1. Введение
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…
В.С. Шефнер
1.1. Обоснование и выбор возникшей проблемы
В век развитых технологий, современный человек возвращается к истокам русской культуры. Ведь без прошлого, без корней нет будущего ни одного народа, ни у семьи, ни у человека.
Народное искусство-наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди всех разновидностей народных промыслов- вышивка является самым доступным и любимым.[1]
Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представление о мире, человеке, красоте. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров, а так же вышивке рушников.
С течением времени рукодельницами было накоплено огромное количество различных техник выполнения декоративных швов. В большинстве своем вышивка выполняется крестиком.[2]
Каждая семья в повседневной жизни пользуется полотенцем, но вряд ли кто из детей знает, что у полотенца есть и другое название «рушник».
Приложение №1
1.2. Актуальность
Я сама о рушнике узнала на уроках технологии, а так же увидела их разнообразие при посещении музея декоративно – прикладного творчества, меня это очень заинтересовало, продолжением послужило бабушкина домашняя коллекция рушников, которая бережно у нее хранится.
Рушник передавался из поколения в поколение и имел особую значимость в семье. Мы в большинстве своем, не знаем смысла декоративного полотна, ни символику ,которую он несет.[3]
Актуальность своей исследовательской работы вижу в привлечении внимания к изучению вышивки рушников, так как он является ярким примером традиции семьи.
1.3. Цель и задачи проекта
Цель проекта – провести исследование о роли рушника в культуре наших предков.
Задачи проекта :
1. Узнать историю появления рушника в жизни человека.
2. Расширить знания и представления о рушниках в культуре прошлого и современности.
3. Формирование умения анализировать и моделировать свою деятельность в достижении поставленной цели .
4. Познакомиться с особенностями вышивки рушника.
5. Закрепить навыки работы вышивки крестиком, совершенствовать умения в подборе цветового решении и работы по схеме.
6. Умение самостоятельно осуществлять волевую регуляцию, самоконтроль в работе.
7. Использование в разделах знаний по технологи, МХК, ИЗО, истории, ОБЖ, экономики, информатики и черчению.
Результат: выполнить рушник в современном варианте.
Практическая значимость: собранная информация о рушниках может использована на уроках технологии, сам рушник в фольклорных праздниках, на свадьбах.
Объект исследования: рушник- предмет быта наших предков.
Предмет исследования: предмет декоративно-прикладного творчества
2. Основная часть
2.1 Рушник в культуре наших предков
Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали в X веке. Создание красоты в вышивке подвластно только тем, кто в свою работу вкладывает не только терпение, усердие, старательность, но и душу, добрые помыслы. Такие волшебные вещи способны не только радовать глаз, но и чудесным образом влиять на происходящие события, оберегать своего владельца, строить его будущее в позитивном ключе.[4]
Так в старину на Руси ни одного дома не было без рушников- самобытных полотенец, с вышитыми узорами, отрез из домотканого холста, украшенный кружевом. Рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально- обрядовое. Узоры вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимой связи, соединяющих каждого человека с его родом, предками.[5]
Приложение №2
2.2. Виды рушников
Родильный – на него повитуха принимала дитя.
Крестильный- крестная мать готовила его зарание. После окунания в купель ребенка заворачивали в полотенце. Это полотенце нельзя было передаривать. Считали, что из-за этого испортится дорога жизни.
Божник- рушник для иконы.
Свадебный – их существует несколько видов. В знак согласия родителей невесты на создание союза, семья жениха дарила богато вышитый рукобитный рушник, на нем стояли молодые во время свадебной церемонии.
Союзный – он более узкий, им связывали руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.
Хлебосольный – после венчания родители встречали молодоженов караваем, который лежал на этом рушнике.
Праздничные – украшали избы на ежегодные праздники.
Пасхальные – для выпеченных куличей, хлебов.
Подорожный – со скромной вышивкой, давался в дорогу, кто покидал родной дом. Он олицетворял пожелания легкого пути и скорого возвращения.
Поминальные – на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно. Считалось, что на сороковой день душа умершего умоется росой у своего дома и утрется этим полотенцем. Во время похорон на них несли гроб, их так же вешали на кресты.
Приложение №4
2.3. Значение вышитых узоров
Вышивка – главная особенность рушника. В красочных орнаментах, украшавших полотенце, вышивались изображения птиц ,зверей, растений. Традиционный рушник вышивали крестом. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить. Для вышивания использовали тонкое, белое полотно, нити красные, реже черные.
Красные нити-жизненная сила, цвет солнца, тепла, красоты. Черные нити – богатство, цвет земли.
При вышивке рушников учитывались определенные правила составления орнамента. В каждой местности были свои особенности вышивания.
Длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на семь, семь полос орнамента должна составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнище. Один раппорт узора должен повторяться семь раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать семь элементов.
Для вышивки используют символы:
Виноград – божий знак, богатство, плодовитость.
Калина – жизненная стойкость и сила, женская красота.
Роза – любовь, милосердие.
Мак – богатство.
Хмель – свадебная символика, любовь.
Лилии – рождение, развитие, бесконечность жизни.
Дуб – развитие жизни, солнечной энергии.
Мальва(рожь) – символ девичества, целомудрие, красота.
Дерево рода – означает продолжение рода, семейное счастье, традиции, связь поколений.
Петух – счастье, богатства, мужского здоровья.
Голубь – любовь ,верность, брак, семья.
На вышивке обязательно должен изображен вазон, в нем корни семьи, начало рода.[6]
Существуют определенные правила вышивания рушников:
Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.
Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога.
Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь ( не вставляйте в середину рушника никаких кружев и тесемок).
На свадебных рушниках вышивают пары птиц, как голубь, сокол,павлин. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев - символ неженатых парней ( чтобы муж не изменял).
Все размеры рушника ( ширина, длина) должна делиться на семь.
Центр рушника должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место.
После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой, семейной жизни.
Рушники не берут на прокат – вы же судьбу не берете на прокат.[6]
Приложение №3
2.4. Изготовление современного рушника
Работа над темой исследовательского проекта « Ценность рушника на все времена» меня очень увлекла, что появилось желание самостоятельно разработать и вышить рушник – оберег для себя. Используя полученную информацию, но в современном варианте.
Ткань долго выбирать не пришлось, так как у моей бабушки в шкафчике сохранился белый льняной лоскут, который можно использовать для рушника.
Лен – традиционный материал для рушника. Ткань экологически чистая, очень прочная, не электризуется, помогает восстанавливаться от стрессов.
Издревле существует традиция принимать новорожденного именно на льняное полотно - в этом залог будущего здоровья младенца.
Мой рушник в конечном варианте должен быть мне оберегом. Я ответственно подбирала орнамент для него. Размер рушника получился 28*210, а для орнамента использовала – ромбы, квадраты, круги, маковый венок – означающий расцвет женской красоты и богатства. Выбрала нитки мулине в красно-черной гамме, стежок крестик. В вышивке крестик наполняет изделие оберегающей силой.
Приложение №5
2.5. Рушник и его применение в современной жизни
Меняются времена, уклад жизни у людей, в основном стали городские жители, отсюда забываются ритуалы, для которых вышивались рушники.
В наши дни разновидности рушников можно увидеть в музее, в праздничных фольклорных выступлениях. На свадьбе используют обычай, на пороге дома встречать молодых из ЗАГСа с хлебом – солью. После свадьбы рушник сохраняют на память. На свадебном рушнике изображаются пары птичек( жаворонки, голуби),они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как обереги от злых сил и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождение детей.
Православные семьи используют Пасхальный рушник для освящения куличей и кладут на стол в праздничный день. На таких рушниках вышиты аббревиатуры ХВ (Христос Воскрес), символы яйца, веточка вербы.
В некоторых домах и по сей день можно встретить рушник
« иконнички», покрывающий все иконы.
Традиционная вышивка – это орнамент, мотив которого и его расположение отвечали строгим правилам, а для каждой местности вышивка имела свои узоры и отделку.
Сейчас в художественных салонах продаются сувенирные рушники.
Узоры на них вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян.
Мой рушник – оберег надеюсь будет иметь свою силу, так как для его создания я вложила терпение, старание, усердие, а так же хорошее настроение и положительные эмоции.
3. Заключение
Подводя итоги исследовательской работы по теме: «Ценность рушника на все времена» я узнала для себя много интересного и полезного.
Цель и задачи достигнуты.
Гипотеза представления о рушнике и применение его в быту прошлого и настоящего, подтвердилась.
Актуальность данного исследования выражается в том, что и сегодня в России пользуются рушником, а это значит, что традиции семьи имеют свое продолжение.
В ходе моего исследования я опросила своих одноклассников и была удивлена результатами ответов.
Для опроса я подготовила пять вопросов:
1. Что такое рушник?
Правильно ответили 32 % опрошенных.
2. Какие бывают рушники?
Большая часть ответили – не знаю, 12 % праздничные.
3. Есть ли у Вас дома рушник?
Большинство опрошенных ответили – нет, 9 % у бабушки в деревне.
4. Как Вы считаете актуален ли рушник в современной жизни?
В большей степени опрошенных ответили положительно 60 %.
5. Надо иметь дома рушник?
Большинство считают, что дома его иметь не обязательно, за исключением рушник – оберег.
По результатам опроса своих одноклассников, можно сделать выводы, что информация о рушниках недостаточная. Для ознакомления можно предложить беседу на классном часе и посещение музея декоративно – прикладного творчества в Москве.
Представленные исследования убеждают нас в том, что мы не должны забывать историю, необходимо перенимать мастерство наших предков, а создание рушника своими руками вызывает положительные эмоции, гордость за причастность к древнему виду рукоделия.
Считаю данную тему интересной, познавательной, современной и необходимой для ознакомления культуры наших предков.
Вывод: Представленные материалы исследования пополнят знания и представления о рушниках, а также помогут разобраться во многих вопросах древнего вида рукоделия.
Кто то, как и я проявят желание выполнить рушник своими руками.
В настоящее время купить рушник можно, но выполняя его своими руками, мы приобщаем себя к вековой культуре. Это интересно и приятно, а так же понимаешь, что искусство вышивать никогда не будет забыто.
Вышивание – это интересное занятие, одновременно объединяет в себе и радость творчества, и отдых, и расслабление. Рушник – оберег не первая моя работа по вышиванию, он получился яркий, выразительный. В процессе вышивания я ознакомилась с новыми узорами и тем самым усовершенствовала свои умения.
Результатом своей работы довольна, что задумала, то и получилось.
Надеюсь, что он станет счастливым талисманом в моей жизни.
Список используемых источников и литературы
1. Наниашвили И.Н.,Соцкова А.Т.: «Вышиваем рушники, покровицы, сорочки», Клуб семейного досуга,-М,2012.
2. Максимова М., Кузьмина М., «Вышивка. Первые шаги» М.,
«Эксмо-пресс»,1997.
3. Еременко Т.И.,Вышивка крестом/ Т.И.Еременко,-М.,2020.
4. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981,с. 18.
5. Труханова А.Т Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды : Учебное пособие- М: Лекало промышленность 1984г
6. Интернет ресурсы:
Значение славянских символов в вышивке:
https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/vyishivka-obereg.html
Рушник в обрядовой культуре: https://pandia.ru/text/78/017/24477.php
Вышиваем оберег:
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/vyshivaem-obereg.html
Применение рушников в современной жизни:
https://etnoxata.com.ua/ru/statti-ru/ru-traditsiji/ru-rol-vishitih-rushnikiv-v-suchasnomu-zhitti/
Приложение№1
Выбор возникшей проблемы
Приложение 2
Рушник в культуре наших предков
Приложение 3
Символика рушников
Приложение № 4
Виды рушников
Приложение 5
Изготовление современного рушника