«ВСПОМИНАЯ КЛАССИКОВ» коллекция кукол известных личностей и персонажи из их произведений.

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«ВСПОМИНАЯ КЛАССИКОВ» коллекция кукол известных личностей и персонажи из их произведений.

Ефимова А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нурлатская гимназия имени Героя Советского Союза Михаила Егоровича Сергеева» г. Нурлат Республики Татарстан
Кутузова Н.П. 1
1МАОУ «Нурлатская гимназия им. М. Е. Сергеева» г. Нурлат Республики Татарстан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Культура в широком смысле – это всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор. Искусство – это часть культуры, одна из форм общественного сознания. Виды искусства – это пластические, временные и синтетические виды. Произведения искусства – это не только картины известных художников и статуэтки великих скульпторов, иногда этим словом можно назвать и кукол.

В статье М. А. Мишина «Кукла как предмет культуры», мы узнали, что в ходе тысячелетий менялись функции и свойства куклы, в результате чего появлялись новые виды [2].

Из статьи Бакулина, Н. А. «Кукла как явление художественной культуры» узнали, что кукла является неким подобием человека и тесно связана с ним физиологически и психологически.[8].

Б. Голдовский в книге «Куклы» разделяет их условно на четыре основных вида: обрядовые, потешные, декоративные и игровые. [1].

Н. Генсицкая "Основы кукольной скульптуры" в книге подробно показаны основные приемы лепки головы, рук и ног куклы. В качестве скульптурного материала использован полимерный пластик. В другой книге Н. Генсицкой "История одной куклы" приведены основные правила и принципы техники по изготовлению куклы.

В книге Л Мундрагель «Куклы большие и маленькие. Копии старинных кукол своими руками» текст богато иллюстрирован фотографиями старинных кукол, процессов изготовления, выкройками, схемами, авторскими рисунками. В Энциклопедии моды «Русская народная одежда в образах авторских кукол» автор показывает, как создать несложных текстильных кукол в аутентичных нарядах. Помимо ценнейших исторических сведений, рукодельницы найдут в книге выкройки в натуральную величину и подробное описание моделей исторической одежды разного уровня сложности.

Глава 1. Поисковый этап

1.1. Актуальность исследуемой темы

Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности.

Искусство авторской куклы приобретает популярность с каждым годом. Сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров. Они делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков, текстиля, войлока и даже ватина.

Первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. В наши дни промышленное производство кукол достигло высокого развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром.

Актуальность темы проекта в том, что народная кукла дает плодотворную почву для развития новейшего современного дизайна текстильной куклы. В любом виде творчества заложено много возможностей общения с классикой. Писатель интерпретирует классические сюжеты, музыкант делает свои акценты в музыке, художник строит ассоциации.

Интерес к авторской кукле как к художественному произведению не угасает. Об этом свидетельствует рост числа художественных галерей, экспонирующих авторские куклы, появлением в России профессиональных школ для обучения кукольников, формированием творческих объединений, расширением круга русских мастеров, чье творчество признано не только в России, но и за рубежом. Эти факты также подтверждают актуальность.

1.2. Формулировка проблемы, темы, целей и задач

исследования проектируемого изделия

Узнав тему проекта всероссийской олимпиады по технологии - «Вклад многонациональной России в мировую культуру», у нас возникла проблемная ситуация: какой проект необходимо воплотить в жизнь, чтобы он соответствовал данной теме?

Россия – родина многих известных писателей, художников, поэтов, музыкантов и ученых. Они внесли вклад в мировую культуру. Их произведениями восхищаются люди во всем мире. Изучив вклад великих классиков России в мировую культуру, мы решили создать коллекцию кукол известных людей.

Тема проектной работы: «Вспоминая классиков», коллекция кукол известных личностей и персонажей их произведений.

Начиная работу над проектом, мы поставили для себя цель и задачи.

Цель проекта: Разработать интерьерные куклы известных личностей в технике «текстильной пластики». Задачи:

1. Изучить историю возникновения куклы.

2. Ознакомиться с авторами кукольниками и их мастер – классами по изготовлению интерьерных кукол.

3. Изготовить коллекцию кукол, имитирующие знаменитые личности и персонажи.

Практическая значимость проекта заключается в том, что авторскую куклу можно выставить на выставке, в музее, на уроках, в интерьере дома, и они могут быть оригинальным подарком.

Новизна проекта заключается в том, что кукла является частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её мастера.

Глава 2. Исследовательский этап

2.1. Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемый объект труда

Как начинающие, так и опытные мастера кукол могут сталкиваться с трудностями в реализации своего творчества и не знают, как продать куклу ручной работы.

Кукла ручной работы – это всегда кропотливый труд и много потраченного времени. Такие куклы продаются за большие деньги. И покупатели всегда рассчитывают на то, что, открыв коробку, они увидят идеальное изделие.

Важно, чтобы ваши товары стали узнаваемыми и чтобы о ваших куклах говорили за пределами интернет - магазина. Для этого нужно работать над созданием бренда. Придумайте запоминающееся название и логотип для магазина, создайте красивую упаковку, бирки, визитки, которые дополнительно порадуют покупателя и покажут ему то, насколько серьезно вы относитесь к своему делу.

На сегодняшний день есть много возможностей для того, чтобы продажа кукол ручной работы приносила вам достойный основной заработок.

В первую очередь, я рекомендую создать странички вашего магазина в различных социальных сетях: в Инстаграме, ВКонтакте, Фейсбуке. Последние две социальные сети особенно актуальны для тех, кто продает свои куклы не только по России, но и в зарубежные страны.

Посмотрите на то, как преподносят своих кукол ваши конкуренты – продавцы с большим количеством продаж и отличным рейтингом. Изучите их тексты, фотографии. Возможно, при сравнении вы сможете почерпнуть какие-то идеи или понять, какие ошибки делаете.

2.2. Анализ исторических прототипов

История куклы

Что такое кукла? Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых археологов, искусствоведов, кукла любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой [1].

Матерчатых кукол люди делали еще с давних времен. Вот только ткань – материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Сначала это были совершенные страшилки, набитые соломой. Потом – более прилежно выполненные куклы в национальных одеждах, которые являлись непременной частью приданного невесты Руси и неотъемлемой частью культуры Востока. [13]

Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклы «мужского пола» в России появились только в 19 веке.

С давних времен у русского народа тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Существовала даже примета, если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века, потому что такую куклу сделать просто, она доступна всем – и бедным и богатым [12].

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. В некоторых домах их накапливалось до трехсот штук. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. В то время как мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. [10]

Долгое время народная кукла не представляла ценности, но сегодня тряпичная кукла утвердилась в равных правах среди других видов народных игрушек. Музеи России вновь создают экспозиции по народным куклам. Самые значительные коллекции тряпичной фольклорной куклы XIX – XX веков находятся в Художественно-педагогическом музее РАО в Сергиевом Посаде, в российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в Санкт-Петербурге.

С каждым днем тряпичной куклой занимаются все больше мастериц, творческий багаж кукольников содержит свыше 100 основных типов кукол и около 200 различных их вариаций. Традиции швейной игрушки в народном декоративном творчестве, пришедшие к нам из глубины веков, различны у разных народов и в разных областях и районах нашей страны. Возрождение рукотворной текстильной куклы – живое феноменальное явление. Традиции живут и развиваются в современной промышленности и самодельной игрушке, которой присуще простота форм, яркая декоративность, праздничность, чувство материала [6].

В конце ХVI - середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией. Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол [14].

Однако на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики [15].

В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги [16].

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше [17].

Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы бальных платьях, пластиковые Барби. Американская кукла-робот «My Real Baby» последнее изобретение младенца, который плачет, смеётся, передает 15 эмоций и даже учится говорить.

И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает.

Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.

2.3.Анализ современных аналогов

Авторская куклахудожников-профессионалов

Долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов (рис. 1) [2].

Ольга Андрианова — одна из ведущих российских мастеров-кукольников основоположница жанра текстильной портретной куклы в нашей стране. Прямыми прототипами творений Ольги часто служат великие артисты, музыканты, писатели, политические деятели. [19]

Ольга Балабанова - вышивающий художник из Нижнего Новгорода признаётся, что очень любит читать. Именно поэтому она решила шить брошки кукол писателей и художников.

Марина Мишина из Екатеринбурге увлекается традиционной народной куклой, начав подробно изучать все её особенности. Переняла технику изготовления кукол у народных мастериц: Агаевой И.В., Тарасовой Р.Я., Осиповой Н.В., участвует во многих фольклорных фестивалях. [28]

Ольга Баканова из города Самары в ее коллекции больше 100 необычных эксклюзивных фарфоровых кукол. [20].

Творчество Веры Алексиной продолжает традиции народной тряпичной куклы. За вдохновением мастер обращается к русской культуре: к устному творчеству, к волшебным сказам Бажова, к полотнам Кустодиева, Грабаря, Серова, Малявина, Нестерова, к образам известных писателей, художников и музыкантов. Вера Алексина – невероятно глубокий мастер, чьи куклы стали для меня открытием 2022 года.

Ольга Коробова

О льга Андрианова

Вера Алексина

Марина Мишина

О льги Бакановой

Ольга Балабанова

   

Рис1

2.4. Выдающиеся классики прототипы будущих кукол

Среди выдающихся классиков России встречаются известные художники, композиторы, поэты и великие умы. Далее описаны достижения знаменитостей прошлых столетий (рис. 3)[23].

Николай Васильевич Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки» приобрели мировую известность. Зачастую основным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе.

Лев Николаевич Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают фильмы режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин».

Габдулла Мухамедгарифович Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии.

Пётр Ильич Чайковский профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Снегурочка».

Николай Васильевич Гоголь

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Габдулла Мухамедгарифович Тукай

Пётр Ильич Чайковский

Рис. 3

Глава 3. Технологический этап

3.1. Выбор оптимальной идеи

Из рассмотренных возможных идей провели морфологический анализ.

Таблица 2. Морфологический анализ

 

Варианты

Критерии оценок

Наличие заказа и спроса на рынке

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность украшения интерьера

Вариант 1

+

+

+

-

+

Вариант 2

+

+

+

+

+

Вариант 3

-

-

-

-

+

Вариант 4

+

-

-

+

+

Вариант 5

-

+

+

+

+

Вывод: из рассмотренных вариантов больше плюсов набрали Вариант 2 и Вариант 3. Таким образом, мы будем делать кукол на основе народной куклы.

Предполагаемые личности и персонажи

Л.Н.Толстой

Наталья Савишна

А .С.Пушкин

А рина Родионовна

Персонажи из сказки «Золотая рыбка»

П.И.Чайковский

Снегурочка

Г.Тукай

Мияубике

О браз Андрея Миронова в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука»

Н.В.Гоголь

Солоха и Чуб из произведения «Ночь перед Рождеством»

3.2. Эскизы к проекту

         

Образ Андрея Миронова Аркадий Гайдай

Бабка

Персонажи из сказки «Золотая рыбка»

К.И.Чуковский

           

П. И. Чайковский

Ф. Шаляпин

Н.В.Гоголь

А.С.Пушкин

Г. Тукай

Л. Н. Толстой

           

Снегурочка

 

Незнакомка

А. Родионовна

Мияубикэ

Наталия Савишна

Вывод: из представленных эскизов кукол, для своего проекта выбираем П.И. Чайковского, А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Н. Гоголя, Г. Тукая, А. Родионовну, бабушку старика из сказки «Золотая рыбка», Снегурочку и персонажей из произведений.

3.3. Описание проектируемого материального объекта

В проекте «Вспоминая классиков» выполнены следующие выдающиеся классики и персонажи их произведений:

Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли режиссёры всех стран. Он открыл и преподавал в школе в Ясной поляне. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов. Он одет в рубаху, шаровары и кожаные сапоги. Шляпа и кресло сделано из джута, борода и волосы из войлока (Приложение 1).

Кукла – Наталья Савишна героиня повести Л. Н. Толстого «Детство».Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Она одета в юбку, душегрею, на голове ее платок, в руках ключи (Приложение 2) .

Пётр Ильич Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Снегурочка». Он одет в рубашку, фрак, в классические брюки, кожаные ботинки (Приложение 3).

«Снегурочка» - персонаж из произведения П. И. Чайковского. Ее образ написали многие известные художники: Васнецов, Островский и другие. Она одета в голубую шубу с мехом по подолу и рукавам, меховую шапку. Волосы выполнены из войлока (Приложение 4).

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии. Ему же принадлежит слава одного из основоположников современного татарского языка. Он одет в рубашку, жилетку, камзол, брюки, казакин, галстук «по – байроновски» и тюбетейку (Приложение5).

«Мияубикэ» - персонаж из произведения Г. Тукая «Кисонька». Она одета в кульмек, безрукавку и калфак. На руках она держит котенка (Приложение 6).

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Он одет жилет, рубаху, сюртук в брюки со штрипками. Через его плечо перекинут плед (Приложение7).

Арина Родионовна – няня Пушкина. Пушкин очень любил ее, посвятил множество стихов. Она одета в юбку, кофту с отложным воротником, головной убор. На плечах у нее платок. В руках она держит спицы и вязаное изделие (Приложение 8).

Персонажи из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Старик - рыбак, человек мягкий, вежливый, добрый и, к сожалению, слабовольный, уступчивый, не имеющий своего слова. Он одет в шаровары, рубаху, жилетку, лапти, шапку. Бабка – завистливая, корыстная. Она одета в юбку, кофту, жилет, на голове у нее платок. Они сидят в лодке, которая тоже сделана из ватина (Приложение 9).

Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вечера на хуторе близ Диканьки» приобрели мировую известность. Он одет в шаровары, сюртук, плащ и сапоги. Волосы сделаны из черной атласной ленты (Приложение 10).

Солоха – героиня произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», Эта женщина представляет собой яркий и запоминающийся образ, которой основан на фольклоре украинской глубинки (Приложение 11).

Андрей Миронов в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Он веселый, импозантный герой. Он представлен в образе женщины. Он одет в юбку, сапоги, кофту. На голове платок, в руках он держит завернутое полено (Приложение 12).

«Незнакомка». Она одета в юбку с односторонними складками, кожаные сапоги, полупальто, цветной шарф. На голове у нее вязаная шапочка (Приложение 13).

4. Заключение

В процессе работы над проектом нами был собран и изучен материал по истории куклы, рассмотрены разнообразные примеры интерьерных кукол, а также биография знаменитых личностей, которые внесли свой вклад в как в культуру России, также и в мировую.

Интерьерная кукла несет в себе богатейшую информацию о жизни, быте, творчестве, известных личностей. Нужно сказать, что интерьерная кукла – это не игрушка в традиционном понимании этого слова. Это сувенир, оберег для дома, вещь, вдыхающая душу и особое настроение в помещение, демонстрирующая предпочтения хозяина и его стиль жизни. Такими поделками не играются. Интерьерные куклы очень актуальны на сегодняшний день.

Полученные в ходе работы знания о способах изготовления кукол позволили создать небольшую коллекцию интерьерных моделей, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов.

Куклы вызывали интерес и восторг со стороны моих сверстников и взрослых. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться интерьерной куклой. Независимо от возраста, кукла привлекает нас и сегодня.

Таким образом, поставленные перед нами задачи были решены, цель достигнута. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника. Созданные куклы позволяют, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее. Овладев основными приемами шитья, мы научилась превращать обыкновенный лоскуток в оригинальные изделия. Все трудности, которые были в начале - забылись (очень тяжело уматывать ватин до платности).

Наша проектная работа является эксклюзивной и имеет практическое значение.

5. Библиография

1. Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. М.: Время, 2004. 495 с.

2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиции, 2007. 121с.

3. Змеева Е. О. Искусство куклы в России и Германии конца ХIХ — начала ХХ вв.: художественные и культурно-исторические смыслы: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 22 с

4. Ковычева Е. И. Кукла в диалоге культур: Монография. Ижевск: Изд. дом «Удмурт. ун-т», 2002. 156 с

5. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. СПб., 1999. 123 с.

6. Котова И. Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006. 240с.

7. Мудрагель, Лидия. Русская народная одежда в образах авторских кукол: энциклопедия моды/Лидия Мудрагель. – М: Издательство «Э», 2017. – 224с.: ил.

8.Бакулина, Н. А. Кукла как явление художественной культуры / Н. А. Бакулина, М. С. Васильева.// Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 446-449.

9. Н. Д. Бартрама. Игрушка. Ее история и значение: Сб. статей / Под ред Н. Д. Бартрама. М., 1912. 237 с.

10.Мишина, М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. №4. 109-115 с.

11. В чём отличие куклы от игрушки? Барби -это игрушка или кукла? Https://otvet.mail.ru/question/24971681

12. История возникновения народной куклы https://poisk-ru.ru/s10562t5.html

13. Реферат на тему кукла оберег https://obrazovanie-gid.ru/referaty/referat-na-temu-kukla-obereg.html образовательный портал

14. Кукла «Пандора». Проблема рекламы XVIII в.http://art-e-studio.ru/кукла-пандора-проблема-рекламы-18-века/ Автор статьи: Виценовская Анастасия сайта Art-e studio. 2018 г.)

15. Ведешина, В. Не просто – игрушка / В. Ведешина // Приазовье.- 2022.- № 12.- С. 20 Не просто угрушка http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/1201-istoriya-kukly Детский сайт

16. История куклы: от оберега к игрушке https://www.livemaster.ru/topic/2510323-istoriya-kukly-ot-oberega-k-igrushke

17. История кукол с древних времен до наших дней Анастасия Ефремова https://www.livemaster.ru/topic/806757-istoriya-kukol-s-drevnih-vremen-do-nashih-dnej.

18.Толстой, Ахматова и Гоголь путешествуют по миру вместе со своей создательницей Copyright 2023 Metro International https://www.gazetametro.ru/articles/tolstoj-ahmatova-i-gogol-puteshestvujut-po-miru-vmeste-so-svoej-sozdatelnitsej-30-11-2021

19.Неповторимые куклы от Ольги Андриановой https://uzor.uz/shedevri-rukodeliya/nepovtorimie-kukli-ot-olygi-andrianovoy/ Сайт "Народные ремёсла Узбекистана"

20. Авторские куклы из коллекции особняка клодта / мастерица ольга баканова https://www.liveinternet.ru/users/5282453/post474782483/ LiveInternet.

21. Журнал: Дом культуры, №3, 2019https://panor.ru/articles/vera-aleksina-schaste-byt-tvortsom/1089.html Вера Алексина: «Счастье быть творцом».

22. Обзор интерьерных кукол: вязаные, текстильные, из полимерной глины, папье-маше https://dzen.ru/a/YCp9uyC3yiKNZuoh

23. © https://www.livemaster.ru/topic/122087-tsvetovedenie-ili-kak-sochetat-tsveta

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложени9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Просмотров работы: 62