Руки добра

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Руки добра

Варнакова А.А. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия 231
Чумаченко С.Н. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия 231
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры. С этими словами и их понятиями я встретилась совсем недавно в нашей гимназии. Меня очень увлекла эта тема, я решила исследовать её шире, изучить теоретические основы и практическую деятельность волонтёрского движения.

Как известно, в наши дни всё больше и больше и взрослых, и подростков начинают вести здоровый образ жизни. Тысячи людей отказываются от употребления алкоголя, курения табака. Мужчины и женщины, юноши и девушки занимаются спортом, увлекаются живописью и музыкой. Кроме того, люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, о своём нравственном статусе, о своей гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, а и для других людей, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных, они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Цель: Развитие добровольческого движения в МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231, создание отряда волонтерского движения «Пульс».

Задачи:

  1. Узнать всё о волонтёрском движении.

  2. Определить степень влияния волонтерского движения на обучающихся. Провести анкетирование в 9-11 классах. Проанализировать результаты анкетирования.

  3. Организация работы отряда волонтерского движения в Гимназии №231.

  4. «Руки добра». Отчет о проделанной работе.

Гипотеза:

Волонтером может стать каждый человек, необходимо только желание помогать нуждающимся.

Актуальность:

В современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире.

Объект исследования: обучающиеся 9-11 классов МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231.

Предмет исследования: процесс воспитания социальной активности у обучающихся при помощи волонтерской деятельности.

Глава 1. История волонтерского движения

Слово волонтер произошло от французского volontaire, перевод которого означает «доброволец». В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство, как идея социального служения древнее понятие. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. В это время сразу после Первой мировой войны группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии, вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Их мысль, стала впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга».

Следствием этого события стало основание старейшей международной волонтерской организации – Service Civil International, которая послужила примером для создания множества других. А 70 лет спустя, на XI Всемирной конференции волонтерского движения была принята всеобщая декларация добровольчества, провозгласившая волонтерство фундаментом гражданского общества. Цели и задачи волонтерского движения декларация определила, как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения.

Волонтерское движение, по своей сути, существовало и до 1920 года.

Примеры альтруизма – самопожертвования в интересах других людей - известны как из литературы (например, Данко - герой рассказа М. Горького, вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям), так и из современной истории - Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали советских солдат.

Развитие волонтерства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием Христианства. Это, например, создание домов призрения, богаделен, сиротских домов. В них давали приют, питание престарелым, убогим, сиротам. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.

Российская история богата примерами добровольческого труда знаменитых и состоятельных россиян. Декабристы, высланные в Сибирь за восстание против царя, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. Когда в конце 19 века было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян, и нередко сами работали бесплатно.

В России возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. Сестры милосердия активно помогали и во время Первой мировой войны.

Дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество в советской России через молодежные движения октябрят, пионеров, комсомольцев. Тимуровец — понятие из советских времен, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Начало свое существование от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Тимур, герой книги, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

Глава 2. Исследование социальной активности обучающихся 9-11 классов

  • Любите ли вы делать подарки?

  • А получать подарки?

  • А как вы считаете, что важнее: делать подарки или получать их?

  • А задумывались ли вы над тем, что подарок может быть представлен в необычной форме: это потраченное время, ваши знания, умения, ваши творческие и интеллектуальные способности?

Волонтерство — это прежде всего инициатива. Формируется активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда каждый человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Вот несколько основных принципов, которыми мне пришлось руководствоваться:

Информирование и открытость. Если мы планируем проект, связанный с волонтерством, мы обязательно информируем родителей. Почему? С одной стороны, не все семьи поддерживают идею как таковую. С другой стороны, кто-то из родителей может быть связан непосредственно с данной темой, и, возможно, будет готов что-то рассказать о своей работе и о том, как устроена система волонтерства в нашей стране или в нашем городе.

Выявление необходимых ресурсов. Что такое волонтерство? Если говорить «детским» языком – это когда определенную часть своего ресурса человек отдает другому, потому что другому это нужно. У людей есть различные ресурсы. Какие ресурсы есть у нас у подростков? Время, знания, опыт и карманные деньги. Также по согласованию с родителями могут появляться уже ненужные нам вещи (например, одежда, из которой ребенок уже вырос).

У некоторых детей есть различные Интернет-ресурсы, например, кто-то из подростков ведет блог, и у него много подписчиков, он может поделиться информацией про какой-либо фонд – это тоже его ресурс. Такай блог есть и у меня.

Деньги, которые дают на благотворительность родители – это уже ресурсы семьи, а не только ребенка.

Принцип оказания целевой помощи. Задача: сформировать максимально широкое представление о том, какие могут быть потребности в помощи, какие ресурсы для разных категорий необходимы.

Принцип добровольности.

2.1. Волонтерство и социальная активность обучающихся 9-11 классов

Для того чтобы это понять провела исследование:

1. Что является волонтерством, а что – нет?

Это большая и интересная тема. Предложила обучающимся 9-11 классов различные ситуации, пусть ребята выскажутся и обоснуют свою точку зрения:

  • если я помогаю однокласснику с домашним заданием?

  • если я забираю из сада младшего брата?

  • если кто-то дает деньги, которые он украл, в какой-нибудь приют?

  • если кто-то помогает тому, кто на самом деле обманывает (например, просит деньги на содержание бездомных кошек, а сам их тратит на другие цели)?

2. Что такое помощь?

  • всегда ли помощь другому человеку полезна?

  • может ли помощь вредить кому-либо?

  • как мы понимаем пользу?

Разобрали эти вопросы с ребятами на примерах и выяснили:

  • помощь ли это, есть ли от этого польза?

  • в краткосрочной или долгосрочной перспективе?

  • может ли быть помощь без запроса?

  • если я вижу, что кому-то помощь нужна, но он ее не просит, как поступить?

  • если человек отказывается от помощи, нужно ли настаивать?

Поиск и осознание своей позиции, высказывание ее в пользу волонтерства, подбор аргументов – это очень важная внутренняя работа, которую сделали мои сверстники.

В своей работе мы с группой ребят прошли несколько этапов.

1. Прошли регистрацию на сайте DOBRO.RU

2. Изучили информацию об особенностях волонтерской работы.

3. Обсудили свои возможности, чем мы можем помочь и что в наших силах сделать.

4. Изучили потребности, кто может нуждаться в нашей помощи, определили группы людей, кому мы можем оказать помощь:

  • малыши в детском доме;

  • мамы, имеющие малышей;

  • бабушки, которые помогают растить маленьких внучат;

  • пошив балаклав, помощь в СВО;

  • посещение госпиталя;

  • гуманитарная помощь.

Глава 3. «Руки добра», реализация задуманного

В Гимназии, в которой я обучаюсь, было решено провести опрос по созданию сообщества «Пульс», по результатам опрощенных более 90% ответили «скорее да». И в скором времени создалось такое сообщество. Вот уже несколько лет — это сообщество живет и работает благодаря неравнодушным ребятам и педагогам нашей гимназии. Учащиеся охотно принимают участие в разные мероприятия приуроченных непосредственно к волонтерству.

Сейчас, во время проведения СВО, наша страна, как никогда, нуждается в помощи и поддержке своих граждан. Появляется всё больше организаций, создаётся всё больше акций, через которые наши граждане могут выразить благодарность и оказать посильную помощь и поддержку нашим защитникам.

Наша гимназия не остаётся в стороне. Волонтёрами отряда «Пульс» было принято решение о проведении акции «Шьём для своих». В её ходе гимназистки занимались пошивом балаклав для наших военных. Вязание игрушек для сирот из города Луганск.

Еще в нашей гимназии, учащиеся посещают ветеранов, дарят им открытки и подарки в праздники, помогают по дому, убирают, ходят за покупками, посещают реабилитационный центр, госпиталь показывают концерты, занимаются с малышами. Участвовали в акции «Чистый берег». Наш гимназисты ухаживают за памятниками ветеранов на военном кладбище, каждую весну убирают мусор и подкрашивают таблички, которые со временем стерлись

Заключение

Так вернемся к нашему вопросу: что важнее, делать подарки или получать их?

Опыт моей работы показывает, что волонтерская работа с элементами благотворительности несет в себе огромный воспитательный потенциал:

  • учит нас состраданию, любви к ближнему;

  • мотивирует на плодотворную подвижническую деятельность;

  • формирует такие важные качества, как самоуважение, гордость за проделанную работу.

Оглядываясь назад, можно сказать, что работа проведена большая, и многое уже планируется на будущее.

Может говорить о результатах ещё рано, ведь наша жизнь – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня.

Подводя итоги проделанной работы, отметим, что нами была достигнута главная цель исследования, а именно мы выяснили, что волонтерство в образовательном учреждении среди обучающихся 9 -11 классов может являться главным фактором развития социальной активности подростков.

Социальная активность рассматривается как сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного общества.

В связи с тем, что выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым, тема социальной активности личности стала особенно актуальной.

Для привлечения обучающихся к социальной активности, к участию в волонтерской деятельности, необходимо опираться на мотив, по анализу проведенного исследования и проделанной работы, большинство опрошенных испытывают потребность в оказание помощи и общении, чем в развлечении.

МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия №231 играет важную роль в развитии социальной активности обучающихся. Создание и функционирование волонтерского движения, в частности отряда «Пульс» – это значимая форма развития социальной активности ребят.

Так же в результате социологического анализа опроса, проведенного в нашей гимназии об организации волонтерского движения, выяснилось, что для активного развития волонтёрства (добровольчества) среди обучающихся необходимо решить ряд задач, а именно: популяризировать волонтерство; усилить интерес и мотивацию ребят к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.

В ходе работы над проектом мы убедились в том, что волонтером может стать каждым, наша гипотеза подтвердилась.

Список использованных источников и литературы

1.Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..

2.Бодренкова, Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы",[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbornet

3.Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2010. – 74 с.

4.«Волонтерство и добровольчество в современной школе», Изд-во: Санкт –Петербург, районная экспериментальная площадка,2014г, 27 стр.

5.Волонтеры-Медики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://волонтеры-медики.рф/o-nas/

6.Российское образование федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/olga-vasileva-otmetila-vazhnost-trudovogo-vospitan/

7.Школа социального волонтерства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volonter-school.ru/2016/04/osnovnye-napravleniya-volontyorstva/

Приложение 1

В поддержку СВО от учащихся и жителей города Знаменск

Высаживание луковиц тюльпанов на могилах военнослужащих на полигоне Капустин Яр. Данная акция традиция в моем городе.

Благотворительные ярмарки

Весенний субботник

Приложение 2

Уважаемые респонденты! Предлагаем Вам принять участие в опросе для моего исследовательского проекта на тему «Первые шаги». Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа, наиболее подходящий вашему мнению.

1. Как вы относитесь к детским домам?

а) хорошо

б) не очень

в) не знаю, что это

2. Хотели ли бы вы, чтобы в нашей Гимназии был создан волонтерский отряд?

а) скорее да

б) скорее нет

в) точно нет

3. В нашей школе уже есть волонтерский отряд?

а) нет

б) да

в) скорее да, чем нет

4. Вы готовы заниматься благотворительностью?

а) да

б) нет

в) точно нет

Результаты анкетирования:

1 вопрос: как вы относитесь к детским домам?

2 вопрос: хотели ли бы вы, чтобы в нашей Гимназии был создан волонтерский отряд?

3 вопрос: в нашей школе уже есть волонтерский отряд?

4 вопрос: Вы готовы заниматься благотворительностью?

Просмотров работы: 124