Введение
Культура в широком смысле – это всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор. Искусство – это часть культуры, одна из форм общественного сознания. Виды искусства – это пластические, временные и синтетические виды. Произведения искусства – это не только картины известных художников и статуэтки великих скульпторов, иногда этим словом можно назвать и кукол.
В статье М. А. Мишина «Кукла как предмет культуры», мы узнали, что в ходе тысячелетий менялись функции и свойства куклы, в результате чего появлялись новые виды [2].
Из статьи Бакулина, Н. А. «Кукла как явление художественной культуры» узнали, что кукла является неким подобием человека и тесно связана с ним физиологически и психологически.[8].
Б. Голдовский в книге «Куклы» разделяет их условно на четыре основных вида: обрядовые, потешные, декоративные и игровые. [1].
Н. Генсицкая "Основы кукольной скульптуры" в книге подробно показаны основные приемы лепки головы, рук и ног куклы. В качестве скульптурного материала использован полимерный пластик. В другой книге Н. Генсицкой "История одной куклы" приведены основные правила и принципы техники по изготовлению куклы.
В книге Л Мундрагель «Куклы большие и маленькие. Копии старинных кукол своими руками» текст богато иллюстрирован фотографиями старинных кукол, процессов изготовления, выкройками, схемами, авторскими рисунками. В Энциклопедии моды «Русская народная одежда в образах авторских кукол» автор показывает, как создать несложных текстильных кукол в аутентичных нарядах. Помимо ценнейших исторических сведений, рукодельницы найдут в книге выкройки в натуральную величину и подробное описание моделей исторической одежды разного уровня сложности.
Глава 1. Поисковый этап
1.1. Актуальность исследуемой темы
Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности.
Искусство авторской куклы приобретает популярность с каждым годом. Сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров. Они делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков, текстиля, войлока и даже ватина.
Первые куклы связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. В наши дни промышленное производство кукол достигло высокого развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром.
Актуальность темы проекта в том, что народная кукла дает плодотворную почву для развития новейшего современного дизайна текстильной куклы. В любом виде творчества заложено много возможностей общения с классикой. Писатель интерпретирует классические сюжеты, музыкант делает свои акценты в музыке, художник строит ассоциации.
Интерес к авторской кукле как к художественному произведению не угасает. Об этом свидетельствует рост числа художественных галерей, экспонирующих авторские куклы, появлением в России профессиональных школ для обучения кукольников, формированием творческих объединений, расширением круга русских мастеров, чье творчество признано не только в России, но и за рубежом. Эти факты также подтверждают актуальность.
1.2. Формулировка проблемы, темы, целей и задач
исследования проектируемого изделия
Узнав тему проекта всероссийской олимпиады по технологии - «Вклад многонациональной России в мировую культуру», у нас возникла проблемная ситуация: какой проект необходимо воплотить в жизнь, чтобы он соответствовал данной теме?
Россия – родина многих известных писателей, художников, поэтов, музыкантов и ученых. Они внесли вклад в мировую культуру. Их произведениями восхищаются люди во всем мире. Изучив вклад великих классиков России в мировую культуру, мы решили создать коллекцию кукол известных людей.
Тема проектной работы: «Вспоминая классиков», коллекция кукол известных личностей и персонажей их произведений.
Начиная работу над проектом, мы поставили для себя цель и задачи.
Цель проекта: Разработать интерьерные куклы известных личностей в технике «текстильной пластики». Задачи:
1. Изучить историю возникновения куклы.
2. Ознакомиться с авторами кукольниками и их мастер – классами по изготовлению интерьерных кукол.
3. Изготовить коллекцию кукол, имитирующие знаменитые личности и персонажи.
Практическая значимость проекта заключается в том, что авторскую куклу можно выставить на выставке, в музее, на уроках, в интерьере дома, и они могут быть оригинальным подарком.
Новизна проекта заключается в том, что кукла является частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её мастера.
Глава 2. Исследовательский этап
2.1. Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемый объект труда
Как начинающие, так и опытные мастера кукол могут сталкиваться с трудностями в реализации своего творчества и не знают, как продать куклу ручной работы.
Кукла ручной работы – это всегда кропотливый труд и много потраченного времени. Такие куклы продаются за большие деньги. И покупатели всегда рассчитывают на то, что, открыв коробку, они увидят идеальное изделие.
Важно, чтобы ваши товары стали узнаваемыми и чтобы о ваших куклах говорили за пределами интернет - магазина. Для этого нужно работать над созданием бренда. Придумайте запоминающееся название и логотип для магазина, создайте красивую упаковку, бирки, визитки, которые дополнительно порадуют покупателя и покажут ему то, насколько серьезно вы относитесь к своему делу.
На сегодняшний день есть много возможностей для того, чтобы продажа кукол ручной работы приносила вам достойный основной заработок.
В первую очередь, я рекомендую создать странички вашего магазина в различных социальных сетях: в Инстаграме, ВКонтакте, Фейсбуке. Последние две социальные сети особенно актуальны для тех, кто продает свои куклы не только по России, но и в зарубежные страны.
Посмотрите на то, как преподносят своих кукол ваши конкуренты – продавцы с большим количеством продаж и отличным рейтингом. Изучите их тексты, фотографии. Возможно, при сравнении вы сможете почерпнуть какие-то идеи или понять, какие ошибки делаете.
2.2. Анализ исторических прототипов
История куклы
Что такое кукла? Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых археологов, искусствоведов, кукла любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой [1].
Матерчатых кукол люди делали еще с давних времен. Вот только ткань – материал не такой прочный, как дерево или обожженная глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Сначала это были совершенные страшилки, набитые соломой. Потом – более прилежно выполненные куклы в национальных одеждах, которые являлись непременной частью приданного невесты Руси и неотъемлемой частью культуры Востока. [13]
Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Куклы «мужского пола» в России появились только в 19 веке.
С давних времен у русского народа тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Существовала даже примета, если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века, потому что такую куклу сделать просто, она доступна всем – и бедным и богатым [12].
В каждой местности были свои способы изготовления кукол. В некоторых домах их накапливалось до трехсот штук. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. В то время как мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. [10]
Долгое время народная кукла не представляла ценности, но сегодня тряпичная кукла утвердилась в равных правах среди других видов народных игрушек. Музеи России вновь создают экспозиции по народным куклам. Самые значительные коллекции тряпичной фольклорной куклы XIX – XX веков находятся в Художественно-педагогическом музее РАО в Сергиевом Посаде, в российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в Санкт-Петербурге.
С каждым днем тряпичной куклой занимаются все больше мастериц, творческий багаж кукольников содержит свыше 100 основных типов кукол и около 200 различных их вариаций. Традиции швейной игрушки в народном декоративном творчестве, пришедшие к нам из глубины веков, различны у разных народов и в разных областях и районах нашей страны. Возрождение рукотворной текстильной куклы – живое феноменальное явление. Традиции живут и развиваются в современной промышленности и самодельной игрушке, которой присуще простота форм, яркая декоративность, праздничность, чувство материала [6].
В конце ХVI - середине XVII века французами были созданы первые куклы-манекены, для демонстрации моделей одежды. Эти куклы получают название «Пандора», что в переводе с греческого означает – всем одарённая. Пандоры передавали образ взрослой женщины. Их делали среднего размера, из фарфора, для них создавали целый гардероб нарядов, аксессуаров и даже сундучки с парфюмерией. Кукол покупали или получали в подарок высокопоставленные и королевские особы Европы, а по образцу кукольных нарядов шили свои. Этот период можно считать первой революцией в истории кукол [14].
Однако на этом французские кукольники не остановились. Они стремились отразить в своих работах достижения технического прогресса. И в конце XVII века у Пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Их делали мастера-часовщики [15].
В середине XIX века изобретённая французами кукла-девочка «Bebe», покорила весь мир, так как до этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги [16].
В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Народными умельцами создавались необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки - зверушки, барыни, свистульки. Однако в период правления Петра I из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше [17].
Вообще, вопросами оформления российских игрушек занимались заслуженные художники: Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
ХХ век характеризуется окончательным переходом кукол в распоряжение детей. В магазинах появляются виниловые пупсы, фарфоровые красавицы бальных платьях, пластиковые Барби. Американская кукла-робот «My Real Baby» последнее изобретение младенца, который плачет, смеётся, передает 15 эмоций и даже учится говорить.
И всё же, не смотря на прогресс в области механики и электроники, в конце 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает.
Путём объединения искусств и смешения жанров появляется новое направление, новый вид искусства - авторская кукла. Которое с каждым днём набирает всё больше и больше поклонников.
2.3.Анализ современных аналогов
Авторская куклахудожников-профессионалов
Долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов (рис. 1) [2].
Ольга Андрианова — одна из ведущих российских мастеров-кукольников основоположница жанра текстильной портретной куклы в нашей стране. Прямыми прототипами творений Ольги часто служат великие артисты, музыканты, писатели, политические деятели. [19]
Ольга Балабанова - вышивающий художник из Нижнего Новгорода признаётся, что очень любит читать. Именно поэтому она решила шить брошки кукол писателей и художников.
Марина Мишина из Екатеринбурге увлекается традиционной народной куклой, начав подробно изучать все её особенности. Переняла технику изготовления кукол у народных мастериц: Агаевой И.В., Тарасовой Р.Я., Осиповой Н.В., участвует во многих фольклорных фестивалях. [28]
Ольга Баканова из города Самары в ее коллекции больше 100 необычных эксклюзивных фарфоровых кукол. [20].
Творчество Веры Алексиной продолжает традиции народной тряпичной куклы. За вдохновением мастер обращается к русской культуре: к устному творчеству, к волшебным сказам Бажова, к полотнам Кустодиева, Грабаря, Серова, Малявина, Нестерова, к образам известных писателей, художников и музыкантов. Вера Алексина – невероятно глубокий мастер, чьи куклы стали для меня открытием 2022 года.
Ольга Коробова |
О льга Андрианова |
Вера Алексина |
Марина Мишина |
О льги Бакановой |
Ольга Балабанова |
Рис1 |
2.4. Выдающиеся классики прототипы будущих кукол
Среди выдающихся классиков России встречаются известные художники, композиторы, поэты и великие умы. Далее описаны достижения знаменитостей прошлых столетий (рис. 3)[23].
Николай Васильевич Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки» приобрели мировую известность. Зачастую основным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе.
Лев Николаевич Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают фильмы режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин».
Габдулла Мухамедгарифович Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии.
Пётр Ильич Чайковский профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Снегурочка».
Николай Васильевич Гоголь |
Лев Николаевич Толстой |
Александр Сергеевич Пушкин |
Габдулла Мухамедгарифович Тукай |
Пётр Ильич Чайковский Рис. 3 |
Глава 3. Технологический этап
3.1. Выбор оптимальной идеи
Из рассмотренных возможных идей провели морфологический анализ.
Таблица 2. Морфологический анализ
Варианты |
Критерии оценок |
||||
Наличие заказа и спроса на рынке |
Наличие материалов |
Наличие инструментов и оборудования |
Достаточность знаний и умений |
Возможность украшения интерьера |
|
Вариант 1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Вариант 2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вариант 3 |
- |
- |
- |
- |
+ |
Вариант 4 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Вариант 5 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Вывод: из рассмотренных вариантов больше плюсов набрали Вариант 2 и Вариант 3. Таким образом, мы будем делать кукол на основе народной куклы.
Предполагаемые личности и персонажи
Л.Н.Толстой |
Наталья Савишна |
А .С.Пушкин |
А рина Родионовна |
Персонажи из сказки «Золотая рыбка» |
|
П.И.Чайковский |
Снегурочка |
Г.Тукай |
Мияубике |
О браз Андрея Миронова в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука» |
|
Н.В.Гоголь |
Солоха и Чуб из произведения «Ночь перед Рождеством» |
3.2. Эскизы к проекту
Образ Андрея Миронова Аркадий Гайдай |
Бабка |
Персонажи из сказки «Золотая рыбка» |
К.И.Чуковский |
||||
П. И. Чайковский |
Ф. Шаляпин |
Н.В.Гоголь |
А.С.Пушкин |
Г. Тукай |
Л. Н. Толстой |
||
Снегурочка |
Незнакомка |
А. Родионовна |
Мияубикэ |
Наталия Савишна |
Вывод: из представленных эскизов кукол, для своего проекта выбираем П.И. Чайковского, А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Н. Гоголя, Г. Тукая, А. Родионовну, бабушку старика из сказки «Золотая рыбка», Снегурочку и персонажей из произведений.
3.3. Описание проектируемого материального объекта
В проекте «Вспоминая классиков» выполнены следующие выдающиеся классики и персонажи их произведений:
Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли режиссёры всех стран. Он открыл и преподавал в школе в Ясной поляне. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов. Он одет в рубаху, шаровары и кожаные сапоги. Шляпа и кресло сделано из джута, борода и волосы из войлока (Приложение 1).
Кукла – Наталья Савишна героиня повести Л. Н. Толстого «Детство».Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Она одета в юбку, душегрею, на голове ее платок, в руках ключи (Приложение 2) .
Пётр Ильич Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Снегурочка». Он одет в рубашку, фрак, в классические брюки, кожаные ботинки (Приложение 3).
«Снегурочка» - персонаж из произведения П. И. Чайковского. Ее образ написали многие известные художники: Васнецов, Островский и другие. Она одета в голубую шубу с мехом по подолу и рукавам, меховую шапку. Волосы выполнены из войлока (Приложение 4).
Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии. Ему же принадлежит слава одного из основоположников современного татарского языка. Он одет в рубашку, жилетку, камзол, брюки, казакин, галстук «по – байроновски» и тюбетейку (Приложение5).
«Мияубикэ» - персонаж из произведения Г. Тукая «Кисонька». Она одета в кульмек, безрукавку и калфак. На руках она держит котенка (Приложение 6).
Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Он одет жилет, рубаху, сюртук в брюки со штрипками. Через его плечо перекинут плед (Приложение7).
Арина Родионовна – няня Пушкина. Пушкин очень любил ее, посвятил множество стихов. Она одета в юбку, кофту с отложным воротником, головной убор. На плечах у нее платок. В руках она держит спицы и вязаное изделие (Приложение 8).
Персонажи из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Старик - рыбак, человек мягкий, вежливый, добрый и, к сожалению, слабовольный, уступчивый, не имеющий своего слова. Он одет в шаровары, рубаху, жилетку, лапти, шапку. Бабка – завистливая, корыстная. Она одета в юбку, кофту, жилет, на голове у нее платок. Они сидят в лодке, которая тоже сделана из ватина (Приложение 9).
Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вечера на хуторе близ Диканьки» приобрели мировую известность. Он одет в шаровары, сюртук, плащ и сапоги. Волосы сделаны из черной атласной ленты (Приложение 10).
Солоха – героиня произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», Эта женщина представляет собой яркий и запоминающийся образ, которой основан на фольклоре украинской глубинки (Приложение 11).
Андрей Миронов в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Он веселый, импозантный герой. Он представлен в образе женщины. Он одет в юбку, сапоги, кофту. На голове платок, в руках он держит завернутое полено (Приложение 12).
«Незнакомка». Она одета в юбку с односторонними складками, кожаные сапоги, полупальто, цветной шарф. На голове у нее вязаная шапочка (Приложение 13).
4. Заключение
В процессе работы над проектом нами был собран и изучен материал по истории куклы, рассмотрены разнообразные примеры интерьерных кукол, а также биография знаменитых личностей, которые внесли свой вклад в как в культуру России, также и в мировую.
Интерьерная кукла несет в себе богатейшую информацию о жизни, быте, творчестве, известных личностей. Нужно сказать, что интерьерная кукла – это не игрушка в традиционном понимании этого слова. Это сувенир, оберег для дома, вещь, вдыхающая душу и особое настроение в помещение, демонстрирующая предпочтения хозяина и его стиль жизни. Такими поделками не играются. Интерьерные куклы очень актуальны на сегодняшний день.
Полученные в ходе работы знания о способах изготовления кукол позволили создать небольшую коллекцию интерьерных моделей, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов.
Куклы вызывали интерес и восторг со стороны моих сверстников и взрослых. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться интерьерной куклой. Независимо от возраста, кукла привлекает нас и сегодня.
Таким образом, поставленные перед нами задачи были решены, цель достигнута. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника. Созданные куклы позволяют, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее. Овладев основными приемами шитья, мы научилась превращать обыкновенный лоскуток в оригинальные изделия. Все трудности, которые были в начале - забылись (очень тяжело уматывать ватин до платности).
Наша проектная работа является эксклюзивной и имеет практическое значение.
5. Библиография
1. Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. М.: Время, 2004. 495 с.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиции, 2007. 121с.
3. Змеева Е. О. Искусство куклы в России и Германии конца ХIХ — начала ХХ вв.: художественные и культурно-исторические смыслы: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 22 с
4. Ковычева Е. И. Кукла в диалоге культур: Монография. Ижевск: Изд. дом «Удмурт. ун-т», 2002. 156 с
5. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. СПб., 1999. 123 с.
6. Котова И. Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006. 240с.
7. Мудрагель, Лидия. Русская народная одежда в образах авторских кукол: энциклопедия моды/Лидия Мудрагель. – М: Издательство «Э», 2017. – 224с.: ил.
8.Бакулина, Н. А. Кукла как явление художественной культуры / Н. А. Бакулина, М. С. Васильева.// Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 446-449.
9. Н. Д. Бартрама. Игрушка. Ее история и значение: Сб. статей / Под ред Н. Д. Бартрама. М., 1912. 237 с.
10.Мишина, М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. №4. 109-115 с.
11. В чём отличие куклы от игрушки? Барби -это игрушка или кукла? Https://otvet.mail.ru/question/24971681
12. История возникновения народной куклы https://poisk-ru.ru/s10562t5.html
13. Реферат на тему кукла оберег https://obrazovanie-gid.ru/referaty/referat-na-temu-kukla-obereg.html образовательный портал
14. Кукла «Пандора». Проблема рекламы XVIII в.http://art-e-studio.ru/кукла-пандора-проблема-рекламы-18-века/ Автор статьи: Виценовская Анастасия сайта Art-e studio. 2018 г.)
15. Ведешина, В. Не просто – игрушка / В. Ведешина // Приазовье.- 2022.- № 12.- С. 20 Не просто угрушка http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/1201-istoriya-kukly Детский сайт
16. История куклы: от оберега к игрушке https://www.livemaster.ru/topic/2510323-istoriya-kukly-ot-oberega-k-igrushke
17. История кукол с древних времен до наших дней Анастасия Ефремова https://www.livemaster.ru/topic/806757-istoriya-kukol-s-drevnih-vremen-do-nashih-dnej.
18.Толстой, Ахматова и Гоголь путешествуют по миру вместе со своей создательницей Copyright 2023 Metro International https://www.gazetametro.ru/articles/tolstoj-ahmatova-i-gogol-puteshestvujut-po-miru-vmeste-so-svoej-sozdatelnitsej-30-11-2021
19.Неповторимые куклы от Ольги Андриановой https://uzor.uz/shedevri-rukodeliya/nepovtorimie-kukli-ot-olygi-andrianovoy/ Сайт "Народные ремёсла Узбекистана"
20. Авторские куклы из коллекции особняка клодта / мастерица ольга баканова https://www.liveinternet.ru/users/5282453/post474782483/ LiveInternet.
21. Журнал: Дом культуры, №3, 2019https://panor.ru/articles/vera-aleksina-schaste-byt-tvortsom/1089.html Вера Алексина: «Счастье быть творцом».
22. Обзор интерьерных кукол: вязаные, текстильные, из полимерной глины, папье-маше https://dzen.ru/a/YCp9uyC3yiKNZuoh
23. © https://www.livemaster.ru/topic/122087-tsvetovedenie-ili-kak-sochetat-tsveta
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложени9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13