Аэродинамика

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Аэродинамика

Зотов В.В. 1
1МАОУ «Гимназия №1 г.Рузы»
Утенкова З.Л. 1
1МАОУ «Гимназия №1 г.Рузы»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Крыло самолёта, как наиболее значимая часть самолёта, оказывает решающее влияние на характер взаимодействия самолёта с воздушной средой, т.е. аэродинамическое сопротивление, которое мешает двигаться самолёту вперед, резко увеличивается с ростом скорости движения. В настоящее время возникла необходимость создания крыльев самолёта с более низким аэродинамическим сопротивлением.

Цель:

Узнать, что такое аэродинамика и понять, как аэродинамика влияет на полёт самолёта.

Задачи:

  • Изучить различные источники информации по аэродинамике самолёта

  • Изучить материалы по испытаниям аэродинамики самолёта

  • Обобщить, проанализировать изученный материал

1. Материалы исследования

Аэродинамика

Аэродинамика - это изучение движения воздуха, особенно при воздействии твердого объекта, такого как крыло самолета. Она включает в себя темы, охватываемые в области гидродинамики и ее газовой динамики.

Общие сведения об аэродинамических исследованиях самолёта.

Крыло в авиационной технике — несущая поверхность, имеющая в сечении по направлению потока профилированную форму и предназначенная для создания аэродинамической подъёмной силы. Крыло самолёта может иметь различную форму в плане, а по размаху — различную форму сечений в плоскостях, параллельных плоскости симметрии самолёта, а также различные углы крутки сечений в указанных плоскостях.

Аэродинамическая сила

При обтекании потокам воздуха пластины, расположенной параллельно линиям тока из-за разности давлений и сил трения, возникает аэродинамическая сила.

Несимметричным оно станет в том случае, если пластину наклонить, возникающая аэродинамическая сила будет направлена под углом к потоку. Угол наклона пластины называют углом атаки.

Аэродинамические силы. Обтекание тел воздушным потоком

При обтекании твердого тела воздушный поток подвергается деформации, что приводит к изменению скорости, давления, температуры и плотности в струйках потока. Таким образом, около поверхности обтекаемого тела создается область переменных скоростей и давлений воздуха. Наличие различных по величине давлений у поверхности твердого тела приводит к возникновению аэродинамических сил и моментов. Распределение этих сил зависит от характера обтекания тела, его положения в потоке, конфигурации тела. Для изучения физической картины обтекания твердых тел применяются различные способы показа видимой картины обтекания тела. Видимую картину обтекания тел воздушным потоком принято называть аэродинамическим спектром.

В дымканале (см. приложение 1) аэродинамический спектр создается струйками дыма, выпускаемыми из специального дымаря в поток воздуха, обтекающий тело. Сущность способа с использованием шелковинок состоит в том, что в интересующих местах на поверхность обтекаемого тела наклеиваются специальные шелковинки, которые при обдуве тела располагаются вдоль обтекающих тело струек. По положению шелковинок судят о характере движения потока вблизи поверхности тела.

Геометрические характеристики крыла

Геометрические характеристики крыла сводятся в основном к характеристикам формы крыла в плане и к характеристикам профиля крыла. Крылья современных самолетов по форме в плане могут быть эллипсовидные, прямоугольные, трапециевидные, стреловидные и треугольные. Наилучшей в аэродинамическом отношении является эллипсовидная форма, но такое крыло сложно в производстве, поэтому редко применяется. Прямоугольное крыло менее выгодно с точки зрения аэродинамики, но значительно проще в изготовлении. Трапециевидное крыло по аэродинамическим характеристикам лучше прямоугольного, но несколько сложнее в изготовлении. Стреловидные и треугольные крылья в аэродинамическом отношении на дозвуковых скоростях уступают трапециевидным и прямоугольным, но на околозвуковых и сверхзвуковых имеют значительные преимущества. Поэтому такие крылья применяются только на самолетах, летающих на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях (см. приложение 2).

2. Главные задачи для создания аэродинамического крыла

1.Уменьшение сопротивления воздуха и, как следствие, увеличение максимальной скорости и снижение расхода топлива.

2.Выбрать наилучшую форму крыла при создании определённого самолёта.

3. Расчет коэффициентов подъемной силы, лобового сопротивления и аэродинамического качества для моделей крыла разной формы

По результатам опытов следует рассчитать коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления и аэродинамическое качество разных по форме моделей крыла по формулам для расчетов коэффициентов подъемной силы, лобового сопротивления и аэродинамического качества. Результаты расчетов записывают в таблицы:

Таблица 1. Прямоугольное крыло

Угол атаки, α 0

00

100

200

300

400

500

Коэффициент подъемной силы, Сy

0,17

0,46

0,70

0,80

0,78

0,72

Коэффициент лобового сопротивления, Сх

0,10

0,11

0,23

0,37

0,57

0,78

Аэродинамическое качество, К

1,70

4,18

3,04

2, 16

1,37

0,92

Таблица 2. Трапециевидное крыло

Угол атаки, α 0

00

100

200

300

400

500

Коэффициент подъемной силы, Сy

0,19

0,46

0,79

0,81

0,77

0,70

Коэффициент лобового сопротивления, Сх

0,05

0,10

0,28

0,54

0,68

0,80

Аэродинамическое качество, К

3,80

4,60

2,82

1,50

1,13

0,88

Таблица 3. Элипсовидное крыло

Угол атаки,

α 0

-50

00

100

200

300

400

500

Коэффициент подъемной силы, Сy

0.06

0,28

0,66

0,70

0,75

1,72

0,67

Коэффициент лобового сопротивления, Сх

0,02

0,02

0,10

0,26

0,36

0,49

0,63

Аэродинамическое качество, К

3,00

14,00

6,60

2,69

2,08

1,50

1,06

Таблица 4. Треугольное крыло

Угол атаки,

α 0

-50

00

100

200

300

400

500

Коэффициент подъемной силы, Сy

-0.01

0,11

0,54

0,85

0,98

1,10

0,69

Коэффициент лобового сопротивления, Сх

0,01

0,01

0,07

0,25

0,47

0,66

0,69

Аэродинамическое качество, К

- 1,00

11,00

7,71

3,40

2,09

1,67

1,00

4. Анализ полученных результатов

Проанализировав результаты работы, можно увидеть, как изменяются аэродинамические характеристики моделей разной формы от угла атаки. При малых углах атаки у всех моделей крыльев наблюдается быстрый рост подъемной силы и небольшое увеличение лобового сопротивления. Увеличив угол атаки можно заметить, что значения подъемной силы увеличиваются, но медленнее, а вот лобовое сопротивление начинает расти быстрее. Плавное обтекание поверхности крыла воздушным потоком прекращается. Наступает угол атаки, при превышении этого угла, подъемная сила падает, а лобовое сопротивление увеличивается. Этот угол называют критическим. После этого происходит срыв воздушного потока. Крыло не летит, оно падает. Для крыльев прямоугольной, трапециевидной, стреловидной, обратной стреловидности, элипсовидной формы и формы полумесяца критический угол атаки равен α = 300, для крыла треугольной формы α= 400 , а для модели формы «крыло птицы чайки» α = 200.

Также можно заметить, изменение коэффициентов подъемной силы и лобового сопротивления от геометрической формы крыла. Наибольший коэффициент подъемной силы у крыльев треугольной формы (Сy= 1,1) и обратной стреловидности (Сy = 1,0). У крыла формы полумесяц также достаточно высокий коэффициент подъемной силы (Сy = 0,98). Наименьшим коэффициентом лобового сопротивления на больших углах атаки обладает крыло элипсовидной формы (Сx= 0,36).

Исходя из того, что у лучшего, совершенного крыла аэродинамическое качество выше, получилось, что наилучшими крыльями оказались крыло элипсовидной формы и крыло треугольной формы. Для элипсовидного крыла аэродинамическое качество К=14,0, а для крыла треугольной формы аэродинамическое качество К=11,0. Также высокое аэродинамическое качество и у модели формы «крыло птицы чайки» К= 10,0.

5. Вывод

Таким образом, аэродинамика – раздел механики сплошных сред, в котором изучаются закономерности движения воздуха и других газов, а также характеристики тел, движущихся в воздухе. От формы и угла атаки крыла зависит коэффициент подъемной силы, коэффициент лобового сопротивления, аэродинамическое качество, т.е аэродинамика целого самолёта. После анализа полученных данных, сделан вывод о том, что модель крыла эллипсовидной формы обладает лучшими аэродинамическими характеристиками. Несмотря на сложность конструкции этого типа крыла, оно имеет лучшее аэродинамическое качество, а значит, авиамодель будет иметь хорошие скоростные характеристики, легкость подъема и большую обтекаемость.

Библиография

Аржаников Н.С., Мальцев В.Н. – «Аэродинамика»;

Аронин Г.С. – «Практическая аэродинамика»;

Голубев А.Г., Калугин В.Т., Луценко А.Ю., Москаленко В.О., Столярова Е.Г., Хлупнов А.И., Чернуха П.А. – «Аэродинамика (2010)»;

Карафоли Е. – «Аэродинамика крыла самолета»;

Журнал «Аэродинамика крыльев с деформацией серединной поверхности при сверхзвуковых скоростях 1969. Выпуск 293».

Интернет-источники

«Основы аэродинамики и динамики полёта летательных аппаратов» (05.02.2023) https://bgaa.by/sites/default/files/inline-files/aerodinamika_i_dinamika.pdf

«Аэродинамика самолёта» (29.01.2023) https://vzletim.ru/upload/iblock/e28/aerodynamics02.pdf

Приложения

Приложение 1

1 - источник дыма; 2 - струйки дыма; 3 - обтекаемое тело; 4 – вентилятор

Приложение 2

Элипсовидная форма крыла. прямоугольная форма крыла.

трапециевидная форма крыла. стреловидная форма крыла.

треугольная форма крыла. крыло обратной стреловидности.

Просмотров работы: 237