ТАИНСТВЕННАЯ ДУША РУССКОГО НАРОДА В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И.С.ТУРГЕНЕВА

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТАИНСТВЕННАЯ ДУША РУССКОГО НАРОДА В «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И.С.ТУРГЕНЕВА

Шкунова А.Д. 1
1МАОУ СОШ №4 города Ишима
Дощинская И.А. 1
1МАОУ СОШ №4 города Ишима
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. История возникновения вопроса о национальном своеобразии.

Почему мы так отличаемся от других народов, чем отличаемся от западных стран? Как мыслит русский человек? Тайна загадочной русской души продолжает волновать мыслителей своей мистической неразгаданностью. «Человек есть тайна»,- написал Ф. М. Достоевский. Непросто рассмотреть, сложно понять. Кто же мы такие? В чём особенность исторической миссии и судьбы России? Словосочетание «русская душа» первым использовал критик В. Г.Белинский. В словаре С.И.Ожегова читаем: «Душа — ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении человек, с духом и телом». [1;105]. ] Таинственная «русская душа» изумляет как ее ненавистников, так и поклонников.В одной из статей лидер русского национального движения Константин Крылов пишет: «Русские очень долгое время были народом, живущим в географической и культурной изоляции. Русские – чрезвычайно однородный этнос, и разброс характерных признаков русских на всем огромном пространстве от Калининграда до Владивостока в два раза меньше, чем, скажем, для населения Западной Европы».[2] Слово РУССКИЙможно встретить как в составе существительного (русский пришел с добрым словом), так прилагательное (русский язык). Трудности постоянно сопровождали жизнь русского человека, поэтому к ним он был готов. Александр Власьевич Терещенко подтвердил эту мысль в книге «Истории культуры русского народа». Он рассуждает о безразличии к внешнему виду русского человека, их смуглой коже, загоревшей на солнце от полевых работ, русых волосах, небогатой одежде, плохой пище. Свобода русского человека проявлялась во всем: в пище, в одежде, пляске, певучести нашей речи, быту. Удивительно, но спать на сырой земле тоже не каждый может! Все эти качества помогали русским людям преодолевать самые разные жизненные препятствия: бушующие реки, крутые скалы, овраги, рвы. [3; 131-140] Во многих текстах сказок, русских народных песен звучит прямое излияние сердечного чувства. Люди не озлобились из- за каких – то жизненных трудностей, они терпеливо переносили всё. Душа русского человека сформирована ее героями: от князей Олега и Игоря, от подвигов на Бородинском поле до битвы под Москвой. Влияние уникальной государственности и противоречивых правления, начиная с царя Ивана Грозного, Петра Великого, судьба Николая II и его семьи тесно связана с фигурой Григория Распутина. Много неожиданного в уроках Октябрьской революции и гражданской войны. Узнаём о разнообразии суждений, связанных с периодом правления И. В. Сталина? В характере русского человека сочувствие, понимание, помощь, доказанная поступками многих людей. Преобладающими чувствами в русской душе были вера и любовь. Всегда русский человек ощущал отцовскую ответственность за всё жизненное пространство. Уклад жизни русского человека издревле составляло доброта, правдолюбие, мужество, умение видеть полезное в самых обыденных событиях. Многообразие характеристик создало уникальный феномен, совершенно не поддающийся пониманию. Возможно, поэтому приобрело ореол «таинственности» души русского человека. Своеобразие русского характера приобретает особую значимость именно сегодня. Именно в силу своих духовных особенностей, русский народ стал государствообразующей силой, объединившей население всей России в НАРОД. Но «русский» - не национальность! Это богатство души, ее характер!

Темой русской души в дореволюционный период занимался Аполлон Григорьев. Он пришёл к выводу, что мятежность является характерной чертой русской души. В работах других исследователей в период после революции отмечалось болезненное состояние русской души. Н.А. Бердяев использует исторически устоявшуюся характеристику, выделяя традиционные свойства русской души. По его мнению, своеобразие русской души заключается в противоречивом характере, который определяется противоборством восточного и западного начал [4; 12-30] В книге философа Н.О. Лосского «Характер русского народа» он заостряет наше читательское внимание на религиозности этой нации. «Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…» [5; 58-68] Ещё исследователь выделяет свободолюбие. Русский человек, вооружившись лишь одним свободолюбием и верой в Бога, способен на великие открытия и поступки! Философ Н.О. Лосский отмечает доброту русского народа, в отсутствии злопамятности. «Без всяких философских теорий народ сердцем чует, что преступление есть следствие существовавшей уже раньше порчи в душе человека, и преступный акт есть яркое обнаружение вовне этой порчи, само по себе уже представляющее «кару» за внутреннее отступление от добра». [6; 45-50]

Глава 1. Таинственная душа русского народа в «Записках охотника» И.С.Тургенева.

Среди писателей русской литературы пятидесятых годов 19 века популярным становится жанр рассказа на реальных событиях. Ряд очерков вошли в сборник «Записки охотника» И. С. Тургенева. JI.H. Толстым было указано, что Тургенев «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны». [7] Можем ли мы понять суть «загадочной русской души», характера? Сложная жизнь простого мужика не приукрашивалась Тургеневым, он писал только правду. По убеждению писателя, «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». [8] Все тексты книг, написанных И.С. Тургеневым давали новое понимание крестьянского уклада, ставшее главным во всём его творчестве. Тексты этого писателя знакомили западного читателя с загадочным русским характером, для которых Россия была своеобразным холстом, на который изобразитель человеческой природы представляет свои формы. Многие тургеневские мужики имели реальных прототипов, поэтому и написаны с достоверностью. Все его герои отражают русскую душу, русский национальный характер. Кто он, этот охотник, ведь именно его глазами мы видим происходящее? О нём мы немного знаем. Тайной остаётся его личная жизнь. Это один из ликов автора, мы чувствуем близость рассказчика и автора, дистанция между ними нигде не подчеркнута, но нельзя не почувствовать, что в образе охотника воплощено всё богатство, сложность внутреннего мира автора. Он учился в университете, свободен, одинок, не отягощён какими-то ни было заботами. Весь строй его жизни позволяет ему целиком отдаться спокойному созерцанию мира, людей и природы. Охотник странствует, охотится, встречается с людьми, созерцает природу и кое-что записывает для себя. Не исследует он собственную душу, не характерна для его записок исповедальная тональность. Ему природа открывает нравственный смысл жизни, поэтому считается духовной первоосновой, позволяющей получить величайшую внутреннюю гармонию. И. С. Тургенев показывает людей одного сословия, хотя многие из героев ощущают тесную связь, кровную, с родной природой, среди которой проходит их жизнь, способны ощущать её красоту.[9]

Драма русичей, по Тургеневу, в том, что многие выпадают из природного единства, поэтому они либо несчастны, либо нравственно уродливыми. Поэтому охотник демонстрирует перед читателем живую галерею человеческих типов, предлагая самим сделать собственные выводы о душе русского народа. «Записки охотника» И. С. Тургенева – это поэтичный текст, своеобразный кодекс качеств русского человека и значимости русского слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! — Не будь тебя — не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? — Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» [10; 120-125]

Глава 2. Практическая часть.

Познакомившись с взглядами на особенность души русского человека раньше и сейчас, мы обратились с вопросами к ученикам 4 школы. Вопросы анкеты представлены в приложении. В опросе участвовало 145 человек (8 классы- 103 человека; 11 классы - 42 человека) (приложение: Диаграмма) Как видно из диаграммы, большая часть респондентов классику самостоятельно не читают, не интересуются новинками культуры, к сожалению, предпочитают материальное благополучие, а не духовное. Причину мы видим в том, что население, проживающее в городах, оторвано от своих корней, от природы. Лишь 42 % читают классику для души и 60% пишут грамотно. В анкетах восьмиклассников (часто повторяющиеся) характерными особенностями характера русского человека выделены следующие понятия: добрый, серьёзный, суровый, храбрый, справедливый, мужественный, отзывчивый, стойкий, честный, терпеливый. В 11 классах (часто повторяющиеся): упорный, целеустремлённый, закалённый, отзывчивый, настойчивый, добрый, добродушный, стальной, сильный, волевой. По тексту «Записки охотника» И. С. Тургенева определить свойства души русского человека смогли 30%. Среди всех опрошенных 27 % мечтают жить в другой стране. По анкетам мы выяснили, что это те ребята, кому не интересны новинки культуры, предпочитают материальное благополучие. Тема, выбранная нами, актуальна. Ведь нам, молодым, предстоит жить в России. Наши современные ученики должны уметь критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, применяя в жизни. В формировании вышеуказанных умений мы использовали метод интеллект - карт (приложение). Нами были составлены две такие карты: «Культура русского народа» и «Кодекс качеств русского человека 19 века». В каждой из них мы выделили главное понятие, от которого расходились идеи. Данный метод помог преодолеть затруднения в понимании изучаемого текста. Многим пришлось повторно перечитать текст. Совместное обсуждение в выделении важных тезисов при оформлении интеллект - карт и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания текста. Коллективная работа сблизила учеников. Именно данный метод научил бережному отношению к художественному тексту.

Облако тегов (облачные теги, облако слов) — это следующая форма визуализации данных, которую мы использовали в работе с текстом И. С. Тургенева «Записки охотника»(приложение). Это замечательный помощник учителю на уроке.Задание, предъявляемое в таком необычном виде, отлично мотивирует учебную деятельность, позволяет поддержать активность класса, интерес к предмету. В книге более 500 персонажей – представителей всех слоев общества. В этом огромном «народном море» ученики выделяли черты, свойственные русскому народу, составив облако «Эмоций» (приложение).

Анализируя текст, мы смогли выделить в 15 рассказах эпизоды, ключевые слова, характеризующие душу русского народа (брошюра).

1.Религиозное сознание русского человека. Касьян, говоря о Красивой Мечи, произносит такие слова: господи, боже мой, богу-то ты видней, святая вода.

2.Душа русского человека тесно связана с миром природы. Во всех рассказах представлены герои на лоне природы. И. С. Тургенев в облике внешне невзрачного Касьяна («Касьян с Красивой Мечи») показывает душу этого героя, который слит с природой, живёт на лоне природы. Охотник пристально вглядывается в природу, растворяясь в ней вместе с Касьяном, произносит определения-приложения рекам: голубка, кормилица, матушка.

3.Только ли грамотные люди понимали важность жизни в ладу с природой? Ответ находим в рассказе («Хорь и Калиныч»). Если Хорь был рационалистом, то Калиныч, напротив, мечтателем. Хорь мог «ужиться» с властью, а Калиныч – нет. Калиныч набирает земляники, видит, где садится птица.

4.Помощь другу. Калиныч приносит другу землянику.

5.И. С. Тургенев противопоставляет он двух преданных друзей, относящихся друг к другу очень тепло. Если герой «оторван» от природы, то он несчастен (далёк от природы Хорь).

6.В рассказе «Свидание» показан разрыв между испорченной цивилизацией и природой. Автор показывает взаимоотношения Акулины и возлюбленного. С музыкой природы сливается и впечатление от нежного образа деревенской девушки, которая любит полевые цветы и травы, знает, для чего они нужны. Виктор - далек от природы. Он говорит: «Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину …»

7.Долготерпение, принятие мира таким, каким он дан. Вопрос самопожертвования во имя других, долготерпения русского народа Тургенев раскрывает, создавая типичный характер русской крестьянки Лукерьи («Живые мощи»). Название представляет собой сочетание противоположных понятий (оксюморон). Живые мощи – останки святого. Лукерья, которую называли «живыми мощами», терпеливо переносящую страдания, становится в представлении народа почти святой – при жизни. Она принимает мир таким, каким он ей дан.

8.Калиныч - человек самого веселого нрава, постоянно напевал вполголоса. Жалобным голосомначинал подпеватьХорь. Почему же жалобным? Хотя он имел крепкое хозяйство, большое семейство. Но всё это показное , а в душе, возможно, не всё так спокойно.

9.Самопожертвование во имя других, страдание за народ, за людей. В рассказе «Живые мощи» Лукерья страдает за всех людей, за грехи людские. Это высокая идея рождена народным сознанием, идея самопожертвования во имя других.

10.Два взгляда на мир: барин и крестьянин. Ради потехи «странный охотник» убивает вольного коростеля. Данный эпизод важен. Разные точки зрения у крестьянина и барина. К сожалению, «цивилизация» убивает волю, свободу. Касьян не находит ни правды, ни справедливости в действительности ,выделившейся из природы.

11.Героизм. В рассказе «Чертопханов и Недопюскин» душа у героев была добрая, даже великая по-своему: несправедливости, притеснения не переносили, за своих мужиков горой стояли.

12.Калиныч знает народные приметы, по которым можно предсказать погоду. В его избушке на пасеке висят пучки сухих трав, пасека чистая, сено в ней свежее. Глядя на светлое небо, охотник замечает, что завтра будет славная погода, а Калиныч утверждает обратное. Хорь чувствовал духовное превосходство над ним Калиныча.

13.Русское правдоискательство. Духовность это – значимое качество личности, она не позволяет подчинить себе человека, всецело лишить общество высших смыслов и целей, которая определяется такой ценностью, как правда. Поэтому в лаптях крестьяне ходят по миру, ищут правду.

14.Одаренность к пониманию красоты. В рассказе «Певцы» показано истинное искусство в пении Якова Турка, производящее потрясающее впечатлении: «Русская правдивая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».

15.Широта души. В рассказе «Однодворец Овсянников» мужики придумали «окрестить» француза в Православную веру, втолкнув в прорубь. Помещик вдруг вспомнил, что для его детей нужен учитель музыки. Это и спасло Лежёню.

16.Восприятие красоты ночной природы крестьянскими детьми из «Бежиного луга». Семилетний Ваня любуется звездами, сравнивая с пчелами. В рассказе «Живые мощи» Лукерьи любит полевые цветы, первой слышит запах цветущей гречихи в поле и липы в саду. В рассказе «Стучит!» Филофей с гордостью объясняет рассказчику, что «других таких лугов по всей Расеи нету…Уж на что красиво!»

Заключение.

Итак, в «Записках охотника» перед нами народное море во всем его многообразии, с его светлыми и темными проявлениями, с его бесконечно варьируемой и живой сутью, которую мы называем живой душой. Именно душевная стихия в центре внимания писателя, который, легкими отдельными штрихами раскрывая русскую душу, предлагает читателю самому попытаться разгадать ее загадку. Данное рассмотрение качеств характера русского человека позволяет раскрыть национальную душу, познать глубину русских корней, вдохнуть новую жизнь в наше общество, в нашу культуру. Прежде всего языковое общество, выраженное в прекрасном знании родного языка, текстах, которые выступают своеобразным материалом, позволяющим выделить русскую национальную личность как лингвистически выраженную. И. С. Тургенев приходит к мысли, что русский человек от природы он черпает внутреннюю гармонию и нравственный смысл жизни. Действительно, «Записки охотника» И. С. Тургенева тематически определить как книга о человеке в природе. Но все герои, изображённые на лоне природы, легче воспринимаются для нас , мы можем выделить свойства души, характерные для русского человека. «Лес и степь»- этим текстом заканчивается сборник, как своеобразный гимн природе. Конечно, русский человек уже не тот, но раз мы задумываемся о своем месте в истории, стремимся найти пути национального возрождения, по-прежнему можем пожертвовать собой ради других и ценим добро – мы сможем не просто БЫТЬ русскими, мы сможем ими СТАТЬ!

«Список литературы»

1. Ожегов, Сергей Иванович (1900-1964).Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. – 1375 с

2. Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров. Мифы о России. Воспрянет русская душа/ В.Аристархов [и др.] // Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.raso.ru/?action=show&id=5513, 2007.

3. Терещенко, А. В. История культуры русского народа. / А. В.Терещенко, – М.: Изд-во –М.: 2007. – 228 с.

4. Бердяев, Николай Александрович (1874-1948.).Душа России / Николай Бердяев. - Ленинград : Предприятие "Сказ", 1990. – 29 с.

5.Лосский, Н.О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – М., 1994.– 127 с.

6.Лосский, Н.О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. – М., 1994.– 127 с.

7.Сергеенко, П. А. Записи. П. А. Сергеенко [и др.] // Журнал Звезда [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/sergeenko-zapisi.htm

8. Румянцев, А. Вся суть русской жизни. А.Румянцев // Журнал Новый мир[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/rumyancev-vsya-sut-russkoj-zhizni.htm

9.Скокова, Л. И. И. Тургенев и Руссо. Л. И. Скокова// Журнал Звезда [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/skokova-turgenev-i-russo.htm

10.Тургенев, И. С. Запискиохотника. Текст произведения. / ИСТургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 3.- М.: "Наука", 1979.-220 с

Приложение.

Вопросы анкеты: Ф. И. , класс

1.Знаете ли вы свой язык? (да/ нет)

2.Пишите ли вы грамотно? (да/ нет)

3.Читаете ли вы самостоятельно классические произведения?

4.Следите ли вы за новинками культуры?

5.Что вы предпочитаете: духовное благополучие или материальное?

6.Какой у русского человека характер?

7.Можно ли по «Запискам охотника» И. С. Тургенева понять душу русского народа?

8.Мечтаете ли вы жить в другой стране?

Диаграмма.

Метод интеллект – карт

Облако тегов

Брошюра.

Просмотров работы: 116