Введение
Все дети мечтают о приключениях, путешествиях. Я не исключение. Бороздить океан под парусами, ускользать от пиратов, командовать фрегатом в морском сражении, топить вражеские корабли… Это можно сделать, расчертив тетрадный лист, и вперед – Д8. А можно открыть книжку Жюля Верна, или Роберта Стивенсона, или Андрея Некрасова, или Владислава Крапивина. Трехмачтовая шхуна «Дункан», «Испаньола», яхта «Беда», «Каравелла» легко перенесут тебя в мир соленых брызг. А мне на Новый Год подарили настоящий фрегат «Орел» - первый русский парусный военный корабль. Собрать модель корабля – прожить жизнь судна! В этом я вижу актуальность работы.
Цель проекта: создать модель корабля.
Задачи:
Изучить историю фрегата. Выявить его роль в ВМФ России. Найти связь истории корабля с Петром Великим - отцом российского военного флота.
Овладеть морской терминологией с помощью Словарика морского волка, который необходимо создать.
Научиться читать чертежи при работе с моделью.
Осуществить сборку, соблюдая инструкции.
Основная часть
1.Теоретическая часть
1.1. «Орел» - первый русский военный корабль
«Орел» (1667-1669) – первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
На берегу Оки триста с лишним лет назад был построен знаменитый корабль «Орел», положивший начало российскому Военно-морскому флоту. Первый корабль, на котором были государственные знаки отличия – герб и флаг государства Московского. Такова была воля царя Алексея Михайловича Романова по прозвищу Тишайший.
Купцы XVII века знали толк в географии и быстро поняли, что намного проще и быстрее, а значит и выгоднее, отправлять шелк и другие товары не через Ближний Восток, а по русским землям – через Каспий и далее по Волге. Но в низовьях великой реки, в Астраханском царстве, было весьма неспокойно и купцов с дорогим товаром там нещадно грабили, чем наносили огромный вред государственной казне и международной торговле.
И тогда, чтобы обезопасить волжский шелковый путь, царь Алексей Михайлович повелел построить военный корабль, хорошо вооружить его и отправить в Хвалынское море (как тогда называли Каспий) для прикрытия купеческих караванов.
Дело государственной важности предстояло осуществить на Оке. Государь приказал построить современный корабль, который мог бы ходить и против ветра, и против течения, да еще при этом палить из пушек по неприятелю, нести на своем борту стрельцов, которые по сути были первой на Руси морской пехотой.
Начинать приходилось с нуля, и царь Алексей Михайлович призвал на помощь иностранных корабелов. Прибывшие со Сведеном в Москву четыре человека были: «корабельщик Гельт, кормщик и плотник Вилим ван ден Стрек, кормщик Тимофей ван ден Стрек и работный корабелный человек Минстер».
Под руководством Ван Сведена в Дединове и начали местные плотники небывалое дело – строить большой военный морской корабль-фрегат.
Государевым оком проекта стал один из лучших умов того времени боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он же был и инициатор развития торговых отношений с Персией. Он же ратовал за возврашение России земель Карелии, а также за присоединение к ней Эстляндии и Лифляндии, понимал важность для России обладания Амуром, хлопотал о начале торговли с Индией и даже снарядил туда посольство. Этот подлинно государственный муж стоял у истоков русского военно-морского флота.
Царь Алексей Михайлович пристально следил за ходом строительства и отдавал распоряжения о поиске и доставке нужных материалов.
Новое непривычное дело постоянно сталкивалось с инерцией людей и сопротивлением бюрократии. Несмотря на царские указы, препятствия и задержки возникали на каждом шагу.
14 ноября 1667 года корабль «Орел» был заложен. К килевому брусу стали крепить шпангоуты – «кривые дерева». Одновременно начали строить и вспомогательное судно – яхту, а затем две шлюпки и бот.
Во все времена строительство корабля было очень сложным инженерным предприятием. Именно судостроение вызывало к жизни новые промышленные отрасли. Несмотря на то что «Орел» был всего-навсего парусным судном, его сооружение потребовало множества разнородных материалов: чугуна, свинца, меди, олова, железа, парусины, разнообразной древесины, пеньки, дегтя, нефти, смолы, щетины, сала, кожи, бумаги, шелка, слюды, стекла... Все это доставлялось по мере надобности. Все это оживляло добычу, промышленное производство, развивало ремесла в Московском царстве.
Тем временем решено было опробовать годность тульских пушек. Пушки палили исправно, в окнах изб дребезжали стекла. Это произошло 24 апреля 1669 года, именно этот день можно считать днем рождения морской артиллерии. И сразу же последовал царский указ: «Караблю, которой сделан вновь, прозванье дать Орлом, и поставить на носу и на корме по орлу и на знаменах и на яловчиках (вымпелах) нашивать орлы же».
Если первоначальный замысел и финальная «точка» в создании «Орла» исходили от русского царя Алексея Михайловича Романова, то в постройке корабля принимала участие вся Россия – от Дорогобужа до Урала, от Нижнего Новгорода до Тулы....
Среди прочих припасов, которые истребовал Ван Сведен для постройки фрегата, были не совсем обычные: 30 аршин киндяка (шелковой ткани) для изготовления знамени «на переднее лежачее дерево, что на носу» (бушприт), 12 аршин киндяка «на долгое узкое знамя» (вымпел), а также 155 аршин тафты «на знаменаж для украшения корабля» (флаги расцвечивания).
Насчет флагов Ван Сведен давал особое пояснение: «Цветами те киндяки как великий государь укажет: только на караблях бывает которого государства карабль, того государства бывает и знамя», в то время «те знамены роспускают; а на тех знаменах писать, что великий государь укажет».
И Алексей Михайлович указалцвета для флага: белый, красный и синий. Геральдисты до сих пор спорят, что имел в виду царь, какую символику он видел в этих цветах. Но что бы они ни говорили, а белый цвет во все времена означал чистоту, благородство, свободу; синий ассоциируется с синевой моря и неба; красный - цвет солнца и радости, борьбы и крови.
Таким образом, речь шла об общегосударственном флаге, по которому иностранцы могли определять, что корабль (а это частица государства) принадлежит России. Кроме флага, на нем был помещен символ государственного герба - орел, тождественный названию судна. Таким образом, впервые знаки государственной символики России появляются на корабле «Орел».
Весной 1669 года «Орел» стоял на якоре в полной готовности к большому плаванию.
Технические характеристики трехмачтового парусного корабля «Орел»:
Тоннаж-250тонн; длина -24,5м; ширина -6,5м; осадка- 1,5м; экипаж-58человек(23 матроса и 35стрельцов); вооружение – 22 пищали (пушки)18х6-фунтовые, и 4х3-фунтовые.
7 мая «Орел» снялся с якоря и двинулся по Оке в Нижний Новгород.До Нижнего первая русская эскадра добралась без особых приключений. Корабль хорошо управлялся, глубины позволяли проходить над отмелями, ветер, впрягшись в паруса, гнал фрегат на восток, а потом его подхватил сильный бег Волги, и скорость приросла еще и течением могучей реки. Плавание проходило благополучно с помощью «провожатых» – лоцманов, местных рыбаков, которые хорошо знали судовой ход.
В Чебоксарах сменили лоцманов, вместо нижегородских «провожатых» пришли местные. Они-то и лавировали между отмелями.
В Казани мореходы получили весь огневой припас. Из Нижнего пришел струг с пушками и ядрами. В Казани же на борт поднялись тридцать пять нижегородских стрельцов, первый отряд русской морской пехоты. В их задачу входило защищать корабли от нападений неприятеля как с берега, так и с воды.
Прибытие «Орла» в Казань стало событием для местных жителей. Многие впервые видели такой большой да еще трехмачтовый корабль с русскими флагами и русским орлом на полотнищах.
Встречать мореплавателей прибыли и сам казанский воевода князь Трубецкой, и митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий, и сотни горожан.
Все было на этом длинном пути до Астрахани: и буйные ветры, и бури, и посадки на мели. Лето выдалось неспокойным, грозовым. Иногда из-за непогоды приходилось отстаиваться в затонах по нескольку суток. Потеряли 4 якоря.
24 августа «Орел» встал на якорь в виду города Астрахани. Якорь бросали под залпы всех орудий. Так голландцы выражали свою радость окончанию долгого и опасного путешествия. Три с половиной месяца прошло после отбытия.
Итак, в устье Волги прибыла немалая морская сила: трехмачтовый фрегат длиною в одиннадцать русских сажень, вооруженный 22-мя железными пушками разного калибра тульского литья.
Корабли простояли в Астрахани почти десять месяцев. К тому времени торговля с Персией была прервана разбойничьим набегами казаков Степана Разина. Атаман нещадно грабил купеческие караваны на суше и на море. В сентябре 1669 года Разин, получив прощение от московского царя, объявился в устье Волги. Крепость Астрахань была окружена крепкой каменной стеной и защищали ее 12 тысяч стрельцов под командованием опытного воеводы князя Ивана Семеновича Прозоровского.
Шансов взять такую крепость у Разина почти не было. Он взял ее хитростью.
Штурм начался в роковой день – 22 июня 1670 года. Верные присяге стрельцы во главе с князем Прозоровским отчаянно сопротивлялись несколько часов. Но силы были неравны, бунтари схватили Прозоровского и проткнули копьем, а затем сбросили с башни.
Судьба самого «Орла» до сих пор не выяснена. Долгое время считалось, что разбойники Разина его сожгли.Но как ни печально закончился поход малой флотилии к Хвалынскому морю, богатырская идея морского судостроения и военного флота пустила корни в сознание многих государственных мужей. Так, Посольский приказ вошел в Боярскую думу с предложением строить в России морские корабли не только для нужд своего флота, но и для продажи их в иные государства, то есть на экспорт.
Идеей создания российского флота вдохновится сын Алексея Михайловича Петр Великий и дарует кораблям новый флаг – Андреевский. В предисловии к Морскому уставу 1720 года самодержец так оценивает начинание своего отца: «И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако ж достойное оно есть вечного прославления; понеже и довольно нам являет, какого духа был оной монарх, и от начинания того, аки от доброго семене произошло нынешнее дело морское».
Авторитет русских плотников был таков, что царь Петр призвал их на Адмиралтейскую верфь в Петербург. За период царствования Петра 1(1702-1725) было построено на русских верфях более 10 кораблей, которые ковали славу русского оружия.
За триста с лишним лет после первого похода корабля в Хвалынское море в истории нашего флота было более сорока кораблей, которые носили славное имя «Орел», данное в честь герба российского государства. И сегодня два корабля с этим именем находятся в боевом строю.
Это атомный ракетный подводный крейсер «Орел» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль на Тихом океане.
1.2. Словарик морского волка
А
Амбразура - отверстие в борту судна для орудий.
Б
Бизань-мачта - название кормовой мачты на трёхмачтовом судне.
Бушприт – наклонная носовая мачта, выступающая вперёд с носа парусника.
В
Ванты – канатные растяжки между мачтами и бортом парусного судна,
служащие для придания мачтам устойчивого вертикального положения.
Г
Грот – нижний прямой парус на грот-мачте парусного судна.
Грот-марсель – второй снизу парус на грот-мачте.
Грот-мачта – судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения.
К
Каюта – помещение на судне.
Кнехты – парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого швартового или буксирного троса.
Л
Лафет – специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором.
П
Палуба - настил на корабле, горизоттальное перекрытие.
Пищали – средне- и длинноствольноеогнестрельное оружие, пушка.
Р
Румпель – специальный рычаг, закреплённый в головной части баллера руля, перпендикулярно его оси. Составная часть рулевого устройства.
Руслени – деревянные брусья, устанавливаемые на бортах корабля и позволяющие разнести ванты, служащие боковыми растяжками для мачт, на большее расстояние от них.
Ф
Фальконет – название артиллерийского орудия небольшого калибра один - три фунтов, состоявшего на вооружении в армиях и флотах, в XVI-XVIII веках, из чугуна или меди.
Флагшток – вертикальный шест, на котором поднимается флаг.
Фок-мачта – мачта, ближайшая к носу, или мачта впереди грот-мачты.
Фор-марсель - прямой парус, ставящийся на марса-рее под брамселем.
Фрегат - трёхмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек) для действий на морских коммуникациях, эра которых пришлась на XVII—XVIII века
Э
Экипаж - группа людей, объединенных в упорядоченную структурудля выполнения совместной работы на движущем средстве.
Я
Якорь становой - большой якорь, который спускается с судна или плота на продолжительной стоянке.
2. Практическая часть
2.1. Чтение чертежей
Сборка модели с соблюдением инструкции
Детали модели расположены на блоках.
Отделяя детали от основы, нужно зачищать облой и места среза литников натфилем.
Часть деталей крепится на клей.
Установка мачт – очень ответственный этап. Начинаем с фок-мачты, в предварительно подготовленные отверстия в палубе устанавливаем мачту. Используя шаблон, тщательно настраиваем штаг с помощью талей на его нижней части. Устанавливаем грот- и бизань-мачты на свои места и повторяем процедуру их настройки с помощью штагов. На этом этапе нельзя вклеивать мачты в отверстия в палубе. Это позволит в дальнейшем при необходимости немного скорректировать угол наклона мачт вправо-влево для того, чтобы мачты были строго вертикальны палубе и, что более важно, находились в одной плоскости друг с другом. Продолжаем подстраивать все штаги на каждой мачте, работу производим от носа корабля к его корме. Проверяем, что ни на какой мачте нет эффекта изгиба ее верхней, более тонкой части (брам-стеньги) из-за слишком сильного натяжения верхних штагов. Если такой эффект есть, то его нужно сразу исправить, т.к. из-за взаимного влияния снастей друг на друга (одна снасть помогает поддерживать другую), этот эффект будет невозможно устранить потом.
Финальный этап – изготовление флагов и вымпелов.
Заключение
Итак, модель готова. Результат самому очень понравился. Мне удалось создать модель, которая прекрасно смотрится, достоверная по уровню детализации и качества.
При выполнении творческого проекта я постарался использовать сведения, полученные из различных источников. Проводя данное исследование, я еще раз убедился, сколько интересного и значимого мною недостаточно изучено. И моя работа, думаю, является маленьким шагом в изучении истории создания судов в России и в мире. Это только начало…
начало продолжительного, кропотливого изучения истории и способов строительства парусных кораблей. Следующим этапом моей работы будет посещение Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге.
Список литературы
1. Быховский И.А.«Петровские корабелы» Ленинград, 1982
2. Матвеева Е. «Сказ о мастере потаенного судна» Москва,1990
3.Прохватилов В. «Гангутский бой» Ленинград ,1989
4.Рыжиков К. «Сто великих россиян» Москва,2003