ВВЕДЕНИЕ
Финансовая сфера считается одной из самых надёжных и перспективных с точки зрения карьеры. Экономист, главный бухгалтер, аудитор – все эти профессии традиционно являются стабильными и надёжными. Если мы плохо разбираемся в том, как вести бюджет и планировать расходы, не знаем, что такое кредиты и вклады и как они работают, то можем принимать неправильные финансовые решения и терять деньги. Также многие люди сталкиваются со сложностями при расчетных операциях в банке или попадались на уловки мошенников.
Чтобы улучшить ситуацию можно создать «Уголок финансовой грамотности». Уголок будет иметь яркий дизайн конструкций, материалов и игр, сможет привлечь новых читателей. В фойе также можно будет проводить занятия по финансовой грамотности для ребят и родителей, организовывать различные мероприятия и турниры.
После установки «Уголка финансовой грамотности» ребята 1-11 классов смогут больше узнать, как правильно обращаться с финансами, и не попасть в беду – не сделают вклад в ненадежном банке и не поверят мошенникам.
Проблема: В МБОУ СОШ №13 им. А. Л. Широких отсутствует общественное пространств, предназначенное для проведения событий, мероприятий и занятий по финансовой грамотности.
Цель: создать уголок финансовой грамотности в МБОУ СОШ 13 для обучающихся 1-11 классов до 31.12.2023.
Задачи:
1) Закупить необходимое оборудование и мебель.
2) Оборудовать уголок финансовой грамотности.
3) Открыть уголок финансовой грамотности для обучающихся и педагогов.
Ожидаемый результат: оборудованный уголок финансовой грамотности «ПРОфинансы» в МБОУ СОШ №13 г. Сарапул до декабря 2023
Новизна проекта заключается в создании уголка финансовой грамотности для решения обозначенной проблемы, а также в сочетании различных игровых и информационных технологий в организации и проведении мероприятий по финансовой грамотности в удобной и творческой обстановке.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность — это набор знаний и навыков в сфере финансового поведения человека, которые помогают улучшить благосостояние и повысить качество жизни.
На занятиях по «Основам финансовой грамотности» изучают такие темы, как:
- личное финансовое планирование – финансовые цели, особенности принятия финансовых решений, человеческий капитал;
- семейный бюджет – доходы (заработная плата, премия, доход от продажи имущества и т.д.) и расходы (еда, одежда, обувь, канцелярские товары, бытовая техника, коммунальные платежи, транспортные расходы, оплата услуг и т.д.);
- вклады - до востребования и депозиты;
- сбережения;
- банковские операции – расчетные операции, платежи, внесение и снятие наличных денег, банковские карты, расчетные счета;
- кредиты – целевые (ипотека, автокредит, образовательный) и нецелевые (потребительские – наличными деньгами, кредитные карты, рассрочка платежа и т.д.);
- инвестиции – виды инвестиций, ценные бумаги, ценные металлы, валютные операции, мультивалютные счета;
- страхование – личное, имущественное страхование и страхование ответственности;
- способы защиты от мошенничества.
Изучив всю информацию, можно сделать вывод, что все темы являются очень актуальными, но наиболее актуальными всегда остаются следующие темы:
1. безопасность от мошенников;
2. информация о кредитах;
3. информация о вкладах;
4. информация о инвестициях.
Именно эти темы можно более подробно представить в тематических буклетах и материалах, расположенных на стеллаже.
1.2 Применение финансовой грамотности.
Информация по темам финансовой грамотности может использоваться для проведения лекций и тематических занятий для обучающихся 1-11 классов, а также для педагогов школы и родителей.
По отдельным темам можно организовывать различные соревнования, турниры и фестивали.
А также ежегодно весной и осенью проводить «Неделю финансовой грамотности», во время которой можно организовать показ видеороликов и мультипликационных фильмом по актуальным вопросам финансовой грамотности. Такой способ позволит привлечь внимание ребят и в понятной и интересной форме рассказать о сложных финансовых терминах.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Опрос среди обучающихся и педагогов.
Для подтверждения актуальности данной проблемы было проведено анкетирование среди учащихся 1-11 классов нашей школы.
Анкета представлена на рисунке 1.
Опрос «Финансовая грамотность»:
Знаете ли Вы, что такое финансовая грамотность?
А) Да
Б) Нет
В) Сомневаюсь
Знаете ли Вы, что такое доход?
А) Да
Б) Нет
Знаете ли Вы, что такое расход?
А) Да
Б) Нет
Знаете ли Вы, что такое бюджет?
А) Да
Б) Нет
Дают ли Вам карманные деньги?
А) Да
Б) Нет
Рис. 1 - Анкета
Результаты опроса представлены рисунках 2 - 6.
Рис. 2 – Результаты опроса по первому вопросу
Рис. 3 – Результаты опроса по второму вопросу
Рис. 4 – Результаты опроса по третьему вопросу
Рис. 5 – Результаты опроса по четвертому вопросу
Рис. 6 – Результаты опроса по пятому вопросу
По результатам опроса можно сделать вывод, что некоторые вопросы финансовой грамотности ребятам уже известны. Большая часть опрошенных выбрали основным местом для знакомства с дополнительными материалами в уголке финансовой грамотности.
2.2 Изучение аналогов
В ходе работы были рассмотрены аналоги уголков финансовой грамотности и определены основные элементы конструкций. Уголок финансовой грамотности будет состоять из информационных материалов для распространения (брошюры, листовки), книг по финансам и материалов по основным темам.
Рисунок 1 – Уголки финансовой грамотности для библиотеки
Важный элемент уголка финансовой грамотности — это стеллажи, конструкции, брендированные и информационные материалы. С их помощью обучающиеся обратят внимание на тему, вовлекутся в участие в уроках по финансовой грамотности.
Оснащение для стандартного уголка может включает в себя:
1) стеллаж с кармашками для буклетов;
2) информационный стенд (где будут располагаться сменные плакаты);
3) элементы брендирования: указатель, информационную настольную табличку, объёмные таблички-наклейки, наклейки с QR-кодом;
4) информационные печатные материалы: книги, наклейки-стикеры, брошюры, листовки, плакаты.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Создание 3D модели
Для создания 3D модели была использована программа Sweet Home 3D.
Sweet Home 3D - это бесплатное приложение для дизайна интерьера с возможностью 3D просмотра, которое поможет расположить фурнитуру на двухмерном плане помещения.
Рисунок 3 - 3D модель «Уголок финансовой грамотности»
3.2 Мероприятия по реализации проекта
Таблица 1 – Перечень мероприятий по реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Предполагаемые сроки |
Ответственные |
1 |
Задача 1. Закупить необходимое оборудование и мебель: провести торги заключить договоры получить оборудование и мебель |
Июль-август |
Сотрудники МБОУ СОШ 13 и команда проекта |
2 |
Задача 2. Оборудовать уголок финансовой грамотности: убрать старую мебель сделать уборку в помещении установить мебель и оборудование распечатать буклеты, приобрести книги |
Сентябрь-октябрь |
Сотрудники и МБОУ СОШ 13 и команда проекта |
3 |
Задача 3. Открыть уголок финансовой грамотности для обучающихся и педагогов: подготовить сценарий мероприятия и провести репетицию пригласить гостей и участников провести торжественное открытие |
Ноябрь-декабрь |
Сотрудники и МБОУ СОШ 13 и команда проекта |
Таким образом, весь период реализации проекта составит 6 месяцев – с июля по декабрь 2023 года.
3.3 Составление сметы
Необходимые ресурсы с учетом подорожания, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Перечень необходимых ресурсов
Тип ресурсов |
Наименование ресурса |
Необходимое кол-во (ед. измерения) |
Цена, Руб. |
Стоимость, Руб. |
Человеческие |
Работа грузчиков для сборки и установки оборудования |
3 (чел.-час) |
880 |
3520 |
Материальные (материалы, оборудование, расходные материалы) |
1.Пуфы 4. Рулонные шторы 6. Диван 7. Магнитно-маркерная доска 8. Книги 9. Буклеты, А4 10. Колонки 11. Ноутбук 12. Столы 13. Стулья |
1) 10 (шт.) 3) 1 (шт.) 5) 1 (шт.) 6) 3 (шт.) 7) 1 (шт.) 8) 20 (шт.) 9) 500 (шт.) 10) 1 (шт.) 11) 1 (шт.) 12) 15 (шт.) 13) 15 (шт.) |
4997 руб. 5) 30800 руб. 6) 21670 руб. 7) 23992 руб. 8) 770 руб. 9) 30,8 руб. 10)14828руб. 11) 51200 руб. 12) 3880 руб. 13) 5282 руб. |
1) 49970 руб. 3) 47905 руб. 5) 30800 руб. 6) 65010 руб. 7) 23992 руб. 8) 15400 руб. 9) 15400 руб. 10) 14828 руб. 11) 51200 руб. 12) 58200 руб. 13) 79230 руб. |
Оценочная стоимость реализации проекта – 469505 руб.
Собственный вклад в реализацию проекта представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Собственный вклад
Тип ресурсов |
Наименование ресурса |
Необходимое кол-во (ед. измерения) |
1 |
2 |
3 |
Человеческие |
Уборка старой мебели Уборка в помещении Установка мебели Подготовка сценария мероприятия и торжественное открытие коворкинг зоны Проведение мероприятий и образовательных событий |
2 (чел.-часа) 2 (чел.-часа) 4 (чел.-часа) 1 (шт.) 30 мероприятий в течение учебного года |
Информационные |
1. Посты в группах ВК м на личных страницах |
1. 20 (шт.) |
Материальные (материалы, оборудование, расходные материалы) |
Маркеры для маркерной доски Губки для маркерной доски |
1. 10 шт. 2. 5 шт. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги выполненной работы, хочется сказать, что на основе полученных знаний в ходе изучения теоретического и практического материала была достигнута цель – создание уголка финансовой грамотности в МБОУ СОШ 13 для обучающихся 1-11 классов до 31.12.2023.
В ходе работы над проектом был изучен материал по финансовой грамотности, определены наиболее актуальные темы, а также изучены различные аналоги «Уголка финансовой грамотности», их конструкция и особенности, создана 3D модель уголка финансовой грамотности.
Мы считаем, что реализация данного проекта поможет решить проблему отсутствия общественного пространства по финансовой грамотности, а ребят привлечь к более основательному изучению вопросов финансовой грамотности.
В качестве дальнейшего развития данного проекта планируется презентация проекта на грантовых конкурсах и конкурсах инициативного бюджетирования с целью получения финансирования.
Уголок финансовой грамотности «ПРОфинансы» в дальнейшем может быть использован для организации проектной деятельности, работы кружков и секций, проведения мероприятий (событий, консультаций, квестов, квизов и т.д.) городского и республиканского уровня по направлению финансовой грамотности.
Также в уголке финансовой грамотности «ПРОфинансы» может быть организовано участие обучающихся и педагогов в мероприятиях «Ассоциации развития финансовой грамотности» и партнеров проекта.
Результатом проекта станет оборудованный уголок финансовой грамотности «ПРОфинансы» в МБОУ СОШ №13 г. Сарапул для учебной деятельности, развивающих занятий, событий, консультаций, квестов, квизов по финансовой грамотности до декабря 2023.
Таким образом, все цели и задачи выполнены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Электронный ресурс «Финансовая культура», режим доступа: https://fincult.info/
2.Электронный ресурс «АРФГ», режим доступа: https://fincubator.ru/
3. Электронный ресурс «Википедия», режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
4. Электронный ресурс «Яндекс.Маркет», режим доступа: https://market.yandex.ru/
5. Электронный ресурс «Компания АРКиКА», режим доступа: https://vk.com/artika_studia