ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА, ИЛИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА, ИЛИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Полуэктов К.А. 1
1ОГАОУ «Шуховский лицей»
Ефимова А.Г. 1
1ОГАОУ «Шуховский лицей»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В последнее время всё чаще родные и друзья на праздники дарят детям подросткового возраста денежные подарки, а родители часто дают карманные деньги, но мало кто учит детей правильно обращаться с деньгами.

«Лучший подарок, купленный своими руками" – однажды сказал улыбаясь папа. Я сначала расстраивался, т.к. люблю подарки. Но потом стал собирать деньги на крупные покупки-подарки: гироскутер, велосипед, компьютер. Всё это я уже смог купить за СВОИ деньги. Но однажды мама подарила мне книгу «Пес по имени Мани» автора Бодо Шефер (рис. 1). Эта замечательная книга про девочку моего возраста, которую её говорящая собака учила правильно обращаться с деньгами – управлять ими так, чтобы они приумножались. Книга была захватывающей, очень интересной и познавательной. Эта тема заинтересовала и было решено провести исследование. А может ли школьник стать миллионером?

Рисунок 1 – Книга Бодо Шефера «Пес по имени Мани»

Формулировка научной проблемы. Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности. Ускоренный рост количества кредитов вызывает обеспокоенность государства. До сих пор большая часть населения относится с недоверием к банковским услугам и финансовым рынкам. Недостаточный уровень финансовой грамотности населения в России выражается в отсутствии умения строить долгосрочные финансовые планы и создавать сбережения [4]. Повышение финансовой грамотности особенно стало актуальным в настоящее время, когда инфляция увеличивается и деньги быстро обесцениваются.

Финансовая грамотность актуальна для тех школьников, которые начинают задумываться о выборе хорошей профессии, осуществлении собственных целей. Для этого необходимо быть финансово независимым и уметь грамотно обращаться с деньгами, пользоваться возможностями, которые открывают современные финансы, без которых немыслим успех в сегодняшней жизни [4].

Цель исследования: стать финансово грамотным, применить знания на практике и узнать во сколько лет можно стать миллионером.

Задачи:

  1. Изучить основы финансовой грамотности.

  2. Научиться приумножать деньги, опережая инфляцию.

  3. Выполнить расчеты и узнать во сколько лет можно стать миллионером.

Объект: финансовая грамотность.

Предмет: сложный процент.

Гипотеза: если детей учить обращаться с деньгами правильно, тошкольник может стать миллионером

Методы исследования:

1. Чтение книг и поиск информации в интернете.

2. Просмотр телевизионных программ и выступлений экспертов.

3. Проведение экспериментов и расчетов.

4. Сравнение и самостоятельные размышления.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСИЙ РАЗДЕЛ

Методы управления бюджетом

Р

а

ешая первую задачу я узнал, что такое бюджет. Это план доходов, расходов и накоплений, описывающий возможности человека в определённый период времени. Я нашел три метода управления бюджетом для увеличения капитала (рис. 2).

1

б

. Правило 50/30/20 (рис. 2, а) – распределяют весь поступающий доход на 3 части в определенном соотношении 50/30/20 по следующим категориям:

1 категория 50% дохода – базовые потребности (продукты питания; квартплата, интернет, мобильная связь, товары для дома, одежда и т.д.)

2 категория 30% – расходы, приносящие радость – развлечения, вкусняшки.

3 категория 20% – деньги на крупные покупки, на «черный день», на пенсию.

2

в

. Метод 4-х конвертов (рис. 2, б) – из общего дохода вычитают расходы обязательные и постоянные, а оставшиеся деньги делят на 4 конверта. Один конверт на одну неделю.

3

Рисунок 2 – Существующие методы планирования бюджета

 

. Метод 6 кувшинов (рис. 2, в) – 1-й сберегательный, 2-й на самое необходимое, 3-й на отдых, 4-й резервный, 5-й на крупные покупки и 6-й на подарки (благотворительность). Разделить деньги в нужных пропорциях сможет даже школьник. Главное нужно следить, чтобы деньги из каждой категории использовались строго по назначению.

Так как за всё платят родители, то я придумал свою систему деления дохода. Деление на 4 категории может подойти именно для детей: 1) на развлечения, 2) на подарки семье, 3) на крупные покупки в соответствии со своими желаниями и целями и 4) для «курицы». Вам наверное интересно, что за курица, для которой я выделяю деньги?

Банковский счёт

«Курица» - это мой капитал в будущем, но пока это обычный банковский счет. Об этих понятиях я узнал из книги. Первый банковский счет для своего капитала, конечно, мы открыли с мамой в 2018 г на её имя, но в 2022 г. я стал пользоваться банковским приложением и детской картой Тинькофф Джуниор и открыл свой первый банковский счет.

К

Рисунок 4 – Проценты с банковского счета – это золотые яйца

Рисунок 3 – Иллюстрация к басне Крылова И.А. «Скупой и курица

рылов написал басню [2], в которой рассказывается о крестьянине, у которого была курица, несущая золотые яйца. Этот крестьянин медленно становился богатым и он подумал, что если зарежет курицу, то заберет сразу все деньги и станет богатым прямо сейчас (рис. 3). Но там оказались простые потроха. Мораль этой басни в том, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Поэтому я представляю банковский счёт в виде такой курицы (рис. 4), время от времени дающий проценты, но пока у меня только цыплёнок, и золотые яйца соответственно маленькие.

Сила сложного процента

Решая вторую задачу, я узнал что такое сложный процент. На рис. 5 наглядно представлено сравнение роста капитала при простом и при сложном проценте. В таблице 1 приведены основные различия простого и сложного процента.

 

а

б

Рисунок 5 – Сравнение роста капитала при простом и при сложном проценте

Таблица 1 – Основные различия простого и сложного процента

Расчеты капитала (рис. 5, б) можно сделать используя формулу сложного процента [3,4]:

,

где – конечная сумма, руб.; x – начальная сумма, руб.; % ‒ процентная ставка (годовые % разделить на 100); n – количество лет инвестирования.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Все карманные деньги начиная с июля 2018 г., еженедельно выдаваемые мне родителями и получаемые в виде подарков на день рождения, Новый год и т.п. я распределял по конвертам. Мой метод конвертов включает следующее распределение: 50% – сбережения (счет «Курица»), 20% – крупные покупки, 15% – подарки родным, 15% – развлечения.

Банковский счет «Курица»

Суммарный доход от счёта «Курица» (использовал депозиты и накопительные счета с разной банковской ставкой 6,4→7,4% → 5,5%→ 4,5%) представлен в табл. 2.

Таблица 2 – Капитал на 30.10.2021 года с учетом банковского процента

Дата

Добавленные деньги на счет, руб

Сумма начисленная банком, руб.

Капитал, руб.

Июль 2018

10 000

4 517

 

Добавлено
за 39 месяцев

18 283

Итого на 30.10.2021

28 283

4 517

32 800

Капитал вырос на 16% за 39 месяца:

32800·100:28283=116%.

116-100=16% - увеличение капитала.

39 мес. – 16%

12 мес. – х %

х = 12·16:39=4.9% - среднегодовая доходность.

Прибыльность низкая. Что такое прибыльность детям можно узнать из мультфильма «Пин-код». Там проведена аналогия с тремя «жар-птицами» (надёжность, ликвидность и прибыльность), которые нельзя поймать одновременно. Хранить деньги в банке – это надежно, но не прибыльно, т.к. инфляция была в это время около 4 %. Инфляция показывает степень обесценивания денег.

Вывод: счет «Курица» увеличился на 16% за 39 мес. Средний годовой рост составил ≈5%. Есть надёжность и ликвидность! нет прибыльности.

Инвестирование в акции компаний

Деньги, хранившиеся дома в коробке дали нулевую прибыль и значит обесценились из-за инфляции. Депозит принёс приблизительно 5% дохода. Как можно увеличить доход? А сколько можно получить от вложения в акции? Про инвестиции в акции я также узнал из книги и решил научиться инвестировать.

Выбрал акции компаний, которые знал (Детский мир и Дисней, Сбербанк, Дискавери), а остальные по рекомендации аналитиков банка (рис. 6).

Рисунок 6 – Мой портфель акций

А кции, купленные в коронокризис, выросли. Лидер Сбербанк – +141% за 5 лет, а за время моего инвестирования +58%. Но есть и компания которая упала на 35% - Дискавери (рис. 7)

Вывод: важно использовать так называемый закон корзины: «не кладите все яйца в одну корзину».

В табл. 3 представлены результаты моего инвестирования в акции компаний.

 

Рисунок 7 – Снижение стоимости акции за время инвестирования

Таблица 3 – Результаты инвестирования и расчета средней годовой доходности

Компания

Сколько вложил,

руб.

Время инвестирования, мес.

Доход/убы-ток за всё время

Среднегодовой процент

Цена акций сейчас

(30.10.21), руб.

Дивиденды, руб.

Алроса

880

594

29

+45,88%

18,98%

1283

1283

499

Детский мир

900

27

+53,56%

23,80%

1360

217

Walt Disney

7985

16

+54,97%

41,22%

12070

0

Сбербанк

2320

27

+58,47%

25,98%

3609

34

Интер РАО

4540

27

+6,85%

3,04%

4770

377

Discovery

2774

6

-35,77%

-71,54

1718

0

         

27 863

1127

Всего:

19993

     

28 990руб

Вывод: время инвестирования в среднем составило 22 месяца. За это время мой капитал увеличился на 45%. Доходность составила 45:22·12≈25% годовых.

Чтобы узнать проценты за всё время нужно 28990·100:19993≈145, т.е. капитал вырос на 45% (145-100= 45%), а если бы я не покупал акции, а деньги держал только на депозите, то доходность всего 5%.

Событие типа «черный лебедь»

«Чёрный лебедь» – это теория американского писателя Нассима Талеба, которая рассматривает непредсказуемые и редкие события со значительными последствиями. С точки зрения автора, практически все значимые научные открытия, исторические, политические и военные события – события типа «чёрный лебедь». В марте 2022 г. ставка по банковскому вкладу выросла до 20% годовых, а стоимость акций на бирже рухнула на 50%. Я продал акции Discovery и докупил акции Сбербанка. Но это было временно, и через 3 месяца начался обратный процесс – резкое снижение ставки и рост цены акций.

Влияние сложного процента на время, необходимое
для достижения цели в 1 млн рублей

Рост сбережений, часть которых была помещена на банковский счет (депозит), а другая – была инвестирована в акции, с учетом практически полученных средних процентов, представлены на рис. 8.

Рисунок 8 – Прогноз роста моего капитала без внесения дополнительно денег

Расчеты будущего капитала (рис. 8) сделаны при использовании формулы сложного процента [3,4]. Большой процент значительно быстрее приближает к цели. Но если все деньги вложить в акции, то это большой риск. Значит лучше оставить 50/50 (50% в акции, 50% на депозит) и средняя годовая доходность будет составлять 15%, что выше инфляции, которая в 2022 г. составила 11%.

Расчеты, представленные на рис. 9, выполнены с использованием формулы и онлайн-калькулятора сложных процентов [1]. По моим расчетам я стану миллионером в 20 лет, т.е. после окончания школы. Но то, когда вы начинаете инвестировать важнее, чем сумма, которую вы инвестируете (рис. 10).

Рисунок 9 – Время достижения цели в 1 млн рублей

Рисунок 10 – Влияние возраста начала инвестиций на возраст достижения цели в 1 млн руб.

Вывод: Я начал инвестировать в 3-м классе и стану миллионером после окончания школы, но если начать раньше, то теоретически школьник может стать миллионером – гипотеза подтвердилась.

Все расчеты под 15% годовых (мой средний процент). В среднем я инвестировал 12000 в год (мой опыт). Расчет с предполагаемой стипендией +1000 руб./месяц.

Инвестирование до 25 лет рассчитано под тот же процент 15%, но средняя сумма инвестирования 38000 в год (опыт брата).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

  • предложенный метод конвертов для детей (50% - сбережения, 20% - крупные покупки, 15% – подарки родным и друзьям, 15% - развлечения) эффективен;

  • депозит увеличил капитал на 5% в год, а инвестиции – на 25% в год, т.е. инвестиции в акции в 5 раз доходнее. Но это очень большой риск – нет надежности. Лучше 50% держать на депозите, а 50% можно инвестировать, тогда средняя доходность 15%, что больше инфляции.

  • согласно расчетам я стану миллионером в 20 лет, но то, когда человек начинает инвестировать важнее, чем сумма, которую он инвестируете. Теоретически школьник может стать миллионером, но только если ввести финансовую грамотность в первом классе.

Рекомендации:

  • нужно быть финансово грамотным. Распределяйте все свои деньги ежемесячно. Научитесь считать сложный процент.

  • откройте счет для капитала «Курица» и никогда не тратьте эти деньги – не убивайте курицу, а пополняйте счет каждый месяц.

  • помните о законе одной корзины! Не инвестируйте все деньги в акции.

В заключении работы стоит процитировать Альберта Эйнштейна: «Сложный процент – это восьмое чудо света. Тот, кто понимает это – зарабатывает его, тот, кто не понимает – платит его», а также стоит отметить, что полученные результаты обладают новизной в области практического применения знаний финансовых основ младшими школьниками. Финансовая грамотность позволит повысить уровень жизни людей, и начинать использовать эти знания нужно как можно раньше.

Списокиспользованныхисточниковилитературы

  1. Калькулятор сложного процента URL:https://a2-finance.com/ru/calculators/vse/kalkulyator-slozhnyh-procentov (дата обращения: 30.01.2023).

  2. Крылов, И.А. Скупой и Курица // Крылов И.А. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946. Т. 3, с. 130. Электронная публикация — РВБ, 2007—2023. Версия 2.0 от 12 октября 2018 г.

  3. Мельникова, Н.С. Эффект сложных процентов в инвестициях на примере акций / Н.С. Мельникова, Я.О. Косенкова // В сборнике: Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. ‒ Санкт-Петербург, 2021. ‒ С. 133-136.

  4. Осадчий, В.В. Сложный процент в инвестировании, как восьмое чудо света / В.В. Осадчий //Актуальные вопросы современной экономики. ‒ 2021. ‒ № 3. ‒ С. 100-105.

  5. Смирнова, Н.В. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников // Научные исследования. 2016. №4 (5). https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-povysheniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 25.01.2023).

Просмотров работы: 47