Исследование некоторых физических и химических свойств воды

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование некоторых физических и химических свойств воды

Хохлова С.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя школа №1 им. П.П.Корягина
Лебедева Е.А. 1
1МБОУ БСОШ №1 им.П.П.Корягина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проекта

Вода! …Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь…. Ты- самое большое богатство на свете… 

Антуан де Сент – Экзюпери

Вода — необыкновенное, уникальное вещество! Это единственное вещество, которое одновременно бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Важная роль воды заключается в том, что она является основным элементом в поддержании жизни человека, т.е. – непременная составляющая часть всего живого. Только там, где есть вода, есть жизнь. В составе нашего организма около 70 % воды. Вода - регулирует температуру тела; увлажняет воздух; доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины, защищает жизненно важные органы; помогает преобразовать пищу в энергию; помогает питательным веществам усваиваться органами; выводит шлаки. Вода нужна нам для - питья и приготовления пищи; личной гигиены; мытья посуды; поливки цветов и жизнедеятельности домашних питомцев; в промышленности и на производстве.

Я живу в поселке Благовещенка. Он расположен в степной зоне и образовался в 1907 году. Мои предки, семьи Иванковых и Гамаюновых, были одними из первых поселенцев нашего поселка. Мои прапрабабушка и прапрадедушка еще маленькими детьми переехали сюда из с. Петухи, а еще раньше их родители переселились туда из Воронежской области. Изучая историю поселка, я узнала, что он образовался на берегу чистого природного озера Бесштанка, которое подпитывалось природными родниками. В нашей семье бережно хранятся истории , которые рассказывали старенькие прапрабабушка и прапрадедушка о своем раннем детстве. Они часто повторяли о том, что чистая вода и соль были самым большим богатством. В старые времена все поселки образовывались на берегах рек и озер, потому что так было легче добывать пресную воду.

Цель: изучить некоторые химические и физические свойства воды

Задачи:

  • Познакомиться со свойствами воды

  • Собрать интересные сведения об этом веществе

  • Научиться выполнять опыты, наблюдать, сравнивать, делать выводы

Выбор и обоснование темы: я предположила, что вода из разных источников сильно отличается друг от друга и решила в ходе работы над проектом проверить эту гипотезу.

Основная часть

(проект выполнен на основе заданий Ползуновской олимпиады АлтГТУ им. Ползунова по естествознанию для учащихся 5-6 классов )

  1. Определение жесткости воды

1 способ: Определение жесткости с помощью тест полосок (лакмусовой бумаги)

-Взяла 6 образцов воды:

0- дистиллированная вода, 1-талая вода, 2- вода из родника с. Кучук, 3- «Завьяловская» минеральная вода, 4- водопроводная вода р.п. Благовещенка, 5- водозабор.

-Налила образцы воды в стаканчики.

-Опустила в каждый из них индикаторные полоски на 5 секунд

- Подождала 1 минуту и сравнила со шкалой

- Заметила: цвет тест полосок отличается у всех образцов

Результаты занесла в таблицу (приложения)

Вывод: самая жесткая вода- «Завьяловская», менее жесткая- водопроводная п. Благовещенка. Наименее жесткой, близкой к дистиллированной воде оказалась вода из водозабора

2 способ : Определение жесткости воды с помощью хозяйственного мыла

Взяла натертое на крупной терке хозяйственное мыло, весы, образцы воды, В каждый стаканчик поместила одинаковое количество мыльных стружек (0,11 гр). Перемешала воду в стаканчиках и наблюдала за растворением мыла в воде.

Спустя 30 минут оказалось: в образцах 0 и 5 мыло растворилось полностью, вода стала похожа на молоко, в образце 1- мыло неплохо растворилось, в образце 2- осталось немного хлопьев мыла, в образце 4 хлопьев мыла было гораздо больше, а в образце 3- вообще мыло осталось стружками и всплыло на поверхность воды.

Вывод: Этот способ не дает точно определить жесткость, зато получилось наглядно.

3 способ: Определение pH состава с помощью солемера. Использовала солемер TDS Meter 3. Результаты занесла в таблицу 1(приложения).

Вывод: Самая жесткая вода «Завьяловская» (148 )и водопровордная п. Благовещенка(141 ). Самая мягкая вода – родник п. Кучук (696 ) и из водозабора ( 462 ), талая и дистиллированная вода- нейтральны

Фото 1-8 (приложения)

  1. Определение органолептических показателей качества воды

Запах определяла сначала обычным способом, потом подогревала воду до 50-60°С . Оказалось, запах теплой воды чувствуется сильнее. Образцы 0, 1 не имеют запаха, образец 2 имеет запах травы, образец 5 пахнет тиной, 4- железом.

Казалось, что вода во всех стаканчиках прозрачная. Для определения прозрачности подготовила 6 высоких сосудов (из кабинета физики). Поставила их лист бумаги с печатным текстом. Текст можно было хорошо прочитать. Налила в каждый сосуд воду и обнаружила, что не везде можно прочитать текст. Отливала воду из каждого сосуда, пока не стали различаться буквы. Увидела, что в сосудах оказалось разное количество воды. Значит вода не такая уж и прозрачная, как показалось.

Цвет воды определяла без помощи приспособлений. Ставила стаканчики около листа белой бумаги. Образец 4 слегка желтоватый, образец 5 имеет чуть зеленоватый оттенок.

Наличие примесей проверяла, процедив воду сквозь ватные диски. После окончания исследования диски высушила и сфотографировала. На дисках 0, 3 осадка нет, на 4 желтоватый осадок, на остальных дисках небольшое количество серовато-желтоватых частиц.

Фото 9-14 (приложения)

  1. Определение содержание солей железа в воде

Брала образцы воды и раствор марганцовки и одинаковое количество этого раствора добавляла в каждый стаканчик. Делала фотографии через 30 минут. Последняя фотография сделана через сутки после начала опыта. Вода в некоторых стаканчиках изменила цвет, на дне оказался осадок.

Фото 15-17 (приложения)

  1. Определение аномалии плотности

Налила в пластиковый стаканчик одинаковое количество воды и подсолнечного масла. Масло оказалось наверху, потому, что одно и то же количество масла и воды имеют разную массу (плотность), у воды она больше. Поставила стаканчик в морозильную камеру. Температура там была -18°С. Через два часа объем воды увеличился (вода при замерзании расширяется). Через сутки достала стаканчик из морозильной камеры. Увидела: лед поднялся на поверхность , а масло оказалось внизу. У льда плотность меньше, чем у масла.

Фото 18-22 (приложения)

  1. «Аномальный лед»

Взвесила в одном стакане 6 кубиков льда. Их масса 16,65 гр

В другом стакане- воду. Ее масса равна 16,66 гр. Поставила оба стакана в микроволновку. После 1,5 минут работы достала стаканы и обнаружила, что воды в два раза больше, чем льда.

Вывод: Когда вода замерзала, ее объем увеличивался, а когда кубики льда растаяли объем стал меньше. И для нагревания одной и той же массы льда и воды нужна разная теплота

Фото 23-26 (приложения)

Заключение

Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь – все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни. Это и подводит нас к пониманию того, что вода - уникальное вещество, несущее информацию о Жизни.

Литература

1. «Знание-сила» -научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.  Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

4. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

5. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.

Интернет ресурсы:

http://infourok.ru/

http://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html

http://fb.ru/article/128548/interesnyie-faktyi-o-vode-dlya-vzroslyih-i-detey

http://priroda.inc.ru/pitanie/pitanie9.html

Приложения

фото 1

фото 2

фото 3 к заданию 1 (1 способ)

фото 4

фото 5 к заданию 1 (2 способ)

фото 6

фото 7

фото 8 к заданию 1(3 способ)

Фото 1-8- к заданию 1

фото 9

фото 10

фото 11

фото 12

фото 13

фото 14 Фото 9-14- к заданию 2

фото 15

фото 16

фото 17 Фото 15-17- к заданию 3

фото 18

фото 19

фото 20

фото 21

фото 22 Фото 18-22- кзаданию 4

фото 23

фото 24

фото 25

фото 26 фото 23-26- к заданию 5

 

Жесткость

Цвет

Запах

Мутность

Примеси

 

PH-тестер SOCRAT+

Солемер

 

Вода дистиллированная

Слабо

щелочная

8

248

Бесцвет-

ная

нет

прозрачная

нет

 

Вода талая

Нейтр

7

248

Бесцвет-

ная

нет

прозрачная

+

 

Вода родник с.Кучук

Слабо-

щелочная

8

696

Бесцвет-

ная

нет

прозрачная

нет

 

Вода минеральная «Завьяловская»

Сильно-

щелочная

10

148

Бесцвет-

ная

Запах лекарст

венный, вкус соленый

прозрачная

нет

 

Вода водопроводная п. Благовещенка

Сильно-

щелоч-

ная

9

141

Чуть желтова-

тый оттенок

Запах ржавчины

прозрачная

+

 

Вода водозабор (водохранилище в устье реки Успенка)

Слабо-

щелоч-

ная 8

462

Чуть зеленова-тый оттенок

Болотный (рыбный)

прозрачная

+

 
Просмотров работы: 41