Оценка конкурентоспособности чая разных марок

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оценка конкурентоспособности чая разных марок

Мамонтова А.М. 1
1ГБОУ "ИНженерная школа"
Мамонтова Е.А. 1
1ГБОУ "Инженерная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.

Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, причем треть из них выпивает по 4 и более чашек в день, примерно 1,1 кг чая, а если принять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит примерно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашки в день.

В настоящее время только одна торговая группа «Ч» предлагает более 50 сортов и брендов чая. Постоянное расширение ассортимента чая, его популярность и высокая оборачиваемость делают чай привлекательным для многих товаропроизводителей и продавцов, поэтому чайный рынок постоянно пополняется новыми «игроками», а ассортимент - новыми торговыми марками.

Актуальность - чай является самым популярным напитком во всем мире. Приблизительно три миллиарда килограммов чая производится и употребляется ежегодно. На прилавках магазинов мы встречаем самые разные виды и сорта чая. Яркие, цветные упаковки, интригующие рекламные ролики, прокручиваемые сотни раз по телевизору – всё это действует на нас, потребителей. Мы поддаемся обещаниям рекламодателей и покупаем часто не самые качественные сорта чая

Цель - оценить конкурентоспособность чая разных фирм.

Задачи :

1) изучить значимость чая и его влияние на здоровье человека.

2) рассмотреть характеристику и классификацию чая.

3) рассмотреть методы и принципы, используемые при оценке качества чая.

4)изучить общие принципы и критерии, используемые при оценке конкурентоспособности сортов чая и чайных напитков.

5) оценить конкурентоспособность чая и чайных напитков.

Методы исследования:

1. Анкетирование;

2. Изучение литературы и других источников информации;

3. Расчёт показателей;

4. Анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое чай и история его происхождения.

Чай — напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чай обладает высокими вкусовыми ароматическими свойствами, оказывающими положительное влияние на организм человека.

В названиях таких напитков к слову «чай», как правило, добавляется пояснение, характеризующее используемое сырьё («травяной чай», «ягодный чай», «фруктовый чай» и так далее).

В настоящее время чай - один из самых популярных напитков во всем мире. Его можно легко купить где угодно. Более того, существует множество разных сортов на любой вкус. Однако так было далеко не всегда.

Традиционно родиной чая считается Китай. Именно там император Шень Нуну абсолютно случайно создал напиток. Событие произошло примерно в 2700 году до нашей эры, когда правитель, устав после тяжелого дня, решил согреть воду на костре. Туда упали листья с дерева, что очень заинтересовало императора – он хорошо разбирался в применении различных трав и счел, что получившееся снадобье можно попробовать выпить. Результат превзошел все ожидания – новый напиток оказался вкусным и питательным, вызывающим прилив сил. После совершенного открытия китайцы научились выращивать чайные растения и применять их для массового производства чая. Новый напиток быстро набрал популярность.

    1. Классификация чая.

Чай можно назвать самым любимым и самым популярным напитком на всех континентах. Существует великое множество видов и сортов чая. Они различаются по вкусу, цвету, аромату, способу обработки, стоимости и ценности, а еще по стране происхождения, качеству, способу упаковки.

Чайная палитра богата на оттенки, но не всегда цвет готового настоя соответствует названию приготовленного чая. Черный, зеленый, красный, белый, синий – такое разнообразие вполне можно сравнить с букетом цветов, хотя большинство чаев делается из одного и того же сырья.

Зеленый чай. Это чаи с наименьшей ферментацией. Вначале листья поддают температурной обработке (это необходимо для устранения характерной горечи и остановки процесса ферментации). После этого листья скручивают и просушивают.

Красный чай. У нас этот чай называют черным, хотя во всем мире его именуют красным. Чтобы его получить, листья собирают в знойный летний период. Он проходит быструю ферментацию и относится к почти полностью ферментированным.

Черный чай. Он является постферментированным. Его выдерживают в течение очень долгого периода, и с каждым годом его качество становится выше, а свойства – еще лучше.

Китайский чай. Самый популярный, в этой стране производится белый, черный, красный, зеленый чай, улун, пуэр. На долю Китая приходится 1/4 часть всего мирового объема чая, производимого в мире. Чаще всего здесь производится крупнолистовой чай.

Японский чай. К этому виду чая относятся зеленые байховые сорта (матча, гиокура, сенча, банча, генмайча). Они получаются из китайских чайных кустов. Зеленого чая в этой стране производят в пять раз больше, чем черного. Почти весь производимый чай остается внутри страны.

Чай из Индокитая. К этой категории относятся чаи, производимые в Индонезии, Малайзии, во Вьетнаме. В основном, это черные чаи.

1.2.1 Классификация по качеству

Какой бывает чай? Классификация его зависит и от качества чайных листьев, различают сорта:

- высокосортные;

- среднесортные;

- низкосортные.

1.2.2 Классификация по виду чайного листа

- цельнолистовой;

- ломаный или мелколистовой;

- чайные высевки;

- чайная пыль.

    1. Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности»

Для практической части проекта необходимо раскрыть следующие понятия:

Конкуренция — соперничество участников рынка за лучшие условия купли-продажи и производства.

Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

1.4 Оценка конкурентоспособности товаров

Оценка конкурентоспособности товаров осуществляется в следующей последовательности:

1) анализ рынка - изучение потребностей потенциальных покупателей и конкурентов;

2) формирование рыночных требований к товару и отражение их в структуре оценочных показателей;

3) выбор базы сравнения показателей;

4) выбор вида моделей оценочного класса;

5) оценка товаров по единичным и интегральным показателям конкурентоспособности;

6) вывод об уровне конкурентоспособности и решение о целесообразности его производства или приобретения;

Результатом изучения рынка с точки зрения оценки конкурентоспособности товара является сбор и систематизация информации о состоянии и динамике взаимодействия потребностей в товаре. Каждая потребность характеризуется набором определенных параметров, о содержании и величине которых покупатель заявляет на рынке в виде требований к товару.

Оценивать конкурентоспособность товаров можно, используя следующие методы и способы:

1) Оценка конкурентоспособности с помощью товара – образца.

Товар сравнивается с уже существующим на рынке и пользующимся спросом. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие, быть наиболее представительным для данного рынка, иметь наибольшее число покупательских предпочтений.

При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности товаров учитывают параметры, характеризующие потребительские свойства товара (потребительскую стоимость) и его экономические свойства (стоимость).

2) Оценка конкурентоспособности товаров на базе суждений потребителей:

Отдельные группы товаров, например, одежда, обувь (большинство потребительских свойств не может быть выражено параметрическими значениями, многообразие ассортимента, быстрая сменяемость моделей, подверженность влиянию моды и т.п.) затрудняют, а иногда и исключают возможность применения традиционных методов оценки уровня конкурентоспособности, поэтому целесообразнее пользоваться оценками на базе суждений потребителей. Важно выяснить, насколько товар соответствует требованиям рынка и потребителей, то есть рыночную адекватность товара.

Для выяснения степени соответствия товара субъективным представлениям потребителей существует несколько способов.

Один из них - простые опросы потребителей о качестве товара. Для этого можно применить рейтинг шкалы типа "хорошо - плохо" или выстраивание продуктов в зависимости от их качества. В результате исследователи конкурентоспособности получают более близкую к действительности систему покупательских предпочтений.

Таким образом, оценка конкурентоспособности товаров является комплексом исследований, включающих оценку качества товара, экономических, технических параметров. Кроме этого необходимо провести исследование товаров конкурентов, изучить потребности, запросы и требования потенциальных покупателей.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Проведение анкетирования.

Для написания практической части я провела анкетирование. Мной было составлено шесть вопросов, а именно:

  1. Ваш пол?

  2. Сколько Вам лет?

  3. Какой чай Вам нравится больше?

  4. Чай какой формы Вы обычно покупаете?

  5. Чай какой марки Вам нравится?

  6. Чем мотивируется Ваш выбор чая?

На эти вопросы отвечали мои родители, друзья, учителя и одноклассники. Количество опрошенных – 176 человек. Результаты опроса в виде диаграмм представлены в Приложении 1.

По результатам опроса можно сделать вывод, что чаще всего покупают чай марок:

1. «Образец №1» пакетированный чёрный;

2. «Образец №2» пакетированный чёрный;

3. «Образец №3» пакетированный чёрный.

Эти марки чая и будут участвовать в оценке конкурентоспособности.

2.2 Сравнительная характеристика трех образцов чая.

Для оценки конкурентоспособности был использован «Органолептический метод исследования», который означает определение качества товара при помощи органов чувств - зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных, а иногда и слуховых. Нередко метод органолептического исследования не совсем точно называют дегустацией. В дословном переводе слово «дегустация» означает опробование на вкус, между тем, как практически в процессе дегустации участвуют не только орган вкуса, но и другие органы чувств. Особенно значительна роль органов зрения, вкуса и обоняния; сравнительно невелика роль органов осязания и слуха.

Органолептическую оценку качества чая рассмотрим на примере 3 образцов:

· Чай «Образец №1»;

· Чай «Образец №2»;

· Чай «Образец№3».

Для проведения исследования были выбраны следующие органолептические показатели: аромат и вкус, настой, цвет разваренного листа, внешний вид чая.

Чай «Образец №1»

Секреты обработки чайных листьев, которые передаются из поколения в поколение и уникальные природные условия создают безупречный вкус чая. Для его производства используются только самые нежные, сочные чайные листочки и чайная почка. Листовой чай расфасовывается в герметичный пакет из трёхслойной лавсановой фольги, а затем упаковывается в картонную пачку. Пакетированный чай имеет индивидуальную упаковку из специальной фольги. Она идеально сохраняет вкус и свежесть чая, предохраняя от воздействий влаги и посторонних запахов.

Чай «Образец №2»

Компания выпускает пакетированный, гранулированный и листовой продукт. В его состав входит чай из высокогорных районов Азии, который постоянно ценился за свои качества. Чай «Образец №2», состав которого опробован многими инстанциями, относится к самым качественным продуктам в данной индустрии.

Чай «Образец №2» в пакетиках обладает насыщенный вкусом, очень хорошо заваривается. Негативным моментом для многих является темный налёт на поверхности кружки после использования продукта.

Чай «Образец №3»

Ассортимент чая огромен. Линейка продукции состоит из листового и расфасованного в пакетики и пирамидки чая. Напиток способен взбодрить человека перед трудным днем, согреет в холодное время. Его насыщенный вкус и приятный аромат формирует хорошее настроение.

Табл.1- Органолептические показатели качества чёрного чая.

Наименование чая

Характеристика

 

Внешний вид чая

Образец №1

В заверенном виде чай имеет красно-оранжевый цвет.

Образец №2

В заваренном виде имеет красно-бордовый цвет

Образец №3

В заваренном виде имеет бордовый цвет

 

Аромат и вкус настоя чая

Образец №1

Приятный лёгкий аромат. Вкус довольно лёгкий, чёрный чай не горчит, с ноткой чего-то цветочно-травянистого, приятный и не приторный.

Образец №2

Насыщенный аромат. Крепкий и насыщенный вкус, хорошо заваривается, чай немного горчит.

Образец №3

Насыщенный, крепкий, терпкий и яркий вкус, без добавок и ароматизаторов.

 

Цвет разваренного чайного листа

Образец №1

Цвет разваренного чайного листа коричневый, равномерный - что соответствует стандарту.

Образец №2

Цвет разваренного листа коричневый с оттенком зелени. Содержание токсичных элементов ниже предельно допустимых значений, однако по сравнению с другими продуктами эти показатели довольно высокие.

Образец №3

Однородный, темно-коричневый.

2.3 Расчёт конкурентоспособности ТМ

Для оценки конкурентоспособности чая были выбраны следующие параметры (параметры определены в ходе анкетирования):

1. Упаковка (дизайн)

2. Уровень качества (потребительские свойства)

3. Уровень цены (уровень продажной цены)

4. Маркетинговые усилия в продвижении марки (промо-акции; количество представленных ассортиментных позиций)

Анализ конкурентноспособности марок чая проводился путём сравнительной оценки параметров их конкурентноспособности. Опрос потребителей помог определить не только конкретные виды марок чая, но и определить коэффициенты весомости каждого параметра, выстроив иерархию их значимости (по степени убывания).

1. Качество – коэффициент значимости в общей собственности параметров – 0,4

2. Уровень цены– 0,3

3. Упаковка – 0,2

4. Маркетинговые усилия в продвижение товара – 0,1

Иерархия значимости была определена покупателями, посредством подсчета количества голосов, поданных за тот или иной показатель.

Для анализа показателей конкурентоспособности была сформирована бальная шкала от 1 до 3 баллов, характеризующая уровни показателя конкурентоспособности.

1 – уровень показателя «низкий»

2 – уровень показателя «средний»

3 – уровень показателя «высокий»

Важное примечание: по отношению к уровню цены больная оценка дается в обратном порядке.

1. Упаковка – дизайн (внешнее оформление)

Наименование ТМ

Оценка

Образец №1

2

Образец №2

1

Образец №3

3

2. Качество

а) При делении органолептических свойств чая.

Качество, как основной фактор выбора марки чая, определялось путём бальной оценки потребительских свойств чая. Для этого использовалась пятибалльная оценочная шкала. При опросе потребителям было предложено дать бальную оценку каждому показателю качества чая по степени его значимости для каждого потребителя. Оценка показателей проводилась путём суммирования баллов.

1. Внешний вид сухого чая;

2. Вкус настоя;

3. Интенсивность настоя;

4. Цвет разваренного листа;

5. Цвет разваренного листа;

6. Прозрачность настоя.

В зависимости от этих баллов сформируем иерархию.

1. Вкусно настоя;

2. Аромат настоя;

3. Интенсивность настоя;

4. Прозрачность настоя;

5. Внешний вид сухого чая;

6. Цвет разваренного листа.

Качество

Образец №1

1

Образец №2

2

Образец №3

3

3. Уровень цены

Продажная цена за 100 грамм

Образец №1 - 113 руб

Образец №2 - 198 руб

Образец №3- 104 руб

Продажная цена за 100 грамм

Образец №1

2

Образец №2

1

Образец №3

3

4. Маркетинговые усилия в продвижении ТМ:

а) промоакции.

б) количество представленных ассортиментных позиций

Оценка ТМ по количеству ассортиментных позиций

Образец №1

1

Образец №2

3

Образец №3

2

Конкурентоспособность исследуемых марок будет представлять собой сумму произведений параметров конкурентоспособности и коэффициента их весомости.

Табл.2 - Перечень всех параметров и их оценок каждой ТМ чая.

Параметры

Коэффициент

весомости

Наименование

Баллы

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Упаковка

0,2

2

1

3

Качество

0,4

1

2

3

Уровень цены

0,3

2

1

3

Маркетинговые усилия

0,1

1

3

2

Используя полученные данные, можно рассчитать уровень конкурентоспособности образцов чая.

Конкурентоспособность рассчитывается следующим образом.

  1. К Образца №1 = 0,2*2+0,4*1+0,3*2+0,1*1=1,5

  2. К Образца №2 = 0,2*1+0,4*2+0,3*1+0,1*3=1,6

  3. К Образца №3 = 0,2*3+0,4*3+0,3*3+0,1*2=2,9

В результате полученных показателей, можно сделать вывод, что товарная марка «Образец №3» является самой конкурентоспособной из анализируемых!

Заключение

Изучив признаки классификации чая и чайных напитков, можно с уверенностью сказать, чай классифицируется по цвету, по качеству, по технологии производства, по стране произрастания и сбора. Чайные напитки классифицируются, в зависимости от состава сырья и физиологического воздействия , на поливитаминные, регулирующие обмен веществ в организме, тонизирующие, успокаивающие.

При помощи анкетирования был определен не только наиболее популярный напиток, но и марки-лидеры, а также рассчитана конкурентоспособность чая лидирующих марок. В качестве товаров, для которых определяли конкурентоспособность были выбраны чай «Образец №1», «Образец №2» и «Образец №3». Было установлено, что все образцы чая являются конкурентоспособными. Наиболее конкурентоспособен - чай «Образец №3», а наименее конкурентоспособен чай «Образец №1». Таким образом, можно сделать вывод - «Изучай потребителя и поймешь, что ему надо». Успех товара всегда определяется спросом.

Список использованных источников

1.  Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.

2.  Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., испр. и доп. М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998

3.  ГОСТ 1938 - 90. «Чай черный, байховый, фасованный». Технические условия.

Приложение 1

Чай какой марки нравится?

Просмотров работы: 150