Введение
В нашевремя, когда все можно приобрести в магазине декоративно-прикладное творчество не утратило своего значения. Всё так же мастера создают прекрасные работы в разных техниках, давая возможность огромному числу людей любоваться красотой своих творений. Предметы и украшения ручной работы в наше время стали очень модными, актуальными и ценятся высоко, но стало всё сложнее создать оригинальные вещи, поскольку рынок переполнен. Тем не менее я решила попробовать себя «мастером»в данном виде декоративно-прикладного творчества.
Как – то я застала свою тетю за изготовлением интересных вещиц, заинтересовалась ее работами и попросила разрешения попробовать. Это были красивые вещицы с использованием эпоксидной смолы. Этим видом декоративно-прикладного творчества я занялась три месяца назад. Мне понравились необычный вид и фактура, которую даёт при застывании эпоксидная смола, её широкие возможности для воплощения самых фантастических идей.
Попросила маму приобрести все необходимые материалы для работы и приступила к выполнению. Все оказалось непросто, но очень интересно. Информацию о тонкостях технологических процессов с эпоксидной смолой я нашла в Интернете. А эскизы для своих работ я создавала сама и экспериментальным путём воплощала их в реальность.
Мне захотелось опытным путём раскрыть все возможности такого материала как эпоксидная смола, при изготовлении украшений и аксессуаров, полезных в быту вещиц, а также научиться тонкостям работы в этом виде декоративно-прикладного творчества.
Цель:изготовить предметы декора, украшения из эпоксидной смолы.
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу;
Подготовить материалы;
Изготовить предметы декора, украшения с использованием эпоксидной смолы;
Презентовать свои работы, возможно реализовать.
Гипотеза: если овладеть навыками работы с эпоксидной смолой, то можно создавать достойные работы.
Для выполнения работы я использовала методы наблюдения и сравнения. Большинство технологий изготовления я практиковала не один раз, пытаясь добиться нужного результата. Работы, выполненные в одной технике, получаются всё равно разные, очень увлекательно и интересно сравнивать их между собой. Часто пользовалась интернет источниками для освоения новых технологий, но и не редко пыталась воплотить так называемые фантазии со смолой, которых ещё нигде не видела сама. Очень заманчиво пробовать что-то новое, чего ещё ни разу не воплощал в реальность. Ведь смолу можно назвать «непредсказуемым веществом», каждый раз она удивляет по-новому!
Считаю, что новизна моей работы заключается в использовании, например, чернил из стержней шариковой ручки, которые используются в качестве красителя для заливки работ в молды (формы).
1. Основные сведения об эпоксидной смоле
История появления эпоксидной смолы.
Слово "эпоксид" образовано от двух греческих корней: epi - "над" и oxy - "кислый". История возникновения и широкого развития эпоксидных соединений восходит к началу прошлого столетия, когда в 1908 г. известным русским химиком Н.А. Прилежаевым была открыта реакция с образованием эпоксидных соединений, получившая его имя.
Рис.1
В 1936 г. швейцарский учёный П. Кастан синтезировал низковязкую смолу янтарного цвета, которая при взаимодействии с определёнными компонентами переходила в неплавкое и нерастворимое состояние. Он предложил применять такие смолы в производстве зубных протезов и некоторых литых изделий.
В конце 1950-х гг. были синтезированы новые эпоксидные смолы (ЭС), отличающиеся от вышеописанных и получившие название эпоксидно-диановых. В конце 1960-х гг. промышленностью было освоено производство не менее 25 типов этих смол. В то время термин «эпоксидные смолы» стал общим, и сейчас он относится к целому классу материалов.
Следующие 30 лет характеризовались бурным ростом производства ЭС. К началу 1990-х гг. их потребление в странах Западной Европы составляло около 200 тыс. т/год, в США—примерно 180 тыс. т, в Японии — около 150 тыс. т, причем 2/3 мирового производства приходилось на два крупнейших международных концерна – в США и Великобритания.
Изделия из эпоксидной смолы.
Выполняет функцию связующего компонента в процессе производства армированного пластика и защитных покрытий.
Востребованная практически во всех отраслях промышленности эпоксидная смола, с точки зрения химического строения, представляет собой синтетическое олигомерное соединение, которое используется в комплексе с отвердителями, способствующими завершению процессов полимеризации. Именно эти процессы, после завершения которых, эпоксидная смола готова к использованию, определяют ее технические и эксплуатационные характеристики.
Из смолы можно сделать очень много интересных работ, такие как:
Ювелирные работы (кольца, серьги, кулоны, браслеты);
Заливки на деревянные основы (доски, подстаканники на деревянной основе, крышки от банок, столы);
Расчёски, подносы, тарелочки, подстаканники, картины, часы, ёлочные игрушки, подставки для телефона, брелоки, броши, подставки для украшений, органайзеры и многое другое…
Рис.2
Инструменты и материалы.
Виды эпоксидных смол.
В эпоксидной смоле есть два компонента – основной компонент, как правило его называют компонентом А и второй компонент отвердитель, его называют компонентом Б.
При покупке эпоксидной смолы, предоставляется инструкция, в которой сказано, в каких пропорциях замешивать два компонента. Смола бывает жидкая, средней вязкости, густая, термо-смола и ювелирная смола.
Для каждого изделия нужна определённая смола.
Для украшений подойдет смола средней вязкости или ювелирная смола.
Для подстаканников густая, термо-смола и средней вязкости.
Слово «смола» вызывает обычно ассоциацию с природным происхождением вещества. В данном случае речь идет о химическом продукте. Внешне глазурь представляет собой прозрачную жидкость, в составе которой есть два компонента: смола и затвердитель. При соединении вещества вступают в химическую реакцию, полимеризуясь друг с другом.
Температура отвердения эпоксидной смолы варьирует от -10 до +200°С в зависимости от вида применяемого состава. Различают смолы холодного и горячего отверждения. Эпоксидная смола и отвердитель холодного типа используется чаще всего в быту, на производствах с малой мощностью и там, где не допускается термическая обработка.
Рис.3
2.2 Молды для заливки эпоксидной смолы.
Молд – силиконовая форма для создания изделий из эпоксидной смолы.
Молды бывают разного качества и формы. Для разных видов изделий существуют разные формы.
Качественные силиконовые молды, сделаны из хорошего силикона, который выдерживает температуру смолы и на протяжении 7-10 заливок остаётся глянцевым. Изделие с каждой заливкой становится матовым. Также со временем у молда может прогнуться дно, что может привести к плохому качеству изделия. В таком случае, лучше отказаться от данного молда и заменить его на новый, так как это влияет на качество изделия. Существует специальный силикон для создания прототипа вашему старому молду. На ощупь он, как пластилин. Из него очень легко сделать прототип старому молду, всего лишь замешав 2 компонента и слепив новый контур для формочки. Для того чтобы у изделия было гладкое дно, понадобится ОРГ стекло.
Рис.4
Красители для эпоксидной смолы.
Для того, чтобы у изделий был цвет, подходящий под интерьер и настроение в них добавляют различные красящие вещества. Красители бывают разные, поэтому они могут создавать разные эффекты.
Плотные красители
Смола, сама по себе прозрачная и при окрашивании плотными красителями, она теряет свою прозрачность и становится однотонной.
Полупрозрачные красители
Не всегда при работе со смолой нужен плотный цвет, ведь иногда он может перекрыть всю красоту изделия. Для этого есть специальные полупрозрачные красители, которые придают лёгкий цвет.
Пигменты
Пигмент - это сухой блестящий или перламутровый краситель. Их в основном используют в случае, когда хочется придать смоле блестящий или перламутровый цвет. Бывают даже пигменты, которые светятся в темноте, их называют люминофорами.
Спиртовые чернила.
Не так давно стали популярны картины со спиртовыми чернилами. Смолянисты решили опробовать их в работе со смолой. Благодаря чернилам, в эпоксидной смоле появилось множество различных узоров и техник.
Рис.5
2.4. Декоративные элементы для эпоксидной смолы.
В каждом изделие есть своя «изюминка». Эту, так называемую изюминку может создать декор в эпоксидной смоле.
Какой бывает декор в эпоксидной смоле?
Поталь (листовая или крошка)
Блёстки
Камни
Ракушки
Песок
Стеклянная крошка
Бисер
Сухоцветы и т.д.
Зачем нужен декор в эпоксидной смоле?
Декор в эпоксидной смоле используют, как акцент на чём-то. Например, в интерьере присутствуют золотые цвета, подойдут подстаканники с золотым акцентом.
Рис.6
Инструменты для работы с эпоксидной смолой.
Инструменты:
Весы
Деревянные палочки
Мини газовая горелка
Салфетки сухие и влажные
Спирт
Скатерть
Маникюрный набор, дрель, гравёр, свёрла
Бумажные и пластиковые стаканчики
Материалы:
Эпоксидная смола;
Отвердитель для ЭС;
Декоративные добавки;
Силиконовые молды;
Красители для эпоксидной смолы;
Поталь жидкая.
Рис. 7
3. Технология заливки изделий из эпоксидной смолы в молд
3.1. Технологии заливки.
Существует множество разных техник работы в эпоксидной смоле.
Я знаю техники, такие как:
Акварельный цветок;
Байкальский лёд;
Море;
Гранат;
Мрамор;
Air flower;
Рельеф;
Млечный путь;
Петри;
Лимон, лайм, груша;
Срез камня;
Premium;
Источников для освоения техник очень много. Можно искать социальных сетях, но подробностей и нюансов сказано не будет. Для этого существуют специальные платные онлайн мастер-классы. Там всё расскажут и покажут подробно.
Рис. 8
3.2. Особенности работы с эпоксидной смолой
Процесс полимеризации сопровождается выделением тепла. В результате химической реакции смола может нагреваться до 60 градусов. Эту особенность нужно учитывать при выборе заливочных форм, желательно, чтобы они были термоустойчивыми. Предварительный разогрев исходных компонентов ускоряет процесс полимеризации. При повышении температуры повышается текучесть смолы и снижается ее вязкость.
Заливка эпоксидной смолой мелких деталей будет происходить быстрее и качественнее, если раствор предварительно прогреть до 25–30оС. Затем в него вводится наполнитель и только после этого отвердитель. Понижение температуры воздуха и избыток влаги негативно влияют на полимеризацию.
При таких условиях процесс может слишком затянуться или вообще не дойти до завершения. Добиваемся нужной консистенции. Пока эпоксидная смола для бижутерии не вступила в стадию полимеризации, она сохраняет свойства вязкой жидкости.
Особенности работы:
Рабочее место застелить полиэтиленом (файл), он не даст эпоксидной смоле протечь на стол (бумагу она пропитывает и стол пачкается), к тому же к полиэтилену эпоксидная смола не прилипает;
эпоксидную смолу можно подкрашивать. Чем: специальными тоннерами (обычно они дорогие), чернилами от ручек (обычных и гелиевых, чернил нужно совсем чуточку), краской, которая внутри фломастеров и маркеров, витражными и акриловыми красками;
НЕЛЬЗЯ допускать попадания воды в эпоксидную смолу или отвердитель, или в уже смешанные компоненты. Поэтому не стоит работать с эпоксидной смолой при высокой влажности воздуха (она плохо застынет);
не стоит работать с эпоксидной смолой при температуре воздуха ниже 22 градусов, есть риск того, что она плохо застынет;
от холода (если зимой на балконе держать) в смоле могут появиться крупинки или хлопья, тогда смолу нужно нагреть до 40-60градусов и тогда она придёт в изначальное состояние;
ускорить время, застывания эпоксидной смолы можно повысив температуру воздуха (поставить на батарею, например). Не делайте температуру слишком высокой, иначе эпоксидная смола может закипеть, образуя много пузырьков;
эпоксидная смола очень текучая, она стремиться стечь вниз, поэтому ее нельзя использовать в качестве лака для рельефных объектов;
если вы делаете линзы на плоских заготовках - следите, чтобы поверхность, на которой это все происходит, была горизонтальной, иначе с одной стороны линзы будет выше, чем с другой;
если линза не покрывает края заготовки, а как бы сползается к центру, значит, либо эпоксидной смолы было налито мало, либо и мало и слишком жидкой. Можно исправить залив еще одним слоем;
если близко к поверхности эпоксидной смолы появился пузырек - подуйте на это место через трубочку для напитков, или ещё что-то и пузырек лопнет;
если эпоксидная смола попала на руки, то оттереть ее легко с помощью спирта, а потом вымыть руки с мылом, при попадании в глаза - рекомендуется обратиться к врачу.
Рис. 9
3.3. Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой.
1.Всегда необходимо работать в одноразовых перчатках и одевать защитные очки, если возможны брызги.
2.Работать следует в респираторе. Смола может вызвать раздражение кожи.
3. Избегайте прямого контакта смолы, отвердителя и их смеси с кожей и работайте в перчатках и защитной одежде.
4.Попавшую на кожу смолу смывайте спиртом сразу после контакта. Никогда не пользуйтесь для этих целей растворителями, водой.
5. Помещение должно регулярно проветриваться!
Рис. 10
3.4. Дополнительная обработка изделий из эпоксидной смолы.
К дополнительной обработке изделий при работе с эпоксидной смолой относятся опил изделий, финишное покрытие.
Опил изделий.
После полного высыхания изделия можно заметить лишние кусочки, недолитую смолу и прочие проблемы. Для этого изделие и опиливается.
Иногда у изделий бывают острые края, чтобы они были гладкими и ровными изделия опиливают
Чем можно опиливать изделие?
Существует множество разных вариантов для опиливания изделий. Чаще всего используют машинку для маникюрного набора и гравёр.
Фрезы для опиливания изделий.
Для разного опила изделий бывают разные фрезы. Для спила острых краёв нужны более острые фрезы, а для шлифовки плоские.
Финишное покрытие изделий.
Я говорила ранее, что после 7-10 заливок молд теряет глянец на дне, а это означает, что поверхность изделия становится матовой. Чтобы вернуть изделию глянец нам может помочь финишное покрытие.
Как наносить финишное покрытие?
После полного застывания изделия и по желанию наносится финишный слой. Перед этим на ватный диск наносится спирт и поверхность изделия обезжиривается. После мы замешиваем смолу в правильных пропорциях. Далее деревянной палочкой мы наносим эпоксидную смолу поверх изделия.
Во время финишного покрытия на изделие можно сверху положить камешки, фурнитуру для броши, блёстки, перламутр. Иногда с помощью финишного покрытия наносится рисунок
4. Экономическое обоснование изделий из эпоксидной смолы.
Следует отметить так же и экономическую составляющую моей работы
Наименование |
Цена |
Себестоимость изделия |
Эпоксидная смола (2 компонента) |
960 руб. за кг |
415 руб. за 432грамма |
Краситель (2 шт.) |
150 руб. шт. |
35 руб. |
Пигмент |
270 руб. |
25 руб. |
Поталь |
290 руб. |
29 руб. |
Блёстки |
150 руб. |
15 руб. |
Прочее и молд |
- |
490 руб. |
Итого: |
- |
1000 руб. |
Я подсчитала, сколько затрачено средств на материалы для изготовления подставок и подноса - 1000 рублей.Стоимость каждого изделия может меняться в зависимости от использования дополнительных материалов и объема выполненной работы.
Фурнитура для изделий из эпоксидной смолы.
В эпоксидной смоле есть разные направления и во всех направлениях есть своя фурнитура. На брелках это карабины, на брошках булавки, на серёжках швензы и штифты. На часах стрелки, цифры, механизм. Для кулонов кольца, верёвочки или цепь.
Рис. 11
6. Реализация изделий из эпоксидной смолы.
Практическая значимость работ, состоит, в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества позволяет реализовать продукты собственного производства. В данный момент изделия реализуются в ремесленном подворье «Твоя Полка». Но также изделия можно приобрести в ВКонтакте: more.lavanda_
Рис. 12
Заключение
Выполнив проект, я справилась со всеми поставленными задачами:
Изучила литературу по данному вопросу;
Подготовила материалы;
Изготовила предметы декора, украшения с использованием эпоксидной смолы;
Презентовала свои работы, пробую реализовывать.
По праву изделия из эпоксидной смолы можно считать произведениями искусства, так как использую одни и те же материалы, одну и ту же технику невозможно изготовить одинаковые изделия. Выполняя проектную работу, я убедилась, что эпоксидная смола обладает уникальными свойствами:
Разными степенями вязкости;
Имеет «Время жизни»;
Изменяет температуру в процессе изготовления изделий;
Реагирует на плотность красящего вещества;
Работая над проектом, я получила новый и ценный опыт, научилась изготавливать изделия с использованием эпоксидной смолы, оформлять и декорировать украшения, получила интересную информацию об эпоксидной смоле, её свойствах и областях применения. К тому же это занятие принесло мне большое удовольствие. Впереди у меня ещё много планов, которые мне очень хочется воплотить в жизнь.
Список литературы
Богдасаров, Максим Ископаемые смолы Евразии / Максим Богдасаров. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. - 108 c.
Межотраслевые правила по охране труда при работе с эпоксидными смолами и материалами на их основе. - Москва: Машиностроение, 2002. - 293 c.
Пауэрс, П. О. Синтетические смолы и каучуки / П.О. Пауэрс. - М.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1990. - 280 c.
Родькина, Ирина Грунтовые композиты с добавлением карбамидной смолы / Ирина Родькина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. - 196 c.
Шадрин, Адихан Запах смолы / Адихан Шадрин. - М.: Нижне-Волжское книжное издательство, 1979. - 368 c.
Список интернет -ресурсов
1. Красители, колеры и пигменты для эпоксидной смолы -https://epoxymaster.ru/krasiteli/?yclid=434971696722123716
Наждачная бумага и шлифовальная шкурка -
https://oborudka.ru/favorit10/18.html
3. Силиконовые формы и молды для эпоксидной смолы -
https://epoxymaster.ru/silikonovye-formy-i-moldy/?yclid=434936415973827188
4. Эпоксидная смола - https://smola20.ru/silikonovye-moldy/mold-dlya-ukrasheniy-koltso-shirokoe-/?ymclid=16069067223269379888500001
5. Украшения из эпоксидной смолы: фото и мастер-классы-
https://svoimi.rukami.klubokidei.com/668837527348840738/-ukrasheniya-iz-epoksidnoj-smoly-foto-i-master-klassy/ .
6. Ярмарка Мастеров -https://www.livemaster.ru/tag/item/3379011/ukrasheniya-iz-epoksidnoj-
Приложение 1
Технология выполнения работы
Рис. 13 |