Тема: «Секретная леди, «поющая» огненными хвостами»
«Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какой ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!»
Р. Рождественский
I. Введение
1. Актуализация.
Недавно на уроке изобразительного искусства нам было дано задание – выполнить презентацию о жанрах живописи. Подбирая материал о батальном жанре, увидела диораму Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна» и обратила внимание на яркие огненные вспышки от зенитных орудий.
Вспомнила, как папа мне рассказывал о ракетных установках Великой Отечественной войны, приводящих в ужас противника, сводящих на нет любую оборону. Это оружие стало одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.
Мне захотелось узнать более подробно об этих загадочных ракетных установках, о том, как представлены они в произведениях живописи. Исследовать, какими средствами художник может передать мощь оружия на полотне. Хочется попробовать свои силы в роли художника-баталиста, поэта, искусствоведа.
Я решила провести исследование произведения искусства, отображающего историю развития самой загадочной и грозной техники Великой Отечественной войны.
2. Гипотеза.
Если в истории существует много примеров открытий в области военной техники, то почему именно это оружие вызывало у людей желание сочинять в честь него песни стихотворения, частушки, давать ласковые прозвища, воспевать его мощь в произведениях живописи?
3. Цель и задачи.
Цель: Исследование диорамы Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна», как художественного произведения, отображающего историю развития легендарной техники Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Углубить знания о ракетных установках «Катюша» времен Великой Отечественной войны и их вкладе в победу.
2. Проанализировать диораму Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки
Манштейна».
3. Найти произведения живописи, отражающие мощь и совершенство данной техники.
4. Выполнить работу в батальном жанре.
5. Попробовать свои силы в роли поэта.
4. Объект, предмет исследования
Объект – народная любовь к установке БМ-13, вызывающая творческий порыв.
Предмет – диорама Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна»
5. Методы исследования.
Метод – это способ достижения цели исследования; путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
В работе я использовала теоретические и эмпирические методы исследования:
изучение литературы и интернетресурсов о ракетных установках БМ-13;
обобщение и систематизация собранных материалов;
анализ художественного произведения;
сравнение изображений разных авторов на данную тематику;
систематизация знаний о БМ-13 и применение их в творческой работе;
анализ результатов работы.
II. Основная часть
Понятия.
Установка БМ – 13 – это советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Батальный жанр (от франц. bataille — битва) – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.
БСЭ
Батали́ст, художник-баталист — живописец, создающий произведения батального жанра, то есть сцены сухопутных и морских сражений, военных походов и военного быта.
Диорама – это картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, напр. для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Диорама занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность диорамы есть переменное освещение. Диорама изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописью (в частности, дагерротипией). Перемена освещения в диораме производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие.
ЭС Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Композиция картины (от лат. compositio - составление, сочинение) – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Художественная энциклопедия
Колорит (итальянское colorito, от латинского color — цвет, окраска) – это , система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
БСЭ
Средства художественной выразительности – это цвет (колорит), композиция рисунок, пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура)
Словарь «Искусство»
История создания установки БМ – 13
В сё началось с разработки реактивных снарядов на основе дымного пороха в 1921 году. Участие в работе над проектом принимали Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев из газодинамической лаборатории. К 1933 году работа была практически завершена и начались официальные испытания. Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки. Эти снаряды были прототипами тех, что позже использовались на "катюшах". Доработкой занималась группа разработчиков Реактивного института.
В 1937-38 годах реактивные снаряды данного типа были приняты на вооружение военно-воздушными силами Советского Союза. Их использовали на истребителях И-15,
И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2.
С 1938 по 1941 годы в Реактивном институте шла работа по созданию многозарядной пусковой установки, смонтированной на базе грузового автомобиля. В марте 1941 года были проведены полигонные испытания установок, получивших название БМ-13 - Боевая Машина 132 мм снарядов.
Н а боевых машинах стояли осколочно-фугасные снаряды калибра 132 мм под названием М-13, буквально за несколько дней до начала войны пущенные в серийное производство. 26 июня 1941 года в Воронеже была завершена сборка двух первых серийных БМ-13 на базе ЗИС-6. 28 июня установки прошли испытания на подмосковном полигоне и поступили в распоряжение армии. Производство БМ-13 было налажено на заводе им. Коминтерна в Воронеже, а также на московском "Компрессоре". Производство снарядов было организовано на московском заводе им. Владимира Ильича. За время войны было разработано несколько модификаций реактивной установки и снарядов к ней.
Через год, в 1942-ом, были разработаны снаряды калибром 310 мм. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, которая монтировалась на шасси грузовой автомашины.
Г лавный конструктор А.Г. Костиков
Число направляющих - 16
Длина направляющих - 5 метров
Вес в походном снаряжении без снарядов - 5 тонн
Переход из походного положения в боевое - 2 - 3 минуты
Время на заряжание установки - 5 - 8 минут
Продолжительность залпа - 4 - 6 секунд
Тип снаряда - реактивный, осколочно-фугасный
Калибр - 132 мм
Максимальная скорость снаряда - 355 м/с
Дальность - 8470 метров
Вывод:
Правительство Советского Союза, предвидя неизбежность войны, уделяло большое внимание разработке и созданию новой реактивной техники. Вооруженные силы остро нуждались в оружии массового поражения противника. И таким оружием победы стала система залпового огня БМ-13. Это была прогрессивная военная техника того времени, не имевшая аналогов в мире.
Роль в военных действиях.
Э кспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова впервые приняла участие в боях 14 июля 1941 года за занятый накануне немцами город Рудня. Два дня спустя это же соединение обстреляло железнодорожную станцию Орша и переправу через реку Оршица.
7 октября 1941 года под деревней Богатырь, Вяземского района, Смоленской области, немцам удалось окружить батарею. Враг обстреливал со всех сторон. Силы были неравными, но бойцы бились отчаянно. Израсходовав последние снаряды, Флёров взорвал пусковые установки.
Во время военных действий БМ – 13 занималась на суше тем, чем занималась авиация – ковровыми бомбардировками. Т.е. созданием ада на земле в отдельно взятом квадрате территории. У немцев она называлась «сталинский орган» из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов.
Представить себе, что значит оказаться под ударом БМ-13, сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и немцев, и советских солдат), это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. В течение 10 секунд одновременно разрывалось 200 снарядов, земля дрожала, всё пылало. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает по-разному - скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей, взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнем, ракетный обстрел сводил с ума выживших.
Тактика применения БМ-13 была такой: в самом начале наступления, когда требовалось взломать оборону врага, реактивная артиллерия образовывала так называемый "огневой вал".
В начале обстрела реактивные минометы "обрабатывали" первый рубеж обороны. Затем огонь переносился на укрепления второй линии, а пехота занимала окопы и блиндажи первой. Пехота шла по выжженной полосе земли шириной в несколько километров, на которых не оставалось никаких следов тщательно подготовленной обороны.
Сзади вдруг раздался скрежет, гул, и через нас на высоту полетели огненные стрелы... На высоте все покрылось огнем, дымом и пылью. Среди этого хаоса вспыхивали огненные свечи от отдельных взрывов. До нас донесся страшный грохот. Когда все это улеглось и раздалась команда "Вперед", мы заняли высоту, почти не встретив сопротивления, так чисто "сыграли катюши"... На высоте, когда мы туда поднялись, увидели, что все перепахано. Следов от окопов, в которых находились немцы, почти не осталось. Было много трупов вражеских солдат. Раненных фашистов перевязывали наши санитарки и, вместе с небольшим количеством оставшихся в живых, отправляли в тыл. На лицах немцев был испуг. Они еще не поняли, что с ними произошло, и не оправились после залпа "Катюш".
И з воспоминаний ветерана войны Владимира Яковлевича Ильяшенко (опубликовано на сайте Iremember.ru)
Усыпенко Ф.П. Батарея капитана Флерова в боях под Москвой, автолитография, 1966
Воевать на БМ-13 было почетно, но невероятно тяжело. Заряжать приходилось вручную. Один снаряд весил 42 кг. Его надо было поднять на высоту человеческого роста и закрепить на направляющих. Плечи огневиков, заряжавших установки, были истерты до крови, гимнастерки и шаровары от грязи и смазки на снарядах казались кожаными. Лица от пороха и дыма были черными.
Вывод:
Роль в военных действиях реактивных установок БМ-13 колоссальна. Минометные части были очень мобильны, а поэтому неуязвимы. Гвардейцы-минометчики были незаменимы там, где надо было прорвать хорошо подготовленную оборону противника. Установки БМ-13 наводили ужас на немцев. После обстрела пехота уже не встречала яростного сопротивления.
Высокую оценку эффективности гвардейских орудий в своих воспоминаниях дал маршал Г.Жуков: «Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений…»
4. Происхождение прозвища «Катюша»
В целях сохранения секретности руководство настоятельно рекомендовали называть установку БМ-13 как угодно, лишь бы не раскрывать подробностей её характеристик и назначения. По этой причине солдаты первое время называли БМ-13 "гвардейским миномётом". Установки были настолько охраняемой военной тайной, что в ходе боевых действий категорически запрещалось использовать традиционные команды вроде "огонь", "залп" или "пли". Их заменили на команды "играй" и "пой", для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрогенератора.
По первой версии прозвище поизошло от названия ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было одно из первых боевых применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Так и пошло:
«Выходила на берег Катюша…
Выходила, песню заводила…»
Вторую версию выдвинули военные специалисты. Полигонщики называли БМ-13 по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно – «КАТ». На полигонах слово «КАТ» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши».
По третьей версии прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
Четвертая версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его-то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)
Пятая версия. Согласно одной из солдатских легенд, однажды один боец написал на БМ-13 имя своей любимой — «Катюша» — и это прозвище, изначально данное отдельной машине, быстро прижилось
Вывод:
Советские воины с огромной любовью относились к реактивной установке «Катюша». Уверенно шли в атаку, когда знали, что будут поддержаны залпом этих орудий. Много человеческих жизней было сохранено благодаря «песне катюш». Народная любовь к этому оружию была безгранична. И как любое сильное чувство, вызывала творческий порыв. Воины ласково называли установку «Катюшей» и относились к ней, как к живой.
5. Анализ диорамы Ф.П.Усыпенко
«Разгром ударной группировки Манштейна»
5.1. О художнике.
Усыпенко Федор Павлович (1917-2000)
Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член Союза художников СССР. График. Военный художник Студии им. М. Б. Грекова, автор картин и диорам на военно-патриотическую тему. Один из участников восстановления панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва».
Родился в 1917 году в с. Водино Куйбышевского района Запорожской области. Учился в 1933—1937 гг. в Московском художественно-промышленном техникуме им. М. И. Калинина у С. Ф. Николаева, Б. Н. Ланге, Е. Г. Теляковского, в 1938— 1939 гг. — в Студии им. М. Б. Грекова у В. С. Сварога и Е. А. Кацмана, в 1940—1941 гг. в Киевском государственном художественном институте. Участник выставок с 1939 года. Основные произведения: серия работ о военных действиях в советско-японской войне: «На сопках Маньчжурии», «Капитуляция», «Переход советских войск через Большой Хинган» (1945, Центральный музей Вооруженных Сил СССР), «Ответ гвардейцев-минометчиков» (1948, ГТГ), «Бой под Моздоком» (1950, Центральный музей Вооруженных Сил СССР), «Сталинградская панорама» (1962, Волгоградский государственный музей обороны), «Партизаны» (1977, Главное политуправление Вооруженных Сил СССР), диорамы: «Альпийский поход А. В. Суворова» (1952, Музей-заповедник А. В. Суворова» (1952, Музей-заповедник А. В. Суворова в Кончанском-Суворовском Новгородской области, совместно с П. Т. Мальцевым, В. И. Переяславцем, Н. С. При-секиным, А. И. Интезаровым).
В 1995 г. Указом Президента РФ художнику было присвоено звание Народный художник РСФСР. Умер в 2000 г.
«Враг остановлен» «Ночной бой»
5.2. Замысел картины и история создания.
Сталинградская битва является одним из важнейших событий Второй мировой войны - переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.
Сталинградская битва — самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышали два миллиона человек.
Для Советского Союза победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшего к окончательному поражению Третьего рейха в 1945 году.
В основу содержания диорамы положены события, происходившие в декабре 1942 г. юго-западнее Сталинграда. К этому времени немецко-фашистская группировка под Сталинградом была окружена двойным фронтом советских войск. Для деблокирования армии Паулюса немецко-фашистское командование создало новую ударную группу армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. 12 декабря из района Котельниково началось её наступление на Сталинград. Развернулись жестокие бои на небольших степных реках Аксай и Мышкова. Танки «Тигр», преимущественно желтого цвета, предназначенные ранее для военных действий в Африке, шли по заснеженным полям России. У окруживших 6-ю армию противника советских войск было в 2 раза меньше пехоты, в 6 раз меньше танков, в 2,5 раза меньше артиллерии. Они совершили невозможное. За пять дней наши войска отразили 30 контратак, преградив путь на Сталинград. За это время немцы совершили до 1500 самолетовылетов над нашими позициями, сбросив до восьми тысяч бомб. Немецкая операция «Зимняя гроза» провалилась.
5.3. Сюжет.
На полотне запечатлён один из моментов сражения близ Котельниково – бой в районе села Громославка. Здесь героически сражались части и соединения 51-й и 2-й гвардейских армий. Неделю шли бои.
Гвардейские минометчики превращали танки противника в железный лом. Но что последовало за классическим "залпом гвардейских минометов"?
55-й отдельный танковый полк под командованием Ази Асланова противостоял передовым частям группы армий "Дон" Манштейна, пытавшимся прорваться к окруженной 6-й армии.
На полотне изображены командир 1378-го стрелкового полка подполковник М.С. Диасамидзе и командир 55-го отдельного танкового полка подполковник Ази Асланов.
Полковник В.М. Жагала, наблюдая за артподготовкой, позднее писал:
«Земля задрожала от тысячеорудийного залпа. Словно из-под земли взвились клубы порохового дыма и пламени. Белоснежное покрывало на наших глазах стало черным. Огненный смерч уичтожал в стане врага все живое. Вместе с землей и камнями к небу взлетали обломки блиндажей, орудий и танков противника. Такого мощного артиллерийского огня мне еще не приходилось видеть. 55 минут в воздухе стоял сплошной гул. За это время огневая система противника была полностью подавлена»
5.4. Жанр.
Диорама Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна» выполнена в батальном жанре.
Батальный жанр. Истоки развития жанра. Особенности.
Батальный жанр (от фр.bataille – «битва») – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в этом жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
Формирование батального жанра началось в 16 веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен.
В России активное развитие жанра начинается в 18 веке – со времени грандиозных побед Петра Первого и его полководцев.
Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты 20века.
5.5. Материал.
Полотно: холст, масло.
Предметный план: пенопласт, гипс, цемент, натуральный песок, искусственные компоненты, обломки военной техники, колючая проволока, стрелковое оружие, и пушки.
5.6. Композиция.
Зритель находится примерно в одном километре от главного места сражения и, как бы, является участником наступления. На улице день, но солнечные лучи еле пробиваются сквозь завесу дыма. Движутся навстречу друг другу танковые лавины враждующих сторон. Места их столкновений уже отмечены грудами искореженного, расплавленного металла пораженных танков и бронемашин. Сражение идет и в воздухе. Среди густой завесы дыма обозначены силуэты самолетов. Вслед за танками спешит в наступление советская пехота. Кульминационным центром всей композиции становится яростная танковая атака. Под прикрытием танков спешит в атаку пехота.
Нужно отметить мастерство Ф.П.Усыпенко, как художника-пейзажиста, его умение выстраивать линейную, цветовую и воздушную перспективы, его эрудицию в области военной техники, амуниции и атрибутики. Однако детализация не мешает целостному восприятию произведения.
Композиция картины выстроена по диагонали. Композиционным центром является танк в овраге.
К оврагу, где сосредоточены силы противника, направлено движение со всех сторон.
Кругом пылает огонь, от гари черна дорога, снег покрыт слоем пепла. Движения тысяч людей и боевых машин объединены в общую картину боя. На переднем плане диорамы изображен 55-й отдельный танковый полк под командованием Ази Асланова. На данном полотне художник расположил установки БМ-13 в правом верхнем углу на дальнем плане, но огненные залпы орудий привлекают внимание зрителя. Самое яркое пятно на полотне – это зарево от снарядов «Катюши». Краснохвостые ракеты, словно огненные стрелы срываются с направляющих, оставляя за собой в небе беловатые струи. Части Советской Армии, поддерживаемые огнем гвардейских минометчиков, с боем продвигаются метр за метром вперед.
Враг еще силен и неистово агрессивен. Но ему противостоят мужество и самоотверженность освободителей. Всех тех, кто под ураганным огнем бесстрашно идет вперед, тащит на себе орудия, поднимается в атаку, совершает воздушный таран. Многие эпизоды диорамы исторически достоверны. Крупным планом изображены реальные участники штурма: командир 1378-го стрелкового полка подполковник М.С. Диасамидзе и командир 55-го отдельного танкового полка подполковник Ази Асланов. Один передает другому пакет с последними приказами штаба.
5.7. Средства художественной выразительности.
Размеры диорамы позволили художнику показать размах и накал сражения, мужество и массовый героизм пехотинцев, артиллеристов, летчиков и танкистов.
Огромный контраст между спокойствием белоснежного русского поля и тяжелой артиллерией отображает боль России в эти годы. Художник показал, насколько преступна война, насколько она бессмысленна.
Предметный план диорамы - рельефный макет местности с вмонтированными остатками инженерных сооружений, подлинным оружием, обмундированием, снаряжением, собранными на месте боев, придает ещё больше реалистичности. Накал сражения художник подчеркивает выбором цветовой гаммы, это в основном серые, черные, темно-синие тона.
С помощью разнообразных изобразительных приёмов, специального освещения, на смотровой площадке диорамы создается особая эмоциональная атмосфера, рождающая удивительное ощущение реальности изображенных событий и личной причастности к ним. Звучит грозная “музыка” боя: вой самолетов, грохот орудий, крики наступающих.
5.8. Концепция.
Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Весь настрой картины — героизм, бесстрашие и мужество советских воинов, мощь и грозная сила отечественной техники. Торжественным гимном силе духа народа, вере в его победу является данное полотно.
Вывод:
Диорама Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна» находится в Волгограде в музее-панораме «Сталинградская битва». Это картина-декорация, отображающая события 12 декабря 1942 года происходившие в районе Котельниково. На выручку окружённой Советскими войсками армии Паулюса немецко-фашистское командование отправило новую ударную группу армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна. Советские войска оказались меж двух огней, ожесточённые бои шли в течение недели. Противник был разгромлен, потери его колоссальны.
Диорама выполнена высокопрофессионально. С помощью разнообразных изобразительных средств, специального освещения и предметного плана была создана иллюзия реальности происходящего.
Эта картина посвящена героизму, бесстрашию и мужеству советских воинов, мощи и грозной силе отечественной техники. Торжественным гимном силе духа народа, вере в его победу является данное полотно.
6 . «Песнь» знаменитой «Катюши» в произведениях художников-баталистов.
Усыпенко Ф.П.
Ответ гвардейцев-минометчиков, 1949
Блинков А.А.
Залп гвардейских минометчиков, 1947
Усыпенко Ф.П. Бой под Моздоком, 1950
Реактивная установка БМ-13 изображалась на картинах многих художников – баталистов. Рассмотрев полотна Усыпенко Ф.П. «Ответ гвардейцев-минометчиков», «Бой под Моздоком» и Блинкова А.А. «Залп гвардейских минометчиков», я пришла к выводу, что композиция картин с изображением установок БМ-13 строится чаще всего по диагонали. Сами машины располагаются на дальнем плане, но приковывают внимание яркими полосами «огненных хвостов» летящих снарядов. Колорит картин выдержан преимущественно в серо-синих тонах. «Катюши» пишутся художниками на фоне задымленного неба.
7. История песни «Катюша»
Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве есть строки:
"Все мы любим душеньку "Катюшу",
Любим слушать, как она поет,
Из врага вытряхивает душу,
А друзьям отвагу придает".
Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".
На фронте на мотив любимой песни «Катюша» бойцами было придумано множество вариантов куплетов, отражающих применение прославленного одноимённого оружия, например:
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом —
Распевала песенки «Катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..
В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".
В газете Карельского фронта "Часовой Севера" от 25 мая 1943 года был напечатан текст солдатской "Песни о "Катюше" автора, бывшего бойца-пулеметчика Василия Шишлякова:
"Пишет мать родному сыну из колхозного села:
- "Расскажи-ка, милый Ваня, как идут твои дела.
Расскажи мне, как воюешь, сколько фрицев перебил
И какую там Катюшу ты на фронте полюбил".
– "Слушай, мать, родного сына, не тая, скажу тебе:
Сроду я такого друга не встречал еще нигде.
Признаюсь, что Катерина мне мила и дорога.
От любви и дружбы нашей нет покоя для врага".
Интересные сведения о "Катюше"
Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.
В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
Есть мнения, что музыка песни написана не Блантером, так как похожая мелодия звучит у Стравинского в опере «Мавра» 1922, позже адаптированной в «Русский Шансон» 1937.
На премьере 27 ноября песня была спета «на бис» три раза подряд.
В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка».
Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.
* В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Вывод:
Песня «Катюша» стала большим событием в музыкальной жизни военных лет. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа.
Бойцы часто ассоциировали с Катюшей реактивную установку БМ-13. Особое теплое отношение к данной технике солдаты выражали в музыке и поэтических строках.
Эта песня была была хорошо известна и популярна за пределами нашей Родины.
8. Связь г. Саров со знаменитой «Катюшей».
В годы Великой Отечественной войны вся промышленность страны была ориентирована на фронт для Победы. В это время изменился «профиль» Сарова. Накануне войны здесь был создан машиностроительный завод. С 1940 года на нем изготавливали корпуса тяжелых снарядов калибра 152 мм.
Завод работал с начала войны в две смены по 10ч каждая. В 1941 году он стал предприятием оборонного значения и получил номерной знак - №550. Мощности завода позволяли производить по 10 тыс штук корпусов снарядов в месяц.
С конца 1942 года на заводе № 550 началась подготовка к выпуску новой продукции. Ею стали комплекты деталей к снарядам М-13 для реактивных минометов – знаменитых «катюш». Их окончательная сборка производилась на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком. Начиная со второй половины 1943 года, Саровский машиностроительный обеспечивал бесперебойные поставки этой продукции.
III. Заключение
Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна. Нередко на полотнах изображалась военная техника. К установке БМ-13 отношение было особенное. «Катюши» сопровождали мощным огнем наступление войск на всю глубину боя. Солдаты смело шли в атаку, когда знали, что будет поддержка артиллерии. Залпы этой техники деморализовывали немецкие войска и подавляли их волю к сопротивлению. Пленные немецкие солдаты говорили, что «во время огневого налета целые батальоны опускались на колени и молились Богу, прося о спасении от огня русской артиллерии».
Короче всех, но достаточно убедительно высказывались наши солдаты: «Вот это огонь!». Они любили эту технику и давали ей человеческие имена, сочиняли в честь неё куплеты, писали ее на полотнах.
На сталинградском направлении фронта было доказано на практике, что артиллерия способна не только подготовить и поддержать пехоту и танки при прорыве обороны противника, но и сопровождать мощным огнем наступление войск на всю глубину боя и операции. Ярким подтверждением тому является диорама Ф.П.Усыпенко «Разгром ударной группировки Манштейна».
Во времена Великой Отечественной войны установка БМ-13 была новейшим и прогрессивным оружием большой сокрушительной силы. Такой техники не было ни в одной стране мира.
Прошли десятилетия, как отгремела война, а художники вновь и вновь возвращаются к тем событиям. Великая Отечественная война волнует современных художников. Они, продолжая традиции живописцев старшего поколения, по-новому рассказывают о военной эпохе, переосмысливая события того времени.
Искусство периода Великой Отечественной войны и после военного периода, посвященное Великой Отечественной войне несет в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия. Радость побед и горе поражений, смертельные схватки и смелые подвиги, лица простых солдат, медсестер, командиров запечатлены на полотнах художников.
Приложения
Моё творчество
Литературное.
Куплеты о «Катюше»
Распевала славная «Катюша»,
Рассекая залпом облака,
В Сталинградской переломной битве
Вытрясала душу из врага.
Создавала грозная «Катюша»
Над врагом смертельный ураган.
А солдатам согревала душу,
Ударяя громко по басам.
Загудела на поле «Катюша»,
Раскидала пламени хвосты.
Сокрушила волю злого фрица,
Загнала в колючие кусты.
Художественное.
V. Библиографический список, список интернет-ресурсов.
1. Ахромеев С. Ф., Военный энциклопедический словарь — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986.
2.Нестеренко А.И.Огонь ведут «Катюши». http://lib.rus.ec/b/351042/read
3. Латухин А. Н. Минометы ведут огонь. — М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1980.
4. Широкорад А.Б., Отечественные миномёты и реактивная артиллерия. — Минск. Харвест. Москва. АСТ, 2000
5. www.youtube.com/watch?v=nzsVJSZKCu4
6. https://video.yandex.ru/users/ezdyu/view/71/
7. ru.wikipedia.org/wiki/БМ-13
8. ru.wikipedia.org/wiki/Катюша_(оружие)
9. www.stalingrad-battle.ru/index.php?Itemid=13&id=71...com...
10. www.youtube.com/watch?v=fXr0ksBeaZk