Изготовление русской ручной деревянной прялки украшенной Мезенской росписью

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изготовление русской ручной деревянной прялки украшенной Мезенской росписью

Фёдорова Я.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Гимназия №174», Советского района, г.Казани
Михалева В.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №174", Советского района, гор.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1.Актуальность проекта

«Народное, или как его ещё называют, прикладное наше искусство, есть явление древнего происхождения, связанное со стойкими условиями нашей истории, раньше всего с земледелием, с исторической разноплеменностью, с неограниченным богатством сырья и огромностью территории.

На протяжении веков эти факторы сделали русское прикладное искусство явлением сложным и мозаичным, многогранным перевоплощением востока, запада, севера и юга в единственное в мире, по-своему цельное творчество, в котором и сегодня ещё живы и видны отпечатки каменного века, античного совершенства, итальянской сочности и сурового северного уклада».

Л.Г.Оршанский

Ни одно орудие труда не получило столь разнообразных форм и не украшалось с такой любовью, как прялка. Каждая наделена неповторимыми чертами, имеет свой, особый «характер». Фантазия народа создала и могучие, как монументы, прялки-лопаты, и прялки-лепестки на фигурных стройных ножках, и прялки – башенки, напоминающие изящные архитектурные сооружения. Некоторые убраны «серёжками» и бусинами или, словно венцы, несут на своих хрупких лопастях резные навершия, иные напоминают плывущего лебедя.

В современном мире актуальность проблем этнической истории народов различных регионов нашей планеты возрастает с каждым годом. Повышается интерес людей к своему историческому прошлому, к тем трансформациям, которые пережил его народ в процессе своего многотысячелетнего становления, русские люди не исключение. Как и представителям нашей многонациональной страны русский человек тянется к своим корням и через изучение истории и культуры своего народа ищет ответы на многие вопросы и находит не только ответы на них, но и опору, черпает силы и мудрость для воспитания подрастающего поколения.

Одним из интереснейших явлений в русском народном искусстве стали деревянные ручные прялки - древнейшие приспособления для изготовления пряжи. И хотя в процессе прядения основную роль всегда играло веретено, именно прялке суждено было стать символом женского рукоделия, а в обобщённом смысле – символом женской доли.

Объектом данного исследовательского проекта является русская прялка.

Предметом данного исследовательского проекта является изготовление русской прялки украшенной Мезенской росписью.

1.2.Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является изучение русского народного искусства, через изучение русской деревянной ручной прялки.

Основной задачей, поставленной нами в данной работе, является:

- изучить литературный материал и классификации русской прялки;

- изучить особенности вологодской ручной деревянной прялки;

- изучить особенности мезенской росписи;

- изготовить русскую деревянную ручную прялку с Мезенской росписью.

2.Основная часть

2.1. Исследование исторической литературы по традициям

русской прялки.

В русской традиции пряхам покровительствовала богиня Макошь (Мокошь) – единственное женское божество в составе киевского пантеона Владимира. С принятием христианства функции Макоши перешли к св. Праскеве Пятнице, но образ её в северорусской вышивке продолжал господствовать вплоть до начала ХХ века.

По повериям, Макошь наблюдала за прядущими женщинами и строго наказывала тех из них, кто осмеливался прясть в посвящённый ей праздничные дни или выказывал нерадение. Если пряха дремала, а веретрно её продолжало вертеться считалось, что за неё прядёт Макошь.

Вся жизнь русской женщины так или иначе связана с прялкой. Ещё в пятилетнем возрасте её сажали за маленькую детскую прялочку, на которой она выпрядала свою первую нить. Впоследствии эту нить нередко использовали в качестве оберега. Так, например, перед свадьбой мать опоясывала ею свою дочь – невесту по голому телу, чтобы уберечь её от порчи и сглаза.

А годы девичества она должна была наткать и напрясть столько, чтобы хватило и на приданное, и на красивый костюм, и на подарки родным. Самыми обидными прозвищами для девочек – подростков были «непряха» и «неткаха». Для того, чтобы «привязать» новорожденную девочку к рукоделию, пуповину её обычно перерезали на веретене (у мальчиков, соответственно, но стреле или топорище).

Когда девушка становилась взрослой, для неё покупали новую нарядную прялку или дарили её старую, доставшуюся от бабушек и прабабушек. Если отец девушки был мастеровым, он изготавливал ей прялку собственноручно, вкладывая в неё всю свою душу.

Доминирующую роль играла прялка на знаменитых «посиделках» или «супрядках». Церемонии посиделок подробно описаны в этнографических материалах, из которых видно, что к играм и танцам молодёжь обычно приступала только после того, как иссякли «уроки», т.е. принесённая из дома кудель для пряжи.

Прялка на посиделках выступала своего рода «визитной карточкой» девушки, поэтому её украшению придавалось особое значение. «Девичий быт всегда разукрашен и декоративен, - пишет В.С.Воронов, - прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала её наравне с одеждами, бусами и лентами».

На Двине, как и во многих других местах, прялки и дома делали одни и те же мастера: совершенствуя мастерство из поколения в поколение, они на прялки переносили черты древней северной архитектуры, воспетой ещё в былинах:

…Терема то все златоверховатные…

Каждая с маковкой – жемчужиной…

Вот почему и эти прялки были похожи по форме друг на друга, как сестры близнецы.

Встречались семьи, в которых мужчины занимались столярным делом и резьбой по дереву, женщины занимались окраской этих вещей. Были семьи, где все члены семьи занимались окраской вещей по заказу крестьян, в том числе и прялок. Такой была и семья Матвея Гавриловича Амосова, мастера по окрашиванию, потомка вольных новгородцев, не желавших принимать власть Московского царя Ивана III ушедших с боярыней Марфой Борецкой в леса на Двину… Было у него шестеро детей, пять сыновей и дочь, Пелагея Матвеевна, которая из своих девяноста прожитых лет пятьдесят лет занималась окрашиванием крестьянских вещей. Работала бы и дальше, да перестали заказывать у неё прялки, в магазине можно стало купить разную ткань… Но именно она поделилась, в своё время технологией своей семьи при подготовке к росписи, и росписи прялки с сотрудниками Государственного Исторического музея, участниками этнографической экспедиции. И мы в своей работе старались опираться на её советы, но при этом использовали современные материалы, которые хоть немного, но облегчили нам работу над нашей прялкой. Вот, как готовили к окрашиванию прялки в семье Матвея Гавриловича Амосова….

Работа по окраске, довольно сложная и кропотливая, проходила по раз заведённому порядку. На окраску одной прялки уходило не менее двух дней: ведь украшали обе её стороны, ножку, донце да ещё каждый выступ-кружочек. При этом использовали такие инструменты как циркуль и линейка.

Начинали окраску с «грунтовки» - обмазки всей поверхности массой из клея с мелом: это для того, чтобы краска не уходила в дерево и не тускнела. Высохшую грунтовку прочищали пемзой: поверхность должна быть гладкой, без шероховатостей. После грунтовали ещё два раза белилами, сначала более жидкими, потом гуще и опять давали высохнуть. Затем начинали «расчерчивать» всю прялку по линейке – делить её на участки, циркулем делали кружочки в каждой «бобошке», в «серёжках и в выступах ножки – сё с обеих сторон». Затем начиналось самое важное – выклеивание листочками сусального золота тех мест, которые должны были быть золотыми. От количества золота зависела цена прялки. Когда золото приклеивалось и высыхало, начиналось «крашение» - наведение рисунка. Рисунок попроще делали от руки, а более сложные переводили с бумажных трафаретов, которые передавались по наследству от отца и деда.

За зиму удавалось окрасить и продать примерно пятьдесят прялок, работу над росписью прялок начинали с осени («с покрова»)и заканчивали в марте. Весной и летом не работали – много было дел в поле и огороде.

2.1.1. Кирилло-Белозерский музей-заповедник,главный музей Вологодчины.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник, главный музей Вологодчины, прославился самой крупной в стране коллекцией прялок. Этим летом он провёл всероссийскую выставку, на которой на нескольких площадках были представлены около шести тысяч предметов. Особый интерес у специалистов вызвали произведения пермогорских, ракульских, борецких, пучужских, тоемских, важских, уфтюжских изделий XIX - первой половины XX века. Профессионалы заверили: "Выставка "Прялки Северной Двины" позволила раскрыть историю самобытного прялочного промысла, являющегося культурным наследием Российской Федерации".

Оценить уникальность проекта смогли представители Русского музея, Государственного исторического музея, Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук (Санкт-Петербург), Национального музея Республики Коми, Вологодского государственного музея-заповедника, музея "Малые Корелы" (Архангельская область), Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина, Красноборского историко-мемориального и художественного музея им.С.И. Тупицына (Архангельская область), Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера".

Кирилло-Белозерский музей-заповедник хранит в себе более 80 000 экспонатов. Предметы представлены в постоянных экспозициях, на выставках и закрытых фондах. Коллекция прялок составляет более 4000 экспонатов. Познакомиться с ней можно в открытом фондохранилище Белозерской башни.

2.2. Конструкция русской деревянной ручной прялки.

По своей конструкции русские деревянные ручные прялки делились на корневые (копылы) и разъёмные (составные). И те и другие состояли из двух главных частей, вертикальной лопасти, на которой укреплялась кудель, и горизонтального донца, на котором сидела пряха (в простонародье эту часть прялки называли «поджоп-ницей»).

Корневые прялки вырезались из целого куска дерева: донце – из корня (копыла), лопасть – из «прямизны» (древесного ствола).

2.3. Классификации русской прялки.

Первоначальную классификацию русских прялок привёл в своём знаменитом альбоме Граф Алексей Александрович Бобринский - русский археолог, политический и государственный деятель. Праправнук императрицы Екатерины II и её фаворита Г. Г. Орлова.

Он разделил их на восемь типов: шесть по географическим признакам и два по технике обработки, по строению (один тип выделен на основе стилевых особенностей декора («под влиянием городского и помещичьего быта», другой по основному приёму резьбы (прялки прорезные).

В.С. Воронов, собиратель и исследователь народного художественного творчества, является одним из основателей советской науки о народном искусстве, также принял за основу классификацию А.А. Бобринского, но изменил некоторые названия и сократил количество типов прялок до семи.

Авторы каталога «Русские прялки» предпочли более длинный список.

- городецкие прялки;

Ни одну из известных классификаций нельзя назвать достаточно полной и объективной, поскольку точные границы бытования того или иного типа прялок определить практически невозможно, а стало быть, любые наименования таких типов являются всего лишь условными.

Нами была составлена сравнительная таблица классификаций русской прялки.

Сборная сравнительная таблица классификации

русской деревянной ручной прялки.

Алексей Александрович Бобринский

(русский археолог, политический и государственный деятель)

Василий Сергеевич Воронов

(собиратель и исследователь народного художественного творчества)

Авторы каталога «Русские прялки» Тарановская Наталья Васильевна (старший научный сотрудник Государственного Русского музея, известный специалист по народному искусству)

Мальцев Николай Васильевич(кандидат искусствоведения)

По географическому признаку:

- вологодские прялки;

- поморские прялки;

- мезенские прялки;

- тверские прялки;

- ярославские прялки.

По географическому признаку:

- вологодские прялки;

- поморские прялки;

- мезенские прялки;

- тверские прялки;

- ярославские прялки.

По географическому признаку:

- вологодские прялки;

- поморские прялки;

- мезенские прялки;

- тверские прялки;

- ярославские прялки.

Отличия между тремя предложенными классификациями

русской деревянной ручной прялки.

-двинские прялки;

По строению:

Один тип выделен на основе стилевых особенностей декора («под влиянием городского и помещичьего быта»).

Другой по основному приёму резьбы (прялки прорезные).

- ярославско-костромские прялки;

-архангельско-вологодские прялки;

- городецкие прялки;

- костромские прялки;

-новгородско-петербургские прялки;

- олонецкие прялки;

-северодвинские прялки;

Проанализировав содержание составленной нами таблицы, мы пришли к выводу, что во всех таблицах есть повторяющиеся типы прялок, но есть и отличия, они выделены в таблице зелёным цветом.

В то же время во всех классификациях русских деревянных ручных прялок присутствуют “Вологодские” прялки.

2.4. Вологодский тип русской деревянной ручной прялки.

Так случилось, что интерес к русскому народному искусству впервые проявился в середине 19 века, исследователи занимались, в основном, классификацией деревянных ручных прялок, ареалами их распространения и в лучшем случае- анализом их стилистических особенностей, практически не уделяя при этом внимания вопросам хронологии и даже не пытаясь хотя бы в общих чертах восстановить их «родословную».

В.С.Воронов, отметил: «Вологодский тип русской деревянной ручной прялки следует считать древнейшим по времени возникновения, далеко уходящим за пределы хронологических цифровых данных, представляемых прялками». Действительно, форма вологодских корневых прялок, вырезавшихся из целого куска дерева, по своей древности намного превосходит все остальные типы русских прялок. Любопытно, что в Новгороде, откуда, по мнению большинства искусствоведов, пришла на север «культура», археологи не обнаружили ни одной прялки корневого типа.

М.В.Суров, отметил: «Примитивная форма вологодской прялки, напоминающей «простую рабочую лопату», её суровый и грубый облик, её громоздкость и тяжеловесность настолько красноречиво говорят о её древнейшем происхождении, что сравнивать с нею вычурную, лёгкую, хрупкую и изящную прялку ярославского, костромского и грязовецкого типов мне представляется просто-напросто несерьёзным: разница в «возрасте» между ними составляет как минимум 1,5 тысячи лет!».

Интересен и тот факт, что самую древнюю корневую прялку на территории России археологи обнаружили именно в Вологодской области на реке Модлона, соединяющей озеро Воже и Вешозеро, в торфяном слое начала 2 тысячелетия до нашей эры, вместе с семенами культурного льна.

2.4.1.Строение Вологодской русской деревянной ручной прялки.

В нижней части лопасти вологодских прялок обычно помещалось схематическое изображение земли в виде пересечённых квадратов, ромбов и треугольников, над ним - солярный знак либо символ «белого света» (Вселенной) с обращёнными внутрь лучами.

Серги на нижней части лопасти изображали соответственно восходящее и заходящее солнце, а венчающие лопасти «городки» - его дневной путь.

2.4.2.Классификация Вологодской русской деревянной ручной прялки.

Классификация Ольги Владимировны Кругловой прялок Вологодской губернии: тарногские прялки; кулойские прялки; нюксенские прялки; никольские прялки; тотемские прялки; прялки Печенеги; прялки Погорелова; прялки Бирюкова; прялки Чуркова; прялки Толшмы; прялки Совеги; прялки грязовецкие; прялки с Шексны; прялки Новгородские.

Косвенно отношение к Вологодчине имеют прялки Мезени и Северной Двины. Оба эти района в своё время входили в состав Вологодчины, а изделия мастеров Палашелья, Борка, Пермргорья и Ракулки широко бытовали в пределах Вологодской губернии.

В данном проекте мы не ставили перед собой цели описать все разновидности русских прялок, и составить их полную классификацию, прялки настолько разнообразны и в то же время имеют столько схожих черт, что в рамках нашего проекта, фактически невозможно полностью выполнить столь большую работу.

Настоящий исследовательский проект не ставит перед собой целью описать все разновидности русских прялок. Разновидностей прялок так много, что можно предположить, что при проведении очередной экспедиции научными работниками музеев России, на Вологодчине или в любой другой области России, в классификации русских ручных прялок прибавиться несколько наименований. Поскольку в каждом из перечисленных в классификации прялок районов наверняка найдутся две-три деревушки, прялки которых хоть чем-то отличаются от прялок соседских деревень.

2.5. Традиции мезенской росписи русской прялки.

Корневые мезенские прялки. Главным их отличием является каллиграфическая роспись с чёрным контуром по золотисто-жёлтому фону («скоропись»), тематика которой удивительно близка к наскальным рисункам (петроглифам) Русского севера.

Лопасть мезенской прялки разбита на горизонтальные фризы, в центре композиции – две полосы с ритмично бегущими оленями и конями. Обратную сторону лопасти занимают пароходы, сцены охоты, рыбной ловли, верховой езды. Для мезенской росписи характерны контурные, графические фигуры живописных, фигуры птиц с ярко выраженными S-образным контуром. Характерной особенностью росписи является многоярусность. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три яруса, причем, в нижнем и среднем главными фигурами представляются кони (олени), в верхнем – птицы. По всей вероятности, выделенные ярусы соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному. Представления о трех мирах широко бытовало у мезенских коми, как и у многих других народов.

Возможен и другой подсчет изображаемых на прялках ярусов. Если принять во внимание геометрические ряды, разделяющие рассмотренные выше ярусы, то получится семиярусное деление прялки. Число 7, так же, как и 3, характерно для представлений о вертикальном делении мира. Прялки всегда связаны с семейной жизнью, а следовательно и с продолжением жизни, с судьбой.

«Всё в этих прялках преисполнено значительности: олени и кони изображены, словно в торжественном ритуальном беге», - пишут составители альбома «Русские прялки» Н.В. Тарановская и Н.В.Мальцев.

Центром промысла Мезенских прялок являлось село Палашелье на реке Мезени, практически всё мужское население, которого занималось изготовлением прялок. Наибольшую известность получили мастера Новиковы, Федотовы, Кузьмины и Аксёновы.

Популярность мезенских прялок была огромной: их вывозили на Северную Двину, Пинегу, Печору и даже Онегу. Кроме того, в целом ряде мест образовались центры подражательной росписи: село Покшеньга на реке Пинеге, деревня Кеба на реке Вашке, деревня Сельцо на нижней Двине.

Основными элементами мезенской росписи являлись олени и кони.

В геральдике олень символизирует Солнце, творение, огонь, обновление и часто ассоциируется с Древом Жизни. В русском фольклоре олень так же служит поэтическим символом солнца: «Из дальних зимних стран солнце устремляло свой возвратный бег в виде златорогого оленя, несущего свет миру». В русских народных сказках у оленя, как правило, серебряные копыта и золотые рога.

В.Н.Демин объясняет происхождение слова «олень» (по древнерусски – «елень») от слова «ель». В этой интерпретации олень предстаёт перед нами как зверь, живущий среди елей.

Конь – символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ.

На мезенских прялках окрашенные один в черный, а другой в красный цвет, кони нередко следуют друг за другом. Олицетворяя при этом, по всей видимости, загробный и сущие миры. О том, что кони эти неземного происхождения, свидетельствуют многочисленные солярные знаки, помещенные над гривами, между ног и под ногами животных. Большинство коней имеет в росписи красно-оранжевую окраску. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественно – длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев.
Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.

Конь – атрибут божественный, он обязательно присутствует в мифологии, сказках, преданиях. Божества, едущие в колесницах по небу, кони запряженные в колесницу обязательно сопровождают эти божества.

Образ коня сопоставляется с душой человека. “Летящий конь” – “летящая душа”. Конь, как посредник между миром земным и иномирами.Неудивительно, наверное, и то, что во многих народных обрядах северных народов присутствует в той или иной форме образ коня. При ряжении или гадании конь выступает как символический посредник между тем и этим миром. Общепринятая солярная (солнечная) символика коня.

Основные элементы Мезенской росписи. (Приложение 2)

2.6.Практическая часть проекта

Деревянная ручная прялка была изготовлена на уроках технологии, учениками 7-х классов нашей гимназии, по чертежу, который был составлен нами с учётом знаний полученных в результате нашей работы над данным исследовательским проектом.

Затем, опираясь на технологию подготовки деревянной прялки, как готовили к окрашиванию прялки в семье мастера по окрашиванию мастера с Северной Двины Матвея Гавриловича Амосова, подготовили прялку к росписи. Конечно, мы в своей работе старались опираться на советы его дочери, Пелагеи Матвеевны, но при этом использовали современные материалы, которые хоть немного, но облегчили нам работу над нашей прялкой.

Для работы по подготовке к окрашиванию и росписи прялки были использованы: клей ПВА универсальный, грунтовка водно-дисперсионная (акриловая), краска фасадная (устойчивая к влаге, загрязнениям и перепадам температуры), красках художественная (глянцевая, акриловая), лак мебельный ПФ-283 (бесцветный-глянцевый).

К сожалению, изготовить настоящую корневую прялку у нас не получилось, не нашли подходящий деревянный материал, но роспись прялки мы постарались сделать с учётом традиций Мезенской росписи. Эскиз росписи был изготовлен на миллиметровой бумаге, а затем перенесён на основу.

Этапы окрашивания и росписи ручной деревянной прялки.

1. Для работы по подготовке к окрашиванию и росписи прялки были использованы: клей ПВА универсальный, грунтовка водно-дисперсионная (акриловая), краска фасадная (устойчивая к влаге, загрязнениям и перепадам температуры).

 

2. Эскиз росписи был разработан на миллиметровой бумаге.

Материал:

для росписи деревянной прялки были использованы акриловые краски художественные (глянцевые), лак мебельный ПФ-283 (бесцветный-глянцевый).

 

Основными элементами мезенской росписи являлись олени и кони.Роспись на мезенских прялках выполнялась обычно с одной стороны играющие друг с другом кони, окрашенные один в черный, а другой в красный цвет, что олицетворяло, по всей видимости, загробный и сущие миры. На другой стороне сцены охоты, а позже и паровозы.

 

Заключение

В ходе работы над данным исследовательским проектом мы пришли к выводу, что одним из интереснейших явлений в русском народном искусстве стали деревянные ручные прялки - древнейшие приспособления для изготовления пряжи.

Нами была составлена сравнительная таблица классификаций русской прялки. Проанализировав содержание составленной нами таблицы, мы пришли к выводу, что во всех таблицах есть повторяющиеся типы прялок, но есть и отличия.

В то же время во всех классификациях русских деревянных ручных прялок присутствуют “Вологодские” прялки.

Ни одну из известных классификаций русских деревянных ручных прялок нельзя назвать достаточно полной и объективной, поскольку точные границы бытования того или иного типа прялок определить практически невозможно, а стало быть, любые наименования таких типов являются всего лишь условными. В то же время Вологодский тип русской деревянной ручной прялки следует считать древнейшим по времени возникновения, далеко уходящим за пределы хронологических цифровых данных, представляемых прялками.

Косвенно отношение к Вологодчине имеют прялки Мезени и Северной Двины. Оба эти района в своё время входили в состав Вологодчины, а изделия мастеров Палашелья, Борка, Пермргорья и Ракулки широко бытовали в пределах Вологодской губернии.

Главным отличием корневых мезенских прялок является каллиграфическая роспись с чёрным контуром по золотисто-жёлтому фону («скоропись»), тематика которой удивительно близка к наскальным рисункам (петроглифам) Русского севера.

Результат нашей исследовательской работы стала не только сравнительная таблица наиболее известных классификаций русской деревянной ручной прялки, но и изготовленная в мастерских нашей школы и расписанная в традициях Мезенской росписи Русская деревянная ручная прялка. Опираясь на технологию окрашивания мастера по окрашиванию с Северной Двины Матвея Гавриловича Амосова, была произведена подготовка прялки к росписи.

Роспись прялки мы постарались сделать с учётом традиций Мезенской росписи. Эскиз росписи был изготовлен на миллиметровой бумаге, а затем перенесён на основу.

При работе над данным проектом мы прищли к выводу, что национальные традиции и культура русского народа настолько огромны, а русское прикладное искусство, как часть этой культуры, явление сложное и мозаичное, многогранное перевоплощением востока, запада, севера и юга в единственное в мире, по-своему цельное творчество, в котором и сегодня ещё живы и видны отпечатки каменного века, античного совершенства, итальянской сочности и сурового северного уклада. Возможно, именно поэтому, оно может быть интересно для изучения молодому поколению с точки зрения исторического аспекта, а так же может стать мощнейшим стимулом развития творческого потенциала и творческого мышления у молодёжи.

Список использованных источников и литературы

1. Русская прялка/Светлана Жарикова, Михаил Суров,-(б.м.):Издательские решения, 2022-370с.

2. Русская роспись:Техника.Приёмы.Изделия.Энциклопедия.-М.: ХОББИ-ТЕКА, 2017.-224с.:ил.-(Золотая библиотека увлечений).

3. Ремесло Древней Руси.-2-е изд .-М.:Академический проект, 2016.-720с.-(Древняя Русь.Духовная культура и государственность).

4. https://kirmuseum.org/ru

5. https://dom-puha.ru/blog/russkaia-prialka

Просмотров работы: 62