Введение
Лучшая игра на свете,
Когда в неё играют дети.
Театр – сказки уголок
Веселый для детей урок.
Актуальность исследования.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения.
Театральное действие будь то на сцене или за театральной ширмой помогает определить отношение детей к происходящему, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Также при помощи кукольного театра можно решить многие актуальные проблемы, связанные с воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии.
Кукловождение в театральной постановке стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь, увеличивают словарный запас, а также способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь, увеличивают словарный запас.
Занятия несут не маловажную роль: развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию.
Поэтому можно смело утверждать, что эта тема очень актуальна и практически не изучена.
Идея создания проекта «Изготовление перчаточных кукол в технике папье-маше», пришла благодаря нашему учителю технологии. На уроках технологии есть такая тема как выполнение творческих проектов. Нам самостоятельно можно было выбрать тему проекта, которая может быть интересной. Учитель нам предложил выполнить индивидуально-коллективный проект «Создание кукольного театра» для первоклассников. Идея нам очень понравилась, и мы решили выбрать сказку К. Чуковского «Телефон». Было просмотрено много видео сказки, иллюстрации художников к этой сказке. В Интернете мы даже нашли прочтение сказки самим автором, было очень интересно
https://yandex.ru/video/preview/12160573580113781085,
https://yandex.ru/video/preview/15502690285803415959.
Гипотеза исследования: в процессе работы над проектом мы должны познакомиться с историей возникновения перчаточных кукол и их классификацией, узнать технологию изготовления перчаточных кукол в технике папье-маше. Развить определённые технические и художественные навыки, изготавливая перчаточные куклы из папье-маше. Представить собранную и обработанную информацию в теоретическом виде и презентовать продукт проекта. Так как наша школа новая, интерес детей возрастет к театральному искусству если мы создадим свой кукольный театр в школе и организуем театральное представление для первоклассников.
Объект исследования: театральная кукла, её строение.
Предметом исследования: технология изготовления перчаточных кукол в технике папье-маше.
Цель проекта: создание кукольного театра, изготовление перчаточных кукол в технике папье-маше.
Задачи исследования:
изучить историю перчаточных кукол;
освоить технику папье-маше;
изготовить перчаточные куклы в технике папье-маше.
Несомненно, эта тема интересна, так как любая вещь, сделанная своими руками очень дорога для автора и её применение полезна для окружающих.
В проекте важно исследовать историю кукольного театра, изучить виды кукол, узнать об их разновидностях, доказать друзьям, что театральную куклу можно сделать своими руками, с помощью подручных материалов, простых инструментов и фантазии, соблюдая определенные этапы в работе.
Методы исследования: изучение специальной литературы;изучение, овладение и использование технологических приёмов обработки бумаги, лепки из бумажной массы, росписи игрушек и декорирование.
Основная часть
История кукольного театра
Театр – это прекрасное искусство. Люди любят играть в эту волшебную игру – театр. Наверняка в нем есть нечто магическое. Это ощущаешь, находясь в зрительном зале, но, когда ты сам оказываешься на сцене, наступают удивительные перемены. Идёт преображение как внешнее, так и внутреннее.
Когда играешь на сцене невольно начинаешь понимать чужие мысли, поступки и конечно же чувства. И тогда все встает на свои места: ты видишь доброту или зло, жадность или щедрость, коварство и величия души не только актера, но и порой человека.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки.
В России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.
Жизнь народных кукольников – бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла, в Германии – Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии – Кашпарек, в Турции – Карагёз.
Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель – народный артист СССР Герой Социалистического Труда С. В. Образцов. Сергей Владимирович посвятил всю свою жизнь любимому искусству – искусству кукольного театра.
Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.
Возникновение перчаточных кукол
Изучив и проанализировав литературу из различных источников по данной теме, узнали, что перчаточные куклы – это театральные куклы, надевающихся на руку, как перчатка. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка – на средний, а другая – на большой.
Рождается театральная кукла в голове режиссера – а появляется на свет – в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Из рук художника эскиз попадает в скульптурный цех. Именно там изготавливается голова для куклы. На первоначальном этапе она вылепливается из пластилина, затем делается гипсовый слепок. Окончательный этап скульптурного цеха – слепок из гипса обволакивается в папье-маше. После чего будущая звезда сцены попадает к художнику по росписи. От мастеров кистей и красок будущие актеры спешат в бутафорскую мастерскую. Именно там они приобретают мягкие ножки и ручки, а также наряжаются в сценический костюм.
Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань – это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.
Виды перчаточных кукол
Прочитав много литературы, выяснилось, что перчаточные куклы бывают разных видов:
Простые куклы-перчатки – это куклы-рукавички, которые сшиты в форме персонажа сказки. Бывают и простые по форме перчаточные куклы, на которых напечатано изображение персонажа.
Куклы с твердой головой – в такие куклы вшиваются деревянные или пластиковые головы персонажей.
Говорящие перчаточные куклы – это перчаточные куклы, которые не только шевелят руками, но еще и разевают рот.
Обычно голова перчаточной куклы надевается на указательный палец, одна ручка – на средний, а другая – на большой. В шею и руки перчаточной куклы вклеивается картонные втулки, позволяющие подогнать руки и голову куклы к размерам пальцев кукловода. Таких кукол называют Петрушками.
Проанализировав все за и против мы пришли к выводу, что будем выполнять – перчаточных кукол. Они легко могут манипулировать предметами – брать двигать, передвигать различные предметы. Простыми словами можно сказать делает все, что хочет актер кукловод.
Затем стал вопрос о выборе способа изготовления головы. Просмотрев множество мастер-классов, пришли к выводу, что в наших условиях лучше выполнять куклу в технике «папье-маше»:
История папье-маше началась в 16-м столетии во Франции. Тогда из грубой толстой бумаги и своеобразного клейстера делались персонажи- куклы. В Россию данная технология пришла при правлении Петра I.
Чтобы сделать папье-маше необходимо подготовить следующие материалы: газеты, туалетная бумага, бумага А-4, клей ПВА, кисти, краски гуашь, акрил, клеёнка для защиты стола, пенопластовый шар.
И, так, голову будем делать в технике папье-маше, а туловище будет в виде перчатки-платьица на руку.
Рисунок 1. Образец перчаточной куклы.
Изготовление головы в технике папье-маше
Папье-маше – это масса, состоящая из переработанных бумажных материалов, смешанных с клейстером, или клеем ПВА. Название с французского переводится «жёваная бумага». Из папье-маше можно сделать игрушки, маски, декоративные элементы, муляжи и даже мебель, машинки кукольные домики и многое другое.
Требования к изделию. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, экономичным, функциональным.
Этапы изготовления куклы
Прежде чем начать работу, было распределение героев сказки в группе.
Для изготовления куклы в технике папье-маше понадобились следующие материалы:
Для головы: миска, карандаш, кисти, краски, шар пенопластовый, канцелярский нож, газетная и туалетная бумага – 1 рулон, салфетки – 1 пачка, клей ПВА, клей-пистолет, супер-клей, клей «Мастер», краски – акрил, шпаклевка, гуашь, кукольные глаза, кукольные волосы и другие детали.
Для изготовления платья-перчатки: ткань оранжево-коричневого цвета, ленточки, тесьма декоративная, ножницы, вспарыватель, линейка, нитки, иголки, булавки, старые лоскуты и ненужные вещи. Цвет ниток для пошива изделий подберем в тон каждой из тканей. Еще нам понадобятся капроновые ленты, немного пряжи для отделки костюмов и голов кукол.
Также понадобится следующее оборудование: швейная машина, утюг, гладильная доска.
Для изготовления куклы мы нарвали мелко бумагу залили ее водой, для того чтобы, бумага стала мягкой, затем на следующий день мы слили воду, отжав бумагу, и добавили клей ПВА и хорошо перемешали полученную массу.
Затем приступили к изготовлению головы. Для этого просто пенопластовый шар обклеили бумажными газетными кусочками, первые три слоя на воде, далее с использованием клея ПВА. После высыхания шар разрезаем пополам и снимаем полученные формы. Вырезаем аккуратно окружность диаметром 2,5 см для шеи. Две детали аккуратно соединяем бумажными кусочками с помощью клея и далее продолжаем наносить бумажные слои.
На следующем этапе из бумажной массы формируем, лепим мордочку газели и оставляем до полного высыхания. Из бумаги сворачиваем втулку для пальца – шею размером 2,5 см, надрезаем, с одной стороны, полосками на глубину примерно 2 см, для того чтобы приклеить к голове. Далее укрепляем шею, обклеивая ее вместе с головой бумажными кусочками и последние слои туалетной бумагой и белыми салфетками.
На следующем этапе грунтуем шпаклевкой. Высохшую форму шлифуем наждачной бумагой и добиваемся ровной и гладкой поверхности. После обработки раскрашиваем заготовку гуашью и акриловыми красками.
Следующий этап декорирование – приклеиваем уши, кукольные волосы, бантики.
Затем приступила к пошиву платья-перчатки. Для этого на бумаге вырезали выкройку платья-кимоно, по размеру руки. Сделали выкройки из ткани размером 35х25 см сшила детали платья-перчатки. Украсила деталями одежду. В заключении просто приклеила заготовку головы к перчатке-платью супер-клеем. И вот кукла-газель готова – результат творческого воображения. (Приложение 1.). Эту куклу я могу использовать при постановке спектаклей, миниатюр и различных представлений, на уроках ИЗО и технологии как наглядное пособие, на выставку. Также работу можно показать своим одноклассникам и друзьям, рассказав процесс выполнения перчаточной куклы в технике папье-маше.
Таким образом в этой технике были выполнены все герои сказки К. Чуковского «Телефон» (Приложение 1., 2.). Благодаря созданию этих кукол у нас возник интерес к творчеству, появился художественный опыт.
Это куклы больших возможностей. Они легко «берут» своими руками предметы, могут взять карандаш, ручку, могут поставить отметку. Такие куклы могут быть самым необходимым послушным актером, который делает все, что хочет кукловод.
5. Эколого-экономическое обоснование проекта
Кукла и процесс ее изготовления является экологически безопасным и не наносит вреда здоровью человека, так как часть материалов взята из природной среды, а другая уже испытана временем, так как была уже в употреблении, поэтому использование данных изделий не приведёт к нарушениям экологической среды общества.
С экономической точки зрения, изготовленная перчаточная кукла не является дорогостоящей, так как в работе над куклой были использованы остатки тканей от прежних работ.
Это гораздо дешевле готового изделия, так как готовое изделие в магазине стоит намного дороже.
Заключение
Работа выполнена.
Цель проекта достигнута – изготовлены перчаточной куклы в технике папье-маше.
Задачи проекта реализованы:
мы изучили историю перчаточных кукол;
изучили технологию изготовления перчаточных кукол в технике папье-маше;
научилась изготавливать перчаточных кукол в технике папье-маше.
Проект выполнен не напрасно, так как с помощью этого проекта мы с легкостью справились с техникой чтения по ролям и готовимся к показу спектакля.
Самооценка
Нам удалось создать перчаточных кукол и порадовать одноклассников, а это значит, что проект выполнен.
Мы узнали много нового об истории перчаточных кукол; познакомились с историей папье-маше, научились мастерить кукол перчаточного типа в технике папье-маше.
Целью проекта можно считать не только создание помощников в учебе, но и кукольных героев для создания спектакля для младших школьников.
Список литературы
Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» (серия «Моя первая книга» – М.: Белый город, 2011. – 198 с.
Войдинова Н.М., «Театр кукол» Издательство: Проф-Издат, 2008. – 112 с. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/162610/
Марков М. «Театральная энциклопедия. Том 5» – М.: Советская энциклопедия, 1967. – 118 – 126 с.
Максимова М., Кузьмина – М. «Быстрый крючок» (серия «Заботы маленькой хозяйки») – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 98 с.
Советов В.М., «Театральные куклы: Технология изготовления» изд-во: Академия театрального искусства, 2007. – 192 с.
Степченко Э.В. «Путешествие в сказку» – М., изд-во «Кристина и Ольга», 1993. – 98 с.
Приложения
Приложение 1.
Фото 1. Герои сказки «У меня зазвонил телефон» Цапли и обезьяна.
Фото 2. Автор перчаточной куклы.
Фото 3. Перчаточные куклы выполненные ребятами нашего класса.
Фото 4. Артисты нашего будущего кукольного театра.
Приложение 2.
Корней Чуковский
Телефон
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
— Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему —
Не пойму!
— Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
А потом позвонила свинья:
— Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню
Споем.
— Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
И снова медведь:
— О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
— Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
— Не это ли квартира
Мойдодыра? —
Я рассердился, да как заору:
— Нет! Это чужая квартира!!!
— А где Мойдодыр?
— Не могу вам сказать…
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лег —
Звонок!
— Кто говорит?
— Носорог.
— Что такое?
— Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
— В чем дело?
— Спасите!
— Кого?
— Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото…
— Провалился в болото?
— Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете —
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!
— Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
1924 г.