Образ учителя в русской и татарской литературах

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ учителя в русской и татарской литературах

Франк К.С. 1
1МАОУ «Байкаловская СОШ», Тобольский район
Кабирова С.Т. 1
1МАОУ «Байкаловская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

2023 год объявлен президентом годом педагога и наставника. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

Все меняется в этом мире: люди, ценности, требования к жизни и образованию, но роль учителя всегда была и будет огромной и очень важной, ее нельзя переоценить. Учителя день за днем учат нас, таким, казалось бы, простым вещам, формируя в нас самые важные и нужные человеческие качества. Находясь в школе, мы даже не задумываемся, какую роль в нашей жизни играют учителя, и сколько терпения и сил они вкладывают в нас и наше будущее.

Профессия учителя всегда вызывала у людей восхищение и вдохновляла многих мастеров слова. Так, образ учителя в своих произведениях раскрывали многие писали.

Цель нашего исследования - проследить, как формируется образ учителя в произведениях литературы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

  1. Подобрать литературу для анализа, в которых присутствует образ учителя.

  2. Описать ситуации общения - «учитель- ученик».

  3. Проследить роль учителя в жизни учеников, а также отношения к нему общества.

Предметом исследования являются

Объектом исследования является образ учителя.

Методы исследования:

Интерпретация художественного текста.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

Обобщение.

Актуальность заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений показать, какие важные и смелые решения порой принимает учитель, преподавая самые главные уроки – Уроки Жизни своим ученикам, не боясь осуждения и непонимания.

Об учителе написано и пишется много произведений, а самым запоминающимся для меня стало стихотворение Фаниса Абая Яруллина " Сез иң гүзәл кеше икәнсез".

Вы самый красивый человек, вы самый ученый человек, вы самый терпеливый человек, вы самый справедливый человек! Так описывает образ учителя Фанис абый, а как описывается другими авторами учитель?

Рассматривая отношения учителя и общества, мы обратимся к известному произведению В.Г. Распутина «Уроки французского», и рассмотрим послевоенное время, когда стали закладываться основы гуманного отношения между учителем и обучающимися.

Рассказ является автобиографическим, он посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, учительнице автора, она является прообразом главной героини. Сам В.Г. Распутин выделяет этот рассказ среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Сюжет рассказа прост: для того чтобы продолжить учебу, пятиклассник вынужден переехать в райцентр, к подруге мамы. Здесь герой, не только тоскует по родному дому, но и страшно голодает. Чтобы поесть, мальчик вынужден играть в «чику» на деньги, если бы об этом узнал директор, то героя могли исключить из школы. Композиция рассказа строится на антитезе: главный герой противопоставлен сверстникам, живущим по другим нравственным принципам, а учительница французского Лидия Михайловна – директору школы, не понимающему и не принимающему ее педагогические методы.

Образ учительницы раскрывается не сразу, но уже в начале повествования герой чувствует непохожесть Лидии Михайловны на всех взрослых людей, которые его окружают: «Аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».

Оказавшись в доме классной руководительницы, мальчик впервые видит её в обычных условиях, и это его потрясает: «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, — настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных».

Главным в жизни учительница считала не работу, а умение в независимости от ситуации оставаться человеком, поэтому она отступила от общепринятых мер. Так свои уроки французского она превратила в уроки доброты. Главная героиня отнеслась к своему ученику с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность, рассмотрела в нём способности. Лидия Михайловна не побоялась рискнуть своей работой ради ребенка. Разумеется, директор не стал вникать в происходящее и уволил учительницу, расценив её поступок как: «... преступление. Растление. Совращение». Прощаясь с главным героем Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». В этих словах и раскрывается образ учителя.

Лидия Михайловна — настоящий пример для подражания, потому что для своих учеников она стала не просто учителем, а настоящей мамой, которая очень переживает за своих детей. Идя на такой важный, но в тоже время опасный шаг, она совсем не думала о том, что будет с ней. Помогая мальчику, она рисковала своей репутацией, судьбой и работой, но ничего не могло ее остановить. Это был не просто поступок, это был подвиг.

Мы ощущаем гордость за учителей Тюменской области, которых коснулось перо известных писателей – современников того времени. Одним из таких людей является Хабибулла Хайруллович Якин, Полный Кавалер ордена Славы, награжден орденами Славы 1,2 и 3 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», Почетный гражданин города Тюмени. После школы Хабибулла Хайруллович оканчивает курсы по подготовке учителей в Омске и начинает свою педагогическую деятельность. В январе 1942 года Тюменским райвоенкоматом он был призван в Красную Армию.

К концу войны в возрасте 23 лет солдат Хабибулла Якин имел пять орденов. После войны вернулся в педагогическую деятельность, около 25 лет проработал учителем русского языка и литературы в Чикчинской школе Тюменского района. О нем сняли два документальных фильма, сценарии которых написал известный писатель-фронтовик Константин Симонов. Лента «Шел солдат» получила первый приз «Золотой голубь» на Лейпцигском кинофестивале. Название второго фильма – «Сельский учитель».

Хабибулла Хайруллович Якин был поистине преданным своему делу человеком. Его ученики вспоминают его строгим, но справедливым человеком.

Учитель в проанализированных произведениях показан как человек имеющий авторитет, он воспитывает в учениках индивидуальность, добрые чувства, умение взаимодействовать в коллективе. Учителя – свет в жизни своих учеников.

Просмотров работы: 41