несколько раз.

г).Свой ответ___________________________________________________

4. Как тебе легче запомнить написание словарного слова?

а) Просто выучить наизусть

б) С помощью заданий из «Моего первого словарика»

в) Свой ответ_____________________________________________________

5. Хотел(а) бы ты придумать свою карточку для работы со словарным словом для ребят?

а) Да, хотел(а)

б) Нет, не хотел(а)

Спасибо за время, которое Вы уделили нам.

Нам очень важно ваше мнение и участие в данном проекте!

Приложение 3.

Пример страниц из словарика

Просмотров работы: 142