Забайкальские сувениры

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забайкальские сувениры

Лубсанова К.В. 1
1МАОУ «АСОШ №4» ГО «Поселок Агинское»
Доржиева Л.Ю. 1
1МАОУ «АСОШ №4» ГО «Поселок Агинское»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена описанию сувенирной продукции, изготовленной к XIV Международному бурятскому фестивалю «Алтаргана». В ходе проделанной работы изготовлены следующие забайкальские сувениры: тотемное животное в бурятском костюме – талисман фестиваля волк «Шадамар Шадаб» из фетра, национальные брелоки из бисера, картины из овечьей шерсти. Автором изучены характеристики сувенирной продукции, технология рисования шерстью, особенности бурятской национальной одежды.

Статья содержит инновационные предложения и включает в основной части: описание символики авторских сувениров в традиционной культуре бурят; анализ бизнес-привлекательность разработки.

В приложении представлены технологическая карта, фотографии сувениров.

Ключевые слова: сувенир, традиционная культура бурят, талисман фестиваля.

Введение

В последнее время все больше людей стараются радовать друг друга уникальными подарками. Такой дар должен свидетельствовать о его единственности и неповторимости. Картина, написанная маслом, купленная в магазине является прекрасным подарком, но ими сейчас трудно удивить. Другое дело, авторское изделие ручной работы, выполненное не только в единственном экземпляре, но с использованием необычных материалов и в оригинальных техниках.

Для творческого проекта представляю сувенирные изделия к Алтаргане, выполненные из фетра, бисера, овечьей шерсти.

Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, тем, что данные изделия ручной работы выполнены из разных материалов, в данном случае, из овечьей шерсти, бисера, фетра. С другой стороны, выполнены в оригинальных техниках: технике рисования шерстью, технике бисероплетения. А также необходимо отметить на недостаточную разработанность данной темы, то есть, нет описания изготовления национальных сувениров.

Все это обусловило выбор темы данного проекта: «Забайкальские сувениры».

Объект исследования: процесс изготовления изделий из овечьей шерсти, фетра, бисера.

Предмет исследования: технология изготовления сувенирной продукции из овечьей шерсти, фетра, бисера.

Гипотеза: Если мы изучим особенности изготовления сувенирной продукции, овладеем технологией изготовления изделий из овечьей шерсти, фетра, бисера, рассмотрим опыт мастериц в данных техниках, то сможем изготовить авторскую коллекцию к XIV Международному бурятскому фестивалю «Алтаргана», следовательно, будем совершенствовать умения и навыки в области изготовления сувениров, используя творческий подход к работе.

Цель: изготовление авторской сувенирной продукции из овечьей шерсти, фетра, бисера (тотемное животное в бурятском костюме – талисман фестиваля волк «Шадамар Шадаб» из фетра, национальные брелки из бисера, картины из овечьей шерсти).

Задачи:

  • изучить теоретические знания о характеристиках сувенирной продукции;

  • совершенствовать свои умения и навыки в изготовлении изделий из овечьей шерсти, фетра и бисера;

  • описать бизнес-привлекательность изготовленной продукции;

  • изготовить сувенирную продукцию: национальные брелоки, талисман фестиваля «Алтаргана», картины из овечьей шерсти.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось на основе применения следующих методов: моделирование, изучение опыта мастеров, сравнение, измерение, обобщение, описание.

Новизна выражена в описании символики авторских сувениров в традиционной культуре бурят

Практическая значимость заключается в наличии апробированного в результате исследовательской работы технологической карты по изготовлению сувенирной продукции из овечьей шерсти, фетра и бисера. Декоративные изделия могут быть полезны для разных выставок, конкурсов, проектов как национальный сувенир.

Основная часть

Раздел 1. Характеристики сувенирной продукции

В современном мире сувенирная продукция окружает нас повсюду: она приобретается в память о поездке, о мероприятии, ее дарят в качестве подарка, бонуса за покупку, используют в форме рекламного носителя бренда и т.д. [1, 305].

С проблемой сувениров мы сталкиваемся постоянно. Сейчас производством сувениров занимается множество организаций, и все представляют себе сувенир по-разному. Для одних — это безделушка, для других, наоборот, — изделие улучшенного качества. Многие настойчиво отождествляют сувенир с любым произведением народного искусства, при этом, зачастую не отличая подлинного искусства от подделки. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «сувенир» определяется так: «1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города и т.п.» [2].

Доктор философских наук Быстрова Т.Ю. дает такое определение: «Сувенир – вещь-напоминание, имеющая повышенную степень духовной близости человеку и связанная с его личной историей и системой ценностей [3, 18].

В последнее время слово «сувенир» как правило, связывается с вещью, приобретенной в память о посещении какого-либо места или в память о каком-либо событии, имеющим общественный характер (юбилей, годовщина, конференции и так далее). При чем географический и исторический аспекты оказываются нерасторжимо связанными, так как всякое крупное мероприятие не обходится без приглашения большого количества гостей из других городов, республик, стран.

Очень часто в качестве сувениров используют произведения народного искусства и изделия художественных промыслов. Человек ищет в качестве сувениров предмет с ярко выраженной местной традицией. Поэтому таким неограниченным способом пользуются хохломские ложки и миски, жостовские подносы, грузинская чеканка, среднеазиатская керамика.

Народное искусство — квинтэссенция народных представлений о жизни, о красоте. Поэтому его произведения лучше, чем что-либо другое, могут напомнить о встрече с народом их создавшим.

В связи с широким развитием туризма необходимость в сувенирных изделиях все боле возрастает. Сувенирное производство существует давно, в России — с XVIII века, начиная с изготовления памятных изделий, специальных фарфоровых изделий и так далее. Такое сувенирное производство жизненно необходимо, потому что сувениры выполняют специфическую, идеологическую и культурную задачу в современном обществе.

Сувенирный характер некоторых произведений декоративного искусства — категория скорее тематическая, смысловая. Работая над сувенирным изделием, как над любым другим произведением искусства, художник-прикладник учитывает, и материал, и условия эстетической жизни своего произведения, его место в быту.

С народным искусством сувенирный промысел роднит то, что в нем особенно ценится ручной труд. В отличие от промышленных сувениров, изделия сувенирных промыслов всегда рукотворны. Они не редко варьируют формы и декор народных изделий, но при этом принципиально отличаются от них. Это отличие сувенирного промысла от традиционного народного искусства.

Сувенирный образ обладает рядом характеристик, отсутствующих у других продуктов культуры. Наиболее значимыми характеристиками являются: коммуникативная природа самого сувенира; высокий уровень субъектированности восприятия образа; произвольность его интерпретации в связи с местом и временем выбора или получения сувенира, а также наличие интерактивных элементов. Эти моменты могут учитывать производители современной продукции, стремящиеся к созданию оригинальных и качественных изделий [4, 184].

Раздел 2. Символика забайкальских авторских сувениров

в традиционной культуре бурят

У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была общая древняя культура, своими корнями уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков.

Духовный опыт каждого этноса независимо от его численности обладает общечеловеческой значимостью и ценностью. Этот опыт важен для нас самих тем, что он способствует сохранению национальной культуры, духовности и пространства, в котором мы живем.

Алтаргана́ — международный бурятский фестиваль. Проводится с 1994 года раз в 2 года. Любопытно, что идея провести бурятский фестиваль принадлежит совсем не бурятам. И родилась она в Монголии. Название фестиваля придумали сами жители Дадал сомона. Алтаргана – это растение, очень крепкое своими корнями. По мнению организаторов фестиваля, это удивительно живучее растение, ее корни символизируют неразрывную связь бурятов с родной землей, своей историей, культурой и традициями. Как и алтаргана, бурятский народ умеет выстоять в лишениях, выжить в условиях репрессий и притеснений, сохранять свои национальные ценности и уникальную самобытность.

Оргкомитет международного бурятского фестиваля «Алтаргана-2020» решил сделать талисманом мероприятия тотемное животное Шоно, одетое в бурятский национальный костюм.  

У фестиваля есть свой официальный логотип, но талисман впервые в истории внедряется именно на нашем забайкальском мероприятии. На международном оргкомитете было решено, что талисманом станет Шоно — это прародитель всех бурят-монголов.

Краевой оргкомитет путем голосования решили, что тотемное животное в бурятском костюме станет талисманом фестиваля «Алтаргана», талисману изготовят ростовую куклу, его изображение появится на сувенирной и полиграфической продукции.

В качестве сувенира нами изготовлен образ тотемного животного в бурятском костюме, что является талисманом фестиваля - волк «Шадамар Шадаб» из фетра.

Создавая работу, опирались на закон художественного конструирования, контраста и цветового оформления. А также были изучены особенности бурятской национальной одежды, которые были учтены в выполнении данного проекта.

  • Национальная бурятская одежда разнообразна и отличается строгой традиционностью.

  • Мужской халат в большинстве случаев шьется из тканей синего цвета.

  • Основной декор мужской верхней одежды приходится на грудную часть верхней полы (энгэр) - наиболее яркий элемент.

  • Для агинских дэгэлов характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата синий, что символизирует цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса - энгэр имеет зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат (плодородная почва, питающая все живое на земле); нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное.

  • Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополняются манжетами - туруун. Оформление манжет в виде копыт означает «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне».

  • Пояс - один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

  • Девочки носили длинный халат, подпоясывались кушаками, которые подчеркивали талию.

  • Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом «үhэ заhаха» («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

  • Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин - головные уборы. Нарядные шапки шьются из шелковых тканей сине-голубых тонов.

  • Шэгэбшэтэй малгай (шапка с ушами). В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.

  • Тооробшо малгай - островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток). 

  • Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод, красные кисточки - лучи солнца, нижняя часть – землю [7].

См. приложение 1.Технологическая карта изготовления талисмана XIV Международного бурятского фестиваля «Алтаргана» волка Шадамар Шадаб

Традиционная культура бурят – это сложная система, элементы которой функционируют в тесной связи друг с другом. Особенности функционирования вещей в традиционном обществе проявляются уже в процессе их изготовления. Мастер, создавая вещь, осознает, что он не только восполняет естественные потери природы, но и дальше заполняет ими мир. Поэтому изготовление изделий из войлока, дерева, шерсти всегда относилось к сфере сакрального (священного).

Для эскиза брелоков выбраны элементы эмблемы Бурятии: солнце, трехязычковое пламя. Диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. «Отец наш – месяц молодой, мать –солнце золотое» - поется в старинных сказаниях. Земным эквивалентом Солнца является Огонь, который с древних времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, света, тепла. Трехязычковое пламя символизирует прошлое, настоящее, будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к солнцу, небу.

Между этими элементами выбраны для эскиза 3 бусины одинакового белого цвета. Цифра «3» - одно из священных чисел у многих народов, как в материальной, так и духовной культуре, знак Земли.

Основной элемент брелоков – это шар. Шары из бисера сделаны способом оплетения деревянной бусины мозаичным методом. В первом брелоке для шара подобран желтый цвет. Желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Второй шар оформлен 3 цветами флага Агинского Бурятского округа: синий, белый и желтый. Шар изготовлен по кругу методом монастырского креста.

К первой модели добавлены белая бусина и красная кисточка. Традиционно считается, что красные кисточки обозначают лучи солнца [7]. Ко второму шару пришит элемент в виде орнаментов. Орнаменты – одно из древнейших проявлений народного творчества. Слово «орнамент» латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Для данного образа выбран самый распространенный орнамент монголоязычных народов – «меандр» или «алхан хээ» (молоточный орнамент). Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра, связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу.

См. приложение 2. Сувениры «Национальные брелоки из бисера»

Шерсть – прекрасный материал для работы, изделия из нее неповторимы и оригинальны. Зная о способности шерсти сваливаться, мы применили окрашенную шерсть в качестве материала для рисования картин. «Общение»  с  цветной овечьей  шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением,  стрессами, приобрести равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет  вдохновения во время живописания шерстью. Человек, рисующий картину шерстью,  не ограничен  какими-то заданными рамками,  он всегда использует ту цветовую гамму, которая  соответствует  потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.

Понимая, как велико значение цвета и его воздействие на человека, на протяжении веков выработана определенная теория цветовой символики. Мы использовали преимущественно красные, желтые, зеленые, белые, синие краски – любимые цвета бурят, монголов. См. приложение 3. Сувениры «Шерстяная живопись»

Раздел 3. Предпринимательская проработка и

возможность использования результатов проекта

С чего начинается создание сувенира? Что лежит в основе сувенирного проекта?

Создание сувенира начинается с идеи, мысли, задумки. В 2022 году наша школа должна была представить свою площадку на XIV Международном бурятском фестивале «Алтаргана». Была поставлена задача создать единый бренд площадки, где должны были быть использованы аутентичные, в то же время современные образы и цветовые решения.

Рабочей группой школы был разработан единый стиль оформления этой площадки «Золотая нить наших предков».

На чем основывается процесс выбора или создания сувенира? К созданию сувенира надо подойти очень творчески: нужно продумать как все технические и производственные моменты, так и его дизайн. И можно смело приступать к креативу.

Таким образом, первый шаг к приобретению сувениров сделан: когда есть точная информация по планируемому мероприятию. Что же дальше?

Далее начали появляться индивидуальные проекты.

Мои первые проекты: «Игрушки из шерсти», «Чудо-тапочки», «Акварель из шерсти».

Экологическое обоснование проекта

Работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. Мы использовали только экологически чистые материалы, и считаем, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Все материалы, используемые для изготовления сувениров легко утилизируются.

Какова же техническая реализуемость? Проект технически реализуем и может обладать наилучшим соотношением цены и качества. На базе результатов данных проектов можно создать изделия ручной работы – выполнены они из разных материалов, и в оригинальных техниках.

Насколько доступны ресурсы? Подготовлены кадровые ресурсы. Мы получили мастер-классы, прошли обучение по технологии обработки шерсти, технологии войлоковаляния; исследовали свойства овечьей шерсти, изучили влияние шерстяных изделий на здоровье человека.

Каковы же материальные ресурсы? Материальные ресурсы доступные: для изготовления данных сувениров потребуются шерсть, бисер, фетр. Хотя надо отметить, что цветная шерсть дорогая. Ее можно приобрести в магазинах п.Агинское, но лучше заказать через интернет-магазин.

Что можно сказать о социокультурной реализуемости?

Сувенир – самый популярный вид подарка. Он предназначен напоминать о чем-то, например, о прошедшем событии, о месте отдыха. Его преподносят родным и близким.

Интересный сувенирный продукт, должен быть востребован как у туристов, так и у местного населения. Анализируя рынок сувениров, на первом месте по количеству оказывается различная посуда с изображением местности, в частности, тарелки, кружки.

А наша сувенирная продукция отличается от других, она передает историческую и культурную составляющую Агинского Бурятского округа. Наш сувенир имеет функциональное назначение. В качестве сувениров мы представляем изделия ручной работы.

В чем инновационная привлекательность? Картины из шерсти настолько нежны и естественны. Шерсть – прекрасный материал для работы, изделия из нее неповторимы и оригинальны. Коллекция сувениров является авторской работой.

В чем предпринимательские преимущества? В сравнении с существующими реализованными аналогами наши сувениры дешевле, а сувениры неповторимы, т.е. авторские.

Процесс внедрения конечного продукта. В данный момент у нас создан не только демонстрационный образец, но и имеются заказчики: это родственники, одноклассники. Планируем изготовить побольше продукции до праздника Белого месяца, где будет большой спрос на национальные сувениры.

Каковы риски в проекте?

Таблица 1.

Риск

Минимизация риска

мало покупателей

провести широкую рекламную акцию

нехватка бюджета

привлечение финансирования из других проектов

незаинтересованность целевой аудитории

четкая формулировка уникальности продукта

утеря надобности проекта

постоянно действующая мотивационная команда

Заключение

В современном обществе изделия, изготовленные своими руками, пользуются большим спросом. Сувениры, выполненные в разных техниках, выглядят неповторимо и оригинально.

Данная коллекция выполнена в рамках школьного проекта «Золотая нить наших предков». В итоге исследования нами изучены теоретические знания о характеристиках сувенирной продукции, особенностях национальной бурятской одежды, обобщен опыт проектной деятельности по изготовлению сувениров, описаны инновационные предложения по бизнес-привлекательности изделий.

Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач данного исследования. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

К перспективам нашего исследования можно отнести расширение сувенирной продукции, выполненных в технике войлоковаляния.

Список литературы

  1. Акиньева И.И. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки / И.И. Акиньева // Вестник ИрГТУ - №5 – с.305

  2. Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. И. Шведова. 1949-1992

  3. Быстрова Т. Ю., Хисматуллин А. К. Сувенир – это серьезно: социально-коммуникативный анализ сувенира. Екатеринбург, 2009.96с.

  4. Быстрова Т.Ю. УДК 334.713:159.937+008-047.44 Образ сувенира: разработка и восприятие

  5. Смирнова Е. Игрушки своими руками. Сухое объёмное валяние. – Спб.: Питер, 2014

  6. http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/

  7. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство «Улзы», 2001.- 142 с.

Приложение 1

Таблица 1. Технологическая карта

изготовления талисмана XIV Международного бурятского

фестиваля «Алтаргана» волка Шадамар Шадаб

Графическое изображение

Последовательность выполнения работы

Инструменты и приспособления

 

Из серого фетра вырезаем форму головы и из белого фетра мордочку. Потом белыми нитками швом "назад иголка" пришиваем их.

Серый фетр, ножницы, игла и белая нить.

 

Вышить глаза и сошьем две детали головы обметочным швом.

Серая и черная нитки

 

Голову волка набиваем синтепоном и заканчиваем обметочный шов

Синтепон и серая нить

 

Вырезаем одежду для волка и клеим остальное

 
 

Шьем лапы, наполняем синтепоном и дошить обметочным швом

Синяя и серая нитки, серый фетр.

 

Пришьем голову к туловищу. Добавляем обувь и пояс

Серая и коричневая нитки, желтый и коричневый фетры

Приложение 2

Сувениры «Национальные брелоки из бисера»

риложение 3

Сувениры «Шерстяная живопись»

Просмотров работы: 51