Исследование рынка продовольственных товаров р.п. Кольцово

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование рынка продовольственных товаров р.п. Кольцово

Кондратьева М.А. 1
1MБОУ "Лицей Технополис"
Ясудис А.В. 1
1MБОУ "Лицей Технополис"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

По данным Федеральной службы государственной статистики, инфляция в 2022 году составила 11, 94%. Цены на многие товары увеличились. Мы являемся потребителем продовольственных товаров. Однажды я с друзьями заметила, что в разных магазинах на одни и те же товары разные цены. Магазины—предприятия розничной торговли. Они зарабатывают на предоставлении покупателям места, где можно приобрести товары. Кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. Нас заинтересовал вопрос: а можно ли, выбрать наиболее выгодный магазин и там самым минимизировать убытки? Для ответа на этот вопрос мы решили исследовать рынок продовольственных товаров р.п.  Кольцово. Мы будем сравнивать супермаркеты р.п. Кольцово по критериям, чтобы выбрать более выгодный для ежедневного посещения. Для этого исследования мы вынесли критерии, по которым будем выбирать магазин.

Мы считаем, что эту тему необходимо изучать, потому что это вопрос экономии в повседневной жизни. Мы каждый день ходим за продуктами, и даже минимальная разница в цене за год будет существенной. Это поможет нам сохранить финансы и обратить внимание общественности на этот вопрос.

Гипотеза: на рынке продовольственных товаров р.п. Кольцово существует наиболее клиентоориентированный магазин.

Цель: исследовать рынок, сделать вывод относительно гипотезы, выбрать наиболее клиентоориентированный магазин.

Задачи:

  1. Изучить теорию, выделить признаки торговой услуги, которыми различаются магазины

  2. Выбрать признаки для наблюдения(товары для измерения уровня цен, загруженность и тд.)

  3. Подготовить бланк для наблюдения

  4. Собрать эмпирические данные

  5. Проанализировать данные и сделать вывод

Объект: супермаркеты р.п. Кольцово.

Предмет: уровень цен, количество работающих касс, загруженность на кассах.

Методы исследования: наблюдение, систематизация и сбор информации, аналитический метод.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Изучение теории и терминологии.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире. [1] В каждой науке есть своя терминология, свой понятийный аппарат, благодаря которому исследователи говорят на одном языке. Для дальнейшего научного познания нам необходимо изучить терминологию.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. [2]. Как и у любой деятельности, научное познание имеет уровни. Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирическое исследование — исследование с данными, полученными через органы чувств, в частности, путем наблюдения или эксперимента. [3]

Теоретическое исследование— это исследование, при котором приобретение важных данных об исследуемых явлениях и объектах, обеспечивается путем индуктивных и дедуктивных умозаключений на основании мыслительной операции. [4]

Наша работа относится к эмпирическим исследованиям, так как мы не обладаем необходимыми эмпирическими данными о предмете исследования, поэтому важной частью данной работой будет наблюдение, фиксация и анализ. Данные два уровня познания относятся к любому феномену, который человек способен изучить.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен. Мой феномен связан с экономикой.

Экономика — наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.[5]

После изучения этой информации я могу сказать, что провожу экономическое эмпирическое исследование с методом научного познания наблюдением. Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. [6]

По принципу «от общего к частному», я хочу ознакомиться с понятийным аппаратом более узкого вида экономическое деятельности, а именно розничной торговли. Розничный торговец — это компания, продающая потребителям товары и услуги, предназначенное для личного пользования, последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей.[7] Как и любая деятельность предприятия розничной торговли имеют свою классификацию.

Классификация предприятий розничной торговли бывает по: 1)ценовой политике: продовольственные магазины, непродовольственные магазины; 2) форматам: гипермаркет, супермаркет, магазин-салон, магазин типа «бутик», магазин «секонд хенд», специализированные и узкоспециализированные магазины, магазин «Кэш энд керри», дисконтный магазин. Меня интересуют продовольственные магазины, супермаркеты и гипермаркеты, но так как супермаркеты представляют собой магазины, торговые площади которых не превышают 2 500 м. кв., я буду исследовать только супермаркеты. Гипермаркеты же, как следует из названия, являются самыми крупными на рынке. Из-за большого размера они часто расположены на окраине города. После изучения этой информации можно сказать, что мы будем рассматривать продовольственные супермаркеты. Ниже мы приведем перечень магазинов, которые планируем посетить с целью их изучения по определенным признакам. Для объективного описания такого важного признака как «цена», необходима идентичность сравниваемого товара.

Цена — это количество денег, которое надо заплатить за одну единицу товара. [8]

Торговая марка, тип, масса продукта должна быть одинаковой.

Торговая марка – это понятие, объединяющее потребительские свойства товара, товарный знак, имидж и репутацию. [9]

Из-за разнообразия смешанной экономики, не во всех магазинах есть одинаковые товары, поэтому при выборе супермаркетов мы учитывали наличие определённых товаров. Такие магазины как: «Магнит», «Мясо Мука», «Ярче» не вошли в итоговый перечень, из-за отсутствия товаров, наличие которых в большинстве супермаркетов р.п. Кольцово.Так же важно уточнить, что в Кольцово некоторые супермаркеты являются представителями одной сети. В перечне мы указали не только названия, но и адреса.

Перечень магазинов которых я буду проводить наблюдение:

  1. «Пятёрочка» (Никольский проспект, 12)

  2. «Молобок» (Никольский проспект, 14)

  3. «SPAR» (проспект академика Сандахчиева, 9)

  4. «Продсиб» (р.п. Кольцово, 19)

  5. «Мария-ра» (р.п. Кольцово, 18а1).

Предприятие розничной торговли предоставляет торговые услуги. Существуют признаки этой услуги, характеризующие ее качество. Параметров торговых услуг много, но нами было принято решение сократить их.

Для характеризации уровня цен нам необходимо было выбрать определенные товары. Мы заранее посетили супермаркеты из перечня и выбрали 10 разнообразных товаров, по наличию. Мы составили список этих товаров, добавили в бланк наблюдения. Помимо цены мне необходимо взять еще два параметра, характеризующие лишнее время, которое тратится на поход в магазин. Время – это ценный ресурс, потеря которого была бы нерациональной. Из чего можно сделать вывод, что нужно брать во внимание целых три параметра.

Перечень признаков торговой услуги, которые мы будем рассматривать:

  1. Уровень цен

  2. Количество работающих касс

  3. Количество покупателей в очереди на одной кассе

1.2. Составление бланка наблюдения

Мы проводим независимое исследование, поэтому важно, чтобы все условия, такие как время и день недели, были одинаковыми. Понадобится помощь независимого наблюдателя. Чтобы точнее фиксировать информацию, необходим бланк наблюдения.

Магазин ___

Дата ___

Время ___

Наблюдатель ___

Количество работающих касс ___

Сколько человек в очереди на одной кассе ___

Цены на данные товары:

  1. Сахар «Русский сахар» (1 кг)__

  2. Макароны перья «MAKFA» (0,4 кг)__

  3. Мука «Алейка» (1 кг)__

  4. Лапша быстрого приготовления «Доширак» (0,09 кг)__

  5. Сыр Творожный «Hochland» (0,14 кг)__

  6. Молоко «Верх Ирмень» (1 л)__

  7. Сок яблочный «Добрый» (1л)__

  8. Гречневая крупа «Мистраль» (0,9кг)__

  9. Темный шоколад «Бабаевский» (0,09 кг)__

Черный чай «Greenfield» (25*2)_

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Сбор данных

15 февраля 2023 в 18:00 года 5 наблюдателей начали посещать магазины, заполняя бланки наблюдения. Ориентироваться в супермаркетах было достаточно легко, так как все продукты были занесены в список. Мы записывали количество работающих касс и количество покупателей, стоящих в очереди к кассе. Фиксировали цены на товары из списка. После окончания наблюдения, бланки, с полученными данными, были собраны в стопку. А после занесены в таблицу. (Рис. 3)

2.2. Анализ данных

1.Для описания признака «уровень цен» я создала таблицу, чтобы сравнивать по каждому товару. Жирным шрифтом выделена минимальная цена на один и тот же продукт.

Название товара/название супермаркета

Пятерочка

Молобок

SPAR

Продсиб

Мария-ра

Сахар «Русский сахар» (1кг)

89.99 ₽

102.99₽

147.99₽

127.99₽

98.99₽

Макароны перья «MAKFA» (0,4 кг)

69.99₽

79.99₽

84.99₽

75.99₽

72.99₽

Мука «Алейка» (1 кг)

53.99₽

49.99₽

57.99₽

43.99₽

49.99₽

Лапша быстрого приготовления «Доширак» (0,09 кг)

54.99₽

62.99₽

63.99₽

59.99₽

59.99₽

Сыр Творожный «Hochland» (0,14 кг)

117.99₽

133.99₽

179.99₽

183.99₽

169.99₽

Молоко «Верх Ирмень» (1 л)

77.99₽

83.99₽

83.99₽

94.99₽

77.99₽

Сок яблочный «Добрый» (1л)

114.99₽

118.99₽

147.99₽

134.99₽

126.99₽

Гречневая крупа «Мистраль» (0,9кг)

142.99₽

168.99₽

249.99₽

180.99₽

199.99₽

Темный шоколад «Бабаевский» (0,09 кг)

119.99₽

79.99₽

184.99₽

99.99₽

139.99₽

Черный чай «Greenfield» (25*2)

114.99₽

99.99₽

136.99₽

115.99₽

129.99₽

Для анализа необходимо взять цену товара в одном из магазинов и сравнить с минимальной ценой, а разницу выразить в процентах.

Для удобства анализ был занесен в таблицу.

Название товара/название магазина

Пятерочка

Молобок

SPAR

Продсиб

Мария-ра

Сахар «Русский сахар» (1кг)

0%

14%

64%

42%

10%

Макароны перья «MAKFA» (0,4 кг)

0%

14%

21%

8%

4%

Мука «Алейка» (1 кг)

26%

14%

31%

0%

14%

Лапша быстрого приготовления «Доширак» (0,09 кг)

0%

15%

16%

9%

9%

Сыр Творожный «Hochland» (0,14 кг)

0%

14%

53%

56%

44%

Молоко «Верх Ирмень» (1 л)

0%

7%

7%

22%

0%

Сок яблочный «Добрый» (1л)

0%

3%

28%

17%

10%

Гречневая крупа «Мистраль» (0,9кг)

0%

18%

74%

27%

40%

Темный шоколад «Бабаевский» (0,09 кг)

50%

0%

131%

25%

17%

Черный чай «Greenfield» (25*2)

15%

0%

37%

16%

31%

Диапазон

0%-50%

0%-18%

7%-131%

0%-56%

0%-44%

Более наглядно разницу минимальной цены и цены в данном магазине может показать график: (рис. 1)

Для характеризации признака «уровень цен» нужно прописать условия, которые мы считаем уместными и точными.

Отклонение от минимальной цены от 0% до 50% характеризует низкий уровень цен.

Отклонение от минимальной цены от 50% до 100% характеризует средний уровень цен.

Отклонение от минимальной цены более 100% характеризует высокий уровень цен.

Данные условия понятно и логично разграничивают супермаркеты по этому признаку, позволяют нам провести оценку.

Для характеризации признака «Количество работающих касс» и «Количество покупателей в очереди на одной кассе» пропись условий не является необходимой. Загруженность можно оценить наглядно и логично.

  1. Итоговая таблица данных.

Название признака/название супермаркета

Пятёрочка

Молобок

SPAR

Продсиб

Мария-Ра

Уровень цен

низкий

низкий

высокий

средний

средний

Количество работающих касс

2

2

2

1

2

Количество покупателей в очереди к одной кассе

3

1

3

4

4

После того, как мы заполнили всеми признаками таблицу, можно составить рейтинг исследованных супермаркетов. Супермаркет под номером 1 характеризуется низким уровнем цен, минимальной загруженностью на кассах. Супермаркет под номером 5 характеризуется высоким уровнем цен, максимальной загруженностью на кассах.

Рейтинг исследованных супермаркетов:

  1. «Молобок» (Никольский проспект, 14)

  2. «Пятёрочка» (Никольский проспект, 12)

  3. «Мария-ра» (р.п. Кольцово, 18а1)

  4. «Продсиб» (р.п. Кольцово, 19)

  5. «SPAR» (проспект академика Сандахчиева, 9)

На основе информации в этом исследовании и обществоведческих знаний, мы решили сделать интерактивный плакат, содержащий рекомендации перед походом в магазин. (рис. 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире много разнообразных вещей. Как показало наше исследование, привычные нам магазины — не исключение. Супермаркеты разные, мы считаем это хорошо, ведь каждый сможет найти подходящее для себя. Мы выбрали критерии характеризующие наши потребности. Другие исследователи выберут другие признаки. Их итог будет другим, но не менее интересным, чем наш. Но пришло подвести итог нашему исследованию.

Мы сравнили 5 супермаркетов: «Молобок», Пятерочка», «SPAR», «Продсиб», «Мария-ра», по 3 признакам: уровень цен, количество работающих касс, количество покупателей в очереди к одной кассе, с использованием предложенных методов: наблюдения, систематизация и сбор информации, аналитический метод. С целью исследовать рынок, сделать вывод относительно гипотезы, выбрать наиболее выгодный магазин.

В результате нашего исследования, было установлено, что на рынке продовольственных товаров р.п. Кольцово существуе наиболее выгодный магазин. Нашим исследованием было установлено, что наиболее выгодный магазин — «Молобок».

Данное исследование доказало, что цены действительно отличаются, в некоторых случаях более чем на 100%.

На основе информации, полученной в ходе этого исследования, нами был создан интерактивный плакат, содержащий рекомендации перед походом в магазин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Научное познание / Фоксфорд. Учебник [Электронный ресурс] // URL: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/nauchnoe-poznanie (дата обращения 12.05.2023)

  2. Научное познание / Фоксфорд. Учебника [Электронный ресурс] // URL: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/nauchnoe-poznanie (дата обращения 13.04.2023)

  3. Эмпирические данные. / Википедии [Электронный ресурс] // URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5 (дата обращения 13.02.2023)

  4. Теоретические исследования в психологии / Справочник от автор24 [Электронный ресурс] // URL:https://spravochnick.ru/psihologiya/teoreticheskie_issledovaniya_v_psihologii/ (дата обращения 13.05.2023)

  5. Понятие Экономика / Фоксфорд. Учебника [Электронный ресурс] // URL:https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/ponyatie-ekonomika (дата обращения 13.04.2023)

  6. Научные методы / StudFiles [Электронный ресурс] // URL:https://studfile.net/preview/8520458/ (дата обращения 13.05.2023)

  7. Леви М., Вейтца Б. Основы розничной торговли [Электронный ресурс] // URL:https://www.booksite.ru/localtxt/vei/tsl/evy/osn/ovy/text.pdf (дата обращения 14.04.2023)

  8. Закон спроса и предложения / Фоксфорд. Учебник [Электронный ресурс] // URL: https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/zakon-sprosa-i-predlozheniya (дата обращения 14.04.2023)

  9. Каленской Н.В., Антонченко Н.Г. Брендинг [Электронный ресурс] // URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_8901770/Uchebnoe_posobie_Brendmenedzhment.pdf (дата обращения 13.05.2023)

  10. Кострова Ю. Б. Анализ продовольственного рынка России / [Электронный ресурс] // URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjlq7aDv6H9AhXpDRAIHZXpCdMQFnoECA4QAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.spbume.ru%2Ffile%2Fpages%2F76%2Fkostrova.pdf&usg=AOvVaw0W4emL0SVcR8tnrORJnDOt (дата обращения 10.05.2023)

  11. Советы перед походом в магазин / [Электронный ресурс] // URL: https://lifehacker.ru/poxod-v-supermarket/ (дата обращения 18.05.2023)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3 Информационный плакат

Просмотров работы: 28