Школьный музей. История одного музейного экспоната. Авторские глиняные игрушки

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный музей. История одного музейного экспоната. Авторские глиняные игрушки

Литвинова П.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №51 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Ожерельева О.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №51 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Актуальность. На рубеже XX-XXI веков стало активно происходить возрождение духовно-нравственных традиций многих этносов, возобновление интереса к национальной культуре. Сегодня повсеместно во всех регионах России возрождается традиционная народная культура.

Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, представляет культуру России, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Декоративно-прикладное искусство близко и понятно человеку, пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает его творческие способности.

Глиняная игрушка – это самобытное, глубоко жизненное по содержанию и поэтому значительное культурное явление. В глиняных игрушках выражены общенациональные – русские и общечеловеческие черты материальной и духовной народной культуры ярко передающей особенности самобытного творчества мастеров. Через неё осуществляется связь между поколениями, и в этом заключена её духовная ценность. Глиняная игрушка – одна из наиболее жизнестойких форм современного народного искусства, отражает естественное развитие народной эстетики в наши дни, в ней органично уживаются укоренившиеся веками традиции с элементами новейшей художественной культуры.

В нашей школе МОУ СОШ №51 п. Мирный только начинает создаваться этнографический музей декоративно-прикладного творчества под названием «Мирный», так как школе всего два года. Фонд нашего школьного музея небольшой, в нем числятся глиняные игрушки. Лепка игрушек из глины – одна из своеобразных и, в чем-то, загадочных областей народного творчества.

Гипотеза исследования: изучение истории, культуры, традиций народов России на примере воронежской глиняной игрушки влияет на развитие эстетического вкуса, духовного мира и приобщает к традициям родной культуры. Сведения, о рассматриваемом народном промысле получены от автора игрушки, так как автор является учителем изобразительного искусства нашей школы. Также информация, содержащаяся в статьях журналов «Юный художник», «Начальная школа» позволила расширить представление о глиняной игрушке воронежского края как мелкой пластике. В книге «И мастерство, и вдохновенье. Художественные ремесла и промыслы Воронежского края» раскрываются аспекты народного промысла, в борисоглебской игрушке рассказывается об особенностях образа женщины.

Объект исследования: история авторской глиняной игрушки.

Предмет исследования: авторская глиняная барыня.

Цель исследования: изучение истории, культуры и традиций народов России на примере авторской глиняной барыни «Борисоглебская глиняная игрушка», овладение приемами лепки и росписи борисоглебской игрушки.

Задачи исследования: исследовать историю воронежской глиняной игрушки; изучить историю возникновения авторской глиняной барыни «Борисоглебская купчиха»; выявить закономерности в обработке глины, лепке и росписи борисоглебских игрушек; исследовать основные технологические приёмы обработки глины, лепки и росписи при создании авторской борисоглебской игрушки.

Методы исследования: изучение специальной литературы; посещение центров декоративно-прикладного искусства города; изучение творчества современных мастеров; изучение, овладение и использование технологических приёмов обработки глины, лепки и росписи игрушек.

Основная часть

  1. Воронежская глиняная игрушка в культурном пространстве российской провинции

Искусство изготовления народных кукол в наши дни также пользуется большей популярностью.

На территории Воронежского края не было мастеров, которые бы занимались исключительно лепкой игрушки. Как и повсюду, изготовление посуды гончарами, сопровождалось изготовлением простой игрушки свистульки для себя забавы ради. К сожалению, игрушка не приобрела устойчивых приемов, большого числа образов и сюжетов. Но все-таки остались историко-этнографические данные о существовании воронежской глиняной игрушки, начала ХХ века.

Из книги Г.И. Арефьевой: «На Воронежской земле не осталось в живых ни одного мастера, носителя живых традиций, который передал бы нам все свое мастерство. Мы почти не знаем, или знаем приблизительно, по письменным источникам, как готовилась глина, при каких условиях шел обжиг, как приготовлялась природная краска и самое главное, какими техническими приемами владели наши предки-мастера. Мы можем только все это домыслить».

Игрушка лепилась локально в 9-12 местах гончарного промысла Воронежской губернии. Об этом сообщает Н. Валукинский, историк и исследователь Воронежского края от 1925 г. в статье «Глиняная игрушка» (Выпуск 1, сборник Воронежского историко-культурного музея). Их отличают теперь уже известные и ни на какие другие стили и промыслы не похожие головные уборы, условно называемые капоры, со спирально закрученными концами. Спирали – это символ космической силы. Это же подтверждает воронежский краевед и коллекционер М. Болгов в статье «Исчезнувший мир воронежской глиняной игрушки», помещенной в интернете в разделе «Народное искусство».

В основе воронежской игрушки – удлиненная круглая форма, полая внутри, которая, подчиняясь материалу, приобрела плавные, мягкие, округлые очертания. Игрушка имеет три или четыре точки опоры, в зависимости от образа. Характерная деталь игрушек – руки в виде лапы, которые крепко обнимают детенышей или птенцов. Такие же архаичные «руки – лапы» в изображении воронежской барыни из альбома И.Я. Богуславской. Своеобразный декор у игрушек, который наносится по влажной глине стеком. Это дополняет основную пластику формы, подчеркивает ее выразительность.

  1. Глиняная игрушка Воронежской области: прошлое и настоящее

На Воронежской земле гончарное искусство возникло одновременно с появлением постоянного оседлого населения. Это связано с освоением «степи» русским государством и относится к концу XVI–XVII вв. Археологические находки подтверждают существование гончарства на территории Воронежской области со времен верхнего палеолита.

Наличие богатых залежей различных сортов глин в Воронежской губернии сделало возможным развитие изразцового, кирпичного, печного, кафельного производства и гончарного дела. В «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» опубликована статья «Воронежская губерния», в которой содержится следующая характеристика: «Губерния очень богата разными сортами глины: сукновальная, горшечная, черная и желтая, а также красная, употребляемая на черепицу и другое…».

Интересные воронежские бабы-барыни хранятся в коллекции Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге начала ХХ века. Они изготовлены из белой глины, имеют средние размеры, лишены лепного декора и сдержанно расписаны штрихами и полосами (рис 1. Приложение 1.)

Воронежскому коллекционеру М.И. Болгову удалось найти дореволюционную открытку №18 из собрания московского фотографа К. Фишера, на которой запечатлены два манекена, одетые в народные костюмы – мужской и женский, у их ног расставлены керамические изделия – гончарная посуда и игрушки. В правой части стоят девять игрушечных баб. Это точно такие же бабы-барыни, как и в музее этнографии… (рис. 2. Приложение 1.)

Игрушка всегда несет в себе радость и восторг, передает тепло рук мастера. Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Воронежскую игрушку мало кто знает. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже.

Несмотря на это Воронежская глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки. В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных.

В альбоме И.Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка» показаны две удивительные «воронежские барыни» в знаменитых и ни на какие другие промыслы не похожих головных уборах, условно называемых «капоры», со спирально закрученными концами, их еще называют «селезнёвы кудри», так как перья из хвоста «косявчатого» селезня, а спирали – это знаки жизненной силы, плодородия, союза земли и воды (рис. 1. Приложение 1.).

Галина Ивановна Арефьева (рис. 3. Приложение 1.) – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую «заманку», так называли в старину детскую игрушку. Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, весь орнамент – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение южной окраинной земли Воронежской области (рис. 4, 5. Приложение 1.). У каждого района кукла имеет свои особенности. Об особенностях народной куклы города Борисоглебска говорить просто не приходится, потому что куклы никогда и не было.

  1. Глиняная игрушка – Борисоглебская купчиха

Борисоглебск – купеческий наш город,

С годами обретает современный вид,

Но самобытность предков и культуру

Народ здесь трепетно хранит.

Передает художник, скульптор на века:

Старинные ворота, купчиху иль купца,

Картину иль игрушку, чтобы увидел мир

Борисоглебский сувенир!

В исследовательской работе хочу рассказать о борисоглебской барышне и о том, что стало поводом для ее создания. Борисоглебские барыни появились у нас в школьном музее и заняли свое место на одной из полочек год назад. Это авторские игрушки нашего учителя изобразительного искусства Ожерельевой Ольги Вячеславовны, которые она создала и подарила нашему музею.

А все началось с того, что в 2012 году в городе Борисоглебске впервые проводился открытый конкурс сувенирной продукции Борисоглебского городского округа. И на этот конкурс Ожерельевой Ольгой Вячеславовной, кандидатом педагогических наук, доцентом педагогического вуза (тогда он назывался БГПИ), были заявлены глиняные игрушки «Борисоглебская купчиха» и «Борисоглебская торговка». По итогам конкурса ее работы были награждены дипломами лауреата, а затем представлены на Международной выставке-конкурсе современного искусства «Российская неделя искусств» и отмечены дипломами 2 и 3 степени (Педагогическое регионоведение, №2 (2) 2012).

Созданные Ольгой Вячеславовной образы «Борисоглебской купчихи» получился запоминающимся, с ярко выраженными частями тела, хорошо проработанными чертами лица (рис.8. Приложение 1.), и в пуховом платке, так как на территории города Борисоглебска много лет существовал промысел вязания пуховых платков. Сегодня эти игрушки являются визитной карточкой города (рис. 6. Приложение 1.).

Выводы

В исследовательской работе мы познакомились с историей воронежской глиняной игрушки, изучили историю возникновения авторской глиняной барыни «Борисоглебская купчиха», узнали закономерности в обработке глины, лепке и росписи борисоглебских игрушек.

Заключение

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Благодаря стараниям мастеров, которые тщательно изготавливали игрушки, можно узнать очень много интересного о технологии, по которой их создавали, и даже, иногда, о предназначении.

Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре.

Увидев и изучив настоящие работы мастеров, можно тоже научиться выполнять подобные работы в школе и дома. Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками. Глиняные игрушки имеют обобщённую форму. В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл. В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла. Результатом исследования стала игрушка, сделанная своими руками (рис. 7. Приложение 1.)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Список используемой литературы

  1. Андреева Р.В., Попова Л.Ф. И мастерство, и вдохновенье. Художественные ремесла и промыслы Воронежского края – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2019. – 200 с.

  2. Арефьева Г. И «Воронежская керамическая игрушка».

  3. Богуславская И. Я. «Русская глиняная игрушка».

  4. Кошечкин О. Глиняная игрушка Воронежской области: прошлое и настоящее / О. Кошечкин, Г. Арефьева // Народное творчество. – 2018. – № 7. – С. 26-30.

  5. Ожерельева, О.В. Сувенир города как объект культурно-образовательного пространства [Текст] /Ожерельева, О.В. // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 76-78. – Библиогр.: с. 78. – ISSN 0027-7371.

Приложение 1.

Рисунок 1. Рисунок 4. Воронежские барыни. Нач. XX в. Воронежская губерния. Белая глина, роспись Альбом И.Я. Богуславской

«Русская глиняная игрушка»

Рисунок 2. Глиняные фигурки на открытке № 18 из собрания московского фотографа К. Фишера

Рисунок 3. Галина Ивановна Арефьева - народный мастер Воронежской области, возрождающая воронежскую «заманку»

   

Рисунок 4. Колокольчик-коляда. Коллекция Ю. Чуриловой

Рисунок 5. Колокольчик

«Барыня с гусем».

Коллекция Ю. Чуриловой

Рисунок 6. Авторские куклы Ольги Вячеславовны Ожерельевой «Борисоглебские купчихи»

Рисунок 7. Работа выполненная по авторским игрушкам

Лепка игрушки
«Борисоглебская купчиха»

Рисунок 8. Фото авторских кукол О.В. Ожерельевой, приемы лепки и дипломы

Просмотров работы: 124