Введение
На уроках русского языка, математики и литературного чтения мы делаем пальчиковую гимнастику, изображая с помощью пальцев и кистей рук различных животных, персонажей героев сказок. Как нам объяснил наш учитель-логопед: это для развития нашей речи. Оказывается, в коре головного мозга находится несколько отделов. Отделы речи и двигательный, который руководит движением наших пальчиков и кистей, расположены рядом. Как только начинается движение наших пальчиков и кистей, в коре головного мозга начинает свою работу двигательный центр, а он запускает речевой отдел. Соответственно, тренировка движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи детей.
Ни один ребёнок не может обойтись без игрушек. Игрушки и дети – это нормальный и обязательный образ детства. Они создают ощущение тепла и уюта, с ними комфортно каждому ребёнку. Они - настоящие наши друзья, неотъемлемые участники наших игр.
Существует большое количество видов игрушек для детей. Среди них - пальчиковые куклы ручной работы, которые приносят нам радость, учат творчеству.
Мы подумали, а если мы на свои пальчики сделаем маленькие куклы, героев сказок, то сможем даже разыгрывать различные театральные сценки. Так родилась идея создать свой пальчиковый кукольный театр. Это и стало темой нашего проекта.
Актуальность данного проекта заключается в том, что создавая пальчиковый кукольный театрсвоими руками, мы развиваем не только свои творческие способности, самостоятельность и воображение, но также мелкую моторику, которая тесно связана с развитием нашей речи, также со зрением, вниманием, памятью.
Мы поставили перед собой цель: создать пальчиковый кукольный театр своими руками. Для достижения данной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
Собрать и изучить информацию по теме проекта.
Выбрать сказки для театральных постановок.
Нарисовать эскизы персонажей сказок.
Выбрать материал, из которого будем делать кукол для театра и сцену, и изготовить их.
Научиться изображать пальцами движения героев сказок и представить спектакль с использованием изготовленных кукол.
В ходе реализации проекта использовались методы:
- работа с понятием,
- анализ,
- синтез,
- классификация,
- обобщение,
- анкетирование,
- моделирование.
Работа состояла из нескольких этапов:
1 этап: теоретический. Составление плана работы по проекту; изучение и сбор источников информации; изучение понятий «театр», «пальчиковый театр»; «устройство театральной сцены», обобщение полученных данных).
этап: практический. Анкетирование учеников начальной школы, выбор сказок, изображение эскизов персонажей сказок и их изготовление, обучение театральному представлению героев сказок с помощью пальчиковых кукол; подготовка спектакля с пальчиковыми куклами.
3 этап: обобщающий. Анализ и оценка выполненной работы; подготовка заключения по работе.
1. Основная часть
1.1. Результаты анкетирования
Перед тем как приступить к созданию пальчикового театра, мы провели опрос методом анкетирования среди учеников 1-2 классов. Анкетирование было анонимным и закрытого типа. Было опрошено 23 человека. Анкета содержала 4 вопроса. Проанализировав итоги опроса, мы выяснили, что:
22 человека знают, что такое пальчиковый кукольный театр:
17 человек не знакомы с видами пальчикового кукольного театра:
20 человек никогда не делали пальчиковые куклы:
4) все опрошенные ребята хотели бы поиграть в пальчиковый кукольный театр.
Вывод: мы решили найти и изучить информацию по теме проекта: узнать историю происхождения кукольного театра в России, познакомиться с видами пальчикового кукольного театра, сделать куклы для театральных постановок и разыграть сценки из народных сказок.
Результаты анкетирования помогли нам удостовериться в актуальности темы нашей работы, сориентироваться в её задачах.
1.2. Из истории кукольного пальчикового театра в России
Наши предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сорокубелобоку». И мы до сих пор играем.
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра. Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки.
Пальчиковый театр обладает следующими преимуществами перед остальными видами кукольного театра:
- развивает мелкую моторику, речь детей и их коммуникабельность;
- каждый из детей может сразу показать несколько персонажей;
- куклы занимают мало места и не требуют больших материальных затрат при их изготовлении.
История развития пальчикового театра очень богатая, но в специальной литературе данных о нем не очень много. Да и точного времени его возникновения тоже не нашли. Возникновения пальчиковых кукол уходит своими корнями в очень далёкие времена.
Из работы Л. Х. Липартелиани (3) мы узнали, что еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Для маленьких детей делали простую игрушку - «зайчик на пальчик». Его основу изготавливали из квадратного лоскутка, сворачивая жгутом по диагонали. Заготовку сгибали пополам, а затем обматывали ниткой, формируя кольцо, в которое просовывали пальчик ребенка. Затем обозначали мордочку зайца, а концы лоскутка оставались торчать задорными ушками. Игра с таким зайчиком помогала укреплять пальцы и руки малыша.
Детям чуть постарше мастерили бойцов с мешочками и кукол-хороводниц в ярких платочках и широких юбках. Их крепили к круглым палочкам, создавая красочный хоровод. А чтобы кукла танцевала, палочку надо было вращать пальцами. Освоив такие движения, девочки легче обучались работе с прялкой и веретеном. В свою очередь, умение ловко играть с парными куклами-борцами помогало мальчикам плести лапти.
Доступная в быту – глина – также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки.
Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр, а может быть и целых спектаклей.
В старой России не было государственных кукольных театров (1). На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
Многие деятели культуры создали для кукольников произведения.
Сегодня одним из самых известных кукольных театров в России считается театр кукол Сергея Владимировича Образцова (7), который находится в Москве на Садово-Самотечной улице, д. № 3.
Таким образом, в нашей стране пальчиковые куклы известны давно. В каждой семье были свои куклы, которые служили не только для развития творчества, но и воображения, внимания, общения, но главное – речи. Сегодня во многих городах России есть кукольные театры, в которых пальчиковый кукольный театр является их частью.
1.3. Виды пальчиковых театров
Существуют несколько видов пальчиковых театров (основание классификации - материал, из которого изготовлены куклы) (5):
1. Пальчиковый театр из бумаги.
2. Пальчиковый театр из ткани.
3. Пальчиковый театр из бросового и природного материала.
4. Деревянный пальчиковый театр.
5. Вязанный пальчиковый театр.
6. Пальчиковый театр из шерсти.
7. Пальчиковый театр «Кукольные головки» (изготовлен из резины или пластмассы).
Мы попробовали сделать пальчиковых кукол из различных материалов и с уверенностью можем сказать, что делаются они просто. Например, для пальчикового театра из ткани мы брали два куска плотной материи (джинсовая ткань), сшивали или склеивали их по краям но размеру пальца. Рисовали фломастерами лицо персонажа, его руки, волосы, одежду. Когда основная ткань была слишком темной, то мы предварительно вырезали все важные части куклы из бумаги или другой ткани и приклеивали их на основную форму.
Мы делали пальчиковые куклы из скорлупы яйца, которая служила головкой куклы. Для этого мы сначала выдували содержимое яйца, сделав по дырочке вверху и внизу яйца. Затем одну из дырочек расширяли, чтобы в это отверстие мог пройти палец. Это очень тонкая работа и в ней нам помогали родители. Затем мы промывали скорлупу, сушили её и только после этого рисовали части лица куклы при помощи кисточек и красок. Лицо куклы получалось ярким и выразительным. Но у этой куклы один большой недостаток – она слишком хрупкая. Однако, мы догадались сделать подобную игрушку из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза.
В целом, для пальчикового театра можно использовать не только разные материалы, но и разные формы: шар, куб, цилиндр. В дело пойдут мелкие пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг — и можно найти то, что поможет реализовать вашу идею.
2. Практическая часть
На втором этапе нашей работы мы выбрали русские народные сказки для постановки спектаклей. Это сказки "Репка" и "Колобок" (2; 4). Почему мы выбрали их? Эти сказки знают все ребята. К тому же нам очень хотелось показать наши спектакли детям из детского сада. Поэтому именно это и определило выбор сказок.
Дальше мы распределили роли между собой. Выбрали ребят, которые могут четко говорить, интонациями выделять главное. Но главное – учитывали желание играть в спектакле (6).
Следующим шагом был выбор материала, из которого будем делать героев сказок. Решили, что фетр самый лучший материал, с которым мы справимся и аккуратно подготовим персонажей сказок. Он легок в обработке, мягкий для пальцев, но в то же время держит форму.
Интересным был шаг, где мы рисовали эскизы персонажей сказок, декораций, самой сцены. Рисовали абсолютно все, но выбрали те варианты, которые понравились большинству ребят. На фото 1 представлен этот шаг нашей работы.
Фото 1. Прорисовка сказочных персонажей.
Все описанные выше шаги это подготовительная работа практической части. Дальше – сама работа: изготовление, опробование, репетиции. Хотим сказать, что не сразу всё получалось. У нас не было навыков работы с клеевым пистолетом, много раз обжигали свои пальцы, не всегда ровно вырезали фигурки из фетра. Но мы подбадривали друг друга. Ведь у нас была одна на всех цель!
Далее на фото 2-4 вы сможете увидеть отдельные шаги нашей работы.
Фото 2. Вырезание из фетра сказочных персонажей.
Фото 3. Склеивание деталей и примерка куклы на палец.
Фото 4 . Изготовление сцены.
Но самое трудное нас ожидало дальше, когда стали репетировать сцены из русских народных сказок "Колобок" и "Репка". Надо было соблюдать дисциплину, научиться договариваться друг с другом, уступать, слышать друг друга, быть внимательными. Ведь хороший спектакль – это умение работать с партнером, а не проигрывать только свою роль.
Через время, несмотря на все трудности, у нас стало многое получаться. Мы даже показали свои постановки ученикам 1 и 2 классов, и только потом – ребятам детского сада.
На фото 5 показаны все изготовленные нами реквизиты для спектаклей.
Фото 5 . Готовимся к премьере.
Заключение
После того, как вся работа была завершена, показаны спектакли, мы сделали главный вывод, что пальчиковый кукольный театр — это кропотливое, трудоемкое, но очень интересное занятие! Мы достигли своей цели, задачи решены.
Какие выводы мы для себя сделали:
1) Пальчиковый кукольный театр – это особый вид искусства, который имеет свою интересную историю.
2) Мы попробовали себя в разных ролях: художниками кукол, сценаристами, мастерами кукол и сцены, актёрами.
3) В ходе создания пальчикового театра мы научились работать в паре, группе, научились прислушиваться к мнению других, выполнять кропотливую работу.
4) Работа пальцами при изготовлении персонажей сказок и в ходе репетиций и показа спектаклей помогла развитию нашей речи. Он стала более четкой, ритмичной, яркой. Кисти и пальцы рук стали сильными, подвижными, гибкими. А это так помогало нам в освоении навыка письма.
5) Мы заметили, что работа над игрушками, репетиции спектаклей помогают развивать свои творческие способности, самостоятельность и воображение.
Собственный кукольный пальчиковый театр – это позитивные эмоции, хорошее настроение и интересный опыт!
Список использованных источников и литературы
1. Из истории кукольного театра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.letopis.info/themes/theatre/iz_istorii_kukolnogo_teatra.html, свободный.
2. Колобок. Сказка Колобок. Русские народные сказки для детей. Пальчиковый театр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/10221960634864751285, свободный.
3. Липартелиани Н. Х. Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/54335, свободный.
4. Мастер-класс. Сказка "Репка". Игрушки из фетра. Пальчиковый театр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/12307709203320123679, свободный.
5. Пальчиковый театр "Сказка на ладошке". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/18255702758216254512, свободный.
6. Творческий Мастер-Класс «Пальчиковый театр» из фетра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/216117462048230855, свободный.
7. Театр кукол им. С. В. Образцова. История театра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/teatr/298/, свободный.