Введение
С раннего детства я веду активный образ жизни: танцы, катание на велосипеде, коньках и лыжах. Но, становясь старше, я начала понимать, что это все не моё. Физической нагрузки мне не хватало, и в 7 классе я приняла важное для себя решение – идти в профессиональный спорт. Им оказался волейбол.
Волейбол – это командная игра, где ты получаешь удовольствие от хорошей игры, идя к победе. Для игры техника владения очень важна, но выполнение технических элементов полностью зависит от физических процессов, задействованных при выполнении этих элементов. У начинающих и не только волейболистов возникает первая трудность – это подача, что и является не исключением в нашей команде.
Проблема: Плохая техника выполнения подачи при игре в волейбол.
Цель: Изучение основ элемента «подача» с точки зрения физики для улучшения техники выполнения и повышения результативности игры.
Гипотеза: Если я изучу законы физики, то я смогу улучшить технический уровень подачи нашей команды.
Задачи:
1. Познакомиться с определением «подача», её видами и правилами исполнения;
2. Выявить какие законы физики применяются в игре волейбол при выполнении элемента «подача»;
3. Найти советы для улучшения подачи;
4. Провести комплекс тренировок, направленные на улучшение подачи, с учетом выявленных законов физики;
5. Создать буклет с рекомендациями.
Объект: Технический элемент при игре в волейбол - подача.
Предмет: Физические законы, используемые при выполнении технического элемента «подача».
Методы: анализ, синтез, наблюдение, опрос.
Мой буклет будет интересен, как начинающим игрокам, для улучшения техники подачи, так и профессионалам, которые смогут узнать какие законы действуют при элементе «подача».
Основная часть
Глава I. «Все о подачах в игре волейбол».
Начать работу над проектом я решила со знакомства с определением «подача». Из литературы я узнала, что подача – ввод мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи. Это один из наиболее важных элементов волейбола. Подающий, который обладает высокой техникой, может заработать очко для своей команды сразу, то есть подать «эйс». «Эйсом» называют подачу, после которой мяч либо спокойно приземляется в площадку без касания игроков противоположной команды, либо «уходит» из игры после неудачного приема или касания игрока противоположной команды. В ходе тренировок волейболисты, за исключением либеро (игрок, который участвует только в приёме мяча), уделяют подаче повышенное внимание и регулярно её отрабатывают.
Из правил, принятых Всероссийской федерацией волейбола (ВФВ) Министерства спорта РФ в 2021, в отношении ввода мяча существуют определенные правила. Каждый игрок обязан знать, как правильно подавать мяч.
Для этого я решила, выписать правила подачи в таблицу, чтобы понять какие ошибки можно допустить. При совершении которых очко автоматически переходит команде соперника.
Таблица №1
Подача |
Нельзя |
Можно |
1). Производится из 1 зоны за задней линией игровой площадки. |
|
|
2). Выполняется строго после свистка 1го судьи, на её выполнение дается 8 секунд. |
|
|
3). Удар по мячу. |
|
|
4). Мяч. |
Касаться:
|
|
5). Игроки. |
|
|
Записав правила в таблицу, я поняла, что частые ошибки при подаче в моей команде – это заступ и касание мяча антенн по краям сетки, а также выход мяча за пределы игрового поля.
На следующем этапе работы над проектом мне нужно познакомиться с видами подач, проанализировать в чем их сложность. Я записала все данные в таблицу, которая представлена в Приложение II.
Работая над таблицей, я поняла, что в основном моя команда подает верхнюю и планирующую подачи, и что при выполнении любой из видов подач, можно допустить одинаковые ошибки:
Неправильное исходное положение.
Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него.
Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
Кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Проанализировав ошибки, я разобралась в алгоритме выполнения каждого вида подачи. Данный алгоритм представлен в Приложении III.
Во время работы над алгоритмами выполнения подач, я обнаружила, что самыми сложными подачами по выполнению являются планирующая, силовая в прыжке, чтобы хорошо их подавать, нужно отработать каждый элемент до идеала.
Составив таблицы с правилами при подаче, с видами и алгоритмом выполнения подач, я убедилась, что подача – один из важных элементов в волейболе, от которой зависит полностью результат игры. Для правильности обучения все действия должны быть разбиты на этапы и отработаны в отдельности. После чего можно начать делать связки из элементов и только потом отрабатывать удары полностью.
Глава II. «Физические законы, применяемые при выполнении планирующей подачи».
Выяснив, что моя команда в основном подает верхнюю и планирующую подачи, и разобрав их алгоритм выполнения. Мною было принято решение, рассмотреть планирующую подачу со стороны физики, какие физические законы применяются при её выполнении, так как результативность этой подачи при игре намного лучше, чем верхней.
Планирующая подача (планер) – способ ввода мяча в игру в волейболе. В полёте мяч планирует, поэтому подача и получила такое название.
Проведя наблюдение, как выполняется планирующая подача, я обратилась за помощью к учителю физики, чтобы более подробно разобрать физические законы, которые применяются при этом виде подачи.
Я выяснила, что в момент удара система «рука - мяч» замкнутая, и на неё действует Второй закон Ньютона в импульсной форме:
Где F– сила, с которой бьёт волейболист;
t – время контакта, между центром ладони и мячом;
m – масса мяча;
– скорость мяча после удара;
– начальная скорость подброшенного мяча.
П осле удара мяч движется поступательно, где уже на него действует сила сопротивления воздуха и закон сохранения энергии:
Где m- масса мяча;
g – ускорение свободного падения;
– первоначальная высота, на которой
находился мяч;
– первоначальная скорость, с которой мяч летит;
– высота в точке 2;
– скорость мяча в точке 2;
– сила трения;s– пройденный путь.
В результате действия силы через центр тяжести мяча он получает прямолинейное движение, при котором все точки его поверхности двигаются параллельно с одинаковой скоростью.
В момент полета на мяч действует сила тяжести и сила сопротивления воздуха:
Под влиянием силы тяжести траектория полета мяча принимает форму параболы.
Сопротивление же преобразовывает параболическую форму траектории полета мяча в кривую, у которой нисходящий отрезок короче, чем восходящий. Чем больше скорость полета мяча, тем значительнее сопротивление воздуха, так как оно увеличивается пропорционально квадрату этой скорости.
Если горизонтальная скорость полета мяча приблизится к нулю, то его движение переходит в свободное падение.
Для траектории полета мяча при планирующей подаче большое значение имеет оптимальная сила удара. В этом случае мяч теряет свою скорость не столько из-за сопротивления воздуха, сколько из-за прилагаемой силы, рассчитанной лишь на перелет его через сетку и свободное падение в непосредственной близости от нее.
Таким образом, я выяснила какие физические законы применяются при выполнении планирующей подачи. Определила факторы (сила, земное притяжение, сопротивление воздуха), которые оказывают воздействие на траекторию полета мяча и усложняют его прием.
Глава III. «Советы и упражнения для улучшения планирующей подачи».
На следующем этапе моей работы мне требовалось узнать какие упражнения помогают для улучшения подачи.
За помощью я обратилась к своему тренеру. Проведя опрос, я выяснила 6 советов, как лучше подавать планирующую подачу. Основываясь на этих советах, в интернете я нашла упражнения, представленные в Приложение IV.
Советы |
Упражнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, я нашла упражнения, основанные на физических законах, для улучшения техники подачи.
Глава IV. «Проведение недельного комплекса тренировок».
Найдя в интернете упражнения и поговорив с тренером на тему, как можно улучшить технику подачи за счет физических законов, было принято решение о проведении недельного комплекса тренировок, направленных на улучшение подачи, с учетом выявленных законов физики.
Была определена группа испытуемых – основной состав волейбольной команды девушек, состоящий из 6 человек.
Вместе с тренером я составила тренировочный план, представленный в Приложение V. Комплекс тренировок проходил с 6.03.2023г по 12.03.2023г. С каждым днем, девочки наблюдали результат, где подача становилась сильнее, четче и стабильнее.
Мною были взяты результаты подач с первой игры игрового сезона и результаты игры с первых соревнований, после проведения тренировочного комплекса, состоящие из трех партий, чтобы увидеть эффект тренировок, основанных на физических законах.
Я составила сравнительную таблицу №2, с помощью которой я смогла сделать график «Выполнения элемента «подача» в моей команде, на соревнованиях».
Таблица №2
Имя |
До тренировочного комплекса |
После тренировочного комплекса |
Неподачи |
Неподачи |
|
Лина |
2 |
0 |
Аня |
2 |
1 |
Вика |
1 |
0 |
Маша |
1 |
1 |
Саша |
2 |
1 |
Катя |
3 |
0 |
Общее число |
11 |
3 |
Проанализировав результаты выполнения элемента «подача», я заметила значительный прогресс у своей команды. Результат неподач уменьшился на 8,45%.
Поговорив с девочками, я выявила наиболее эффективные упражнения:
Отработка подброса мяча у стены;
Отработка удара по мячу у стены;
Подача после 3 отжиманий;
Подача в определенную зону;
Подача с ускорением.
Глава V. «Создание буклета с рекомендациями».
Решив начать работу, я поймала себя на мысли, что не знаю ничего о создании буклета. Поэтому я начала с поиска информации о видах и критериях оформления буклета, искать нужную мне информацию буду в интернет – источниках.
Из источников я поняла, что буклет – это издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге из листа формата А4 или меньше. И, что буклеты делятся на несколько типов: «Книжка», «Евробуклет», «Окно», «Улитка», «Гармошка». Узнав эту информацию, мне предстояло выбрать 1 из типов создания буклетов.
Просмотрев всю информацию, которая у меня есть, я пришла к выводу, что буклет «Гармошка» будет лучшим вариантом для меня.
Теперь мне нужно было решить вопросы: «Где сделать мой продукт?», «В какой программе?», «Какая из них лучше всего подойдёт для моего уровня создания буклетов?». Все эти вопросы возникли из-за того, что я никогда не делала буклеты, но я знала, что его можно легко сделать в приложении «Canva».
Теперь я начала создавать буклет:
Для начала я определилась с картинками и упражнениями, которые являются основой для моего продукта. Далее я просмотрела обучающее видео. Я старалась повторить все действия, которые выполнял автор видео. У меня получился примерный набросок буклета, в котором были блоки с текстом. Так я сделала буклет.
Заключение
Законы физики повсюду, исключением не является и спорт. Однако мало кто знает, что с помощью упражнений, основанных на физических законах, можно улучшить технический уровень игрока.
Проведя свое исследование я:
Изучила определение «подача»;
Разобралась в видах подач и алгоритмах выполнения;
Узнала физические законы, применяемые при планирующей подаче;
Выявила наиболее эффективные упражнения для улучшения техники;
Улучшила статистику подач в своей команде;
Создала буклет с рекомендациями.
Список интернет-источников:
Официальные волейбольные правила 2021-2024 https://www.nn-volley.ru/_front/files/filecollection/site/1466455863/1728482401_files_16323869745885.pdf.
Подача в волейболе: техника и виды подач https://m.sports.ru/volleyball/blogs/3025492.html?ysclid=law929wism143509649.
Статья «Планирующая подача в волейболе» https://dzen.ru/a/YDC7571ynHHRUmP-.
Свойства мяча и особенности траектории его полета https://studopedia.ru/5_9582_svoystva-myacha-i-osobennosti-traektorii-ego-poleta.html?ysclid=ler4cx3axb541093094.
Упражнения на совершенствование подачи в волейболе http://voleybol-ksendzov.ru/podacha-v-volejbole/?ysclid=lbc4gg4cv7391312489.
Как создавать буклет на canva.com https://yandex.ru/video/preview/2769123345887868962.
Приложение I
«Результаты подач и неподач с первой игры игрового сезона»
Имя |
Подачи |
Неподачи |
Лина |
9 |
2 |
Аня |
15 |
2 |
Вика |
13 |
1 |
Маша |
8 |
1 |
Саша |
12 |
2 |
Катя |
7 |
3 |
Общая сумма: |
64 |
11 |
Приложение II
Виды подачи
Вид |
Описание |
Сложность |
Нижняя подача. |
|
|
Боковая подача. |
|
|
Верхняя подача. |
|
|
Крученая подача. |
|
|
Силовая подача в прыжке. |
|
|
Планирующая подача. |
|
|
Приложение III
«Алгоритм выполнения подач»
Вид подачи. |
Занять позицию. |
Подготовка мяча. |
Подброс мяча. |
Размах. |
Выполнить удар. |
Нижняя подача. |
|
|
|
|
|
Боковая подача. |
|
|
|
|
|
Верхняя подача. |
|
|
|
|
|
Крученая подача. |
|
|
|
|
|
Силовая подача в прыжке. |
|
|
|
|
|
Планирую-щая подача. |
|
|
|
|
вана в запястье.
|
Приложение IV
Упражнения.
На отработку подброса мяча:
1. |
|
2. |
|
На постановку руки перед подачей:
1. |
|
2. |
|
Отработка удара по мячу:
1. |
|
2. |
С помощью резины, закачиваем трапециевидные мышцы.
|
Отработка подачи:
1. |
Подача в стену.
|
2. |
|
3. |
|
4. |
Над верхним краем сетке, на высоте 1 метра, натягивается шнур.
|
5. |
Подача с ускорением.
|
На четкость подачи:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
Подача в «окна» 1, 2, 3.
|
Приложение V
«Тренировочный план»
Понедельник |
|
Вторник |
(4 подхода по 15 раз, на каждую руку);
(3 подхода по 15 раз);
|
Среда |
|
Четверг |
(4 подхода по 15 раз, на каждую руку);
(3 подхода по 15 раз);
|
Пятница |
|
Суббота |
|
Воскресенье |
(4 подхода по 15 раз, на каждую руку);
|