Введение
Я живу между двумя знаменитыми городами, которые славятся своей богатой историей: Санкт-Петербург и Гатчина. Мне очень нравится посещать различные музеи в этих городах. Особенно я люблю ходить в музеи изобразительного искусства ,где можно увидеть картины великих художников. Мне нравится смотреть различные передачи по телевидению на канале «Культура», смотреть онлайн - экскурсии. Я сама люблю рисовать и мастерить и поэтому в своем проекте решила соединить свои увлечения. Я попыталась воссоздать произведения великих художников с помощью различных материалов и техник.
Свой проект я назвала «Создай свое творение от вдохновения великим произведением». Эту работу я начала еще в детском саду и продолжила в 1 классе, сейчас я перешла во 2 класс. У меня начались каникулы, и мне захотелось поделиться своими работами с читателями журнала «Старт в науке».
Цель проекта:
-пополнить знания об изобразительном искусстве
-развить собственные творческие способности
Задачи проекта:
-формировать навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами
-самостоятельно воплощать художественный образ как выражение своего отношения к жизни
Объект исследования: изобразительное искусство
Предмет исследования: картины
Актуальность: изобразительное искусство-это возможность познавать окружающий мир и самого себя. Искусство вдохновляет меня и способствует созданию новых работ, а именно, в различных нетрадиционных техниках.
Методы исследования:
-наблюдение
-изучение и анализ литературы
-просмотр иллюстративного материала.
Гипотеза: если изучать изобразительное искусство ,то можно расширять свой кругозор и развивать свои творческие способности.
Практическая значимость: работы, выполненные в ходе проекта могут быть использованы на уроках изобразительного искусства и технологии для ознакомления с видами и жанрами изобразительного искусства.
Глава 1 Изобразительное искусство.
1.1.Изобразительное искусство. Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство(искусство запечатления образов)-вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира.
Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов. Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то о чем они думают. Художники выражают через картины свое отношение к красоте природы, человека. Благодаря искусству мы можем попасть в прошлое, сохранить настоящее и заглянуть в будущее.
Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
1.1.1.Живопись.
Живопись - наиболее популярный вид изобразительного искусства, произведение которого создается с помощью красок, которые наносятся на какую -либо твердую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет. Итоговая работа называется «картина».Опора для картин включает в себя такие поверхности, как стены, бумага, холст, дерево, стекло. керамика и другие. Классификация живописи по используемым материалам: гуашь, акварель, пастель, темпера, акрил, масло.
1.1.2.Графика
Графика - вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной поверхности (чаще всего белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. В графике основными средствами изображения служат светлый фон бумаги, линия, контраст черного и белого; цвет имеет вспомогательное значение.
1.1.3.Скульптура
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения, которого имеют объемную форму и выполняются из твердых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока. Материалом для скульптуры служат камень, стекло, дерево, металл и другие.
1.2.Жанры живописи.
Произведения изобразительного искусства принято делить на жанры. Термин «жанр» произошел от французского - вид, род. Понятие жанр в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено.
В живописи можно встретить все разнообразие жанров. Произнося название жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, мы понимаем каков будет предмет изображения.
1.2.1.Пейзаж
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Термин «пейзаж» пришел из французского языка, переводе обозначает «природа».
Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии. Пейзажная живопись разнообразна: существуют разные виды пейзажей: природный, деревенский, морской, архитектурный.
1.2.2.Натюрморт
Натюрморт - изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего мертвая природа». Это картины, на которых изображаются фрукты, цветы, различные предметы обихода.
1.2.3.Портрет
Портрет-изображение или описание какого-либо человека или группы людей, На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Существуют поджанры портрета: исторический, автопортрет, парадный портрет, камерный портрет, групповой портрет.
1.2.4.Бытовой
Бытовой жанр-это жанр изобразительного искусства, в котором изображается повседневная жизнь обычных людей - современников художника.
1.2.5. Анималистический
Анималистический - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эру, о чем говорят наскальные рисунки, которые сохранились во многих частях мира.
Глава 2 Практическая часть
2.1.Работы, выполненные в жанре «Пейзаж».
Картина И.И.Левитан «Осенние листья»
Справка
Название картины: «Осенние листья»
Автор: Исаак Ильич Левитан
Год написания:1879 г
Размер:10х14 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа Кулаковой Арины
Техника - аппликация
Техника - гуашь
Материал: бумага, гуашь, клей.
Картина А.И.Куинджи «Осень»
Справка
Название картины: «Осень»
Автор: Архип Иванович Куинджи
Год написания:1895 г
Размер:36,8х58,7 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Михайловский дворец, Санкт-Петербург
Работа Кулаковой Арины
Техника: Акварель
Материал: Бумага, акварель.
Картина А.И.Куинджи «Березовая роща»
Справка
Название картины: «Березовая роща»
Автор: Архип Иванович Куинджи
Год написания:1979 г
Размер:97х181 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа Кулаковой Арины
Техника: Аппликация
Материал: Бумага, гуашь, клей.
Картина И.И.Шишкин «Зима»
Справка
Название картины: «Зима»
Автор: Иван Иванович Шишкин
Год написания:1890 г
Размер:126х204 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Работа Кулаковой Арины
Техника: Коллаж
Материалы: Природный материал, вата, бумага, клей.
Картина Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами»
Справка
Название картины: «Пшеничное поле с кипарисами»
Автор: Винсент Ван Гог
Год написания:1889 г
Размер:73х93,4 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Метрополетен - музей, Нью-Йорк
Работа Кулаковой Арины
Техника: Аппликация
Материал: Злаки, клей.
Картина Ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя»
Справка
Название картины: «Пейзаж в Овере после дождя»
Автор: Винсент Ван Гог.
Год написания:1890 г
Размер:72х90 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный музей изобразительного искусств имени А.С.Пушкина Москва
Работа Арины Кулаковой
Техника: Пластилинографика
Материал: картон, пластилин.
Картина Клод Моне «Белые кувшинки»
Справка
Название картины: «Белые кувшинки»
Автор: Клод Моне
Год написания:1899 г
Размер:93х93 см
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный музей изобразительного искусств имени А.С.Пушкина Москва
Работа Арины Кулаковой
Техника: Ниткография
Материал: Картон, текстиль.
Картина Густав Климт «Сосновый лес»
Справка
Название картины:
Автор: Густав Климпт
Год написания:1901 г
Размер:90х90 м
Жанр: Пейзаж
Техника: Масло
Местонахождение: Художественный музей, Цуг
Работа Арины Кулаковой
Техника: Коллаж.
Техника: Гуашь.
Материал: Картон, бумага, пластик, гуашь, клей.
2.2.Работы, выполненные по жанру «Натюрморт»
Картина И..Е.Репин «Яблоки и листья»
Справка
Название картины: «Яблоки и листья»
Автор: Илья Ефимович Репин
Год написания:1879 г
Размер:75.5х64 см
Жанр: Натюрморт
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Работа Арины Кулаковой
Техника – Постановочный натюрморт (фотография)
Материал: Фрукты, растения.
Картина Анри – Фатен - Латур «Цветы в вазе»
Название картины: «Цветы в вазе»
Автор: Анри- Фантен - Латур
Год написания:1904 г
Размер:25х30 см
Жанр: Натюрморт
Техника: Пастель
Местонахождение: Королевский музей изящных искусств, Турне, Бельгия
Работа Кулаковой Арины
Техника: Аппликация
Материалы: Гуашь, бумага, клей.
2.3.Работы, выполненные в жанре «Портрет»
Б. М.Кустодиев «Купчиха за чаем»
Название картины: «Купчиха за чаем»
Автор: Борис Михайлович Кустодиев
Год написания:1918 г
Размер:120х120
Жанр: Портрет
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Работа Кулаковой Арины
Техника: Коллаж
Материал: Бумага, текстиль, пряжа, фольга, вуаль, флоамин, пластмасса, клей.
2.4.Работы, выполненные в жанре «Бытовой».
Б. М.Кустодиев «Масленица»
Название картины: «Масленица»
Автор: Борис Михайлович Кустодиев
Год написания:1916 г
Размер:89х190,5 см
Жанр: Бытовой
Техника: Масло
Местонахождение: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Работа Кулаковой Арины
Техника: Акварель
Техника: Коллаж
Материалы: Акварель, бумага, дерево, текстиль, клей.
2.5.Работы, выполненные в жанре «Анимализм»
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Справка
Название картины «Утро в сосновом лесу»
Автор: Иван Иванович Шишкин
Год написания:1889 г
Размер:139х213 см
Жанр: Анимализм
Техника: Масляная живопись
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа Кулаковой Арины
Техника: Коллаж
Материал: Акварель, пряжа, бумага, клей.
Т.Н.Яблонская «Пасущиеся лошади»
Название картины: «Пасущиеся лошади»
Автор: Татьяна Ниловна Яблонская
Год написания:1976 г.
Размер:150х290 см
Жанр: Анимализм
Техника: Масло
Работа Кулаковой Арины
Техника: Ниткография
Материал: Пряжа, клей.
Заключение
Я считаю, что цель моей работы достигнута. Получая теоретические знания по теме «Изобразительное искусство», я значительно расширила свой кругозор. Свою коллекцию рисунков и поделок я дополнила новыми экспонатами и хочу в новом учебном году оформить выставку и выступить перед одноклассниками.
В планах у меня стоит знакомство с биографиями великих художников, которые жили в 19 веке и 20 веке в России. А так же я хочу продолжить посещать музеи изобразительного искусства нашей страны.
Всем творцами быть невозможно, но стараться приблизиться к пониманию прекрасного в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих. Ведь изобразительное искусство помогает нам ценить прекрасное, развивает творческие способности и фантазию.
Приложение 1
Изготовление поделок, работ.
Приложение 2. Презентация работ.
Приложение 3. Июнь 2023г. Посетили занятия на тему растений и их места в окружающем и внутреннем мире человека на двух площадках: государственного музея истории религии и центра им. М. М. Шемякина. Основная задача программы: раскрытие роли растений в истории религии и в истории мирового искусства, а также способствование творческому взгляду на растения через изучение и составление художественных гербариев по мотивам произведений Михаила Шемякина.
Список литературы
1.Ветрова Г. «Русское искусство». «Белый город»,2000.-64с.
2.Дмитриева Н.А. «Винсент Ван Гог». Москва : «Детская литература»,1975.-166с
3.Левин С.Д. «Юный художник», Ленинград: Художник РСФР, 1964.-298с.
4.Порудоминский В.И «Счастливые встречи», Москва: «Малыш»,1989.-79с.
5. Энхольт Э. «Дега и маленькая танцовщица», Москва «Контэнт»,2019.-32с.
6.Энхольт Э. «Винсент, Камиль и подсолнухи», Москва «Контэнт»,2019.-32с.