Про мастеров и умельцев. Русские традиции

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Про мастеров и умельцев. Русские традиции

Сафронов В.Р. 1
1МОУ "Большеижорская школа"
Иванова С.Б. 1
1МОУ "Большеижорская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы.

С самых древних времен человек стремится что-то создавать своими руками. За много веков человек изобрёл очень много полезных вещей. Но не менее важно для человека и занятие ремеслом. Видов де­коративно-прикладного искусства очень много. Некоторые вещи умельцев и мастеров настолько значимы и необычны, что ими можно не только восхищаться, но и изучать историю, культуру и быт наших предков.

Русский народ богат любо­вью своей к родной земле, к своим традициям. Знакомясь с русскими народными промыслами, мы понимаем, сколько труда и терпения в них вложено, с какой любовью они создавались. Традиционные народные промыслы часто выставляли на ярмарках, куда съезжался народ со всех ближайших деревень и сел и куда приходили мастера-умельцы с различными интересными товарами.

Данная тема очень актуальна, ведь мы должны помнить свои традиции, приобщаться к своей культуре.

Проблема проекта: наши русские традиции очень важны для каждого человека, однако современные школьники мало знают направления декоративно-прикладного искусства.

Цель работы: изучить русские традиционные народные промыслы, работы мастеров и умельцев.

Этапы работы над проектом:

- Выбор темы.

- Формулировка проблемы, постановка цели.

- Планирование работы.

- Подбор и изучение литературы и иных источников.

- Проведение опроса.

- Создание продукта.

- Оформление проекта.

- Защита проекта.

Задачи работы:

- рассмотреть что такое ремесло;

- описать виды русских народных промыслов;

- провести опрос;

- создать продукт;

- оформить проект.

Гипотеза: мы предполагаем, чтосоздать поделку (игрушку) по мотивам дымковской игрушки сможет каждый, нужны только материалы, инструменты и желание.

Объектом исследования являются ремесло.

Предмет исследований - виды декоративно-прикладного искусства и работы мастеров.

Методы и приемы исследования и работы над проектом: поиск и изучение литературы, исторический метод, сопоставление фактов, анкетирование, прикладной, обобщение собранных материалов.

1. Характеристика народных промыслов

1.1. Что такое ремесло?

О том, что ремесло значимо для человека можно судить по таким пословицам и поговоркам: «С ремеслом не пропадешь. Без ремесла-как без рук. Было ремесло, да быльем поросло. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Ремеслу везде почет. Ремесло за плечами не висит (не тяготит). Ремесло кормилец. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет и др.».

Ремесло – это мелкое ручное производс­тво разных изделий и товаров, которое существовало с древних времен еще до появления современной машинной техники и сохранившееся по сей день [6]. Сначала у кочевых народов появилось домашнее ремесло (предметы одежды, посуда). С переходом к оседлому об­разу жизни и развитием земледелия ремеслен­ники стали объединяться в отдельную группу населения. Их стали называть городские ремесленники.

Ремесленник - это человек, обладающий одним или несколькими видами умений (ремесел) и делающий на заказ и для продажи изделия своими руками.

Например, в Киевской Руси в XII в. были известны 40 ремес­ленных специальностей. Развитие ма­нуфактур хотя и потеснило ремесло, но не привело к полному его исчезно­вению [8]. Оно превращается в кустарное производство, народные промыслы, которые продолжают существовать даже в самых развитых странах.

2. Виды русских народных промыслов

В русском декоративно-прикладном искусстве важное место занимают народные художественные промыслы, которые раз­вились из деревенских ремёсел. И по сей день славятся свои­ми мастерами Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино, Скопин, Сергиев Посад, Дымково, Филимоново, Вологда, Абрамце­во и ещё множество других русских городков и деревень [2].

В работах мастеров народных художественных промыслов отражены обычаи и традиции русского народа, его душа.

- Городецкая роспись.

Городец, или Малый Китеж, как его называли в стари­ну, жил бойкой, интересной жизнью. По Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам - конные обозы.

Много людей побывало в Городце, и все они не пере­ставали удивляться умению городецких мастеров и корабли строить, и красивой росписью утварь украшать.

А те и вправду украшали всё подряд: сундуки, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие пред­меты обихода.

Городецкие росписи яркие, весёлые, как и жизнь самого города. На них изображались сцены из повседневной жизни крестьян и купцов. Любили мастера расписывать вещи пыш­ными розанами, птицами и животными. То ярко-зелёный фон мастер выберет, то красный, то глубокий синий, а иногда и чёрный. Так и расплёскивается многоцветие городецкого колорита [8].

- Жостовская роспись.

В первой половине XIX века в деревнях Жостово, Троиц­кое и Новосельцево Московской губернии народные умельцы стали изготавливать металлические подносы - для подачи пищи, под самовары или просто как украшение.

Смотреть на них одно загляденье - как в сад волшебный попадаешь. На чёрном фоне выводит мастер цветочный букет, где чередуются крупные садовые и мелкие поле­вые цветы. А край подноса украшается, словно старинная рама для картины, «золотым» орнаментом. И всё в работе наполнено светом, словно лучи солнца пробегают по цве­там, листьям, ягодам.

- Хохломская роспись (Хохлома).

Этот старинный русский народный промысел зародился в XVIII веке в округе Нижнего Новгорода, на левом берегу Волги.

Старинное предание гласит, что жил когда-то в ниже­городских лесах, на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришёл, нам неведомо. Вырезал тот человек де­ревянные чашки да ложки и так их расписывал, что каза­лись они сделанными из чистого золота.

Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?» И послал солдат, чтобы до­ставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять приказ, но найти чудо-мастера не смогли. Ушёл он неве­домо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

- Тульский пряник.

Тульский печатный пряник стал уже давно символом города Тулы. Это лакомство появилось с XVII века и сегодня поражает разнообразием своих рисун­ков («печатей») и начинок. Пряники в Туле делают не только круглые и квадратные, но и в виде птиц и зверей [8].

- Матрёшка.

Матрёшке досталась особая слава и любовь.

Её считают символом России - под­линно русским сувениром для гостей из других стран.

Родиной русской матрёшки считается город Сергиев Посад (Загорск). В конце XIX века по эскизу художника С. В. Ма­лютина токарь В. П. Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. Малютин расписал её - получилась девочка в са­рафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидел куклу и, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор так и зовут эту игрушку - матрёшка.

- Палехская миниатюра.

Палех – это посёлок в Ивановской области, который славится своими расписными шкатулками. Роспись по шкатулкам обрела популярность в Российской Империи в середине XVIII века. Основной сувенир из Палеха - это всевозможные изделия с палехскими миниатюрами: шкатулки, броши, заколки для волос и др. 

Дымковская игрушка - старинный рус­ский промысел, который существует на Вятской земле уже более 400 лет.

Когда-то очень давно на берегу реки Вятки построили наши предки город, окру­жили его крепостными стенами и глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение - слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявый дымок из печных труб поднимался к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дым­ковской. Но не только караваи хлеба поспевали в жарких печах... В Дымковской слободе жили умельцы гончары.

Лепили они из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Сле­пят - и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не для забавы детворы, а для того, чтобы по весне весёлым свистом встречать Ярилу - бога солнца и плодородия.

Таким образом, русские мастера всегда славились своими удивительными работами и различными видами народных промыслов.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Многие мои сверстники знают различные виды ремесел и декоративно-прикладного искусства, однако не все умеют их правильно определять. Я решил провести опрос, насколько мои одноклассники знают о видах русского декоративно-прикладного искусства. Для этого была составлена анкета (Приложение) и опрошено 20 человек.

Опрос показал (рис.1), что мои одноклассники лучше всего знают матрешку (20 чел.), тульский пряник (18 чел.), хохломскую роспись (15 чел.), дымковскую игрушку (12 чел). Плохо знают городецкую роспись (3 чел.). Совсем не знают жостовскую роспись и палехскую миниатюру.

Рисунок 1. Ответы на вопрос: «Какой из этих видов декоративно-прикладного искусства ты знаешь?»

Так же в анкете были представлены различные виды декоративно-прикладного искусства, а одноклассникам следовало угадать что же изображено на картинке.

Число правильных ответов одноклассников:

- Городецкая роспись – 4,

- Тульский пряник – 20,

- Жостовская роспись – 1,

- Хохломская роспись (Хохлома) – 14,

- Матрёшка – 20,

- Дымковская игрушка – 16,

- Палехская миниатюра – 2.

Таким образом, тульский пряник и матрешку смогли угадать все, дымковскую игрушку и хохломскую роспись – правильно угадали половина ребят. Остальные направления ребята знают не очень хорошо.

2.2. Создание продукта

Чтобы лучше понять тему проекта, я решил сам попробовать создать рисунок и игрушку в стиле дымковская игрушка.

1 этап. Сначала я изучил виды дымковской игрушки и решил создать лошадку, т.к. очень люблю лошадей. Затем нарисовал эскиз будущей игрушки (рис.2).

Рисунок 2. Рисуем эскиз будущей игрушки

2 этап. Раскрашиваем наш рисунок акварельными красками (рис. 3, а, б).

а) б)

Рисунок 3. Раскрашиваем рисунок

3 этап. Создаем аппликация дымковской лошадки (рис.4). Вырезаем контур лошадки (рис.4, а), Приклеиваем к картону (рис. 4, б), Готовые рисунок и аппликация (рис.4, в).

а) б) в)

Рисунок 4. Создание аппликации

4 этап. Создаем дымковскую игрушку из глины. Для этого берем глину белого цвета, которая застывает на воздухе, стеки и доску для лепки.

4.1. Разделяем глину на отдельные части (ноги, туловище, грива и т.д.) (рис. 5, а). Вылепливаем туловище, ноги, гриву (рис. 5, б). Соединяем части между собой (рис. 5, в).

а) б) в)

Рисунок 5. Создание игрушки из глины

4.2. Готовую игрушки из глины оставляем хорошо просохнуть. На это может уйти несколько дней (рис. 6).

Рисунок 6. Оставляем лошадку высохнуть

4.3. Когда фигурка лошадки высохнет, раскрашиваем ее (рис. 7)

Рисунок 7. Раскрашиваем фигурку

4.4 Покрываем лошадку лаком (рис.8).

Рисунок 8. Покрываем лошадку лаком

4.5. Фигурка лошадки из глины готова (рис. 9).

Рисунок 9. Готовая фигурка лошадки из глины

Таким образом, создать дымковскую игрушки можно в различных техниках: рисунок, аппликация, глиняная фигурка. Глину для лепки и инструменты можно приобрести в любом канцелярском магазине. Процесс этот очень увлекательный и интересный.

Заключение

Цель данной работы достигнута, были изучены русские традиционные народные промыслы, работы мастеров и умельцев.

Гипотеза подтверждена, у меня действительно получилось создать поделку (игрушку) по мотивам дымковской игрушки.

Анализ показал, что о мастерах, умельцах и видах ремесла написано не мало.

Народные художественные промыслы - это особая область народного искусства, которая совмещает в себе русские традиции и культуру.

Современные умельцы создают поистине уникальные изделия, которые знают и ценят во всем мире. Они вкладывают всю свою душу и любовь в создание этих изделий, передавая традиции из поколения в поколение.

Мы доложены помнить традиции наших предков, уважать и знать их.

Проведенный опрос показал, что современные школьники не так хорошо знают виды декоративно-прикладного искусства. Конечно, русскую матрешку и тульский пряник знают почти все, но есть много и других направлений декоративно-прикладного искусства.

Чтобы лучше понять тему проекта, я решил сам попробовать создать рисунок и игрушку в стиле дымковская игрушка. Я сделал рисунок, аппликацию и игрушку из глины в стиле дымковской игрушки. Работа над созданием продукта мне очень понравилась, она была увлекательная и интересная.

Изучая эту тему, я узнал много нового:

- я узнал, что такое ремесло;

- я научился определять различные виды декоративно-прикладного искусства;

- я сам создал дымковскую игрушку в разных техниках.

В дальнейшем я хотел бы продолжить изучение данной темы и изучить более подробно отдельные направления декоративно-прикладного искусства, а так же узнать и о других традициях русского народа.

Список использованных источников:

  1. Андрианова Н.А. Удивительная Россия : детская иллюстрированная энциклопедия / Ната­лья Андрианова. - Москва : Эксмо, 2020. - 240 с.

  2. Безкоровайная Е.В. Энциклопедия младшего школьника / Безкоровайная Е.В., Бере­стова Е.В., Вакуленко Н. «П., и т. д. - М. : Эксмо, 2013. - 720 с.

  3. Говорова М.Е., Смирнова М.А. Проблема сохранения и возрождения традиционных народных ремёсел и промыслов в наши дни // Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн. Коллективная монография. Уфа, 2018. С. 48-61.

  4. Новейший полный справочник школьника : 1-4 классы. - 2 изд., испр. и доп. - Москва : Эксмо, 2018. - 576 с.

  5. Радаева В.С. Традиционная народная культура России (обычаи, художественные промыслы, танцевальный фольклор): проблема сохранения и развития // Журнал института наследия. 2023. № 1 (32).

  6. Смирнова Л.Э. Народные промыслы и ремесла Сибири : учебно- наглядное пособие / А.Э. Смирнова, Ю.Х. Абаев. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 260 с.

  7. Халиуллина Р.Р. Традиционный народный художественный промысел России, его сохранность и передача // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 76-80.

  8. Энциклопедия для детей от А до Я. В 10 т. Т. 8. Пос. - Сло/отв. ред. А. А. Ратина, А. Н. Евсеевичева. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. - 320 с.

  9. Приложение

Анкета

1. Какой из этих видов декоративно-прикладного искусства ты знаешь?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

2. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

3. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

4. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

5. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

6. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

7. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

8. Какой вид декоративно-прикладного искусства здесь представлен?

А. Городецкая роспись

Б. Тульский пряник

В. Жостовская роспись

Г. Хохломская роспись (Хохлома).

Д. Матрёшка.

Е. Дымковская игрушка

Ж. Палехская миниатюра

Просмотров работы: 186