Введение
На сегодняшний день почти у всех подростков есть свой бюджет: карманные деньги, заработная плата, деньги, подаренные на праздник. Однако далеко не все из них знают, как правильно ими распорядиться. Необходимо уметь распоряжаться своим бюджетом для грамотного использования своих денежных средств.
Объектом нашего исследования является личный бюджет подростка, а предметом – способы рационального управления личным бюджетом подростком.
При этом нами использовались следующие методы исследования: анализ, анкетирование, моделирование, статистические (математические).
Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – разработать мастер-класс для подростков по рациональному управлению личным бюджетом.
Задачи:
1. Систематизировать источники и литературу, связанные с темой нашего проекта;
2. Определить основные элемента личного бюджета и сервисы по планированию бюджета.
3. Выявить проблемы подростков и их причины по управлению личным бюджетом с помощью анкетирования.
4. Разработать и провести мастер-класс для подростков по рациональному управлению личным бюджетом.
Теоретическая значимостьпроекта состоит в том, что полученные данные опроса могут быть использованы для обозначения того, насколько распространена данная проблема в подростковой среде, и какова степень ее влияния на социализацию подростков.
Практическая значимость проекта состоит в том, что благодаря разработанному мастер-классу подростки научатся правильно управлять личным бюджетом и грамотно распоряжаться своими денежными средствами. Так же мастер-класс может быть использован педагогами на уроках обществознания, во внеурочной деятельности и/или классных часах и способствовать формированию финансовой грамотности молодежи.
Глава 1. Личный бюджет
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3].
Выделяют следующие виды бюджета:
• Государственный – это финансовый план государства, представляющий собой смету доходов и расходов государства на определённый период.
• Корпоративный – это комплексный план деятельности компании, выраженный в финансовых и/или количественных показателях (статьях) и охватывающий определенный интервал времени.
• Личный – это план, в соответствии с которым распределяются деньги одного человека [7].
В нашей работе мы рассматриваем личный бюджет, потому что планирование личного бюджета дает возможность повысить уровень жизни и достичь экономической свободы.
Личный бюджет – это бюджет одного человека: формируется из его доходов и тратится по его усмотрению. Ведение бюджета поможет разобраться в личных финансах, оптимизировать расходы и накопить на большую цель. Формирование личного бюджета заключается в нахождении баланса между пропорциями разных типов расходов в соотношении с доходами и сбережениями [3].
Личный бюджет, как правило, может составлять весомую часть семейного бюджета, формирование которого основывается на схожих принципах. Составляя финансовый бюджет нужно учитывать его сбалансированность. Чрезмерная экономия может дать незначительный результат, однако будет стоить сил и позитивных эмоций, в то время как расточительность, может негативно отразиться на долгосрочных целях [4].
Главная цель личного бюджета – контроль и оптимизация финансов, ведь невозможно управлять тем, что не измеряется. Учет доходов и расходов повышает уровень жизни, а в идеале позволяет добиться финансовой свободы. Управление личным бюджетом поможет:
• быстрее добиваться финансовых целей;
• меньше тратить и больше откладывать;
• обрести чувство контроля над своими деньгами;
• выявить и минимизировать ненужные траты;
• подготовиться к непредвиденным тратам;
• оценить максимальную долговую нагрузку;
• выработать финансовую дисциплину [4].
1.1. Виды личного бюджета
1. Экономный бюджет. Экономный вид личного бюджета характеризуется направлением существенной доли личных доходов на сбережения. В таком бюджете личные расходы не превышает половины доходов, или составляют меньшую часть. Как правило, данная экономия достигается сохранением уровня потребления при росте доходов и отказом от крупных покупок за счет сбережений или кредита. Экономный бюджет требует финансовой дисциплины и постоянного контроля расходов.
Многим такой личный бюджет дается нелегко, поскольку при наличии средств, приходится отказываться от покупок, которые можно себе позволить. При этом возникает потребность поиска вариантов размещения средств, с целью их сохранения и желания приумножить.
Преимущества: наличие свободных денежных средств, защита от потери работы или кризисных ситуаций, отсутствие крупных финансовых обязательств.
Недостатки: эмоциональная нагрузка, постоянная забота о сохранении накопленных средств, ограничения в материальных ценностях [5].
2. Сбалансированный бюджет. Сбалансированный вид личного бюджета характеризуется наличием существенной доли расходов и средней доли сбережений. Иногда применяется бюджетное правило 50/20/30. При нем 50 % – это необходимые расходы на жилье, продукты, транспорт и т.д., от которых нельзя отказаться. 20 % или 30 % откладываются на сбережения. Оставшаяся часть тратится на необязательные расходы и потребительские кредиты.
Данное разделение достаточно условно, в зависимости от дохода и уровня жизни расходы могут составлять как большую, так и меньшую часть. Балансировка этих параметров достаточно индивидуальна, поэтому требует времени, а на план придется потратить чуть больше усилий. Такой вид личного бюджета без постоянного контроля может легко сместиться в сторону экономного или расточительного.
Преимущества: наличие регулярно пополняемой финансовой подушки.
Недостатки: требует больше усилий для планирования и сопровождения [5].
3. Расточительный бюджет. Расточительный вид личного бюджета характеризуется полным расходом заработанных денежных средств. Как правило, большая часть расходов идет на потребление дополнительных товаров и услуги из повседневного вида личных финансовых. При таком бюджете возможен фиксированный уровень сбережений, который чаще всего не пополняется.
Данный вид личного бюджета, в случае низкого объема имеющихся накоплений, ведет к кредитным заимствованиям, а в случае наличия средств к их сокращению. В результате формируется риск формирования большой кредитной задолженности, либо потери накопленного ранее капитала.
Преимущества: относительно высокий уровень потребления, простота управления бюджетом.
Недостатки: риск сокращения личного капитала, риск роста кредитной задолженности [5].
1.2. Доходы
Доход – это денежные средства или иные ценности, полученные домохозяйствами за определенный период времени [9].
К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду. А также выигрыши, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, от недвижимости и операций с финансовыми инструментами, а также доходы, полученные в натуральной форме [8].
Доходы домохозяйств складываются из совокупных, номинальных, располагаемых и реальных доходов. Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов, полученных домохозяйствами из всех источников с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет средств внебюджетных фондов. К номинальным доходам относится сумма всех начисленных домохозяйствам доходов. Располагаемые (конечные) доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Реальные доходы отражают количество товаров и услуг, которое может быть приобретено на конечные доходы и характеризуют уровень инфляции в экономике [8].
Ввиду широты понятия для его уточнения используется большое количество классификационных признаков. Рассмотрим виды доходов более подробно.
Личный доход – деньги, которые поступают в распоряжение конкретного лица. К личному доходу можно отнести, помимо собственно заработной платы, любые дивиденды, проценты и так далее. Личный доход позиционируется как важная составляющая при оценке доходов семьи в целом. Этот показатель применяется для формирования поведения фирм на рынке [2].
Совокупный доход – это общая прибыль от всех возможных источников за определённый отрезок времени. При его вычислении не используется градация источников [2].
Внереализационный доход – это доход в процессе: реализации продукта; участия в долевом деле; инвестирования; операций с валютой; штрафов; аренды; патентных операций; кредитования; использования бесплатных услуг; при переоценке имущества [2].
Пассивный доход – поступает даже в тех ситуациях, когда для этого не прилагаются никакие усилия со стороны получателя. Например, это может быть прибыль с активов [2].
Активный доход – в противовес пассивному приобретается путём определённых действий за конкретное время. Это и заработная плата человека, и доходная часть от рабочего процесса по найму, и «шабашка». Обычно бывает за конкретное действие. Одним из плюсов считается возможность получить быстрый доход за конкретную деятельность [2].
Факторный доход – такой вид дохода получается при использовании факторов или ресурсов производства. Но возникает вопрос о том, что же понимается под факторами производства. Основной – это труд. С помощью труда можно получить доход по зарплате. Поправка – если вы предприниматель, то доход от бизнеса не будет являться вашей з/п, а соответственно, он не будет относиться к факторному доходу. То же самое касается ренты и процентов по депозиту. А вот смешанный доход от сельскохозяйственной деятельности будет попадать в эту классификацию [2].
Номинальный доход – этим термином называется сумма финансовых средств человека в конкретном периоде времени, которая будет использована для покупки чего-либо по цене, характерной для этого периода. Обычно используется, чтобы описать доход без учёта таких факторов как налоги и изменения в ценах [2].
Реальный доход – описывается он конкретным набором благ, которые может позволить купить себе человек, исходя из номинального дохода. Описывает покупательскую способность в ценах на конкретный период времени. Ну и соответственно, реальный доход описывает номинальный доход, но при этом учитываются все изменения в тарифах, налогах, ценовой политике [2].
Также доходы можно разделить на два вида:
• Законные доходы – доходы, полученные законным путём;
• Незаконные доходы – доходы, полученные незаконным путём [2].
1.2. Расходы
Личные расходы (семейные расходы) – расходы отдельного человека или домохозяйства на приобретение товаров, услуг и осуществление обязательных платежей [9].
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов в части, направленной на собственное потребление, а также оценки в денежном эквиваленте стоимости натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, если они были приобретены не для собственного потребления.
Стоимость натуральных поступлений продуктов питания – условно исчисленная стоимость потребленных домашними хозяйствами продуктов питания, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.) [1, с. 47].
Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленной на приобретение потребительских товаров и услуг. В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями.
По важности расходы можно разделить на следующие категории:
1) Необходимые (обязательные) – расходы, без которых невозможно обойтись в повседневной жизни. К ним относится покупка продуктов питания, оплата жилья (аренды, коммунальных услуг), оплата транспорт для проезда на работу и обратно, покупка одежды, необходимые товары для дома и для здоровья (предметы гигиены, лекарства). Сюда же можно включить расходы на неотложное лечение. Сюда же можно отнести формирование сбережений на черный день.
2) Желательные – расходы, без которых можно обойтись в случае экономии, но которые повышают комфорт и приносят дополнительное удовлетворение. К ним относятся расходы на хобби и развлечения.
3) Расходы на имиджевые товары и роскошь [1, с. 56].
По периодичности расходы можно разделить на следующие категории.
Регулярные расходы:
• ежемесячные: продукты, телефон, проездной на общественном транспорте, коммунальные услуги и т.п.;
• ежегодные: страхование (ответственность автовладельца, автомобильное каско, ответственность владельца жилья и т.п.), налоги;
• сезонные. Например, подготовка ребенка к школе.
Нерегулярные расходы:
• переменные расходы – расходы, которые совершаются по мере необходимости или при наличии возможности. К ним можно отнести крупные покупки (квартира, автомобиль, бытовая техника), лечение [1, с. 63].
1.3. Сервисы по планированию бюджета
1. Moneon. Очень простое приложение для учета доходов и расходов. Позволяет задавать нужные категории доходов (например, зарплата, пособие и т. п.) и расходов (ЖКХ, обучение, покупки). Распознает операции из мобильного банка: нужно просто скопировать СМС от банка, открыть приложение – там появится сообщение с предложением добавить операцию. Вам останется только отнести сумму из СМС к нужной категории – в расход или в доход. Можно вести учет в нескольких валютах, распределять деньги по нескольким кошелькам и вести таблицу долгов.
Поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто только начал следить за своими доходами и расходами и хочет понять, сколько тратит и зарабатывает в месяц [6].
2. CoinKeeper. Приложение с самым удобным виджетом для добавления операций: перетаскиваете монетку с нужного счета в статью расходов и вносите сумму. На одном экране: доходы, категории расходов и суммы трат, доступные счета и их остаток. Приложение умеет распознавать СМС от банков, но только на устройствах Android. Функция «автоматический бюджет» рассчитывает основные статьи расходов за месяц. Можно вести семейный бюджет и планировать покупки.
Поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто ведет семейный бюджет, и тем, кто постоянно использует несколько банковских карт [6].
3. Monefy. Простой сервис с приятным и понятным интерфейсом. Синхронизируется с несколькими устройствами, чтобы в любой удобный момент вносить расходы «в два клика». Вся необходимая информация доступна на главном экране: диаграмма расходов за день, неделю или месяц (как вам удобнее) сразу разбита по категориям (при нажатии на категорию – больше информации), есть кнопки учета расходов. Можно устанавливать бюджет на месяц. Некоторые функции, например, пароль на вход в приложение, доступны только пользователям платной версии.
Поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто только начинает вести учет доходов и расходов и ищет максимально простой и интуитивно понятный интерфейс [6].
4. Easyfinance. Приложение с богатым функционалом, но не самым простым интерфейсом. Можно задавать статьи расходов, выставлять по ним лимиты и видеть динамику трат. Поддерживает синхронизацию с Google Calendar, позволяет ставить цели, чтобы откладывать деньги, может планировать расходы. Доступ к приложению можно дополнительно защитить паролем.
Поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто имеет несколько источников доходов [6].
5. Дребеденьги. Удобный способ вести семейный бюджет. Позволяет планировать расходы и доходы на несколько лет вперед, подключать к ведению учета всех членов семьи. Список покупок можно составлять прямо в приложении и там же сохранять чеки. Также можно планировать более крупные покупки и настраивать напоминания о них. Сервис распознает СМС от банков.
Поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто скрупулезно ведет семейный бюджет, планирует крупные покупки и ставит финансовые цели на несколько лет вперед [6].
6. Goodbudget. Сервис позволяет определять бюджет на нужный период, заводить личные статьи расходов и выставлять по ним лимиты. По сути, приложение заменяет раскладывание денег по конвертам на определенные цели. Бюджет могут вести до пяти человек одновременно. Пользователь сам устанавливает период планирования и дату, с которой он начинается (например, дата получения зарплаты). Из минусов – не самый понятный для новичков интерфейс.
Не поддерживается на русском языке. Бесплатно доступен ограниченный функционал.
Кому подойдет: тем, кто уже имел дело с финансовым планированием и четко знает, на что и сколько будет тратить [6].
7. Budget. Рассчитывает, сколько денег можно потратить в день с учетом обязательных ежемесячных платежей [6].
8. «Дзен Мани». Распознает СМС от банков, интегрируется с электронными системами кошельков, типа Яндекс.Деньги, Qiwi и WebMoney. Показывает баланс в виде пиццы: чем больше тратишь, тем меньше кусков пиццы остается [6].
9. Банковские инструменты. Зачастую в приложении крупных банков, таких как Сбер и Тинькофф, существуют свои программы и инструменты для планирования бюджета. Для их использования не нужно скачивать дополнительные приложения к уже имеющемуся приложению банка. Приложение автоматически считывает информацию о доходах и тратах, показывая статистику. Также существуют и чат боты, которые могут оповещать о превышении лимита трат. Доступно на всех устройствах.
Глава 2. Практическая часть
Социологическое исследование проводилось с 17 марта по 01 апреля 2023 среди обучающихся 9-11-х классов школ и колледжей г. Перми с помощью анонимного группового анкетирования с целью выявления проблем подростков и их причины по управлению личным бюджетом.
Предложенная анкета состояла из 2 частей: 1 часть – «Личный бюджет и средства подростка»; 2 часть – «Распоряжение личным бюджетом». Части опросного листа были разработаны самостоятельно. Анкета была создана в гугл-форме и отправлена через социальную сеть ВКонтакте обучающимся 9-11-х классов и студентам колледжей г. Перми: https://docs.google.com/forms/d/1a6HeT2QvloI7nzKsfJunGQJ_kRHiH5Tks3HvYQaY8-8/edit?usp=drive_web.
В анкетировании приняли участие 126 человек, в возрасте от 15 до 18 лет. Из них 66,7 % – девочек, 33,3 % – мальчики (Рис.1).
Рис.1
В наше время каждому подростку важно иметь свои деньги, чтобы тратить их на необходимые вещи для учёбы или личного развития. По данным опроса удалось понять, что большая часть подростков имеет свой личный бюджет (82,5 %).
При этом более половины опрошенных уверены, что их бюджет является сбалансированным (доходы равны расходам). Остальная половина разделилась во мнениях: большая часть называет свой бюджет экономным (доходы превышают расходы), а остальные – расточительным, когда расходы превышают доходы (Рис. 2).
Рис.2
Первая часть анкеты была посвящена «Личному бюджету и средствам подростка». Один из вопросов был посвящён среднемесячному доходу подростков (Рис. 3).
Рис.3
Согласно полученным данным большая часть опрошенных имеет среднемесячный доход (62,7 %). Из них 14 человек получают в месяц от 500 до 1000 рублей (11,1 %), 22 человека – от 1000 до 2000 рублей, 10 человек – от 2000 до 5000 (7,9 %), 15 человек получают 5000 – 10 000 рублей, 3 человека – от 10 до 15 тысяч рублей (2,4 %) и 10 человек получают более 15 000 рублей в месяц (7,9 %).
В вопросе об источниках получения средств большинство опрашиваемых ответило, что часть денег они получают от родителей и с подарков от родственников. Некоторые работают и получают средства таким образом. Среди наименее популярных ответов присутствуют такие варианты: премии с конкурсов, стипендия, пассивный доход.
Большинство подростков никогда не берут деньги в долг (76,2 %). Некоторые берут деньги в долг иногда при острой необходимости. Например, когда забывают деньги дома, хотят приобрести товар, пока на него не выросла цена, когда поссорились с родителями и перестали получать карманные деньги или из-за необдуманных трат в начале месяца не могут купить нужную вещь. И только два человека из опрошенных берут деньги в долг часто.
Проанализировав ответы на вопросы, можно заметить, что большинство подростков в современном мире имеют свой личный бюджет. Некоторые получают его только в виде подарков и карманных денег, а многие уже работают и сами зарабатывают необходимые себе средства. Несмотря на то, что не все подростки считают, что обладают личным бюджетом, большинство из них всё равно получает деньги.
Если посмотреть на ответы, можно заметить, что у большой части опрошенных бюджет сбалансированный, однако есть и те, кто больше тратит, чем получает денег, из-за чего иногда берёт в долг у знакомых и родственников.
Вторая часть анкеты была посвящена распоряжению личным бюджетом. 88% опрошенных уверены, что знают, как распоряжаться личным бюджетом, остальные же такими знаниями не обладают (Рис. 4).
Рис.4 Рис. 5
Поэтому у них иногда встречаются проблемы с планированием личного бюджета, из-за чего не всегда может хватить денег на необходимую покупку или проезд в общественном транспорте, что вынуждает их брать деньги в долг. Если же рассматривать их методы планирования бюджета, можно заметить, что некоторые подростки откладывают деньги и стараются не тратить их, некоторые ни в чём себе не отказывают и тратят столько, сколько считают нужным. Кто-то спрашивает совета у родителей или друзей, старается взвешивать все условия и понимать необходимость покупки чего-либо. Большинство людей старается записывать свои доходы и расходы, чтобы чётко их контролировать.
В вопросе о трудностях, возникающих при планировании бюджета, опрашиваемые указали, что они не всегда могут грамотно распределить средства, чтобы максимально полно удовлетворить свои потребности и купить всё необходимое. Из-за этого у многих подростков возникают необдуманные траты, о которых они впоследствии сожалеют.
92 % учеников не используют никакие средства для планирования личного бюджета. Остальные 8 % предпочитают использовать встроенные сервисы банков Тинькофф и Сбер, а также сервис Финансы и встроенные инструменты в приложении Excel (Рис. 5).
Последний вопрос анкеты помог нам понять, что больше половины опрошенных хотят узнать, как правильно распоряжаться своим личным бюджетом для отсутствия лишних трат, долгов и для покупки всех необходимых вещей (Рис.6).
Рис.6
По результатам анкетирования был разработан мастер-класс для подростков по рациональному управлению личным бюджетом (см. Приложение 1).
Мастер-класс был проведён 03 мая 2023 года, в котором приняли участие обучающиеся 10 А класса МАОУ «Гимназия №2» г. Перми, изучающие обществознание на углублённом уровне в количестве 12 человек (Рис. 7).
Рис.7
По итогам мастер-класса ребятам было предложено пройти анкету и рассказать о впечатлениях: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdgKvIjzF6BuFotEBi7y76zHunIAbVyORHb-UT9rRiMok7lDg/viewform.
Результаты анкеты показали, что участники мастер-класса узнали о качествах финансово грамотного человека, научились пользоваться приложением для планирования бюджета Monefy. Большинство участников отметило, что полученная информация была для них полезной и новой. Помимо этого, все участники сказали, что порекомендуют приложение Monefy своим знакомым и друзьям.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный мастер-класс был информативен и полезен обучающимся. Они узнали, как нужно грамотно распоряжаться своим личным бюджетом, какими качествами необходимо обладать, чтобы считать себя финансово грамотным человеком, а также какое приложение поможет им контролировать свой бюджет.
Заключение
Подводя окончательные итоги проделанной работы, мы можем говорить о том, что мы смогли изучить и проанализировать основные элементы личного бюджета и его роль в жизни подростка.
Планирование личного бюджета – очень важный навык, который пригодится каждому человеку. Именно грамотное планирование своих доходов и расходов позволит начать копить, исключить лишние траты, чтобы в будущем позволит купить более дорогие вещи, развить качества финансово грамотного человека, такие как организованность, сила воли, терпение, дисциплинированность, пунктуальность. Для ведения и распределения собственных средств можно также использовать сервисы для планирования личного бюджета.
Исходя из результатов анкетирования, мы делаем вывод о том, что большинство подростков в современном мире имеют свой личный бюджет. Некоторые получают его только в виде подарков и карманных денег, а многие уже работают и сами зарабатывают необходимые себе средства. Несмотря на то, что не все подростки считают, что обладают личным бюджетом, большинство из них всё равно получает деньги. Большая часть опрошенных имеет бюджет сбалансированный, однако есть и те, кто больше тратит, чем получает денег, из-за чего иногда берёт в долг у знакомых и родственников. 53,2 % опрошенных хотят узнать, как правильно распоряжаться своим личным бюджетом для отсутствия лишних трат, долгов и для покупки всех необходимых вещей.
Для решения выше указанной проблемы нами был разработан мастер-класс для подростков по рациональному управлению личным бюджетом. Данный мастер-класс позволяет подросткам научиться правильно управлять личным бюджетом и грамотно распоряжаться своими денежными средствами. Мастер-класс может быть использован педагогами на уроках обществознания, во внеурочной деятельности и/или классных часах и способствовать формированию финансовой грамотности молодежи. Данный мастер-класс включен в программу мероприятий краевого фестиваля по финансовой грамотности на октябрь 2023 года.
Список литературы
1. Tobel A. Financially Fearless: The LearnVest Program for Taking Control of Your Money. – М.: Crown Business Publications, 2013. – 336 с.
2. Виды доходов [электронный ресурс] (http://businessmens.ru) Дата обращения: 01.04.2023
3. Как вести личный бюджет [электронный ресурс] (https://www.vtb.ru/articles/kak-vesti-lichnyy-byudzhet) Дата обращения: 01.04.2023
4. Как составить личный бюджет [электронный ресурс] (https://financer.com/kz/how-to/kak-sostavit-budzhet) Дата обращения: 01.04.2023
5. Планирование личного бюджета [электронный ресурс] (https://aurorefin.tech/ru/finansovaya-gramotnost/planirovaniye-lichnogo-byudzheta/) Дата обращения: 01.04.2023
6. Сервисы и приложения для финансового планирования [электронный ресурс] (https://fincult.info/article/servisy-i-prilozheniya-dlya-finansovogo-planirovaniya) Дата обращения: 01.04.2023
7. Функции бюджетирования и их реализация в информационных системах [электронный ресурс] (https://www.lanit.ru/press/smi/funktsii-byudzhetirovaniya-i-ikh-realizatsiya-v-informatsionnykh-sistemakh/) Дата обращения 21.01.2023
8. Что такое доход? [электронный ресурс] (https://www.banki.ru/wikibank/chto_takoe_dohod) Дата обращения: 01.04.2023
9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Под ред. Андреевского И.Е. – СПб.: Семеновская типолитография, 1907.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Мастер-класс
Тема мастер-класса: Личный бюджет подростка
Цель мастер-класса: создание условий для личностного самосовершенствования участников мастер-класса по управлению личным бюджетом за счёт использования приложения Monefy.
Задачи мастер-класса:
1. Познакомить участников мастер-класса с основными элементами личного бюджета;
2. Показать роль планирования в управлении личными финансами;
3. Научить пользоваться приложением Monefy при планировании своего бюджета.
Участники мастер-класса: общее количество 15-20 человек (с делением на группы по 3-4 человека) в возрасте 16-17 лет.
Продолжительность мастер-класса: 40 мин.
Оснащение мастер-класса: экран, проектор, ноутбук/компьютер, материалы для мотивационного задания, ножницы и клей (на группу), презентация, планшеты с установленным на них приложением Monefy.
Ход мастер-класса:
№ п/п |
Этап |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Время этапа |
1 |
Подготовительно-организационный |
Деление на группы (игра «Волшебные кристаллы»), сообщение темы мастер-класса, его актуальности, целей и плана |
Деление на группы (игра «Волшебные кристаллы»), общий настрой на работу |
3 |
2 |
Основная часть |
1. Проведение мотивационного задания «Собери портфель финансовой грамотности» 2. Проведение лекции-дискуссии по теме «Личный бюджет подростка» 3. Проведение обучения работе с приложением Monefy. |
1. Участники из 10 предложенных качеств выбирают те, которые должны быть у финансово грамотного человека и прикрепляют их рядом с изображением человека, после чего обосновывают свой выбор. 2. Участие в лекции-дискуссии 3. Участники работают на планшетах с инструкцией «Как пользоваться приложением Monefy для планирования своего бюджета» |
15 10 10 |
3 |
Рефлексия |
Проводится анкетирование |
Участники дают обратную связь и отвечают на вопросы анкеты |
3 |
Дидактический материал: