Большие возможности маленькой пуговицы

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Большие возможности маленькой пуговицы

Самахужина В.Р. 1
1МБОУ "Лицей № 120 г. Челябинск"
Полторак Т.Ю. 1
1МБОУ "Лицей № 120 г.Челябинск"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Когда я была маленькой, бабушка постоянно придумывала для меня игры с пуговицами. Мне очень нравилось сортировать их по цвету и размеру, выкладывать из них разные картинки. Я стала старше и научилась пришивать пуговицы, а ещё с мамой и бабушкой мы придумывали разные поделки с использованием пуговиц. Эти занятия доставляли много радости, но тогда я даже и не подозревала о том, что мои родные таким способом развивали мне мелкую моторику рук. Поэтому, когда я стала ученицей, мне не составляло никакого труда самостоятельно переодеться на урок физкультуры, выполнить поделку на уроке технологии, красиво и правильно написать элементы букв в тетради. Но в этом году я обратила внимание, что многие первоклассники не умеют самостоятельно застёгивать пуговицы на кофточке, завязывать шапочку, надевать перчатки, у них возникают проблемы с написанием букв, им трудно вырезать или складывать поделки на уроке технологии. Посоветовавшись с учителем, я выяснила, что эти умения связаны с развитием мелкой моторики. А развивать её надо через работу с мелкими предметами. Я решила помочь учителю в работе с такими детьми, чтобы дети испытывали меньше трудностей в учёбе, и решила стать наставником для двух первоклассников. Как хорошо, что мы не выбросили старую коробку с пуговицами! Вот они и будут нашими помощниками в дальнейшей работе.

Тема: «Большие возможности маленькой пуговицы»

Цель: изучение роли пуговицы в развитии мелкой моторики рук и творческих способностей детей.

Задачи:

1. Изучить значение слова «пуговица» и выявить основные функции пуговиц;

2.Собрать сведения о развитии мелкой моторики рук и её значении для человека;

3.Подобрать и изготовить самодельные тренажёры с пуговицами для развития мелкой моторики у первоклассников.

4.Отследить результаты работы с пуговицами в развитии мелкой моторики моих подопечных.

Гипотеза: систематические занятия с пуговичными тренажерами по развитию мелкой моторики рук помогут ребенку исправить почерк.

Объект исследования: пуговица и пуговичные тренажеры.

Предмет исследования: влияние пуговицы на мелкую моторику рук.

Методы исследования:

    • изучение и анализ литературы;

    • анкетирование детей и взрослых;

    • интервьюирование;

    • практическая работа;

Сроки реализации работы: сентябрь - декабрь 2022г.

Основная часть

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой темы на основе анализа информационных источников

    1. Пуговица и её основные функции

Прежде чем приступить к занятиям, я решила узнать, что такое пуговица, откуда она к нам пришла, какие функции выполняла.

Известно, что русское слово — «пуговица» было образовано от праславянского пугъвъ, что обозначает «пучок» или «небольшой выпуклый предмет».

Некоторые исследователи считают, что исконно русское слово «пуговица» произошло от «пугать», «пугало», «пугач», связывая это с тем, что магическая, охранная и отпугивающая роль пуговицы у восточных славян долго оставалась ведущей.

В толковом словаре я нашла объяснение значения слову «пуговица». Пу́говица (в широком смысле) — небольшой предмет, выполненный из твердого материала, с отверстиями или ушком для крепления (преимущественно, способом пришивания) на одежде, обуви и предметах личного обихода (например, сумках). В более узком варианте — застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей (пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание).

Я провела анкетирование среди обучающихся 2-х классов, педагогов, своих родственников и знакомых. На вопрос «Для чего вы используете пуговицы?» я получила следующие ответы (диаграмма1).

Диаграмма1.

Все дети в разных вариантах ответили, что они используют пуговицу как застежку, а среди взрослых примерно 25% кроме функции застёжки перечислили и другие функции.

Из интернет - источников я узнала, что можно выделить 4 основные функции пуговицы:

- утилитарная (пуговица как застёжка);

- декоративная (пуговица как украшение) (рисунок1,2);

- магическая (пуговица-оберег или талисман) (рисунок3);

- информационная (пуговица как опознавательный знак) (рисунок 4,5).

Утилитарная функция

Пуговицы, которые использовались как застёжки, были каменные и найдены на юго-востоке Турции в 1500 г. до н. э. Первые пуговицы-застёжки с петлями появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро распространилисьв Европе и использовались для изготовления облегающей одежды.

 

Рис.1.Декоративная функция

Очень долго пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы делали из дорогих материалов и камней. Внешний вид пуговиц и то их количество, которое было на одежде свидетельствовали о богатстве и высоком социальном статусе человека. Верхняя одежда могла стоить дешевле тех пуговиц, которые были пришиты на ней. Иногда на одном предмете одежды было более ста пуговиц.

Рис.2. Декоративная функция

В современной мужской одежде декоративную роль выполняет запонка.

 

Рис.3. Декоративная функция

Словарь Владимира Даля сообщает, что «пуговица - это пугалка». Пуговица была версией талисмана и даже могла отпугивать враждебные силы. В пустые пуговицы помещали олово, камушек или дробь, которые издавали при движении негромкий стук, напоминающий звук бубенца. Пуговица служила оберегом. Эти пуговицы просто крепились к одежде, не застёгивались и не выполняли утилитарную функцию.

 

Рис.4. Магическая функция

Пуговица мундира члена экипажа трансатлантического парохода, 1850-е г. Информативная функция пуговиц появилась достаточно поздно. Пуговица стала применяться как символ принадлежности к какой-либо группе профессий, роду вооружённых сил и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)

Рис.5. Информативная функция

Выводы:

- Пуговица стала самой долговечной застёжкой, вплоть до современной одежды.

- Пуговица – это свидетель, который всегда что- то может сказать об прошлой эпохе.

- Можно назвать четыре основных функции пуговицы: утилитарная, декоративная, магическая, информативная.

- Пуговицы являются не только застежкой, но и украшением, оберегом и опознавательным знаком.

    1. Мелкая моторика рук и её значение в развитии человека

Из информации в интернете я узнала, что мелкая моторика – это сочетание согласованных действий человека, которые направлены на реализацию точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. В этом случае часто используется термин «ловкость».

С точки зрения анатомии, примерно третья часть всей коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена достаточно близко к речевой зоне. Следовательно, развитие речи ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики.

В настоящее время наблюдается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наукой установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики руки ребёнка.
Следовательно, ещё в дошкольном возрасте нужно обеспечить условия накопления детьми двигательного и практического опыта, развитости навыков ручной умелости.

В жизни человеку постоянно требуется выполнять какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание и расстегивание пуговиц, оперирование мелкими предметами, письмо, штриховка, рисование и т. д., поэтому комфортность существования человека напрямую зависит от её развития.

Мелкая моторика развивается естественно, начиная с младенчества вместе с общей моторикой. Сначала у ребёнка развивается хватательный рефлекс, потом появляются навыки перекладывания из руки в руку. Позднее он уже может правильно держать ложку, карандаш, кисточку. Постепенно моторные навыки усложняются и становятся более разнообразными. Становится большим объём действий, которые требуют координированных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики можно выполнить разными способами, например, игры с мелкими предметами — пуговицы, пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т.п.

Соответственно, показателем нормального развития ребенка является мелкая моторика и развитие руки ребенка. В своей книге М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что даже в животном мире общение зарождается посредством движения. Что наши далекие предки начинали путь от безмолвия к речи с помощью жестикуляции, начиная использовать звукоподражательные крики. Что для лучшего развития речевой сферы следует поощрять у ребенка движения пальцев.
Вывод:

- Одним из показателей развития ребёнка является развитие руки;

- Мелкая моторика руки тесно связана с развитием речи, мышления, воображения.

Глава 2. Организация и результаты практического исследования темы

2.1. Самодельные тренажёры и игры с пуговицами

Я проконсультировалась со школьным психологом Князевой Ксенией Николаевной. Она объяснила мне, что чем больше ребенок работает руками, тем лучше происходит его развитие, он лучше говорит и думает. Так же, развитие мелкой моторики играет большую роль в овладевании учебными навыками. Умение ребёнка выполнять движения кистью и пальцами рук просто необходимо для умения писать. Ксения Николаевна рассказала мне, как можно развивать мелкую моторику с помощью игр с различными маленькими предметами - пазлами, мозаикой, бусинами, пуговицами и т. п. Тема эта очень важна. Одним из главных способов развития моторики рук являются игры с предметами.  Её психологи называют ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе неё дети приобретают самый разный жизненный опыт, способность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание роли и назначения предметов позволяет развивать практическое мышление.

Я выбрала для этой цели пуговицы. Во-первых, они у меня есть, во-вторых, с ними можно придумать различные игры и упражнения, в третьих, это экономит деньги и время. Игры я придумывала сама или находила в интернете.

Цель этих игр и игровых упражнений развивать фантазию, внимание, мышечные чувства, упорство, скоординированную работу системы «глаз-рука», тонкую мелкую моторику пальцев рук.

Игра 1. Пуговичный тренажер «Звезды» (рисунок 6)

На первый взгляд, эта игрушка выглядит как гирлянда. На самом деле, это очень простая, но эффективная игрушка для развития мелкой моторики и обучения детей застегиванию пуговиц. Чтобы продеть ленту через звездочку ребенку нужно выполнить движение, похожее на застегивание пуговицы. Этот тренажер мы сделали вместе с первоклассниками, он пригодится нам для работы.

Рис. 6. Пуговичный тренажер «Звезды»

Игра 2. Пуговичный тренажер«Геометрические фигуры»

Пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый овал, к пуговице голубого цвета – голубой круг, к пуговице зеленого цвета – зеленый треугольник, к пуговице розового цвета – розовый квадрат.

Игра развивает мелкую моторику, закрепляет знание в определении цвета пуговиц, умение различать их по материалу, развивает математическое мышление (запоминание цифр, знание геометрических фигур: круг, квадрат, овал).

Игра 3. Пуговичный тренажер «Выложи пуговицы» (рисунок 7)

Выложить пуговицы точно по контуру ближе друг к другу. Назвать полученную фигуру. Игра отлично тренирует координацию тонких движений рук.

Рис. 7.Пуговичный тренажер «Выложи пуговицы»

Игра 4. Пуговичный тренажер «Найди лишнюю пуговицу»

Выкладываются в ряд пуговицы одного цвета и среди них должна быть пуговица другого цвета. Детям предлагают убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету. Игра развивает логическое мышление детей.

Игра 5. Пуговичный тренажер«Рисунок» (рисунок 8)

Подобрать пуговицы разного цвета и размера. Выложить пуговицами рисунок по контуру.

 

Рис. 8. Пуговичный тренажер«Рисунок»

Игра 6. Пуговичный тренажер "Пуговичные узоры" (рисунок 9)

Игра дает возможность пофантазировать и выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов. Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, фактуру, размер.

Рис. 9. Пуговичный тренажер «Пуговичные узоры»

Игра 7. Пуговичный тренажер «Дорожки» (рисунок10)

Детям предложить проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее.

Рис. 10. Пуговичный тренажер «Дорожки»

Игра 8. Пуговичный тренажер «Массаж пуговицами» (рисунок 11)

Благодаря такому массажу развиваются мануальные навыки, активизируются кончики пальцев рук и ладоней, а вследствие этого происходит активизация сенсорно – моторных функций, которые нужны для успешного взаимодействия с окружающим миром. Пустую коробку заполняют пуговицами разного размера, цвета, формы, изготовленных из разных материалов. Предлагается выполнять следующие задания:

1.Опустить руку в коробку с пуговицами и погладить их ладошкой.

2.Взять пуговицы в руку, сжать и высыпать обратно в коробку.

3.Медленноо перетирать пуговицы между ладошками.

4. Перекатывание пуговиц внешней стороной ладони.

Рис. 11. Пуговичный тренажер «Массаж пуговицами»

2.2. Использование пуговичных тренажеров

В начале своей работы я приложила ответить на анкету детям и взрослым (Приложение1), чтобы узнать используют ли они пуговицы как тренажёр для развития мелкой моторики.

На анкету отвечали 25 детей, 27 человек – педагоги и родители.

Результаты анкетирования детей

Таблица 2.

Вопрос

Да

Нет

 

Есть ли у вас дома шкатулка (коробка, банка и т.п.) с пуговицами?

16 чел.

9 чел.

 

Играете ли вы с пуговицами?

9 чел.

16 чел.

 

Знаете ли вы, для чего нужны пуговицы? (Запиши ответ)

Записали в разных вариантах только как функцию застежки

25чел

 

Результаты анкетирования взрослых

Таблица 3.

Вопрос

Да

Нет

 

Есть ли у Вас дома шкатулка (коробка, банка и т.п.) с пуговицами?

18 чел.

9 чел.

 

Играете ли Вы с детьми или сами в пуговицы?

5 чел.

22 чел.

 

Для чего Вы используете пуговицы? (Запишите ответ)

-функция застёжки

-для поделок

-не используют пуговицы

- 27

- 5

- 3

 

Всего приняло участие в анкетировании 52 человека: 25 детей и 27взрослых.

Таблица 4.

Вопрос

Да

Нет

 

Есть ли у Вас дома шкатулка (коробка, банка и т.п.) с пуговицами?

34

65%

18

34%

 

Играете ли Вы с детьми или сами в пуговицы?

14

26%

38

73%

 

Для чего Вы используете пуговицы? (Запишите ответ)

-функция застёжки

-для поделок

-не использует пуговицы

-52

100%

-5

9%

-3

5%

 

Вывод:

1.У 65 % дома имеются пуговицы, а у 34 % не держат пуговицы дома.

2.Только 26% используют пуговицы в качестве игры.

3.100% считают, что функция пуговиц — это прежде всего для застегивания, лишь 9% используют пуговицы для поделок, и никто не ответил, что пуговицы можно использовать в качестве тренажер мелкой моторики.

Затем я изготовила пуговичные тренажеры и в течение трех недель занималась с моими подопечными из 1 класса, результаты занятий заносила в таблицы 5,6.

Тренажёр «Звезда»

Таблица 5.

Вид тренировки

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Лиза

Артём

Лиза

Артём

Лиза

Артём

время

время

время

1

Тренажёр «Звёзды»

4 минут

ошибалась

5минут

ошибался

3минуты

1 ошибка

3минуты

1 ошибка

2 минуты

Без ошибок

2 минуты

Без ошибок

2

Своя одежда (кофта или рубашка)

7 минут с помощью

6 минут с помощью

5,5 минут

4,5 минут

3,5 минуты

3 минуты

Таблица 6.

Тренажёр

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Лиза

Артём

Лиза

Артём

Лиза

Артём

«Геометрические фигуры»

Ошибалась

Ошибался

2 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

Нет ошибок

«Выложи пуговицы»

Ошибалась

Ошибался

1 ошибка

2 ошибки

Нет ошибок

Нет ошибок

«Найди лишнюю пуговицу»

Ошибалась

Ошибался

1ошибка

1 ошибка

Нет ошибок

Нет ошибок

«Рисунок»

Не могла ровно выложить пуговицы по контуру

Не мог ровно выложить пуговицы по контуру

Есть недочёты

Есть недочёты

Нет ошибок

Нет ошибок

«Пуговичные узоры»

Не могла придумать и выложить узор

Не мог придумать и выложить узор

Выкладывает простой узор

Выкладывает простой узор

Выкладывает сюжетную картинку

Выкладывает сюжетную картинку

Вывод: В результате многократных тренировок на пуговичных тренажерах ученики научилась застёгивать пуговицы на своей одежде (рисунок 12). Они стали быстрее застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и застежки на обуви и даже помогать другим детям. А также аккуратнее и ровнее писать в своих тетрадях по сравнению со своими одноклассниками (рисунок 13,14). Это отметил классный руководитель 1 класса, она увидела заметные улучшения у моих подопечных первоклашек, с которыми я занималась. У детей выровнялся почерк, за линеечку в тетрадях не заходят, буквы и цифры разборчивые, с требуемым наклоном. Лиза и Артем успевают писать разборчиво под диктовку, справляются с заданиями по математике, ИЗО и технологии.

Рис. 12. Результаты работы с пуговичным тренажёром «Звезда»

 

Рис.13.Тетради подопечных (до занятий)

Рис.14.Тетради подопечных (после занятий)

Заключение

Таким образом, я доказала, что такой простой предмет, как пуговица совсем не простой если посмотреть внимательнее. При работе над моей темой я выяснила:

-что пуговица имеет большую историю и выполняет разные функции;

-что развитие мелкой моторики рук влияет на мышление, речь, память и работоспособность;

-подтвердила свою гипотезу: если систематически заниматься с пуговичными тренажерами по развитию мелкой моторики рук, то будешь аккуратнее писать в тетради подтвердилась;

-что наставником быть сложно, но интересно.

А еще мои изготовленные пуговичные тренажеры учитель первоклассников решила использовать на уроке математики (рисунок 13).

Мои пуговицы совершили настоящее чудо. Так и хочется сказать напоследок, что у пуговицы еще все впереди.

Рис.13.Урок математики в 1 классе

 

 

Список литературы

  1. Большая книга экспериментов для школьников./Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И.Мотылёвой.- М; ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.-264с.

  2. Интернет ресурсы

  3. 110 увлекательных поделок из пуговиц. Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль - Ростов – на - Дону: Издательство «ФЕНИКС», 2005 г.

  4. Детская энциклопедия. Джейн Эллиотт и Комен Кинг. ЗАО «РОСМЭН», 2005 г.

  5. Большая энциклопедия открытий и изобретений. О.В. Артёмова, Н.А. Баландина и др. – М.:ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007г.

Приложение

Анкета для детей

Дорогие ребята! Я занимаюсь исследовательской работой о пуговицах. Ответьте, пожалуйста, на вопросы моей анкеты (отметьте знаком + или – и запиши ответ). Большое спасибо вам за помощь!

Таблица 1.

Вопрос

Ответ

 

Есть ли у вас дома шкатулка (коробка, банка и т.п.) с пуговицами?

 
 

Играете ли вы с пуговицами?

 
 

Знаете ли вы, для чего нужны пуговицы? (Запиши ответ)

 

Рис. 1.Тренажёр «Рисунок»

Рис. 2.Тренажёр «Выложи пуговицы»

Рис. 3.Тренажёр «Звезда»

Рис. 4.Тренажёр «Геометрические фигуры»

Просмотров работы: 34