Введение
Постоянное динамичное развитие мира, выводит на первый план необходимость постоянного соперничества и роста, в том числе в технологической сфере.
Новые методы обучения требуют физических, эмоциональных, умственных затрат со стороны школьника. Одновременно многие родители считают, что достойное образование может быть только платным. Дети, желающие получить современное образование, нацелены на его оплату. Поэтому встает вопрос поиска средств, вкладываемых в образование, неоценимый вклад в таком случае вносит финансовая подготовка, основанная на планировании личного бюджета, разъясняющая как привлечь денежные средства и как разумно потратить их на образование. Поэтому насущным является вопрос создания алгоритма образовательного бюджета ученика.
Однако, обучаясь в технологическом Лицея, дети получают возможности и для развития как навыков, так и получение профессиональных знаний и возможностей гражданского становления, благодаря которым Россия будет наращивать свое лидерство в интеллектуальной и высокотехнологической сферах развития.
Программа технологического Лицея имеет некоторые особенности: уже в 5 классе есть уроки технологии, основы графической грамотности, с переходом на черчение в дальше, но в программе обучения лицея присутствуют и обычные для школ всей страны дисциплины: математика, русский язык, литература, обществознание, география, история, биология, английский язык, и прочие дисциплины, которые изучаются в общем образовании согласно Федерального государственного образовательного стандарта.
Работа со школьниками технологического лицея выстраивается таким образом, что при изучении окружающего мира, видится, что деятельность на планете устроено технологически. Поэтому ученики учатся системно изучать мир вокруг, системно строить свою жизнь, определяют и выявляют возможности планирования собственной карьеры, начиная с ранних лет, формируя способность управлять карьерой в области изучения технологий при поддержке наставников с уровня начальной школы
Переход из начальной в общую школу сложен для учеников: понять происходящее в общем школьном образовании начинающим – ученикам 5 класса, поэтому их стремление оценить работу лицея, возможности для обучения является понятным. Одновременно и ученики, и родители планируют дополнительное платное образование и очень хотят экономично формировать бюджет, что может быть осуществлено за счет знаний финансовой грамотности.
Идея данного исследования состоит в понимании планирования финансов для организации подготовки к будущей профессиональной деятельности, в том числе с использованием возможностей основного и дополнительного обучения в технологическом Лицее, что позволит обычному школьнику найти свое место в мире будущего.
Цель работы: формирование личного плана развития в получении профессии в технологическом лицее на основе изучения деятельности лицея и иных современных дополнительных возможностей образовательных платформ.
Задачи работы:
1. Разработать чек-лист основных знаний, умений, навыков, качеств человека, необходимых для профессии IT-специалиста
2. Создать дорожную карту школьного этапа в подготовке к профессиональной деятельности IT-специалиста
3. Построить основу для создания финансового планирования и привлечения денежных средств для образовательных услуг в Exel.
В рамках работы запланированы
исследования особенностей профессии программиста (разработчика, инженера),
выявление навыков и человеческих качеств, необходимых для будущей работы;
определение и планирование основной учебной и дополнительной деятельности в технологическом лицее;
определения иных возможностей дополнительного образования и его финансового планирования.
В ходе перечисленных исследований деятельности лицея, планируется самоопределение ученика для дальнейшего обучения.
Формирование личного плана развития в получении профессии в технологическом лицее на основе изучения деятельности лицея и образовательных Интернет-ресурсов
Современные дети живут в условиях самоопределения, саморазвития и самостоятельного обучения. Причем процесс обучения, по мнению и желанию родителей, должен начинаться с пеленок. Поэтому, еще не начав школьную жизнь, современные дети уже посещают различные развивающие занятия, такие как ментальная математика, иностранные языки, занятия, помогающие развитию пространственного мышления, познаем окружающий мир, изучаем основы письма и чтения. Занятия начинаются еще в садике, где в игровой форме изучаются азы счета, буквы, слоги, основы окружающего нас мира.
Большая часть первоклассников, приходя в школу, уже знают алфавит, умеют читать и писать. В школьной жизни эти навыки оттачиваются и становятся эффективным инструментом для дальнейшего развития и самоопределения. Одним из приоритетных направлений саморазвития в среде современного поколения, является сфера IT, где востребовано большое количество специалистов разных направлений, в т.ч. программисты, разработчики, инженеры.
Профессия в сфере IT очень важна сегодня для развития России. Специалисты IT, прежде всего заняты в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Недостаток профессионалов, способных работать в сфере ИИ отмечается Президентом Российской Федерации: «Дефицит профессионалов в этой сфере (искусственного интеллекта – прим. ТАСС) очень большой. На этот вызов нам, безусловно, необходимо отвечать, это общая работа государства, бизнеса, системы образования», – сказал президент. По его оценке, уже сделаны значимые шаги по вовлечению в решение практических задач как студентов, так и школьников [6].
Для ориентации в сферу IT нужно наличие развитого абстрактного мышления, аналитического склада ума, способного выявить как отдельно взятые элементы, так и представить картину в целом. Выбор технологического направления развития определяется, прежде всего, системностью и логичностью мышления. Важную роль в развитии мышления на основе применения алгоритмов для дошколят и учеников начальной школы, необходимого в успешной карьере программиста (разработчика), играет ментальная арифметика. В ментальной математике используется азиатская технология вычислений с помощью соробана (разновидность счетов), механических упражнений пальцами, счет в уме, упражнения на концентрацию внимания, логику. В результате эффективных занятий возникает навык устного счета без калькулятора, причем даже многозначных чисел, а также действия умножение, деление, извлечение корней [4, с. 221]. Кроме того, ментальная арифметика помогает освоить классический вид изучения математики – таблицу умножения, которую оказывается необязательно учить, но важно понять, как при умножении складываются числа.
В процессе подготовки к школе ментальная арифметика играет существенную роль, как дополнительный инструмент системной работы с числами. Родители, которые организовали раннее развитие ребенка, уже вложили финансы в процесс получения знаний, а дети получили знания для дальнейшего обучения в школе. Поэтому и существует мнение о необходимости вложения затрат, и вопрос финансов ставится в том числе перед детьми для понимания ситуации.
Ценные знания о жизни в мире и в нашей стране дает финансовая грамотность, для освоения которой также необходимы аналитический склад ума, умение выделить главное, определить приоритеты своего жизненного пути, определить свое место в мире и понять возможности для собственного развития в будущем. Финансовая грамотность формирует экономическое сознание для жизни в рыночной экономике.
Обучение в технологическом Лицее позволяет системно развивать технологическое мышление, которое начально сформировано с помощью ментальной математики (абстрактное, аналитическое) на каждом этапе обучения. Программа обучения в Лицее предусматривает различные дисциплины, ориентированные на это.
Уроки окружающего мира в начальной школе показывают школьникам картину мира, и определяют место человека в этом мире, который может понять себя и свои возможности в том, что нас окружает. Дети учатся наблюдать, детализировать, выявлять суть и причины событий, явлений, давать оценку событиям и анализировать последствия происходящих событий.
В программе обучения технологического Лицея предусмотрены программы дополнительного образования, часть которых также ориентированы на развитие абстрактного и аналитического мышления, например, шахматы, киберспортивные соревнования, кружок робототехники.
Обучение в технологическом Лицее прививает самостоятельность, умение управлять своим временем, выработать системный подход к своей жизни. На базе Лицея дается возможность и постоянно поощряется стремление к росту, участию в олимпиадах. Руководство Лицея ориентируется на современные потребности жизни и роста лицеистов, и помогает определиться с выбором и приоритетами на будущее, помогая развивать важные для жизни навыки под руководством наставников.
Наставничество в Лицее является немаловажным направлением деятельности. Например, для определения приоритетов подготовки будущей профессии, формируется работа с наставником на основе индивидуального плана. Ученикам помогает наставник в разработке проекта, в том числе данного (Приложение 1).
Умение работать в проекте необходимо программисту или IT-специалисту. Наставник – учитель, мастер производственного обучения, старший ученик, в проектной деятельности формирует совместно с наставляемым профиль профессии, в том числе в сфере IT (программист, разработчик), который необходимо для постоянного мониторинга продвижения ученика к выбранной профессии.
Суть профессии - узкопрофильный специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ с помощью написания исходного кода, поиска ошибок и добавления функций с учетом поставленной задачи. Выявлены три вида программистов:
прикладные создают программное обеспечение для различных компаний и организаций, разрабатывают игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры, и пр.
системные управляют базами данных, следят за работой сетей, занимаются разработкой интерфейсов и создание операционных систем, поддерживают работу существующих систем;
web-специалисты создают сайты, занимаются разработкой интернет-магазинов, социальных сетей, видеохостингов, сервисов заказа и бронирования и пр.
IT-специалисты ориентированы ан постоянное создание нового, потому что работают в отсутствии шаблонов выполнения работ, самостоятельно разрабатывают шаблоны для выполнения заданий в помощь другим.
В процессе исследования были выявлены основные профессиональные навыки (hard skills): которые включают: развитое абстрактное мышление, техническое мышление; описание блоков программы; разработка программного обеспечения, операционных систем; проверка на совместимость приложений; умение пользоваться условными обозначениями в коде; умение создавать подробные инструкции по эксплуатации; знание работы алгоритмов для поиска, сортировки и обработки информации; работа с электронными библиотеками; чтение кода; работа с системами управления: создание компьютерных программ с помощью написания исходного кода, поиска ошибок и добавления функций с учетом поставленной задачи: прикладные с разработкой игр‚ бухгалтерских программ‚ редакторов‚ мессенджеров; системных, управляющих базами данных, следящих за работой сетей, разрабатывающих интерфейсы и создающих операционные системы, поддерживающие работу существующих систем; web-деятельность: создание сайтов, Интернет-магазинов, социальных сетей, видеохостингов; умение креативно решать задачи в условиях алгоритмизированного подхода.
«Требования к качеству образования существенно меняются, и сегодня выпускник школы должен быть человеком, способным жить в высокотехнологичном, конкурентном мире, проявляя свою творческую активность в профессиональной деятельности. Для раскрытия собственного потенциала, современный выпускник школы должен современными, определяемыми как 4K компетенции, так называемые Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности), 4К – то, что сделает современных людей по-настоящему успешными: креативность, критика, коммуникация и координация» [2,c.336]. Поэтому в системе Soft Skills необходимо формирование таких качеств, как: управление временем (тайм-менеджмент); способность презентовать свои идеи; развитие умения находить общий язык с коллегами и партнерами; самоорганизация в области ведения переговоров; воспитание в себе и применение ораторских качеств в выступлениях перед аудиторией с целью представления своей позиции; развитие аналитического склада ума для решения логических задач.
Человеческие качества, необходимые для профессии: это порядочность, ответственность, умение работать в команде, преодолевать трудности, идти вперед, не смотря первые сложности, упорство, терпение, целеустремленность, концентрация, усидчивость, ответственность, коммуникабельность, инициативность, аккуратность, организованность, дисциплинированность, умение расставлять приоритеты, коммуникабельность, умение подстроится под изменения в рабочем процессе, разбираться в трендах профессии, доброжелательность, толерантность, оперативность, внимательность к деталям, умение работать с информацией, любопытство, способность и стремление доводить работу до конца.
Человеческие качества, которые не позволяют развиваться в профессии: лень, небрежность и перфекционизм, боязнь трудностей, попытка сдаться, все бросить при первых неудачах и сложностях.
Программист не стоит у конвейера, отличить отдых разработчика от его работы со стороны практически невозможно, и если он ленив, то будет отдыхать всегда или почти всегда. Нужно быть усидчивым, чтобы создать собственную систему достижения результата. «Профилактика всегда дешевле лечения»: не допустить ошибку в программе куда проще, чем потом её найти и исправить. Небрежность приводит к большому числу ошибок и высокой цене их дальнейшего исправления. А избыточный перфекционизм не позволит закончить ни один проект без срыва сроков.
В целях постоянной корректировки способов обучения с продвижением в профессию IT-специалиста и разработан продукт проекта №1, определяющий основные критерии профессии в сфере IT-технологий, который представлен в Приложении 2.
В разработанном документе отмечены формируемые виды функциональной грамотности, необходимые современные специалисту. «Функционально-грамотный человек, по мнению А. А. Леонтьева способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений» [5].
Чек-лист профессии в сфере IT-технологий позволяет интерпретировать организацию обучения в технологическом лицее на базе учебных дисциплин с определением составляющих развития. Чек-лист, как продукт проекта не является закрытым документом, он может меняться в зависимости от новой информации.
Одним из основных предметов обучения в начальном образовании является русский язык и литература, которые помогают ученикам грамотно формулировать свои мысли, излагать информацию в письменном виде. Благодаря изучению произведений российских авторов лучше понимаются особенности родной страны, русского, российского менталитета, дети учатся любить Родину и понимать русскую душу.
Для понимания особенностей развития технологий за рубежом, изучается английский язык, со знанием которого появляется возможность общаться с иностранцами, читать иностранную профессиональную научную литературу, перенимая опыт, в основе которого находится что-то новое.
Родные и иностранные языки и в общем образовании играют одну из главных ролей: дают возможность развития коммуникативных навыков, умения работать с информацией, текстами, формировать и излагать свои мысли, общаться и находить общий язык с другими людьми, разговаривать на других языках, возможность общаться с человеком на другом конце земле, дает возможность читать иностранную специализированную литературу, статьи, блоги. Литература формирует мыслительную деятельность, способности изложения своих мыслей с применением правильного языка на основе классической литературы, развивает коммуникативные навыков изложения своего мнения. В изучении русского языка и литературы формируется читательская грамотность.
Математика (алгебра, арифметика, геометрия) дает возможности постоянной тренировки в решении примеров и задач, в т.ч. логических, развивает навыки счета без калькулятора, логическое, алгоритмическое мышление; формирует усидчивость, целеустремленность, внимательность; учит преодолению трудностей, достижению результатов, формирует математическую грамотность. «…современный гражданин, рано определившийся с профессией, связанной с совершенствованием в технологии производства, должен обладать знаниями в области не только в области математики, но и информатики, экономики, финансовой грамотности, предпринимательства. И, надо отметить, все эти предметы изучаются в технологическом лицее. Изучение вышеперечисленных дисциплин требуют качественных знаний, умений, навыков в области математики именно на первичном этапе начального и общего образования, поскольку именно математика лежит в основе изучения любого технологического предмета» [2,с.332]
Информатика формирует умение работать с информацией, навыки работы на компьютере, развивает аналитическое мышление; дает возможность изучения основ языков программирования, умения рисовать в графическом редакторе.
В технологическом Лицее ценными являются уроки технологии, которые начинаются в начальной школе и продолжаются в основном общем образовании, начиная с 5 класса. Работа на уроках технологии строится в разработке и создании отдельно взятого проекта. Проекты посвящены различной тематике, в проектах используются различные средства, методы и инструменты. «Учитель выдает задание, в котором определяется проблема, а дети сами разрабатывают алгоритм дальнейшей работы опираясь на свои знания техники безопасности и методов работы с инструментами и материалами» [4, с. 109].
Технология дает способности к освоению и развитию ручного труда, организации деятельности в условиях техники безопасности, формирования творческого подхода в решении задач в условиях развития алгоритмического и пространственного мышления.
Исследование деятельности технологического лицея показало, что на его базе функционирует 11 площадок «Пробуй навык» для организации технологической деятельности, что дает возможность, и раннего профессионального самоопределения, и подготовки профессионалов высокого уровня, в их числе площадки, способствующие освоению IT-деятельности:
– токарные и фрезерные станки с ЧПУ;
– лазерные станки;
– 3D принтеры, 3D сканеры;
– лего конструкторы;
– интерактивные автономные панели;
– специализированные персональные компьютеры с мониторами, рассчитанными на работу в системе автоматизированного проектирования;
– программы автоматизированного проектирования с возможностью использования метода визуального программирования и др.
Работа на специализированных площадках – это будущее учеников лицея. В 5 классе в изучении «Технологии» необходимо получить начальные технологические знания и освоить технику безопасности.
Предмет «Основы графической грамотности» (основы черчения) формирует умение выстраивать чертежные алгоритмы, разрабатывать чертежи блок-схем, создавать чертежи задуманного изделия; развивает пространственное мышление.
Биология формирует знания о человеке и окружающем мире, правилах питания, значении спорта для развития организма, формирование знаний, их углубление в части изучения людей, растений, животных Понимание основ биологии позволяет выявить различные алгоритмы функционирования живых существ и растений. В дальнейшем это понимание позволит не только реализовать максимально реалистичную картину в проектах и разработках, но и понять деятельность собственных систем организма для сохранения здоровья и качества жизни.
География дает возможности ознакомится с особенностями природы различных континентов, народов и народностей, особенностей уклада жизни отдельных народов выявить зависимость жизни людей от местоположения.
Изучение истории помогает понять этапы развития человечества, отследить как развивалась техническая мысль, как меняется жизнь людей. Кроме того, историческая наука помогает понять причины и последствия различных исторических событий, лучше понять людей, понять нас, будущее новых поколений.
Обществознание призвано помочь ученикам оценить место в этом мире, сформировать мнение о том, что жизнь каждого человека приносит свои плоды, что каждый человек важен для общества и истории.
Физическая культура и дополнительные занятия спортом в секции формируют гармоничное развитие тела человека, оказывающее влияние на умственную деятельность и работоспособность.
Финансовая грамотность формируется в дополнительном образовании – в деятельности кружка. Не всякое дополнительное образование бывает бесплатным. Поэтому на занятиях финансовой грамотности, совместно с наставником, был создан продукт бесплатного обучения и профессиональной подготовки в технологическом лицее: «Дорожная карта школьного этапа в подготовке к профессиональной деятельности» Приложение 3.
Совместно с наставником были выявлены курсы, необходимые для формирования навыков будущей профессии. Для дополнительного обучения, кроме школьных кружков, применяются обучающие платформы онлайн-образования, которые дают возможности приобретения навыков логического мышления и изучения языков программирования: Учи.ру, ЯКласс, Лекториум, Летово, технопарк «Кванториум», курсы программирования. Полезные материалы для понимания профессии и самоформирования представлены и на сайте uchitel.club.
Не все интересующие ученика курсы являются бесплатными, поэтому изначально и был задуман проект создания финансового плана привлечения денежных средств (Приложение 4) в кружке «Финансовая грамотность», который перерос в исследование возможностей бесплатного и платного обучения и его планирования.
Наставником была оказана поддержка в создании системы ежедневного планирования получения новых знаний и способов применения Тайм-менеджмента, включающих
- применение ежедневного режима дня;
- использование ежедневного личного расписания, как навыка управления временем через организацию деятельности в режиме дня;
- планирование любой деятельности: разработки проекта, работы, подготовки к олимпиадам, выделения времени на спортивные состязания.
Участие в конкурсной деятельности: в олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях, дает возможность демонстрации своих знаний, умений, наработанных в процессе основного и дополнительного обучения.
Организованная деятельность под руководством наставника дает возможность и умение работать в команде, обучает планированию личного вектора развития, формирует способность разрабатывать и корректировать план личного развития и работать по плану личного развития.
Заключение
Обучение в технологическом лицее позволяет уже в младших классах школьнику определиться со своими профессиональными приоритетами. Дальнейшее обучение помогает утвердиться в своем выборе и продолжить саморазвитие.
Кроме основных дисциплин на базе технологического лицея реализуется дополнительное образование в форме кружков, посещение которых позволяет развивать аналитическое и абстрактное мышление на бесплатной основе внутри образовательной организации, значительно снижает финансовый бюджет ребенка, реализуемый за счет привлечения финансов родителей. Основным вложением родителей становится приобретение компьютера и оплаты услуг Интернета – как способа получения дополнительных знаний и их демонстрации в конкурсной деятельности. А в случае осознанной необходимости, родители могут оплачивать лишь небольшую часть дополнительных занятий на образовательных Интернет-площадках и в спортивных секциях. Основное образование лицеистов является бесплатным, если его правильно организовать.
Практическая деятельность организована на базе 11 площадок, оснащенных современным оборудованием, позволит не только пройти обучения курса, но и практически применить полученные знания.
На базе Лицея возможно участвовать в различных турнирах, киберспортивных соревнованиях, технологических олимпиадах, спортивных соревнованиях, движениях WorldSkills, «Пробуй навык», руководство школы поощряет участие в различных олимпиадах школьного, районного, городского и всероссийского масштабов.
Обучаясь в дополнительном образовании, принимая участие олимпиадах, посещая ежедневные занятия, выполняя домашнюю и дополнительную работы, в 5 классе технологического лицея возможно добиться следующих результатов:
1. Отличного результата в учебе, достижений в конкурсном движении и спортивных достижений (приложение 5)
2. Формирование и воспитания навыков управления личным временем.
3. Наработки начальных навыков будущей профессии, воспитания человеческих качеств, необходимых в профессиональной деятельности: умение работать с информацией, концентрировать внимание на выполнении задания, организованности, дисциплинированности и другие качества, которые так необходимы для детей в будущей, во взрослой жизни.
На современном этапе для учеников важным является сотрудничество с наставниками, которые раскрывают непонятные вопросы: обучающие и практические в области интересов наставляемых (приложение 1). Совместная деятельность в работе над проектом создания собственного плана привлечения и применения денежных средств по финансовой грамотности, выявила необходимость исследования деятельности технологического лицея для профессионального подготовки и определения возможностей получения знаний, умений, навыков непосредственно на базе лицея. В процессе работы над проектом, совместно с наставником, были решены основные задачи проекта и разработаны продукты, которые помогут многим заинтересованным ученикам сформировать собственный путь успешного развития в интересующей области. Многие оценят возможности изучаемых предметов в школе, участия в кружковой деятельности, организации самообразования в основном общем образовании, в 5 классе для развития будущих профессиональных навыков.
Актуальность привлечения средств для обучения получила развитие на базе поставленного вопроса «Для чего я это делаю?», который требует понимания для создания любого плана деятельности. Поэтому проект получил совершенно новое направление, включающее:
1. Выявление базовых знаний, умений, навыков для самоопределения в профессиональной деятельности, выявления необходимых умений, навыков, человеческих качеств в процессе основного и дополнительного обучения на основе исследования деятельности школьников в технологическом лицее с созданием продукта – чек-лист «Базовые знания, навыки IT-специалиста, приобретаемые в основном и дополнительном образовании в технологическом лицее» (приложение 2).
2. Определение в процессе исследования возможностей формирования базовых знаний, умений, навыков в процессе изучения предметов (основном образовании) и дополнительном образовании лицея, привлечением возможностей образовательных платформ на основе грамотного планирования выполнения режима дня и применения Тайм-менеджмента для планирования подготовки к мероприятиям (приложение 3).
3. Сформирована основа финансового планирования и привлечения денежных средств для образовательных услуг (приложение 4).
4. Работа над проектом позволила достичь результатов в учебной основной и дополнительной деятельности (приложение 5).
5. Наполнить личное резюме ученика.
Изучая деятельность лицея можно сказать, что в образовательной и деятельности и дополнительном образовании представлено множество направлений, из которых можно выбрать интересующее. В таком случае привлечь платные услуг можно будет только по необходимости.
А основными затратами родителей станут приобретение IT-техники и оплата Интернет услуг, но это затраты, которые делаются в целях развития ребенка на долгий срок и оказывают ему реальную помощь в учебе.
Необходимо и ученику, получившему в пользование гаджеты, компьютер, доступ в Интернет, и родителям ученика, освоить правила безопасности работы в сети Интернет, где поджидают разные неприятности.
Разработанные продукты в проекте, не являются конечными документами. Они могут быть изменены под нужды каждого ученика, который выстраивает свою карьеру.
Таким образом, можно сделать вывод: в основе финансовой грамотности лежит планирование личного роста с выявлением необходимых знаний, умений, навыков направленных на будущую профессиональную деятельность, с определением, применением и использованием возможностей, представляемых непосредственно учебным заведением – технологическим лицеем.
Список литературы
1. Зайцева, Г. В. Математика в школе как основа формирования финансовой грамотности / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко, Е. Р. Айчувакова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 330-338.
2. Зайцева, Г.В. Внедрение поэтапного наставничества с целью формирования гибких компетенций, имиджа обучающихся технологического лицея / Зайцева Г. В. Ильина М. Е. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования [Электронный ресурс] : материалы XXI Межд. Научно-практ. Конф. / Межд. Академия наук пед. Образования ; Челяб. Институт перепод. И пов. Квал. Работ. Образ. ; отв. Ред. Д. Ф. Ильясов. – Челябинск : ЧИППКРО, 2022. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-R). – Систем.требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 7,1 Мб свобод. Диск. Пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. С экрана
3. Лукьянова, Ю. В. Уроки технологии в начальной школе как средство ознакомления с современными технологиями / Ю. В. Лукьянова // Человек в современном мире: пространство и возможности для личностного роста : сборник статей II международной научно-практической конференции, Омск, 20 апреля 2021 г. – Омск: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования», 2021. – С. 107-112.
4. Хулап, Е. А. Ментальная математика как средство развития логических универсальных учебных действий / Е. А. Хулап // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : Сборник научных статей и докладов XIV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Владивосток, 12 мая 2021 года / Отв. Редакторы Т.Н. Шурухина, Е.В. Глухих. – Владивосток: ДФУ, 2021. – С. 220-223.
5. Лаборатория функциональной грамотности: rosuchebnik.ru ‒ URL: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (дата обращения: 20 февраля 2023 г)
6. Путин считает, что на школьных уроках следует изучать искусственный интеллект tass.ru URL : https://tass.ru/ekonomika/16420169 дата обращения 20.02.2023 г.
Приложение 1. Выписка из программы наставничества
МБОУ «Лицей № 120 г.Челябинска»
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«От достижений к проекту»
(педагогическое сопровождение проектной деятельности обучающихся 5-9 классов по организации работы над проектом)
Характеристика контингента обучающихся: обучающиеся 5-9 классов
Срок реализации: от 2 до 9 месяцев
Выписка для наставляемого Зайцева Александра Алексеевича
Ученика 5Акласса МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Айчувакова Елена Рафаиловна, заместитель директора по НМР,
куратор программы наставничества;
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики, педагог – наставник,
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Челябинск, 2023 г
Аннотация (пояснительная записка)
Программа наставничества «От достижений к проекту» (далее – Программа наставничества) разработана в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающие раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области».
Мир интересов, возможных будущих профессий, в который входят обучающиеся технологического лицея, предполагает
1) умение представлять собственные открытия, изобретения;
2) каждому обучающемуся необходимо приобрести профессиональные и надпрофессиональные умения и компетенции;
3) способность представления своих идей и изобретений;
4) осознание понятия организации собственной инновационной деятельности в условиях современных технологий, изобретений, новаторства, самоорганизации;
5) формирование траектории собственного развития.
Профессионалам будущего необходимо не только уметь аккумулировать проектные идеи, научиться исследовать идею, рассчитывать возможности продвижения идеи, но и уметь создавать проект в зависимости от необходимости выявленного направления деятельности м целью создания продукта на основе идеи.
Современный поиск и определение собственной идеи проекта необходимо направить на поиск инновационных направлений, разработки новейших технологий в профессиональной деятельности. Одновременно немаловажным фактором является и представление инновационной идеи на суд широкой общественности с целью привлечения единомышленников.
Введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс)1 сегодня одно из общих направлений Концепций преподавания предметных областей, реализующих основные общеобразовательные программы. Ориентация школьника на технологические виды профессий с одновременной ориентацией на возможность начального приобретения рабочей специальности, применения профессиональных навыков и компетенций, смежной с будущей деятельностью, содействие обучающимся в становлении внутренней позиции будущего профессионала, закладывает успех российской экономики.
Федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (утв. Минэкономразвития России) предопределяет необходимость формирования интеллектуальных качеств современной рабочей профессии, навыков, компетенций на этапе раннего становления личности в условиях школьного обучения.
Ранняя профессиональная ориентация школьника на рабочие профессии, содействие обучающимся в становлении внутренней позиции будущего профессионала, способного работать в предпринимательстве сегодня одна из задач современного общества, которую берет на себя школьное образование в наставнической деятельности.
1.1.На устранение каких «дефицитов» направлена Программа наставничества
Подготовка будущих прогрессивных работников, действующих в рамках раннего профессионального самоопределения, владеющих на начальном рабочей специальностью, способных мыслить самостоятельно, правильно представить себя в обществе, соответствующим образом заявить о себе, своих инновационных планах, быть готовыми к самообразованию через всю жизнь участие в движении Woridskills в раннем возрасте помогают выявить у обучающихся способности креативности, развить интерес к творчеству, раскрыть потенциал личности ученика, помочь ему в формировании собственного имиджа креативного профессионала высокого уровня и делового человека.
Способствовать процессу становления профессионала призван опытный педагог-наставник, задача которого — грамотное сопровождение наставляемого, выявление траектории становления и направление его деятельности по верной траектории обучения.
Программа наставничества направлена на решение следующих «дефицитов» обучающегося:
— низкая информированность о перспективах самостоятельной организации подготовки к профессиональной деятельности с учетом выбора направлений творческого развития, карьерных и иных возможностей на площадке образовательной организации;
— недостаточные возможности формирования метакомпетенций: навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества в инновационной, прогрессивной, профессиональной деятельности;
— отсутствие осознанной позиции, необходимой для определения образовательной траектории, практической подготовки к профессиональной деятельности в целях будущей жизненной реализации.
Деятельность в современной рабочей профессии востребована обществом и достойна уважения, но сложна. Выстроенная соответствующим образом профессиональная карьера решает вопросы самореализации и успешной деятельности в течение всей жизни.
Современный рабочий является интеллектуалом, способным освоить любые виды деятельности, востребованной на рынке труда —и специалист в профессии, который способен выявлять, определять востребованные на данный момент профессии, формировать выбор в процессе обучения и дополнительных видах образования.
Особенность профессиональной деятельности современного работника ручного интеллектуального труда состоит в том, что он должен постоянно оценивать рыночную ситуацию, выявлять особенности новых профессий, вовремя проходить переподготовку в зависимости от востребованности, самопрезентовать себя в процессе достижения результатов, в том числе с помощью представления проектов.
Решение основной задачи подготовки современного специалиста — достижения максимально-возможной прибыли невозможно без освоения таких видов функциональной грамотности, как финансовая грамотность и креативность.
Педагог, обучающий первичным навыкам предпринимательской деятельности должен обладать качествами, совмещающими личностные и профессиональные качествами, в том числе способность организовать наставническую деятельность для поддержки обучающегося в профессионально-технологическом, экономическом, правовом, предпринимательском направлении обучения деятельности, объединяемом в проектной деятельности.
Организация обширной деятельности формирования предпринимательских компетенций требует от учителя-наставника, организации и психологической помощи обучающемуся-наставляемому.
Ценность педагога, обладающего разносторонними знаниями сложно переоценить — он закладывает фундамент будущего профессионала, формирует его мировоззрение, социальную адаптацию в обществе, в мире бизнеса.
Особенно ценной может стать организация деятельности на условиях сотрудничества, формирование и предоставление грамотных и стратегически правильных ответов на возникающие вопросы, поскольку полученные на первоначальном этапе формирования профессиональных компетенций, знание которых используются человеком на протяжении всей его сознательной жизни.
Более того, учитель принимает активное участие в формировании самопрезентации и имиджа профессионала с одновременным умением привлекать единомышленников, работать в команде, формировать психологический климат коллектива.
1.2.Цель и задачи Программы наставничества
Цель — раскрытие личностного, творческого, профессионально-компетентностного потенциала обучающегося, ориентированного на технологическую рабочую профессию с одновременным проявлением профессиональных и личностных навыков, поддержка формирования и реализация индивидуальной образовательной траектории в том числе в самореализации в проектной деятельности.
Программа помогает объединить теорию и практику в подготовке технологической профессии, выявления способа формирования технологического, экономического сознания с обогащением полученных знаний обучающихся, практической деятельностью, совмещающей знания, умения и практический опыт.
Задачи:
— сформировать позитивное мнение обучающихся в системе базовых ценностей общества, включающих уважительное отношение к человеку труда, наделенному интеллектуальными знаниями, его результативному труду в условиях социальной реальности;
— развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций — как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни);
— создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры.
— подготовка обучающихся к участию в конкурсном движении Woridskills Russia Juniorsи.
1.3.Модель, реализуемая в Программе наставничества
Наставничество — новая плодотворная среда для раскрытия потенциала каждого, как ученика-наставляемого, так и учителя-наставника. Технология наставничества позволяет обучающимся получить опыт, знания, сформировать навыки, компетенции и ценности.
Высокая скорость реализации программы обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача опыта от человека к человеку,
2) доверительные отношения между наставником и наставляемым,
3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества2.
В рамках Программы наставничества «От достижений к проекту» реализуется модель наставничества «Учитель-ученик (группа учеников)», как формирование нового способа взаимодействия между учителем и учеником в качестве наставника и наставляемого определяет взаимодействие ученика с опытным педагогом.
1.5.Планируемые результаты реализации Программы наставничества для обучающихся включают:
1.Личностные результаты (трудовое воспитание):
1.1 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
1.2 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
1.3 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
1.4 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
1.5 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
2.Метапредметные результаты:
2.1 овладение универсальными учебными познавательными действиями:
2.1.1 базовые логические действия;
2.1.2 базовые исследовательские действия;
2.1.3 работа с информацией.
2.2. владение универсальными учебными коммуникативными действиями:
2.2.1 общение;
2.2.2 совместная деятельность;
3.3 овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
3.3.1 самоорганизация;
3.3.2 самоконтроль;
3.3.3 эмоциональный интеллект;
3.3.4 принятие себя и других.
3.Профессиональные, компетенции (HARDSKILLS) в чемпионатах WorldSkills.
3.1 знать и применять систему здоровьесбережения людей, работающих в профессии, технику безопасности при выполнении работ;
3.2 сформировать и применять комплекс универсальных знаний фундаментального характера;
3.3 владеть умением, навыком, опытом самостоятельной деятельности, с привлечением единомышленников, работать во взаимодействии с единомышленниками с личной ответственностью в принятии решений;
3.4 обладать способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации;
4. Надпрофессиональные компетенции успеха Soft Skills
4.1. формировать «надмозговые» способности), с формированием компетенциями 4К — креативность, критика, коммуникация и координация;
4.2 уметь самопрезентовать свои идеи, возможности, способности в представляемом проекте, в том числе в подготовленном TED-выступлении, научной статье, презентации подготовленного проекта на основе проведенного исследования технологической и экономической среды, сформированного общественного мнения;
4.3 уметь формировать, продвигать и представлять имидж-образ профессионала;
4.4. сформировать способы постоянного самосовершенствования в обучении в течение всей жизни.
1.6.Особенности реализации Программы наставничества
Индивидуальный план взаимодействия*
Наставник Зайцева Г.В. Наставляемый Зайцев А.А.
____________________ ________________________
.
№ |
Содержание деятельности |
Выбор наставляемого |
1. |
Встреча — знакомство, выявление направление проектной деятельности |
Занятие группы по расписанию |
2. |
Встреча — планирование проекта |
Индивидуальное занятие (Индзанятие) |
3.Основная деятельность в работе над проектом |
||
3.1 |
Движение WorldSkills что это? Зачем мне? |
Занятие группы по расписанию |
3.2 |
HARD SKILLS разбираемся в твердых навыках выбранной профессии. |
Занятие группы по расписанию |
3.3 |
Введение в проектную деятельность. Определение направления исследования. |
Занятие группы по расписанию |
3.4 |
Проба исследовательской деятельности |
Индзанятие |
3.5 |
Погружение в область исследования. Мозговой штурм «Что мне нужно для выбранной мной профессии» — профессия востребована? |
Занятие группы по расписанию |
3.6 |
Корректировка темы исследования при необходимости |
Индзанятие |
3.7 |
Гибкие навыки? Что это? Деловая игра «Самопрезентация» |
Занятие группы по расписанию |
3.8 |
Лидерские качества. Способы их развития. Игра «Привлекаю единомышленников» |
Занятие группы по расписанию |
3.9 |
Разработка идеи развития в профессии с помощью исследования форм доступных форм обучения, разработка продуктов проекта. |
Индзанятие |
3.10 |
«А я уже могу? Насколько я могу?» Деловая игра, включающая развитие компетенций 4К: Речь. Взаимодействие. Критическое мышление. Способность взаимодействия с аудиторией |
Занятие группы по расписанию |
3.11 |
Знакомство и разбор компетенции WorldSkills: по выбранному направлению деятельности IT |
Занятие группы по расписанию |
3.12 |
Сопровождение в конкурсном движении Подготовка и разработка продуктов проекта Подготовка «TED-выступления» и презентации проекта и его продуктов |
Индзанятие |
3.13 |
Представление исследовательского проекта и его продуктов «Моя профессия» |
Занятие группы по расписанию |
4. Завершение работы в программе наставничества |
||
4.1 |
Итоговая встреча (анализ реализации Программы) |
Занятие группы |
4.2 |
Участие в открытом мероприятии. Публичное подведение итогов Программы наставничества |
По графику ОО |
4.3 |
Участие в конкурсной деятельности представления проекта |
конкурс |
*Личный план не является закрытым документом, может меняться в программе
Приложение 2. Чек-лист «Профиль профессии в сфере IT (программист, разработчик)»
Составляющие профессии сферы IT |
Пояснения |
Суть профессии |
узкопрофильный специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ с помощью написания исходного кода, поиска ошибок и добавления функций с учетом поставленной задачи. Разделяют три вида программистов: - прикладные создают программное обеспечение для различных компаний и организаций, разрабатывают игры‚ бухгалтерские программы‚ редакторы‚ мессенджеры, и пр. - системные управляют базами данных, следят за работой сетей, занимаются разработкой интерфейсов и создание операционных систем, поддерживают работу существующих систем; - webспециалисты создают сайты, занимаются разработкой интернет-магазинов, соцсетей, видеохостингов, сервисов заказа и бронирования и пр. Участие в постоянном создании нового, инновационного, где часто отсутствуют готовые ответы (шаблоны) |
Человеческие качества, необходимые для профессии |
- аналитический склад ума (решение логических задач), - развитое абстрактное мышление, - техническое, инженерное мышление - внимательность к деталям - умение работать с информацией - концентрация внимания на выполнении поставленной задачи, инициативность - умение расставлять приоритеты в профессиональной деятельности - умение подстроится под изменения в рабочем процессе - умение разбираться в трендах профессии - умение доводить работу до конца - умение работать в команде, - умение не бояться трудностей, не сдаваться при первых сложностях - оперативность, ответственность, упорство, терпение, целеустремленность, усидчивость, ответственность, коммуникабельность, аккуратность, организованность, дисциплинированность, порядочность, коммуникабельность, доброжелательность, толерантность, любопытство |
Основные задачи профессии |
- описание блоков программы - разработка программного обеспечения, операционных систем - проверка на совместимость приложений - умение пользоваться условными обозначениями в коде - умение создавать подробные инструкции по эксплуатации - знание работы алгоритмов для поиска, сортировки и обработки информации - работа с библиотеками, - чтение кода - работа с системами управления |
Профессиональные навыки (Hard Skills) |
Навыки управления временем (тайм-менеджмент) Знание и применение системы здоровьесбережения людей, работающих в профессии, техники безопасности; Формирование и применение комплекса универсальных знаний и умений, навыков фундаментального характера; Алгоритмизированный подход в решении задач Умение решать разноплановые задачи Владение личной ответственностью в принятии решений; Обладание способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации; Владение умением, навыком, опытом самостоятельной деятельности, с привлечения единомышленников; Организация работы во взаимодействии с единомышленниками; |
Над профессиональные Качества (SoftSkills) |
Формирование «надмозговых» способностей), с формированием компетенций 4К - креативность, критика, коммуникация и координация; Умение выступать перед аудиторией (ораторские качества), самопрезентовать свои идеи, возможности, способности в представляемом проекте, в том числе в подготовленном TED-выступлении, научной статье, презентации подготовленного проекта на основе проведенного исследования технологической и экономической среды, сформированного общественного мнения; Умение формировать, продвигать и представлять положительный имидж-образ; Формирование способов постоянного самосовершенствования в обучении в течение всей жизни. Умение находить общий язык с коллегами и партнерами, вести переговоры |
Человеческие качества, которые не позволяют развиваться в профессии |
Лень, небрежность и перфекционизм. Программист не стоит у конвейера, отличить отдых разработчика от его работы со стороны практически невозможно, и если он ленив, то будет отдыхать всегда или почти всегда. Необходимо так организовать работу, чтобы не допускать ошибок, которые нужно выявить, исправить своевременно. Найти ошибки и исправить их намного сложнее. Небрежность приводит к большому числу ошибок и высокой цене их дальнейшего исправления. Избыточный перфекционизм не позволит закончить ни один проект без срыва сроков. |
Приложение 3. Дорожная карта
«Школьный этап в подготовке к профессиональной деятельности»
ФИО Зайцев Алексей Алексеевич класс 5А, МБОУ Лицей № 120 г. Челябинска
Учебная дисциплина, направление формирования функциональной грамотности |
Возможности развития и формирования знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, профессиональных и человеческих качеств. |
Родные и иностранные языки Формирование читательской грамотности, креативности |
- развитие коммуникативных навыков, умения общаться и находить общий язык с другими людьми, - умение работать с информацией, текстом, - умение формировать и излагать свои мысли; - умение разговаривать на других языках, возможность общаться с человеком на другом конце земле - возможность читать иностранную специализированную литературу, статьи, блоги |
Литература Формирование читательской грамотности, креативности |
- формирование мыслительной деятельности, способов грамотного изложения мыслей; - формирование способности изложения своих мыслей на основе языка классической литературы - развитие коммуникативных навыков изложения своего мнения |
Математика (алгебра, арифметика, геометрия) Формирование математической грамотности |
- развитие навыков счета без калькулятора - постоянная тренировка в решении задач, в т.ч. логических - развитие усидчивости, целеустремленности, логического мышления - развитие алгоритмического мышления - формирование внимательности - преодоление трудностей, достижение результатов |
Технология Формирование технологической грамотности |
- развитие алгоритмического мышления - развитие пространственного мышления - творческий подход в решении задач |
Основы графической грамотности (черчение) Формирование технологической грамотности |
- умение чертить алгоритмы, выстраивать алгоритмы - разработка блок-схем - развитие пространственного мышления - разработка чертежа нового компьютера - непрерывное развитие в профессии |
Информатика Формирование IT-грамотности |
- умение работать с информацией - навыки работы на компьютеры - изучение основ языков программирования - умение рисовать в графическом редакторе - аналитическое мышление |
История, обществознание Формирование глобальных компетенций |
- выявление ментальных особенностей человека в зависимости от традиционного исторического развития - формирование гражданской позиции в профессиональной деятельности |
Биология, география Формирование естественно-научной грамотности, глобальных компетенций |
- формирование знаний о человеке и окружающем мире, правилах питания, значении спорта для организма - выявление зависимости развития человека от местонахождения в мировом пространстве |
Физическая культура Дополнительные занятия спортом в секции Формирование естественно-научной грамотности |
- формирование гармоничного развития тела человека, оказывающее влияние на развитие качеств: умственной деятельности выносливости работоспособности |
Дополнительное образование Финансовая грамотность |
- создание плана применения своих денежных средств; - применение планирования движения финансов; - соблюдение финансовой безопасности. |
Дополнительное образование Формирование креативного мышления и глобальных компетенций |
- использование платформ для онлайн-образования, приобретения навыков логического мышления и изучение языков программирования, например, Учи.ру, Якласс, Лекториум, Летово, технопарк «Кванториум» и другие курсы, которые вновь появятся - курсы программирования в 1С |
Олимпиады- как способ демонстрации своих знаний |
- подготовка и участие в олимпиадах различного уровня (школьного, районного, городского, всероссийского уровней и кубка губернатора, ) |
Ежедневное планирование, в том числе по подготовке к олимпиадам, конкурсам, другим событиям Тайм-менеджмент |
- применение ежедневного режима дня; - использование ежедневного личного расписание, как навык управления временем (планируем работу, время на выполнение и завершение работы) - изучение и применение тайм-менеджмента – как способа управления личным временем |
Работа под руководством наставника |
- умение работать в команде; - планирование личного вектора развития; - способность работать по плану личного развития |
Финансовая безопасность Интернет-(информационная) безопасность |
- умение соблюдать безопасность в Интернет-пространстве, в том числе в области финансов |
Приложение 4. Форма для расчетов в Exel «Бюджет привлечения средств»
№№ |
Доходная часть бюджета, источники |
сумма доходов |
Расходная часть бюджета, целевые расходы |
сумма расходов |
Подарок от бабушки на День рождения |
1000 |
Курс робототехники январь |
1900 |
|
Подарок деда |
1500 |
|||
Подарок родителей |
2000 |
|||
Итого |
4500 |
1900 |
||
Остаток |
2600 |
|||
Карманные деньги |
1000 |
Курс… |
1900 |
|
Итого |
3600 |
1900 |
||
остаток март |
1700 |
Приложение 5. Достижения, разные дипломы
1 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
2Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области», утвержденный приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. № 01/1739.