Введение
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить. Таких героев немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба-Яга, потому что ее образ может меняться.
Баба-Яга – персонаж загадочный. Чаще всего это отрицательная героиня, лихое существо, которое пугает, но одновременно и притягивает.
Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось познакомиться с ней поближе.
Объект исследования:
Баба-Яга – загадочный персонаж.
Цель работы – изучить образ Бабы-яги в русских народных сказках.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба-яга;
изучить дополнительную литературу о Бабе-яге;
проанализировать поступки, которые совершает Баба-яга, соотнести их с добром и злом;
проанализировать полученные данные, подготовить выводы.
Методы исследования:
анализ источников информации, синтез полученной информации, сравнение, классификация, обобщение.
Гипотеза:
Если изучить литературные произведения и научные материалы, то можно узнать о происхождении образа Бабы-Яги, найти положительные черты этой загадочной героини.
Если проанализировать её поступки, то можно определить некоторые закономерности поведения, то есть создать своеобразный этикет от Бабы-Яги.
Некоторые особенности построения русских народных сказок.
Согласно словарю С.И. Ожегова, сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказка бывает фольклорная и литературная. Фольклорная сказка-это жанр письменного и устного народного творчества.
Литературная сказка – это произведение, тесно связанное с народной сказкой, принадлежащее конкретному автору, созданное на основе фольклорных сюжетов. Среди первых собирателей сказочного фольклора можно выделить Ш. Перро, братьев Гримм в Европе, А.Н. Афанасьева и Ф.И. Буслаева в России.
Изучением сказок занимались такие знаменитые ученые, как В.Я. Пропп, Х. Хонти, А.Н. Веселовский, Й. Болте и И. Поливка и др.
В настоящее время известно несколько вариантов классификаций сказок, предложенных различными литературоведами и исследователями. Но наиболее распространенной в настоящее время является классификация, которую предложил А.Н. Афанасьев. По его классификации сказки делятся на сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.
Характерным признаком сказки является наличие волшебного предмета. Это может быть ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть- самобранка и др.
В сказках герои делятся на добрых – положительных и плохих – отрицательных. После целого ряда испытаний добро всегда побеждает зло, положительные герои бывают вознаграждены за трудолюбие, смелость, отзывчивость и терпение.
В некоторых сказках поучительные выводы заключены в пословицах и поговорках.
Анализ русских народных сказок с участием Бабы-Яги.
Композиция волшебной сказки определяется наличием двух царств. Одно царство – то, с которого сказка начинается: «В некотором царстве, в некотором государстве». Есть сказители, которые прибавляют: «…а именно в том, в котором мы живём». Этому царству противопоставляется другое, которое находится «за тридевять земель» и которое называется «тридесятое государство». Баба-яга – страж границы, она охраняет вход в тот далекий мир. Вход идёт через её избушку. За пределами её – тёмный лес (избушка стоит на краю леса) и тридесятое царство. В больших, длинных сказках, в которых героя ждёт множество приключений, с того момента, когда он достигает избушки, меняется стиль сказки. Начало сказки бывает реалистическим (за исключением фигуры старого царя): мужики и бабы, изба, семейная жизнь и семейные нелады, косьба и другие сельскохозяйственные работы. С этого же момента властно вторгается сказочная фантастика, реальный крестьянский мир забыт. Что же происходит в избушке?
В избушке обитает яга. Яга – очень сложный и далеко не однозначный персонаж. В тех случаях, когда к Бабе-Яге попадает герой-искатель, она встречает его очень недружелюбно. Она узнает человека по запаху: «Фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Уже эти слова характеризуют её принадлежность не к человеческому миру («Русь»), а к какому-то иному. Сравнительное изучение этого образа показывает, что яга охраняет границу иного царства и вход в него. Она пропускает только достойных. Герой нисколько не смущен её приёмом. «Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу». Баба-яга совершенно смиряется от такого ответа. «Баба-яга слезла с печки, подходила к Иван Быковичу близко, кланялась ему низко.
Это доброжелательный тип яги-дарительницы и советчицы. Она указывает герою путь. Отныне он знает, куда идти. Иногда она дарит герою волшебного коня или орла, на которых герой улетает в тридесятое царство.
В этом основная функция яги с точки зрения развития действия. Она дарит герою волшебное средство или волшебного помощника, и действие вступает в новый этап.
Яга принадлежит к широкой категории сказочных дарителей. Встреча с дарителем – каноническая форма развития действия. Он всегда встречен случайно, и у него герой выслуживает себе или как-нибудь иначе добывает волшебное средство. Обладание волшебным средством предопределяет удачу и развязку. Дарителем выступает яга и в тех случаях, когда к ней попадает падчерица. В этих случаях, однако, непременно имеется и чрезвычайно усилен момент, который прослеживается и в «мужских» (герой - мужчина) сказках, но в менее ярких формах, - момент испытания. Яга испытывает героя или героиню. Если сказка «женская», испытание носит характер домашних работ: убрать постель, взбить перину, наносить воды, истопить печь и т.д. Дары в этих случаях не носят волшебного характера, а представляют собой материальное богатство. Сказка кончается награждением. Падчерица возвращается домой.
Несколько иной тип имеется в тех случаях, когда она сама затаскивает к себе в избу детей или, когда к ней попадают заблудившиеся дети. Она хочет их изжарить и съесть. Дети всегда спасаются, иногда засовывают ягу в печь и, убегая, прихватывают с собой волшебное средство, спасающее их от погони, а иногда и какие-нибудь сказочные богатства.
Яга – далеко не единственный даритель. Есть фигуры, которые родственны ей по характеру. Это всякого рода старухи и старики, случайно встреченные, которые тоже указывают путь и если не непосредственно дарят волшебное средство или помощника, то подсказывают, как его найти (например, как добыть или вырастить волшебного коня и т.д.).
Волшебный помощник или волшебное средство даются в награду. Но они могут добываться и хитростью. При их помощи герой получает в руки волшебное средство, причём иногда предварительно подвергается испытанию (функции испытания и получение волшебного средства).
Сказка – создание древнейших времён, но она содержит некоторую бессознательную жизненную философию народа, представленного рассказчиком. В сказке все предустановлено. Герой получает в руки волшебное средство или волшебного помощника и при его помощи достигает всех своих целей.
Помощники, при всем их разнообразии, объединены функциональным единством, т.е. в разных формах совершают одинаковые действия.
В одну категорию с волшебными помощниками могут быть объединены и волшебные предметы. Предметы действуют в сказке совершенно как живые существа. Это меч-самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь и т.д.
Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими её особенностями, определяет собой характер её фантастичности.
Для того чтобы наиболее полно изучить образ Бабы-яги, я постаралась найти как можно больше сказок, где она является одним из героев. Выбранные мною сказки о Баба-яге относятся к волшебным сказкам. В 9 сказках Баба-яга является положительным героем - это «Царевна-лягушка», «Заколдованная королевна», «Ненаглядная красота», «Две сестры», «Марья Моревна», «Иван Быкович», «Финист - ясный сокол», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю, что», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и, лишь в 5 сказках, отрицательным героем – это «Баба-яга», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Иван-царевич и Белый Полянин».
Исследование положительного образа Бабы-яги
№ п/п |
Название сказки |
Герой сказки |
Действия Бабы-яги |
1 1 |
«Царевна - лягушка» |
Иван - царевич |
В этой сказке Баба-яга помогла Ивану-царевичу советом, как ему справиться с Кощеем и спасти царевну |
22 |
«Василиса Прекрасная» |
Василиса |
В этой сказке Баба-яга в обмен на Василисин труд подарила огонь, необходимый Василисе |
33 |
«Финист - ясный сокол» |
Марьюшка |
В этой сказке три Бабы -яги подарили Марьюшке волшебные предметы для того, чтобы она могла спасти Финиста-ясного сокола |
44 |
«Иван Быкович» |
Иван Быкович |
В этой сказке Баба-яга приютила главного героя на ночь и пожелала ему удачи |
55 |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
Иван - царевич |
В этой сказке три разных Бабы-яги, они все помогали главному герою Ивану-царевичу: давали ему советы и коней |
66 |
«Заколдованная королевна» |
Солдат |
В этой сказке Баба-яга помогла солдату, позвав на помощь ветра и указав ему правильный путь |
77 |
«Ненаглядная красота» |
Иван-царевич |
В этой сказке Баба-яга помогла Иван – царевичу, с помощью птицы Могол, найти Ненаглядную Красоту |
88 |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» |
Андрей |
Баба-яга помогла зятю Андрею найти «то – не знаю что», попросив помощи у старой лягушки |
99 |
«Две сестры» |
Падчерица |
Баба-яга за хорошую работу подарила падчерице много золота и серебра |
Исследование отрицательного образа Бабы-яги.
№ п/п |
Название сказки |
Герой сказки |
Действия Бабы-яги |
1 1 |
«Баба-яга» |
Падчерица |
В этой сказке Баба-яга желает погубить падчерицу |
22 |
«Гуси - лебеди» |
Иванушка |
В этой сказке Баба-яга похищает Иванушку |
33 |
«Терёшечка» |
Терёшечка |
В этой сказке Баба-яга похищает Терёшечку |
44 |
«Марья Моревна» |
Иван - царевич |
В этой сказке Баба-яга испытывает Ивана-царевича и угрожает отсечь ему голову |
5 5 |
«Иван – царевич и Белый Полянин» |
Иван – царевич, Белый Полянин |
Баба-яга хотела погубить богатырей |
Таким образом, распространенное мнение о злой Бабе-яге ошибочно, и это доказано нами в ходе исследовательской работы. Сказочная Баба Яга – это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям, но только тем, кто достоин её милости, либо выдержал все её испытания.
В сказках «Сказка о молодильных яблоках», «Финист-ясный сокол», «Царевна лягушка», Баба-яга чаще всего встречает героев очень приветливо. Она ласково обращается к ним: «голубчик», «добрый молодец», «дитя милое», «красна девица», «красавица». «Что ты, свет мой!», «Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда?» из «Сказки о молодильных яблоках». Да и сами герои чаще всего обращаются к ней уважительно: «Это я, бабушка, меня мачехины дочки к тебе за огнем прислали» - из сказки «Василиса Прекрасная», «Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола» - в сказке «Финист-ясный сокол».
Своим героям Баба Яга оказывает должное гостеприимство: «накормила их, напоила их и спать положила», «напоила, накормила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать», «накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич ей рассказал, что он ищет жену свою Василису Премудрую».
Яга дает мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противников.
Если Баба Яга сама не может помочь герою, то призывает своих помощников: птиц, зверей, морских животных, ветры и т.п.
Так же в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники, как в сказке «Финист-ясный сокол» - это серебряное блюдце и золотое яичко; серебряные пяльцы и золотую иголку; серебряное донце и золотое веретёнце.
Или в «Сказке о молодильных яблоках»: «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать». «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали», -советует Баба Яга в сказке «Василиса Прекрасная».
Итак, в рассмотренных мною сказках, Баба Яга предстает гостеприимной хозяйкой, внимательной, заботливой, помогает героям дельными советами и щедро их одаривает.
Но даже в тех сказках, где она является отрицательным героем, я не прочитала о том, что ей удалось выполнить свое злое дело. У героев всегда есть возможность избежать злой участи, благодаря своей смекалке, ловкости и смелости.
Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван Быкович и др. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идёт защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей… Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов.
Среди своих одноклассников я провела опрос на сколько они знают и любят русские народные сказки с Бабой-ягой. Было опрошено 22 человека. Получились такие результаты: большинство учеников – 17 человек, считают, что она представитель зла, колдунья и похитительница. Вторая группа считает, что Баба-яга достаточно добрый персонаж – 5 человек.
Но, после того, как я рассказала, как много бывает сказок, где Баба-яга помогает героям, многие ребята поменяли своё мнение и из 22 человек – 15 человек ответили, что Баба-яга больше добрый персонаж, чем злой, и лишь 7 человек ответили, что Баба-яга злая волшебница.
Из этого я сделала вывод, что Баба-яга является ярким и неоднозначным персонажем многих сказок. Ведь сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Заключение
Исследование подтверждает гипотезу, что:
Баба-яга не всегда в сказках злая ведьма, она может быть разной - и доброй, и злой;
часто она помогает герою, спасает его;
Баба-яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Русская народная сказка глубоко национальна. Это проявляется не только в живом, богатом языке, диалогах, но и в самом духе сказок, их персонажах, конфликтах. Мы воспринимаем сказку как искусство, в котором нашли отражение наши мечты и идеалы, наша история.
И – одновременно – сказка интернациональна. В ней проявляется общечеловеческое начало; все народы земли близки в своём счастье и горе, вот почему у разных народов очень много сходных между собою сказок.
Народные сказки – это не только древний жанр устного народного творчества, но и неотъемлемая часть культуры и истории всего человечества.
Список литературы
1.Афанасьев А.Н. Русские детские сказки: Изсб.А.Н.Афанасьева/ А.Н.Афанасьев; Ред. В.П.Аникин. – М.: Дет.лит., 1986. – 239 с.
2.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
3. Аникин В. П. «К мудрости ступенька»/ В. П. Аникин – М.: Детская литература, 1982г. – 45с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Н. В. Шахматова и др.- СПб.: ИД «Весь», 2004. – 736 с.
5. Иванов В.А. Мифы языческой Руси. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001.
6. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008г.-366с.
8. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.
9. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - О славянских мифах.
10. Русские народные сказки: сказки / В обработке М.Булатова, И.Карнауховой, А.Афанасьева. – М.: РОСМЭН, 2015. – 128с.
11. Русские народные сказки. Сост. Е.Г.Коненкин.- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2003. – 480с.
12. «Чудо чудное диво-дивное: русские народные сказки от А до Я». Сост. В.Соколовский – М. Эксмо, 2022. – 264с.