Финансово-развитый ребёнок – залог стабильного будущего

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Финансово-развитый ребёнок – залог стабильного будущего

Черёмушкина В.М. 1
1МОУ-ГИМНАЗИЯ № 15
Савельева И.И. 1
1МОУ-ГИМНАЗИЯ № 15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Уже в самом юном возрасте дети не могут равнодушно пройти мимо витрины магазина. Будь это сладости, игрушки или одежда. И хорошо если в семье 1 ребёнок и родители могут позволить себе ежедневные дополнительные растраты, а если больше?! Подобные, «приятности» для нас, детей, могут обернуться пустым кошельком родителей и нехваткой финансовых средств на основные нужды. Именно поэтому важно с ранних лет начать объяснять нам откуда берутся деньги и как правильно их тратить. Считаю, что выбранная мной тема актуальна не только для детей, но и для взрослых. Как говорят в народе: «яблочко от яблоньки недалеко падает», а значит, если родители не умеют грамотно распоряжаться личными финансами - то и их чадо не научится. Поэтому эта работа, написанная с помощью моих родителей, даст дельные советы не только сверстникам, но и их мамам и папам. Гипотеза: если представить, что учёба – это работа, значит дети с первого класса могут получать зарплату. А вот как при этом не разорить родителей и бездумно не потратить заработанные деньги, об этом мы и поговорим. Объект исследования: финансы родителей. Цель исследования: помощь мамам и папам в грамотном распределении семейного бюджета. Для достижения этой цели мне необходимо обозначить ряд задач:

1. Объяснить родителям и детям необходимость изучения финансовой грамотности в рамках внеурочного предмета школьной программы.

2. Разработать модель финансового развития учащегося.

3. Применить разработанную модель на практике в рамках собственной семьи.

4. Доказать, что её преимущества гораздо выше опасений родителей и лени учащихся.

Методы:

  1. Сбор информации; 2. Анализ полученных данных; 3. Личная практика.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что, в первую очередь, мои родители стимулируют меня добросовестно относиться к учебному процессу, объясняя мне преимущества отличной учёбы. Во-вторых, мы на моём личном примере расскажем и докажем, что:

1. Если грамотно мотивировать учащегося, учебный процесс не будет казаться невыносимой рутиной ни для родителей, ни для детей.

2. К моменту окончания обучения в школе ребёнок не просто в состоянии самостоятельно заработать достойную сумму денег, но и приумножить свой капитал.

3. Даже в том случае если после окончания школы выпускник не сможет поступить на бюджетной основе в ВУЗ или СУЗ по каким-то причинам, у ребёнка будет уже накоплена некая сумма, которую он вполне сможет потратить хотя бы на частичную оплату дальнейшего образования, облегчив тем самым финансовою долю родителей и подстраховав себя от того, что мама и папа будут не в состоянии оплачивать учёбу и ребёнку придётся идти работать раньше времени.

Краткий обзор литературы по теме:

[1] - Из книги узнала, что обретение свободы невозможно без финансовой независимости. [2] - В книге рассказывается о том, что деньги никогда не переводятся у тех, кто понимает простые законы их добывания. [3] - Из книги узнала о «синдроме отлаженной жизни». [4] - Благодаря книге задумалась над тем, что какие вопросы мы задаём – такие ответы и находим. [5] - В книге утверждается, что человек может осуществить только то, во что сам верит.

Глава 1. Финансовая грамотность

    1. Финансовая грамотность как предмет школьной программы

Как мы знаем, в прошлом учебном году во всех школах страны были введены внеурочные предметы по финансовой грамотности. Мне стало очень интересно узнать о чём мы будем говорить на этих уроках, и мама помогла мне найти нужную информацию в интернете. Своё пристальное внимание мы остановили на «Учебно-методическом комплексе и методических материалах по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций», разработанных Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

Благодаря ему я ознакомиться с программой этой дисциплины вплоть до 11 класса и у меня создалась целостная картина преподаваемого предмета. А главное, я осталась абсолютно уверенна, что предмет необходим. С темами занятий вы можете ознакомиться в приложении №1.

    1. Необходимость изучения финансовой грамотности с 1 класса

Конечно, многие, скажут, что в первом классе мы только привыкаем к учебному процессу, некоторые подвергаются стрессу и данную дисциплину можно было бы и отложить до 2 класса. Но! Так ли всё печально, как представляют это родители и зачастую необдуманно навязывают личное мнение своим детям? Чтобы разобраться в этом, предлагаю проанализировать пройденный материал.

16 сентября Ирина Игоревна (наш классный руководитель) попросила нарисовать подарки для родственников. В тот день на бумаге я подарила папе картину, брату – футболку, тёте – телефон, маме – тостер, бабушке – карандаш, а дедушке – пачку сосисок. Скажите, мы занимались ерундой? А вот и нет! Ирина Игоревна объяснила нам, как сложно зарабатываются деньги и нужно соизмерять свои желания и реальные финансовые возможности. Именно поэтому мои подарки в основном недорогие.

23 сентября мы рисовали банкноты и монеты. В рамках этого урока мы узнали в чём разница между этими понятиями, историю появления денежных знаков, об их сущности, функциях и видах.

7 октября мы должны были предположить, сколько могут стоить те товары, которые хотим приобрести. Подобный вид работы учит нас с ранних лет следить за ценами в магазине, рассчитывать наши финансовые возможности и не хватать первые попавшиеся товары.

    1. РРРРРФинансовая грамотность родителей

Мне 8 лет, и я только во втором классе. Как вы понимаете, с этими знаниями я не родилась. Как уже говорилось ранее в моей работе, я - то самое «яблочко», которое упало с яблоньки моих родителей. Всё то, что я знаю и умею – это, в первую очередь, труд моего папы и мамы и их вклад в моё счастливое, а главное стабильное будущее. На полках нашего книжного стеллажа вы найдёте литературу, с которой можно ознакомиться на странице 12 моей работы. Сама я пока не читала эти книги, но мои родители утверждают, что, вкусив этот финансовый плод знаний, каждый человек пересмотрит свои жизненные принципы и сможет, как минимум, грамотно распоряжаться деньгами.

Завершая первую главу своей работы, предлагаю сделать первые выводы:

  1. «финансовая грамотность» - не только увлекательный, но и очень полезный предмет, обучающий с ранних лет разумно распоряжаться деньгами.

  2. Считаю, что азам данной науки можно обучаться и в более раннем возрасте на элементарном уровне при помощи родителей. Это предостережёт мам и пап от ненужных растрат. Например, мы с братом (3 года) с ранних лет знаем, что в магазине можно попросить у родителей только одну «вкусняшку». И никто из нас никогда не устраивает прилюдных скандалов и мольбы о приобретении наибольших покупок. Это правило – закон для нашей семьи.

  3. Финансово-грамотный родитель – залог финансово-развитого ребёнка!

Глава 2. Разработка модели финансового развития учащегося

2.1 Сущность модели

Идея модели финансового развития учащегося заключается в приравнивании учёбы к работе. А что может сильней стимулировать взрослых лучше выполнять рабочие обязанности, как не объём получаемой зарплаты. Именно с этого и родилась идея создания данной модели. Перед поступлением в первый класс родители обговорили со мной будущий доход. С его расчётом вы можете ознакомиться в приложении № 2. Каждый год прибыль вырастает на 10 рублей, потому что и сложность образования тоже увеличивается.

Примечание: конечно, платёжная система может быть адаптирована под каждую семью индивидуально. Например, за плохую оценку можно забирать какую-то сумму обратно. Но моя семья так не делает. Да это и не выгодно. Ведь цель создания данной модели – сколотить капитал на будущие нужды ребёнка, а не ограничить его жёсткими рамками.

Все получаемые мной деньги безналичные. Ежедневно они перечисляются на накопительный счёт. Банк можно подобрать любой, исходя из текущих финансовых предложений. Тратить полученные средства не разрешается до окончания школы (9 или 11 классов) ни при каких обстоятельствах. Накопительный счёт служит не только платформой сбережения денег, но и их преумножения. Ежемесячно на остаток средств начисляется определённый процент. В моём случае банк предложил родителям ставку 6, 8 % годовых на первые 3 месяца от 3000 рублей. И за каждый последующий месяц – 4, 8 %. Но так как 3000 рублей у меня не было изначально – до достижения этой суммы на счету на мой остаток должно было начисляться 0, 01 % (так было до декабря). Накопительный счёт можно менять в любой момент в том случае, если появляется более выгодное предложение по капитализации. Поэтому на данный момент мама уже дважды поменяла мой счёт, воспользовавшись более выгодными условиями. Теперь капитализация составляет 9 % годовых на первые 3 месяца и 5% - на последующие.

2.2 Результат на сегодняшний день

На сегодняшний день я получила более 100 «5». Капитализация по вкладу составляет 19, 56 копеек. Итого, на моём счету находится 4 778 рублей и 83 копейки. Наглядно в приложении № 3.

2.3 Прогноз к окончанию обучения в школе

Попробуем рассчитать, какую сумму денег реально заработать за период обучения в школе. Мы сделаем расчёт на 11 классов. Предлагаю сделать его минимальным, исходя из 1 «5» в день. Сразу прошу заметить, что, если ребёнок прикладывает наибольшее количество усилий – то и «5» больше, а значит и прибыль выше. Согласно данным Министерства образования Московской области в прошлом году было 164 учебных дня. Поэтому расчёт (с ним вы можете ознакомиться в приложении № 4) будем вести, исходя из этого количества дней, так как работать над этим проектом я начала ещё в прошлом году. Но учтём, что объём дней в последующих учебных годах может меняться, поэтому допускаем риск погрешности. Теперь попробуем рассчитать доход от капитализации. Возьмём, к примеру, процент, который изначально предложил нам банк за последующие месяцы (4, 8 %). Но вновь не забываем, что банковские предложения могут меняться и никто нам не запрещает переходить на новые более выгодные для нас условия. Следовательно, погрешности тоже не избежать. При ставке 4, 8 % в течении 11-ти лет доход с капитализацией будет равен 133 704 рублям. С подробными расчётами вы можете ознакомиться в приложении № 5. И, наконец, самый главный вопрос: «Теперь тратить можно?» А ответ очень прост. В случае, если ребёнок достойно сдал выпускные экзамены и поступил на бюджетное отделение в ВУЗ или СУЗ, родители могут предложить заключить с ним второе соглашение, на основе которого, он обязуется достойно учиться в выбранном учебном заведении и продолжать получать зарплату от родителей. Второй вариант. Если ребёнок поступил на бюджет, но у родителей нет возможности давать деньги на проезд, продовольствие или проживание (если место учёбы отдалённо от родного города). Сумма, заработанная за время обучения в школе, может быть выдана на данные нужды. Третий вариант. Если ребёнок не смог по каким-то причинам поступить на бюджет, накопленная сумма идёт в счёт погашения оплаты первых семестров в зависимости от объёма сбережений.

    1. Прогноз к окончанию обучения в ВУЗе или СУЗе

Рассмотрим первый вариант более детально. Ребёнок поступил в учебное учреждение на бюджет, и родители в состоянии давать ему деньги на бытовые нужды. В таком случае мама и папа могут продолжать платить ребёнку за отличную учёбу, но некоторые условия меняются. А именно: 1. Процесс обучения становится сложнее, а значит и оплата труда повышается; 2. Зачисление средств осуществляется по результатам закрытой семестровой сессии и только при условии отличных оценок.

Наш расчёт будет по пятилетней программе. Каждый семестр – 20 000 рублей. Внимание! Оплата фиксированная. Расчёту не подлежит. Но сумма может быть изменена на усмотрение каждой семьи, исходя из личных финансовых возможностей. Подведём итог! Закончив ВУЗ с красным дипломом, выпускник заработает 200 000 рублей. В рамках надбавки по капитализации возьмём всё те же 4, 8 %. Финальный подсчёт за весь период обучения, начиная с 1 класса до получения диплома о специальности, составит 474 862 рубля. С подробными расчётами вы можете ознакомиться в приложении № 6. Кто может похвастаться такими сбережениями, закончив ВУЗ или СУЗ?! Думаю, никто. Ваш ребёнок входит во взрослую жизнь абсолютно обеспеченным. Отныне он сам распоряжается своими деньгами. Возможно, вы подумаете, что есть риск того, что эта сумма может быть потрачена впустую. Мы ответим, что риск минимальный. Ребёнок, который усердным трудом и бессонными ночами зарабатывал эти деньги, будет в состоянии найти достойное применение своим накоплениям. Мы предполагаем, что деньги могут быть стартовым капиталом в бизнесе или первым взносом на покупку собственной квартиры. Ведь ваш ребёнок уже вырос, ему пора начинать взрослую самостоятельную жизнь.

Примечание: если после окончания ВУЗа или СУЗа ребёнок захочет получить второе образование, продление договора НЕВОЗМОЖНО. Он может использовать накопленные деньги в качестве его оплаты, но родители ему больше ничего не платят. Ваш сын (дочка) начинают содержать себя сами. В противном случае, родители столкнуться с проблемой нежелания реального трудоустройства ребёнка.

Глава 3. Преимущества

    1. Преимущества для ребёнка

  1. Развитие финансовой грамотности; 2. Умение соотносить желания с реальными возможностями; 3. Развитие навыков преумножения капитала; 4. Заинтересованность в «умной» литературе; 5. Умение распоряжаться деньгами; 6. Привитие добросовестного отношения к образовательному процессу; 7. Построение «больших» планов на жизнь; 8. Развитие самостоятельности и независимости; 9. Возможность обеспечения себя достойным уровнем жизни.

    1. Преимущества для родителей

  1. Развитие финансовой грамотности; 2. Возможность осознания, что лучше откладывать каждый день понемногу, нежели потом не отложить ничего; 3. Развитие навыков преумножения капитала; 4. Заинтересованность в «умной» литературе; 5. Умение распоряжаться деньгами; 6. Построение «больших» планов не только на жизнь ребёнка, но и на свою собственную; 7. Возможность перебороть финансовые страхи; 8. Стремление к достойному уровню жизни; 9. Страхование себя от нужды работать и зарабатывать больше на период обучения ребёнка в ВУЗе или СУЗе; 10. Здоровьесбережение.

    1. Преимущества для учебных учреждений

  1. Повышение качества образования; 2. Увеличение выпускников с красными дипломами и аттестатами; 3. Повышение престижа образовательной организации.

    1. Преимущества для страны

  1. Подготовка высококвалифицированных специалистов; 2. Повышение качества услуг абсолютно во всех сферах жизни; 3. Повышение престижа страны на мировой арене.

Заключение

В завершении предлагаю вспомнить те цели и задачи, которые я ставила перед собой в начале работы и проверить, всё ли достигнуто.

Задача № 1. Объяснить родителям и детям необходимость изучения финансовой грамотности в рамках внеурочного предмета школьной программы. Очень надеюсь, что я была убедительна и смогла заинтересовать своего читателя (слушателя). Но в одном я уверена точно, все, кому я рассказываю об идее, придуманной мной и моими родителями, с большим интересом слушают меня.

Задача № 2. Разработать модель финансового развития учащегося. Модель разработана. Необходимые расчёты выполнены. Возможные риски учтены.

Задача № 3. Применить разработанную модель на практике в рамках собственной семьи. Созданная модель действительно применяется сейчас на практике в моей семье, о чём свидетельствуют приведённые данные. Конечно, ещё очень рано делать какие-либо выводы. Но одно мы можем сказать с уверенностью, объем полученных мной на сегодня «5» принёс мне доход, позволяющий прогнозировать наибольшую прибыль к окончанию второго класса. А это значит, что если я буду продолжать учиться также хорошо, как сейчас и получать в день в среднем 2 «9» или «10» («5»)- то итоговая прибыль значительно увечится.

Задача № 4. Доказать, что преимущество разработанной модели гораздо выше опасений родителей и лени учащихся. В 11 классе я обязательно подготовлю вторую часть моей проектной работы, где смогу уже наглядно продемонстрировать вам, какой прибыли я достигну. Это позволит нам зафиксировать неизбежную погрешность и спрогнозировать более точные результаты на будущее, что, в свою очередь, ещё больше подчеркнёт преимущества нашей модели и поспособствует привлечению родительского внимания и заинтересованности. Итак, задачи выполнены, а значит и цель исследования благополучно достигнута. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Книги:

  1. Кийосаки Р., Квадрант денежного потока: перевод с английского Белошеев О.Г. – 2 изд. – Минск: Попурри, 2016.

  2. Клейсон Дж., Самый богатый человек в Вавилоне: перевод с английского языка Борич С.Э. – 5-е изд. – Минск: Попурри, 2017.

  3. Феррис Т., Как работать по 4 часа в неделю: перевод с английского языка – М.: Издательство «Добрая книга», 2014.

  4. Хартманн О., Просто делай! Делай просто! – Тверская область ООО «ИПК Парето-принт», 2019.

  5. Хилл Н., Думай и богатей: перевод с английского языка Белошеев О. Г. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2017.

Электронный ресурс:

  1. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования «Учебно-методический комплекс и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций». Режим доступа: https://fmc.hse.ru/(Дата обращения: 05. 12. 2022)

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Темы уроков по финансовой грамотности

Мы поговорим о:

  1. Деньгах (их истории, видах и функции);

  2. Семейном бюджете;

  3. Экономическом отношении семьи и государства;

  4. Взаимодействии семьи и финансового бизнеса;

  5. Долгосрочном планировании бюджета семьи;

  6. Ответственном отношении к принимаемым на себя финансовым обязательствам;

  7. Планировании личного бюджета;

  8. Умении сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества;

  9. И, наконец, о возможностях создания собственного бизнеса.

Приложение № 2

Зарплатные условия

  • 1 класс – как мы знаем, в первый учебный год учащиеся не получают оценок. Но в качестве поощрения за старания, учитель может поставить значок «Умничка», «Молодец», «Хорошо», «Старайся» либо наклеить грустные и весёлые смайлики. За каждую полученную «Умничку» родители платили мне 10 рублей.

  • 2 класс – за каждую полученную «5» в школьном портале (в моём случае – «9» и «10», так как школа работает по десятибалльной системе) - 20 рублей.

  • 3 класс – 30 рублей.

  • 4 класс – 40 рублей.

  • 5 класс – 50 рублей.

  • 6 класс – 60 рублей.

  • 7 класс – 70 рублей.

  • 8 класс – 80 рулей.

  • 9 класс – 90 рублей.

  • 10 класс – 100 рублей.

  • 11 класс – 110 рублей

Приложение № 3

Данные по капитализации

Приложение № 4

Расчёт дохода за 11 лет

(по данным за 2022-23 уч. год)

  1. класс: 164 учебных дня умножаем на 10 рублей, получаем 1 640 рублей

  2. класс: 164 умножаем на 20, получаем 3 280 рублей

  3. класс: 164 х 30 = 4 920 рублей

  4. класс: 164 х 40 = 6 560 рублей

  5. класс: 164 х 50 = 8 200 рублей

  6. класс: 164 х 60 = 9 840 рублей

  7. класс: 164 х 70 = 11 480 рублей

  8. класс: 164 х 80 = 13 120 рублей

  9. класс: 164 х 90 = 14 760 рублей

  10. класс: 164 х 100 = 16 400 рублей

  11. класс: 164 х 110 = 18 040 рублей

Итого: 108 240 рублей – «чистая» прибыль.

Приложение № 5

Расчёт с учётом капитализации за 11 лет

1640+4,8%=1 718,72+3280+4,8%=5 238,65856+4920+4,8%=10 646,27417088+6560+4,8%=18 032,17533108224+8200+4,8%=27 491,31974697419+9 840+4,8%=39 123,22309482895+11 480+4,8%=53 032,17780338074+13 120+4,8%=69 327,48233794301+14 760+4,8%=88 123,68149016428+4,8%=109 540,8182016922+18 040+4,8%=133 704,6974753734

Приложение № 6

Доход к окончанию ВУЗа или СУЗа с учётом капитализации

133 704,6974753734 + 20 000 + 4,8 % = 161 082,5229541913 + 20 000 + 4,8 % = 189 774,4840559925 + 20 000 + 4,8 % = 219 843,6592906801 + 20 000 + 4,8 % = 251 356,1549366328 + 20 000 + 4,8 % = 284 381,2503735912 + 20 000 + 4,8 % = 318 991,5503915235 + 20 000 + 4,8 % = 355 263,1448103167 + 20 000 + 4,8 % = 393 275,7757612119 + 20 000 + 4,8 % = 433 113,01299775 + 20 000 + 4,8 % = 474 862,437621642

Просмотров работы: 31