Введение
В нашей жизни нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки бывают приятные, такие как звуки природы, которые успокаивают, снимают стрессы. Шум же наоборот вызывает раздражение и дискомфорт. Шум присутствует везде и всюду, но в разной степени интенсивности.
Журналист и профессор Нью-Йоркского университета Джордж Фой провел собственный эксперимент по поиску тихого места в разных странах, и пришел к выводу, что даже в Антарктике и самых отдаленных лесах Амазонки рано или поздно вас неизменно настигнет шум пролетающего самолета. Даже самые отдаленные уголки планеты сегодня «засорены» человеческим шумом. Шумом засорены крупные города. В них шум транспорта не утихает даже в ночное время. Это все вредный шум, который может негативно влиять не только на настроение человека, но и на его здоровье. Поэтому тишина сегодня становится ценным ресурсом. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.
Ежедневно мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленным, транспортным шумом. Мы замечаем, что наш организм устает все больше и больше. Я задумался, ведь на самом деле, воспринимать информацию на уроке для меня лучше, когда в классе не шумно. Внимание и сосредоточенность также очень зависят от окружающей обстановки. Передо мной возникла проблема, неужели шум так сильно влияет на состояние человека и в чем тогда оно проявляется? Я решил изучить это явление на примере моей школы и определить степень воздействия на организм школьника шума различной интенсивности.
Гипотеза: если можно измерить школьный шум, то, наверняка, можно установить негативное его воздействие на школьника.
Актуальность работы заключается в том, что любая школа страдает от повышенного шума, который мешает отдыху и успеваемости учеников.
Практическая и теоретическая значимость: ознакомится с нормами допустимого шума, разработать методы направленные на снижение шума, до уровня допустимого СанПин.
Объект исследования: шум как звуковое явление
Цель исследования: изучение шумового воздействия на школьников
Задачи исследования:
Изучить информацию о шумовом явлении в научной литературе и интернете;
Провести оценку шумового уровня в различных помещениях школы и провести анализ полученных данных;
Исследовать влияние шума на производительность труда учащихся путем решения примеров в условиях шума и тишины;
Исследовать влияние шума на пульс и артериальное давление;
Провести социологический опрос среди учащихся.
Методы исследования:
- поисковой;
- наблюдение;
- анализ.
Оборудование:
Прибор «Шумомер»;
Компьютер;
Наушники;
Тонометр;
Часы, измеряющие пульс.
1.1. Физическая характеристика шума.
Шум – совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно распространяющееся механическое колебательное. Звук с нестабильным громким звучанием считается шумом. А шум, по сути, является вибрацией, звуковыми колебаниями. В отличии от звука, шум воспринимается человеком, как нечто раздражающее и неприятное.
Источником его является любое колеблющееся тело. Еще древнегреческий ученый Аристотель верно объяснил природу звука, полагая, что звучащее тело создает волновые колебания. Звуковые волны, достигая нашего уха, воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука. По статистическим характеристикам шум бывает стационарный и нестационарный.
Стационарный шум – это шум, который характеризуется длительным воздействием и постоянным уровнем интенсивности.
Нестационарный шум – это шум, длящийся короткие промежутки времени.
Шумы классифицируются:
По частоте: низкочастотный (до 400 Гц); среднечастотный (400-1000 Гц); высокочастотный (свыше 1000 Гц).
По интенсивности: стабильные и прерывистые.
Измерение интенсивности шума.
Шум как и звук имеет частоту колебания (спектр), измеряемый в Герцах, а также интенсивность, которая измеряется в децибеллах ( в честь ученого Белла названа единица измерения силы звука и шума. Белл изобрел телефон).
Восприятие человеком звука зависит не только от его частоты, но и от интенсивности и звукового давления. Наименьшая интенсивность и звуковое давление, которые воспринимает человек, называется порогом слышимости. Порог слышимости зависит от частоты звука. Болевой порог– это болевые ощущения, при звуковом давлении высоко. Некоторые примеры уровней интенсивности шума приведены в таблице 1:
Таблица 1
Источник шума |
Уровень интенсивности шума, дБ |
Звуковой комфорт |
20 |
Шёпот на расстоянии 0,3 м |
40 |
Шум проезжей части улицы |
60 |
Шум станков в цеху |
90-100 |
Шум реактивного двигателя самолёта |
140-150 |
Взрыв атомной бомбы |
200 |
Прибор для измерения уровня шума называется шумомер. Очень часто путают уровень громкости и уровень шума. Этот прибор занимается только измерением шума. Такой прибор я буду использовать при проведении своих исследований.
Влияние шума на организм человека
В наше время естественный природный шум становится все более редким, заглушается транспортными и другими шумами, которые являются постоянной частью человеческой жизни, загрязнителем городской среды, становясь медленными убийцами физического и психического здоровья человека (утомляют, раздражают). Самой жестокой казнью в древнем Китае считалась казнь шумом. Она полагалась оскорбившим императора. Преступника окружали флейтисты, барабанщики и глашатаи, которые круглосуточно играли, дудели, словом, шумели без перерыва, пока несчастный не испускал дух. Также одним из видов казни в средневековой России была казнь под колокол, имевшая место быть в 16 веке во времена Ивана IҮ Грозного. Она являлась способом медленного убийства приговоренного с помощью колокольного звона. Гул этого звона мучил и медленно убивал осужденного. Известно, что звук в 180-190 децибел вызывает постепенное разрушение от усталости металла, а 130-150 децибел - болезненные ощущения и смерть человека. Умирали обычно от кровоизлияния в мозг.
В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Продолжительное действие шума вызывает у человека головную боль, головокружение, расстройства нервной системы и сердечно-сосудистой системы и нарушения обмена веществ в организме. Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонических болезни. Шум влияет негативно и на рост деревьев и на животных. Поэтому шум-это большая проблема современного общества и больших городов
1.4.Школьный шум.
Любая школа, наша не исключение, страдает от уровня шумового загрязнения. Шумовое загрязнение — шумные перемены, громкие разговоры, которые создают повышенный уровень шума. Многие ученики испытывают утомляемость и усталость. Из-за шума снижается концентрация внимания и успеваемость.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что установлены санитарные нормы допустимого уровня шума. Согласно этим нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются, особенно в пределах больших городов. Для школьных помещений и площадок отдыха детских учреждений также установлены нормы уровня шума (Таблица 2).
Таблица 2
№ п/п |
Вид трудовой деятельности, рабочее место |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) |
Максимальные уровни звука LАмакс, |
1 |
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек |
40 |
55 |
2 |
Площадки отдыха детских ДОУ, школ и других учебных заведений |
45 |
60 |
Глава 2. Практическая часть
2.1. Оценка шумового загрязнения с помощью «Шумомера»,
специального прибора для измерения шума
В связи с вышесказанным, я решил провести исследование уровня шумового загрязнения моей школы. Для своего исследования я применял прибор - шумомер UNI-NUT353 (Приложение 1). Если подробно рассматривать устройство шумомера, то можно выделить там следующие компоненты:
Микрофон;
Усилитель;
Корректирующие фильтры;
Интегратор;
Дисплей;
Для исследования уровня шума были выбраны следующие помещения:
Учебное помещение - класс (Приложения 2, 3)
Столовая (Приложения 4, 5)
Перемена 2 этаж. (Приложения 6, 7)
Спортивный зал, урок. (Приложения 8, 9)
Гардероб (Приложение 10)
Результаты замеров занесли в таблицу 3.
Таблица 3
№ п/п |
Места измерения шума в школе |
Уровень шума, Дб |
Нормы СанПин для школы,мах, дБ |
1 |
Урок в классе |
50 |
55 |
2 |
Столовая завтрак |
89 |
55 |
3 |
Перемена после второго урока |
116 |
55 |
4 |
Спортзал урок |
100 |
55 |
5 |
Гардероб |
89 |
55 |
Для более наглядного сравнения данных результаты занесли в диаграмму (Приложение 11).
Из данных таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что школа страдает от шумового загрязнения. Уровень шума не превышает норму только вовремя урока в классе. Показатель шума во время перемены и спортивных занятий можно сравнить с шумом автомобильного гудка или метро. Это обусловлено тем, что учащиеся активно бегают, общаются и перемещаются по помещению. Во время питания в столовой уровень шума также превышает норму, хотя учащиеся находятся в сидячем положении, и не бегают, а спокойно ходят, при этом шум от общения составил 88 Дб. Для сравнения уровня шума в школе с уровнем шума от различных источников приведена таблица ниже.
Таблица 4
Примерный уровень шума от различных источников
Источники звука |
Уровень (дБ) |
Шепот |
10 |
Шелест листьев |
17 |
Перелистывание газет |
20 |
Обычный шум в доме |
40 |
Прибой на берегу |
40 |
Громкий разговор |
70 |
Работающий пылесос |
80 |
Поезд в метро |
100 |
Реактивный двигатель |
110 |
Выстрел из орудия |
120 |
Болевой порог |
120 |
2.2.Анкетирование учащихся
Для проведения моего исследования также было проведено анкетирование (Приложение 12) учащихся 4-х классов по данной теме. При ответе на первый вопрос: «Беспокоит ли Вас шум в школе?», 19 человек из 26 ответили «да» (73 %), 6 человек - «нет» (Приложение 13).
На второй вопрос: «Мешает ли Вам шум на уроке сосредоточиться?», 17 человек ответили «Да» (69%), 9 - «нет» (Приложение 14).
На вопрос: «Какое место самое шумное, по Вашему мнению?» большинство ответили, что перемена (Приложение 15).
При ответе на вопрос: «Какой вид шума мешает Вам больше всего?» также большинство человек ответили - шум в школе, остальные голоса распределились следующим образом Приложение 16)
Однако при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, вреден ли шум для человека?», большинство школьников выбрали вариант – «затрудняюсь ответить» (Приложение 17).
Это говорит о неосведомленности учащихся о вреде шума на их организм и состояние в целом. Возможно, ознакомившись с материалом моей работы, ученики смогут применить полученную информацию с пользой для себя и окружающих.
На основании опроса можно сделать вывод о том, что учащимся мешает шум в школе, однако, какой вред приносит шумовое воздействие на здоровье, мало кто догадывается.
2.3. Исследование влияния шума на концентрацию учеников путем решения примеров
С целью определения влияния шума на концентрацию внимания учеников, двум моим одноклассникам было предложено решить примеры на умножение и деление в условиях шума и тишины урока (Приложения 18, 19, 20). Ученики должны были решить как можно больше примеров. На фото видно, что столбец справа решался во время тишины, столбец слева в условиях шума. В ходе проведения исследования было выявлено, что в условиях тишины решено больше примеров, чем в условиях шума. Это говорит о том, что ученику проще сосредоточиться и думать, когда в помещении уровень шума не превышает нормы. Шум влияет на успеваемость.
2.4. Исследование влияния шума на частоту пульса и артериальное давление
Для исследования влияния шума на частоту пульса и артериальное давление учеников, нам понадобятся: тонометр, наушники для создания шума, компьютер как источник музыки. В исследовании принимали участие четыре ученика (Приложения 21, 22, 23). Каждому были замерены пульс и давление в спокойном состоянии, а также после прослушивания громкой музыки. Результаты исследования занесены в нижеприведенную таблицу.
№ п/п |
Пульс |
Систолическое/диастолическое давление |
|||
до |
после |
до |
после |
||
1 |
Ученик №1 |
80 |
93 |
103/54 |
107/63 |
2 |
Ученик №2 |
75 |
106 |
101/65 |
112/76 |
3 |
Ученик №3 |
71 |
95 |
120/64 |
128/78 |
4 |
Ученик №4 |
69 |
89 |
114/58 |
120/77 |
Анализируя таблицу, можно смело сказать, что шум – это один из самых сильных стрессорных агентов, который может вызвать учащение сердцебиения и повышения давления
Заключение. Выводы
Моё исследование школьного шума и его воздействия на наш организм подтвердило гипотезу о вреде шумового воздействия. Шум разрушительно влияет на здоровье и сила его влияния, зависит от уровня и частоты воздействия шума. Шум способен убивать! Он способен разрушать металл! Шум - это проблема современного человечества, живущего в условиях мегаполисов. Все меньше и меньше мест на земле, где царит тишина и звуки природы.
На примере моей школы мы убедились в том, что в различных помещениях уровень шума превышает установленные нормы. Наибольшее превышение наблюдается во время активного отдыха и занятия физкультурой. Шум негативно влияет на успеваемость учеников, снижает работоспособность. Отрицательно воздействует на состояние сердца и увеличивает давление. Ученик под воздействием шума находится в состоянии стресса.
Исключить шум из нашей жизни невозможно, но возможно уменьшить его воздействие. А именно, ограничить прослушивание громкой музыки, отдыхать на перемене в местах, где меньше шума, не кричать на переменах. Полученные знания я буду использовать в повседневной жизни и, может быть, это исследование будет продолжено, но уже не в масштабах школы, а спортивного комплекса. Я занимаюсь спортом, и было бы интересно узнать, как шум влияет на качество тренировки спортсмена и достижение спортивных результатов
Библиография
Энциклопедический словарь юного физика /Сост. В. А. Чуянов. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогика, 1991
СанПиН №2.01.007-99. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях
Ковригин К.Н., Михеев А.П. Влияние уровня шума на производительность труда.- М.: Гигиена и санитария, 1995. (Вредное действие вибраций и шумов.)
Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда.- М.: Устойчивый мир, 2001
Перельман Я.И.: Занимательная физика. - М.: Наука, 1979
Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1982
Интернет-ресурсы:
http://www.simplescience.ru
https://students-library.com
http://ru.wikipedia.org
https://students-library.com.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
АНКЕТА
Беспокоит ли Вас шум в школе?
а) ДА б) НЕТ
Мешает ли Вам шум на уроке сосредоточиться?
а) ДА б) НЕТ
Часто ли Вы слушаете громко музыку?
а) часто б) редко в) иногда бывает
Какое место в школе самое шумное, по Вашему мнению?
а) перемена на первом/втором этаже
б) столовая
в) класс
г) гардероб
Какой вид шума мешает Вам Больше всего?
а) шум в школе
б) шум автотранспорта
в) шум телевизора (компьютера, радио)
г) шум разговора окружающих
Как Вы считаете, вреден ли шум для человека?
а) ДА б) НЕТ в) затрудняюсь ответить
СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ :)
Приложение 13
Беспокоит ли Вас шум на уроке?
Приложение 14
Мешает ли Вам шум на уроке сосредоточиться?
Приложение 15
Какое место самое шумное, по Вашему мнению?
Приложение 16
Какой вид шума мешает Вам больше всего?
Приложение 17
Как Вы считаете, вреден ли шум для человека?
Приложение 18
Приложение 19
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
Приложение 23