ВВЕДЕНИЕ
Народная мудрость гласит, что за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Актуально ли это в наше время? Сейчас успешной считается та личность, которая преуспевает в разных сферах своей жизни. Способность выполнять множество дел на высоком уровне, может приобретаться со временем любым человеком, ставящим себе такую цель. Если эффективно управлять своим временем, то это умение принесет гармонию во все сферы жизни человека, а также повысит его многозадачность. По карьерной лестнице чаще других продвигаются те, кто умеет распоряжаться своим временем. Именно такие люди добиваются в жизни наибольшего успеха. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Проблема исследования заключается в том, что сейчас у современного человека все меньше остается свободного времени. Многие не успевают закончить свои дела в рабочее или учебное время. Люди, которые не умеют управлять своим временем, часто жертвуют своим отдыхом, хобби и временем, которое он должен провести с семьей. Многие люди на вопрос «Почему Вы это не сделали вовремя?», отвечают «Было некогда». Так куда же уходит наш самый драгоценный ресурс – время?
Объектом исследования выступает тайм-менеджмент. Предметом исследования является техники тайм-менеджмента.
Гипотеза: предполагается, что использование техник тайм-менеджмента поможет избежать потерь времени и в будущем стать более эффективным.
Целью данной исследовательской работы является исследования тайм-менеджмента, как искусства управления своим временем:
Чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю возникновения тайм-менеджмента;
2. рассмотреть понятие и основные техники тайм-менеджмента;
3. изучить тайм-менеджмент учащихся 7 класса «МБОУ Улюнская СОШ им. Сахара Хамнаева»;
4. предложить рекомендации по управлению временем школьника.
Методами данной исследовательской работы выступают теоретический анализ литературы, метод наблюдения, метод сравнения, метод анализа и синтеза, анкетирование, обобщение.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы тайм-менеджмента, а именно изучена история тайм-менеджмента, понятие и основные техники управления временем. Во второй главе были представлены
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. История возникновения тайм-менеджмента
Человек всегда хотел контролировать свое время. Первые попытки контроля уходят корнями в далекое прошлое. Ученые не знаю кто первым задумался управлять своим временем, но существуют множественные работы, где подтверждаются наиболее значимые события тайм-менеджмента.
История развития тайм-менеджмента берет начало в Древнем мире. Самого понятия в то время не существовало. Так, римский мыслитель Сенека предложил следующие идеи: 1. Разделение времени на потраченное хорошо, плохо и бесполезно; 2. Ведение постоянного учета времени; 3. Оценивание с точки зрения заполненности прожитый период времени.
Итальянский ученый и писатель Альберти начинал свой день с составления списка дел и обязательно упорядочивал дела в порядке уменьшения важности. Ученый говорил, что те, кто умеют управлять временем, могут достичь высот в любом деле.
Большую роль в становлении современного тайм-менеджмента сыграло развитие промышленности. Необходимо было управлять огромным количеством людей. Для управления появились графики работы, смены, расписания.
Известный политический деятель Бенджамин Франклин в молодости страдал от нехватки времени. Он вел дневник из 13 добродетелей, которые хотел развивать. Франклин в своих трудах изложил множество советов и принципов, которые непосредственно были связаны с саморазвитием и эффективным использованием времени.
В 1950-е годы Девид Эйзенхауэр предложил способ планирования, который был основан на приоритетности и срочности повседневных задач и дел, позже получившая название «матрица Эйзенхауэра». Суть метода заключается в том, что любые дела, должны быть сгруппированы по двум направлениям: важность и срочность. В 1966 году Фердинанд Друкер написал книгу «Эффективный управляющий», в которой изложил идеи о значении времени как ключевого ресурса бизнеса и о необходимости каждого руководителя этим временем управлять. В 2002 году Дэвид Аллен выпустил книгу «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса». Система получила название GTD и согласно ей человек должен управлять своими делами и задачами по мере их поступления, то есть «снизу-вверх».
Отечественная школа развития тайм-менеджмента связана с такими именами как А.К. Гастев, П.М. Кереженцев, Данил Гранин, Глеб Архангельский. Данные ученые внесли огромный вклад в развитие тайм-менеджмента.
Сейчас технологии управления временем может использовать каждый будь ты школьником, студентом, мамой, бабушкой, работником компании, начальником, бизнесменом или президентом. Технологии управления временем применяются в различных сферах профессиональной деятельности.
1.2. Понятие и основные техники тайм-менеджмента
Т.В. Меркулова и Т.В. Беглова в своей работе «Тайм-менеджмент для детей или Как научить школьников организовывать свое время» приводят следующее определение: тайм-менеджмент – это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовывать деятельность по достижению поставленных целей.
Tame Management с английского переводится как «управление временем». Под термином понимают совокупность методов и техник, которые помогают человеку эффективно распределять свое время.
В основе тайм-менеджмента лежит перечень главных принципов. Существует 16 правил и законов тайм-менеджмента: 1. постановка целей; 2. планирование; 3. расстановка приоритетов; 4. опора на самодисциплину; 5. планирование отдыха; 6. фиксация задач; 7. декомпозиция; 8. иерархия планов; 9. борьба с хронофагами; 10. отстранение от внешнего; 11. однозадачность; 12. рациональный подход; 13. гибкость; 14. создание своей системы тайм-менеджмента; 15. анализ; 16. саморазвитие.
Существует большое количество техник тайм-менеджмента. В таблице приведены самые популярные техники.
Таблица №1. Самые популярные техники тайм-менеджмента.
Название |
Автор |
В чем заключается |
Кто может использовать |
Метод помидора, система 25 минут |
Франческо Чирилло |
Циклично: 25 минут – выполнение работы; 5 минут – перерыв Через каждый цикл перерыв – 30 минут |
Универсален |
Метод «90 на 30» |
Тони Шварц |
Циклично: 90 минут – работа 30 минут – отдых Первые циклы для самых важных дел, следующие – на менее важные |
Универсален |
Принцип «девяти дел», или принцип «1-3-5» |
Неизвестен |
За день необходимо выполнить: 1 – большое дело 3 – средних дел 5 – небольших дел. |
Универсален |
Техника временных блоков |
Неизвестен |
Заранее выделять время на каждое дело и это время не заниматься |
Для дисциплинированных людей |
Метод GTD |
Дэвид Аллен |
1. Вся информация о делах, планах, идеях записывается в одном месте; 2. В папке информация сортируется; 3. Каждому пункту в папке присваивается статус; 4. Выполнение дел по намеченному плану. |
Универсален |
Канбан |
Неизвестен |
Таблица из трех столбцов: «Надо сделать», «Делается», «Сделано». В течение дня дела вычеркиваются из одного столбца и перемещаются в другой. |
Универсален |
Fresh or Fried |
Неизвестен |
Список дел составлять с вечера. Самое важное и срочное поместить в начале дня. Несложные и неважные дела планируются на вторую половину дня. На следующий день выполняются дела по списку. Вечером планируются на завтра. |
Для тех, кто откладывает дела в долгий ящик и не успевает их выполнить. |
Автофокус |
Марк Форстер |
Записать все дела в список, затем читать до тех пор, пока интуитивно не остановитесь на задаче, которую захотите сделать. Выполняйте ее пока есть желание. Если дело закончено – вычеркните из списка, если нет, то перенесите в конец списка. |
Творческим личностям |
Матрица Эйзенхауэра |
Дуайт Эйзенхауэр |
Распределить дела на четыре группы по важности и срочности: срочные и важные, срочные, но не важные, не срочные, но важные, несрочные и неважные |
Для тех, кто не понимает, чем стоит заняться в первую очередь, а какие дела можно отложить. |
Система 4D |
Эдвард Рэй |
К каждому делу можно применить одно из четырех действий: Do (сделать), Delegate (делегировать), Delete (удалить), Delay (отложить). |
Универсален |
Система Тима Фэрриса |
Тимоти Фэррис |
В основе два правила: 1. Принцип Парето (80/20) 2. Закон Паркинсона (работа заполняет все отведенное на нее время) |
Для людей с гибким графиком работы. |
Инструменты, которые необходимы при планировании дел: бумага и карандаш; бумажный помощник (органайзер), таск-менеджеры (электронные органайзеры).
Таким образом, существует огромное количество техник тайм-менеджмента, но какая подойдет нужно выбрать самостоятельно по предпочтениям. Научиться планировать свое время никогда не поздно. Этот навык поможет добиться успеха в любом деле.
ГЛАВА 2. ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
2.1. Тайм-менеджмент учеников 7 класса «МБОУ Улюнская СОШ им. С. Хамнаева»
В начале исследовательской работы была сформулирована гипотеза: предполагается, что использование техник тайм-менеджмента поможет избежать потерь времени и в будущем стать более эффективным. Сейчас мы попытаемся доказать или опровергнуть данную гипотезу. Для этого необходимо выполнить следующую работу:
1. провести первичное анкетирование среди учеников 7 класса «МБОУ Улюнская СОШ имени С. Хамнаева» на тему «Как Вы используете свое время?»;
2. совместно с научным руководителем прочитать лекцию на тему «Технологии тайм-менеджмента» и научить слушателей пользоваться календариком-пинариком и составлять план на день и придерживаться его.
3. провести вторичное анкетирование среди учеников 7 класса на тему «Как Вы используете свое время?»
4. сравнить результаты опроса в динамике, сделать выводы;
5. по результатам опроса разработать рекомендации по управлению временем.
На первом этапе исследования мы провели анкетирование на тему «Как Вы используете свое время?». В опросе приняли участие 16 человек 7 класса. На вопрос «Как ты планируешь свой день?» 8 респондентов ответили, что не планируют, двое составляют план на день с родителями, у шестерых планированием дел занимаются родители. Самостоятельно никто из респондентов не планирует свой день (Приложение №1).
На вопрос «Как ты контролируешь выполнение заданий на день?» 8 человек ответили, что никак, четверо выполняют то, что вспоминают и четверым напоминают родители (Приложение №2).
На вопрос «Хотел бы ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?» 50% опрошенных ответили положительно и 50% ответили отрицательно.
100 % учащихся никогда не слышали о технологиях планирования своего времени. 50 % респондентов не знают, помогут ли технологии планирования времени стать более эффективнее, 20 % ответили положительно и 30% - отрицательно.
Результаты первичного анкетирования показали, что большинство учащихся 7 класса не могут эффективно управлять своим временем.
Для исправления ситуации мы совместно с научным руководителем прочитали лекцию на тему «Технологии тайм-менеджмента» и научили ребят пользоваться календариком-пинариком (Приложение №3). Затем мы попросили их поучаствовать в эксперименте. Каждый из них на протяжении месяца ввел календарик-пинарик, закрашивая карандашом время, проведенное впустую, а также с вечера составлял для себя план на день и старался придерживать его. По окончании эксперимента мы провели вторичный опрос на тему «Как Вы используете свое время?».
80% опрошенных отметили, что стали самостоятельно записывать план на день, а 20% - составляли план с родителями. На вопрос «Как ты контролируешь выполнение заданий на день?» 76% сказали, что отмечают в списке выполненные задания, а 26% опрощенных о не выполненных заданиях напоминают родители. 90% опрошенных считают, что технологии планирования времени помогут им стать более эффективным. Многие отметили, что после окончания эксперимента задумались о том, куда уходит их время, что много времени тратится на бесполезные дела такие как бесконтрольный просмотр фильмов и сериал, бесконтрольная игра в телефоне или за компьютером, а также «зависание» в социальных сетях. Многие считают, что технологии тайм-менеджмента помогут стать им более эффективными и помогут избежать потерь времени. После вторичного опроса мы наблюдаем стойкую положительную динамику.
Таким образом, сформулированная в начале гипотеза принимается полностью. Она была доказана на примере диагностического исследования учеников 7 класса МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева».
2.2. Предложение рекомендаций по управлению временем школьника
По результатам исследования необходимо разработать рекомендации, которые помогут повысить эффективность использования времени школьника и улучшить его качество жизни.
1. Планирование дня. Первая половина дня у школьника расписана по часам, а вот во второй половине нет четкого распределения времени. Здесь время обычно «съедается» просмотром фильма или сериала, играми, а также зависанием в социальных сетях. Чтобы такого не было нужно составлять план на вторую половину дня заранее и строго ему следовать до конца дня. Так можно успеть гораздо больше, сделать домашнее задание на будущее или уделить больше времени своему хобби.
2. Необходимо ставить конкретные цели, они должны быть понятными, измеримыми, достижимыми, значимыми и должны быть ограничены по времени.
3. Расстановка приоритетов. Вы должны четко понимать какие дела у вас срочные и важные и разделять их. В первую очередь должны выполняться дела очень срочные и очень важные, а уже затем все остальные, которые менее срочные и менее важные. Примените на практике Матрицу Эйзенхауэра.
4. Найти собственный ритм. Мы знаем, что есть люди, у которых продуктивность выше в утренние часы, а кого-то в ночные. Поэтому очень важно понять, когда вы можете работать лучше.
5. Концентрация на работе. Одним словом, работая – работайте, то есть необходимо сосредоточиться только на работе и не отвлекаться на посторонние дела.
6. Мотивация. Иногда очень срочное и важное дело делать совершенно не хочется, поэтому Вам нужно промотивировать себя любыми способами.
7. Чередование дел. От однообразной работы мы устаем, поэтому необходимо чередовать дела, которые требуют разных навыков.
8. Объединение с другими. Если мы чего-то не понимаем, мы можем попросить человека объяснить нам. Работая совместно, будет сложно увильнуть от сложного и нелюбимого занятия.
9. Анализ сделанного.
10. Не забывать об отдыхе.
Таким образом, в современном мире ученик может управлять своим временем не хуже взрослого, применяя простые и доступные правила тайм-менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек всегда хотел контролировать свое время. История тайм-менеджмента корнями уходит в Древний мир. Римский мыслитель Сенека первым предлагал идеи по контролю своего времени. Огромную роль в развитии тайм-менеджмента сыграли итальянский ученый Альберти, политический деятель Бенджамин Франклин, Дэвид Эйзенхауэр, Фердинанд Друкер, Дэвид Аллен. Отечественная школа развития тайм-менеджмента также богата представителями: А.К. Гастев. П.М. Кереженцев, Данил Гранин, Глеб Архангельский и многие другие. Технологии управления временем применяются в различных сферах профессиональной деятельности.
Тайм-менеджмент – это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовывать деятельность по достижению поставленных целей. В основе тайм-менеджмента лежат 16 принципов. Самыми известными и популярными техниками тайм-менеджмента являются метод помидора или система 25 минут, метод «90 на 30», принцип «девяти дел», или принцип «1-3-5», техника временных блоков, метод GTD, канбан, Fresh or Fried, автофокус, матрица Эйзенхауэра, система 4D и система Тима Фэрриса. Существует огромное количество техник тайм-менеджмента, но какая подойдет нужно выбрать самостоятельно по предпочтениям. Научиться планировать свое время никогда не поздно. Этот навык поможет добиться успеха в любом деле.
В начале исследовательской работы была сформулирована гипотеза: предполагалось, что использование техник тайм-менеджмента поможет избежать потерь времени и в будущем стать более эффективным. Это гипотеза была проверена на учащихся 7 класса «МБОУ Улюнская СОШ имени С. Хамнаева». В результате первичного опроса на тему «Как Вы используете свое время?» было выявлено, что большинство никак не планируют свое время и не контролируют выполнение заданий на день, половина хотела бы научиться контролю времени, никто никогда не слышал, что существуют технологии планирования времени и половина считает, что технологии помогут им стать более эффективными.
Результаты первичного анкетирования показали, что большинство учащихся 7 класса не могут эффективно управлять своим временем. Для того, чтобы исправить ситуацию мы совместно с научным руководителем прочитали лекцию на тему «Технологии тайм-менеджмента» и научили ребят пользоваться календариком-пинариком. Затем мы попросили их поучаствовать в эксперименте. Каждый из них на протяжении месяца ввел календарик-пинарик, закрашивая карандашом время, проведенное впустую, а также с вечера составлял для себя план на день и старался придерживать его. Затем было проведено контрольное анкетирование.
80% опрошенных отметили, что стали самостоятельно записывать план на день, а 20% - составляли план с родителями. На вопрос «Как ты контролируешь выполнение заданий на день?» 76% сказали, что отмечают в списке выполненные задания, а 26% опрощенных о не выполненных заданиях напоминают родители. 90% опрошенных считают, что технологии планирования времени помогут им стать более эффективным. Многие отметили, что после окончания эксперимента задумались о том, куда уходит их время, что много времени тратится на бесполезные дела такие как бесконтрольный просмотр фильмов и сериал, бесконтрольная игра в телефоне или за компьютером, а также «зависание» в социальных сетях. Многие считают, что технологии тайм-менеджмента помогут стать им более эффективными и помогут избежать потерь времени.
На заключительном этапе исследования мы предложили рекомендации, которые помогут контролировать свое время и допиться успеха в своей деятельности: планирование дня, постановка конкретных целей, расстановка приоритетов, найти собственный ритм, концентрация на работе, мотивация, чередование дел, объединение с другими, анализ сделанного и, конечно же, не забывать об отдыхе. Таким образом, в современном мире ученик может управлять своим временем не хуже взрослого, применяя простые и доступные правила тайм-менеджмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Древние истоки эффективности, или история тайм-менеджмента [Электронный ресурс] - https://www.livemaster.ru/topic/2970883-drevnie-istoki-effektivnosti-ili-istoriya-tajm-menedzhmenta
История тайм-менеджмента [Электронный ресурс]. - https://moluch.ru/archive/374/ 83537/
История тайм-менеджмента на примере великих людей [Электронный ресурс]. - http://blog-bridge.ru/lichnostnyiy-rost/istoriya-taym-menedzhmenta-na-primere-velikih-lyudey.html
Пятнадцать популярных техник тайм-менеджмента [Электронный ресурс]. - https://skillbox.ru/media/growth/15_populyarnykh_tekhnik_taym_menedzhmenta/
Тайм-менеджмент простыми словами: понятия, принципы, приемы и техники [Электронный ресурс]. - https://zvonobot.ru/blog/taym-menedzhment-prostymi-slovami -ponyatiya-printsipy-tehniki/
Что такое тайм-менеджмент: основные понятия [Электронный ресурс]. - https://time-blog.ru/tajm-menedzhment/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Анкета «Как Вы используете свое время?»
1. Как ты планируешь свой день?
1) самостоятельно записываю на листочке, все, что намечено на день;
2) все мои дела планируются родителями;
3) не планирую;
4) составляю план на день вместе с родителями.
2. Как ты контролируешь выполнение заданий на день?
1) отмечаю в списке выполненные задания
2) о не выполненных заданиях мне напоминают родители,
3) выполняю то, о чем вспоминаю
4) никак не контролирую
3. Хотел бы ты научиться самостоятельно планировать свой день так, чтобы времени хватило и на занятия, и на досуг?
1) да, хочу
2) нет, не хочу
4. Ты когда-нибудь слышал о технологиях планирования своего времени?
1) да
2) нет
5. Как ты думаешь использование технологий планирования своего времени помогут тебе стать более эффективным?
1) да
2) нет
3) не знаю
Приложение №2
Рисунок 1. Диаграмма «Как ты планируешь свой день?»
Приложение №3
Рисунок №2. Диаграмма «Как ты контролируешь выполнение заданий на день?»
Приложение №3
Шаблон «Календарик-пинарик» на неделю
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
Итого за день |
|
ПН |
|||||||||||||||||||||||||
ВТ |
|||||||||||||||||||||||||
СР |
|||||||||||||||||||||||||
ЧТ |
|||||||||||||||||||||||||
ПТ |
|||||||||||||||||||||||||
СБ |
|||||||||||||||||||||||||
ВС |
|||||||||||||||||||||||||
Итого за неделю |