Введение
Актуальность проекта
Вода! …Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь…. Ты- самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент – Экзюпери
Вода — необыкновенное, уникальное вещество! Это единственное вещество, которое одновременно бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Важная роль воды заключается в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека, т.е. – непременная составляющая часть всего живого. Только там, где есть вода, есть жизнь. В составе нашего организма около 70 % воды. Вода - регулирует температуру тела; увлажняет воздух; доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины, защищает жизненно важные органы; помогает преобразовать пищу в энергию; помогает питательным веществам усваиваться органами; выводит шлаки. Вода нужна нам для - питья и приготовления пищи; личной гигиены; мытья посуды; поливки цветов и жизнедеятельности домашних питомцев; в промышленности и на производстве.
Я живу в поселке Благовещенка. Он расположен в степной зоне и образовался в 1907 году. Мои предки, семьи Иванковых и Гамаюновых, были одними из первых поселенцев нашего поселка. Мои прапрабабушка и прапрадедушка еще маленькими детьми переехали сюда из с. Петухи, а еще раньше их родители переселились туда из Воронежской области. Изучая историю поселка, я узнала, что он образовался на берегу чистого природного озера Бесштанка, которое подпитывалось природными родниками. В нашей семье бережно хранятся истории , которые рассказывали старенькие прапрабабушка и прапрадедушка о своем раннем детстве. Они часто повторяли о том, что чистая вода и соль были самым большим богатством. В старые времена все поселки образовывались на берегах рек и озер, потому что так было легче добывать пресную воду.
Цель: изучить некоторые химические и физические свойства воды
Задачи:
Познакомиться со свойствами воды
Собрать интересные сведения об этом веществе
Научиться выполнять опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы
Выбор и обоснование темы: я предположила, что вода из разных источников сильно отличается друг от друга и решила в ходе работы над проектом проверить эту гипотезу.
Основная часть
(проект выполнен на основе заданий Ползуновской олимпиады АлтГТУ им. Ползунова по естествознанию для учащихся 5-6 классов )
Определение жесткости воды
1 способ: Определение жесткости с помощью тест полосок (лакмусовой бумаги)
-Взяла 6 образцов воды:
0- дистиллированная вода, 1-талая вода, 2- вода из родника с. Кучук, 3- «Завьяловская» минеральная вода, 4- водопроводная вода р.п. Благовещенка, 5- водозабор.
-Налила образцы воды в стаканчики.
-Опустила в каждый из них индикаторные полоски на 5 секунд
- Подождала 1 минуту и сравнила со шкалой
- Заметила: цвет тест полосок отличается у всех образцов
Результаты занесла в таблицу (приложения)
Вывод: самая жесткая вода- «Завьяловская», менее жесткая- водопроводная п. Благовещенка. Наименее жесткой, близкой к дистиллированной воде оказалась вода из водозабора
2 способ : Определение жесткости воды с помощью хозяйственного мыла
Взяла натертое на крупной терке хозяйственное мыло, весы, образцы воды, В каждый стаканчик поместила одинаковое количество мыльных стружек (0,11 гр). Перемешала воду в стаканчиках и наблюдала за растворением мыла в воде.
Спустя 30 минут оказалось: в образцах 0 и 5 мыло растворилось полностью, вода стала похожа на молоко, в образце 1- мыло неплохо растворилось, в образце 2- осталось немного хлопьев мыла, в образце 4 хлопьев мыла было гораздо больше, а в образце 3- вообще мыло осталось стружками и всплыло на поверхность воды.
Вывод: Этот способ не дает точно определить жесткость, зато получилось наглядно.
3 способ: Определение pH состава с помощью солемера. Использовала солемер TDS Meter 3. Результаты занесла в таблицу 1(приложения).
Вывод: Самая жесткая вода «Завьяловская» (148 )и водопровордная п. Благовещенка(141 ). Самая мягкая вода – родник п. Кучук (696 ) и из водозабора ( 462 ), талая и дистиллированная вода- нейтральны
Фото 1-8 (приложения)
Определение органолептических показателей качества воды
Запах определяла сначала обычным способом, потом подогревала воду до 50-60°С . Оказалось, запах теплой воды чувствуется сильнее. Образцы 0, 1 не имеют запаха, образец 2 имеет запах травы, образец 5 пахнет тиной, 4- железом.
Казалось, что вода во всех стаканчиках прозрачная. Для определения прозрачности подготовила 6 высоких сосудов (из кабинета физики). Поставила их лист бумаги с печатным текстом. Текст можно было хорошо прочитать. Налила в каждый сосуд воду и обнаружила, что не везде можно прочитать текст. Отливала воду из каждого сосуда, пока не стали различаться буквы. Увидела, что в сосудах оказалось разное количество воды. Значит вода не такая уж и прозрачная, как показалось.
Цвет воды определяла без помощи приспособлений. Ставила стаканчики около листа белой бумаги. Образец 4 слегка желтоватый, образец 5 имеет чуть зеленоватый оттенок.
Наличие примесей проверяла, процедив воду сквозь ватные диски. После окончания исследования диски высушила и сфотографировала. На дисках 0, 3 осадка нет, на 4 желтоватый осадок, на остальных дисках небольшое количество серовато-желтоватых частиц.
Фото 9-14 (приложения)
Определение содержание солей железа в воде
Брала образцы воды и раствор марганцовки и одинаковое количество этого раствора добавляла в каждый стаканчик. Делала фотографии через 30 минут. Последняя фотография сделана через сутки после начала опыта. Вода в некоторых стаканчиках изменила цвет, на дне оказался осадок.
Фото 15-17 (приложения)
Определение аномалии плотности
Налила в пластиковый стаканчик одинаковое количество воды и подсолнечного масла. Масло оказалось наверху, потому, что одно и то же количество масла и воды имеют разную массу (плотность), у воды она больше. Поставила стаканчик в морозильную камеру. Температура там была -18°С. Через два часа объем воды увеличился (вода при замерзании расширяется). Через сутки достала стаканчик из морозильной камеры. Увидела: лед поднялся на поверхность , а масло оказалось внизу. У льда плотность меньше, чем у масла.
Фото 18-22 (приложения)
«Аномальный лед»
Взвесила в одном стакане 6 кубиков льда. Их масса 16,65 гр
В другом стакане- воду. Ее масса равна 16,66 гр. Поставила оба стакана в микроволновку. После 1,5 минут работы достала стаканы и обнаружила, что воды в два раза больше, чем льда.
Вывод: Когда вода замерзала, ее объем увеличивался, а когда кубики льда растаяли объем стал меньше. И для нагревания одной и той же массы льда и воды нужна разная теплота
Фото 23-26 (приложения)
Заключение
Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь – все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни. Это и подводит нас к пониманию того, что вода - уникальное вещество, несущее информацию о Жизни.
Литература
1. «Знание-сила» -научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
4. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.
5. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.
Интернет ресурсы:
http://infourok.ru/
http://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html
http://fb.ru/article/128548/interesnyie-faktyi-o-vode-dlya-vzroslyih-i-detey
http://priroda.inc.ru/pitanie/pitanie9.html
Приложения
фото 1
фото 2
фото 3 к заданию 1 (1 способ)
фото 4
фото 5 к заданию 1 (2 способ)
фото 6
фото 7
фото 8 к заданию 1(3 способ)
Фото 1-8- к заданию 1
фото 9
фото 10
фото 11
фото 12
фото 13
фото 14 Фото 9-14- к заданию 2
фото 15
фото 16
фото 17 Фото 15-17- к заданию 3
фото 18
фото 19
фото 20
фото 21
фото 22 Фото 18-22- кзаданию 4
фото 23
фото 24
фото 25
фото 26 фото 23-26- к заданию 5
Жесткость |
Цвет |
Запах |
Мутность |
Примеси |
|||
PH-тестер SOCRAT+ |
Солемер |
||||||
Вода дистиллированная |
Слабо щелочная 8 |
248 |
Бесцвет- ная |
нет |
прозрачная |
нет |
|
Вода талая |
Нейтр 7 |
248 |
Бесцвет- ная |
нет |
прозрачная |
+ |
|
Вода родник с.Кучук |
Слабо- щелочная 8 |
696 |
Бесцвет- ная |
нет |
прозрачная |
нет |
|
Вода минеральная «Завьяловская» |
Сильно- щелочная 10 |
148 |
Бесцвет- ная |
Запах лекарст венный, вкус соленый |
прозрачная |
нет |
|
Вода водопроводная п. Благовещенка |
Сильно- щелоч- ная 9 |
141 |
Чуть желтова- тый оттенок |
Запах ржавчины |
прозрачная |
+ |
|
Вода водозабор (водохранилище в устье реки Успенка) |
Слабо- щелоч- ная 8 |
462 |
Чуть зеленова-тый оттенок |
Болотный (рыбный) |
прозрачная |
+ |