Душа, пролившаяся краской

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Душа, пролившаяся краской

Саракула С.Е. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1» (ГУО «Могилёвская городская гимназия № 1»)
Жигирева И.А. 1
1государственное учреждение образования «Могилёвская городская гимназия № 1»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Природа красками ликует,
И пчёлы радостно гудят…
Вновь май нас батиком балует,
И плавит сердца рафинад!!!

Н.Самоний

Так случилось, что я левша! Как известно – это нестандартные и креативные люди. И мама решила во что бы то ни стало развивать во мне творческие способности. Долго мы искали творческую студию для меня, много занятий перепробовали и остановились на очень забавной и нестандартной «Художке». Что в ней такого необычного и интересного, спросите вы меня? А то, что дети там могут воплотить в реальность любые свои творческие идеи. И, кстати, художественный руководитель студии тоже левша!

Идея создать картину в стиле батик у меня появилась после просмотра передачи про Индонезию [5]. В этой стране батик является одним из древнейших видов прикладного искусства. А узоры батика, обычно встречающиеся на ткани или одежде, также являются частью декора изделий ручной работы, предметов быта и ювелирных изделий.

Цель проекта: создание картины в технике батик.

Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:

– изучить историю возникновения батика;

– познакомиться с различными видами батика;

– провести сравнительный анализ материалов и инструментов для изготовления картины;

– освоить технологический процесс изготовления картины.

Актуальность проекта состоит в том, что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия, выражать свою индивидуальность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1 История возникновения батика

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «капля воска» или «рисование горячим воском». Часть слова «ТИК» означает «точка», «капля», «БА» – «хлопчатобумажная ткань». [1]

Существует яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь – зеленый, желтый, синий – и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия. [2]

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чантинга» (тьянтинг). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке-ручке. (Приложение А)

Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе со всеобщим увлечением стилем «модерн». Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Рисунок был незамысловатым, диктовался правилами и духом времени, в нем не было индивидуальности; но постепенно в 70-е годы техника батика получила второе рождение в виде «авторских» батиков.

Глава 2 Виды батика

Уникальность батика в том, что художник, нанося краски, не может с точностью сказать, как они растекутся и смешаются. Повторить можно только контур, окраска в любом случае будет отличаться, благодаря чему каждая картина или вещь, выполненная в технике батик, будет единственной в своем роде. Существует несколько видов батика: холодный, горячий, узелковый, свободный. (Приложение Б)

2.1 «Горячий» батик

Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом. Это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным – аристократам. Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XVII веке, когда был изобретен «чантинг».

2.2 «Холодный» батик

Родина «холодного батика» – Россия. В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Холодный батик позволяет получить рисунок, напоминающий изображение, сделанное мокрой акварелью.

В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. Затем наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом, должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 минут. После полного высыхания резерва ткань можно расписывать красками.[3]

2.3 «Узелковый» батик

Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани. Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Как правило, узелковым батиком оформляют праздничную одежду.

2.4 Свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

«Акварельная техника» – ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;

«Трафаретная техника» – рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя;

«Графика по свободной росписи» – создается с применением солевой техники.

Каждый вид батика развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться). Все эти виды ручной росписи доступны и эффектны, а также позволяют решать любые ваши творческие задачи – будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или декоративного панно.[4]

Глава 3 Создание картины в технике батик

3.1 Выбор материалов и инструментов

Процесс изготовления картины начинается с выбора вида батика, создания её эскиза или трафарета. Я остановила свой выбор на виде – холодный батик. Идея картины – песни лета.

Мы подготовили материал, на котором можно рисовать. Обычно для батика используется шелк. Но можно использовать и другие материалы, такие как хлопок или сатин. Я выбрала сатин. Далее подготовили красители на водной основе. Резерв (контур) является основой для техники холодного батика. Резерв представляет собой полужидкое адгезивное вещество, которое отделяет окрашенные области на ткани. Далее нам необходимы кисти и губки, контейнер с водой для мытья кистей, бумажные салфетки для сухих щёток, палитра для смешивания цветов.

3.2 Последовательность работы над картиной (Приложение В)

Этап 1 Создание эскиза

Главное требование при создании эскиза – картинка должна быть с четко выраженными замкнутыми контурами, точь-в-точь как детская раскраска. Я выбрала шаблон, который можно разделить на ограниченные замкнутые области одного цвета. Мне хотелось чего-нибудь яркого и необычного.

Этап 2 Перенос рисунка на ткань

Рисунок перенесла на ткань тканевым карандашом. Ткань должна слегка просвечивать. Если не виден четко контур картинки сквозь ткань, можно прикрепить бумагу с эскизом и лоскут ткани на стекло при помощи малярного скотча.

Этап 3 Нанесение резерва на ткань

 Затем закрепила и растянула картинку на основе. Пластиковый тюбик мне заполнили резервом. Мой резервный контур должен следовать шаблону равномерно и четко. Каждый цвет должен быть замкнут, чтобы предотвратить случайное просачивание краски. Если мне казалось, что толщина контура недостаточна, то я проходила резервом вторично. После нанесения резерва работу необходимо оставить на несколько часов, а лучше до следующего дня. Резервирующий состав должен хорошенько застыть. Как проверить, надежен ли контур? Мочить водой каждую ячейку в отдельности. Если вода не перетекла за границу, то есть ткань осталась сухой за контуром – все отлично. Если же есть небрежность – надо пройти резервом еще раз.

Этап 4 Нанесение красителя на ткань

Чтобы краска равномерно растекалась, увлажнила ткань водой из пульверизатора. Затем нанесла на палитру краски, замешала нужные оттенки. Набирала кисточкой краску и капала в нужную ячейку на картине, подальше от контура. Капля сама растекалась. При необходимости помогала ей кисточкой. Красители наносила не только кистью, но и ватным тампоном.

После полного высыхания работы я закрепила рисунок. Для этого переложила его с обеих сторон хлопчатобумажной тканью и хорошенько прогладила сначала с паром, затем без пара. Краски закреплены, ткань можно легко стирать вручную при температуре не выше сорока градусов, впрочем, как и любую деликатную ткань.

Этап 5 Закрепление ткани на раме

Мы взяли раму соответствующего размера и прикрепили к ней ткань. Ткань должна быть прочно натянута, в этом мне помогла Ксения Юрьевна, мой художественный руководитель.

Моя картина полностью высохла. Мое прекрасное творчество завершено. Это восхитительное хобби и приятный способ выразить свою креативность и раскрыть талант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель, поставленная в начале работы над проектом, достигнута: мною создана картина в технике батик.

В процессе изготовления своего маленького шедевра я узнала много интересного. Познакомилась с историей и традициями другого народа. Нашла ответы на множество волнующих меня вопросов о различных видах батика. Провела исследование материалов и инструментов, используемых для создания картин в этой технике. В творческий процесс вовлекла своих друзей и родных. Получила огромное удовольствие и массу положительных эмоций от понравившегося занятия.

Кроме того, я научилась аккуратности, терпению и старательности в работе. И, что немаловажно, поверила в себя! Теперь я знаю: если хочешь чего-то добиться, нужно очень сильно постараться, приложить максимум усилий и всё получится!

А комнату моей бабушки теперь украшает картина «Песни лета», сделанная своими руками с любовью. (Приложение В)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Батик – это разнообразные способы ручной росписи ткани [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://multiurok.ru/files/batik-eto-raznoobraznyie-sposoby-ruchnoi-rospisi-t.html.

2. ЛЕГЕНДА «Разноцветный дождь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://balibatik.livejournal.com/25100.html.

3. Конспект урока «Волшебный батик»[Электронный ресурс]. – Режим доступаhttps://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-volshiebnyi-batik.html.

4. Возникновения батика. Батик в России. Страницы истории. Особенности шелковых тканей[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://mylovkach.ru/vozniknoveniya-batika-batik-v-rossii-stranicy-istorii.html.

5. Индонезия. Уникальный репортаж с острова Ява. 15 серия. Мир Наизнанку – 5 сезон [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://yandex.by/video/preview/13031985416597061857.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЧАНТИНГ ДЛЯ «ГОРЯЧЕГО» БАТИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВИДЫ БАТИКА

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

ГОРЯЧИЙ БАТИК

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

Этап 1 Создание эскиза

Этап 2 Перенос рисунка на ткань

Этап 3 Нанесение резерва на ткань

Этап 4 Нанесение красителя на ткань

Этап 5 Закрепление ткани на раме

Просмотров работы: 58